рабочая программа по русскому языку, 5 класс, под редакцией Е. Я. Шмелёвой
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Рабочая программа курса русского языка для учащихся 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содер­жания общего образования и Требований к результатам ос­новного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.), Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы[1] и авторской программы (Савчук Л. О. Русский язык: программа: 5 – 9 классы общеобразовательных учреждений / Л. О. Савчук; под ред. Е. Я. Шмелёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013).



[1] Примерные программы по учебным предметам. Русский язык: 5-9 классы.  М., Просвещение, 2010 – Стандарты второго поколения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тацинская средняя общеобразовательная школа №3

«Утверждаю»

Директор МБОУ ТСОШ №3

Приказ от  28.08.2015г №120

_____________В.Н.Мирнов

Рабочая программа

по русскому языку

основного общего образования в 5 АБ классах

Количество часов в неделю – 5 ч, за год – 175 часов

Учитель  Бордзикули Нино Отариевна

            Рабочая программа курса русского языка для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования (2010 г.) и Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы, адаптирована для детей с ОВЗ (ЗПР)

Ст. Тацинская

2015-16 уч.г.

1. Пояснительная записка

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Рабочая программа курса русского языка для учащихся 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.), Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы[1] и авторской программы (Савчук Л. О. Русский язык: программа: 5 – 9 классы общеобразовательных учреждений / Л. О. Савчук; под ред. Е. Я. Шмелёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013).

В Программе реализованы коммуникативно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы к организации материала  и построению курса. Выстроена система овладения основными видами речевой деятельности, которая в свою очередь основывается на сознательном освоении языковой системы, учёте современных представлений о языке и речи. Выстроена и система развития личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий.

Формирование системы универсальных учебных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личности и познавательной сферы пятиклассников. Исходя из того, что в этом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии универсаальных учебных действий в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» трансформирована в новую задачу для пятиклассников «учить учиться в общении». В результате изучения предмета «Русский язык» у пятиклассников будут формироваться личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

В программу  для учащихся с ОВЗ (ЗПР 7 вид) внесены изменения:

-  вместо темы «Морфемы – значимые части слова» для уч-ся с ОВЗ - «Корень слова и однокоренные слова»,  «Образование форм слов»,  «Основа слова» - для уч-ся с ОВЗ – «Склонение сущ. и прил.», «Беглые гласные» - для уч-ся с ОВЗ – «Корни с чередованием букв а и о» с опорой на правило, «Тематические группы слов» - для уч-ся с ОВЗ – «Прямое и переносное значения слова», «Способы передачи чужой речи» - для уч-ся с ОВЗ – «Сложное предложение» с опорой на схему, «Знаки препинания в предложениях с обращениями вводными словами» - для уч-ся с ОВЗ – «Предложения с вводными словами и обращениями»,  «Знаки препинания в предложениях с прямой речью» - для уч-ся с ОВЗ – «Прямая речь», «Разряды имён существительных по значению» - для уч-ся с ОВЗ – «Род имён существительных», «Виды глагола», «Переходные и непереходн. глаголы», «Изменение глаголов по  лицам и числам в настоящем и будущем вр.» - для уч-ся с ОВЗ – «Спряжение глагола», так как эти темы трудно усваиваются детьми с ЗПР из-за особенностей психологического развития.

- Все виды разбора слов (морфологический, морфемный, лексический, орфоэпический) даются только с опорой на образец, схему, словари.

Рабочая  программа откорректирована в направлении разгрузки курса по содержанию (для детей с ЗПР), т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не ниже государственного уровня обязательных требований.

Целями обучения являются:

•        воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

•        овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

•        освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

2. Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

    Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

      Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, которые включают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и правилами общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения.

          Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

            Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Первая содержательная линия представлена в программе разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка». Время, отведенное на освоение этих разделов содержания, не ограничивается количеством часов, указанным в программе, поскольку овладение необходимыми навыками и умениями осуществляется на каждом уроке.

Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация». Освоение разделов данной линии формирует основную часть предметных результатов курса русского языка.

Третья содержательная линия представлена разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом.  Освоение содержания данных разделов вносит существенный вклад в формирование личностных результатов.

В учебном процессе указанные содержательные линии естественным образом интегрированы: получение знаний, соответствующих каждому разделу, сопровождается  овладением необходимыми умениями и навыками, совершенствованием видов речевой деятельности, развитием различных коммуникативных умений и углублением представлений о родном языке как национально – культурном феномене. При этом структура учебников по русскому языку под редакцией А.Д. Шмелева, обеспечивающих усвоение курса русского языка по данной программе, в общих чертах отражает ее содержательные линии.

Курс русского языка направлен на формирование функциональной грамотности, которая понимается как способность человека вступать во взаимоотношения с внешней средой, максимально быстро адаптируясь к ней и проявляя способность ко взаимодействию и взаимопониманию. Формирование функциональной грамотности должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях. Компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: 

коммуникативные универсальные учебные действия (способность владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); 

• познавательные универсальные учебные действия (способность формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); 

регулятивные универсальные учебные действия (способность ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

 Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Совершенствование речевой деятельности учащихся строится на усвоении знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения, на умении анализировать и классифицировать языковые явления и факты, на воспитании культуры устного и письменного общения, включающей формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.

3. Место учебного предмета, курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ ТСОШ №3 на изучение русского языка в 5 классе отводится 5 часов в неделю.  При 35 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 175 часов.  В Рабочей Программе предусмотрен резерв в количестве 5 часов, отведенных на повторение изученного материала в конце учебного года.  

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

ЛИЧНОСТНЫЕ

(система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированным в образовательном процессе)

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

(способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов)

ПРЕДМЕТНЫЕ

(знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, полученные учащимися в рамках отдельного учебного предмета)

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3)   достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного       выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

1) 1) владение всеми видами речевой деятельности:

В области аудирования и чтения:

 (-  адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

    -  владение разным видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

    - способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

      - овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования;    

     - умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

-     В области говорения и письма:

   - способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

    - умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); - умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

-     - способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

В    -владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог – расспрос, диалог – побуждение, диалог – обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога;

      - соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

    -  способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

     -  способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их совершенствовать и редактировать собственные тексты;

-    -  умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков:

- в повседневной жизни;

-для использования  родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

- применять полученные знания, умения и навыки для анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми и овладение национально – культурными нормами речевого поведения:

- в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

-в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

5. Содержание курса русского языка -5 класс.

Всего

175 ч.

1.

Язык и речь

13ч.

2.

Текст

18 ч.

3.

Правописание

27ч.

4.

Культура речи  

7 ч.  

5.

Система языка

78 ч.

6.

Фонетика

7ч.

7.

 Морфемика и словообразование

11 ч.

8.

Лексика и фразеология

10 ч.

9.

Синтаксис

11 ч.

10.  

Морфология

31 ч.

11.

Повторение

9 ч.

12.

Контрольные работы

5 ч.

13.

Контрольные диктанты

4ч.

14.

Контрольные сочинения и изложения

7 ч.

      Интегрировано используется региональный казачий компонент (КК) на 43 уроках, религиоведческий компонент (РК) – на 34 уроках, на развитие речи отведено 35 уроков.

Учебно – тематический план

уроков русского языка в 5 классе (175 ч )

 

урока

 

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Планируемые

образовательные

результаты

изучения темы

Виды деятельности обучающих-ся

Ведущие формы, методы, средства

обучения

ОВЗ (ЗПР)

1

Глава 1. Наш родной язык (21 ч.)

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (3 ч.) Вводный урок.

1

01.09

Понимать    социальную    сущность языка.

 Беседа

ИКТ

2

Р/р. К.к. Родной язык  

1

02.09

Различать язык и  речь, Иметь представление об основных видах речевой деятельности.

3

Р/р.  Р.к. Язык и речь

1

03.09

Р/Р Творческая работа

ИКТ

Письменный ответ на вопрос: что такое речь?

СИСТЕМА ЯЗЫКА (повторение изученного в начально04й школе)   (8ч.)

4

К.к. Р.к. Звуки и буквы

1

04.09

 Л: осознавать возможности

русского языка для самовыражения и развития творческих

способностей

М/п: пользоваться различными видами аудирования,

осуществлять информационную переработку текста (план, схема, таблица), разрабатывать алгоритмы учебных действий.

Беседа по вопросам,   выполнение упражнений

Диктант

Повт.-обобщ.

ИКТ

Беседа по вопросам,   выполнение упражнений

Контр. списывание.

5

К.к. Р.к. Состав слова

1

07.09

6

К.к. Имя существительное

1

08.09

7

К.к. Имя прилагательное

1

09.09

8

Местоимение

1

10.09

9

К.к. Глагол

1

11.09

10

К.к. Р.к. Предложение

1

14.09

11

Входной контроль (диктант)

1

15.09

ПРАВОПИСАНИЕ (5 ч.)

12

К.к. Р.к. Орфограммы и орфографические правила

1

17.09

Пр. (языковая компетенция):

 находить орфограммы в

корнях, приставках по опознавательным признакам, правильно писать слова с названными в теме орфограммами,

объяснять написания устно и графически.

    Знать признаки текста

 

Беседа по вопросам,   выполнение упражнений

Творческая работа

Беседа.

 Практикум

Устный опрос.

Контр. Работа

Повт.-обобщ.

 

Частичнопоисков.

ИКТ

ИКТ

Повт.-обобщ.

Повт.-обобщ. Тестирование

Беседа по вопросам,   выполнение упражнений

Творч.работа

Контр. списывание

13

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова

1

18.09

14

Проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова

1

21.09

15

Двойные согласные в корне слова(для уч-ся с ОВЗ – с опорой  на орфографический словарь)

1

22.09

16

Непроизносимые согласные

1

23.09

17

 ТЕКСТ

Р/р. К.к. Р.к. Признаки текста

1

24.09

18

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Р/р К.к. Р.к. Культура речи

1

25.09

19

20

ПОВТОРЕНИЕ

Комплексное повторение материала главы 1

Контрольная работа по теме: «Орфография».

1

1

28.09

29.09

Глава 2. На каком языке мы говорим (18 ч.)

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (3 ч.)

21

Р/р Общенародный русский язык. Русский литературный язык

1

30.09

 Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Иметь представление об основных разделах лингвистики

ИКТ

Познакомить с понятием «лингвистика»

22

Р/р Система русского

литературного языка

1

01.10

СИСТЕМА ЯЗЫКА. Фонетика (7 ч.)

23

К.к. Р.к. Звуковой состав слов и транскрипция.

1

02.10

 Пр. (языковая компетенция):

Уметь вычленять звуки, выявлять их смыслоразличительную

функцию, характеризовать

звуки, определять фонетические процессы, делить слова на слоги и для переноса, устанавливать соотношения между буквами и звуками, производить фонетический разбор; наблюдать за использованием звукописи;

Беседа по вопросам,   выполнение упражнений

Проверочная работа

Объясн-иллюстр

Частичнопоисков.

Проблем

ИКТ

Беседа по вопросам,   выполнение упражнений

Выполнение упражнений

с  опорой на таблицу буквы-звуки.

24

К.к. Р.к. Слог и ударение

1

05.10

25

К.к. Р.к. Согласные звуки:

звонкие, глухие, сонорные

1

06.10

26

К.к. Р.к. Согласные звуки:

твёрдые и мягкие

1

07.10

27

К.к. Р.к. Гласные звуки:

 ударные и безударные

1

08.10

28

Графика

Буквы русского алфавита.

Обозначение звука  [й’]

1

09.10

29

К.к. Р.к. Фонетический разбор слова

1

12.10

ПРАВОПИСАНИЕ (4 ч.)

30

Гласные а, у, и, ы после шипящих и ц

1

13.10

Уметь находить орфограммы в словах на основе опознавательных признаков, правильно

писать слова с названными в

теме орфограммами.

Выполнение упражнений

ИКТ

С опорой на правило.

Тест с  опорой на таблицу буквы-звуки..

31

Правописание букв ь и ъ

1

14.10

32

К.к. Р.к. Употребление прописных и строчных букв

1

15.10.

33

Контрольная работа (тест ) по теме: «Фонетика»

1

16.10

Тестирование

ТЕКСТ (3 ч.)

34

Р/р К.к. Р.к. Тема и основная мысль текста

1

19.10

 Определять тему, основную мысль текста,   осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание

Р/Р

Изложение

Изложение

35-36

Р/Р Изложение

2

20.10

21.10

37

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Р/р Нормы русского литературного языка

 

1

22.10

 Владеть основными нормами рус. литературного языка; соблюдать их в уст. и письм-ых высказываниях.

Объясн-иллюстр.

38

ПОВТОРЕНИЕ

Комплексное повторение материала главы 2. Самостоятельная работа

 

1

23.10

 

Практикум.

Самост. Работа с опорой на правило.

Глава 3. Как язык служит для общения (24 ч.)

39

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (1 ч.)

Р/р К.к. Разговорная и книжная речь

1

26.10

Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности.

Творческая работа

ИКТ

Уметь отличать разговорную речь от книжной с опорой на правило.

Творч. работа

40

СИСТЕМА ЯЗЫКА (11 ч.)

 Морфемика.

Морфемы – значимые части слова (для уч-ся с ОВЗ - «Корень слова и однокоренные слова»)

1

27.10

 

Знать опознавать морфемы и членить слова на морфемы;

 

Сопоставлять морфемную структуру слова и способ его образования; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов, составлять словообразовательные пары.

Уметь применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Беседа по вопросам,   выполнение упражнений

Проверочная работа

Объясн-иллюстр

Частичнопоисков.

Проблем.

ИКТ

 

41

Образование форм слов (для уч-ся с ОВЗ – склонение сущ. и прил.)

1

28.10

42

Основа слова (для уч-ся с ОВЗ – склонение сущ. и прил.)

1

29.10

43

К.к. Корень слова и однокоренные слова

1

30.10

44

Суффиксы

1

09.11

45

Приставки

1

10.11

46

Варианты морфем

1

11.11

47

Словообразование.

Образование слов с помощью приставок (для уч-ся с ОВЗ - с опорой на правило)

1

12.11

48

Образование слов с

помощью суффиксов (для уч-ся с ОВЗ - с опорой на правило)

1

13.11

49

Образование слов способом

 сложения (для уч-ся с ОВЗ - с опорой на правило)

1

16.11

50

К.к. Р.к. Морфемный разбор слова (для уч-ся с ОВЗ - с опорой на правило)

1

17.11

51

 ПРАВОПИСАНИЕ (6 ч.)

Корни с чередованием букв а и о (-гар-/-гор-, -зар- -зор--лаг- /-лож-, -рос- / -раст- / -ращ-, -скак-/-скоч-) (для уч-ся с ОВЗ - с опорой на правило)

1

18.11

Уметь находить орфограммы в словах на основе опознавательных признаков, правильно писать слова с названными в теме орфограммами.

Освоить содержание изученных орфографических   правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные орфографические нормы  в письменной речи.

Уметь пользоваться орфографическими словарями

Беседа по вопросам,   выполнение упражнений

Контрольная работа

Объясн-иллюстр

Объясн-иллюстр

Частичнопоисков.

Проблем.

Тест с опорой на правила

52

Беглые гласные (для уч-ся с ОВЗ – «Корни с чередованием букв а и о с опорой на правило)

1

19.11

53

Гласные и согласные в

 приставках (для уч-ся с ОВЗ - с опорой на правило)

1

20.11

54

Безударные гласные в

приставках (для уч-ся с ОВЗ - с опорой на правило)

1

23.11

55

Буквы а и  о в приставках

раз- (рас-) и роз- (рос-) 

Правописание приставок

на -з/-с (для уч-ся с ОВЗ - с опорой на таблицу глухих и звонких звуков)

1

24.11

56

Контрольная работа  (тест) по теме: «Орфография».

1

25.11

ТЕКСТ (3 ч.)

57

Р/р К.к. Р.к.  Строение текста

1

26.11

  Знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка);

Р/Р Творческая работа

ИКТ

Твор.работа с опорой на схему

58-59

Р/р План текста

Р/р Творческая работа.

2

27.11

30.11

60

 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Р/р Речевой этикет

 

1

01.12

ПОВТОРЕНИЕ

61-62

Комплексное повторение

материала главы 3

2

02.12

03.12

63

Контрольная работа (диктант)

1

04.12

Контр. работа

Контр.списывание

Глава 4.  В чём заключается богатство языка (19 ч.)

64

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (2 ч.)Разновидности русс-го языка

1

07.12

 Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка.

Беседа по вопросам,   выполнение упражнений

Объясн-иллюстр

Знать стили речи без характерных признаков (понятия)

65

Р/р К.к. Р.к.  Стили литературного языка

 (общее понятие)

1

08.12

66

СИСТЕМА ЯЗЫКА (10 ч.)

Лексикология 

Слово – основная единица

 лексикологии

1

09.12

Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон;

Уметь различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы основные виды тропов; опознавать фразеологические обороты и использовать их в речи.

Ознак. с нов/м-лом

Беседа по вопросам,   выполнение упражнений

Р/Р Творческая работа

ИКТ

 Объясн-иллюстр

Частичнопоисков.

Проблем.

С опорой на «Толковый словарь русского языка»

Творческая работа с опорой на фразеологический словарь

67

Способы толкования слова

1

10.12

68

Однозначные и многозначные

 слова

1

11.12

69

К.к. Р.к. Прямое и переносное

значения слова

1

14.12

70

Тематические группы слов (для уч-ся с ОВЗ – «Прямое и переносное

значения слова»)

1

15.12

71

Омонимы (для уч-ся с ОВЗ – с опорой на словарь омонимов)

1

16.12

72

Синонимы (для уч-ся с ОВЗ – с опорой на словарь синонимов)

1

17.12

73

Антонимы (для уч-ся с ОВЗ – с опорой на словарь антонимов)

1

18.12

74

Фразеология

Фразеологизмы

1

21.12

75

Словари русского языка

1

22.12

76

ПРАВОПИСАНИЕ (2 ч.)

Буквы о и ё после шипящих

в корне 

1

23.12

Уметь находить орфограммы в словах на основе опознавательных признаков, правильно писать слова с названными  орфограммами.

ИКТ

С опорой на правило

77

Буквы  и и ы в корне после

приставок

1

24.12

С опорой на правило

78

ТЕКСТ (3 ч.)

Типы речи

1

25.12

 Уметь создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста.

Р/Р Творческая работа

Сочинение (обучающее)

79-80

Р/Р Обучение сочинению

2

28.12

81

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Р/р К.к. Р.к. Лексическое богатство русского языка и культура речи

 

1

12.01

Употреблять языковые единицы  в соответствии с грамматическими и лексическими нормами.

Дидактич матер-лы

82

ПОВТОРЕНИЕ

Комплексное повторение материала главы 4.

Самостоятельная работа.

1

13.01

 

 

Практикум

ИКТ

Сам.работа

Глава 5.

Как в языке выражаются отношения людей (22 ч.)

83

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (1 ч.)

Р/р К.к. Р.к.  Диалогическая и монологическая речь.

1

14.01

Иметь представление о  различных видах монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога,   Различать образцы диалогич. и монологической речи.

СИСТЕМА ЯЗЫКА (11 ч.)

84

Синтаксис 

К.к. Р.к. Словосочетание и предложение

1

15.01

Осознавать роль синтаксиса в выражении мысли, различие словосочетания и предложения. Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Находить грамматическую основу предложения, опознавать предложения простые и сложные. Распознавать главные и второстепенные члены предложения. Разграничивать предложения распространенные и нераспространенные.

Опознавать предложения с однородными членами, с прямой речью, правильно их оформлять на письме.

Беседа по вопросам,   выполнение упражнений

Р/Р Творческая работа

Повт.-обобщ.

 

Объясн-иллюстр

Частичнопоисков.

Проблем.

ИКТ

С опорой на схему

С опорой на схему

С опорой на схему

С опорой на схему

С опорой на схему

Сочинение

С опорой на схему

С опорой на образец

С опорой на схему

85

К.к. Р.к. Синтаксический разбор словосочетания

1

18.01

86

Виды предложений

1

19.01

87

Распространённые и нераспространённые предложения

1

20.01

88

К.к. Р.к. Главные члены предложения

1

21.01

89

Второстепенные члены

предложения

1

22.01

90

91

Предложения с однородными

 членами

Р/р Творческая работа (сочинение)

1

1

25.01

26.01

92

К.к. Р.к. Предложения с вводными словами и обращениями

1

27.01

93

К.к. Р.к. Синтаксический разбор простого предложения

1

28.01

94

Сложное предложение

1

29.01

95

Р/р К.к. Способы передачи чужой речи (для уч-ся с ОВЗ – «Сложное предложение» с опорой на схему)

1

01.02

96

Тире между подлежащим и

сказуемым (для уч-ся с ОВЗ – «Сложное предложение» с опорой на схему)

1

02.02

Освоить содержание изученных   пунктуационных правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные   пунктуационные нормы в письменной речи.

Формировать   пунктуационную зоркость.

Беседа по вопросам,   выполнение упражнений

Контрольный диктант

Объясн-иллюстр

Частичнопоисков.

Проблем.

ИКТ

ИКТ

С опорой на схему «вводные слова»

С опорой на схему

Контр.списывание

97

К.к. Р.к. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

03.02

98

К.к. Р.к. Знаки препинания в

предложениях с обращениями

вводными словами (для уч-ся с ОВЗ – «Предложения с вводными словами и обращениями»)

1

04.02

99

Знаки препинания в сложном  предложении

1

05.02

100

101

Знаки препинания в предложениях с прямой речью (для уч-ся с ОВЗ – «Прямая речь»)

Контрольная работа (диктант)

1

1

08.02

09.02

102

ТЕКСТ

Р/р К.к. Повествование: рассказ

1

10.02

 Уметь определять функционально-смысловые типы речи: повествование (рассказ) 

Р/Р Творческая работа

Творч.работа

103

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Р/р Формы обращения и речевой этикет

 

1

11.02

Иметь представление об особенностях русского речевого  этикета.

Объясн-иллюстр

ИКТ

ПОВТОРЕНИЕ

104

Комплексное повторение

материала главы 5

1

12.02

Диктант

ИКТ

Контр. списывание

105

Контрольная работа (диктант)

1

15.02

Глава 6.

Чем различаются устная и письменная речь (24 ч.)

106

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (1 ч.)

Р/р Речь устная и письменная.

 

1

16.02

 Оценивать  речевые высказывания с точки зрения соответствия их  языковым нормам. Исправлять речевые недостатки.

Беседа по вопросам,   выполнение упражнений

СИСТЕМА ЯЗЫКА (10 ч.)

107

Морфология

К.к. Р.к. Части речи

1

17.02

Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения.

Распознавать изученные самостоятельные части речи и их формы.

Распознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные; Определять род, число, падеж, тип склонения имен существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам

Беседа по вопросам,   выполнение упражнений

Проверочная работа

Объясн-иллюстр

Частичнопоисков.

Проблем.

ИКТ

С опорой на схему

С опорой на образец

108

Имя существительное 

К.к. Р.к. Имя существительное как часть речи

1

18.02

109

Разряды имён существительных по значению (для уч-ся с ОВЗ – «Род имён существительных»)

1

19.02

110

Одушевлённые и неодушевлённые существительные

1

22.02

111

Род имён существительных

1

23.02

112

Род несклоняемых

 существительных

1

24.02

113

Склонение имён

существительных

1

25.02

114

Число – непостоянный

 признак имён существит-ных

1

26.02

115

Падеж – непостоянный

признак имён существит-ых

1

01.03

116

К.к. Р.к. Морфологический разбор имени существительного

1

02.03

117

ПРАВОПИСАНИЕ (8 ч.)

К.к. Р.к. Прописная буква в именах собственных

1

03.03

 

Освоить содержание изученных орфографических   правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные орфографические нормы  в письменной речи.

Опираться на фонетический, морфемно-словооб- разовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова;

Уметь пользоваться орфографическими словарями

Беседа по вопросам,   выполнение упражнений

Контр. работа

Объясн-иллюстр

Частичнопоисков.

Проблем.

ИКТ

С опорой на схему

С опорой на схему

С опорой на правило

С опорой на схему

С опорой на схему

Тест

118

Мягкий знак после шипящих

 на конце имён существительных

1

04.03

119

Правописание безударных

падежных окончаний имён

существительных. 

1

07.03

120

Гласные в суффиксах имён

существительных -ек- и -ик-

1

08.03

121

Гласные о и е после шипящих

 и ц в суффиксах, окончаниях

 имён существительных

1

09.03

122

Правописание существительных с суффиксами -чик/-щик-

1

10.03

123

Слитное и раздельное

написание не с сущ-ными

1

11.03

124

Контрольная работа по теме: «Правописание сущест-ных»

1

14.03

ТЕКСТ (3 ч.)

125

Р/р Тип речи: рассуждение

1

15.03

  Уметь определять функционально-смысловые типы речи:   рассуждение     

Р/Р Творческая работа

Объясн-иллюстр

126-127

Р/Р Сочинение – рассуждение (для уч-ся с ОВЗ – «Тип речи: рассуждение»)

2

16.03

128

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Что такое грамматические нормы?

1

17.03

Иметь понятие о грамматической норме.  

Практикум

ИКТ

Сочинение-рассуждение

129

ПОВТОРЕНИЕ

Комплексное повторение материала главы 6.

Самостоятельная работа

 

1

18.03

Самост. работа

Сам.работа

130

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (1 ч.)

Р/р Современный русский литературный язык

1

30.03

Иметь представление об     уровнях системы  современного русского литер-го языка, об основных единицах каждого уровня.

СИСТЕМА ЯЗЫКА (7 ч.)

131

Имя прилагательное

К.к. Р.к. Имя прилагательное как

часть речи

1

31.04

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Определять род, число, падеж имен прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных. Правильно употреблять имена прилагательные с существительными.

Беседа по вопросам,   выполнение упражнений

Проверочная работа

Объясн-иллюстр

Частичнопоисков.

Проблем.

ТРКМЧП

ИКТ

С опорой на правило

С опорой на правило

С опорой на образец

С опорой на образец

С опорой на образец

132

Разряды по значению (для уч-ся с ОВЗ – с опорой на правило)

1

01.04

133

Полная и краткая форма

 качественных прилаг-ных

1

04.04

134

Формы степеней сравнения

 кач-ых прилагательных

1

05.04

135

Склонение качественных и

 относительных прил-ых

1

06.04

136

Склонение притяжательных

 имён прилагательных

1

07.04

137

К.к. Р.к. Морфологический разбор имени прилагательного

1

08.04

ПРАВОПИСАНИЕ (4 ч.)

138

Слитное и раздельное

 написание не с прилагательными

1

11.04

Освоить содержание изученных орфографических   правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные орфографические нормы  в письменной речи.

Беседа по вопросам,   выполнение упражнений

Контр. Работ.

Объясн-иллюстр

Частичнопоисков.

Проблем.

ИКТ

С опорой на схему

С опорой на схему

С опорой на схему

Тест

139

Буквы о и е после шипящих

и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных

1

12.04

140

141

Правописание н и нн в

прилагательных

Правописание суффикса -ск-

 в именах прилагательных

1

13.04

142

Контрольная работа.

«Правописание прил-ных»

1

14.04

143

144-145

ТЕКСТ (3 ч.)

Р/р К.к. Типы речи: описание предмета

Р/Р Сочинение-описание по картине

1

2

15.04

18.04

Уметь определять функционально-смысловые типы речи:   описание предмета.  

Р/Р Творческая работа

ИКТ

сочинение

146

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Р/р Употребление имени прилагательного в речи

 

1

19.04

Использовать в речи  имена прилагательные в роли эпитетов.

ИКТ

 

147

ПОВТОРЕНИЕ

Комплексное повторение материала главы 7.

Самостоятельная работа

 1

20.04

Самост. работа

Сам.работа

Глава 8. Как язык объединяет людей (25 ч.)

148

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (1 ч.)

Р/р Русский язык – государственный язык Российской Федерации

1

21.04

 Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.

ИКТ

149

СИСТЕМА ЯЗЫКА (14 ч.)

Глагол

Глагол как часть речи  

1

22.04

 

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом. Группировать глаголы по заданным морфологическ им признакам.

Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах.

Проводить морфологический анализ  глагола.

Беседа по вопросам,   выполнение упражнений

Проверочная работа

Объясн-иллюстр

Частичнопоисков.

Проблем.

ИКТ

Проверочная работа

150

Инфинитив (неопределён-

ная форма глагола)

1

25.04

151

Виды глагола  (для уч-ся с ОВЗ – спряжение глагола)

1

26.04

152

Переходные и непереходн.

 глаголы (для уч-ся с ОВЗ – спряжение глагола)

1

27.04

153

Возвратные и невозвратные

 глаголы

1

28.04

154

Определение типов

спряжения глаголов  

1

29.04

155

Изменение глаголов по

наклонениям

1

02.05

156

Изменение глаголов по

временам в изъявительном

 наклонении

1

03.05

157

Изменение глаголов по

лицам и числам в

 настоящем и будущем вр. (для уч-ся с ОВЗ – спряжение глагола)

1

04.05

158

Изменение глаголов по

родам и числам в прош. вр

1

05.05

159

Условное наклонение

1

06.05

160

Повелительное наклонение

1

10.05

161

Безличные глаголы

1

11.05

162

Морфологический разбор

глагола

1

12.05

ПРАВОПИСАНИЕ (4 ч.)

163

Не с глаголами

1

13.05

Освоить содержание изученных орфографических   правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные орфографические нормы  в письменной речи.

Ознак. с нов/м-лом

Объясн-иллюстр

Частичнопоисков.

Проблем.

С опорой на схему

С опорой на схему

164

Гласные е и и в корнях с

 чередованием

1

16.05

165

Буква ь после шипящих на конце у глаголов

1

17.05

166

Суффиксы глаголов -ова-

(-ева)- и -ива- (-ыва-)

1

18.05

 

167

ТЕКСТ

Р/р К.к. Типы речи: описание состояния

1

19.05

Уметь определять функционально-смысловые типы речи:   описание  состояния

Творческая работа

ИКТ

Сочинение

168

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Р/р Употребление глаголов в речи

 

1

20.05

Употреблять  глаголы в соответствии с грамматич. и лексическими нормами.

169

ПОВТОРЕНИЕ (4 ч.)

Комплексное повторение материала главы 8.

1

23.05

 Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского  языка в 5 классе.

Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях

Беседа по вопросам,   выполнение упражнений

Контр. работа

ИКТ

Диктант

Тестирование

Тест

Тест

170

Контрольная работа по теме: «Правописание глаголов»   

1

24.05

171

Комплексное повторение и

 систематизация изученного

 в 5 классе

1

25.05

 Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского  языка в 5 классе.

Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях                              

Беседа по вопросам,   выполнение упражнений

Контр. работа

ИКТ

Диктант

Тест

                                                               

172

Контрольная итоговая работа

 (тестирование) 

1

26.05

173

 Анализ итоговой контрольной работы

 1

27.05

174-175

Повторение и обобщение изученного за курс 5 класса.

2

30.05

31.05

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения  образовательного процесса по предмету  «Русский язык»

Нацеленность образования на развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей определяют место средств обучения и учебного оборудования в системе преподавания русского языка. Средства обучения позволяют создавать новую образовательную среду, направленную на интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся, причём, не только не только на формирование системы языковых и речевых умений и навыков, но и на овладение способами деятельности, которые формируют познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.

Одним из существенных условий реализации данной Рабочей программы является использование на уроках информационных и коммуникационных технологий. Для активизации познавательной деятельности учащихся предполагается использовать такие информационно-коммуникационные средства обучения, как мультимедийные обучающие программы, электронное приложение к учебнику. В то же время в учебном процессе предполагается использование и традиционных средств обучения.

Учебник (Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / [А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович, Е. Я. Шмелёва]; под. ред. А. Д. Шмелёва, – М.: Вентана-Граф, 2012)      

В УМК также входят рабочие тетради, методическое пособие для учителя.

Основная литература

1. Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / [А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович, Е. Я.

Шмелёва]; под. ред. А. Д. Шмелёва, – М.: Вентана-Граф, 2014

2. Донскова О. В. Русский язык. Проектирование учебного курса: 5 класс: пособие для учителя / О. В. Донскова. – М.: Вентана-Граф, 2014.

           6.  Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс.  – М.: ТЦ Сфера, 2004.

           7. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии: 5 класс / Л.Г.Ларионова. – М.: Просвещение, 2006.

               8. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.:  Просвещение. 2006

9. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс / Сост. Н. В. Егорова. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014.

          10. Селезнёва Е. В. Русский язык: 5 класс: контрольно-измерительные материалы / Е. В. Селезнёва – М.: Экзамен, 2014.

Дополнительная литература

Беляева О. В., Даценко О. А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009.

Русский язык. Литература. 5 – 11 классы: технология проблемного и развивающего обучения / сост. Л. Ф. Стрелкова. – Волгоград: Учитель,    

2012.

Сочинение по картине в 5 кл.: метод. пособие / Л. А. Ходякова, Л. И. Новикова, О. П. Штыркина, Е. В. Кабанова; под ред. Проф. Л. А.

Ходяковой. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

 Образовательные электронные ресурсы

Грамота.ру // www.gramota.ru 

Лингвистика для школьников // www.lingling.ru

Образовательный портал Национального корпуса русского языка // www.studiorum.ruscorpora.ru

Обучающий портал Национального корпуса русского языка // www.ruscorpora.ru

Пахомова Н. Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя / Московский институт открытого образования. Методическая боратория

информационной поддержки развития образования //http.schools.keldysh.ru

Российский образовательный портал // www.school.edu.ru

http://repetitor.1c.ru/  – Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы

серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/- – Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в

справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и

лингвистики.

http://www.gramma.ru/ – Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые

бумаги – правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/  – Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/  – газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ –  Все образование Интернета

            claw.ru1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5… Изложения для 5-11 классов

            http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл.

Мультимедийные пособия

  1. Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия: 5 класс.
  2. Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения и изложения: 5 класс».
  3. Диск «Русский язык. Средняя школа. 5 класс. Обучающая программа (1С)».

 8. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                               СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                                                                                                           Протокол заседания

ШМО учителей                                                                                                                                                                   методического совета

ООО «Филология»                                                                                                                                                             МБОУ ТСОШ №3

от                  года №                                                                                                                                                           от                    года №

 ______________                                                                                                                                                                 Зам. директора по УВР

Фатун Л.В.

                                                                                                                                                                                         ________Н.В.Митрофанова


[1] Примерные программы по учебным предметам. Русский язык: 5-9 классы.  М., Просвещение, 2010 – Стандарты второго поколения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...