рабочая программа по русскому языку , 8 класс под редакцией М.М. Разумовской.
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Данная рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку, авторами которой являются М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов, с учётом федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089; примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что примерная программа не отдает предпочтения какой-либо одной концепции преподавания русского языка в ущерб другим, позволяет использовать учебники, в которых нашли отражение различные теории и практические методики. Примерная программа позволяет определить основные принципы организации учебного материала, его структурирование, последовательность изучения и распределение по классам. Выбор авторской программы под редакцией М.М. Разумовской мотивирован тем, что она

-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся: основная её особенность – ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения-понимания, говорения, письма;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

                Изучение русского языка в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения;

стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тацинская средняя общеобразовательная школа №3

«Утверждаю»

Директор МБОУ ТСОШ №3

                                                                      Приказ от 28.08.2015г №120    

_____________В.Н.Мирнов

Рабочая программа

по русскому языку

основного общего образования в 8 АБ классе

Количество часов в неделю – 3 ч, за год – 105 часов

Учитель  Бордзикули Нино Отариевна

         

  Программа разработана на основе программы под редакцией М.М. Разумовской – М.: Дрофа, 2010, адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с ЗПР)

Ст. Тацинская

2015-16 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данная рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку, авторами которой являются М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов, с учётом федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089; примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что примерная программа не отдает предпочтения какой-либо одной концепции преподавания русского языка в ущерб другим, позволяет использовать учебники, в которых нашли отражение различные теории и практические методики. Примерная программа позволяет определить основные принципы организации учебного материала, его структурирование, последовательность изучения и распределение по классам. Выбор авторской программы под редакцией М.М. Разумовской мотивирован тем, что она

-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся: основная её особенность – ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения-понимания, говорения, письма;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

         Изучение русского языка в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения;

стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи обучения:

- вооружить учащихся знаниями базовой науки;

- организовать деятельность обучающихся в данной сфере познания;

- формировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение;

- привить учащимся опыт решения лингвистических вопросов;

- формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки;

- обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;

- обучать школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

        Так   как  в классе  обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья  (задержкой психического развития), для которых характерны недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быстрая утомляемость, что  отрицательно влияет на усвоение определённого материала, то внесены изменения в характеристику деятельности учащихся с ОВЗ (ЗПР).

В программу  для учащихся с ОВЗ (ЗПР) внесены изменения в виды контроля.

Рабочая  программа адаптирована в направлении разгрузки курса по содержанию для детей с ОВЗ (ЗПР), т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не ниже государственного уровня обязательных требований.

Общая характеристика предмета.

         8 класс нацелен на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации, синтаксис простого предложения представлен в нём с позиции структурно – семантического подхода, поддерживаемого многими современными учёными – лингвистами. Единицами синтаксиса, предложенными для изучения, являются словосочетание, простое предложение; текст как макросинтаксическая единица рассматривается в разделе «Речь». В программе уделяется внимание интонационной стороне речи как важному проявлению предложения, значительное место отведено работе по формированию и совершенствованию пунктуационных умений и навыков. В курсе предусмотрена целенаправленная работа по речевому развитию и в рамках чисто языковых тем, и в рамках раздела «Речь». В частности, продолжается изучение тем по орфоэпии на базе синтаксиса простого предложения. Намечено систематическое повторение изучаемого материала.

Курс также включает региональный компонент, позволяющий анализировать окружающую языковую среду с точки зрения разграничения в ней нормативного литературного языка и диалектной речи. Кроме того, региональный компонент формирует умение:

- отличать диалектные единицы фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического уровней от литературных;

- находить в собственной речи и речи других учащихся акцентологические, орфоэпические, словообразовательные,

грамматические, лексические ошибки, вызванные влиянием донских говоров, и исправлять их.

Место курса предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

На изучение русского языка в 8 классе выделяется 105 часов (3 раза в неделю). Программа по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской в основном отражает обязательный минимум, определённый стандартом основного общего образования. Однако некоторые темы авторами программы и учебника (Русский язык. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. – М.:Дрофа, 2012) рассматриваются более глубоко, в расширенном объёме, предоставляя материал повышенной трудности, на включённый в требования к уровню подготовки учащихся, но дающий возможность для работы с одарёнными детьми (уровень возможностей).

Учебно-тематический план.

  

Тема

Кол-во часов

1

Повторение орфографии и морфологии.

8

2

Словосочетание.

5

3

Двусоставное предложение.

20

4

Односоставные предложения.

14

5

Предложения с однородными членами.

13

6

Предложения с обращениями и вводными конструкциями.

12

7

Предложения с обособленными членами.

18

8

Прямая и косвенная речь.

6

9

Повторение изученного в 8 классе.

9

За учебный год:

К.Р. – 1ч.         Контрольных диктантов – 7 ч.           С/р – 15 (по 15-20 минут.)       Р.Р. – 6 ч. (сочинений – 2 ч., изложений – 4 ч.)

        Уроки с использованием элементов казачьего компонента (К.К.) – 27 ч.; с использованием религиоведческим компонентом (Р.К.) – 26 ч.

Содержание учебного курса.

Функции русского языка в современном мире (1 ч)

Повторение пройденного в 5 - 7 классах (10 ч + 3 ч)

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Словосочетание (3 ч)

1.        Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

2.        Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение (3+2 ч)

1.        Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

2.        Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения (10+2ч)

1.        Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

2.        Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

3.        Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения (6 +3ч)

1.        Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

2.         Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

3.         Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения (13 +2ч)

I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

III. Рассказ на свободную тему.

Р.К.: Специфика использования страдательных оборотов в односоставных предложениях.

Неполные предложения (2ч)

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения (12+3ч)

I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обращение, вводные слова и междометия (12+2ч)

I. Повторение изученного материала об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Обособленные члены предложения (22+4ч)

I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Прямая и косвенная речь (8+2ч)

I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (8+2ч)

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Основной минимум содержания образования

Формы контроля

ОВЗ (7 вид)

Приложение

Повторение орфографии и морфологии.

1

К.К. Русский язык в семье славянских языков.

1

01.09

Знать:  группу славянских языков. Иметь представление о месте русского языка среди славянских языков.

Уметь: Составлять устное высказывание на тему «Русский язык в семье славянских языков».        

Урок изучения нового материала

ИКТ

2

К.К. Р.К. Буквы н –нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

02.09

Знать: правила написания Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий.

Уметь: опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, сопоставляя изученные части речи, употреблять их в речи.

Повторительно-обобщающий урок.

Объяснительный диктант.

Объяснительный диктант (с опорой на правило).

ИКТ

3

К.К. Р.К. Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи.

1

04.09

Знать Сходство и различие в написании НЕ - НИ с местоимениями и наречиями.

Уметь: Опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать данные группы слов, употреблять их в речи

Повторительно-обобщающий урок.

Осложненное списывание по упр. 21.

Осложненное списывание (с опорой на правило).

Таблица

4

К.К. Р.К. Употребление в речи частицы ни.

1

08.09

Знать Основные функции употребления частицы НИ: усиление отрицания, усилительно-обобщенное значение в придаточном предложении.

Уметь: Опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать данные группы слов, употреблять их в речи.

Диктант «Проверь себя»

Диктант «Проверь себя» (с опорой на правило).

5

К.К. Р.К. Употребление дефиса.

1

09.09

Знать Правила употребления дефиса в разных частях речи.

Уметь: Употреблять дефис в написании слов разных частей речи на основе знаний дефисного написания в предлогах, именах существительных и прилагательных, местоимениях, наречиях, глаголах; делать выводы и обобщения, приводить свои примеры, находить эти написания в тексте и объяснять их.

Повторительно-обобщающий урок

6

Написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи.

1

11.09

Знать Правила разграничения частей речи, правила написания слов разных частей речи.

Уметь: Правильно писать наречия и слова-омонимы других частей речи, разграничивать смысл омонимичных слов разных частей речи, различать их лексическое и грамматическое значение, морфемное строение

Комментированное письмо.

Комментированное письмо.

7

Входной контрольный диктант №1.

1

15.09

Знать Правила правописания Н и НН, НЕ и НИ, дефиса в разных частях речи.

Уметь: На письме соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, постоянные и непостоянные признаки

Диктант с грамматическим заданием.

Контрольное списывание с грамматическим заданием (с опорой на правило).

8

Р.р. Повторение. Речь и ее разновидности. Текст. Стили речи.

1

16.09

Знать Разновидности речи: монологическая и диалогическая, устная и письменная. Текст, его тема и основная мысль. Стили речи.

Уметь: Составить сообщение на лингвистическую тему с опорой на таблицу, составить план ответа.

Строить речевую ситуацию.

Таблица

Словосочетание.

9

К.К. Р.К. Словосочетание как единица синтаксиса.

1

18.09

Знать Признаки словосочетаний.

Уметь: Понимать роль словосочетания; различать словосочетания и предложения. Вычленять словосочетания из предложения.

ИКТ

10

К.К. Р.К. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова.

1

22.09

Знать Основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Уметь: Распознавать и моделировать словосочетания всех видов.

Таблица

11

К.К. Р.К. Виды связи слов в словосочетании.

1

23.09

Знать Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание.

Уметь: Моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложений, определять тип связи.

Распределение словосочетаний по группам по типу связи.

Распределение словосочетаний по группам по типу связи (с опорой на схему).

ИКТ

12

К.К. Р.К. Виды связи слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетаний.

1

25.09

Знать Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание. Порядок синтаксического разбора словосочетаний.

Уметь: Определять тип связи слов в словосочетании, производить синтаксический разбор.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

13

Употребление словосочетаний в речи. Нормы сочетания слов.

1

29.09

Знать Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.

Уметь: Использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки.

Двусоставное предложение.

14

К.К. Р.К. Предложение и его типы. Интонация простого предложения.

1

30.09

Знать Типы предложений: по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов.

Уметь: Характеризовать предложения  по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов.

Таблица

15

К.К. Р.К. Главные члены предложения. Подлежащее.  

1

02.10

Знать Функцию главных членов.  Знать, что такое подлежащее.

Уметь: Пояснять функцию главных членов. Находить и характеризовать подлежащее в предложении.

Объяснительный диктант по упр. 66

Объяснительный диктант по упр. 66

Таблица

16

Способы выражения сказуемого. Простое глагольное и составное глагольное сказуемые.

1

06.10

Знать Простое глагольное и составное глагольное сказуемые, способы их выражения. Знать структуру  составного  глагольного сказуемого.

Уметь: Находить и характеризовать сказуемое в предложении. Определять морфологические  способы выражения простого глагольного сказуемого. Опознавать в тексте составное глагольное сказуемое по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения. Различать простое и составное глагольное сказуемое.

ИКТ

17

Составное именное сказуемое.

1

07.10

Знать Основные признаки выражения сказуемого.

Уметь: Различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.

Комментированное письмо.

Комментированное письмо.

18

Р.р. Подготовка к изложению по тексту Б. Емельянова  «Как я покупал собаку».

1

09.10

Комплексный анализ текста и написание изложения.

Изложение

Изложение

19

Р.р. Изложение «Как я покупал собаку».

1

13.10

Изложение

Изложение

20

21

К.К. Р.К. Тире между подлежащим и сказуемым.

2

14.10

16.10

Знать Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь: Находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грамматическим  заданием.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

ИКТ

22

Согласование главных членов предложения.

1

20.10

Знать Правила согласования подлежащего со сказуемым.

Уметь: Согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующее правило. Согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенным словом.

23

Р.р. Повторение. Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте.

1

21.10

Знать типы речи: повествование , описание, рассуждение. Способы (последовательный и параллельный) и средства связи предложений в тексте.

Уметь: Определять тип речи, способы  и средства связи предложений  в тексте.

ИКТ

24

К.К. Р.К. Второстепенные члены предложения. Определение.

1

23.10

Знать Второстепенные члены предложения, их признаки.

Признаки определения, вопросы.

Уметь: Находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов

в предложении.

Таблица

25

Определения согласованные и несогласованные.

1

27.10

Знать Признаки согласованных и несогласованных определений.

Уметь: Находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи определения для характеристики предмета, явления.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа (с опорой на правило).

26

Приложения.

1

28.10

Знать Понятие приложения и его признаки.

Уметь: Распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при приложении.

ИКТ

27

К.К. Р.К. Дополнение.

1

30.10

Знать Определение дополнения как члена  предложения, его признаки. Прямое и косвенное дополнение.

Уметь: Отличать второстепенные члены предложения друг от друга, ставить вопрос, находить в тексте; определять способ выражения и роль в предложении.

Объяснительный диктант

Объяснительный диктант

Таблица

28

К.К. Р.К. Обстоятельство.

1

10.11

Знать Определение обстоятельства как члена  предложения, его признаки.

Уметь: Отличать второстепенные члены предложения друг от друга, ставить вопрос, находить в тексте; определять способ выражения и роль в предложении.

Таблица

29

Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом.

1

11.11

Знать Особенности обстоятельств, выраженных сравнительным оборотом.

Уметь: Видеть в предложении обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом.

Осложненное списывание упр. 114

Осложненное списывание упр. 114

30

Порядок слов в предложении.

1

13.11

Знать Прямой и обратный порядок слов в предложении.

Уметь определять прямой и обратный порядок слов в предложении.

Самостоятельная работа по упр. 122.

Самостоятельная работа по упр. 122.

31

Контрольный диктант №2 по теме «Двусоставные предложения».

1

17.11

Знать основные нормы русского литературного языка (орфография и пунктуация).

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить в работе грамматические ошибки.

Диктант с грамматическим заданием

Контрольное списывание с грамматическим заданием

32

Р.р. Репортаж как жанр публицистики.

1

18.11

Знать характеристику жанра, тематику, цель речи.

Уметь отличать репортаж от других жанров публицистики.

33

Р.р. Репортаж-повествование.

1

20.11

Знать характеристику жанра, тематику, цель речи.

Уметь анализировать и создавать текст-репортаж.

Односоставные предложения.

34

Виды односоставных предложений.

1

24.11

Знать Различие между односоставными и двусоставными предложениями. Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными.

Опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа; уметь различать виды односоставных предложений. делать синтаксический разбор односоставных предложений, активно использовать их в речи

ИКТ

35

Определенно-личные предложения.

1

25.11

Знать Признаки определенно-личных предложений.

Уметь: Находить определенно-личные предложения в тексте; использовать определенно-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными определенно-личными.

С опорой на правило

Таблица

36

37

Р.р. Изложение с творческим заданием.

2

27.11

01.12

Совершенствовать навык написания изложения.

Уметь писать изложение, определять тему, основную мысль текста, стиль и тип речи.

Изложение

Изложение

38

Неопределенно-личные предложения.

1

02.12

Знать Признаки неопределенно-личных предложений.

Уметь: Находить неопределенно-личные предложения в тексте; использовать неопределенно-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными неопределенно-личными.

Объяснительный диктант по упр. 148

Объяснительный диктант по упр. 148 (с опорой на правило)

ИКТ

39

Обобщенно-личные предложения.

1

04.12

Знать Признаки обобщенно- личных предложений.

Уметь: Находить обобщенно-личные предложения в тексте; использовать их я в различных стилях речи.

ИКТ

40

41

Безличные предложения.

2

08.12

09.12

Знать Различие между типами односоставных предложений; признаки безличного предложения.

Уметь: Находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа (с опорой на правило)

ИКТ

42

К.К. Р.К. Назывные предложения.

1

11.12

Знать Назывные предложения и их особенности.

Уметь: Находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных предложений в художественной литературе,

в газетных и журнальных очерках; пользоваться в описании для обозначения места и времени

43

Назывные и неполные предложения.

1

15.12

Знать Неполные  предложения и их особенности.

Осложненное списывание по упр. 165

Осложненное списывание по упр. 165

44

Знаки препинания в неполных предложениях.

1

16.12

Знать Правила постановки знаков препинания в неполных предложениях.

Уметь ставить знаки препинания в неполных предложениях.

Объяснительный диктант  по упр. 170

Объяснительный диктант  по упр. 170

45

Односоставные предложения и их употребление в речи.

1

18.12

Знать Роль односоставных предложений в речи.

Уметь: Использовать односоставные предложения в устной и письменной речи.

46

К.К. Р.К. Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения».

1

22.12

Знать различие между типами односоставных предложений; признаки каждого из них.

Уметь определять тип односоставного предложения, находить в тексте, составлять предложения по схемам.

ИКТ

47

Контрольная работа № 3 по теме «Односоставные предложения».

1

23.12

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить грамматические ошибки.

Диктант с грамматическим заданием

Диктант с грамматическим заданием

Предложения с однородными членами.

48

К.К. Р.К. Понятие об однородности членов предложения.

1

25.12

Формирование умения видеть в предложениях однородные члены (в т. ч. распространенные однородные члены и разные ряды однородных членов).

Уметь правильно строить предложения с однородными членами, расставлять знаки препинания при однородных членах, делать синтаксический и пунктуационный разбор, уместно использовать предложения с однородными членами  в тексте

Таблица

49

К.К. Р.К. Пунктуация при однородных членах предложения.

1

12.01

Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанные союзами

ИКТ

50

К.К. Р.К. Знаки препинания при бессоюзной и союзной связи.

1

13.01

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа (с опорой на правило).

51

Средства связи между однородными членами предложения. Знаки препинания при различных союзах.

1

15.01

Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанные союзами

Объяснительный диктант по упр. 206

Объяснительный диктант по упр. 206

52

Определения однородные и неоднородные.

1

19.01

Знать правила постановки знаков препинания между однородными и неоднородными определениями и отсутствие знаков при неоднородных определениях.

Уметь составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения.

ИКТ

53

Различие однородных и неоднородных определений.

1

20.01

Самостоятельная работа по упр. 211

Самостоятельная работа по упр. 211

54

55

Р.р. Изложение «Легенда о Байкале».

2

22.01

26.01

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов; основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Уметь писать изложение по материалам прослушанного текста.

Изложение

Изложение

56

57

К.К. Р.К. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

2

27.01

29.01

Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.

Распознавать обобщающие слова в предложении с однородными членами.

Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми

Самостоятельная работа по упр. 219.

Самостоятельная работа по упр. 219.

58

Р.р. Статья в газету. Понятие о жанре, строение текста.

Сочинение.

1

02.02

Знать характеристику жанра, тематику, цель речи.

Уметь отличать репортаж от других жанров публицистики.

Сочинение по упр. 183

Сочинение по упр. 183

59

К.К. Р.К. Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения».

1

03.02

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы; находить в тексте, уметь составлять самостоятельно предложения с однородными членами.

Тест

Тест

60

Контрольный диктант № 4 по теме «Однородные члены предложения».

1

05.02

Знать основные нормы русского литературного языка (орфография и пунктуация).

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить в работе грамматические ошибки.

Диктант с грамматическим заданием

Контрольное списывание с грамматическим заданием

Предложения с обращениями и вводными конструкциями.

61

К.К. Р.К. Обращение.

1

09.02

Знать понятие обращения и правила постановки знаков препинания в предложениях с обращением.

Уметь находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания.

Комментированное письмо упр. 226

Комментированное письмо упр. 226

62

Обращение.

1

10.02

Самостоятельная работа упр. 235

Самостоятельная работа упр. 235.

63

Предложение с вводными конструкциями.

1

12.02

Знать основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания.

Уметь выражать определенные отношения к высказываниям с помощью вводных конструкций; правильно ставить знаки препинания при вводных словах.

64

Вводные конструкции.

1

16.02

Объяснительный диктант по упр. 246

Объяснительный диктант по упр. 246

65

Вводные слова и омонимичные конструкции.

1

17.02

66

Вводные конструкции и знаки препинания при них (обобщение).

1

19.02

Знать основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания.

Уметь выражать определенные отношения к высказываниям с помощью вводных и вставных конструкций; правильно ставить знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

67

Предложения с вставными конструкциями.

1

23.02

68

Предложения с междометиями и словами да, нет.

1

24.02

Знать особенности слов-предложений, знаки препинания в таких предложениях, их роль в тексте.

Уметь ставить знаки препинания в таких предложениях.

69

70

Р.р.  Изложение с творческим заданием «Что значит быть воспитанным?» (или другое)

2

26.02

01.03

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов; основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные)

Уметь писать изложение с элементами сочинения.

Изложение

Изложение

71

К.К. Р.К. Обобщающий урок по теме «Обращение и вводные конструкции».

1

02.03

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обращениями и вводными конструкциями .

Уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы; находить в тексте, уметь составлять самостоятельно предложения с обращениями и вводными конструкциями

Тест

Тест

72

Контрольный диктант  № 5 по теме «Обращение и вводные конструкции».

1

04.03

Знать основные нормы русского литературного языка (орфография и пунктуация).

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить в работе грамматические ошибки.

Диктант с грамматическим заданием

Контрольное списывание с грамматическим заданием

Предложения с обособленными членами.

73

Понятие об обособлении. Обособление определений.

1

10.03

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; выделять интонационно обособленные члены.

ИКТ

74

Обособление определений и приложений.

1

11.03

Знать правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений.

Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов.

Объяснительный диктант упр. 292

Объяснительный диктант упр. 292

75

Обособление одиночных и несогласованных определений.

1

15.03

Знать правила обособления определений с обстоятельственным оттенком и несогласованных определений.

Уметь выявлять условия обособления; правильно обособлять интонационно

и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов.

Самостоятельная работа по упр. 309.

Самостоятельная работа по упр. 309.

76

Обособление определений.

1

16.03

Знать правила обособления определений.

Уметь выявлять условия обособления; правильно обособлять определения интонационно и на письме; графически обозначать условия обособления.

77

78

Р.р. Портретный очерк.

2

18.03

30.03

Знать характеристику жанра, тематику, цель речи.

Уметь отличать портретный очерк от других жанров публицистики.

79

80

Р.р. Сочинение по картине Б.М. Кустодиева «Портрет Ф.И. Шаляпина»

2

01.04

05.04

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов; основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные)

Уметь писать сочинение.

Сочинение

Сочинение

81

82

Обособление приложений.

2

06.04

08.04

Знать правила обособления приложений.

Уметь выявлять условия обособления приложений; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных членов предложения; выразительно читать предложения с обособленными членами.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

83

Обобщающий урок по теме «Обособление определений и приложений».

1

12.04

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы; находить в тексте, графически обозначать условия обособления.

84

Контрольный диктант № 6 по теме «Обособление определений и приложений».

1

13.04

Знать основные нормы русского литературного языка (орфография и пунктуация).

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить в работе грамматические ошибки.

Диктант с грамматическим заданием

Контрольное списывание с грамматическим заданием

85

Обособление обстоятельств.

1

15.04

Знать правила обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Уметь выявлять условия обособления обстоятельства; интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженные существительными с предлогом.

ИКТ

86

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

1

19.04

Знать правила обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и деепричастиями.

Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств.

Объяснительный диктант

Объяснительный диктант

87

Обособление обстоятельств.

1

20.04

Знать правила обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и деепричастиями.

Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

88

89

Уточняющие члены предложения.

2

22.04

26.04

Знать правила обособления уточняющих членов предложения.

Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами.

90

Контрольный диктант № 7 по теме «Обособленные члены предложения».

1

27.04

Знать основные нормы русского литературного языка (орфография и пунктуация).

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить в работе грамматические ошибки.

Диктант с грамматическим заданием

Контрольное списывание с грамматическим заданием

Прямая и косвенная речь.

91

К.К. Р.К. Способы передачи чужой речи. Прямая речь.

1

29.04

Знать основные способы передачи чужой речи.

Уметь определять способ передачи чужой речи.

Таблица

92

Знаки препинания при прямой речи.

1

03.05

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора.

Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции.

Объяснительный диктант

Объяснительный диктант

93

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

04.05

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

94

Диалог.

1

06.05

Знать правила постановки знаков препинания в диалоге.

Уметь ставить знаки препинания в диалоге.

95

Употребление косвенной речи.

1

10.05

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью.

Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания. Конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции.

96

К.К. Р.К. Цитаты и их оформление на письме.

1

11.05

Знать основные способы цитирования.

Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, правильно использовать цитаты в собственных сочинениях.

Повторение изученного в 8 классе.

97

Повторение по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

1

13.05

Знать Главные и второстепенные члены предложения, их признаки.

Находить в тексте главные и второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов

в предложении.

98

Повторение по теме «Однородные члены и вводные конструкции».

1

17.05

99

Повторение по теме «Обособленные члены предложения».

1

18.05

100

101

Итоговая контрольная работа в форме ОГЭ№ 8.

2

20.05

Знать основные нормы русского литературного языка (орфография и пунктуация).

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить в работе грамматические ошибки.

Итоговая контрольная работа

Итоговая контрольная работа

102

Анализ итоговой контрольной работы.

1

24.05

Знать основные нормы русского литературного языка (орфография и пунктуация).

Уметь объяснять орфограммы и пунктуацию предложений.

103

Состав слова и словообразование.

1

25.05

Знать состав слова, способы словообразования. 

Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы слов.

Тест

Тест

104

Грамматика: морфология и синтаксис.

1

27.05

Знать основные понятия раздела.

Уметь различать части речи, определять их морфологические и синтаксические признаки, соблюдать морфологические нормы.

105

Орфография. Пунктуация.

1

31.05

Знать понятие «орфограмма». Соблюдать правописные и пунктуационные нормы.

Уметь применять изученные орфограммы; применять изученные пунктуационные правила на письме.

                                                    

  ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС 8 КЛАССА:

К концу 8 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

     Анализ текста. Находить в молодежных газетах проблемные репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок. Находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя.

    Воспроизведение текста. Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нем свое понимание проблематики текста и позиции автора, давать письменный анализ текста — стилистический, типологический, включая анализ характерных для стиля и типа речи выразительных средств языка. Пересказывать (устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.

    Создание текста. Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинения о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.

Совершенствование написанного. Добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств коммуникативной задаче. Повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.

•               по    орфоэпии:   правильно   произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

•               по    морфемике  и    словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;

•                по  лексике   и  фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым словарем;

 •               по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфогра-фическим словарем;

 •               по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами;

•                по    синтаксису:  правильно  строить  и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учетом  их  специфики  и  стилистических  свойств;

уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;

•                по пунктуации: находить пунктограммы и простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

Перечень учебно-методического обеспечения

  Для учителя

  1. Уроки русского языка в 8 классе. Поурочные планы (по программе М.М. Разумовской). / Составитель О.А. Финтисова – Волгоград: Учитель, 2003.
  2. Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Контрольные работы по русскому языку. 8-9 классы: Метод. Пособие. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
  3. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. – М., 1990.
  4.  Валгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение. – М., 1979.
  5.  Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М.,1983.
  6. Григорян Д .Т. Обучение пунктуации в средней школе. – М., 1982.
  7.  Иванова В. А., Потиха 3.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л., 1990.
  8.  Разумовская М.М., Львова C.H., Капинос В.И, Львов В.В. Методические рекомендации к учебнику «Русский чзык. 8 класс».

  Для учащихся

  1. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2010.
  2. КИМы Русский язык 8 класс Москва «Вако» 2009г.
  3. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА

1. Быстрова Е. А., Окунева А.П., Карашева Н.Б. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 1998.

2. Жуков В.Л., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - 3-е изд. – М., 1994.

3. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.Б., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. – 2-е изд. – М., 1998.

4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - 3-е изд. – М., 1998.

5. Орфографический словарь русского языка. Для учащихся средней школы. - 41-е изд. – М., 1990.

6. Рогожникова Р.П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей ХVIII - ХХ вв.) – М., 1996.

7. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. -2-е изд. – М., 1991.

8. Шанский Н.М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и проис-

хождение слов. – М.,1997.

9. Школьный словарь иностранных слов (под ред. В.В. Иванова). - 4-е изд. – М., 1999.

10. Энциклопедический словарь юного филолога.

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                               СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                                                                                                           Протокол заседания

ШМО учителей                                                                                                                                                                   методического совета

ООО «Филология»                                                                                                                                                             МБОУ ТСОШ №3

от 26.08.2015 года №1                                                                                                                                                        от 27.08.2015 года №1

 ______________                                                                                                                                                                 Зам. директора по УВР

Фатун Л.В.

                                                                                                                                                                                         ________Н.В.Митрофанова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рабочая программа по русскому языку 6 класс с УУД по учебнику под редакцией М.М Разумовской"

РП по русскому языку 6 класс с УУД по учебнику Разумовской  поможет тому, у кого требования с 2013-2014 учебного года изменились и нужно включить в программу УУД...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса под редакцией М.М. Разумовской.

   Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе федерального ком­понента государственного стандарта основного об­щего образования, Программы по русскому языку...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...