Структура проблемно-диалогического урока географии
материал (8 класс) на тему

Галдобина Татьяна Александровна

Примерная разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_problemno-dialogicheskogo_uroka.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока
(Время)

Деятельность учителя

(наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками)

Деятельность ученика

(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

УУД

Создание проблемной ситуации

 

 

 

 

 

= 5-7 минут

Создать для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы):
- Представить ученикам  одновременно два противоречивых факта, мнения
- Задать вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их!
- Задать вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно).
- Дать задание не выполнимое вообще или при имеющемся уровне знаний и умений
-
Какое вы заметили противоречие? Что удивило?//  Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание?

-  Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

 

 

Регулятивные (умение

определять

цель деятельности на уроке)

Формулирование проблемы

- Какой у вас возникает вопрос (проблема)? // Что предстоит выяснить?

- По-разному формулируют вопрос

Версии

+ 2-3 минуты

- Какие у вас есть  версии решения проблемы?

- Предлагают версии, принимаются и абсурдные

Коммуникативные (умение

 строить речевое

высказывание в

 соответствии с

 поставленными задачами)

Актуализация имеющихся знаний

Планирование деятельности

 

+ 5-10 минут

- Что мы уже знаем по этой проблеме? 
Здесь и везде используются:
Либо
побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).
Либо
подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики).
-
Что нужно узнать для  решение проблемы?

- Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)
- Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть)

Регулятивные (умение

определять цель

деятельности на уроке)

Познавательные (умение на

основе анализа

объектов делать выводы)

Поиск решения (открытие нового знания)

 

 

 

+ от 10 до 20-25 минут

- Если на уроке одно новое знание (понятие, закономерность, правило) то открытие осуществляется в один шаг, но в разных формах: через побуждающий или подводящий диалог, через решение продуктивного задания и вывод:   
Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске)
- Если новое знание состоит из нескольких информационных единиц, то открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме.

- Вступают в диалог (пассивных можно вытаскивать фразами «объясни, как ты понял, что сказал Миша..»
- Выполняют задания на новый материал (всем классом)
- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме

Познавательные (умение

выявлять сущность,

особенности объектов;

добывать новые знания:

 находить ответы на вопросы,

используя учебник,

свой жизненный опыт и

 информацию,

полученную на уроке)

Выражение решения. Применение нового знания.
+5-10 мин. /

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?
-
Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок и т.п.)

- Обобщают, делают вывод по проблеме
- Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание

Планирование –составление

 плана действий

Коррекция– внесение

необходимых дополнений и

 корректив в план и

способ действия в случае

расхождения эталона,

реального действия и его

продукта;

Самоконтроль – сличение

 способа действия и

его результата с заданным

 эталоном Сравнение данных с

 целью определения общих

 признаков, развитие

 способности строить

логическую цепь

рассуждений  и

 речевое высказывание с

опорой на модель;

Рефлексия и оценка деятельности

2мин

        Вопросы:

Учитель:

-Какую задачу мы ставили в начале урока? добились ли мы своей цели?

-Удалось ли нам ликвидировать пробелы в знаниях по пройденной теме?

– Чему вы научились ?

Давайте оценим свои ответы.

Самооценка  результата своей деятельности по таблице подсчёта баллов.

Регулятивные (умение

оценивать учебные действия

в соответствии с поставленной

 задачей)

Рефлексия эмоционального настроения в конце урока

2 мин

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто из одноклассников оказал вам большую помощь?

 Организация рефлексии эмоционального настроения в конце урока

Рефлексия эмоционального настроения.

Регулятивные (умение

 осуществлять познавательную

 и личностную рефлексию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогическая технология на примере урока «Возвышение Москвы»

Проблемно-диалогическая технология нацелена на то, чтобы учащиеся самостоятельно открывали новое знание. Использование этой технологии приводит к изменению структуры урока. Урок начинается с создания ...

Технологическая карта проблемно-диалогического урока химии в 8 классе. Тема урока "Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций"

Содержание урока позволяет сформировать понятие закона сохранения масс, научить составлять уравнения реакций. Использование проблемно-диалогического метода, обеспечивает творческое усвоение знаний уча...

Доклад на тему "Эффективное использование проблемно-диалогической технологии на уроках географии"

Если вы мне расскажите, я это быстро забуду,если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду,а если вы вовлечете меня в дело, я буду это знать и запомню.Жан Жак Руссо   ...

Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии.

Использование  технологии проблемно-диалогического  обучения на уроках географии....

ОБЩАЯ МОДЕЛЬ проблемно-диалогического урока при изучении нового материала на уроке русского языка

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем ил...