Технологическая карта урока «Собирательные числительные»
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Королева СК

Технологическая карта "Собирательные числительные" поможет Вам быстро и легко раскрыть непростую тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата урока: 29.01.2020 г.

Тема урока  «Собирательные числительные»

Класс: 6

Тип урока Урок освоения новых знаний

Задачи

Образовательные:

Формировать развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Развивающие:

Формировать исследовательские умения через использование приемов анализа, сравнения, наблюдения.

Содействовать развитию речевой и культурологической компетентностей.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к  русской истории, культуре, языку

Воспитывать умение вести учебный диалог;

Способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.

Основные понятия, изучаемые на уроке: письмо, адресат, адресант, типы речи, рассуждение-размышление, замысел автора, композиция, система персонажей, цветовое решение

Вид используемых на уроке средств ИКТ: ПК, мультимедиа-проектор, экран, презентация 

Методическое назначение средств ИКТ: формирование умений и навыков по систематизации информации, создание информационной модели изображения с целью изучения и исследования, визуализация информации и взаимосвязь между объектами

Образовательные ресурсы: MS Power Point? Web-браузер, поисковые системы, http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26219,       http://iremember.ru/pisma-s-fronta/blog.html

УМК:

1.         Русский язык. Теория. 5-9 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.Бабайцева.Л.Д.Чеснокова. - М.: Дрофа,2012. - 319 с.

2.         Практика. 6 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред.А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа,2012. -270 с.

3.        Русский язык. Русская речь.6 кл.учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И.Никитина. - М.: Дрофа,2011. -156 с.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Организационный момент

(2 минуты)

Приветствие

Приветствие

Личностные:

Самопроверка готовности к работе

II. Мотивация

(2 минуты)

Учитель подводит учащихся к осознанию темы, создает благоприятную, располагающую атмосферу.

 Слушают

 Оформляют запись в тетради

Беседа

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества обучающихся с учителем, одноклассниками.

Психологичес-

кий настрой учителя и учащихся

III. Актуализация знаний

(3 минуты)

Синтаксическая пятиминутка

Приложение 1

Доказать, что сорок-это имя числительное

Слово учителя из истории числительного сорок

Приложение 2

Подчеркивают главные и второстепенные члены предложений, подписывают части речи

Доказывают, отвечают на вопросы

Слушают

Введение в урок проблемного диалога, беседа

Вовлечение учащихся в живое обсуждение предложенной темы

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа.

Познавательные: анализ объектов с

целью выделения признаков.

Настрой на исследователь

скую работу

IV. Изучение нового.
(10 минут)

Практикум

-Обратите внимание на доску.

 (На доске: карточки с числительными.)

– Сгруппируйте числительные по определенным признакам или сходству

-Давайте попробуем озаглавить этими словами получившиеся группы числительных.

-Осталась одна неизвестная нам группа числительных.

-Подумайте, что обозначают эти числительные?

-Действительно, числительные пятеро, трое обозначают, что определенное количество предметов вместе, как единое целое, объединяются, группируются, собираются. А теперь, используя последний глагол, подумайте, как могут называться эти числительные?

-Значит, тема сегодняшнего урока?

На доску проецируется

Слайд

Работа с таблицей.

Приложение 3

 -В первой колонке таблицы мы видим количественные числительные, а во второй …одно собирательное числительное.

- Какую работу надо выполнить во 2 графе?

Слушают, участвуют в диалоге.

Ученики выходят к доске и формируют столбики

Отвечают ((Целые, дробные, собирательные).

Отвечают, высказывают предположения

Слушают, отвечают

-Собирательные числительные

Формулирую тему урока, записывают в тетрадь

Ученики коллективно выполняют работу, письменно заполняют 2 колонку таблицы

Словесные методы: беседа, сообщение

Работа с онлайн доской (презентация на экране)

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные:

умение строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах.

V. Лингво-физкульт-

минутка

(3 минуты)

Объясняет задание

Приложение 4

Шестиклассники выполняют задания.

Игровой прием. Здоровьесбере-

гающая   технология

Личностные:

формирование бережного отношения к своему здоровью.

Познавательные:

работа с информацией.

VI. Актуализация новых знаний

Практикум

(15 минут)

Создает проблемную ситуацию

Приложение 5

- Как вы считаете, что произошло?

 -Почему Аня, назвав Антона грамотеем, ушла?

 - Как эта ситуация связана с темой урока?

 -Как правильно должен был ответить Антон? В чем особенность употребления числительных?

Чтобы ответить на этот вопрос, откроем Теорию параграф 113 на стр. 148 и найдем ответ на вопрос

 «С какими существительными употребляются собирательные числительные».

Слушаю ответы учеников, смотрим слайд оформляем схематичную запись в тетради

Тренировочные упражнения

(выбрать нужную форму числительного)

На доску проецируется

Слайд

Выполним упр. 491, сформулируйте задание к нему и алгоритм его выполнения.

-Какое правило вы применяли, выполняя упражнение?

-Сообщает о собирательных числительных оба, обе 

На доску проецируется

Слайд

Слушают

Строят предположения по предложенной ситуации.

Включаются в обсуждение

Отвечают

Изучают теоретический материал, ищут ответ на вопрос

Отвечают, записывают в тетрадь

Смотрят, отвечают,

аргументируют свой ответ

Записывают, выполняют упражнение

Двое очков, три матрешки, трое часов; двое ножниц.

Слушают

Беседа.

Проблемно-поисковый метод

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений.

Регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Умение грамотно строить высказывание.

VII. Рефлексивно-оценочный этап

(3 минуты)

Подведение итогов занятия. Анализ своей работы на уроке (чему научились на уроке?)

Целеполагание следующего занятия.

Домашнее задание

Учащиеся формулируют затруднения в работе и осуществляют коррекцию самостоятельно, дают оценку своей деятельности и деятельности одноклассников по её результатам.

 

Самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей

Регулятивные: самооценка.

Познавательные:

рефлексия.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Умение оценивать себя.

VIII. Домашнее задание

(2 минуты)

Учитель объявляет и комментирует домашнее задание по данной теме.

(Приложение 8)

Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Метод исследования

Познавательные:

Умение делать выбор и обосновывать его.

Приложение 1

Сорок исследователей прибыли на полярную станцию.

Приложение 2

ИЗ ИСТОРИИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО СОРОК.

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало “мешок”. Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один СОРОК (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу.

Таким образом, сорок – сначала мешок, затеи мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.

Приложение 3

Два

двое

Три

?

Четыре

?

Пять

?

Шесть

?

Семь

?

Восемь

?

Девять

?

Десять

?

Приложение 4

Физкультминутка

Поднимает руки класс – это «РАЗ».

Повернулась голова – это «ДВА».

Руки вниз, вперед смотри – это «ТРИ».

Руки в стороны пошире – развернули на «ЧЕТЫРЕ».

Силой их к плечам прижать – это «ПЯТЬ».

Всем ребятам тихо сесть – это «ШЕСТЬ».

Приложение 5

Антону уже давно нравилась девочка Аня из параллельного класса. Так нравилась, что на каждой перемене он был где-то неподалеку. Но подойти, заговорить с ней он не мог: она всегда была в окружении подруг. И вот идет он как-то по коридору, а навстречу идет Аня. И тоже одна. Поравнялась она с ним и спрашивает: «Что это ты в одиночестве? Вас же всегда четверо неразлучных друзей». Антон не ожидал, что она с ним заговорит, смутился, но довольно быстро ответил: «Ты тоже одна, а вас всегда пятеро подруг».

 Но что такое?? Аня вдруг нахмурилась и четко произнесла: «Грамотей!». После чего она резко повернулась и ушла. А Антон с растерянным видом остался стоять один.

 

Приложение 6

Приложение 8

Вспомнить и записать пословицы и поговорки с использованием собирательных числительных (указать электронный адрес, где можно найти информацию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет - урок Собирательные числительные

Цель занятия: Сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные. Создать условия для формирования языковедческой и  коммуникативной компетенций.    ...

Технологическая карта урока русского языка по теме""Разряды числительных по составу: простые и составные числительные".

Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся шестого класса по теме" Разряды числительных по составу: простые и составные числительные"...

Презентация к уроку "Собирательные числительные" (6 класс)

Презентация к уроку "Собирательные числительные" (6 класс)...

Урок в 6 классе. Тема урока: Собирательные числительные.

Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели:Закрепление знаний учащихся о количественных числительных.Дать понятие о собирательных числительных.Сформировать умение правильно писать и употреблять в...

Технологическая карта урока "Правописание числительных 90, 200, 300, 400"

Технологическая карта урока "Письмо и развите речи" в 9 классе для детей с умственной отсталостью...