Статья "Проблемно – диалогический урок"
статья по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Проблемно – диалогический урок
Сенчило Лариса Дмитриевна,
учитель гимназии № 586
С-Петербурга
За последние годы кардинально изменилась политическая и социально–экономическая ситуация в стране, что вызвало необходимость выработки новых подходов к обучению школьников. Традиционный подход к образовательному процессу, ориентированный на формирование комплекса знаний, умений и навыков, уступает место компетентностному подходу. Для того чтобы выпускник школы был не только хорошо информированным специалистом, но и был способен использовать полученную информацию в своей профессиональной деятельности, используются новые образовательные технологии. Одна из таких технологий – технология проблемно–диалогического обучения.
Технология проблемно-диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.
При построении проблемно-диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы тормозящие диалог:
- категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению;
- отсутствие внимания учителя к ребёнку;
- закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые можно и не отвечать;
- неумение учителя быть хорошим слушателем.
В самом определении «проблемно–диалогическое обучение» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной программы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.
В начале урока учитель в диалоге с учениками создаёт проблемную ситуацию (например, предъявляет два противоречащих факта). Далее ученики в диалоге с учителем, исходя из проблемной ситуации, формулируют учебную проблему – основной вопрос урока или темы. Он, как правило, записывается на доске.
В диалоге с учителем ученики актуализируют имеющиеся у них знания, которые пригодятся для решения учебной проблемы. Определяют, каких знаний недостаточно и что нужно узнать (сделать), чтобы найти решение проблемы (план урока). Выполняя план, ученики с помощью учителя открывают новое знание, решая соответствующие учебные задачи.
Применяют новое знание, делая вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено и выражает это решение в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа.
Проблемно–диалогическая технология – метод введения нового знания в современном образовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/29/picture-171020-1356750321.jpg)
Проблемно-диалогический урок "Три пальмы" М.Ю.Лермонтова – философская баллада»
В современной педагогике всё более остро встаёт вопрос о необходимости не просто вооружить ребёнка знаниями, а учить разрешать его различные жизненные проблемы. Сегодня урок, построенный по схеме: учи...
Проблемно- диалогический урок в 5 классе по природоведению по учебнику Плешакова, Сонина. По теме «Что у Земли внутри»
проблемно- диалогический урок....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/18/picture-304649-1729257578.jpg)
Проблемно-диалогический урок по математике в 5 классе (ФГОС). "Сравнение дробей"
Данный материал может пригодится при подготовке к уроку учителям математики....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/17/picture-253466-1368789398.jpg)
Модель проблемно-диалогического урока русского языка
Модельпроблемно-диалогического урока русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/17/picture-438606-1397753953.jpg)
Конспект проблемно - диалогического урока изобразительного искусства, 6 класс.
Тема: "В мире русской живописи, литературы и народного творчества"Художественно - педагогическая идея: "Живёт повсюду красота..."Цель: углубить и систематизировать знания учащихся о жанрах изобр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/14/picture-796269-1465877258.jpg)
Технологическая карта проблемно-диалогического урока химии в 8 классе. Тема урока "Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций"
Содержание урока позволяет сформировать понятие закона сохранения масс, научить составлять уравнения реакций. Использование проблемно-диалогического метода, обеспечивает творческое усвоение знаний уча...