Рабочая программа по русскому языку в 9 классе Спецкурс "Орфография"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
0, 5 часа в неделю, 17 уроков в год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetskurs_-_orfografiya_9_klass.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации города Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 62»
Рассмотрено на заседании МО протокол №_1_______ от «15» августа 2014г. | СОГЛАСОВАНО Заседание МС протокол №___6_____ от «18» августа 2014 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 62» _______________Е.В.Вологодская Приказ №_01-12__________ от «29» августа 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спецкурса «Орфография»
Трудные вопросы орфографии (9 класс А)
Срок реализации данной программы – 2014 – 2015учебный год.
Программа курса «Орфография» составлена в соответствии с программой по русскому языку (авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов) и на основании Единых требований к знаниям выпускников средних общеобразовательных школ.
Составитель: Глазина Е.А.,
учитель русского языка и литературы,
высшая категория
г.Барнаул
2014г.
Пояснительная записка
В последние годы много говорится о необходимости модернизации содержания языкового образования. Причем, все сознают, что цель школьного курса — изучение языка и развитие речи. Но на деле мы сталкиваемся с тем, что количество часов гуманитарного цикла сильно урезано. Спецкурсы, которые предлагаются ученикам — единственная возможность преподнести свой предмет в более полном объеме, содействовать более гармоничному развитию учеников.
Данный курс имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь, совершенствует орфографическую зоркость учащихся.
Одна из основных проблем современного преподавания русского языка – это орфографическая грамотность учащихся. Причин несколько. Здесь и абстрактность предмета, и несформированная орфографическая зоркость, и низкий уровень чтения. Ещё одной особенностью орфографии является то, что данный раздел изучается на протяжении всего курса русского языка в школе, но не как единый блок. Это во многом оправдано самой структурой программы. Но к концу 8-го класса, когда практически все основные орфографические правила изучены, грамотность письма оставляет желать лучшего. Тем более, что в 8 и 9 классах основным содержанием программы является синтаксис и пунктуация. Возникает необходимость регулярного повторения орфографии. Данный курс предлагает это делать комплексно и целенаправленно, ведь многие орфографические правила, изучаемые разрозненно, имеют общую основу и могут быть представлены в едином блоке, что упрощает их понимание и, следовательно, запоминание. Например, написание не с разными частями речи изучается в соответствующих разделах морфологии. Но правописание не с существительными прилагательными, наречиями практически идентично. И при повторении целесообразно представить это одним правилом. В этом случае правописание не с причастием, отличающееся всего одним пунктом, даётся в сравнении и таким образом также воспринимается легче.
Некоторые темы, требующие подробного разбора, вынесены в отдельные занятия, например, «Одна и две буквы н в суффиксах причастий».
Тема курса выбрана с учетом лингвистических интересов учеников, откликнувшихся на анкетирование. Основная цель курса — систематизировать знания в области русского языка, полученные учащимися в 5-8 классах, особое внимание уделить темам повышенной сложности.
Программа не допускает учебных перегрузок для школьников, т.к. домашние задания предполагается совмещать с работами учащихся по литературе. При изучении курса реализуются межпредметные связи (русский язык — литература).
Программа курса «Орфография» составлена в соответствии с программой по русскому языку (авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов) и на основании Единых требований к знаниям выпускников средних общеобразовательных школ.
Цели:
- Повторить теорию школьного курса русского языка.
- Выявить пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их путем практических занятий.
- Повысить интерес учащихся к русскому языку.
- Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся.
- Помочь учащимся в подготовке к ГИА по русскому языку.
- Развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников.
Перед учениками ставится ряд задач:
- Знать нормы литературного языка.
- Владеть приемами лингвистического анализа.
- Уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.
В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь:
- Орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (диктанты, изложения, сочинения).
- Анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования.
- Применять полученные теоретические знания на практике.
Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации.
Методическое обеспечение.
Занятия построены в виде уроков-практикумов с промежуточным и итоговым тестированием, которое оценивается по пятибалльной системе.
Содержание курса
1. Вопросы орфографии.
Орфографическое правило. Условия выбора правильных написаний (фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, смысловые). Группы орфограмм.
2. Безударные гласные в корне слова. Согласные в корне слова.
Теория. Сильная и слабая позиция гласных, оглушение и озвончение согласных. Орфограммы, определяемые правилами (проверяемые ударением, чередующиеся), орфограммы, не проверяемые правилами.
Практика. Отработка алгоритма применения правила.
Задания. Подбор примеров.
3. Гласные и согласные в приставках.
Теория. Условия выбора гласных и согласных.
Практика. Отработка алгоритма применения правила.
Задания. Подбор примеров. Подготовка слов для словарного диктанта.
4. Гласные о-е-ё после шипящих и ц. Гласные и-ы после ц.
Теория. Условия выбора гласной.
Практика. Отработка алгоритма применения правила.
Задания. Упражнения. Самостоятельное составление алгоритма для орфограммы «Гласные и-ы после ц».
5. Гласные (не после шипящих) в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов и причастий.
Теория. Условия выбора гласной.
Практика. Выбор алгоритма в зависимости от части речи. Отработка правила.
Задания. Подбор примеров к каждому пункту правила.
6. Гласные в окончаниях слов.
Теория. Гласные е-и, о-а. условия выбора гласной.
Практика. Выбор правильного написания.
Задания. Упражнения.
7. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных и наречий.
Теория. Условия выбора орфограммы.
Практика. Применение алгоритма выбора орфограммы.
Задания. Подбор примеров, упражнения.
8. Одна и две буквы н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Теория. Правило выбора орфограммы.
Практика. Применение алгоритма выбора орфограммы.
Задания. Написание слов по предложенному алгоритму.
9. Не с существительными, прилагательными, наречиями.
Теория. Общие условия выбора написания.
Практика. Наблюдение, составление и применение алгоритма.
Задание. Распределительное упражнение.
10. Не с причастием.
Теория. Правописание не с причастием.
Практика. Составление опорного конспекта.
Задания. Графические, распределительные, контрольные.
11. Дефис между частями самостоятельных слов, между словами, в служебных словах.
Теория. Условия выбора написания.
Практика. Дефисное написание наречий, сложных прилагательных, слов с пол-.
Задание. Упражнение комбинированное.
12. Частицы не и ни.
Теория. Значение частиц не и ни. Случаи употребления частиц не и ни.
Практика. Выбор частицы.
Задания. Упражнения на выбор частицы.
Список литературы:
- Воителева Т.М., Войлова К.А. и др. Большой справочник «Русский язык для школьников и поступающих в ВУЗы». — М.: Дрофа, 2005.
- Голуб М.Б., Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации. — М., 2005.
- Книгина М.Г. Русский язык. Подготовка к государственному централизованному тестированию. 9 класс. — М., 2009.
4. Рахимкулова Г.Ф. и др. Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену и Централизованному тестированию по русскому языку. — Ростов-на-Дону,
Поурочно-тематическое планирование
предмет – спецкурс по русскому языку
класс – 9А
учитель – Е. А. Глазина
Количество часов:
Всего 17 часов; 1 час в 2 недели (из расчёта 34 недели в год)
№ № п/п | Тема | Кол-во часов | Контрольные работы | Лаборат. работы | Практические работы |
1 | Вопросы орфографии | 1 | |||
2 | Безударные гласные в корне слова | 1 | |||
3 | Согласные в корне слова | 1 | |||
4 | Гласные и согласные в приставках | 1 | |||
5 | Буквы о- ё после шипящих и ц | 1 | |||
6 | Гласные и-ы после ц | 1 | |||
7 | Гласные в суффиксах существительных, прилагательных | 1 | |||
8 | Гласные в суффиксах глаголов и причастий | 1 | |||
9 | Гласные в окончаниях слов | 1 | |||
10 | Буквы н-нн в суффиксах прилагательных и наречий | 1 | |||
11 | Одна и две н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных | 1 | |||
12 | Одна и две н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных | 1 | |||
13 | Не с существительными, прилагательными и наречиями | 1 | |||
14 | Не с причастием | 1 | |||
15 | Не с причастием | 1 | |||
16 | Дефис между частями самостоятельных слов, между словами, в служебных словах | 1 | |||
17 | Частицы не - ни | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...