Учебно-тематическое планирование спецкурса по русскому языку "Особенности русской орфографии" 6 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (6 класс) на тему

Чаленко Вера Глебовна

 Спецкурс по русскому языку «Особенности русской орфографии» рассчитан   на 34 часа  и предназначен   для учащихся 6 классов.

Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 6 класса. Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания по русскому языку.  Курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися на уроках, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. Курс направлен на развитие орфографической зоркости учащихся, формирование орфографической грамотности, развитие навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx_sk.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Спецкурс по русскому языку «Особенности русской орфографии» рассчитан   на 34 часа  и предназначен   для учащихся 6 классов.

Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 6 класса. Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания по русскому языку.  Курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися на уроках, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. Курс направлен на развитие орфографической зоркости учащихся, формирование орфографической грамотности, развитие навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.

Содержание программы курса представляет собой перечень основных орфографических тем, акцент сделан на темах, изучение которых вызывает трудности у учащихся. 

 Цель курса:  повышение орфографической грамотности учащихся.

Задачи:

  • систематизация и обобщение знаний, полученных на уроках русского языка;
  • знакомство учащихся с трудными случаями, исключениями из правил, которые не рассматриваются на уроках;
  • совершенствование навыков грамотного письма;
  • формирование универсальных учебных действий (сопоставления, поиска, анализа, вывода).

Навыки, приобретённые в ходе занятий, становятся достоянием коммуникативной культуры личности. Для развития у учащихся умения рефлексировать используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.

Виды и формы обучения. 

Основной единицей учебной работы является теоретико-практическое занятие.

 Занятия по данной программе должны носить развивающий характер, поэтому приемлемы следующие формы работы по усвоению орфографического материала и выработки орфографической зоркости:

  • составление опорных конспектов, памяток, таблиц, алгоритмов;
  • работа по опорным таблицам и алгоритмам;
  • словарно-орфографическая работа;
  • морфемный и орфографический разборы;
  • различные виды диктантов;
  • работа с текстом;
  • выполнение упражнений;
  • работа по карточкам;
  • тестирование;
  • работа с орфографическим словарем.

Формы контроля.

 Промежуточный и итоговый контроль проводится в различной форме: тесты с использованием техники множественного выбора, тесты на установление соответствия, исключения лишнего и т.д., контрольный диктант.

РАССМОТРЕНО                   СОГЛАСОВАНО                       УТВЕРЖДАЮ

 на заседании ШМК                Зам. директора по УВР             Директор «СОШ п. Учебный»  

 Протокол № ____ от               ________/Курмаева О.И./              ______/Гуторов Г.Г./

«___» ___________  2014г.   «___» ___________  2014 г.           «___» __________  2014  г.

Рук. ШМК __________

                                           

 

                           УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 спецкурса по русскому языку «Особенности русской орфографии»

Классы   

Учитель      Чаленко В.Г.

Количество часов всего      34 ч.

Количество часов на первое полугодие:

Всего 16 ч., в неделю 1  ч.

Количество часов на второе полугодие:

Всего  18  ч., в неделю 1   ч.

Плановых контрольных уроков   5

Планирование составлено на основе  Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. - М.: Просвещение, 2012.

Учебник   Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. –  М.: Просвещение, 2014.

                       Название, автор, издательство, год издания


Тема

Форма  занятия

Содержание

Виды деятельности

Дата

1

Основные принципы русской орфографии

Беседа, лекция

        Морфологический, фонетический принцип, традиционные написания

Составление конспекта лекции.

2

Орфография- наука о правильном письме

Практикум

Основные правила правописания

Повторение правил правописания

3-5

Коварные гласные

Лекция, практикум

Правила правописания гласных о-а в корнях с чередованием

Словарно-орфографическая работа. Объяснительный диктант.  Работа по карточкам в парах.        

6

Буквы И-Ы после приставок

практикум

Правило правописания И-Ы после приставок

Выполнение тренировочных упражнений.   Объяснительный диктант.

7-8

Приставки ПРИ-ПРЕ-

практикум

Правило правописания приставок ПРИ-ПРЕ- Трудные случаи

Выполнение тренировочных упражнений. Объяснительный диктант.

9

Е-О как соединительные гласные в сложных словах.

Практикум

Правило правописание О-Е в сложных словах

        Выполнение тренировочных упражнений. Объяснительный диктант.

10

Сложносокращенные слова

Практикум

Правило правописания и произношения сложносокращенных слов

Работа со словарем. Словарный диктант.  Тренировочные упражнения..

11

Существительные на –мя.

практикум

 Правило правописания Е в существительных на -мя

Выполнение тренировочных упражнений. Объяснительный диктант

12

НЕ с существительными

практикум

Правило правописания НЕ с существительными

        Выполнение тренировочных упражнений. Объяснительный диктант

13-15

Суффиксы существительных

Практикум, урок контроля

Суффиксы существительных –ИК-ЕК, ЩИК-ЧИК

Выполнение тренировочных упражнений. Объяснительный диктант

16

Гласные О-Е в суффиксах существительных

практикум

Правило правописания гласных О-Е в суффиксах существительных

Выполнение тренировочных упражнений. Объяснительный диктант

17

Проверяем себя

Урок контроля

Тест

Выполнение тренировочных упражнений. Объяснительный диктант

18

Правописание Ь в притяжательных прилагательных

практикум

Правило правописания Ь в притяжательных прилагательных

Выполнение тренировочных упражнений. Объяснительный диктант

19

НЕ с прилагательными

практикум

        Правописание НЕ с прилагательными

Словарно-орфографическая работа. Объяснительный диктант.  Работа по карточкам в парах.        

20

Гласные О-Е в суффиксах прилагательных

практикум

Правило правописания О-Е  после шипящих в суффиксах прилагательных

Выполнение тренировочных упражнений

21-23

        Н-НН в суффиксах прилагательных

Практикум, урок контроля

Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных

Выполнение тренировочных упражнений. Тест

24

Сложные прилагательные

практикум

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Словарно-орфографическая работа. Выборочный диктант.  Работа по карточкам в парах.        

25

Ь на конце и в середине числительных

практикум

Правило правописания Ь  на конце и в середине числительных

Словарно-орфографическая работа. Объяснительный диктант.  Выполнение тренировочных упражнений

26

Правописание числительных

практикум

Правило склонения числительных

Выполнение тренировочных упражнений

27-28

        НЕ и НИ с отрицательных и неопределенных местоимениях

Практикум. Урок контроля

Правило правописания НЕ и НИ в отрицательных и неопределенных местоимениях

Выполнение тренировочных упражнений. Тест

29

Разноспрягаемые глаголы

практикум

Правило правописания разноспрягаемых глаголов

Словарно-орфографическая работа. Выборочный диктант.  Работа по карточкам в парах.        

30

Условное наклонение глагола

практикум

Правило правописания частиц БЫ(б), ЛИ(ЛЬ) с глаголами условного наклонения

Словарно-орфографическая работа..  Работа по карточкам в парах.        

31

        Повелительное наклонение глагола

практикум

Правило правописания глаголов повелительного наклонения

Выполнение тренировочных упражнений. Тест

32

Безличные глаголы

практикум

Правило правописания безличных глаголов

Выполнение тренировочных упражнений. Тест

33

Итоговый мониторинг по орфографии.

Урок контроля

Тест// диктант.

Выполнение контрольной работы.

34

Итоговый урок «Волшебный клубок орфограмм».

Урок-игра.

Игра


ТРЕБОВАНИЯ   К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХЯ

 

В результате изучения данного курса учащиеся должны

знать:

  • нормы русского правописания;
  • основные виды орфограмм;
  • способы проверки и алгоритмы решения орфографических задач;
  • приёмы совершенствования орфографических навыков.

уметь:

  • применять изученные орфографические правила;
  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил по орфографии,  решать орфографические задачи с использованием алгоритмов и опорных конспектов;
  • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
  • самостоятельно подбирать примеры на изученные правила;
  • находить и исправлять ошибки с изученными орфограммами;
  • свободно пользоваться орфографическим словарем и справочниками по орфографии.

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

  1. Литература, использованная при подготовке программы
  • Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;
  • Программа по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. - М.: Просвещение, 2012.
  • Русский язык VI класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы- составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. –  М.: Просвещение, 2014.

2. Литература для учителя

  • Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии.  - М., 2001.
  • Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков
  • правописания. Пособие для учителей.  - М.: Просвещение, 1976.
  • Алгазина Н.Н. Формироваание орфографических навыков. - М.: Просвещение,1987.
  • Грекова А.А. Особенности обучения учащихся русскому языку. Учебное пособие по специальному практическому курсу повышения грамотности. -  Тольятти, 1994 г.
  • В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность, 2000. №1.
  • Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997.
  • Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.
  • Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.
  1. Литература, рекомендованная для учащихся
  • Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс. К учебнику Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др. - Тростенцова Л.А. и др. ФГОС - М.: Экзамен, 2012.
  • Черногрудова Е.П. Тесты по русскому языку. 6 класс: к учебнику Ладыженской Т.А. и др. ФГОС  – М.: Экзамен,  2013.
  • Богданова Г.А. Лингвистический тренажёр. – М.:  «Просвещение»,  2011.
  • Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: русский зык: 6 класс. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2007.
  • Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5 -9 классов. – СПб, 2009.
  • Гольдин Э.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2003.
  • Орфографический словарь русского языка.- М.: Русский язык,1982.
  • Львова С. И. Этимология на службе орфографии. -  М, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку в 6 классе

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятийпо русскому языку в 6 классе...

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку в 8 классе

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку в 8 классе...

Календарно-тематическое планирование индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 5 классе

Тематическое планирование индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 5 классе. В соответствии с учебным планом на индивидуально-групповые занятия по русскому языку в 5 классе отводится 18 час...

Программа, календарно-тематиченское планирование, технологические карты к урокам русского языкам в 6 классе. Авторы учебника Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова (М.: «Просвещенеие», 2015).

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования  (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. о...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА» В 9 КЛАССЕ

Календарно-тематическое планирование. Родная (русская) литература. 9 класс....

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Родной язык» (русский),для 7-х классов

           Календарно-тематическое планирование учебного курса «Родной язык» (русский),для 7-х классов разработано в соответствии требованиями федераль...

Календарно – тематическое планирование учебного материала по родной (русской) литературе для 8 класса

Календарно - тематическое планирование учебного материала по родной (русской) литературе для 8 класса к учебнику Родная (русская) литература. 8 класс. Александрова О. М. - М.: Просвещение, 2021...