приложение к спецкурсу по орфографии.8кл
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Одна из основных проблем современного преподавания русского языка – это орфографическая грамотность учащихся. Причин несколько. Здесь и абстрактность предмета, и несформированная орфографическая зоркость, и низкий уровень чтения. Ещё одной особенностью орфографии является то, что данный раздел изучается на протяжении всего курса русского языка в школе, но не как единый блок. Это во многом оправдано самой структурой программы. Но к концу 9-го класса, когда практически все основные орфографические правила изучены, грамотность письма оставляет желать лучшего. Тем более, что в 8 и 9 классах основным содержанием программы является синтаксис и пунктуация. Возникает необходимость регулярного повторения орфографии. Данный курс предлагает это делать комплексно и целенаправленно, ведь многие орфографические правила, изучаемые разрозненно, имеют общую основу и могут быть представлены в едином блоке, что упрощает их понимание и, следовательно, запоминание. Например, написание не с разными частями речи изучается в соответствующих разделах морфологии. Но правописание не с существительными прилагательными, наречиями практически идентично. И при повторении целесообразно представить это одним правилом. В этом случае правописание не с причастием, отличающееся всего одним пунктом, даётся в сравнении и таким образом также воспринимается легче.
Некоторые темы, требующие подробного разбора, вынесены в отдельные занятия, например, «Одна и две буквы н в суффиксах причастий».
К каждой теме программы прилагается электронный вариант урока или его фрагменты в виде презентации PowerPoint. Презентации содержат теоретический материал, представленный в виде схем или таблиц, само орфографическое правило, алгоритм его применения (где это возможно), материал для практического закрепления. Многие задания имеют вариант проверки, что позволяет экономить время на уроке и использовать различные формы самопроверки.
Программа не имеет конкретного временного ограничения по её реализации. Она может быть рассчитана как на одну учебную четверть, так и на весь учебный год, всё зависит от уровня подготовки класса и от распределения времени на повторение каждой конкретной орфограммы. Оптимальный вариант – 18 часов в 9-м классе (II-III или III-IV четверти).
Вполне возможно использовать материал из программы и в других классах при изучении и повторении орфографии, а также применять данную программу в качестве элективного курса или курса по выбору.
Тематическое планирование.
№ | Тема | Оптимальное количество часов |
1. | Вопросы орфографии. | 1 |
2. | Безударные гласные в корне слова. Согласные в корне слова. | 2 |
3. | Гласные и согласные в приставках. | 1 |
4. | Гласные о-е-ё после шипящих и ц. Гласные и-ы после ц. | 2 |
5. | Гласные (не после шипящих) в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов и причастий. | 2 |
6. | Гласные в окончаниях слов. | 1 |
7. | Буквы н и нн в суффиксах прилагательных и наречий. | 1 |
8. | Одна и две буквы н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. | 2 |
9. | Не с существительными, прилагательными, наречиями. | 1 |
10. | Не с причастием. | 2 |
11. | Дефис между частями самостоятельных слов, между словами, в служебных словах. | 2 |
12. | Частицы не и ни. | 1 |
Контрольно-тренировочные упражнения |
Содержание курса.
1. Вопросы орфографии.
Орфографическое правило. Условия выбора правильных написаний (фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, смысловые). Группы орфограмм.
2. Безударные гласные в корне слова. Согласные в корне слова.
Теория. Сильная и слабая позиция гласных, оглушение и озвончение согласных. Орфограммы, определяемые правилами (проверяемые ударением, чередующиеся), орфограммы, не проверяемые правилами.
Практика. Отработка алгоритма применения правила.
Задания. Подбор примеров.
3. Гласные и согласные в приставках.
Теория. Условия выбора гласных и согласных.
Практика. Отработка алгоритма применения правила.
Задания. Подбор примеров. Подготовка слов для словарного диктанта.
4. Гласные о-е-ё после шипящих и ц. Гласные и-ы после ц.
Теория. Условия выбора гласной.
Практика. Отработка алгоритма применения правила.
Задания. Упражнения. Самостоятельное составление алгоритма для орфограммы «Гласные и-ы после ц».
5. Гласные (не после шипящих) в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов и причастий.
Теория. Условия выбора гласной.
Практика. Выбор алгоритма в зависимости от части речи. Отработка правила.
Задания. Подбор примеров к каждому пункту правила.
6. Гласные в окончаниях слов.
Теория. Гласные е-и, о-а. условия выбора гласной.
Практика. Выбор правильного написания.
Задания. Упражнения.
7. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных и наречий.
Теория. Условия выбора орфограммы.
Практика. Применение алгоритма выбора орфограммы.
Задания. Подбор примеров, упражнения.
8. Одна и две буквы н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Теория. Правило выбора орфограммы.
Практика. Применение алгоритма выбора орфограммы.
Задания. Написание слов по предложенному алгоритму.
9. Не с существительными, прилагательными, наречиями.
Теория. Общие условия выбора написания.
Практика. Наблюдение, составление и применение алгоритма.
Задание. Распределительное упражнение.
10. Не с причастием.
Теория. Правописание не с причастием.
Практика. Составление опорного конспекта.
Задания. Графические, распределительные, контрольные.
11. Дефис между частями самостоятельных слов, между словами, в служебных словах.
Теория. Условия выбора написания.
Практика. Дефисное написание наречий, сложных прилагательных, слов с пол-.
Задание. Упражнение комбинированное.
12. Частицы не и ни.
Теория. Значение частиц не и ни. Случаи употребления частиц не и ни.
Практика. Выбор частицы.
Задания. Упражнения на выбор частицы.
Контрольно- тренировочные упражнения.
Литература.
1. Баранов М.Т. и др. Русский язык. Справочные материалы.
Учебное пособие для учащихся.
М., «Просвещение» 1989.
2. Войлова К.А., Гольцлва Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку.
М., «Просвещение» 1996
3. Розенталь Д.Э. Русский язык. Учебное пособие для
Школьников старших классов и
поступающих в вузы.
М., «Мир и образование» 2005
Приложение к программе: CD (13 презентаций PowerPoint)
Программа спецкурса
по русскому языку
с использованием информационных технологий.
«Орфография»
Грищенко Владимир Алексеевич,
учитель русского языка и литературы
Степановской основной школы
2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спецкурс "Трудные вопросы орфографии"
Представлена авторская рабочая программа спецкурса, рассчитана на повторение и систематизацию знаний по русскому языку в 8 классе. ( з4 часа- 1 час в неделю)...
Спецкурс "Трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка" 40 часов, 11 класс
Данный курс имеет цель помочь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, ликвидировать пробелы в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущнос...
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе Спецкурс "Орфография"
0, 5 часа в неделю, 17 уроков в год...
Учебно-тематическое планирование спецкурса по русскому языку "Особенности русской орфографии" 6 класс
Спецкурс по русскому языку «Особенности русской орфографии» рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 6 классов.Курс непосредственно связан с программой по р...
Спецкурс "Трудные вопросы орфографии"
Данный спецкурс позволит учащимся не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и углубить знания по русскому языку. ПРедполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркос...
Спецкурс по русскому языку 7 класс "Трудные случаи орфографии и пунктуации".
Программа спецкурса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» разработана в связи с· невысоким уровнем грамотности учащихся 7 класса;·...
Программа спецкурса "Повторяем орфографию и пунктуацию. Анализируем текст"
Программа спецкурса "Повторяем орфографию и пунктуацию. Анализируем текст"...