Рабочая программа по русскому языку 8 класс (по учебнику В.В.Бабайцевой)
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Данилина Ольга Николаевна

Материал содержит рабочую программу и КТП уроков русского языка в 8 классе по учкбнику В.В.Бабайцевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_babaytseva_8_klass.docx65.99 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку. 8 класс.

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Конституция РФ
  • Закон РФ "Об образовании"
  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 05.03.2004 г. № 1089)
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 09.03.2004 г. № 1312)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2010– 2011 учебный год»
  • Программа по русскому языку к  учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой, Дрофа, 2005

Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что предлагаемая примерная программа создана в соответствии с "Обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе" и "Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В ней представлено развернутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.

Структура документа

          Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, общая характеристика предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержание курса, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся, тематическое планирование учебного материала, учебное и учебно-методическое обеспечение для учителей и учащихся.

         Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.

Цели обучения:

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему кА явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
  • приобретение знаний  об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умения стилистически корректного использование лексики и фразеологии русского языка;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить компомиссы.

           Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии, орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
  • развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
  • формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки. 

                       Общая характеристика программы

Программа составлена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса. Уроки спланированы  учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся  как средства их развития и как основы для владения учебным материалом. Повысить интенсивность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполнения заданий.

Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из классической литературы.

Разделы учебника «Русский язык. 8 класс» содержит значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся.  При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирование общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы с текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

Общая характеристика учебного предмета

Язык  по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в  программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом,  программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Личностно–ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.

                            Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, оценивание и классификация);
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетическое ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями, справочной литературой;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с разной степенью свернутости;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • владение различными видами монолога и диалога;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм литературного языка; соблюдение основных правил орфографии, пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями и докладами;

         2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

         3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы по русскому языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ  и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка  в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, книжные стили; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;  функционально-смысловые типы речи; текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование ее в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

                      В результате изучения русского языка ученик должен

         знать/понимать:

– роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка  Российской Федерации;

– смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

– признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

– основные единицы языка;

– нормы речевого этикета;

уметь

– различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

– определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи;

– анализировать структуру и языковые особенности текста;

– опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

– объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

– адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);

– читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

– извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;

– пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

– воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

– владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями;

– свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,

– соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

– выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

– соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

– соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

– соблюдать нормы русского речевого этикета;

– осуществлять речевой самоконтроль;

– оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;

– совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

– развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

– удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;

– развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

– использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».

Главным компонентом  учебно-методического комплекса является учебник «Русский язык. Теория. 5-9 классы» (авторы В,В,Бабайцева, Л.Д.Чеснокова), который дополняется учебниками «Практика» для каждого класса и  учебниками «Русский язык. Русская речь» (автор Е.И.Никитина). Комплекс соответствует новому образовательному стандарту.

В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. Основной принцип, определяющий содержание книги, - системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д., что способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.

Книга «Русский язык. Практика» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме. Особое значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.

Третий компонент учебного комплекса – «Pycская речь» -  предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.

Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.

          Наиболее существенное отличие этого комплекса заключается в том, что развитие речи выделено в учебнике «Русский язык. Русская речь» (автор Е.И.Никитина), а при углублённом изучении русского языка развитие речи теснейшим образом связано с изучением языка. Развитие речи – одна из задач каждого урока.

В основе программы и комплекса в целом - линейный принцип подачи материала, однако программой выделяются вводный курс (обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал) и основной (систематический) курс, в соответствии с которым в 8 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Словосочетание», «Простое предложение». Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков.

Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более равномерно распределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала.

          Данная программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации и углублённое изучение отдельных тем. Углублённое изучение русского языка означает некоторое расширение теоретических сведений. Главная особенность – сближение лингвистической и коммуникативной компетенций, которое позволяет усилить функциональное значение теоретических сведений и наглядно показать учащимся роль единиц языка в речи, в тексте, в типах речи.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре  программы. Она состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

        При незначительном увеличении понятийно-терминологической системы осуществляется подлинное углубленное изучение русского языка, способствующее формированию стойкого интереса к истории и современному состоянию языка и речи. Расширение теоретических сведений связано с введением в программу таких тем, как «Паронимы», «Фразеология» (с фразеологизмами, пословицами и крылатыми выражениями), «Понятие об этимологии», «Роль единиц языка в речи» и др. Программой предусмотрены исторические комментарии, объясняющие некоторые особенности современного русского языка. Большое внимание уделяется фразеологии и синонимике, раскрывающим богатейшие выразительные возможности русской лексики.  Некоторое расширение тем – не главное в углубленном изучении русского языка. Главное заключается в многоаспектном лингвометодическом освещении единиц языка, необходимом для развития устной и письменной речи учащихся.  

Общее количество часов – 136 (4 часа в неделю).

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения.

 Формы контроля: входной в начале и конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных диктантов с грамматическим заданием, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текста; итоговый – контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать/уметь:

- произносить предложения с правильной интонацией с учетом знаков препинания, находить смысловой центр предложения;

- правильно ставить и объяснять знаки препинания на изученные правила;

- находить грамматическую основу предложения;

- различать основные типы сказуемого;

- различать виды второстепенных членов предложения;

- определять многозначные члены предложения;

- использовать синонимику согласованных и несогласованных определений;

- различать виды односоставных предложений, правильно использовать их в речи;

- правильно строить предложения  с однородными членами и обособленными членами;

- изменять предложения с однородными членами, обособленными членами, синонимическими конструкциями;

- правильно интонировать простые осложненные предложения;

- анализировать и строить тексты всех типов, учитывая художественно-выразительные возможности изученных синтаксических единиц;

- составлять тезисные планы;

   - создавать письменные высказывания разных типов речи;

             - составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

   - определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

   - делить текст на абзацы;

  - пересказывать текст сжато и подробно;

  - строить высказывания на лингвистическую тему по типу рассуждения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

 Введение.

Богатство русского языка, его роль в современном мире. Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Повторение.

Фонетика, орфоэпия. Лексикология. Морфемика. Словообразование. Орфография. Основные орфограммы-гласные и согласные. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Различение омонимичных частей речи. Различение частиц. Особые формы глагола. Орфограммы в причастиях и деепричастиях. Текст, его признаки, типы и стили речи.

Основной курс.

Синтаксис. Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Словосочетание. Виды словосочетаний. Связь слов в подчинительном словосочетании. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи.

Предложение. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по интонации и цели высказывания.

Простое предложение. Особенности связи подлежащего со сказуемым. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Виды второстепенных членов. Согласованные и несогласованные определения, приложения. Трудные случаи согласования с определяемым словом. Односоставные предложения, их виды. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Неполные предложения

Осложненное предложение. Однородные члены. Признаки однородности. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Нормы сочетания однородных членов. Обособленные члены предложения. Условия обособления определений, приложений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Обращения. Функции и способы выражения обращений. Знаки препинания при обращении. Вводные слова. Основные значения вводных слов. Отличие вводных слов от членов предложения. Знаки препинания при обращении.

Способы выражения чужой речи. Прямая и косвенная речь. Пунктуационное оформление прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Диалог. Правила записи диалога.

Слова-предложения.  Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в речи. Пунктуационное оформление слов-предложений.

Речь. Типы и стили речи. Виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое). Приемы сжатия текста. Аудирование. Культура речи. Критерии культуры речи.

Повторение.

Учебно и учебно-методическое обеспечение:

для учащихся:

  1. Бабайцева В.В., Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2005. – 330 с.
  2. Бабайцева В.В., М.И. Сергиенко. Русский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2006. – 140 с.
  3. Бабайцева В.В. Русский язык. Односоставные предложения в тексте. – М.: Дрофа, 2006. – 310 с.
  4. Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. – М.: Дрофа, 2005. – 112 с.
  5. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 222 с.                                              
  6. Русский язык. Практика. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова. – М.: Дрофа, 2005. – 300 с.
  7. Тихонова В.В. Русский язык. Словосочетание. Простое предложение. Осложненное предложение. Тематическая тетрадь. – М.: Дрофа, 2005. – 195 с.

для учителя:

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 2000.
  3. Воителова Т.Л. Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2005.
  4. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2004.
  5. Колокольцев Е.Н, Л.М. Зельманова. Развитие речи: Русский язык и литература. (Произведения изобразительного искусства). 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2005.
  6. Кудинова О.А. Контрольные работы по русскому языку. 8 класс. – М.: ЭКСМО, 2005.
  7. Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. – М.: Дрофа, 2001.
  8. Леденева В.В., Н.В. Халикова. Тесты. Русский язык. 5-8 классы. Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 1998.
  9. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2005.
  10. Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом для 5-9 классов. – М.: Мнемозина, 2003.
  11. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова. – М.: Дрофа, 2002.
  12. Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005.


Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

по теме

Ключевые компетенции

Форма контроля

Домашнее задание

Дата проведения

I четверть – 36 уроков

Повторение

1

Вводный урок. Великий русский язык

1

Знать: о функциях русского языка в современном мире.

Уметь: определять основную мысль высказывания, строить свое монологическое высказывание, работать с учебником.

Устный фронтальный опрос

Упр.4

2

Выразительные средства русского языка

1

Знать: выразительные средства русского языка, их роль в текста

Уметь: находить средства выразительности, определять их роль в тексте, строить высказывания со средствами выразительности

Устный фронтальный и инд. Опрос, анализ текста

Карточка – редактирование текста

3

Фонетика, орфоэпия

1

Знать: характеристику звуков речи, орфоэпические нормы русского языка

Уметь: выполнять фонетический разбор слова, употреблять языковые единицы в соответствии с орфоэпическими нормами

Письменный разбор

Фонетический разбор слов

4

Лексикология. Лексический разбор

1

Знать: основные понятия лексикологии

Уметь: выполнять лексический разбор слов

Лексический разбор (индивидуальный опрос)

Упр.7

5

Лексика и фразеология

1

Знать: роль фразеологизмов в речи

Уметь: определять значение фразеологизмов, употреблять их в речи

Фронтальный опрос

Подобрать фразеологизмы на опр.тему, дать их толкование

6

Морфемика

1

Знать: понятие морфем как значимых частей слова

Уметь: определять значение морфем, выполнять морфемный разбор

Проверочная работа

Упр.13

7

Словообразование

1

Знать: способы и средства словообразования

Уметь: выполнять словообразовательный разбор

Проверочная работа

Выполнить словообразовательный разбор

8

Орфография. Орфограмма

1

Знать: виды орфограмм-гласных и согласных, их опознавательные признаки

Уметь: находить орфограммы, применять соответствующие правила

Комментированное письмо

Упр.15

9

Орфограмма-гласная. Гласные после шипящих

1

Знать: признаки орфограмм-гласных после шипящих, правила, регулирующие выбор буквы после шипящих

Уметь: различать орфограммы, на письме применять соответствующие правила

Орфографическая диктовка

Упр.16

10

Орфограммы-согласные

1

Знать: основные орфограммы-согласные

Уметь: опознавать орфограммы на письме, применять соответствующие правила

Орфографическая диктовка

Упр.20

11

Орфограммы в приставках и суффиксах

1

Знать: виды орфограмм в приставках и суффиксах, правила, регулирующие написание морфем

Уметь: применять на практике орфографические правила

Тест

Упр.22

12

Морфология. Части речи

1

Знать: признаки самостоятельных и служебных частей речи

Уметь: различать части речи, выполнять морфологический разбор

Фронтальный опрос

Упр.24

13

Морфология. Орфограммы в окончаниях

1

Знать: правила выбора окончаний различных частей речи

Уметь: правильно писать окончания

Тест

Карточка

14

Правописание наречий. Различение омонимичных частей речи

1

Знать: признаки наречия, основные орфограммы наречий

Уметь: выбирать раздельное, слитное и дефисное написание наречий, применять правила на другие орфограммы в наречиях

Орфографическая диктовка

Карточка

15

Правописание НЕ

1

Знать: правила написание НЕ с различными частями речи

Уметь: правильно писать НЕ с различными частыми речи

Тестовая работа

Карточка

16

Различение частиц НЕ и НИ

1

Знать: приемы различения частиц на письме

Уметь: выбирать частицы НЕ и НИ на письме

Проверочная работа

Карточка

17

Контрольная работа

1

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

Диктант с заданиями по типу ОГЭ

Повторить теорию

18

Повторение: причастие как особая форма глагола

1

Знать: морфологические признаки причастия

Уметь: опознавать причастия на письме, отличать их от прилагательных

Фронтальный опрос

Карточка

19

Причастный оборот. Пунктуация при причастном обороте

1

Знать: понятие причастного оборота, правила обособления

Уметь: находить оборот в предложении, выделять запятыми, строить предложения с причастными оборотами

Фронтальный опрос

Карточка

20

Орфограммы в причастиях

1

Знать: основные орфограмм, связанных с причастиями

Уметь: применять соответствующие правила на практике

Орфографическая диктовка

Карточка

21

Правописание Н/НН в различных частях речи

1

Знать: правила правописания Н/НН в различных частях речи

Уметь: применять на практике правила

Орфографическая диктовка

Карточка с тестовым заданием

22

Деепричастие как особая форма глагола

1

Знать: признаки деепричастия

Уметь: строить предложения с деепричастиями, выделять деепричастные обороты запятыми

Фронтальный опрос

Карточка

Синтаксис

23

Понятие о синтаксисе

1

Знать: о синтаксисе и пунктуации, о видах связи (сочинит-ной и подчинит-ной), о средствах связи, об основных единицах синтаксиса (с/с, предложении).

Уметь: определять вид и средства связи в словосочетании, предложении.

Фронтальный опрос

П.156, карточка

24

Р.р. Текст. Основные признаки текста.

1

Знать: о тексте, его основных признаках, теоретический материал по лексике; о стилистическом аспекте речи.

Уметь: обобщать и систематизировать данный теоретический материал, применять его на практике, строить связное монологическое высказывание.

Анализ текста

Анализ текста

25

Виды синтаксической связи

1

Знать: виды синтаксической связи: сочинительная и подчинительная

Уметь: определять вид синтаксической связи

Фронтальный опрос

П.157, упр.43

26

Средства связи при сочинительной и подчинительной связи

1

Знать: какими средствами осуществляется связь подчинительная и сочинительная

Уметь: находить средства связи

Фронтальный опрос

П.157, упр.47

27, 28

Виды подчинительной связи

2

Знать: о способах подчинительной связи.

Уметь: определять способ подч.связи (согл., упр., прим.), составлять с/с с разными способами подч.связи.

Проверочная тестовая работа

П.158, упр.49, 50

29

Понятие о словосочетании

1

Знать: признаки словосочетания

Уметь: вычленять словосочетание из предложения

Фронтальный и инд. опрос

П.159, упр.59

30

Основные виды словосочетаний

1

Знать: об основных видах с/с (подч., соч.), о группах с/с подлежащего и сказуемого.

Уметь: определять вид с/с, группу с/с, отличать с/с от ГО предложения.

Проверочная работа

П.159, упр.58

31

Контрольный диктант по итогам I четверти

1

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

П. 158, 159

32

Способы и средства связи слов в словосочетаниях. Нормы связи слов

1

Знать: способы и средства связи

Уметь: строить словосочетания с соблюдением синтаксических норм

Фронтальный и инд.опрос

П.159, упр.61

33, 34

Цельные словосочетания

2

Знать: о цельных с/с, их единой синтаксической роли.

Уметь: находить цельные с/с в предложении, правильно определять их синтаксическую роль.

Фронтальный опрос

П.160, упр.63, 64

35

Обобщение изученного о словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания

1

Знать: виды словосочетаний, средства и способы связи  слов в словосочетании

Уметь: выполнять разбор словосочетания, строить словосочетания с различными видами связи

Проверочная работа

Карточка

36

Р.р. Текст как единица синтаксиса

1

Знать: признаки текста

Уметь: анализировать текст, создавать текст на заданную тему

Миниатюра

Анализ текста

1 (37)

Повторение. Проверочная работа по теме «Словосочетание»

1

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

2 (38)

Предложение как единица синтаксиса

1

Знать: понятие о предложении, его строении

Уметь: определять строение предложения, правильно строить предложения

Фронтальный опрос

П.161, 162, упр.72

3 (39)

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

1

Знать: о видах предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Уметь: определять строение предложения, отличать предложение от с/с, правильно строить предложения, определять вид предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Фронтальный опрос

П.163, 164, упр.71

4 (40)

Виды предложений по количеству основ. Простое предложение

1

Знать: виды предложений по числу основ, признаки простого предложения

Уметь: определять виды предложений

Фронтальный опрос

П.165, упр.71

5 (41)

Виды простых предложений. Логическое ударение. Порядок слов.

1

Знать: понятие о прямом и обратном порядке слов, о логическом ударении, инверсии как о синтаксическом средстве выразительности

Уметь: строить предложение, правильно ставить логическое ударение

Индивидуальный и фронтальный опрос

П.165-167, упр.87

6 (42)

Проверочная работа

1

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

П.165-167 повторить

7 (43)

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения

1

Знать: о ГЧП, о подлежащем и способах его выражения.

Уметь: находить ГЧП, определять способ выражения подлежащего.

Тестовая работа

П.168, упр.106

8 (44)

Сказуемое и его основные типы

1

Знать: о сказуемом и его основных типах.

Уметь: находить сказуемое в предложении, определять его тип.

Фронтальный опрос

П.169, упр.110

9 (45)

Простое глагольное сказуемое.

1

Знать: о ПГС, его строении и особенностях.

Уметь: находить в предложении ПГС, определять его строение.

Комментированное письмо предложений

П.169, карточка, упр.2

10 (46)

Составное глагольное сказуемое.

1

Знать: о СГС, его строении и особенностях.

Уметь: находить в предложении СГС, определять его строение.

Тестовое задание

П.170, найти примеры сказуемого в тексте худ. произведения

11 (47)

Р.р. Тема и основная мысль текста

1

Знать: понятия темы и основной мысли текста

Уметь: определять тему и основную мысль

Анализ текста

Анализ текста

12, 13 (48, 49)

Составное именное сказуемое

2

Знать: о СИС, его строении и особенностях.

Уметь: находить в предложении СИС, определять его строение.

Тест

П.170, 171, упр.118,  найти примеры СИС в худ. литературе

14 (50)

Обобщение: виды сказуемых

1

Знать: основные виды сказуемых

Уметь: находить сказуемое, определять его вид

Проверочная работа

Заполнение таблицы

15, 16 (51, 52)

Тире между подлежащим и сказуемым.

2

Знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь: применять данный т/м на практике.

Тестовая работа

П.172, 173, упр.126, 130

17 (53)

Согласование подлежащего и сказуемого

1

Знать: как согласуются главные члены предложения

Уметь: согласовывать подлежащее со сказуемым

Проверочная работа

П.174, карточка

18 (54)

Обобщение изученного об основе предложения

1

Знать: роль основы, виды сказуемых

Уметь: определять вид сказуемого, согласовывать подлежащее и сказуемое

Тестовая работа

Упр.139

19 (55)

Распространенные и нераспространенные предложения

1

Знать: признаки распр. И нераспр. Предложений

Уметь: характеризовать предложения по наличию второстеп. членов

Фронтальный опрос

П.175, упр.141

20 (56)

Второстепенные члены предложения

1

Знать: о ВЧП, их роли в предложении, о видах ВЧП.

Уметь: находить ВЧП в предложении, определять их содержательную и синтаксическую роль, определять вид ВЧП.

Инд. опрос

П.175, упр.142

21 (57)

Определение Виды определений

1

Знать: об определении, о согласованном/несогласованном определении, об их роли в тексте.

Уметь: находить определения в тексте, использовать их в своих текстах.

Фронтальный опрос

П.175, упр.148

22 (58)

Приложение. Дефис при одиночном приложении

1

Знать: о приложении как особом виде определения, о ЗП при нем.

Уметь: находить приложения в тексте, оформлять их знаками препинания.

Комментированное письмо

П.176, упр.155

23 (59)

Контрольный диктант

1

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

24, 25 (60, 61)

Несогласованные определения

2

Знать: понятие о несогласованных определениях

Уметь находить несогласованные определения, отличать их от др. втор. членов

Анализ предложений

П.176, упр. 160, 161

26 (62)

Дополнение

1

Знать: о дополнении как ВЧП, о прямом и косвенном дополнении.

Уметь: находить дополнения в предложении, определять вид дополнения.

Разбор предложений

П.177, упр.169

27 (63)

Основные виды обстоятельств

2

Знать: об основных видах обстоятельств, их роли в предложении.

Уметь: находить обстоятельства в предложении, определяя их вид и роль в предложении; распространять предложения с помощью различных видов обстоятельств.

Разбор предложений

П.178, упр.173

28 (64)

Обобщение изученного по теме «Второстепенные члены предложения»

1

Знать: второстепенные члены и их виды

Уметь: находить втор. Члены, определять их вид

Синтаксический анализ предложения

П. 175-178

III четверть – 38 уроков

Односоставные предложения

1, 2 (65, 66)

Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений

2

Знать: об односоставных предложениях, их особенностях, видах.

Уметь: находить ОП, определять их вид.

Фронтальный опрос

П.180, карточка, упр.193

3 (67)

Определенно-личные предложения

1

Знать: об о/л предложениях, их особенностях.

Уметь: находить о/л предложения в тексте, отличая их от других видов односоставных предложений; составлять о/л предложения.

Тестовая работа

П.181, упр.201

4 (68)

Обобщенно-личные предложения

1

Знать: понятие об обобщенно-личных предл.

Уметь: находить их в тексте, строить обобщенно-личные предложения, использовать их в высказываниях

Миниатюра с использованием обобщенно-личных предложений

П.181, карточка

5 (69)

Неопределенно-личные предложения

1

Знать: об н/л предложениях, их особенностях.

Уметь: находить н/л предложения в тексте, отличая их от других видов односоставных предложений; составлять н/л предложения.

Тестовое задание

П.182, выписать примеры н/л предложений из худ. литературы

6, 7 (70, 71)

Безличные предложения. Способы выражения сказуемого в безличных предложениях

2

Знать: об б/л предложениях, их особенностях.

Уметь: находить б/л предложения в тексте, отличая их от других видов односоставных предложений; составлять б/л предложения.

Проверочная работа

П.183, упр.218, 217

8 (72)

Назывные предложения

1

Знать: о назывных предложениях, их особенностях.

Уметь: находить назывные предложения в тексте, отличая их от других видов односоставных предложений; составлять назывные предложения и использовать их в своих текстах.

Тестовое задание

П.184, упр.232

9 (73)

Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

1

Знать: виды односоставных предложений, их признаки

Уметь: находить односост. предл., определять их вид, использовать в речи

Тест

Упр.236

10 (74)

Проверочная работа по разделу «Односоставные предложения»

1

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

П.180-183 повторить

11, 12 (75, 76)

Понятие о неполном предложении. Тире в неполном предложении

2

Знать: об особенностях строения полных и неполных предложений, их различиях, правила постановки тире в неполном предложении

Уметь: находить неполные предложения в тексте, использовать их в своей речи, ставить тире в неполных предлож.

Фронтальный опрос, работа с инд. Карточками

П.185, упр.237, вопросы на стр. 105-106, упр.244

13 (77)

Обобщение изученного о неполных и односоставных предложениях

1

Знать: строение неполных и односоставных предложений

Уметь: различать неполные и односоставные предложения

Зачет

Стр.105-106 – вопросы

Осложненное предложение

14 (78)

Осложненные предложения. Предложения с однородными членами. Признаки однородности

1

Знать: о предложениях с ОЧ, об однородности/неоднородности ЧП, о ЗП в предложениях с ОЧ.

Уметь: определять однородность/неоднородность ЧП, правильно расставлять ЗП при ОЧ.

Фронтальный опрос

П.186, работа с худ. текстом

15 (79)

Пунктуация при ОЧП, соединенных одиночными союзами

1

Знать: об употреблении союзов при ОЧП, о пунктуации при союзной связи ОЧП.

Уметь: находить союзы при ОЧП, правильно использовать ЗП при союзной связи ОЧП.

Пунктуационный разбор предложений, инд. Опрос

П.187, упр.256

16 (80)

Пунктуация при ОЧП, соединенных двойными и повторяющимися союзами

1

Знать: об употреблении союзов при ОЧП, о пунктуации при союзной связи ОЧП.

Уметь: находить союзы при ОЧП, правильно использовать ЗП при союзной связи ОЧП.

Пунктуационный разбор предложений, инд. Опрос

П.187, упр.271

17, 18 (81, 82)

Обобщающие слова при ОЧП

2

Знать: об обобщающих словах при ОЧП, о ЗП при них.

Уметь: находить обобщающие слова при ОЧП, правильно выделять их знаками препинания.

Пунктуационный разбор, карточки

П.188, упр.275, 282

19 (83)

Обобщение: ОЧП

1

Знать: признаки однородности, правила пунктуации, связанные с ОЧП

Уметь: находить ОЧП, ставить знаки препинания

Инд. Карточки

Карточка

20, 21 (84, 85)

Однородные и неоднородные определения

2

Знать: об однородных/неоднородных определениях, их сходстве и различиях, их роли в предложении, пунктуации при них.

Уметь находить однородные/неоднородные определения, правильно расставлять ЗП при них.

Зачет, инд. Опрос

П.189, упр.288, 291

22, 23 (86, 87)

Повторение орфографии и пунктуации

2

Знать: правила орфографии и пунктуации

Уметь: применять теоретические знания на практике

Словарный диктант

Упр.302, 306

24 (88)

Р.р. Типы речи. Рассуждение. Строение текста типа рассуждения

1

Знать: строение рассуждения, понятие о тезисе, доказательствах, выводе

Уметь: строить текст-рассуждение

Анализ текста

Анализ текста

25 (89)

Изложение текста-рассуждения публицистического стиля

1

Знать: об особенностях написания изложения данного типа.

Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста данного типа.

Изложение

26 (90)

Понятие об обособлении

1

Знать: об обособлении, его роли в предложении, о выделении обособления ЗП.

Уметь: находить обособления, определять их роль, правильно расставлять при них ЗП.

Фронтальный опрос, анализ предложений

П.190, упр.315

27, 28, 29, 30 (91, 92, 93, 94)

Обособление согласованных и несогласованных определений

4

Знать: об обособлении согл./несогл.определений, их сходстве и различиях..

Уметь: правильно расставлять ЗП при данных обособлениях.

Тестовое задание с кратким ответом

П.191-193, упр.323, 325, 328, 332

31, 32 (95, 96)

Обособление приложений

2

Знать: об обособлении приложений, о ЗП при них.

Уметь: находить и обособлять приложения в предложении.

Проверочная работа на карточках

П.194, упр. 344, 350

33 (97)

Запятая перед союзом «как»

1

Знать: правила постановки запятой перед союзом как

Уметь: ставить запятую перед союзом как

Пунктуационный разбор на карточках

Упр. 352

34 (98)

Обособление дополнений

1

Знать: об обособлении дополнений, о ЗП при них.

Уметь: находить обособленные дополнения, правильно выделяя их ЗП на письме.

Проверочная работа

П.195, упр.365

35 (99)

Р.р. Публицистический стиль.

1

Знать: признаки публицистического стиля

Уметь: анализировать текст публицистического стиля, создавать текст в публ. Стиле

Миниатюра

Анализ текста

36 (100)

Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий

2

Знать: об условиях обособления ДО, одиночных деепричастий.

Уметь: находить и правильно обособлять ДО, одиночные деепричастия.

Тестовое задание

П.196, упр.370, 374

37 (101)

Контрольный диктант

1

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

38 (102)

Р.р.Композиционные формы сочинений. Киносценарий

1

Знать: о киносценарии как композиционной форме сочинения.

Уметь: писать свой киносценарий на основе анализа других.

Киносценарий

Дописать киносценарий

IV четверть -

1, 2 (103, 104)

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

2

Знать: об условиях обособления обстоятельств, выраженных сущ-ми с предлогами.

Уметь: находить и обособлять обст-ва, выраженные сущ-ми с предлогами.

Проверочная работа

П.197, упр.382, 386

3, 4 (105, 106)

Обособление уточняющих членов предложения

2

Знать: условия обособления УЧП.

Уметь: находить в предложениях и обособлять на письме УЧП.

Тестовая работа

П.198, упр. 391, 398

5 (107)

Обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения

1

Знать: условия обособления различных членов

Уметь: применять на практике теоретические знания

Инд. задания на карточках

Карточка

6, 7 (108, 109)

Повторим орфографию и пунктуацию

2

Знать: условия выбора различных орфограмм.

Уметь: применять данные знания на практике.

Тестовые задания, орфографическая диктовка

Упр. 412, 407

8 (110)

Контрольный диктант

1

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

9, 10, 11 (111, 112, 113)

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями, пунктуация при них

3

Знать: о предложениях с вводными словами, с/с и предложениями, о пунктуации при них.

Уметь: находить в предложениях вводные слова, словосочетания и предложения, оформлять их на письме с помощью ЗП.

Проверочная работа

П.199, упр. 417 , 420, 425

12 (114)

Предложения с обращениями

1

Знать: о предложениях с обращениями, ЗП при них, о роли обращений в предложении.

Уметь: находить обращения в предложении, правильно расставлять в них ЗП.

Фронтальный опрос

П.200, упр.440

13, 14 (115, 116)

Пунктуация при обращении. Риторическое обращение

2

Знать: о пунктуации при обращении, о риторическом обращении и его роли в тексте.

Уметь: расставлять ЗП при обращении, находить в тексте риторическое обращение; использовать обращение в своей речи.

Проверочная работа на карточках

П.200, упр.448, 452

15 (117)

Обобщение изученного по теме «Обособление»

1

Знать: какие члены обосабливаются в предложении

Уметь: применять на практике пунктуационные правила

Тест

Карточка

16, 17 (118, 120)

Особенности слов-предложений

2

Знать: об особенностях слов-предложений.

Уметь: находить слова-предложения в тексте, определяя их особенности.

Работа на карточках

П.201, упр. 460, 463

18, 19 (121, 122)

Сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть вежливым?» (у.430)

2

Знать: об особенностях написания сочинения данного типа.

Уметь: писать сочинение данного типа.

Сочинение

Повторение

20 (123)

Орфограммы в корнях и приставках

1

Знать: признаки орфограмм, правила орфографии

Уметь: грамотно писать корни и приставки с различными орфограммами

Орфографическая диктовка

Карточка

21 (124)

Орфограммы в окончаниях и суффиксах

1

Знать: признаки орфограмм, правила орфографии

Уметь: грамотно писать корни и приставки с различными орфограммами

Орфографическая диктовка

Карточка

22 (125)

Слитное, раздельное и дефисное написание слов

1

Знать: признаки орфограмм, правила орфографии

Уметь: грамотно писать корни и приставки с различными орфограммами

Орфографическая диктовка

Карточка

23 (126)

Различение омонимичных частей речи

1

Знать: приемы различения грамматических омонимов

Уметь: различать грамматические омонимы, правильно писать слова различных частей речи

Тест

Карточка

24 (127)

Итоговая контрольная работа (по типу ОГЭ)

1

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

25 (128)

Запятая в простом предложении

1

Знать: правила постановки запятой в простом предложении

Уметь: расставлять запятые

Тест

Упр.464

26 (129)

Обособление членов предложения (Повторение и обобщение)

1

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

Проверочная работа

Упр. 471

27 (130)

Тире в простом предложении

1

Знать: условия постановки тире в простом предложении

Уметь: ставить тире

Тест

Упр. 467

28 (131)

Двоеточие в простом предложении

1

Знать: условия постановки двоеточия в простом предложении

Уметь: употреблять двоеточие на письме

Опрос

Упр. 473

29 (132)

Пунктуационный разбор

1

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

Инд. опрос

Упр. 475

30, 31 (133, 134)

Р.р. Сочинение-рассуждение в научном стиле

2

Знать: строение текста-рассуждения,  особенности научного стиля

Уметь: писать рассуждение на лингвистическую тему

Миниатюра

Карточка



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку к учебному комплексу В.В.Бабайцевой, 5-9 класс

Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку В.В.Бабайцевой. Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Рабочая программа по русскому языку. 5класс к учебнику Т. Ладыженской

Рабочая программа по русскому языку 5класс к учебнику Т. Ладыженской, рассчитан на 238  часов....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку к учебному комплексу В.В.Бабайцевой 5 класс

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса. 170 часов Соответствует ФГОС...

5 класс рабочая программа по русскому языку ФГОС к учебнику Ладыженской...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, расписаны предметный, метапредметные и личностные цели - результаты. Автор рабочей программы Дубовик Н.В. ...