Рабочая программа по русскому языку для 9 класса под редакцией В.В. Бабайцевой
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Данная рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего (полного) образования, Примерной программы по русскому языку и Программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Бабайцевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по русскому языку для 9 класса под редакцией В.В. Бабайцевой | 45.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего (полного) образования, Примерной программы по русскому языку и Программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Бабайцевой.
По программе В.В. Бабайцевой на изучение русского языка в 9 классе отводится 70 часов. В рабочей программе добавлено 35 часов из регионального компонента на подготовку учащихся к ГИА.
Основная идея курса: приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков.
Цель уроков:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи:
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность
учащихся; - обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с
одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах
их использования; - совершенствовать рецептивно-аналитические текстовые умения, в частности умение проводить различные виды анализа текста: содержательно-
композиционный, стилистический, анализ способов и средств связи предложений,
полный и комплексный анализ текста; - формировать умение создавать тексты различных стилей и жанров с
опорой на речеведческие знания, - творчески владеть родным языком для выражения собственных мыс
лей и чувств; - формировать интерес к лингвистическим нормам языка, развивать
творческие способности учащихся; - научить пунктуации в сложных предложениях разных видов, делать
их полный синтаксический разбор.
Предлагаемый курс предполагает использование различных педагогических технологий:
- традиционная,
- развивающая,
- информационно- коммуникативная,
- педагогика сотрудничества,
- игровая
- проблемная
- эвристическая
- разноуровневая
- личностно-ориентированная
Формы обучения:
комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
По источнику передачи и восприятия учебной деятельности.
1.Словесные:
обобщающая беседа по изученному материалу, рассказ, объяснение, лекция, работа с книгой, дискуссия, конспектирование, составление плана текста, цитирование, рецензирование, составление справки, составление формально- логической модели (словесно-схематического изображения ), составление тематического тезауруса (базовых понятий о теме);
2.Практические: воспроизводящие и тренировочные упражнения, графические упражнения;
З.Наглядные: метод иллюстраций (таблицы, репродукции картин), метод демонстраций (презентации).
По логике передачи и восприятия информации: дедуктивные и индуктивные методы .
По степени самостоятельности мышления: репродуктивные, проблемно-поисковые методы.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
В процессе применения коммуникативной, языковой, лингвистической,
культуроведческой информационной компетенции совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск,
извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку) через индивидуальную, групповую, фронтальную, информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность. .
Виды деятельности учащихся на уроке:
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- взаиморецензирование;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления; - разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-
фразеологический, речеведческий); - разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-
изучающее, ознакомительно-реферативное и др; - аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста; пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов;
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-
научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных
орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения; - участие в дискуссии;
- работа с различными информационными источниками: учебно-
научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации
(в том числе представленных в электронном виде), конспектирование; - различные виды разбора (фонетический, морфологический, лексический, словообразовательный, синтаксический, лингвистический, лексико-
фразеологический); - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения.
- сочинения
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе: диктант, тестирование, контрольная работа, зачёт, лингвистический анализ текста, сочинение, изложение (сжатое, подробное).
Ввведение (1 ч)
Богатство, образность, точность русского языка.
Повторение изученного в 8 классе (10 ч).
Синтаксис и пунктуация
Сложное предложение (1 ч)
Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения.
Основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями.
Сложносочиненные предложения (1 ч)
Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей. Значения сочинительных союзов.
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
Умения и навыки:
- различать основные группы сложносочиненных предложений по союзам и значениям;
- заменять бессоюзные предложения сложносочиненными, а сложносочиненные — простыми
предложениями с однородными членами в целях совершенствования высказывания.
Сложноподчиненные предложения (21 ч)
Строение сложноподчиненных предложений. Главные и придаточные предложения.
Интонация, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи частей сложноподчиненного предложения.
Виды придаточных предложений: подлежащ-ные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные. Синонимика простых и сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Запятая в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.
Умения и навыки:
- различать главные и придаточные части сложноподчиненного предложения, определяя их границы (с одним и несколькими придаточными);
- определять значение придаточных по совокупности признаков: вопросу, союзу или союзному слову;
- заменять сложные бессоюзные и сложносочиненные предложения синонимичными сложноподчиненными предложениями и выявлять различия в их строении и значении;
- заменять сложные предложения простыми осложненными.
Сложные бессоюзные предложения (7 ч)
Значения сложных бессоюзных предложений. Интонационные средства их выражения.
Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.
Умения и навыки:
- видеть границы частей сложного бессоюзного предложения, определять смысловые отношения между ними (значения);
- различать и воспроизводить интонацию перечисления, пояснения, противопоставления, причины, следствия, быстрой смены событий или явлений;
• производить замену бессоюзных сложных предложений союзными и наоборот; объяснять различия в их строении и значении;
• уместно использовать сложные бессоюзные предложения, учитывая сферы и ситуации их предпочтительного употребления в речи.
Сложные предложения с разными видами связи (5 ч)
Понятие о сложных предложениях с разными видами связи.
Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.
Умения и навыки:
- производить разбор сложных предложений с разными видами связи, определяя границы частей и указывая виды связи между ними;
- заменять сложные предложения с разными видами связи более простыми конструкциями и наоборот (в соответствии с речевыми задачами);
• правильно строить и уместно использовать сложные предложения с разными видами связи в соответствии со сферой, жанром, стилем высказывания.
Способы передачи чужой речи (5 ч) Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью.
Синонимия предложений с прямой и косвенной чью.
Цитаты. Способы цитирования.
Знаки препинания в предложениях с прямой ре чью.
Знаки препинания в предложениях с косвенной речью.
Знаки препинания при цитатах.
умения и навыки:
• опознавать различные способы передачи чужой
речи;
- правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью;
- использовать в речи предложения с прямой и косвенной речью с учетом цели, содержания, стиля высказывания;
- пользоваться различными способами цитирования в тексте в соответствии с задачами и характером высказывания.
Общие сведения о русском языке (4 ч)
Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков.
Русский язык как первоэлемент великой русской литературы.
Русский язык как развивающееся явление.
Систематизация и обобщение основных понятий связной речи, служащих базой для создания высказываний в устной и письменной формах в соответствии с определенной темой и основной мыслью высказывания, типом речи и стилем высказывания, с использованием разнообразных изобразительно-выразительных средств языка, с соблюдением норм литературной речи.
Углубленное понятие о научном стиле и стиле художественной литературы.
Умения:
• кратко излагать основное содержание текста научного и публицистического стилей, составлять тезисы и конспекты;
- собирать материал из различных источников
систематизировать и обобщать его; - строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;
- составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);
- писать сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению;
- писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;
- создавать устное публичное выступление в разных жанрах и формах.
Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах (20 ч)
Развитие речи (23 ч)
Литература
Для учителя
Русский язык 7-9 классы: Поурочные планы по учебному комплексу В.В.Бабайцевой, Л.Д Чесноковой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2010.
Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончании 9 класса
Учащийся должен:
- производить все виды разборов: фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
- по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; составлять разные виды простых и сложных предложений;
- составлять предложения с чужой речью; производить синтаксический разбор простых и сложных предложений;
- по связной речи: заменять сложные предложения простыми осложненными, стилистически обоснованно использовать бессоюзные, сложно
сочиненные и сложноподчиненные предложения или синонимичные
простые осложненные предложения; содержательно и стилистически
оправданно использовать различные способы передачи чужой речи,
различные способы цитирования; составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования и рассуждения в разных стилях; писать изложение с дополнительным заданием с использованием
разных типов речи; писать изложение с элементами сочинения с использованием разных типов речи; создавать тексты всех стилей и типов
речи, писать доклад на тему школьной программы, составлять тезисы,
конспект; писать рецензию, реферат; читать тексты разных стилей и
жанров изучающим и ознакомительным чтением; производить полный
анализ текста; - по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между
словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические
ошибки; классифицировать орфограммы по типам и видам; производить орфографический разбор слов; правильно писать изученные в 5-9-
м классах слова с непроверяемыми орфограммами; - по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; на ходить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения.
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку в 9 кл.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Виды и формы контроля | Дата Планир. | Дата Фактич. |
I четверть. | |||||
1. | Вводный урок о русском языке. «Язык мой – друг мой». | 1 | Фронт.опрос | ||
Повторение пройденного в 5-8 классах – 4 ч. | |||||
2-4 | Повторение орфографии и пунктуации | 3 | |||
5. | Текст. Композиционные формы сочинений | 1 | Фронт.опрос | ||
6. | Рецензия на книгу. | 1 | Сочинение. | ||
7. | Повторение орфографии и пунктуации | 1 | Уплотн.опрос | ||
8. | Контрольный диктант. Входной контроль. | 1 | |||
Сложное предложение – 51 | |||||
9-11 | Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений. | 3 | Фронт.опрос | ||
Сложносочинённое предложение- 11 ч. | |||||
12. | Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП. | 1 |
| ||
13. | Совершенствование умений и навыков учащихся в определении смысловых отношений в ССП и в расстановке ЗП в нем. | 1 | Фронтальный опрос | ||
14. | Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом | 1 | Синтаксический, пунктуационный разбор предложений. Конструирование предложений | ||
15-17 | Обобщение по теме «ССП» | 3 | Индивидуальная работа по карточкам | ||
18. | Повторим орфографию | 1 |
Лингвистический анализ текста | ||
19. | Повторим орфографию | 1 | |||
20. | Контрольный диктант.по теме «ССП». | 1 | Диктант | ||
21 | Анализ письменных работ | 1 | |||
Сложноподчинённое предложение – 23 ч. | |||||
22.-23 | Строение СПП, подчинительные союзы и союзные слова в СПП | 2 | 1. Опрос 2. Индивидуальная работа по карточкам 3. Лингвистический анализ текста с точки зрения СПП. | 18.10 22.10 | |
24 | Стили речи (обобщение изученного). Аннотация | 1 | Сочинение | 23.10 | |
25 | Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному | 1 | Работа с текстом | 25.10 | |
26 | Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному | 1 | Инд.опрос | 29.10 | |
27-28. | СПП с несколькими придаточными. | 2 | Графический диктант | 30.10 1.11 | |
II четверть. | |||||
29 | Виды придаточных предложений. | 1 | Инд.опрос | 12.11 | |
30. | Портретный очерк | 1 | Сочинение | 13.11 | |
31 | Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные | 1 | Фронтальный опрос | 15.11 | |
32 | Придаточные определительные. | 1 | 1. Работа с книгой 2. Проблемные задания 3. Опрос | 19.11 | |
33 | Придаточные определительные | 1 | Опрос | 20.11 | |
34 | Придаточные дополнительные. | 1 | 1. Работа с книгой 2. Проблемные задания 3. Опрос | 22.11 | |
35 | 1 | 26.11 | |||
36 | Придаточные обстоятельственные | 1 | Фронтальный опрос | 27.11 | |
37 | Придаточные обстоятельственные | 1 | Уплотн. опрос | 29.11 | |
Р.Р. Сообщение на лингвистическую тему. | |||||
38 | Р.Р. Сочинение на лингвистическую тему . | 1 | 3.12 | ||
39 | Обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение». | 1 | Тест | 4.12 | |
40 | Обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение». | 1 | Тест | 6.12 | |
41 | Комплексная работа с текстом (задание ГИА С1). Подготовка к изложению | 1 | 10.12 | ||
42 | Сжатое изложение. | 1 | Изложение | 11.12 | |
43-44 | Повторение орфографии, пунктуации ( по материалам ГИА) | 2 | Тест | 13.12 17.12 | |
Бессоюзное сложное предложение - 11 ч. | |||||
45 | Понятие о сложных бессоюзных предложениях. Запятая и точка с запятой. | 1 | Проблемные задания | 18.12 | |
46 | Тире в БСП. | 1 | Мини-тексты художественного стиля с использованием БСП | 20.12 | |
47 | Контрольная работа в форме ГИА | 1 | Тест ГИА | 24.12 | |
48 | Двоеточие в БСП | 1 | Уплотн. опрос | 25.12 | |
49 | Публицистический стиль. Портретный очерк. | 1 | 27.12 | ||
III четверть. | |||||
50 | Портретный очерк. Сочинение | 1 | Сочинение | 14.01 | |
51 | Обобщающий урок по теме «БСП» | 1 | 15.01 | ||
52 | Р. Р. Сочинение на лингвистическую тему. | 1 | 17.01 | ||
53 | Анализ письменных работ | 1 | 21.01 | ||
54 | Повторим орфографию. | 1 | Работа по карточкам | 22.01 | |
55 | Контрольная работа (диктант) по теме «СП». | 1 | Диктант | 24.01 | |
Сложные предложения с разными видами связи – 4 ч. | |||||
56. | Сложные предложения с разными видами связи и пунктуация в них. | 1 | Графический диктант | 28.01 | |
56. | Сложные предложения с разными видами связи и пунктуация в них. | 1 | Графический диктант | 29.01 | |
57 | Урок-зачёт «Сложные предложения с разными видами связи» | 1 | Тест | 31.01 | |
58 | Готовимся к ГИА | 1 | Тест ГИА | 4.02 | |
59 | Готовимся к ГИА | 1 | Тест ГИА | 5.02 | |
60-61 | Контрольная работа в форме ГИА | 2 | Тест ГИА | 7.02 11.02 | |
Предложения с чужой речью – 6 ч. | |||||
62 | Способы передачи чужой речи. | 1 | 1. Графический диктант | 12.02 | |
63 | Предложения с прямой речью. | 1 | 2. Лингвистический анализ текста 3. Индивидуальная работа по карточкам | 14.02 | |
64 | Предложения с косвенной речью | 1 | Индивидуальная работа по карточкам | 18.02 | |
65 | Цитаты и способы цитирования | 1 | Инд.опрос Работа с текстами художественного произведения | 19.02 | |
66 | Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему. Задание С2.1 | 1 | Работа с текстом | 21.02 | |
67 | Сочинение на лингвистическую тему | 1 | Лингвистическое сочинение | 25.02 | |
Общие сведения о языке – 4 ч. | |||||
68 | Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества | 1 | Фронт. опрос | 26.03 | |
69-70 | Контрольное сжатое изложение | 2 | Письм.опрос | 28.02 4.03 | |
71 | Анализ письменных работ | 1 | Анализ ошибок, допущенных в работах по развитию речи. | 5.03 | |
72 | Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире. . | 1 | 1. Конспект 2.Сообщение на заданную тему | 7.03 | |
73. | Стили речи. Обобщение изученного. Научный и официально-деловой стили | 1 | Лингвистическое сочинение на тему «Русский литературный язык и его стили» | 11.03 | |
74 | Стили речи. Обобщение изученного. Публицистический и художественный стили | 1 | Инд.опрос | 12.03 | |
75-76 | Повторение орфографии, пунктуации ( по материалам ГИА) | 2 | Тестовые задания | 14.03 18.03 | |
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах- 11 | |||||
77-78 | Фонетика и интонация. Правописание гласных и согласных в корне слова | 2 | 1.Словарный диктант | 19.03 21.03 | |
IV четверть. | |||||
79 | Правописание приставок | 1 | 4.04 | ||
80 | Систематизация и обобщение изученного по морфемике и словообразованию | 1 | Уплотн.опрос | 8.04 | |
81 | Систематизация и обобщение по морфологии | 1 | Фронт.опрос | 9.04 | |
82 | Систематизация и обобщение по морфологии | 1 | Фронт.опрос | 11.04 | |
83-84 | Правописание различных частей речи | 2 | 15.04 16.04 | ||
85-87 | Повторение пунктуации в ПП и СП | 2 | 18.04 22.04 | ||
88 | Контрольный диктант по разделу «Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах» | 1 | Письм.опрос | 23.04 | |
89 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | 1 | Письм.опрос | 25.04 | |
Подготовка к ГИА – 11 ч | |||||
90-92 | Готовимся к ГИА (задания А) | 3 | Письм.опрос | 29.04,30.04, 2.05 | |
93-95 | Готовимся к ГИА (заданияВ) | 3 | 6.05, 7.05, 13.05 | ||
96-98 | Сочинение на лингвистическую тему | 3 | 14.05, 16.05, 20.05 | ||
99 | Тестирование по материалам ГИА | 1 | Тест | 21.05 | |
100 | Тестирование по материалам ГИА | 1 | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 7 класс под редакцией Т.А.Ладыженской
Рабочая программа рассчитана на 5 часов в неделю, соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс по редакцией Т.А Ладыженской
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного общего образования по русскому языку ( М. Т. Баранова, Т. А. Лад...
рабочая программа по русскому языку 5 класс под редакцией Бабайцевой ФГОС 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка, содержание учебного курса, календарно-тематическое планирование, средство контроля,...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (по учебнику В.В.Бабайцевой)
Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе по учебнику В.В.Бабайцевой...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс (по учебнику В.В.Бабайцевой)
Материал содержит рабочую программу и КТП уроков русского языка в 8 классе по учкбнику В.В.Бабайцевой...
рабочая программа по русскому языку , 8 класс под редакцией М.М. Разумовской.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку, авторами которой являются М.М.Разумовская, В.И.Капинос,...
рабочая программа по русскому языку, 5 класс, под редакцией Е. Я. Шмелёвой
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской ид...