Модель проблемно-диалогического урока русского языка
статья по теме
Модель
проблемно-диалогического урока русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_problemno-dialogicheskogo_uroka_russkogo_yazyka.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель
проблемно-диалогического урока русского языка
Цели урока по линиям развития личности | Обязательный минимум содержания |
Формулируются в соответствии с программой на основе линий развития учащихся: 1) овладение функциональной грамотностью; 2) развитие умений различных видов устной и письменной речи; 3) приобретение и систематизация знаний о языке; 4) овладение орфографией и пунктуацией; 5) развитие чувства языка. | Какие понятия или правила вводятся. Какие из них должны обязательно усвоить все учащиеся. Какие базовые умения развиваются (учебноязыковые, правописные, речевые). |
Этапы урока | Учитель | Ученики |
Языковая разминка комплексное повторение, развитие умений с элементами актуализации изученного | Предлагает учащимся записать одно предложение, выполнить синтаксический разбор и комплекс заданий (группировка и объяснение орфограмм, разные виды разбора и т.д.). | Записывают предложение в тетрадях, один ученик – на доске; все выполняют задания. Вариант: ученики сами формулируют задания к данному предложению и затем выполняют их. |
Актуализация изученного | Предлагает упражнение по изученному материалу, содержание которого соотносится с новой темой. | Выполняют упражнение. |
Постановка учебной проблемы | Варианты: 1. Создание проблемной ситуации. 1.1. Предлагает практическое задание на новый материал, чтобы возник разброс мнений учащихся (фронтально, в группах или парах) или разные варианты уже выполненного задания. 1.2. Одновременно предлагает противоречивые факты или теории. 2. Подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, выводящая на формулирование темы урока). | Вступают в диалог с учителем, выполняя задание, выявляют, осознают и проговаривают противоречие. |
Формулирование проблемы Планирование деятельности | Какой же возникает вопрос? Что предстоит выяснить? Как будем действовать? Записывает на доске основную проблему, вопрос или тему, план. | Формулируют учебную проблему (вопрос или тему), называют этапы работы. |
Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения) | Варианты: 1. Предлагает ученикам выдвинуть гипотезы: – Какие есть предположения, версии? (Все версии принимаются с одобрением.) Фиксирует на доске версии в виде схем, ключевых слов и т.д., организует обсуждение. 2. Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов, которые подводят детей к формулировке правила или определения. | Предлагают свои версии (фронтально или в группах). По окончании работы сверяют свой результат с правилом (определением учебника). Отвечают на вопросы, формулируют правило или определение, сверяют с учебником. |
Развитие умений – применение нового знания | 1. Просит детей самостоятельно прочитать про себя задание к упражнению, объяснить, что нужно сделать (проговариваем коллективно по ходу выполнения упражнения). 2. Предлагает самостоятельно выполнить одно упражнение. | Читают про себя, объясняют и выполняют (с проговариванием). Выполняют индивидуально или в парах, по окончании работы объясняют, проговаривают, как действовали. |
Итог урока Рефлексия | – Какая была проблема (вопрос, тема)? План? – Выполнили ли план? – Какой ответ (решение) мы нашли? Какая (чья) версия подтвердилась? – Как оцениваете свою работу? И т.д. | Обобщают, делают выводы. Самоанализ, самооценка, в том числе с использованием графы дневника. Обсуждение |
Домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Презентация содержит не только теоретические сведения, но и практическую часть (фрагменты уроков)...
Реализация принципа проблемного изложения в компетентностно-ориентированной модели обучения на уроках русского языка.
Данная работа содержит материал для учителей-практиков. Она может заинтересовать словесников. кто задумывался над целесообразностью изложения учебного материала в школьных учебниках. Это разработка од...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие" с применением технологии проблемно-диалогического обучения
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, соответствует ФГОС ООО, урок открытия новых знаний....
Методический семинар "Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка"
Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка...
"Использование проблемно-диалогической технологии на уроках русского языка"
Образование в наше время – это воспитание личности со свободным, независимым, творческим мышлением, воспитание человека, открытого к диалогу, способ...
ОБЩАЯ МОДЕЛЬ проблемно-диалогического урока при изучении нового материала на уроке русского языка
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем ил...