Спецкурс по русскому языку 7 класс "Трудные случаи орфографии и пунктуации".
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Меркушева Надежда Николаевна

Программа спецкурса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» разработана в связи с

·         невысоким уровнем грамотности учащихся 7 класса;

·         с недостаточностью времени на уроке для орфографического и пунктуационного тренинга. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetskurs_po_russkomu_yazyku_7_klass.docx42.16 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

Рабочая программа по русскому языку спецкурса является часть общеобразовательной программы МБОУСОШ  п. Коммунистический 2014 -2015 уч.г., составлена на основе Федерального государственного стандарта 2004 г.,на основе программы для общеобразовательных  учреждений   5-9 классы (авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Москва «Просвещение»), 2010 г., на основе базисного учебного плана МБОУСОШ 2014-2015г.

Программа спецкурса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» разработана в связи с

  • невысоким уровнем грамотности учащихся 7 класса;
  • с недостаточностью времени на уроке для орфографического и пунктуационного тренинга.

Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:

  1. повышение качества знаний учащихся по русскому языку;
  2. поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка;
  3. подготовка к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ.
  4. формирование функциональной грамотности учащихся, необходимой для дальнейшей жизни.

Программа  ориентирована  на языковое развитие учащихся 7 класса. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они   расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти итоговую государственную аттестацию.

Актуальность программы определяется  и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический). Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала.  В этом состоит отличительная особенность данной программы от уже существующих.

Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:

  • коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
  • интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
  • информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
  • организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Структура спецкурса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 7 класс рассматривается как этап основного учения, имеющий  морфолого-орфографическую направленность и включающий в содержание  вводный курс синтаксиса и пунктуации.

Структура курса выстроена в соответствии с УМК под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской. Это объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении тематического материала. Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.

 Цель программы:

Обеспечить условия для успешного освоения учащимися трудных случаев пунктуации и орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.

Задачи:

  1. Способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
  2. Содействовать формированию навыка относительной орфографической и пунктуационной грамотности;
  3. Способствовать развитию метапредметных умений и навыков.
  4. Обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).

Сроки реализации программы.

Объем спецкурса  –  18часов.

Количество часов в неделю –  0,5 часа

Формы, виды занятий.

Курс "Трудные случаи орфографии и пунктуации" имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают  самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.

На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.

Программой предусмотрены практические  занятия.

 Методы  обучения.

  1. Объяснительно-иллюстративный;
  2. Частично-поисковый, исследовательский;
  3. Словесно-наглядный, практический;
  4. Самостоятельная работа учащихся с информацией.

 Средства обучения.

Предметные: тексты, предложения, слова.

Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.

Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Технические: мультимедийная установка, компьютер, ЦОР, ЭОР.

Ожидаемые результаты и способы определения их достижения.

После изучения курса учащиеся должны знать

  • правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; правила постановки знака препинания или его отсутствия;
  • условия, от которых зависит написание;
  • норму, действующую при данных условиях;
  • последовательность обнаружения изучаемой орфограммы, пунктограммы;
  • приёмы разграничения схожих написаний;

уметь

  • правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
  • правильно писать сложные слова,
  • правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
  • правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
  • правильно писать не с разными частями речи;
  • ставить знаки препинания при однородных членах, обращениях;
  • ставить знаки препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).

Способом определения достижения ожидаемых результатов станут проверочные и тестовые работы, проводимые после каждой большой темы.

 Формы подведения итогов реализации программы.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает  задания по основным проблемам курса.

Учебно-тематическое планирование.

Раздел программы

Количество

часов

1

Правописание гласных и согласных корня.

3

2

Правописание приставок.

2

3

Правописание форм глагола.

5

4

Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.

2

5

Правописание н и нн в различных частях речи.

3

6

Правописание не с разными частями речи.

1

7

Правописание служебных частей речи.

1

8

Пунктуация в простых и сложных предложениях.

1

Итого

18

Содержание программы.

Правописание гласных и согласных корня.

Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Правописание чередующихся гласных в корне слова.

Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных.

О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий.

Правописание приставок.

Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с. Приставки пре-/при-.

Правописание н и нн в различных частях речи

Употребление н и нн в полных формах отыменных и  отглагольных прилагательных, причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях,  в именах существительных.

Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.

Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.

Слитные и дефисные написания имён прилагательных.

Слитные и раздельные написания имён числительных.

Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.

Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных.

Дефисное написание наречий.

Правописание форм глагола.

Правописание личных окончаний глагола.

Употребление мягкого знака в глагольных формах.

Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.

Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-),
-ом- (-ем-), -им-
.

Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.

Правописание не с разными частями речи.

Слитное написание не со словами, не употребляющимися безне.

Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.

Написание не с именами существительными, прилагательными.

Написание не с причастиями.

Написание не с наречием.

Правописание служебных частей речи.

Правописание предлогов.

Правописание союзов.

Пунктуация в простых и сложных предложениях.

Пунктуация в предложениях с обращениями.

Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами.

Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.

Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием  и деепричастным оборотом.

Пунктуация в сложных предложениях.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Дата проведения урока планируемая

Дата проведения урока фактическая.

Темы занятий

Кол-во часов

Планируемые действия

Форма контроля

Правописание гласных и согласных корня.

3

1

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

Учащиеся  опознают проверяемые орфограммы в корне слова на слух и зрительно,  определяют

правильное написание путём подбора однокоренных слов.

Объяснитель

ный

диктант

2

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

1

Правильно пишут

слова с

чередующимися гласными, указывают условия выбора гласной в корнях с чередованием.

Распределите

льный диктант

3

О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий.

1

Объясняют выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов, применяют способ определения написания окончаний слов, свободно им пользуются

Тематический тест

Правописание приставок.

2

4

Приставки, оканчивающиеся на з и с.

1

Безошибочно определяют три группы приставок в зависимости от их правописания.

Распределите

льный диктант

5

Приставки пре-/при-.

1

Указывают семантическую основу выбора написания приставок при- и пре-.

Распределите

льный диктант

Правописание форм глагола.

5

6

Правописание личных окончаний глагола.

1

Правильно пишут гласную в безударных личных окончаниях глагола.

Объяснитель

ный диктант

7

Употребление мягкого знака в глагольных формах.

1

Указывают условия выбора буквы «мягкий знак» и правильно применяют правило.

Осложненное списывание.

8

Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.

1

Применяют способы действия по  написанию суффиксов глагола

Работа по карточке

9

Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-),
-ом- (-ем-), -им-
.

1

Указывают суффиксы причастий и условия их употребления.

Самодиктант

10

Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.

1

Применяют правила написания гласной перед суффиксом страдательного причастия прошедшего времени на практике, приводят примеры.

Тематическая тестовая работа

Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.

2

11

Слитные и дефисные написания разных частей речи

1

Называют условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных, применяют правила при написании.

Работа по карточке.

12

Дефисное написание наречий.

1

Применяют правило дефисного написания наречий, приводят примеры.

Тематический тест

Правописание н и нн в различных частях речи.

3

13

Употребление н и нн в полных формах отыменных имён прилагательных.

1

Безошибочно  определяют условия  выбора одной и двух н в суффиксах полных отыменных прилагательных

Выборочный  диктант

14

Употребление н и нн в полных формах причастий и отглагольных прилагательных.

1

Правильно пишут

слова с

н и нн, указывают условия выбора одной и двух букв «н».

Объяснитель

ный диктант

15

Употребление н и нн в кратких формах имён прилагательных, причастий и наречиях.

1

Определяют условия выбора одной и двух н в суффиксах в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, отличают омонимичные формы.

Работа по карточке

Правописание не  с разными частями речи

1

16

Слитное и раздельное  написание не с разными частями речи.

1

Применяют правила слитного написания  не со словами, не употребляющимися без не на практике,  приводят примеры, опознают в тексте соответствующие словоформы, грамотно употребляют данные словоформы в собственных письменных работах.

Объяснитель

ный

диктант

Правописание служебных частей речи.

1

17

Правописание предлогов и союзов.

1

Определяют написание производных и непроизводных предлогов  и безошибочно пишут их. Опознают союзы и безошибочно пишут их.

Тестовая работа

Пунктуация в простых и сложных предложениях.

1

18

Знаки препинания в простых и сложных предложениях.

1

Опознают  простые и сложные предложения в художественном тексте, применяют правила постановки  знаков препинания  на практике.

Выборочный  диктант

Литература

  • для учителя.

  1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков : пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М., 1987.
  2. Баранов, М. Т. Обучение орфографии в 4-8 классах / М. Т. Баранов, Г. М. Иваницкая. – Киев, 1987.
  3. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. – М., 1966.
  4. Гольдин, З. Д. Русский язык. Таблицы и тесты / З. Д. Гольдин, В. Н. Светлышев. – М. : Издатель Булатникова И. С., 2004.
  5. Иванова, В. Ф. Принципы русской орфографии / В. Ф. Иванова. – Л., 1977.
  6. Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии: пособие для учителей / В. Ф. Иванова. – 2-е изд., перераб. - М., 1982.
  7. Лисовская, Е. А. Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии / Е. А. Лисовская. – Минск :Бел.ассоц. «Конкурс», 2007.
  8. Мурашов, А. А.  Абсолютная грамотность: пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента / А. А. Мурашов. – 2-е изд., испр. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
  9. Пронина, И. В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа / И. В. Пронина. – М. : Просвещение, 1964.
  10. Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе : кн. для учителя / М. М. Разумовская. – 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1996.
  11. Рождественский, Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания / Н. С. Рождественский. – М. : Изд. АПН РСФСР, 1960.
  12. Русское правописание сегодня: О правилах русской орфографии и пунктуации / С. Н. Борунова [и др.]; под ред. В. В. Лопатина. – М. : Дрофа, 2006.

  • для учащихся.

  1. Граник, Г. Г. Секреты орфографии : кн. для учащихся 5-7 классов / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М. : Просвещение, 1991.
  2. Долбик, Е. Е. Русский язык: таблицы, схемы, упражнения: для поступающих в вузы / Е. Е. Долбик, В. Л. Леонович, В. А. Саникович. – Минск :Вышэйшая школа, 2008.
  3. Панов, М. В. Занимательная орфография : кн. для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов / М. В. Панов. – М. : Просвещение, 1984.
  4. Панов, М. В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках / М. В. Панов. – М., 1964.
  5. Печенёва, Т. А. Будем учиться писать грамотно. – Минск :Пейто, 1998. – 176 с.
  6.  Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанжакова, Н. П. Кабанова. -- 4-е изд., испр. – М. :ЧеРо, 2001.
  7. Солодовникова, Э. В. Русский язык в таблицах и схемах: для школьников / Э. В. Солодовникова. - 2-е изд. – Минск :Аверсэв, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса по русскому языку для 11 класса

Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов. Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическ...

Программа спецкурса по русскому языку 6 класс

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...

Игровой спецкурс по русскому языку («Вселенная русского языка»).

Данный спецкурс основан на методических рекомендациях и пособиях преподавателя кафедры методики преподавания русского языка и литературы О.В. Канарской. В частности, на ее книгах «Уроки русского...

Учебно-тематическое планирование спецкурса по русскому языку "Особенности русской орфографии" 6 класс

Спецкурс по русскому языку «Особенности русской орфографии» рассчитан   на 34 часа  и предназначен   для учащихся 6 классов.Курс непосредственно связан с программой по р...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа  спецкурса «Трудные вопросы русского языка»  для 6 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...

Программа спецкурса по русскому языку "Углубленное изучение орфографии и пунктуации"

Программа данного курса предназначена для обучающихся 9-го класса и реализуется в рамках платных образовательных услуг. Изучаемый курс рассчитан на 20 часов в 1-ом полугодии и на 20 часов во 2-ом полу...

Спецкурс по русскому языку «Русский язык: трудные случаи орфографии»

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Русский язык: трудные случаи орфографии» для 7 класса составлена на основании  Федерального компонента государственного стандарта средне...