Технологическая карта урока по теме "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Мясоедова Наталья Владимировна

Технологическая карта урока по теме "Имя числительное" в 6 классе. Урок -обобщение материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_chislitelnomu_6_klass.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема:     Повторение и обобщение по теме « Имя числительное».

Тип урока. Урок повторения и обобщения.

Цели как деятельность учеников.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.

Метапредметные:

- анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, воспринимать и   вычленять нужную информацию на слух.

Предметные:

- анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имён числительных, отличать числительные от слов других частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, наречий) со значением количества.

        

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Слово учителя

Создание проблемной ситуации. Формулировка темы урока и цели.

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

 

   Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли видеть их в столбцах газет и  

  журналов, слышать о них по телевидению и радио. И тому, кто не умеет

  видеть за ними реальные факты, цифры могут показаться пустыми,

   ненужными знаками. Однако это не так. Цифра говорит с нами об очень

   многом: она знает, сколько в течение года открылось библиотек, школ,  

театров; сколько ребят учится в школе. Цифра, как беспристрастный

  свидетель, рассказывает о том, что в Санкт- Петербурге 245 мостов, что                

скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести корм за день около             200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за     сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает за день 580 литров материнского молока. Цифры играют огромную роль в нашей жизни.

    Какую тему мы изучили? Сформулируйте тему сегодняшнего урока и  

цель.

      Эпиграфом к уроку я взяла следующие слова:

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчет во всяком деле

нужен

Ты с числительным будь дружен.

-  К концу урока вы должны согласиться или не согласиться с данным мнением.

  1. Повторение ( в парах)

   Что такое имя числительное?

  На какие разряды делится числительное по составу?   ( простые,      

   составные, сложные)

   По значению?                         ( количественные, порядковые)

  1. Все ли слова , имеющие числовое значение, являются именами

числительными?  Как отличить?

      Слуховой диктант.          Рустам, Тамара – индивидуально ( по карточкам. См. Приложение)

                                                                                                                             

– Запишите номера, в которых указаны  имена числительные.

  1. десяток                                     6. пятерка                    11. две пятых

  2. двойной                                    7. тройной                   12. трехсотый

  3. удесятерить                              8. полтора                    13. пятеро

  4. десять                                        9. единственный        14. тройка

  5. удваивать                                 10. первый                   15. шестнадцать

                                                                                            16. семидесятый

Самопроверка

      Ответ: 4,8,10.11,12,13,15,16

- на полях ставим количество ошибок.

     2 задание: выбрать из данных числительных только количественные.

    Ответ: 4,8,11,13,15

- на полях –количество ошибок

    Сделайте вывод о разрядах количественных числительных, приведите    примеры из выписанных числительных и приведите свои.

-пользуясь критериями, оцените себя:

     0 ошибок  - «5»

1-2 ошибки – « 4»

 3-4 ошибки – « 3»  

 Более 4 ошибок – «2»

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

 

 

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения

III. Повторение и обобщение изученного.

    Самая  уязвимая тема при изучении количественных числительных –             склонение. Зачем нужно уметь правильно склонять числительные?

    Задание: Прочитать текст, числительные записать в тетрадь, поставив    их в нужную форму.

                                         О жизни растений.

   1 ряд: 1. Дуб живет 400 – 500 лет. Иногда – до 2 000 лет.

            2. Сосны живут до 350 – 400 лет, даже до 600 лет и достигают          

  30 – 45 метров высоты.

  2 ряд:    3 . Банан достигает высоты 6-7 метров, а бамбук – 40  

   метров.

                4. Мандарины - карликовые деревья. Даже 30-летние  

экземпляры не выше 3,5- 4,5 метров, но урожаи на них довольно обильные – до 5 000 – 7 000 тысяч плодов с одного дерева.

   3 ряд:  5. Бук и каштан существуют до 500 лет, ель – до 400, а береза    

  до 150 лет.

               6. 1/3 часть игловидных листьев сосен опадает и 1/3 –  

   вырастает

-  Обратите внимание, сколько дереву нужно расти, чтобы оно нас  

   радовало своим  величием. И не важно: большое это дерево или

      карликовое. Как нужно относиться к природе?

- Какая орфограмма встретилась вам при написании данных

    числительных? Сформулируйте.

- Разберите   числительные  по составу (   ( по одному в каждом ряду)   .  

    Сделайте вывод о количестве окончаний в числительных.

- Определить роль    числительных в предложениях.    ( по одному в

    каждом ряду )  Сделайте вывод о роли количественных числительных  

    в предложении.

- Какие количественные числительные не употреблены в предложениях?  (

     полтора, полтораста).

    Расскажите об особенностях их склонения.

    Тамара, Рустам сдают работы. Проверка.

  1. Переменка

- Вы, наверное, устали. Проведем языковую разминку. Соревнование по

    рядам. ( магнитики на доску)

    1 задание:  назвать  как можно больше произведений, в названиях

    которых встречается имя числительное.

     2 задание: подобрать к выражениям синонимичные фразеологизмы.

  Уравнивать всех -                                        стричь под одну гребенку;

Быть очень счастливым –                           на 7 небе;

Очень быстро что- то сделать  -                 в два счета;

   Может кончиться хорошо или плохо –     палка о двух концах;

   Очень просто –                                            как дважды - два;

  Весьма неопределенно –                             ни два ни полтора;

  Очень похожи –                                           как две капли воды;

  Не выходить из дому –                                сидеть в 4 стенах;

  Изнурять себя тяжелой работой –             работать до 7 пота.

 

- Молодцы! Проигравших у нас,  конечно, нет. Все работали хорошо.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

 

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

IV. Развитие учебно­языковых и правописных умений.

  Прослушайте небольшой рассказ и скажите, о каких свойствах числительных  идет речь.      

Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит только последнюю фразу, которую прочитал Петя: « Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их веревками».

- Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины, -сказал брат.

Петя удивленно посмотрел на него:

- Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?

- Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность…

Какую? Ответьте.

( об особенностях склонения собирательных числительных)

Задание: Данные предложения взяты из ученических работ. Все ли здесь правильно? Наведите порядок.

  1. Сестер у Пети только две, и все две окончили школу с золотой медалью.

( Сестер у Пети только две, и обе окончили школу с золотой медалью.)

  1. Четверо студенток получают повышенную стипендию.

( Четыре студентки получают повышенную стипендию).

  1. Договор подписан обоими сторонами.

( Договор подписан обеими сторонами).

  1. У меня есть двое попугаев.

( У меня есть два попугая).

  1. Мы ехали пятеро дней.

( Мы ехали пять дней)

  1. Нас семь в одной квартире – вот так и живем.

         (  Нас семеро в одной квартире – вот так и живем).

       

  1. Продано пятьсот сорок трое санок.

( Продано 543 штуки санок. ИЛИ   Проданы санки в количестве 543  )

Познавательные УУД

1.Выстраивать последовательность действий.

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Соотносить информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

V. Итог урока.

– Назовите ключевые слова урока. (Количественные числительные, простые, сложные, составные.)

– Дайте к ним небольшой комментарий в любой удобной для вас форме.

- Сформулируйте ваше отношение к словам, взятым в качестве эпиграфа.

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

VI. Домашнее задание.

1. Уметь сжато передать содержание текста в рамке.

2. Упр. 191.

  

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

                       Индивидуальное задание.

  1. Какие количественные числительные во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеют окончание –А?

  1. У каких числительных в каждом падеже два окончания и оба одинаковых?

  1. Назовите числительные, у которых в Т.П. в основе будет четыре буквы, а в окончании – шесть букв.

  1. Есть поговорка: « Семеро одного не ждут». А если было не семь человек, а девять или одиннадцать. Как бы вы сказали?

  1. Число 100 изображается тремя цифрами. Название этого числа  - сто - тоже состоит из трех букв. Найти другое число, у которого количество цифр равно количеству букв, составляющих название этого числа.

  1. Отгадать загадки с числительными.

- У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер?

- Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их?

- Шли две матери с дочерьми да бабушка с внучкой; нашли полтора пирога. Помногу ль досталось?

7. Объяснить значение :

      - Седьмая вода на киселе.

      - У семи нянек дитя без глазу.

      - Работал до седьмого пота.

Разработала: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №14  г.Ноябрьска Мясоедова Наталья Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".

Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Разряды имен числительных", 6 класс.

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе, составленная в соответствии с учебником С.И. Львовой, В.В. Львова....

Технологическая карта урока русского языка по теме""Разряды числительных по составу: простые и составные числительные".

Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся шестого класса по теме" Разряды числительных по составу: простые и составные числительные"...

Технологическая карта урока "Правописание числительных 90, 200, 300, 400"

Технологическая карта урока "Письмо и развите речи" в 9 классе для детей с умственной отсталостью...

Технологическая карта урока «Собирательные числительные»

Технологическая карта "Собирательные числительные" поможет Вам быстро и легко раскрыть непростую тему....

Технологическая карта урокапо русскому языку "Диалог" 5 класс

Разработка урока по русскому языку "Диалог" в 5 классе по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.и др. по ФГОС....