приложение к спецкурсу по орфографии.8кл
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему

презентации и документы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_k_spetskursu_po_orfogr.8kl.rar1.48 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Одна из основных проблем современного преподавания русского языка – это орфографическая грамотность учащихся. Причин несколько. Здесь и абстрактность предмета, и несформированная орфографическая зоркость, и низкий уровень чтения. Ещё одной особенностью орфографии является то, что данный раздел изучается на протяжении всего курса русского языка в школе, но не как единый блок. Это во многом оправдано самой структурой программы. Но к концу 9-го класса, когда практически все основные орфографические правила изучены, грамотность письма оставляет желать лучшего. Тем более, что в 8 и 9 классах основным содержанием программы является синтаксис и пунктуация. Возникает необходимость регулярного повторения орфографии. Данный курс предлагает это делать комплексно и целенаправленно, ведь многие орфографические правила, изучаемые разрозненно, имеют общую основу и могут быть представлены в едином блоке, что упрощает их понимание и, следовательно, запоминание. Например, написание не с разными частями речи изучается в соответствующих разделах морфологии. Но правописание не с существительными прилагательными, наречиями практически идентично. И при повторении целесообразно представить это одним правилом. В этом случае правописание не с причастием, отличающееся всего одним пунктом, даётся в сравнении и таким образом также воспринимается легче.

Некоторые темы, требующие подробного разбора, вынесены в отдельные занятия, например, «Одна и две буквы н в суффиксах причастий».

К каждой теме программы прилагается электронный вариант урока или его фрагменты в виде презентации PowerPoint. Презентации содержат теоретический материал, представленный в виде схем или таблиц, само орфографическое правило, алгоритм его применения (где это возможно), материал для практического закрепления. Многие задания имеют вариант проверки, что позволяет экономить время на уроке и использовать различные формы самопроверки.

Программа не имеет конкретного временного ограничения по её реализации. Она может быть рассчитана как на одну учебную четверть, так и на весь учебный год, всё зависит от уровня подготовки класса и от распределения времени на повторение каждой конкретной орфограммы. Оптимальный вариант – 18 часов в 9-м классе (II-III или III-IV четверти).

Вполне возможно использовать материал из программы и в других классах при изучении и повторении орфографии, а также применять данную программу в качестве элективного курса или курса по выбору.

Тематическое планирование.

Тема

Оптимальное количество часов

1.

Вопросы орфографии.

1

2.

Безударные гласные в корне слова. Согласные в корне слова.

2

3.

Гласные и согласные в приставках.

1

4.

Гласные о-е-ё после шипящих и ц. Гласные и-ы после ц.

2

5.

Гласные (не после шипящих) в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов и причастий.

2

6.

Гласные в окончаниях слов.

1

7.

Буквы н и нн в суффиксах прилагательных и наречий.

1

8.

Одна и две буквы н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

2

9.

Не с существительными, прилагательными, наречиями.

1

10.

Не с причастием.

2

11.

Дефис между частями самостоятельных слов, между словами, в служебных словах.

2

12.

Частицы не и ни.

1

Контрольно-тренировочные упражнения

Содержание курса.

1. Вопросы орфографии.

Орфографическое правило. Условия выбора правильных написаний (фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, смысловые). Группы орфограмм.

 

2. Безударные гласные в корне слова. Согласные в корне слова.

Теория. Сильная и слабая позиция гласных, оглушение и озвончение согласных. Орфограммы, определяемые правилами (проверяемые ударением, чередующиеся), орфограммы, не проверяемые правилами.

Практика. Отработка алгоритма применения правила.

Задания. Подбор примеров.

3. Гласные и согласные в приставках.

Теория. Условия выбора гласных и согласных.

Практика. Отработка алгоритма применения правила.

Задания. Подбор примеров. Подготовка слов для словарного диктанта.

4. Гласные о-е-ё после шипящих и ц. Гласные и-ы после ц.

Теория. Условия выбора гласной.

Практика. Отработка алгоритма применения правила.

Задания. Упражнения. Самостоятельное составление алгоритма для орфограммы «Гласные и-ы после ц».

5. Гласные (не после шипящих) в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов и причастий.

Теория. Условия выбора гласной.

Практика. Выбор алгоритма в зависимости от части речи. Отработка правила.

Задания. Подбор примеров к каждому пункту правила.

6. Гласные в окончаниях слов.

Теория. Гласные е-и, о-а. условия выбора гласной.

Практика. Выбор правильного написания.

Задания. Упражнения.

7. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных и наречий.

Теория. Условия выбора орфограммы.

Практика. Применение алгоритма выбора орфограммы.

Задания. Подбор примеров, упражнения.

8. Одна и две буквы н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Теория. Правило выбора орфограммы.

Практика. Применение алгоритма выбора орфограммы.

Задания. Написание слов по предложенному алгоритму.

9. Не с существительными, прилагательными, наречиями.

Теория. Общие условия выбора написания.

Практика. Наблюдение, составление и применение алгоритма.

Задание. Распределительное упражнение.

 10. Не с причастием.

Теория. Правописание не с причастием.

Практика. Составление опорного конспекта.

Задания.  Графические, распределительные, контрольные.

11. Дефис между частями самостоятельных слов, между словами, в служебных словах.

Теория. Условия выбора написания.

Практика. Дефисное написание наречий, сложных прилагательных, слов с пол-.

Задание. Упражнение комбинированное.

12. Частицы не и ни.

Теория. Значение частиц не и ни. Случаи употребления частиц не и ни.

Практика. Выбор частицы.

Задания. Упражнения на выбор частицы.

Контрольно- тренировочные упражнения.

Литература.

1. Баранов М.Т. и др.                                           Русский язык. Справочные материалы.

                                                                               Учебное пособие для учащихся.

                                                                               М., «Просвещение» 1989.

2. Войлова К.А., Гольцлва Н.Г.                         Справочник-практикум по русскому языку.

                                                                               М., «Просвещение» 1996

3. Розенталь Д.Э.                                                 Русский язык. Учебное пособие для

                                                                               Школьников старших классов и

                                                                               поступающих в вузы.

                                                                                М., «Мир и образование» 2005

Приложение к программе: CD (13 презентаций  PowerPoint)

Программа спецкурса

по русскому языку

с использованием информационных технологий.

«Орфография»

Грищенко Владимир Алексеевич,

учитель русского языка и литературы

Степановской основной школы

 

2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спецкурс "Трудные вопросы орфографии"

Представлена авторская рабочая программа спецкурса, рассчитана на повторение и систематизацию знаний по русскому языку  в 8 классе. ( з4 часа- 1 час в неделю)...

Спецкурс "Трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка" 40 часов, 11 класс

Данный курс имеет цель помочь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, ликвидировать пробелы в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущнос...

Учебно-тематическое планирование спецкурса по русскому языку "Особенности русской орфографии" 6 класс

Спецкурс по русскому языку «Особенности русской орфографии» рассчитан   на 34 часа  и предназначен   для учащихся 6 классов.Курс непосредственно связан с программой по р...

Спецкурс "Трудные вопросы орфографии"

Данный спецкурс позволит учащимся не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и углубить знания по русскому языку. ПРедполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркос...

Спецкурс по русскому языку 7 класс "Трудные случаи орфографии и пунктуации".

Программа спецкурса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» разработана в связи с·         невысоким уровнем грамотности учащихся 7 класса;·...

Программа спецкурса "Повторяем орфографию и пунктуацию. Анализируем текст"

Программа спецкурса "Повторяем орфографию и пунктуацию. Анализируем текст"...