Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Смайлики. |
|
II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
| 1. Словарно-орфографическая работа. Учитель называет слова эффект. Ученики находят их в Школьном орфографическом словаре, толковом словаре, подчёркивают орфограммы, выясняют значение слов, подбирают однокоренные слова ( эффектный), составляют предложения с ними. Какой разряд количественных числит. мы изучили на прошлом уроке? 2. Приведите примеры задач, в которых встречаются дробные числительные 2. Словарный диктант. Откройте тетради и запишите число и классная работа. ( один ученик записывает) – Запишите прописью (словами) числительные вместе с существительными. Учитель читает словосочетание, а числительное записывает цифрами на доске. ( проецируется на слайде) К 2/5 стакана, о 845 учениках, в 900 ки…ометрах, с 357 килограм..ами, о (полтораста) тон…ах, 50 брош..р, 458 экземплярами книги. Просклоняйте словосочетание к 2/5 стакана . Что повторили, выполнив данное задание. Самопроверка. на слайде проец. ответы. Устно определите разряды числительных ( в парах)
4. Работа по предотвращению речевых ошибок. Запись представлена на слайде. Ученики находят ошибки и записывают словосочетания в исправленном виде. С полуторами тоннами груза, в сороках километрах, пятидесятью тремя килограммами, о девяносто трёх спортсменах, к трёхстам тридцати вагонам, пятистами пятидесятью рублями.
Взаимопроверка исправления ошибок. Проговаривание числительных, а в особенности тех, в которых допустили ошибки. | Познавательные УУД 1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного). 2. Уметь преобразовывать информацию, представлять модели объектов в знаково-символической форме). Коммуникативные УУД 1. Соблюдение в практике речевого общения основных грамматических норм русского языка. 2. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и повседневной практике.
|
III. Введение в тему урока с постановкой проблемы урока.
| - – Закончите ряд: сколько котят изображено на слайде, сколько щенят? Запишите числительные на доску .
На доске записано – Двое, четверо. К какому разряду относится данные числительные? Собирательные . Это и будет тема нашего урока. Вы можете дать определение собирательных числительных? Скажите. Зачем же нам их изучать? ( чтобы узнать, как они изменяются и употребляются в речи?)
Запись темы урока. Постановка целей урока.чему мы должны научиться? Мы должны научиться склонять собирательные числительные, правильно употреблять в своей речи. Узнать что-то новое. По ходу приобретения новых знаний, мы будем составлять пирамиду знаний о собирательных числительных. На доске записаны собир.числ. подумайте, от каких числительных образуются собир числ. И каким способом.( раб в парах) Запишите на доске. Сделайте вывод. Проверьте себя по учебнику. Прочитайте правило. Чтение текста в рамке о значении и образовании собирательных числительных. Склонение числительных слайд. Работа в сменных парах. Вывод. 2. Выполнение заданий: рубрика «Определяем проблему урока». Очень важно правильно употреблять числительные в своей речи, сочетать их с существительными. При составлении словосочетаний числительного с существительными мы сталкивается с трудностью: не со всеми существительными можно образовать словосочетания (нельзя сказать: двое облаков*, двое песен*). Формулировка основного вопроса урока: с какими существительными не сочетаются собирательные числительные? Или: почему собирательные числительные сочетаются не со всеми именами существительными? Один из вариантов – вопросы, предложенные в учебнике (см. перечень проблемных вопросов в конце учебника). Физкультминутка. Потрудились – отдохнем! Встанем – глубоко вздохнем, Руки с стороны, вперед, Влево , вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.
| Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
|
IV. Открытие новых знаний.
| - Работа в группах Упр. 227 – введение новой информации, необходимой для ответа на поставленный проблемный вопрос.
Формулирование выводов учениками после чтения текста (в виде перечня групп существительных) о недопустимости сочетаний собирательных числительных с группами существительных, называющих: а) животных; б) единичные предметы; в) лиц женского пола. Предположите, с какими же существительными сочетаются собирательные числительные. 2. Чтение текста в рамке. – Что нового узнали из текста правила? (О существительных, с которыми сочетаются собирательные числительные.) – Представьте в виде таблицы информацию, которую вы получили, открывая новые знания. Ответ на вопрос после чтения текста в рамке. – Заполните таблицу своими примерами, выполнив задание. – Выберите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным. Двое (машинист, зайчонок, девочка, ножницы). Трое (ученик, ученица, мастерица, сани). Четверо (лисята, очки, подруга, малыш). (Двое машинистов, двое зайчат, двое ножниц; Трое учеников, трое саней. Четверо лисят, четверо очков, четверо малышей.) Оцените работу в группе и работу группы.
| Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы. 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую, соотносить информацию, представленную в разных формах (таблица, текст, схема).
Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию. |
V. Развитие учебноязыковых и правописных умений.
| Вып. Упр.На слайде картинки с подписями. Их должны объяснить устно учащиеся). - Рисунок с лисятами. Подписан: два лисёнка, двое лисят.
- Рисунок с книгами. Подписан: три книги и ________.
- Рисунок с балеринами. Подписан: четыре балерины, ________.
- Рисунок с дельфинами. Подписан: восемь дельфинов, _________.
- Рисунок с волчатами. Подписан: четыре волчонка, четверо волчат.
Задание: Почему под одной картинкой две подписи, а под другой – одна? ( им. существительные, обозначающие детёнышей животных, лиц мужского пола употребляются с собирательными числительными и целыми числами, а существительные, обозначающие лиц женского пола и взрослых животных употребляются только с целыми числительными). Вып. упр. по учебнику. Упр. 229 – сопоставление числительных два (две), двое и оба (обе), установление закономерности в возможности или невозможности синонимических замен (если существительное имеет только множественное число, замена невозможна). Развивается умение правильно употреблять собирательные числительные оба, обе в разных падежных формах. Выполняется коллективно с комментированием. Упр. 230 – развивается умение правильно употреблять собирательные числительные с именами существительными, находить вариантные формы употребления целых и собирательных количественных числительных. Выполняется в парах с последующей проверкой. Дополнительно. Самостоятельная работа № 4, задание 3 (а, б, в) в тетради «Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку, 6-й класс» Е.С. Баровой, М.Р. Богдановой. Можно выполнять по вариантам или только задание 3 (в).
| Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. 3. Строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.
Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога. 2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль. |
VI. Итог урока. | – Назовите ключевые слова урока. – Найдите словосочетание с ошибкой. Объясните свой выбор. Обоих друзей, двоих собак, четверых детей, семерых щенят.
– Чему научились на уроке, какие умения развивали? – Какие трудности встретились? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, успешно преодолеть трудности? – Дайте самооценку своей работы (по желанию, т.к. изучался новый материал).
| Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы.
|
VII. Домашнее задание.
| Упр. 231. Выучить правило |
|