Тема: «Собирательные числительные». Русский язык. 6 класс.
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Ермолаева Любовь Александровна

Технологическая карта  урока русского языка по теме  «Собирательные числительные». 6 класс. 

 

Цели:  1.Личностные: формировать способность к самооценке.

             2. Метапредметные: формировать умения определять цель предстоящей деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи.

              3. Предметные: познакомить  учащихся с понятием «собирательные числительные»,   закрепить ЗУНы по теме «Имя числительное», сформировать умение употреблять и склонять собирательные числительные.

 УУД:  1. Личностные: нравственно-этическая ориентация.

             2. Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль и коррекция, оценка деятельности.

             3. Познавательные: формулирование учебной цели, информационный поиск, построение речевого высказывания, контроль и оценка действий, критичность, анализ объекта, выдвижение гипотез, их обоснование, формулирование проблемы и способа её решения.

             4. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, построение речевых высказываний, лидерство и согласование действий с партнером.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Формы работыиндивидуальная, фронтальная, взаимопроверка, работа в парах.

Оборудование:   компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал (задания для самостоятельной работы).

Медиапродукт:

Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobirat.chislit._6_kl.doc113.5 КБ
Файл imya_chislitelnoe.pptx219.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Собирательные числительные». Русский язык. 6 класс.

Цели:  1.Личностные: формировать способность к самооценке.

             2. Метапредметные: формировать умения определять цель предстоящей деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи.

              3. Предметные: познакомить  учащихся с понятием «собирательные числительные»,   закрепить ЗУНы по теме «Имя числительное», сформировать умение употреблять и склонять собирательные числительные.

 УУД:  1. Личностные: нравственно-этическая ориентация.

             2. Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль и коррекция, оценка деятельности.

             3. Познавательные: формулирование учебной цели, информационный поиск, построение речевого высказывания, контроль и оценка действий, критичность, анализ объекта, выдвижение гипотез, их обоснование, формулирование проблемы и способа её решения.

             4. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, построение речевых высказываний, лидерство и согласование действий с партнером.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Формы работы:  индивидуальная, фронтальная, взаимопроверка.

Оборудование:   компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал (задания для самостоятельной работы).

Медиапродукт:

  1. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организацион- ный момент, мотивация к учебной деятельности

- Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

- Я прочитаю стих-е, которое поможет вам определить часть речи, о которой мы будем говорить сегодня на уроке. Слушайте внимательно.

Моё величество

 Обозначает количество.

 Сколько? Два или пятнадцать,

 Девять, десять или двадцать.

 Ну, а вдруг сто двадцать пять?

 Смотря чего, нам же не знать.

 Люблю я также и порядок,

 Для меня он очень сладок.

 Который? Первый, второй,

 Сто тридцать седьмой.

 Часть речи я изумительная,

 А называюсь…(числительное).                                                                                   (Слайд 1)

 - Вы уже, наверное, догадались, о какой части речи пойдет разговор у нас на уроке? (О числительном)

- Вы правильно рассуждаете, но пока тему урока не записываем, потому что я попрошу чуть позже её конкретизировать. Оставьте пока строчку.

                                                                                                                                   

- Ребята! На столах перед вами лежат рабочие листы, на которых вы будете работать и оценивать свою работу  и работу своих одноклассников в бальной системе по шкале. Она лежит у каждого на столе:

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

Более 3-х ошибок – попробуй ещё раз

  Прочитайте  слова из 1 задания: журналист, редактор, учитель, диктор, ведущий, писатель, экономист, бухгалтер.                                                                                            (Слайд 2)                                                                                                                                                                                                                                           

- Как вы думаете, что объединяет эти слова?

( Я думаю, …профессии).

- А какое отношение имеют эти профессии к теме, которую мы сейчас изучаем?

( Я считаю, что люди этих профессий, употребляя имена числительные в речи, не имеют права ошибаться в склонении числительных).

- А если вы никогда не сделаете выбор в пользу данных  профессий, значит, вам не надо знать, как правильно употреблять числительные в речи?

Для чего ученику 6 класса надо знать склонение числительных и правильно употреблять их в речи?

(Я считаю, что без умения правильно употреблять их в речи образованный человек обойтись не может.

Ученику нужно знать правила употребления числительных, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ХОРОШУЮ ОЦЕНКУ по русскому языку, сдать успешно экзамен, чтобы уметь употреблять числительные на других уроках: математики, химии, физики)

-Правильно. Молодцы!

Приветствие учащихся.

отвечают на поставленные вопросы

Коммуникативные умения: формировать собственное высказывание, мнение.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

2.Актуализация

знаний

3. Постановка учебной цели.

 - Итак, сначала давайте вспомним, что вы уже знаете о числительном. Дайте определение имени числительного.

( Имя числ-е – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте. Имена числ-е отвечают на вопросы сколько? какой?)

- На какие разряды делятся числительные? (Порядк. и колич.)

                                                                                                                                             (Слайд 3)

 - Посмотрите на слайд.  Назовите мне все числительные, определите их разряд.

 

Словосочетания

Порядковое числительное

Количественное числительное

11 класс

+

500 избирателями

+

8 7/9  площади

о 900 слушателях

+

в 2015 году

+

семеро ребят

 (Ответы уч-ся)

- Разряд какого числительного вы не смогли определить?

- Если вы не смогли определить разряд этого числительного, значит, мы ещё не всё знаем.

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?  

(Исследовать ещё один разряд числительных и получить новую информацию об этом разряде).

- Молодцы! А теперь вернёмся к теме нашего урока.

Как вы думаете, какова тема урока.

(Собирательные числительные).                                                                                       (Слайд 4)                                                                                                                                            

- Запишите её на рабочем листе.

отвечают на поставленные вопросы

Регулятивные умения: определять цель урока

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Результат УУД. Личностные: понимание,

что они не всё знают об этой части речи.

4.Усвоение новых знаний.

5.Первичное закрепление знаний.

   

Создание проблемной ситуации.  

— Что мы уже знаем об этих числительных?

(Обозначают несколько предметов как одно целое, отвечают на вопрос сколько?)

— Как вы думаете, этой информации достаточно, чтобы правильно употреблять собирательные

числительные в речи?

(Ответы могут быть разные.)

                                                                                                                                      (Слайд 5)

— Давайте составим с данными словами словосочетания «собирательное числительное + существительное». Запишите их на рабочем листе. У вас 1 минута.

Двое (друзья, сани, медвежата, дистанция).

-  Проверим. Маша зачитает вслух, а вы обменяйтесь работами,  проверьте записи  своего соседа и оцените по пятибалльной шкале.

                                                                                                                                     (Слайд 6)

Двое друзей, двое саней, двое медвежат.

— Со всеми существительными вы смогли составить словосочетание? (нет)

— Молодцы!  А почему? Что нам надо знать, чтобы правильно употреблять в речи собирательные числительные?

(С какими существительными употребляются собирательные существительные?)

— Сегодня на уроке мы с вами должны ответить на несколько вопросов, и первый вопрос вы

уже сформулировали. Молодцы!

                                                                                                                                    (Слайд 7)

Вопросы, рассматриваемые на уроке:

1. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?

- Решим задачу.

— Чтобы ответить на первый вопрос, нам необходимо заполнить таблицу.

                                                                                                                                    (Слайд 8)

Посмотрите и решите, какие существительные согласуются с собирательными числительными. У вас 1 минута.

Образуются

Сочетаются

три

?

?

мужчина

?

малыш

?

мышонок

?

очки

четыре

?

?

мальчик

?

дети

?

бельчонок

?

коньки

восемь

?

?

победитель

?

карапуз

?

слонёнок

?

брюки

- Посмотрите на слайд. Проверьте и оцените свою работу самостоятельно.                                                                                                                                            

                                                                                                                                 (Слайд 9)

Образуются

Сочетаются

три

трое

мужчин

малышей

мышат

очков

четыре

четверо

мальчиков

детей

бельчат

коньков

восемь

восьмеро

победителей

карапузов

слонят

брюк

— Чем похожи существительные е в 3 колонке?

(обозначают лиц мужского пола)

— В 4, 5?

(обозначают детей, детёнышей животных)

— А в 6?

 (в 6 колонке существительные, которые употребляются только во мн. числе)

— Какой вывод мы можем сделать?

(Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей, детенышей животных и существительными, употребляемыми только во множествен числе).

- Молодцы! Вы смогли обобщить материал и сделать вывод.

 Первичная проверка понимания

                                                                                                                                     (Слайд 10)

- Решим ещё задачу.  Прочитайте предложения, укажите номер предложения, в котором  допущена ошибка в употреблении собирательных числительных. Исправьте её.

1.Пятеро  друзей приехали в Сочи.

2. Двенадцатеро волонтёров помогали на соревнованиях.

3. Шестерым спортсменам из Китая были вручены призы.

— Какая ошибка допущена?

- Какой вывод можно сделать? (Собирательными числительными могут быть числительные двое-десятеро)

— Мы с вами ответили на 1 вопрос плана?

(Да)

- Молодцы! Вы смогли обобщить материал и сделать вывод.

—Ребята,  а с какими трудностями мы сталкивались, когда изучали целые и дробные числительные? (правописание окончаний числительных в косвенных падежах).

— Значит, что ещё нам надо узнать сегодня на уроке? Сформулируйте второй вопрос, на который

мы должны ответить.

                                                                                                                                        (Слайд 11)

  1. Какие окончания имеют числительные в косвенных падежах?

- Молодцы!

- А что надо сделать, чтобы правильно ответить на 2 вопрос урока?

(Нужно просклонять числительное)

Решим ещё одну задачу.

Просклоняйте словосочетание. У вас 2 минуты.                                                       (Слайд 12)   

 - Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу и оцените по 5-ти бальной шкале.

трое лучших друзей                                                                                                      (Слайд 13)   

Р. п. троих лучших друзей

Д. п. троим лучшим друзьям

В. п. троих лучших друзей

Т. п. троими лучшими друзьями

П. п. о троих лучших друзьях

— Выделите окончания у числительных и прилагательных. Сделайте вывод.

Вывод: собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во множественном числе.

-Вы молодцы! Вы формируете навыки взаимопроверки и можете систематизировать материал и делать выводы.

- Ребята, но есть два интересных собирательных числительных, которые требуют к себе особого внимания: ОБА и ОБЕ.

                                                                                                                                (Слайд 14)

— Значит, у нас остался еще один вопрос. Какой?

                                                                                                                                (Слайд 15)

  1. В чём особенность употребления числительных обе-оба?

-Чтобы ответить на этот вопрос, решим ещё одну задачу: проанализируем словосочетания.

                                                                                                                                (Слайд 16)

Спишите, употребляя слова данные в скобках, в нужном падеже.

Держать (оба, обе) руками, прикрепить к (оба, обе) ботинкам, есть за (оба, обе) щёки, приложить к (оба, обе) ногам, высота (оба, обе) зданий.

 - Проверим. Лёва отвечает, а Юля слушает внимательно и оценивает его ответ.

- Сформулируйте вывод. С какими существительными сочетаются собирательные числительные оба, обе.

 (Числительное оба сочетается с существительными мужского и среднего рода и имеет основу “обо”, а числительное “обе”с существительными женского рода)

- Молодцы!

Регулятивные: выполнять учебные задания.

Учимся рассуждать и делать выводы.

Взаимопроверка.

ВЗАИМОПРОВЕРКА

Работа в парах.

Самопроверка.

Взаимопроверка

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с предложениями).

Цель: установить степень усвоения темы.

Результат (УУД): коммуникативные: аргумен-

тация своего мнения.

6.Закрепление изученного материала

(если осталось время)

Приложение

Тест

1. Найди строчку, в которой все числительные собирательные:

а) пятнадцать, три вторых, семеро;

б) двое, три, четверо

в) трое, шестеро, семеро.

2. Найди ошибку:

а) семеро козлят;

б) пятеро девчат;

в) четверо друзей.

3. Найди правильное сочетание собирательного числительного с существительным:

а) двое подруг;

б) двое котят;

в) двое фигуристок.

4. Найди ошибку в употреблении числительных оба / обе:

а) на обоих журналах;

б) на обоих катках;

в) обоим подругам.

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

7.Рефлексия деятельности.

Подведём итоги урока. Ответьте на вопросы рефлексии. У вас  1 минута.

Итог урока.                                                                                                                      (Слайд № 17)

Сегодня на уроке я узнал …

Сегодня на уроке я научился …

Сегодня на уроке мне было сложно …

Сегодня на уроке мне было легко …

 - Ребята, оцените свою работу на уроке, а я соберу листы, проверю их и соглашусь или вынуждена буду с вами поспорить.

Коллективная работа

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

8.Домашнее задание.

Домашнее задание: (1 мин)

Слайд 18

Исследовать материал параграфа 74 и выполнить упражнение 425.

Как вы думаете, справитесь ли вы с домашним заданием самостоятельно?

Запись учащимися задания в дневники.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Слайд 2

Задание 1. Журналист, редактор, учитель, диктор, ведущий, писатель, экономист, бухгалтер.

Слайд 3

Задание 2. Словосочетание Порядковое числительное Количественное числительное 11 класс 500 избирателями 8 7/9 площади о 900 слушателях в 2015 году семеро ребят

Слайд 4

Собирательные числительные.

Слайд 5

Задание 3. Двое (друзья, сани, медвежата, дистанция).

Слайд 6

Ключ к заданию 3. Двое друзей, двое саней, двое медвежат.

Слайд 7

Вопросы, рассматриваемые на уроке: 1. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?

Слайд 8

Задание 4.

Слайд 9

Ключ к заданию 4.

Слайд 10

Задание 5. 1.Пятеро друзей приехали в Сочи. 2. Двенадцатеро волонтёров помогали на соревнованиях. 3. Шестерым спортсменам из Китая были вручены призы.

Слайд 11

Вопросы, рассматриваемые на уроке: 2.Какие окончания имеют числительные в косвенных падежах?

Слайд 12

Задание 6. И. п. трое лучших друзей Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п.

Слайд 13

Задание 6. Проверка. И. п. трое лучших друзей Р. п. тро их лучш их друзей Д. п. тро им лучш им друзьям В. п. тро их лучш их друзей Т. п. тро ими лучш ими друзьями П. п. о тро их лучш их друзьях

Слайд 14

ОБА -ОБЕ

Слайд 15

Вопросы, рассматриваемые на уроке: 3.В чём особенность употребления числительных обе - оба ?

Слайд 16

Задание 6. Держать (оба, обе) руками, прикрепить к (оба, обе) ботинкам, есть за (оба, обе) щёки, приложить к (оба, обе) ногам, высота (оба, обе) зданий.

Слайд 17

Итог урока. Сегодня на уроке я узнал (а) … Сегодня на уроке я научился … Сегодня на уроке мне было сложно … Сегодня на уроке мне было легко …

Слайд 18

Домашнее задание Исследовать материал параграфа 74 и выполнить упражнение 425. Как вы думаете, справитесь ли вы с Д / з . самостоятельно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Урок русского языка в 6 классе по теме: "Собирательные числительные"

Аннотация к уроку русского языка по теме: «Собирательные числительные.»Сафина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Бураковская СОШ».Урок в 6 классе по программе М. Т. Баранова...

Урок русского языка по теме "Собирательные числительные". 6 класс

Урок русского языка по теме "Собирательные числительные" 6 класс...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе Тема: «Собирательные числительные»

Тип урока: интегрированный - изучение и первичное закрепление новых знаний Цель урока: создание комфортных условий для  развития  и  обучения  учащихся в  зоне их  б...

Презентация урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Собирательные числительные".

Цель урока:  - дать понятие о собирательных числительных;   - сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные....

Конспект урока русского языка по теме "Собирательные числительные"

Цель урока: познакомить учащихся с разрядом собирательные числительные; научить правильному  употреблению собирательных числительных в речи....

Урок русского языка по теме "Собирательные числительные" (6 класс, ФГОС)

Предмет русский язык. Класс 6. Тип урока: урок открытия новых знаний. Форма урок: урок смешанного типа. Тема: Собирательные числительные. Цель: Изучить разряд количественных числит...