План самообразования учителя русского языка и литературы
статья по русскому языку (11 класс) на тему
Тема самообразования:
«Формирование личностных УУД на основе работы с лингвистическим текстом
у учащихся 10 – 11 классов на уроках русского языка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Моя тема самообразования, план работы. | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования учителя русского языка и литературы
МБОУ Индустриальная СОШ
Чупчиковой Елены Владимировны
Тема самообразования:
«Формирование личностных УУД на основе работы с лингвистическим текстом
у учащихся 10 – 11 классов на уроках русского языка».
Цель самообразования:
1. Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы, работающего в условиях введения и реализации ФГОС ООО.
2. Овладеть достижениями педагогической науки, современной педагогической практики.
3. Сформировать нормативно-правовую, программно-методическую, учебно-дидактическую, информационную, контрольно-диагностическую базу осуществления образовательного процесса.
4. Создать условия для формирования и развития каждого обучающегося как нравственной, компетентностной личности средствами образовательной деятельности.
5. Разрабатывать приёмы стимуляции познавательного интереса.
Задачи:
1. изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования, изучить опыт педагогов;
2. овладеть способами формирования личностных УУД, используя разнообразные технологии обучения;
3. обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.
Ожидаемые результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
Основные направления деятельности: реализация системы урочной и внеурочной деятельности, профориентационной работы.
Сроки реализации: 2014 -2015 учебный год.
Актуальность темы:
Приоритетным направлением Федеральных государственных образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей – обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. “Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин”.
В этих подходах учебная деятельность сама становится предметом усвоения. Концепция универсальных учебных действий учитывает опыт компетентностного подхода, в частности, его акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки. Системно-деятельностный подход предполагает анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки. Развитие универсальных учебных действий “строится по формуле: от действия – к мысли”.
В Федеральных государственных образовательных стандартах отмечается, что деятельностный подход “позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования”. В связи с этим акцент здесь делается на такие виды развития как личностное, социальное, познавательное, коммуникативное.
Так, личностное развитие основывается на готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции “уметь учиться”. Кроме этого личностное развитие предусматривает: “формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.
На материале учебников русского языка развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, которые позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Личностными результатами освоения выпускниками школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Направления деятельности:
- Выбор темы и обоснование. Определение целей и задач, этапов работы.
- Составление плана работы над темой.
- Составление списка литературы по теме самообразования.
- Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах, изучение Интернет-ресурсов по теме.
- Работа в сетевых сообществах.
- Посещение уроков коллег с целью изучения опыта работы по формированию личностных УУД.
- Создание копилки дидактических материалов для уроков русского языка с использованием различных технологий обучения, способствующих формированию личностных УУД у школьников.
- Систематизация материалов по теме.
- Подготовка выступления на заседании МО.
- Мониторинг педагогической деятельности (анализ результатов успеваемости учащихся).
Этапы | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
диагностический | Подбор современной литературы по теме самообразования | В течение авг.-сент.2014 года |
прогностический | 1.Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах, изучение Интернет-ресурсов по теме.
2.Посещение уроков коллег и участие в обмене опыта по теме самообразования. | В течение 2014-2015 учебного года |
практический | 1. Формирование личностных УУД на основе работы с лингвистическим текстом у учащихся 10 – 11 классов на уроках русского языка. 2. Проведение открытого урока. 3. Выступление на ШМО по теме самообразования. 4. Систематизация материалов по теме. 5. Создание копилки дидактических материалов для уроков русского языка и с использованием различных технологий обучения, формирующих личностные УУД. 6. Мониторинг педагогической деятельности (анализ результатов успеваемости учащихся). | В течение 2014-2015 учебного года Февраль 2015 г. Март 2015 г. В течение 2014-2015 учебного года Май-июнь, 2015 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования учителя русского языка и литературы на 2010 - 2012 уч. г.
В представленном плане самообразования по теме " Формирование мотивации школьников в контексте разноуровневого обучения" указаны цели, ожидаемые результаты и план рабоы....
план самообразования учителя русского языка и литературы
Эта работа содержит именно план самообразования учителя-предметника. Он рассчитан на пять лет....
План самообразования учителя русского языка и литературы
«Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования»...
План самообразования учителя русского языка и литературы.
Те План самообразования: ...
План самообразования учителя русского языка и литературы.
«Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»....
План самообразования учителя русского языка и литературы.
Тема самооборазования "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока"....
План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения» работаю над повышением к...