Конспект урока 11 класс обществознание. Урок разработан по технологии проблемное обучение. Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».
план-конспект урока (11 класс)

Савинова Ирина Ивановна

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».

Цель: сформировать у учащихся понятие о демографической ситуации в России, об основных тенденциях развития семьи в современной России.

Задачи:

-определить факторы, влияющие на общие демографические процессы; раскрыть специфику неполных семей, привлечь внимание учащихся к проблеме депопуляции

-способствовать развитию умения учащихся анализировать, систематизировать изученный материал, формулировать собственные выводы

-продолжить работу по формированию активной гражданской позиции личности учащегося, эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям

Планируемые результаты (предметные): владение базовыми понятиями, умениями выявлять причинно-следственные связи социальных процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Личностные результаты: сформировать толерантного сознания и поведения личности, навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности; готовность и способность вести диалог; ответственное отношение к созданию семьи.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать решение учебной задачи, оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений.

Познавательные результаты УУД: применение различных методов познания для изучения демографической ситуации, готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности.

Коммуникативные УУД: умение продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности; учитывать позиции другого, представлять исследования в виде презентации.

Основные понятия: демография, депопуляция, семья,

Оборудование урока:

проектор, экран, ноутбук, презентация, учебник, раздаточный материал

Эпиграф

"Семьи сейчас создают малочисленные поколения 90-х годов. Число рождений вновь падает - вот в чем напряженность демографического периода, через который проходит сегодня Россия"

В.В.Путин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Тойдинская СОШ

Панинского  муниципального района

Воронежской области

Конспект урока 11класс обществознание.

Урок разработан по технологии проблемное обучение.

        

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».

        Разработала: Савинова Ирина Ивановна,

 учитель истории и обществознания

 П. Тойда-1я

2020 г.

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».

Цель: сформировать у учащихся понятие о демографической ситуации в России, об основных тенденциях развития семьи в современной России.

Задачи:

-определить факторы, влияющие на общие демографические процессы; раскрыть специфику неполных семей, привлечь внимание учащихся к проблеме депопуляции

-способствовать развитию умения учащихся анализировать, систематизировать изученный материал, формулировать собственные выводы

-продолжить работу по формированию активной гражданской позиции личности учащегося, эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям

Планируемые результаты (предметные): владение базовыми понятиями, умениями выявлять причинно-следственные связи социальных процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Личностные результаты: сформировать толерантного сознания и поведения личности, навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности; готовность и способность вести диалог; ответственное отношение к созданию семьи.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать решение учебной задачи, оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений.

Познавательные результаты УУД: применение различных методов познания для изучения демографической ситуации, готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности.

Коммуникативные УУД: умение продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности; учитывать позиции другого, представлять исследования в виде презентации.

Основные понятия: демография, депопуляция, семья,

Оборудование урока:

проектор, экран, ноутбук, презентация, учебник, раздаточный материал

Эпиграф

"Семьи сейчас создают малочисленные поколения 90-х годов. Число рождений вновь падает - вот в чем напряженность демографического периода, через который проходит сегодня Россия"

В.В.Путин.

Тип урока: Изучение нового материала

Технология : проблемное обучение

                                                  Ход урока:

Этапы урока

Содержание урока

  1. Орг.момент

Мотивационная беседа, способствующая психологической разрядке и нацеливание учащихся на успех в освоении материала

Цель учителя: настроить учащихся на работу

Цель для учащихся: мобилизировать свой интеллектуальный потенциал для раскрытия своих возможностей

Сегодня мы будем обсуждать важную и актуальную для каждого россиянина тему «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».(слайд  1)

( учитель вместе с учениками формирует ожидаемые результаты деятельности)

Учащиеся по очереди представляют свой вариант решения проблемы. После каждого выступления возможна дискуссия.

2.Опрос учащихся (Д/З)

Цель учителя: Выявить степень усвоения предыдущей темы (оценивание знаний,  возможная коррекция по ходу опроса)

Цель для учащихся: Повторить пройденный материал, ликвидировать пробелы в знаниях по теме

Критерии достижения цели: правильные ответы учащихся по определению термина;

Выдвижение аргументов и фактов при анализе источника;

Способность высказать и доказать свою точку зрения

Критерии оценки:

Критерии к устному ответу

Коррекция знаний по ходу опроса: если учащиеся затрудняются  в ответах, то учитель предлагает наводящие вопросы, моделирует социальную ситуацию, нацеливает учащихся на выход из неё.

Прежде, чем мы перейдём к новой теме, давайте вспомним материал прошлого урока. Начнем проверку Д/З с знания терминов. Как вы думаете, почему мы с вами уделяем особое внимание терминологическому аппарату урока? (ответы учащихся)

(Предлагаемые термины: этнология, ксенофобия, сепаратизм, толерантность, интеграция, дифференциация)слайды №№2 -10

-Что такое  Политическое лидерство - (личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и психологических взаимоотношений и ориентации в группе, организации, обществе)

- Что такое Элита (от фр. «лучший, отборный») (группа людей, занимающая привилегированное положение в обществе, обладающая влиянием и престижем)

-У вас на партах лежат тексты. В тексте даны статистические данные. Прочитайте их и ответьте на вопросы

В 2016 г. было выявлено мнение населения о факторах успеха политических лидеров.

53% от числа опрошенных назвали «ум, интеллект, знания»,

48 % указали «конструктивность его программы выхода России из кризиса»,

45 % — «профессионализм»,

38 % — «волю, целеустремленность»,

38 % — «поддержку простыми людьми»,

16%о — «поддержку СМИ»,

20% — «поддержку финансовыми структурами».

- Какими качествами должен обладать политический лидер?

-В какой последовательности расположили бы перечисленные факторы лично вы?

В заключение проверки д/з,   хочу отметить , что мы работали с вами над  универсальнымиобщеучебными умениями, которые пригодятся вам при сдаче ЕГЭ

3.Изучение нового материала

Цель учителя: организовать работу учащихся по выявлению демографических проблем РФ, их причин и путей выхода из них

Цель для учащихся:

Получить знания по теме, отрабатывать умения и навыки работы с разными источниками

Критерии достижения цели: правильные ответы учащихся по определению термина;

Выдвижение аргументов и фактов при анализе источника;

Способность высказать и доказать свою точку зрения и её аргументировать

Критерии оценки:

Критерии к устному ответу

 Тема сегодняшнего  урока, посвящена очередной злободневной социальной проблеме. Прошу вас определить её,  предлагаю вам проспект рейтинговых мест России (Слайд №№12)

Коллективная форма, проблемное задание

(Ребята указывают, что РОССИЯ стоит на первом месте  по числу смертности, уровню заболеваний и т.д., т.е. главная проблема России связана с народонаселением)

Тема нашего урока: Демографическая ситуация в современной России (учащиеся записывают в тетрадь, СЛАЙД  №№13,14)

Давайте с вами продумаем, над какими вопросами мы с вами будем работать (предложения учащихся)

Надоске высвечивается план занятия:(Слайд №15)

1.Понятие демографии

2.Демографические проблемы современной России

3.Причины проблем и пути выхода из них.

Ребята, мы с вами сегодня будем говорить о демографии.  На уроках географии вы знакомились с термином «демография».

Давайте с вами еще раз заглянем в словарь Ожегова С.И.(учащийся выводит на  доску понятие, учащиеся записывают в тетрадь) СЛАЙД №16

Индивидуальная работа, исследовательский метод

Подготовьте развёрнутый ответ какова сегодня демографическая ситуация в РФ, опираясь на текст учебника с.101-104. Сделайте в тетради конспективно записи.( с/р 5-7 мин)(сообщения учащихся)

(Слайд №17 )

Выявив проблему социума, мы должны чётко определить причины , чтобы затем продумать пути выхода из ситуации.

Работа в группах, исследовательский метод

Составьте кластер причин демографических проблем России(сообщение учащихся)

(Слайд №№18,19)

Работа в группах, проблемное изложение

Есть ли выход из сложившейся демографической ситуации (Из выступления В. В. Путина)

- поддержка многодетных семей

- выплаты при рождении первого ребенка и до достижения им полутора лет

- программа материнского капитала продлена до 2021 года, разрешение использовать его по достижении ребенком двух месяцев

- специальные программы по ипотеке для семей с двумя, тремя детьми

- ликвидация очереди в ясли, сад

- улучшение качества медицинского обслуживания

Давайте вместе разработаем программу  «Выход из демографического кризиса в РФ»

(учащиеся работают 5-7 минут, затем вносят свои предложения в указанную программу.)( Слайд №20)

3.Закрепление материала

Цель учителя: Закрепить материал урока и выявить пробелы в знаниях

Цель учащихся: проверить степень усвоения знаний, повторить материал

Критерии достижения цели:

Правильные ответы на тестовые задания

Сегодня на уроке вы продолжали  учиться  работать с разными источниками информации, высказывать и аргументировать своё мнение, оценивать информацию; совершенствовали  навыки самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности.

Коллективная форма

Предлагаю вам проверить прочность ваших знаний, решить тестовые задания по материалам ЕГЭ

(Слайд №№ 21,22)

4.Рефлексия
Итог урока

Цель учителя: дать оценку работы класса и важности проблемы

Цель учащихся: дать самооценку своим действиям на уроке, выявить уровень выполнения заданий

(Слайд  №21)"Семьи сейчас создают малочисленные поколения 90-х годов. Число рождений вновь падает - вот в чем напряженность демографического периода, через который проходит сегодня Россия"

В.В.Путин.3)Действительно, проблема демографии заставляет нас задуматься о будущем ? А как думаете вы? ( ответы учащихся)

Закрепление темы

- Какие проблемы были рассмотрены сегодня на уроке?

- Можно ли решить эти проблемы?

- Что нужно сделать для решения рассмотренных проблем?

6. Подведение итогов урока

- Понравился урок или нет?

- Что нового узнали?

- Что получилось, а что нет?

- Оценка ответов

5.Д/З

Домашнее задание параграф 17 задания 1- 4(устно)

Индивидуальное задание : Демографическая ситуация в Воронежской области.

Литература:

  1. Алексашкина, Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе [Текст] / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - № 9. - С.8 - 15.
  2. Коротаева, Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения [Текст] / Е.В. Коротаева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2005. - 312 с.
  3. Селевко, Г.К. Проблемное обучение [Текст] / Г.К. Селевко // Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С. 61- 65.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи.

Задания (в формате ЕГЭ) для работы с материалом параграфа....

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России».

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России».Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России»....

План -конспект урока по теме "Пропорция" с использованием технологии проблемного обучения

Урок по теме "Пропорция" в 6 классе  разработан с использованием технологии проблемного обучения...

Исследовательский проект по теме: «Демографическая ситуация в современной России»

žЦель исследования: Изучение демографических понятий, демографической ситуации в стране и регионе.žЗадачи исследования:- Проанализировать собранный материал и на его основании сделать выводы;- Определ...

Презентация по обществознанию на тему «Демографическая ситуация в современной России»

Открытый урок  по обществознанию на тему «Демографическая ситуация в современной России»...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...