Рабочая программа по русскому языку 8 класс (по учебнику В.В.Бабайцевой)
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Материал содержит рабочую программу и КТП уроков русского языка в 8 классе по учкбнику В.В.Бабайцевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russkiy_yazyk_babaytseva_8_klass.docx | 65.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку. 8 класс.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Конституция РФ
- Закон РФ "Об образовании"
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089)
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2010– 2011 учебный год»
- Программа по русскому языку к учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой, Дрофа, 2005
Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что предлагаемая примерная программа создана в соответствии с "Обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе" и "Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В ней представлено развернутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, общая характеристика предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержание курса, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся, тематическое планирование учебного материала, учебное и учебно-методическое обеспечение для учителей и учащихся.
Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.
Цели обучения:
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему кА явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умения стилистически корректного использование лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить компомиссы.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии, орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Общая характеристика программы
Программа составлена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса. Уроки спланированы учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для владения учебным материалом. Повысить интенсивность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполнения заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из классической литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 8 класс» содержит значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирование общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы с текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
Общая характеристика учебного предмета
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Личностно–ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетическое ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями, справочной литературой;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с разной степенью свернутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение различными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм литературного языка; соблюдение основных правил орфографии, пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями и докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, книжные стили; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи; текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование ее в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
– роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации;
– смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
– признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
– основные единицы языка;
– нормы речевого этикета;
уметь
– различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
– определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи;
– анализировать структуру и языковые особенности текста;
– опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
– объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
– адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
– читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
– извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
– пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
– воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
– владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями;
– свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
– соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
– выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
– соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
– соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
– соблюдать нормы русского речевого этикета;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
– совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
– развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
– удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
– развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
– использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».
Главным компонентом учебно-методического комплекса является учебник «Русский язык. Теория. 5-9 классы» (авторы В,В,Бабайцева, Л.Д.Чеснокова), который дополняется учебниками «Практика» для каждого класса и учебниками «Русский язык. Русская речь» (автор Е.И.Никитина). Комплекс соответствует новому образовательному стандарту.
В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. Основной принцип, определяющий содержание книги, - системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д., что способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.
Книга «Русский язык. Практика» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме. Особое значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.
Третий компонент учебного комплекса – «Pycская речь» - предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.
Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
Наиболее существенное отличие этого комплекса заключается в том, что развитие речи выделено в учебнике «Русский язык. Русская речь» (автор Е.И.Никитина), а при углублённом изучении русского языка развитие речи теснейшим образом связано с изучением языка. Развитие речи – одна из задач каждого урока.
В основе программы и комплекса в целом - линейный принцип подачи материала, однако программой выделяются вводный курс (обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал) и основной (систематический) курс, в соответствии с которым в 8 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Словосочетание», «Простое предложение». Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков.
Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более равномерно распределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала.
Данная программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации и углублённое изучение отдельных тем. Углублённое изучение русского языка означает некоторое расширение теоретических сведений. Главная особенность – сближение лингвистической и коммуникативной компетенций, которое позволяет усилить функциональное значение теоретических сведений и наглядно показать учащимся роль единиц языка в речи, в тексте, в типах речи.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
При незначительном увеличении понятийно-терминологической системы осуществляется подлинное углубленное изучение русского языка, способствующее формированию стойкого интереса к истории и современному состоянию языка и речи. Расширение теоретических сведений связано с введением в программу таких тем, как «Паронимы», «Фразеология» (с фразеологизмами, пословицами и крылатыми выражениями), «Понятие об этимологии», «Роль единиц языка в речи» и др. Программой предусмотрены исторические комментарии, объясняющие некоторые особенности современного русского языка. Большое внимание уделяется фразеологии и синонимике, раскрывающим богатейшие выразительные возможности русской лексики. Некоторое расширение тем – не главное в углубленном изучении русского языка. Главное заключается в многоаспектном лингвометодическом освещении единиц языка, необходимом для развития устной и письменной речи учащихся.
Общее количество часов – 136 (4 часа в неделю).
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения.
Формы контроля: входной в начале и конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных диктантов с грамматическим заданием, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текста; итоговый – контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать/уметь:
- произносить предложения с правильной интонацией с учетом знаков препинания, находить смысловой центр предложения;
- правильно ставить и объяснять знаки препинания на изученные правила;
- находить грамматическую основу предложения;
- различать основные типы сказуемого;
- различать виды второстепенных членов предложения;
- определять многозначные члены предложения;
- использовать синонимику согласованных и несогласованных определений;
- различать виды односоставных предложений, правильно использовать их в речи;
- правильно строить предложения с однородными членами и обособленными членами;
- изменять предложения с однородными членами, обособленными членами, синонимическими конструкциями;
- правильно интонировать простые осложненные предложения;
- анализировать и строить тексты всех типов, учитывая художественно-выразительные возможности изученных синтаксических единиц;
- составлять тезисные планы;
- создавать письменные высказывания разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- пересказывать текст сжато и подробно;
- строить высказывания на лингвистическую тему по типу рассуждения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение.
Богатство русского языка, его роль в современном мире. Изобразительно-выразительные средства русского языка.
Повторение.
Фонетика, орфоэпия. Лексикология. Морфемика. Словообразование. Орфография. Основные орфограммы-гласные и согласные. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Различение омонимичных частей речи. Различение частиц. Особые формы глагола. Орфограммы в причастиях и деепричастиях. Текст, его признаки, типы и стили речи.
Основной курс.
Синтаксис. Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.
Словосочетание. Виды словосочетаний. Связь слов в подчинительном словосочетании. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи.
Предложение. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по интонации и цели высказывания.
Простое предложение. Особенности связи подлежащего со сказуемым. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Виды второстепенных членов. Согласованные и несогласованные определения, приложения. Трудные случаи согласования с определяемым словом. Односоставные предложения, их виды. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Неполные предложения
Осложненное предложение. Однородные члены. Признаки однородности. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Нормы сочетания однородных членов. Обособленные члены предложения. Условия обособления определений, приложений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Обращения. Функции и способы выражения обращений. Знаки препинания при обращении. Вводные слова. Основные значения вводных слов. Отличие вводных слов от членов предложения. Знаки препинания при обращении.
Способы выражения чужой речи. Прямая и косвенная речь. Пунктуационное оформление прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Диалог. Правила записи диалога.
Слова-предложения. Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в речи. Пунктуационное оформление слов-предложений.
Речь. Типы и стили речи. Виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое). Приемы сжатия текста. Аудирование. Культура речи. Критерии культуры речи.
Повторение.
Учебно и учебно-методическое обеспечение:
для учащихся:
- Бабайцева В.В., Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2005. – 330 с.
- Бабайцева В.В., М.И. Сергиенко. Русский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2006. – 140 с.
- Бабайцева В.В. Русский язык. Односоставные предложения в тексте. – М.: Дрофа, 2006. – 310 с.
- Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. – М.: Дрофа, 2005. – 112 с.
- Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 222 с.
- Русский язык. Практика. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова. – М.: Дрофа, 2005. – 300 с.
- Тихонова В.В. Русский язык. Словосочетание. Простое предложение. Осложненное предложение. Тематическая тетрадь. – М.: Дрофа, 2005. – 195 с.
для учителя:
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. – М.: Просвещение, 2004.
- Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 2000.
- Воителова Т.Л. Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2005.
- Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2004.
- Колокольцев Е.Н, Л.М. Зельманова. Развитие речи: Русский язык и литература. (Произведения изобразительного искусства). 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2005.
- Кудинова О.А. Контрольные работы по русскому языку. 8 класс. – М.: ЭКСМО, 2005.
- Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. – М.: Дрофа, 2001.
- Леденева В.В., Н.В. Халикова. Тесты. Русский язык. 5-8 классы. Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 1998.
- Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2005.
- Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом для 5-9 классов. – М.: Мнемозина, 2003.
- Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова. – М.: Дрофа, 2002.
- Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов по теме | Ключевые компетенции | Форма контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
I четверть – 36 уроков | |||||||
Повторение | |||||||
1 | Вводный урок. Великий русский язык | 1 | Знать: о функциях русского языка в современном мире. Уметь: определять основную мысль высказывания, строить свое монологическое высказывание, работать с учебником. | Устный фронтальный опрос | Упр.4 | ||
2 | Выразительные средства русского языка | 1 | Знать: выразительные средства русского языка, их роль в текста Уметь: находить средства выразительности, определять их роль в тексте, строить высказывания со средствами выразительности | Устный фронтальный и инд. Опрос, анализ текста | Карточка – редактирование текста | ||
3 | Фонетика, орфоэпия | 1 | Знать: характеристику звуков речи, орфоэпические нормы русского языка Уметь: выполнять фонетический разбор слова, употреблять языковые единицы в соответствии с орфоэпическими нормами | Письменный разбор | Фонетический разбор слов | ||
4 | Лексикология. Лексический разбор | 1 | Знать: основные понятия лексикологии Уметь: выполнять лексический разбор слов | Лексический разбор (индивидуальный опрос) | Упр.7 | ||
5 | Лексика и фразеология | 1 | Знать: роль фразеологизмов в речи Уметь: определять значение фразеологизмов, употреблять их в речи | Фронтальный опрос | Подобрать фразеологизмы на опр.тему, дать их толкование | ||
6 | Морфемика | 1 | Знать: понятие морфем как значимых частей слова Уметь: определять значение морфем, выполнять морфемный разбор | Проверочная работа | Упр.13 | ||
7 | Словообразование | 1 | Знать: способы и средства словообразования Уметь: выполнять словообразовательный разбор | Проверочная работа | Выполнить словообразовательный разбор | ||
8 | Орфография. Орфограмма | 1 | Знать: виды орфограмм-гласных и согласных, их опознавательные признаки Уметь: находить орфограммы, применять соответствующие правила | Комментированное письмо | Упр.15 | ||
9 | Орфограмма-гласная. Гласные после шипящих | 1 | Знать: признаки орфограмм-гласных после шипящих, правила, регулирующие выбор буквы после шипящих Уметь: различать орфограммы, на письме применять соответствующие правила | Орфографическая диктовка | Упр.16 | ||
10 | Орфограммы-согласные | 1 | Знать: основные орфограммы-согласные Уметь: опознавать орфограммы на письме, применять соответствующие правила | Орфографическая диктовка | Упр.20 | ||
11 | Орфограммы в приставках и суффиксах | 1 | Знать: виды орфограмм в приставках и суффиксах, правила, регулирующие написание морфем Уметь: применять на практике орфографические правила | Тест | Упр.22 | ||
12 | Морфология. Части речи | 1 | Знать: признаки самостоятельных и служебных частей речи Уметь: различать части речи, выполнять морфологический разбор | Фронтальный опрос | Упр.24 | ||
13 | Морфология. Орфограммы в окончаниях | 1 | Знать: правила выбора окончаний различных частей речи Уметь: правильно писать окончания | Тест | Карточка | ||
14 | Правописание наречий. Различение омонимичных частей речи | 1 | Знать: признаки наречия, основные орфограммы наречий Уметь: выбирать раздельное, слитное и дефисное написание наречий, применять правила на другие орфограммы в наречиях | Орфографическая диктовка | Карточка | ||
15 | Правописание НЕ | 1 | Знать: правила написание НЕ с различными частями речи Уметь: правильно писать НЕ с различными частыми речи | Тестовая работа | Карточка | ||
16 | Различение частиц НЕ и НИ | 1 | Знать: приемы различения частиц на письме Уметь: выбирать частицы НЕ и НИ на письме | Проверочная работа | Карточка | ||
17 | Контрольная работа | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | Диктант с заданиями по типу ОГЭ | Повторить теорию | ||
18 | Повторение: причастие как особая форма глагола | 1 | Знать: морфологические признаки причастия Уметь: опознавать причастия на письме, отличать их от прилагательных | Фронтальный опрос | Карточка | ||
19 | Причастный оборот. Пунктуация при причастном обороте | 1 | Знать: понятие причастного оборота, правила обособления Уметь: находить оборот в предложении, выделять запятыми, строить предложения с причастными оборотами | Фронтальный опрос | Карточка | ||
20 | Орфограммы в причастиях | 1 | Знать: основные орфограмм, связанных с причастиями Уметь: применять соответствующие правила на практике | Орфографическая диктовка | Карточка | ||
21 | Правописание Н/НН в различных частях речи | 1 | Знать: правила правописания Н/НН в различных частях речи Уметь: применять на практике правила | Орфографическая диктовка | Карточка с тестовым заданием | ||
22 | Деепричастие как особая форма глагола | 1 | Знать: признаки деепричастия Уметь: строить предложения с деепричастиями, выделять деепричастные обороты запятыми | Фронтальный опрос | Карточка | ||
Синтаксис | |||||||
23 | Понятие о синтаксисе | 1 | Знать: о синтаксисе и пунктуации, о видах связи (сочинит-ной и подчинит-ной), о средствах связи, об основных единицах синтаксиса (с/с, предложении). Уметь: определять вид и средства связи в словосочетании, предложении. | Фронтальный опрос | П.156, карточка | ||
24 | Р.р. Текст. Основные признаки текста. | 1 | Знать: о тексте, его основных признаках, теоретический материал по лексике; о стилистическом аспекте речи. Уметь: обобщать и систематизировать данный теоретический материал, применять его на практике, строить связное монологическое высказывание. | Анализ текста | Анализ текста | ||
25 | Виды синтаксической связи | 1 | Знать: виды синтаксической связи: сочинительная и подчинительная Уметь: определять вид синтаксической связи | Фронтальный опрос | П.157, упр.43 | ||
26 | Средства связи при сочинительной и подчинительной связи | 1 | Знать: какими средствами осуществляется связь подчинительная и сочинительная Уметь: находить средства связи | Фронтальный опрос | П.157, упр.47 | ||
27, 28 | Виды подчинительной связи | 2 | Знать: о способах подчинительной связи. Уметь: определять способ подч.связи (согл., упр., прим.), составлять с/с с разными способами подч.связи. | Проверочная тестовая работа | П.158, упр.49, 50 | ||
29 | Понятие о словосочетании | 1 | Знать: признаки словосочетания Уметь: вычленять словосочетание из предложения | Фронтальный и инд. опрос | П.159, упр.59 | ||
30 | Основные виды словосочетаний | 1 | Знать: об основных видах с/с (подч., соч.), о группах с/с подлежащего и сказуемого. Уметь: определять вид с/с, группу с/с, отличать с/с от ГО предложения. | Проверочная работа | П.159, упр.58 | ||
31 | Контрольный диктант по итогам I четверти | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | П. 158, 159 | |||
32 | Способы и средства связи слов в словосочетаниях. Нормы связи слов | 1 | Знать: способы и средства связи Уметь: строить словосочетания с соблюдением синтаксических норм | Фронтальный и инд.опрос | П.159, упр.61 | ||
33, 34 | Цельные словосочетания | 2 | Знать: о цельных с/с, их единой синтаксической роли. Уметь: находить цельные с/с в предложении, правильно определять их синтаксическую роль. | Фронтальный опрос | П.160, упр.63, 64 | ||
35 | Обобщение изученного о словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания | 1 | Знать: виды словосочетаний, средства и способы связи слов в словосочетании Уметь: выполнять разбор словосочетания, строить словосочетания с различными видами связи | Проверочная работа | Карточка | ||
36 | Р.р. Текст как единица синтаксиса | 1 | Знать: признаки текста Уметь: анализировать текст, создавать текст на заданную тему | Миниатюра | Анализ текста | ||
1 (37) | Повторение. Проверочная работа по теме «Словосочетание» | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | ||||
2 (38) | Предложение как единица синтаксиса | 1 | Знать: понятие о предложении, его строении Уметь: определять строение предложения, правильно строить предложения | Фронтальный опрос | П.161, 162, упр.72 | ||
3 (39) | Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске | 1 | Знать: о видах предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Уметь: определять строение предложения, отличать предложение от с/с, правильно строить предложения, определять вид предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. | Фронтальный опрос | П.163, 164, упр.71 | ||
4 (40) | Виды предложений по количеству основ. Простое предложение | 1 | Знать: виды предложений по числу основ, признаки простого предложения Уметь: определять виды предложений | Фронтальный опрос | П.165, упр.71 | ||
5 (41) | Виды простых предложений. Логическое ударение. Порядок слов. | 1 | Знать: понятие о прямом и обратном порядке слов, о логическом ударении, инверсии как о синтаксическом средстве выразительности Уметь: строить предложение, правильно ставить логическое ударение | Индивидуальный и фронтальный опрос | П.165-167, упр.87 | ||
6 (42) | Проверочная работа | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | П.165-167 повторить | |||
7 (43) | Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения | 1 | Знать: о ГЧП, о подлежащем и способах его выражения. Уметь: находить ГЧП, определять способ выражения подлежащего. | Тестовая работа | П.168, упр.106 | ||
8 (44) | Сказуемое и его основные типы | 1 | Знать: о сказуемом и его основных типах. Уметь: находить сказуемое в предложении, определять его тип. | Фронтальный опрос | П.169, упр.110 | ||
9 (45) | Простое глагольное сказуемое. | 1 | Знать: о ПГС, его строении и особенностях. Уметь: находить в предложении ПГС, определять его строение. | Комментированное письмо предложений | П.169, карточка, упр.2 | ||
10 (46) | Составное глагольное сказуемое. | 1 | Знать: о СГС, его строении и особенностях. Уметь: находить в предложении СГС, определять его строение. | Тестовое задание | П.170, найти примеры сказуемого в тексте худ. произведения | ||
11 (47) | Р.р. Тема и основная мысль текста | 1 | Знать: понятия темы и основной мысли текста Уметь: определять тему и основную мысль | Анализ текста | Анализ текста | ||
12, 13 (48, 49) | Составное именное сказуемое | 2 | Знать: о СИС, его строении и особенностях. Уметь: находить в предложении СИС, определять его строение. | Тест | П.170, 171, упр.118, найти примеры СИС в худ. литературе | ||
14 (50) | Обобщение: виды сказуемых | 1 | Знать: основные виды сказуемых Уметь: находить сказуемое, определять его вид | Проверочная работа | Заполнение таблицы | ||
15, 16 (51, 52) | Тире между подлежащим и сказуемым. | 2 | Знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь: применять данный т/м на практике. | Тестовая работа | П.172, 173, упр.126, 130 | ||
17 (53) | Согласование подлежащего и сказуемого | 1 | Знать: как согласуются главные члены предложения Уметь: согласовывать подлежащее со сказуемым | Проверочная работа | П.174, карточка | ||
18 (54) | Обобщение изученного об основе предложения | 1 | Знать: роль основы, виды сказуемых Уметь: определять вид сказуемого, согласовывать подлежащее и сказуемое | Тестовая работа | Упр.139 | ||
19 (55) | Распространенные и нераспространенные предложения | 1 | Знать: признаки распр. И нераспр. Предложений Уметь: характеризовать предложения по наличию второстеп. членов | Фронтальный опрос | П.175, упр.141 | ||
20 (56) | Второстепенные члены предложения | 1 | Знать: о ВЧП, их роли в предложении, о видах ВЧП. Уметь: находить ВЧП в предложении, определять их содержательную и синтаксическую роль, определять вид ВЧП. | Инд. опрос | П.175, упр.142 | ||
21 (57) | Определение Виды определений | 1 | Знать: об определении, о согласованном/несогласованном определении, об их роли в тексте. Уметь: находить определения в тексте, использовать их в своих текстах. | Фронтальный опрос | П.175, упр.148 | ||
22 (58) | Приложение. Дефис при одиночном приложении | 1 | Знать: о приложении как особом виде определения, о ЗП при нем. Уметь: находить приложения в тексте, оформлять их знаками препинания. | Комментированное письмо | П.176, упр.155 | ||
23 (59) | Контрольный диктант | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | ||||
24, 25 (60, 61) | Несогласованные определения | 2 | Знать: понятие о несогласованных определениях Уметь находить несогласованные определения, отличать их от др. втор. членов | Анализ предложений | П.176, упр. 160, 161 | ||
26 (62) | Дополнение | 1 | Знать: о дополнении как ВЧП, о прямом и косвенном дополнении. Уметь: находить дополнения в предложении, определять вид дополнения. | Разбор предложений | П.177, упр.169 | ||
27 (63) | Основные виды обстоятельств | 2 | Знать: об основных видах обстоятельств, их роли в предложении. Уметь: находить обстоятельства в предложении, определяя их вид и роль в предложении; распространять предложения с помощью различных видов обстоятельств. | Разбор предложений | П.178, упр.173 | ||
28 (64) | Обобщение изученного по теме «Второстепенные члены предложения» | 1 | Знать: второстепенные члены и их виды Уметь: находить втор. Члены, определять их вид | Синтаксический анализ предложения | П. 175-178 | ||
III четверть – 38 уроков | |||||||
Односоставные предложения | |||||||
1, 2 (65, 66) | Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений | 2 | Знать: об односоставных предложениях, их особенностях, видах. Уметь: находить ОП, определять их вид. | Фронтальный опрос | П.180, карточка, упр.193 | ||
3 (67) | Определенно-личные предложения | 1 | Знать: об о/л предложениях, их особенностях. Уметь: находить о/л предложения в тексте, отличая их от других видов односоставных предложений; составлять о/л предложения. | Тестовая работа | П.181, упр.201 | ||
4 (68) | Обобщенно-личные предложения | 1 | Знать: понятие об обобщенно-личных предл. Уметь: находить их в тексте, строить обобщенно-личные предложения, использовать их в высказываниях | Миниатюра с использованием обобщенно-личных предложений | П.181, карточка | ||
5 (69) | Неопределенно-личные предложения | 1 | Знать: об н/л предложениях, их особенностях. Уметь: находить н/л предложения в тексте, отличая их от других видов односоставных предложений; составлять н/л предложения. | Тестовое задание | П.182, выписать примеры н/л предложений из худ. литературы | ||
6, 7 (70, 71) | Безличные предложения. Способы выражения сказуемого в безличных предложениях | 2 | Знать: об б/л предложениях, их особенностях. Уметь: находить б/л предложения в тексте, отличая их от других видов односоставных предложений; составлять б/л предложения. | Проверочная работа | П.183, упр.218, 217 | ||
8 (72) | Назывные предложения | 1 | Знать: о назывных предложениях, их особенностях. Уметь: находить назывные предложения в тексте, отличая их от других видов односоставных предложений; составлять назывные предложения и использовать их в своих текстах. | Тестовое задание | П.184, упр.232 | ||
9 (73) | Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» | 1 | Знать: виды односоставных предложений, их признаки Уметь: находить односост. предл., определять их вид, использовать в речи | Тест | Упр.236 | ||
10 (74) | Проверочная работа по разделу «Односоставные предложения» | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | П.180-183 повторить | |||
11, 12 (75, 76) | Понятие о неполном предложении. Тире в неполном предложении | 2 | Знать: об особенностях строения полных и неполных предложений, их различиях, правила постановки тире в неполном предложении Уметь: находить неполные предложения в тексте, использовать их в своей речи, ставить тире в неполных предлож. | Фронтальный опрос, работа с инд. Карточками | П.185, упр.237, вопросы на стр. 105-106, упр.244 | ||
13 (77) | Обобщение изученного о неполных и односоставных предложениях | 1 | Знать: строение неполных и односоставных предложений Уметь: различать неполные и односоставные предложения | Зачет | Стр.105-106 – вопросы | ||
Осложненное предложение | |||||||
14 (78) | Осложненные предложения. Предложения с однородными членами. Признаки однородности | 1 | Знать: о предложениях с ОЧ, об однородности/неоднородности ЧП, о ЗП в предложениях с ОЧ. Уметь: определять однородность/неоднородность ЧП, правильно расставлять ЗП при ОЧ. | Фронтальный опрос | П.186, работа с худ. текстом | ||
15 (79) | Пунктуация при ОЧП, соединенных одиночными союзами | 1 | Знать: об употреблении союзов при ОЧП, о пунктуации при союзной связи ОЧП. Уметь: находить союзы при ОЧП, правильно использовать ЗП при союзной связи ОЧП. | Пунктуационный разбор предложений, инд. Опрос | П.187, упр.256 | ||
16 (80) | Пунктуация при ОЧП, соединенных двойными и повторяющимися союзами | 1 | Знать: об употреблении союзов при ОЧП, о пунктуации при союзной связи ОЧП. Уметь: находить союзы при ОЧП, правильно использовать ЗП при союзной связи ОЧП. | Пунктуационный разбор предложений, инд. Опрос | П.187, упр.271 | ||
17, 18 (81, 82) | Обобщающие слова при ОЧП | 2 | Знать: об обобщающих словах при ОЧП, о ЗП при них. Уметь: находить обобщающие слова при ОЧП, правильно выделять их знаками препинания. | Пунктуационный разбор, карточки | П.188, упр.275, 282 | ||
19 (83) | Обобщение: ОЧП | 1 | Знать: признаки однородности, правила пунктуации, связанные с ОЧП Уметь: находить ОЧП, ставить знаки препинания | Инд. Карточки | Карточка | ||
20, 21 (84, 85) | Однородные и неоднородные определения | 2 | Знать: об однородных/неоднородных определениях, их сходстве и различиях, их роли в предложении, пунктуации при них. Уметь находить однородные/неоднородные определения, правильно расставлять ЗП при них. | Зачет, инд. Опрос | П.189, упр.288, 291 | ||
22, 23 (86, 87) | Повторение орфографии и пунктуации | 2 | Знать: правила орфографии и пунктуации Уметь: применять теоретические знания на практике | Словарный диктант | Упр.302, 306 | ||
24 (88) | Р.р. Типы речи. Рассуждение. Строение текста типа рассуждения | 1 | Знать: строение рассуждения, понятие о тезисе, доказательствах, выводе Уметь: строить текст-рассуждение | Анализ текста | Анализ текста | ||
25 (89) | Изложение текста-рассуждения публицистического стиля | 1 | Знать: об особенностях написания изложения данного типа. Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста данного типа. | Изложение | |||
26 (90) | Понятие об обособлении | 1 | Знать: об обособлении, его роли в предложении, о выделении обособления ЗП. Уметь: находить обособления, определять их роль, правильно расставлять при них ЗП. | Фронтальный опрос, анализ предложений | П.190, упр.315 | ||
27, 28, 29, 30 (91, 92, 93, 94) | Обособление согласованных и несогласованных определений | 4 | Знать: об обособлении согл./несогл.определений, их сходстве и различиях.. Уметь: правильно расставлять ЗП при данных обособлениях. | Тестовое задание с кратким ответом | П.191-193, упр.323, 325, 328, 332 | ||
31, 32 (95, 96) | Обособление приложений | 2 | Знать: об обособлении приложений, о ЗП при них. Уметь: находить и обособлять приложения в предложении. | Проверочная работа на карточках | П.194, упр. 344, 350 | ||
33 (97) | Запятая перед союзом «как» | 1 | Знать: правила постановки запятой перед союзом как Уметь: ставить запятую перед союзом как | Пунктуационный разбор на карточках | Упр. 352 | ||
34 (98) | Обособление дополнений | 1 | Знать: об обособлении дополнений, о ЗП при них. Уметь: находить обособленные дополнения, правильно выделяя их ЗП на письме. | Проверочная работа | П.195, упр.365 | ||
35 (99) | Р.р. Публицистический стиль. | 1 | Знать: признаки публицистического стиля Уметь: анализировать текст публицистического стиля, создавать текст в публ. Стиле | Миниатюра | Анализ текста | ||
36 (100) | Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий | 2 | Знать: об условиях обособления ДО, одиночных деепричастий. Уметь: находить и правильно обособлять ДО, одиночные деепричастия. | Тестовое задание | П.196, упр.370, 374 | ||
37 (101) | Контрольный диктант | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | ||||
38 (102) | Р.р.Композиционные формы сочинений. Киносценарий | 1 | Знать: о киносценарии как композиционной форме сочинения. Уметь: писать свой киносценарий на основе анализа других. | Киносценарий | Дописать киносценарий | ||
IV четверть - | |||||||
1, 2 (103, 104) | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | 2 | Знать: об условиях обособления обстоятельств, выраженных сущ-ми с предлогами. Уметь: находить и обособлять обст-ва, выраженные сущ-ми с предлогами. | Проверочная работа | П.197, упр.382, 386 | ||
3, 4 (105, 106) | Обособление уточняющих членов предложения | 2 | Знать: условия обособления УЧП. Уметь: находить в предложениях и обособлять на письме УЧП. | Тестовая работа | П.198, упр. 391, 398 | ||
5 (107) | Обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения | 1 | Знать: условия обособления различных членов Уметь: применять на практике теоретические знания | Инд. задания на карточках | Карточка | ||
6, 7 (108, 109) | Повторим орфографию и пунктуацию | 2 | Знать: условия выбора различных орфограмм. Уметь: применять данные знания на практике. | Тестовые задания, орфографическая диктовка | Упр. 412, 407 | ||
8 (110) | Контрольный диктант | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | ||||
9, 10, 11 (111, 112, 113) | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями, пунктуация при них | 3 | Знать: о предложениях с вводными словами, с/с и предложениями, о пунктуации при них. Уметь: находить в предложениях вводные слова, словосочетания и предложения, оформлять их на письме с помощью ЗП. | Проверочная работа | П.199, упр. 417 , 420, 425 | ||
12 (114) | Предложения с обращениями | 1 | Знать: о предложениях с обращениями, ЗП при них, о роли обращений в предложении. Уметь: находить обращения в предложении, правильно расставлять в них ЗП. | Фронтальный опрос | П.200, упр.440 | ||
13, 14 (115, 116) | Пунктуация при обращении. Риторическое обращение | 2 | Знать: о пунктуации при обращении, о риторическом обращении и его роли в тексте. Уметь: расставлять ЗП при обращении, находить в тексте риторическое обращение; использовать обращение в своей речи. | Проверочная работа на карточках | П.200, упр.448, 452 | ||
15 (117) | Обобщение изученного по теме «Обособление» | 1 | Знать: какие члены обосабливаются в предложении Уметь: применять на практике пунктуационные правила | Тест | Карточка | ||
16, 17 (118, 120) | Особенности слов-предложений | 2 | Знать: об особенностях слов-предложений. Уметь: находить слова-предложения в тексте, определяя их особенности. | Работа на карточках | П.201, упр. 460, 463 | ||
18, 19 (121, 122) | Сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть вежливым?» (у.430) | 2 | Знать: об особенностях написания сочинения данного типа. Уметь: писать сочинение данного типа. | Сочинение | |||
Повторение | |||||||
20 (123) | Орфограммы в корнях и приставках | 1 | Знать: признаки орфограмм, правила орфографии Уметь: грамотно писать корни и приставки с различными орфограммами | Орфографическая диктовка | Карточка | ||
21 (124) | Орфограммы в окончаниях и суффиксах | 1 | Знать: признаки орфограмм, правила орфографии Уметь: грамотно писать корни и приставки с различными орфограммами | Орфографическая диктовка | Карточка | ||
22 (125) | Слитное, раздельное и дефисное написание слов | 1 | Знать: признаки орфограмм, правила орфографии Уметь: грамотно писать корни и приставки с различными орфограммами | Орфографическая диктовка | Карточка | ||
23 (126) | Различение омонимичных частей речи | 1 | Знать: приемы различения грамматических омонимов Уметь: различать грамматические омонимы, правильно писать слова различных частей речи | Тест | Карточка | ||
24 (127) | Итоговая контрольная работа (по типу ОГЭ) | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | ||||
25 (128) | Запятая в простом предложении | 1 | Знать: правила постановки запятой в простом предложении Уметь: расставлять запятые | Тест | Упр.464 | ||
26 (129) | Обособление членов предложения (Повторение и обобщение) | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | Проверочная работа | Упр. 471 | ||
27 (130) | Тире в простом предложении | 1 | Знать: условия постановки тире в простом предложении Уметь: ставить тире | Тест | Упр. 467 | ||
28 (131) | Двоеточие в простом предложении | 1 | Знать: условия постановки двоеточия в простом предложении Уметь: употреблять двоеточие на письме | Опрос | Упр. 473 | ||
29 (132) | Пунктуационный разбор | 1 | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | Инд. опрос | Упр. 475 | ||
30, 31 (133, 134) | Р.р. Сочинение-рассуждение в научном стиле | 2 | Знать: строение текста-рассуждения, особенности научного стиля Уметь: писать рассуждение на лингвистическую тему | Миниатюра | Карточка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку к учебному комплексу В.В.Бабайцевой, 5-9 класс
Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку В.В.Бабайцевой. Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Рабочая программа по русскому языку. 5класс к учебнику Т. Ладыженской
Рабочая программа по русскому языку 5класс к учебнику Т. Ладыженской, рассчитан на 238 часов....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку к учебному комплексу В.В.Бабайцевой 5 класс
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса. 170 часов Соответствует ФГОС...
5 класс рабочая программа по русскому языку ФГОС к учебнику Ладыженской...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, расписаны предметный, метапредметные и личностные цели - результаты. Автор рабочей программы Дубовик Н.В. ...