Конспект урока 11 класс обществознание. Урок разработан по технологии проблемное обучение. Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».
план-конспект урока (11 класс)
Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».
Цель: сформировать у учащихся понятие о демографической ситуации в России, об основных тенденциях развития семьи в современной России.
Задачи:
-определить факторы, влияющие на общие демографические процессы; раскрыть специфику неполных семей, привлечь внимание учащихся к проблеме депопуляции
-способствовать развитию умения учащихся анализировать, систематизировать изученный материал, формулировать собственные выводы
-продолжить работу по формированию активной гражданской позиции личности учащегося, эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям
Планируемые результаты (предметные): владение базовыми понятиями, умениями выявлять причинно-следственные связи социальных процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.
Личностные результаты: сформировать толерантного сознания и поведения личности, навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности; готовность и способность вести диалог; ответственное отношение к созданию семьи.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать решение учебной задачи, оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений.
Познавательные результаты УУД: применение различных методов познания для изучения демографической ситуации, готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности; учитывать позиции другого, представлять исследования в виде презентации.
Основные понятия: демография, депопуляция, семья,
Оборудование урока:
проектор, экран, ноутбук, презентация, учебник, раздаточный материал
Эпиграф
"Семьи сейчас создают малочисленные поколения 90-х годов. Число рождений вновь падает - вот в чем напряженность демографического периода, через который проходит сегодня Россия"
В.В.Путин.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ Тойдинская СОШ
Панинского муниципального района
Воронежской области
Конспект урока 11класс обществознание.
Урок разработан по технологии проблемное обучение.
Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».
Разработала: Савинова Ирина Ивановна,
учитель истории и обществознания
П. Тойда-1я
2020 г.
Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».
Цель: сформировать у учащихся понятие о демографической ситуации в России, об основных тенденциях развития семьи в современной России.
Задачи:
-определить факторы, влияющие на общие демографические процессы; раскрыть специфику неполных семей, привлечь внимание учащихся к проблеме депопуляции
-способствовать развитию умения учащихся анализировать, систематизировать изученный материал, формулировать собственные выводы
-продолжить работу по формированию активной гражданской позиции личности учащегося, эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям
Планируемые результаты (предметные): владение базовыми понятиями, умениями выявлять причинно-следственные связи социальных процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.
Личностные результаты: сформировать толерантного сознания и поведения личности, навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности; готовность и способность вести диалог; ответственное отношение к созданию семьи.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать решение учебной задачи, оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений.
Познавательные результаты УУД: применение различных методов познания для изучения демографической ситуации, готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности; учитывать позиции другого, представлять исследования в виде презентации.
Основные понятия: демография, депопуляция, семья,
Оборудование урока:
проектор, экран, ноутбук, презентация, учебник, раздаточный материал
Эпиграф
"Семьи сейчас создают малочисленные поколения 90-х годов. Число рождений вновь падает - вот в чем напряженность демографического периода, через который проходит сегодня Россия"
В.В.Путин.
Тип урока: Изучение нового материала
Технология : проблемное обучение
Ход урока:
Этапы урока | Содержание урока |
Мотивационная беседа, способствующая психологической разрядке и нацеливание учащихся на успех в освоении материала Цель учителя: настроить учащихся на работу Цель для учащихся: мобилизировать свой интеллектуальный потенциал для раскрытия своих возможностей | Сегодня мы будем обсуждать важную и актуальную для каждого россиянина тему «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».(слайд 1) ( учитель вместе с учениками формирует ожидаемые результаты деятельности) Учащиеся по очереди представляют свой вариант решения проблемы. После каждого выступления возможна дискуссия. |
2.Опрос учащихся (Д/З) Цель учителя: Выявить степень усвоения предыдущей темы (оценивание знаний, возможная коррекция по ходу опроса) Цель для учащихся: Повторить пройденный материал, ликвидировать пробелы в знаниях по теме Критерии достижения цели: правильные ответы учащихся по определению термина; Выдвижение аргументов и фактов при анализе источника; Способность высказать и доказать свою точку зрения Критерии оценки: Критерии к устному ответу Коррекция знаний по ходу опроса: если учащиеся затрудняются в ответах, то учитель предлагает наводящие вопросы, моделирует социальную ситуацию, нацеливает учащихся на выход из неё. | Прежде, чем мы перейдём к новой теме, давайте вспомним материал прошлого урока. Начнем проверку Д/З с знания терминов. Как вы думаете, почему мы с вами уделяем особое внимание терминологическому аппарату урока? (ответы учащихся) (Предлагаемые термины: этнология, ксенофобия, сепаратизм, толерантность, интеграция, дифференциация)слайды №№2 -10 -Что такое Политическое лидерство - (личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и психологических взаимоотношений и ориентации в группе, организации, обществе) - Что такое Элита (от фр. «лучший, отборный») (группа людей, занимающая привилегированное положение в обществе, обладающая влиянием и престижем) -У вас на партах лежат тексты. В тексте даны статистические данные. Прочитайте их и ответьте на вопросы В 2016 г. было выявлено мнение населения о факторах успеха политических лидеров. 53% от числа опрошенных назвали «ум, интеллект, знания», 48 % указали «конструктивность его программы выхода России из кризиса», 45 % — «профессионализм», 38 % — «волю, целеустремленность», 38 % — «поддержку простыми людьми», 16%о — «поддержку СМИ», 20% — «поддержку финансовыми структурами». - Какими качествами должен обладать политический лидер? -В какой последовательности расположили бы перечисленные факторы лично вы? В заключение проверки д/з, хочу отметить , что мы работали с вами над универсальнымиобщеучебными умениями, которые пригодятся вам при сдаче ЕГЭ |
3.Изучение нового материала Цель учителя: организовать работу учащихся по выявлению демографических проблем РФ, их причин и путей выхода из них Цель для учащихся: Получить знания по теме, отрабатывать умения и навыки работы с разными источниками Критерии достижения цели: правильные ответы учащихся по определению термина; Выдвижение аргументов и фактов при анализе источника; Способность высказать и доказать свою точку зрения и её аргументировать Критерии оценки: Критерии к устному ответу | Тема сегодняшнего урока, посвящена очередной злободневной социальной проблеме. Прошу вас определить её, предлагаю вам проспект рейтинговых мест России (Слайд №№12) Коллективная форма, проблемное задание (Ребята указывают, что РОССИЯ стоит на первом месте по числу смертности, уровню заболеваний и т.д., т.е. главная проблема России связана с народонаселением) Тема нашего урока: Демографическая ситуация в современной России (учащиеся записывают в тетрадь, СЛАЙД №№13,14) Давайте с вами продумаем, над какими вопросами мы с вами будем работать (предложения учащихся) Надоске высвечивается план занятия:(Слайд №15) 1.Понятие демографии 2.Демографические проблемы современной России 3.Причины проблем и пути выхода из них. Ребята, мы с вами сегодня будем говорить о демографии. На уроках географии вы знакомились с термином «демография». Давайте с вами еще раз заглянем в словарь Ожегова С.И.(учащийся выводит на доску понятие, учащиеся записывают в тетрадь) СЛАЙД №16 Индивидуальная работа, исследовательский метод Подготовьте развёрнутый ответ какова сегодня демографическая ситуация в РФ, опираясь на текст учебника с.101-104. Сделайте в тетради конспективно записи.( с/р 5-7 мин)(сообщения учащихся) (Слайд №17 ) Выявив проблему социума, мы должны чётко определить причины , чтобы затем продумать пути выхода из ситуации. Работа в группах, исследовательский метод Составьте кластер причин демографических проблем России(сообщение учащихся) (Слайд №№18,19) Работа в группах, проблемное изложение Есть ли выход из сложившейся демографической ситуации (Из выступления В. В. Путина) - поддержка многодетных семей - выплаты при рождении первого ребенка и до достижения им полутора лет - программа материнского капитала продлена до 2021 года, разрешение использовать его по достижении ребенком двух месяцев - специальные программы по ипотеке для семей с двумя, тремя детьми - ликвидация очереди в ясли, сад - улучшение качества медицинского обслуживания Давайте вместе разработаем программу «Выход из демографического кризиса в РФ» (учащиеся работают 5-7 минут, затем вносят свои предложения в указанную программу.)( Слайд №20) |
3.Закрепление материала Цель учителя: Закрепить материал урока и выявить пробелы в знаниях Цель учащихся: проверить степень усвоения знаний, повторить материал Критерии достижения цели: Правильные ответы на тестовые задания | Сегодня на уроке вы продолжали учиться работать с разными источниками информации, высказывать и аргументировать своё мнение, оценивать информацию; совершенствовали навыки самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности. Коллективная форма Предлагаю вам проверить прочность ваших знаний, решить тестовые задания по материалам ЕГЭ (Слайд №№ 21,22) |
4.Рефлексия Цель учителя: дать оценку работы класса и важности проблемы Цель учащихся: дать самооценку своим действиям на уроке, выявить уровень выполнения заданий | (Слайд №21)"Семьи сейчас создают малочисленные поколения 90-х годов. Число рождений вновь падает - вот в чем напряженность демографического периода, через который проходит сегодня Россия" В.В.Путин.3)Действительно, проблема демографии заставляет нас задуматься о будущем ? А как думаете вы? ( ответы учащихся) Закрепление темы - Какие проблемы были рассмотрены сегодня на уроке? - Можно ли решить эти проблемы? - Что нужно сделать для решения рассмотренных проблем? 6. Подведение итогов урока - Понравился урок или нет? - Что нового узнали? - Что получилось, а что нет? - Оценка ответов |
5.Д/З | Домашнее задание параграф 17 задания 1- 4(устно) Индивидуальное задание : Демографическая ситуация в Воронежской области. |
Литература:
- Алексашкина, Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе [Текст] / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - № 9. - С.8 - 15.
- Коротаева, Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения [Текст] / Е.В. Коротаева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2005. - 312 с.
- Селевко, Г.К. Проблемное обучение [Текст] / Г.К. Селевко // Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С. 61- 65.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи.
Задания (в формате ЕГЭ) для работы с материалом параграфа....
Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России».
Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России».Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России»....
Конспект урока открытия новых знаний на основе технологии проблемного обучения по русскому языку "Безударные гласные в корне слова", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)...
План -конспект урока по теме "Пропорция" с использованием технологии проблемного обучения
Урок по теме "Пропорция" в 6 классе разработан с использованием технологии проблемного обучения...
Исследовательский проект по теме: «Демографическая ситуация в современной России»
Цель исследования: Изучение демографических понятий, демографической ситуации в стране и регионе.Задачи исследования:- Проанализировать собранный материал и на его основании сделать выводы;- Определ...
Презентация по обществознанию на тему «Демографическая ситуация в современной России»
Открытый урок по обществознанию на тему «Демографическая ситуация в современной России»...
Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».
Тема урока: « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...