Технологическая карта урока «Собирательные числительные»
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Технологическая карта "Собирательные числительные" поможет Вам быстро и легко раскрыть непростую тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6.docx | 33.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Дата урока: 29.01.2020 г. |
Тема урока «Собирательные числительные» |
Класс: 6 |
Тип урока Урок освоения новых знаний |
Задачи Образовательные: Формировать развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Развивающие: Формировать исследовательские умения через использование приемов анализа, сравнения, наблюдения. Содействовать развитию речевой и культурологической компетентностей. Воспитательные: Воспитывать интерес к русской истории, культуре, языку Воспитывать умение вести учебный диалог; Способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. |
Основные понятия, изучаемые на уроке: письмо, адресат, адресант, типы речи, рассуждение-размышление, замысел автора, композиция, система персонажей, цветовое решение |
Вид используемых на уроке средств ИКТ: ПК, мультимедиа-проектор, экран, презентация |
Методическое назначение средств ИКТ: формирование умений и навыков по систематизации информации, создание информационной модели изображения с целью изучения и исследования, визуализация информации и взаимосвязь между объектами |
Образовательные ресурсы: MS Power Point? Web-браузер, поисковые системы, http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26219, http://iremember.ru/pisma-s-fronta/blog.html |
УМК: 1. Русский язык. Теория. 5-9 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.Бабайцева.Л.Д.Чеснокова. - М.: Дрофа,2012. - 319 с. 2. Практика. 6 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред.А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа,2012. -270 с. 3. Русский язык. Русская речь.6 кл.учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И.Никитина. - М.: Дрофа,2011. -156 с. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Организационный момент (2 минуты) | Приветствие | Приветствие | Личностные: Самопроверка готовности к работе | ||
II. Мотивация (2 минуты) | Учитель подводит учащихся к осознанию темы, создает благоприятную, располагающую атмосферу. | Слушают Оформляют запись в тетради | Беседа | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества обучающихся с учителем, одноклассниками. | Психологичес- кий настрой учителя и учащихся |
III. Актуализация знаний (3 минуты) | Синтаксическая пятиминутка Приложение 1 Доказать, что сорок-это имя числительное Слово учителя из истории числительного сорок Приложение 2 | Подчеркивают главные и второстепенные члены предложений, подписывают части речи Доказывают, отвечают на вопросы Слушают | Введение в урок проблемного диалога, беседа Вовлечение учащихся в живое обсуждение предложенной темы | Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. | Настрой на исследователь скую работу |
IV. Изучение нового. Практикум | -Обратите внимание на доску. (На доске: карточки с числительными.) – Сгруппируйте числительные по определенным признакам или сходству -Давайте попробуем озаглавить этими словами получившиеся группы числительных. -Осталась одна неизвестная нам группа числительных. -Подумайте, что обозначают эти числительные? -Действительно, числительные пятеро, трое обозначают, что определенное количество предметов вместе, как единое целое, объединяются, группируются, собираются. А теперь, используя последний глагол, подумайте, как могут называться эти числительные? -Значит, тема сегодняшнего урока? На доску проецируется Слайд Работа с таблицей. Приложение 3 -В первой колонке таблицы мы видим количественные числительные, а во второй …одно собирательное числительное. - Какую работу надо выполнить во 2 графе? | Слушают, участвуют в диалоге. Ученики выходят к доске и формируют столбики Отвечают ((Целые, дробные, собирательные). Отвечают, высказывают предположения Слушают, отвечают -Собирательные числительные Формулирую тему урока, записывают в тетрадь Ученики коллективно выполняют работу, письменно заполняют 2 колонку таблицы | Словесные методы: беседа, сообщение Работа с онлайн доской (презентация на экране) | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные: умение строить речевое высказывание. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах. |
V. Лингво-физкульт- минутка (3 минуты) | Объясняет задание Приложение 4 | Шестиклассники выполняют задания. | Игровой прием. Здоровьесбере- гающая технология | Личностные: формирование бережного отношения к своему здоровью. Познавательные: работа с информацией. | |
VI. Актуализация новых знаний Практикум (15 минут) | Создает проблемную ситуацию Приложение 5 - Как вы считаете, что произошло? -Почему Аня, назвав Антона грамотеем, ушла? - Как эта ситуация связана с темой урока? -Как правильно должен был ответить Антон? В чем особенность употребления числительных? Чтобы ответить на этот вопрос, откроем Теорию параграф 113 на стр. 148 и найдем ответ на вопрос «С какими существительными употребляются собирательные числительные». Слушаю ответы учеников, смотрим слайд оформляем схематичную запись в тетради Тренировочные упражнения (выбрать нужную форму числительного) На доску проецируется Слайд Выполним упр. 491, сформулируйте задание к нему и алгоритм его выполнения. -Какое правило вы применяли, выполняя упражнение? -Сообщает о собирательных числительных оба, обе На доску проецируется Слайд | Слушают Строят предположения по предложенной ситуации. Включаются в обсуждение Отвечают Изучают теоретический материал, ищут ответ на вопрос Отвечают, записывают в тетрадь Смотрят, отвечают, аргументируют свой ответ Записывают, выполняют упражнение Двое очков, три матрешки, трое часов; двое ножниц. Слушают | Беседа. Проблемно-поисковый метод | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | Умение грамотно строить высказывание. |
VII. Рефлексивно-оценочный этап (3 минуты) | Подведение итогов занятия. Анализ своей работы на уроке (чему научились на уроке?) Целеполагание следующего занятия. Домашнее задание | Учащиеся формулируют затруднения в работе и осуществляют коррекцию самостоятельно, дают оценку своей деятельности и деятельности одноклассников по её результатам.
| Самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей | Регулятивные: самооценка. Познавательные: рефлексия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Умение оценивать себя. |
VIII. Домашнее задание (2 минуты) | Учитель объявляет и комментирует домашнее задание по данной теме. (Приложение 8) | Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. | Метод исследования | Познавательные: Умение делать выбор и обосновывать его. |
Приложение 1
Сорок исследователей прибыли на полярную станцию.
Приложение 2
ИЗ ИСТОРИИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО СОРОК.
Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало “мешок”. Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один СОРОК (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу.
Таким образом, сорок – сначала мешок, затеи мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.
Приложение 3
Два | двое |
Три | ? |
Четыре | ? |
Пять | ? |
Шесть | ? |
Семь | ? |
Восемь | ? |
Девять | ? |
Десять | ? |
Приложение 4
Физкультминутка
Поднимает руки класс – это «РАЗ».
Повернулась голова – это «ДВА».
Руки вниз, вперед смотри – это «ТРИ».
Руки в стороны пошире – развернули на «ЧЕТЫРЕ».
Силой их к плечам прижать – это «ПЯТЬ».
Всем ребятам тихо сесть – это «ШЕСТЬ».
Приложение 5
Антону уже давно нравилась девочка Аня из параллельного класса. Так нравилась, что на каждой перемене он был где-то неподалеку. Но подойти, заговорить с ней он не мог: она всегда была в окружении подруг. И вот идет он как-то по коридору, а навстречу идет Аня. И тоже одна. Поравнялась она с ним и спрашивает: «Что это ты в одиночестве? Вас же всегда четверо неразлучных друзей». Антон не ожидал, что она с ним заговорит, смутился, но довольно быстро ответил: «Ты тоже одна, а вас всегда пятеро подруг».
Но что такое?? Аня вдруг нахмурилась и четко произнесла: «Грамотей!». После чего она резко повернулась и ушла. А Антон с растерянным видом остался стоять один.
Приложение 6
Приложение 8
Вспомнить и записать пословицы и поговорки с использованием собирательных числительных (указать электронный адрес, где можно найти информацию)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интернет - урок Собирательные числительные
Цель занятия: Сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные. Создать условия для формирования языковедческой и коммуникативной компетенций. ...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Собирательные числительные"
Урок открытия нового знания...
Презентация к уроку Собирательные числительные
Презентация к уроку...
Технологическая карта урока русского языка по теме""Разряды числительных по составу: простые и составные числительные".
Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся шестого класса по теме" Разряды числительных по составу: простые и составные числительные"...
Презентация к уроку "Собирательные числительные" (6 класс)
Презентация к уроку "Собирательные числительные" (6 класс)...
Урок в 6 классе. Тема урока: Собирательные числительные.
Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели:Закрепление знаний учащихся о количественных числительных.Дать понятие о собирательных числительных.Сформировать умение правильно писать и употреблять в...
Технологическая карта урока "Правописание числительных 90, 200, 300, 400"
Технологическая карта урока "Письмо и развите речи" в 9 классе для детей с умственной отсталостью...