рабочая программа по русскому языку, 5 класс, под редакцией Е. Я. Шмелёвой
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Рабочая программа курса русского языка для учащихся 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.), Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы[1] и авторской программы (Савчук Л. О. Русский язык: программа: 5 – 9 классы общеобразовательных учреждений / Л. О. Савчук; под ред. Е. Я. Шмелёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013).
[1] Примерные программы по учебным предметам. Русский язык: 5-9 классы. М., Просвещение, 2010 – Стандарты второго поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по русскому языку, 5 класс, под редакцией Е. Я. Шмелёвой | 84.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа №3
«Утверждаю»
Директор МБОУ ТСОШ №3
Приказ от 28.08.2015г №120
_____________В.Н.Мирнов
Рабочая программа
по русскому языку
основного общего образования в 5 АБ классах
Количество часов в неделю – 5 ч, за год – 175 часов
Учитель Бордзикули Нино Отариевна
Рабочая программа курса русского языка для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования (2010 г.) и Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы, адаптирована для детей с ОВЗ (ЗПР)
Ст. Тацинская
2015-16 уч.г.
1. Пояснительная записка
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Рабочая программа курса русского языка для учащихся 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.), Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы[1] и авторской программы (Савчук Л. О. Русский язык: программа: 5 – 9 классы общеобразовательных учреждений / Л. О. Савчук; под ред. Е. Я. Шмелёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013).
В Программе реализованы коммуникативно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы к организации материала и построению курса. Выстроена система овладения основными видами речевой деятельности, которая в свою очередь основывается на сознательном освоении языковой системы, учёте современных представлений о языке и речи. Выстроена и система развития личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий.
Формирование системы универсальных учебных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личности и познавательной сферы пятиклассников. Исходя из того, что в этом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии универсаальных учебных действий в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» трансформирована в новую задачу для пятиклассников «учить учиться в общении». В результате изучения предмета «Русский язык» у пятиклассников будут формироваться личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
В программу для учащихся с ОВЗ (ЗПР 7 вид) внесены изменения:
- вместо темы «Морфемы – значимые части слова» для уч-ся с ОВЗ - «Корень слова и однокоренные слова», «Образование форм слов», «Основа слова» - для уч-ся с ОВЗ – «Склонение сущ. и прил.», «Беглые гласные» - для уч-ся с ОВЗ – «Корни с чередованием букв а и о» с опорой на правило, «Тематические группы слов» - для уч-ся с ОВЗ – «Прямое и переносное значения слова», «Способы передачи чужой речи» - для уч-ся с ОВЗ – «Сложное предложение» с опорой на схему, «Знаки препинания в предложениях с обращениями вводными словами» - для уч-ся с ОВЗ – «Предложения с вводными словами и обращениями», «Знаки препинания в предложениях с прямой речью» - для уч-ся с ОВЗ – «Прямая речь», «Разряды имён существительных по значению» - для уч-ся с ОВЗ – «Род имён существительных», «Виды глагола», «Переходные и непереходн. глаголы», «Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем вр.» - для уч-ся с ОВЗ – «Спряжение глагола», так как эти темы трудно усваиваются детьми с ЗПР из-за особенностей психологического развития.
- Все виды разбора слов (морфологический, морфемный, лексический, орфоэпический) даются только с опорой на образец, схему, словари.
Рабочая программа откорректирована в направлении разгрузки курса по содержанию (для детей с ЗПР), т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не ниже государственного уровня обязательных требований.
Целями обучения являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
2. Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, которые включают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и правилами общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Первая содержательная линия представлена в программе разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка». Время, отведенное на освоение этих разделов содержания, не ограничивается количеством часов, указанным в программе, поскольку овладение необходимыми навыками и умениями осуществляется на каждом уроке.
Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация». Освоение разделов данной линии формирует основную часть предметных результатов курса русского языка.
Третья содержательная линия представлена разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом. Освоение содержания данных разделов вносит существенный вклад в формирование личностных результатов.
В учебном процессе указанные содержательные линии естественным образом интегрированы: получение знаний, соответствующих каждому разделу, сопровождается овладением необходимыми умениями и навыками, совершенствованием видов речевой деятельности, развитием различных коммуникативных умений и углублением представлений о родном языке как национально – культурном феномене. При этом структура учебников по русскому языку под редакцией А.Д. Шмелева, обеспечивающих усвоение курса русского языка по данной программе, в общих чертах отражает ее содержательные линии.
Курс русского языка направлен на формирование функциональной грамотности, которая понимается как способность человека вступать во взаимоотношения с внешней средой, максимально быстро адаптируясь к ней и проявляя способность ко взаимодействию и взаимопониманию. Формирование функциональной грамотности должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях. Компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
• коммуникативные универсальные учебные действия (способность владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
• познавательные универсальные учебные действия (способность формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
• регулятивные универсальные учебные действия (способность ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).
Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Совершенствование речевой деятельности учащихся строится на усвоении знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения, на умении анализировать и классифицировать языковые явления и факты, на воспитании культуры устного и письменного общения, включающей формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.
3. Место учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ ТСОШ №3 на изучение русского языка в 5 классе отводится 5 часов в неделю. При 35 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 175 часов. В Рабочей Программе предусмотрен резерв в количестве 5 часов, отведенных на повторение изученного материала в конце учебного года.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
ЛИЧНОСТНЫЕ (система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированным в образовательном процессе) | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов) | ПРЕДМЕТНЫЕ (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, полученные учащимися в рамках отдельного учебного предмета) |
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; | 1) 1) владение всеми видами речевой деятельности: В области аудирования и чтения: (- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); - владение разным видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; - способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; - овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования; - умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; - В области говорения и письма: - способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; - умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); - умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; - - способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; В -владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог – расспрос, диалог – побуждение, диалог – обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога; - соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; - способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; - способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их совершенствовать и редактировать собственные тексты; - - умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков: - в повседневной жизни; -для использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; - применять полученные знания, умения и навыки для анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); - в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; -в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. | 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; |
5. Содержание курса русского языка -5 класс.
Всего | 175 ч. | |
1. | Язык и речь | 13ч. |
2. | Текст | 18 ч. |
3. | Правописание | 27ч. |
4. | Культура речи | 7 ч. |
5. | Система языка | 78 ч. |
6. | Фонетика | 7ч. |
7. | Морфемика и словообразование | 11 ч. |
8. | Лексика и фразеология | 10 ч. |
9. | Синтаксис | 11 ч. |
10. | Морфология | 31 ч. |
11. | Повторение | 9 ч. |
12. | Контрольные работы | 5 ч. |
13. | Контрольные диктанты | 4ч. |
14. | Контрольные сочинения и изложения | 7 ч. |
Интегрировано используется региональный казачий компонент (КК) на 43 уроках, религиоведческий компонент (РК) – на 34 уроках, на развитие речи отведено 35 уроков.
Учебно – тематический план
уроков русского языка в 5 классе (175 ч )
№ урока |
Тема урока | Кол-во часов | Дата | Планируемые образовательные результаты изучения темы | Виды деятельности обучающих-ся | Ведущие формы, методы, средства обучения | ОВЗ (ЗПР) | |
1 | Глава 1. Наш родной язык (21 ч.) О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (3 ч.) Вводный урок. | 1 | 01.09 | Понимать социальную сущность языка. | Беседа | ИКТ | ||
2 | Р/р. К.к. Родной язык | 1 | 02.09 | Различать язык и речь, Иметь представление об основных видах речевой деятельности. | ||||
3 | Р/р. Р.к. Язык и речь | 1 | 03.09 | Р/Р Творческая работа | ИКТ | Письменный ответ на вопрос: что такое речь? | ||
СИСТЕМА ЯЗЫКА (повторение изученного в начально04й школе) (8ч.) | ||||||||
4 | К.к. Р.к. Звуки и буквы | 1 | 04.09 | Л: осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей М/п: пользоваться различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста (план, схема, таблица), разрабатывать алгоритмы учебных действий. | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Диктант | Повт.-обобщ. ИКТ | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Контр. списывание. | |
5 | К.к. Р.к. Состав слова | 1 | 07.09 | |||||
6 | К.к. Имя существительное | 1 | 08.09 | |||||
7 | К.к. Имя прилагательное | 1 | 09.09 | |||||
8 | Местоимение | 1 | 10.09 | |||||
9 | К.к. Глагол | 1 | 11.09 | |||||
10 | К.к. Р.к. Предложение | 1 | 14.09 | |||||
11 | Входной контроль (диктант) | 1 | 15.09 | |||||
ПРАВОПИСАНИЕ (5 ч.) | ||||||||
12 | К.к. Р.к. Орфограммы и орфографические правила | 1 | 17.09 | Пр. (языковая компетенция): находить орфограммы в корнях, приставках по опознавательным признакам, правильно писать слова с названными в теме орфограммами, объяснять написания устно и графически. Знать признаки текста
| Беседа по вопросам, выполнение упражнений Творческая работа Беседа. Практикум Устный опрос. Контр. Работа | Повт.-обобщ.
Частичнопоисков. ИКТ ИКТ Повт.-обобщ. Повт.-обобщ. Тестирование | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Творч.работа Контр. списывание | |
13 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова | 1 | 18.09 | |||||
14 | Проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова | 1 | 21.09 | |||||
15 | Двойные согласные в корне слова(для уч-ся с ОВЗ – с опорой на орфографический словарь) | 1 | 22.09 | |||||
16 | Непроизносимые согласные | 1 | 23.09 | |||||
17 | ТЕКСТ Р/р. К.к. Р.к. Признаки текста | 1 | 24.09 | |||||
18 | ЯЗЫК И КУЛЬТУРА Р/р К.к. Р.к. Культура речи | 1 | 25.09 | |||||
19 20 | ПОВТОРЕНИЕ Комплексное повторение материала главы 1 Контрольная работа по теме: «Орфография». | 1 1 | 28.09 29.09 | |||||
Глава 2. На каком языке мы говорим (18 ч.) О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (3 ч.) | ||||||||
21 | Р/р Общенародный русский язык. Русский литературный язык | 1 | 30.09 | Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Иметь представление об основных разделах лингвистики | ИКТ | Познакомить с понятием «лингвистика» | ||
22 | Р/р Система русского литературного языка | 1 | 01.10 | |||||
СИСТЕМА ЯЗЫКА. Фонетика (7 ч.) | ||||||||
23 | К.к. Р.к. Звуковой состав слов и транскрипция. | 1 | 02.10 | Пр. (языковая компетенция): Уметь вычленять звуки, выявлять их смыслоразличительную функцию, характеризовать звуки, определять фонетические процессы, делить слова на слоги и для переноса, устанавливать соотношения между буквами и звуками, производить фонетический разбор; наблюдать за использованием звукописи; | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Проверочная работа | Объясн-иллюстр Частичнопоисков. Проблем ИКТ | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Выполнение упражнений с опорой на таблицу буквы-звуки. | |
24 | К.к. Р.к. Слог и ударение | 1 | 05.10 | |||||
25 | К.к. Р.к. Согласные звуки: звонкие, глухие, сонорные | 1 | 06.10 | |||||
26 | К.к. Р.к. Согласные звуки: твёрдые и мягкие | 1 | 07.10 | |||||
27 | К.к. Р.к. Гласные звуки: ударные и безударные | 1 | 08.10 | |||||
28 | Графика Буквы русского алфавита. Обозначение звука [й’] | 1 | 09.10 | |||||
29 | К.к. Р.к. Фонетический разбор слова | 1 | 12.10 | |||||
ПРАВОПИСАНИЕ (4 ч.) | ||||||||
30 | Гласные а, у, и, ы после шипящих и ц | 1 | 13.10 | Уметь находить орфограммы в словах на основе опознавательных признаков, правильно писать слова с названными в теме орфограммами. | Выполнение упражнений | ИКТ | С опорой на правило. Тест с опорой на таблицу буквы-звуки.. | |
31 | Правописание букв ь и ъ | 1 | 14.10 | |||||
32 | К.к. Р.к. Употребление прописных и строчных букв | 1 | 15.10. | |||||
33 | Контрольная работа (тест ) по теме: «Фонетика» | 1 | 16.10 | Тестирование | ||||
ТЕКСТ (3 ч.) | ||||||||
34 | Р/р К.к. Р.к. Тема и основная мысль текста | 1 | 19.10 | Определять тему, основную мысль текста, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание | Р/Р Изложение | Изложение | ||
35-36 | Р/Р Изложение | 2 | 20.10 21.10 | |||||
37 | ЯЗЫК И КУЛЬТУРА Р/р Нормы русского литературного языка |
1 | 22.10 | Владеть основными нормами рус. литературного языка; соблюдать их в уст. и письм-ых высказываниях. | Объясн-иллюстр. | |||
38 | ПОВТОРЕНИЕ Комплексное повторение материала главы 2. Самостоятельная работа |
1 | 23.10 |
| Практикум. | Самост. Работа с опорой на правило. | ||
Глава 3. Как язык служит для общения (24 ч.) | ||||||||
39 | О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (1 ч.) Р/р К.к. Разговорная и книжная речь | 1 | 26.10 | Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности. | Творческая работа | ИКТ | Уметь отличать разговорную речь от книжной с опорой на правило. Творч. работа | |
40 | СИСТЕМА ЯЗЫКА (11 ч.) Морфемика. Морфемы – значимые части слова (для уч-ся с ОВЗ - «Корень слова и однокоренные слова») | 1 | 27.10 |
Знать опознавать морфемы и членить слова на морфемы;
Сопоставлять морфемную структуру слова и способ его образования; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов, составлять словообразовательные пары. Уметь применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Проверочная работа | Объясн-иллюстр Частичнопоисков. Проблем. ИКТ |
| |
41 | Образование форм слов (для уч-ся с ОВЗ – склонение сущ. и прил.) | 1 | 28.10 | |||||
42 | Основа слова (для уч-ся с ОВЗ – склонение сущ. и прил.) | 1 | 29.10 | |||||
43 | К.к. Корень слова и однокоренные слова | 1 | 30.10 | |||||
44 | Суффиксы | 1 | 09.11 | |||||
45 | Приставки | 1 | 10.11 | |||||
46 | Варианты морфем | 1 | 11.11 | |||||
47 | Словообразование. Образование слов с помощью приставок (для уч-ся с ОВЗ - с опорой на правило) | 1 | 12.11 | |||||
48 | Образование слов с помощью суффиксов (для уч-ся с ОВЗ - с опорой на правило) | 1 | 13.11 | |||||
49 | Образование слов способом сложения (для уч-ся с ОВЗ - с опорой на правило) | 1 | 16.11 | |||||
50 | К.к. Р.к. Морфемный разбор слова (для уч-ся с ОВЗ - с опорой на правило) | 1 | 17.11 | |||||
51 | ПРАВОПИСАНИЕ (6 ч.) Корни с чередованием букв а и о (-гар-/-гор-, -зар- -зор--лаг- /-лож-, -рос- / -раст- / -ращ-, -скак-/-скоч-) (для уч-ся с ОВЗ - с опорой на правило) | 1 | 18.11 | Уметь находить орфограммы в словах на основе опознавательных признаков, правильно писать слова с названными в теме орфограммами. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Уметь пользоваться орфографическими словарями | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Контрольная работа | Объясн-иллюстр Объясн-иллюстр Частичнопоисков. Проблем. | Тест с опорой на правила | |
52 | Беглые гласные (для уч-ся с ОВЗ – «Корни с чередованием букв а и о с опорой на правило) | 1 | 19.11 | |||||
53 | Гласные и согласные в приставках (для уч-ся с ОВЗ - с опорой на правило) | 1 | 20.11 | |||||
54 | Безударные гласные в приставках (для уч-ся с ОВЗ - с опорой на правило) | 1 | 23.11 | |||||
55 | Буквы а и о в приставках раз- (рас-) и роз- (рос-) Правописание приставок на -з/-с (для уч-ся с ОВЗ - с опорой на таблицу глухих и звонких звуков) | 1 | 24.11 | |||||
56 | Контрольная работа (тест) по теме: «Орфография». | 1 | 25.11 | |||||
ТЕКСТ (3 ч.) | ||||||||
57 | Р/р К.к. Р.к. Строение текста | 1 | 26.11 | Знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка); | Р/Р Творческая работа | ИКТ | Твор.работа с опорой на схему | |
58-59 | Р/р План текста Р/р Творческая работа. | 2 | 27.11 30.11 | |||||
60 | ЯЗЫК И КУЛЬТУРА Р/р Речевой этикет |
1 | 01.12 | |||||
ПОВТОРЕНИЕ | ||||||||
61-62 | Комплексное повторение материала главы 3 | 2 | 02.12 03.12 | |||||
63 | Контрольная работа (диктант) | 1 | 04.12 | Контр. работа | Контр.списывание | |||
Глава 4. В чём заключается богатство языка (19 ч.) | ||||||||
64 | О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (2 ч.)Разновидности русс-го языка | 1 | 07.12 | Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка. | Беседа по вопросам, выполнение упражнений | Объясн-иллюстр | Знать стили речи без характерных признаков (понятия) | |
65 | Р/р К.к. Р.к. Стили литературного языка (общее понятие) | 1 | 08.12 | |||||
66 | СИСТЕМА ЯЗЫКА (10 ч.) Лексикология Слово – основная единица лексикологии | 1 | 09.12 | Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; Уметь различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы основные виды тропов; опознавать фразеологические обороты и использовать их в речи. | Ознак. с нов/м-лом Беседа по вопросам, выполнение упражнений Р/Р Творческая работа | ИКТ Объясн-иллюстр Частичнопоисков. Проблем. | С опорой на «Толковый словарь русского языка» Творческая работа с опорой на фразеологический словарь | |
67 | Способы толкования слова | 1 | 10.12 | |||||
68 | Однозначные и многозначные слова | 1 | 11.12 | |||||
69 | К.к. Р.к. Прямое и переносное значения слова | 1 | 14.12 | |||||
70 | Тематические группы слов (для уч-ся с ОВЗ – «Прямое и переносное значения слова») | 1 | 15.12 | |||||
71 | Омонимы (для уч-ся с ОВЗ – с опорой на словарь омонимов) | 1 | 16.12 | |||||
72 | Синонимы (для уч-ся с ОВЗ – с опорой на словарь синонимов) | 1 | 17.12 | |||||
73 | Антонимы (для уч-ся с ОВЗ – с опорой на словарь антонимов) | 1 | 18.12 | |||||
74 | Фразеология Фразеологизмы | 1 | 21.12 | |||||
75 | Словари русского языка | 1 | 22.12 | |||||
76 | ПРАВОПИСАНИЕ (2 ч.) Буквы о и ё после шипящих в корне | 1 | 23.12 | Уметь находить орфограммы в словах на основе опознавательных признаков, правильно писать слова с названными орфограммами. | ИКТ | С опорой на правило | ||
77 | Буквы и и ы в корне после приставок | 1 | 24.12 | С опорой на правило | ||||
78 | ТЕКСТ (3 ч.) Типы речи | 1 | 25.12 | Уметь создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста. | Р/Р Творческая работа | Сочинение (обучающее) | ||
79-80 | Р/Р Обучение сочинению | 2 | 28.12 | |||||
81 | ЯЗЫК И КУЛЬТУРА Р/р К.к. Р.к. Лексическое богатство русского языка и культура речи |
1 | 12.01 | Употреблять языковые единицы в соответствии с грамматическими и лексическими нормами. | Дидактич матер-лы | |||
82 | ПОВТОРЕНИЕ Комплексное повторение материала главы 4. Самостоятельная работа. | 1 | 13.01 |
| Практикум | ИКТ | Сам.работа | |
Глава 5. Как в языке выражаются отношения людей (22 ч.) | ||||||||
83 | О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (1 ч.) Р/р К.к. Р.к. Диалогическая и монологическая речь. | 1 | 14.01 | Иметь представление о различных видах монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога, Различать образцы диалогич. и монологической речи. | ||||
СИСТЕМА ЯЗЫКА (11 ч.) | ||||||||
84 | Синтаксис К.к. Р.к. Словосочетание и предложение | 1 | 15.01 | Осознавать роль синтаксиса в выражении мысли, различие словосочетания и предложения. Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Находить грамматическую основу предложения, опознавать предложения простые и сложные. Распознавать главные и второстепенные члены предложения. Разграничивать предложения распространенные и нераспространенные. Опознавать предложения с однородными членами, с прямой речью, правильно их оформлять на письме. | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Р/Р Творческая работа | Повт.-обобщ.
Объясн-иллюстр Частичнопоисков. Проблем. ИКТ | С опорой на схему С опорой на схему С опорой на схему С опорой на схему С опорой на схему Сочинение С опорой на схему С опорой на образец С опорой на схему | |
85 | К.к. Р.к. Синтаксический разбор словосочетания | 1 | 18.01 | |||||
86 | Виды предложений | 1 | 19.01 | |||||
87 | Распространённые и нераспространённые предложения | 1 | 20.01 | |||||
88 | К.к. Р.к. Главные члены предложения | 1 | 21.01 | |||||
89 | Второстепенные члены предложения | 1 | 22.01 | |||||
90 91 | Предложения с однородными членами Р/р Творческая работа (сочинение) | 1 1 | 25.01 26.01 | |||||
92 | К.к. Р.к. Предложения с вводными словами и обращениями | 1 | 27.01 | |||||
93 | К.к. Р.к. Синтаксический разбор простого предложения | 1 | 28.01 | |||||
94 | Сложное предложение | 1 | 29.01 | |||||
95 | Р/р К.к. Способы передачи чужой речи (для уч-ся с ОВЗ – «Сложное предложение» с опорой на схему) | 1 | 01.02 | |||||
96 | Тире между подлежащим и сказуемым (для уч-ся с ОВЗ – «Сложное предложение» с опорой на схему) | 1 | 02.02 | Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать пунктуационную зоркость. | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Контрольный диктант | Объясн-иллюстр Частичнопоисков. Проблем. ИКТ ИКТ | С опорой на схему «вводные слова» С опорой на схему Контр.списывание | |
97 | К.к. Р.к. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | 03.02 | |||||
98 | К.к. Р.к. Знаки препинания в предложениях с обращениями вводными словами (для уч-ся с ОВЗ – «Предложения с вводными словами и обращениями») | 1 | 04.02 | |||||
99 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | 05.02 | |||||
100 101 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью (для уч-ся с ОВЗ – «Прямая речь») Контрольная работа (диктант) | 1 1 | 08.02 09.02 | |||||
102 | ТЕКСТ Р/р К.к. Повествование: рассказ | 1 | 10.02 | Уметь определять функционально-смысловые типы речи: повествование (рассказ) | Р/Р Творческая работа | Творч.работа | ||
103 | ЯЗЫК И КУЛЬТУРА Р/р Формы обращения и речевой этикет |
1 | 11.02 | Иметь представление об особенностях русского речевого этикета. | Объясн-иллюстр ИКТ | |||
ПОВТОРЕНИЕ | ||||||||
104 | Комплексное повторение материала главы 5 | 1 | 12.02 | Диктант | ИКТ | Контр. списывание | ||
105 | Контрольная работа (диктант) | 1 | 15.02 | |||||
Глава 6. Чем различаются устная и письменная речь (24 ч.) | ||||||||
106 | О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (1 ч.) Р/р Речь устная и письменная. |
1 | 16.02 | Оценивать речевые высказывания с точки зрения соответствия их языковым нормам. Исправлять речевые недостатки. | Беседа по вопросам, выполнение упражнений | |||
СИСТЕМА ЯЗЫКА (10 ч.) | ||||||||
107 | Морфология К.к. Р.к. Части речи | 1 | 17.02 | Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Распознавать изученные самостоятельные части речи и их формы. Распознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные; Определять род, число, падеж, тип склонения имен существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Проверочная работа | Объясн-иллюстр Частичнопоисков. Проблем. ИКТ | С опорой на схему С опорой на образец | |
108 | Имя существительное К.к. Р.к. Имя существительное как часть речи | 1 | 18.02 | |||||
109 | Разряды имён существительных по значению (для уч-ся с ОВЗ – «Род имён существительных») | 1 | 19.02 | |||||
110 | Одушевлённые и неодушевлённые существительные | 1 | 22.02 | |||||
111 | Род имён существительных | 1 | 23.02 | |||||
112 | Род несклоняемых существительных | 1 | 24.02 | |||||
113 | Склонение имён существительных | 1 | 25.02 | |||||
114 | Число – непостоянный признак имён существит-ных | 1 | 26.02 | |||||
115 | Падеж – непостоянный признак имён существит-ых | 1 | 01.03 | |||||
116 | К.к. Р.к. Морфологический разбор имени существительного | 1 | 02.03 | |||||
117 | ПРАВОПИСАНИЕ (8 ч.) К.к. Р.к. Прописная буква в именах собственных | 1 | 03.03 |
Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словооб- разовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; Уметь пользоваться орфографическими словарями | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Контр. работа | Объясн-иллюстр Частичнопоисков. Проблем. ИКТ | С опорой на схему С опорой на схему С опорой на правило С опорой на схему С опорой на схему Тест | |
118 | Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных | 1 | 04.03 | |||||
119 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | 1 | 07.03 | |||||
120 | Гласные в суффиксах имён существительных -ек- и -ик- | 1 | 08.03 | |||||
121 | Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах, окончаниях имён существительных | 1 | 09.03 | |||||
122 | Правописание существительных с суффиксами -чик/-щик- | 1 | 10.03 | |||||
123 | Слитное и раздельное написание не с сущ-ными | 1 | 11.03 | |||||
124 | Контрольная работа по теме: «Правописание сущест-ных» | 1 | 14.03 | |||||
ТЕКСТ (3 ч.) | ||||||||
125 | Р/р Тип речи: рассуждение | 1 | 15.03 | Уметь определять функционально-смысловые типы речи: рассуждение | Р/Р Творческая работа | Объясн-иллюстр | ||
126-127 | Р/Р Сочинение – рассуждение (для уч-ся с ОВЗ – «Тип речи: рассуждение») | 2 | 16.03 | |||||
128 | ЯЗЫК И КУЛЬТУРА Что такое грамматические нормы? | 1 | 17.03 | Иметь понятие о грамматической норме. | Практикум | ИКТ | Сочинение-рассуждение | |
129 | ПОВТОРЕНИЕ Комплексное повторение материала главы 6. Самостоятельная работа |
1 | 18.03 | Самост. работа | Сам.работа | |||
130 | О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (1 ч.) Р/р Современный русский литературный язык | 1 | 30.03 | Иметь представление об уровнях системы современного русского литер-го языка, об основных единицах каждого уровня. | ||||
СИСТЕМА ЯЗЫКА (7 ч.) | ||||||||
131 | Имя прилагательное К.к. Р.к. Имя прилагательное как часть речи | 1 | 31.04 | Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Определять род, число, падеж имен прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных. Правильно употреблять имена прилагательные с существительными. | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Проверочная работа | Объясн-иллюстр Частичнопоисков. Проблем. ТРКМЧП ИКТ | С опорой на правило С опорой на правило С опорой на образец С опорой на образец С опорой на образец | |
132 | Разряды по значению (для уч-ся с ОВЗ – с опорой на правило) | 1 | 01.04 | |||||
133 | Полная и краткая форма качественных прилаг-ных | 1 | 04.04 | |||||
134 | Формы степеней сравнения кач-ых прилагательных | 1 | 05.04 | |||||
135 | Склонение качественных и относительных прил-ых | 1 | 06.04 | |||||
136 | Склонение притяжательных имён прилагательных | 1 | 07.04 | |||||
137 | К.к. Р.к. Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | 08.04 | |||||
ПРАВОПИСАНИЕ (4 ч.) | ||||||||
138 | Слитное и раздельное написание не с прилагательными | 1 | 11.04 | Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Контр. Работ. | Объясн-иллюстр Частичнопоисков. Проблем. ИКТ | С опорой на схему С опорой на схему С опорой на схему Тест | |
139 | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных | 1 | 12.04 | |||||
140 141 | Правописание н и нн в прилагательных Правописание суффикса -ск- в именах прилагательных | 1 | 13.04 | |||||
142 | Контрольная работа. «Правописание прил-ных» | 1 | 14.04 | |||||
143 144-145 | ТЕКСТ (3 ч.) Р/р К.к. Типы речи: описание предмета Р/Р Сочинение-описание по картине | 1 2 | 15.04 18.04 | Уметь определять функционально-смысловые типы речи: описание предмета. | Р/Р Творческая работа | ИКТ | сочинение | |
146 | ЯЗЫК И КУЛЬТУРА Р/р Употребление имени прилагательного в речи |
1 | 19.04 | Использовать в речи имена прилагательные в роли эпитетов. | ИКТ | |||
147 | ПОВТОРЕНИЕ Комплексное повторение материала главы 7. Самостоятельная работа | 1 | 20.04 | Самост. работа | Сам.работа | |||
Глава 8. Как язык объединяет людей (25 ч.) | ||||||||
148 | О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (1 ч.) Р/р Русский язык – государственный язык Российской Федерации | 1 | 21.04 | Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. | ИКТ | |||
149 | СИСТЕМА ЯЗЫКА (14 ч.) Глагол Глагол как часть речи | 1 | 22.04 |
Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом. Группировать глаголы по заданным морфологическ им признакам. Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах. Проводить морфологический анализ глагола. | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Проверочная работа | Объясн-иллюстр Частичнопоисков. Проблем. ИКТ | Проверочная работа | |
150 | Инфинитив (неопределён- ная форма глагола) | 1 | 25.04 | |||||
151 | Виды глагола (для уч-ся с ОВЗ – спряжение глагола) | 1 | 26.04 | |||||
152 | Переходные и непереходн. глаголы (для уч-ся с ОВЗ – спряжение глагола) | 1 | 27.04 | |||||
153 | Возвратные и невозвратные глаголы | 1 | 28.04 | |||||
154 | Определение типов спряжения глаголов | 1 | 29.04 | |||||
155 | Изменение глаголов по наклонениям | 1 | 02.05 | |||||
156 | Изменение глаголов по временам в изъявительном наклонении | 1 | 03.05 | |||||
157 | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем вр. (для уч-ся с ОВЗ – спряжение глагола) | 1 | 04.05 | |||||
158 | Изменение глаголов по родам и числам в прош. вр | 1 | 05.05 | |||||
159 | Условное наклонение | 1 | 06.05 | |||||
160 | Повелительное наклонение | 1 | 10.05 | |||||
161 | Безличные глаголы | 1 | 11.05 | |||||
162 | Морфологический разбор глагола | 1 | 12.05 | |||||
ПРАВОПИСАНИЕ (4 ч.) | ||||||||
163 | Не с глаголами | 1 | 13.05 | Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. | Ознак. с нов/м-лом | Объясн-иллюстр Частичнопоисков. Проблем. | С опорой на схему С опорой на схему | |
164 | Гласные е и и в корнях с чередованием | 1 | 16.05 | |||||
165 | Буква ь после шипящих на конце у глаголов | 1 | 17.05 | |||||
166 | Суффиксы глаголов -ова- (-ева)- и -ива- (-ыва-) | 1 | 18.05 | |||||
167 | ТЕКСТ Р/р К.к. Типы речи: описание состояния | 1 | 19.05 | Уметь определять функционально-смысловые типы речи: описание состояния | Творческая работа | ИКТ | Сочинение | |
168 | ЯЗЫК И КУЛЬТУРА Р/р Употребление глаголов в речи |
1 | 20.05 | Употреблять глаголы в соответствии с грамматич. и лексическими нормами. | ||||
169 | ПОВТОРЕНИЕ (4 ч.) Комплексное повторение материала главы 8. | 1 | 23.05 | Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 5 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Контр. работа | ИКТ Диктант Тестирование | Тест Тест | |
170 | Контрольная работа по теме: «Правописание глаголов» | 1 | 24.05 | |||||
171 | Комплексное повторение и систематизация изученного в 5 классе | 1 | 25.05 | Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 5 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях | Беседа по вопросам, выполнение упражнений Контр. работа | ИКТ Диктант | Тест
| |
172 | Контрольная итоговая работа (тестирование) | 1 | 26.05 | |||||
173 | Анализ итоговой контрольной работы | 1 | 27.05 | |||||
174-175 | Повторение и обобщение изученного за курс 5 класса. | 2 | 30.05 31.05 |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Русский язык»
Нацеленность образования на развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей определяют место средств обучения и учебного оборудования в системе преподавания русского языка. Средства обучения позволяют создавать новую образовательную среду, направленную на интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся, причём, не только не только на формирование системы языковых и речевых умений и навыков, но и на овладение способами деятельности, которые формируют познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.
Одним из существенных условий реализации данной Рабочей программы является использование на уроках информационных и коммуникационных технологий. Для активизации познавательной деятельности учащихся предполагается использовать такие информационно-коммуникационные средства обучения, как мультимедийные обучающие программы, электронное приложение к учебнику. В то же время в учебном процессе предполагается использование и традиционных средств обучения.
Учебник (Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / [А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович, Е. Я. Шмелёва]; под. ред. А. Д. Шмелёва, – М.: Вентана-Граф, 2012)
В УМК также входят рабочие тетради, методическое пособие для учителя.
Основная литература
1. Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / [А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович, Е. Я.
Шмелёва]; под. ред. А. Д. Шмелёва, – М.: Вентана-Граф, 2014
2. Донскова О. В. Русский язык. Проектирование учебного курса: 5 класс: пособие для учителя / О. В. Донскова. – М.: Вентана-Граф, 2014.
6. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
7. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии: 5 класс / Л.Г.Ларионова. – М.: Просвещение, 2006.
8. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.: Просвещение. 2006
9. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс / Сост. Н. В. Егорова. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014.
10. Селезнёва Е. В. Русский язык: 5 класс: контрольно-измерительные материалы / Е. В. Селезнёва – М.: Экзамен, 2014.
Дополнительная литература
Беляева О. В., Даценко О. А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009.
Русский язык. Литература. 5 – 11 классы: технология проблемного и развивающего обучения / сост. Л. Ф. Стрелкова. – Волгоград: Учитель,
2012.
Сочинение по картине в 5 кл.: метод. пособие / Л. А. Ходякова, Л. И. Новикова, О. П. Штыркина, Е. В. Кабанова; под ред. Проф. Л. А.
Ходяковой. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
Образовательные электронные ресурсы
Грамота.ру // www.gramota.ru
Лингвистика для школьников // www.lingling.ru
Образовательный портал Национального корпуса русского языка // www.studiorum.ruscorpora.ru
Обучающий портал Национального корпуса русского языка // www.ruscorpora.ru
Пахомова Н. Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя / Московский институт открытого образования. Методическая боратория
информационной поддержки развития образования //http.schools.keldysh.ru
Российский образовательный портал // www.school.edu.ru
http://repetitor.1c.ru/ – Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы
серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- – Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в
справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и
лингвистики.
http://www.gramma.ru/ – Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые
бумаги – правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ – Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ – газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ – Все образование Интернета
claw.ru›1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5… Изложения для 5-11 классов
http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл.
Мультимедийные пособия
- Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия: 5 класс.
- Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения и изложения: 5 класс».
- Диск «Русский язык. Средняя школа. 5 класс. Обучающая программа (1С)».
8. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Протокол заседания
ШМО учителей методического совета
ООО «Филология» МБОУ ТСОШ №3
от года № от года №
______________ Зам. директора по УВР
Фатун Л.В.
________Н.В.Митрофанова
[1] Примерные программы по учебным предметам. Русский язык: 5-9 классы. М., Просвещение, 2010 – Стандарты второго поколения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...