Спецкурс по русскому языку 7 класс "Трудные случаи орфографии и пунктуации".
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Программа спецкурса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» разработана в связи с
· невысоким уровнем грамотности учащихся 7 класса;
· с недостаточностью времени на уроке для орфографического и пунктуационного тренинга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetskurs_po_russkomu_yazyku_7_klass.docx | 42.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку спецкурса является часть общеобразовательной программы МБОУСОШ п. Коммунистический 2014 -2015 уч.г., составлена на основе Федерального государственного стандарта 2004 г.,на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-9 классы (авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Москва «Просвещение»), 2010 г., на основе базисного учебного плана МБОУСОШ 2014-2015г.
Программа спецкурса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» разработана в связи с
- невысоким уровнем грамотности учащихся 7 класса;
- с недостаточностью времени на уроке для орфографического и пунктуационного тренинга.
Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:
- повышение качества знаний учащихся по русскому языку;
- поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка;
- подготовка к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ.
- формирование функциональной грамотности учащихся, необходимой для дальнейшей жизни.
Программа ориентирована на языковое развитие учащихся 7 класса. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти итоговую государственную аттестацию.
Актуальность программы определяется и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический). Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала. В этом состоит отличительная особенность данной программы от уже существующих.
Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:
- коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
- информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Структура спецкурса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 7 класс рассматривается как этап основного учения, имеющий морфолого-орфографическую направленность и включающий в содержание вводный курс синтаксиса и пунктуации.
Структура курса выстроена в соответствии с УМК под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской. Это объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении тематического материала. Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.
Цель программы:
Обеспечить условия для успешного освоения учащимися трудных случаев пунктуации и орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.
Задачи:
- Способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
- Содействовать формированию навыка относительной орфографической и пунктуационной грамотности;
- Способствовать развитию метапредметных умений и навыков.
- Обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).
Сроки реализации программы.
Объем спецкурса – 18часов.
Количество часов в неделю – 0,5 часа
Формы, виды занятий.
Курс "Трудные случаи орфографии и пунктуации" имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.
На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.
Программой предусмотрены практические занятия.
Методы обучения.
- Объяснительно-иллюстративный;
- Частично-поисковый, исследовательский;
- Словесно-наглядный, практический;
- Самостоятельная работа учащихся с информацией.
Средства обучения.
Предметные: тексты, предложения, слова.
Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.
Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.
Технические: мультимедийная установка, компьютер, ЦОР, ЭОР.
Ожидаемые результаты и способы определения их достижения.
После изучения курса учащиеся должны знать
- правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; правила постановки знака препинания или его отсутствия;
- условия, от которых зависит написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы, пунктограммы;
- приёмы разграничения схожих написаний;
уметь
- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
- правильно писать сложные слова,
- правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
- правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
- правильно писать не с разными частями речи;
- ставить знаки препинания при однородных членах, обращениях;
- ставить знаки препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).
Способом определения достижения ожидаемых результатов станут проверочные и тестовые работы, проводимые после каждой большой темы.
Формы подведения итогов реализации программы.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает задания по основным проблемам курса.
Учебно-тематическое планирование.
№ | Раздел программы | Количество часов |
1 | Правописание гласных и согласных корня. | 3 |
2 | Правописание приставок. | 2 |
3 | Правописание форм глагола. | 5 |
4 | Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов. | 2 |
5 | Правописание н и нн в различных частях речи. | 3 |
6 | Правописание не с разными частями речи. | 1 |
7 | Правописание служебных частей речи. | 1 |
8 | Пунктуация в простых и сложных предложениях. | 1 |
Итого | 18 |
Содержание программы.
Правописание гласных и согласных корня.
Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных.
О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий.
Правописание приставок.
Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с. Приставки пре-/при-.
Правописание н и нн в различных частях речи
Употребление н и нн в полных формах отыменных и отглагольных прилагательных, причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, в именах существительных.
Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.
Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.
Слитные и дефисные написания имён прилагательных.
Слитные и раздельные написания имён числительных.
Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.
Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных.
Дефисное написание наречий.
Правописание форм глагола.
Правописание личных окончаний глагола.
Употребление мягкого знака в глагольных формах.
Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.
Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-),
-ом- (-ем-), -им-.
Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.
Правописание не с разными частями речи.
Слитное написание не со словами, не употребляющимися безне.
Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.
Написание не с именами существительными, прилагательными.
Написание не с причастиями.
Написание не с наречием.
Правописание служебных частей речи.
Правописание предлогов.
Правописание союзов.
Пунктуация в простых и сложных предложениях.
Пунктуация в предложениях с обращениями.
Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами.
Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.
Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Пунктуация в сложных предложениях.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата проведения урока планируемая | Дата проведения урока фактическая. | Темы занятий | Кол-во часов | Планируемые действия | Форма контроля |
Правописание гласных и согласных корня. | 3 | |||||
1 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | Учащиеся опознают проверяемые орфограммы в корне слова на слух и зрительно, определяют правильное написание путём подбора однокоренных слов. | Объяснитель ный диктант | ||
2 | Правописание чередующихся гласных в корне слова. | 1 | Правильно пишут слова с чередующимися гласными, указывают условия выбора гласной в корнях с чередованием. | Распределите льный диктант | ||
3 | О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий. | 1 | Объясняют выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов, применяют способ определения написания окончаний слов, свободно им пользуются | Тематический тест | ||
Правописание приставок. | 2 | |||||
4 | Приставки, оканчивающиеся на з и с. | 1 | Безошибочно определяют три группы приставок в зависимости от их правописания. | Распределите льный диктант | ||
5 | Приставки пре-/при-. | 1 | Указывают семантическую основу выбора написания приставок при- и пре-. | Распределите льный диктант | ||
Правописание форм глагола. | 5 | |||||
6 | Правописание личных окончаний глагола. | 1 | Правильно пишут гласную в безударных личных окончаниях глагола. | Объяснитель ный диктант | ||
7 | Употребление мягкого знака в глагольных формах. | 1 | Указывают условия выбора буквы «мягкий знак» и правильно применяют правило. | Осложненное списывание. | ||
8 | Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-. | 1 | Применяют способы действия по написанию суффиксов глагола | Работа по карточке | ||
9 | Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-), | 1 | Указывают суффиксы причастий и условия их употребления. | Самодиктант | ||
10 | Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-. | 1 | Применяют правила написания гласной перед суффиксом страдательного причастия прошедшего времени на практике, приводят примеры. | Тематическая тестовая работа | ||
Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов. | 2 | |||||
11 | Слитные и дефисные написания разных частей речи | 1 | Называют условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных, применяют правила при написании. | Работа по карточке. | ||
12 | Дефисное написание наречий. | 1 | Применяют правило дефисного написания наречий, приводят примеры. | Тематический тест | ||
Правописание н и нн в различных частях речи. | 3 | |||||
13 | Употребление н и нн в полных формах отыменных имён прилагательных. | 1 | Безошибочно определяют условия выбора одной и двух н в суффиксах полных отыменных прилагательных | Выборочный диктант | ||
14 | Употребление н и нн в полных формах причастий и отглагольных прилагательных. | 1 | Правильно пишут слова с н и нн, указывают условия выбора одной и двух букв «н». | Объяснитель ный диктант | ||
15 | Употребление н и нн в кратких формах имён прилагательных, причастий и наречиях. | 1 | Определяют условия выбора одной и двух н в суффиксах в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, отличают омонимичные формы. | Работа по карточке | ||
Правописание не с разными частями речи | 1 | |||||
16 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. | 1 | Применяют правила слитного написания не со словами, не употребляющимися без не на практике, приводят примеры, опознают в тексте соответствующие словоформы, грамотно употребляют данные словоформы в собственных письменных работах. | Объяснитель ный диктант | ||
Правописание служебных частей речи. | 1 | |||||
17 | Правописание предлогов и союзов. | 1 | Определяют написание производных и непроизводных предлогов и безошибочно пишут их. Опознают союзы и безошибочно пишут их. | Тестовая работа | ||
Пунктуация в простых и сложных предложениях. | 1 | |||||
18 | Знаки препинания в простых и сложных предложениях. | 1 | Опознают простые и сложные предложения в художественном тексте, применяют правила постановки знаков препинания на практике. | Выборочный диктант |
Литература
- для учителя.
- Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков : пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М., 1987.
- Баранов, М. Т. Обучение орфографии в 4-8 классах / М. Т. Баранов, Г. М. Иваницкая. – Киев, 1987.
- Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. – М., 1966.
- Гольдин, З. Д. Русский язык. Таблицы и тесты / З. Д. Гольдин, В. Н. Светлышев. – М. : Издатель Булатникова И. С., 2004.
- Иванова, В. Ф. Принципы русской орфографии / В. Ф. Иванова. – Л., 1977.
- Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии: пособие для учителей / В. Ф. Иванова. – 2-е изд., перераб. - М., 1982.
- Лисовская, Е. А. Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии / Е. А. Лисовская. – Минск :Бел.ассоц. «Конкурс», 2007.
- Мурашов, А. А. Абсолютная грамотность: пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента / А. А. Мурашов. – 2-е изд., испр. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
- Пронина, И. В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа / И. В. Пронина. – М. : Просвещение, 1964.
- Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе : кн. для учителя / М. М. Разумовская. – 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1996.
- Рождественский, Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания / Н. С. Рождественский. – М. : Изд. АПН РСФСР, 1960.
- Русское правописание сегодня: О правилах русской орфографии и пунктуации / С. Н. Борунова [и др.]; под ред. В. В. Лопатина. – М. : Дрофа, 2006.
- для учащихся.
- Граник, Г. Г. Секреты орфографии : кн. для учащихся 5-7 классов / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М. : Просвещение, 1991.
- Долбик, Е. Е. Русский язык: таблицы, схемы, упражнения: для поступающих в вузы / Е. Е. Долбик, В. Л. Леонович, В. А. Саникович. – Минск :Вышэйшая школа, 2008.
- Панов, М. В. Занимательная орфография : кн. для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов / М. В. Панов. – М. : Просвещение, 1984.
- Панов, М. В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках / М. В. Панов. – М., 1964.
- Печенёва, Т. А. Будем учиться писать грамотно. – Минск :Пейто, 1998. – 176 с.
- Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанжакова, Н. П. Кабанова. -- 4-е изд., испр. – М. :ЧеРо, 2001.
- Солодовникова, Э. В. Русский язык в таблицах и схемах: для школьников / Э. В. Солодовникова. - 2-е изд. – Минск :Аверсэв, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа спецкурса по русскому языку для 11 класса
Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов. Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическ...
Программа спецкурса по русскому языку 6 класс
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...
Игровой спецкурс по русскому языку («Вселенная русского языка»).
Данный спецкурс основан на методических рекомендациях и пособиях преподавателя кафедры методики преподавания русского языка и литературы О.В. Канарской. В частности, на ее книгах «Уроки русского...
Учебно-тематическое планирование спецкурса по русскому языку "Особенности русской орфографии" 6 класс
Спецкурс по русскому языку «Особенности русской орфографии» рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 6 классов.Курс непосредственно связан с программой по р...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа спецкурса «Трудные вопросы русского языка» для 6 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...
Программа спецкурса по русскому языку "Углубленное изучение орфографии и пунктуации"
Программа данного курса предназначена для обучающихся 9-го класса и реализуется в рамках платных образовательных услуг. Изучаемый курс рассчитан на 20 часов в 1-ом полугодии и на 20 часов во 2-ом полу...
Спецкурс по русскому языку «Русский язык: трудные случаи орфографии»
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Русский язык: трудные случаи орфографии» для 7 класса составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта средне...