Элективный курс "Русская словесность"
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме
Актуальность изучения курса «Русская словесность» обусловлена необходимостью формирования коммуникативной компетенции обучающихся, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности и речевой культуры. Причинами введения данного курса в рамках профильной дифференциации обучения являются следующие:
- недостаточное владение обучающимися филологическими знаниями;
- отсутствие знаний о теории словесности в школьном курсе русского языка.
· Целью данного курса является формирование представления о тексте в единстве смысловых и структурных признаков, отражающих место данного речевого произведения в культурном пространстве.
· Для достижения цели решаются следующие задачи:
- вызвать у обучающихся интерес к истокам родного языка;
- сформировать представление о взаимосвязи двух школьных предметов - русского языка и русской литературы;
- создать условия для активизации мыслительной деятельности и развития творческих способностей обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_10-11_russkaya_slovesnost.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность изучения курса «Русская словесность» обусловлена необходимостью формирования коммуникативной компетенции обучающихся, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности и речевой культуры. Причинами введения данного курса в рамках профильной дифференциации обучения являются следующие:
- недостаточное владение обучающимися филологическими знаниями;
- отсутствие знаний о теории словесности в школьном курсе русского языка.
- Целью данного курса является формирование представления о тексте в единстве смысловых и структурных признаков, отражающих место данного речевого произведения в культурном пространстве.
- Для достижения цели решаются следующие задачи:
- вызвать у обучающихся интерес к истокам родного языка;
- сформировать представление о взаимосвязи двух школьных предметов - русского языка и русской литературы;
- создать условия для активизации мыслительной деятельности и развития творческих способностей обучающихся.
Программа курса предусматривает чтение лекций, проведение практикумов, защиту мини- исследований, анализ текста, выполнение творческих работ, подготовку сообщений обучающимися, работу в группах. Изучение курса завершается итоговой конференцией. В результате освоения курса обучающиеся должны
- знать:
- понятия «слово», «словесность», «стиль», «текст», «художественный образ»;
- уметь:
- замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова,
- совершенствовать свою речь,
- оценивать эстетическую ценность текста,
- объяснять языковые истоки его образности и выразительности;
- владеть
приемами лингвостилистического анализа художественного текста и его фрагментов.
Программа курса «Русская словесность» общим объемом 34 часа изучается в 11-м классе в течение года. Курс рассчитан на 1час в неделю лекционно-практических занятий в 11-м классе. Курс по выбору «Русская словесность» является логическим продолжением изучения двух школьных предметов - русского языка и русской литературы. Программа курса составлена на основе пособия: Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М. «Просвещение» 2010
Содержание программы
I. Материал словесности. Что есть слово. Слово и словесность.
Основные значения слова. Отдельное слово или слово в отношении к другим словам. Компонент художественного целого. Словесный как выраженный устно (словесное распоряжение), выраженный в слове вообще (словесное творчество, словесное произведение), относящийся к изучению слова (словесные науки). Словесное творчество. Словесное искусство.
Русский язык и разновидности его употребления.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с условиями языкового общения.
Строй и употребление языка.
Ярусы языкового строя. Условия языкового общения. Соотносительность средств и способов языкового выражения. Грамматическое и стилистическое изучение языка.
Стиль как явление словесности.
Анализ текста.
Разговорный и литературный язык.
Л. В. Щерба «Неподготовленный диалог» и «Подготовленный монолог». Сферы употребления разговорного языка и характерные черты разговорного языка.
Диалог. Неподготовленность. Внеязыковая ситуация. Контактность общения. Использование жестов и мимики. Устная форма выражения.
«Неполнооформленность структур»: «неполное» произношение и «неполнота» предложений. Эллипсис. Разновидности разговорного языка. Территориальный диалект. Социальный диалект. Жаргон. Арго. Сленг. Просторечие.
Типы связи частей сложного предложения. Порядок слов.
Устная форма. Письменная форма. Прозаическая и стихотворная формы. Повествование. Описание. Рассуждение. Функции словесного выражения. Общение.
II. Произведение словесности
Нехудожественные и художественные произведения словесности.
Художественная литература. Учебная литература. Научная литература.
Роды, виды и жанры художественной словесности.
Эпос. Лирика. Драма.
Эпос. Виды народной эпической словесности. Виды книжной эпической словесности.
Изображение событий. Повествование. Объективный характер.
Виды народной эпической словесности: сказка (волшебная, бытовая, сказки о животных), миф, легенда, былина, историческая песня, духовный стих, пословица, загадка.
Виды книжной эпической словесности: роман, повесть, житие, повесть- биография, повесть-автобиография, мемуары, поэма, рассказ (новелла), баллада, очерк, басня, анекдот.
Лирика. Виды народной лирики. Виды книжной лирики.
Виды народной лирики: песня, частушка. Виды книжной лирики: дума, идиллия, мадригал, ода, послание, эклога, элегия, эпиграмма, эпитафия. Лирика философская, гражданская, пейзажная, любовная. Выразительное чтение.
Драма и ее виды.
Драма и ее виды: трагедия, комедия, драма в узком смысле слова.
Действие. Диалог. Постановка на сцене.
Понятие о тексте. Признаки текста.
Выраженность. Ограниченность. Связность. Цельность. Структурность. Воспроизводимость.
Способы связи частей текста. Тема и содержание текста.
Лексические повторы. Грамматические повторы. Ключевые слова. Семантические связи. Ассоциации. Единство содержания и формы.
Тема. Авторское отношение. Идея.
Предметно-логическая и эмоционально-экспрессивная стороны содержания текста и их словесное выражение.
Предметно-логические структуры в тексте. Компоненты, содержащие оценку изображаемого.
Возможность различного словесного выражения одной темы.
Автор. Принадлежность текста к одному из функциональных стилей. Принадлежность текста к определенному роду, виду, жанру словесности. Условия языкового общения, среды, сферы употребления языка.
Литературные направления.
Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм. Символизм. Акмеизм. Футуризм.
Композиция словесного произведения.
Понятие словесного ряда
Сюжет. Фабула. Кульминация. Пролог. Завязка. Развязка. Эпилог.
Образ автора и образ рассказчика в словесном произведении.
Образ автора и авторское «я». Образ автора и лирический герой. Различия между образом автора и образом рассказчика. Средства словесного выражения образа рассказчика (повествование от первого лица). Языковые характеристики персонажей.
Видоизменения авторского повествования.
Авторское повествование - панорамное видение. Субъективность авторского повествования. Словесные приемы субъективности авторского повествования: прямая речь, несобственно-прямая речь, внутренняя речь.
Стилизация. Сказ. П. П. Бажов «Каменный цветок». Н. С. Лесков «Левша», «Очарованный странник».
Эстетическая функция языка в произведениях художественной словесности.
Оценка словесного выражения. Нормы языка художественной литературы. Художественный образ.
Структура текста. Система категорий ,образующих структуру текста.
Синтагматика. Парадигматика. Категория содержания.
Рис. 1. Структура текста
Рис. 2. Структура содержания
Лингвостилистический анализ текста. Предмет. Пути. Приемы.
Семантико-стилистический анализ.
Сопоставительно-стилистический анализ.
Лингвистический анализ.
Лингвостилистический анализ.
Текст как языковое целое.
Перечень ключевых слов
благозвучие выразительность звукопись идея композиция логическое ударение рифма сказ стиль строфа тема тропы фигуры речи
Учебно-тематический план
Модуль, тема курса | Количество часов | Форма контроля | |||||
всего | лекция | практика | |||||
1.Материал словесности | 10 | 2 | 8 | ||||
Введение, или что такое словесность | 1 | 1 | Анализ текста | ||||
Русский язык и разновидности его употребления | 3 | 1 | 2 | Сообщения учащихся | |||
Строй и употребление языка | 2 | 2 | Творческая работа | ||||
Стиль как явление словесности | 1 | 1 | Анализ текста | ||||
Разговорный и литературный язык | 3 | 3 | Анализ текста | ||||
2.Произведение словесности | 24 | 5 | 19 | ||||
Нехудожественные и художественные произведения словесности | 1 | 1 | Сравнительный анализ текста | ||||
Роды, виды и жанры художественной словесности | 1 | 1 | |||||
Эпос. Виды народной эпической словесности. Виды книжной эпической словесности | 1 | 1 | Сообщения учащихся | ||||
Лирика. Виды народной лирики. Виды книжной лирики | 1 | 1 | Сообщения учащихся | ||||
Драма и ее виды | 1 | 1 | Сообщения учащихся | ||||
Понятие о тексте. Признаки текста | 1 | 1 | |||||
Способы связи частей текста. Тема и содержание текста | 1 | 1 | Творческая работа | ||||
Предметно-логическая и эмоционально - экспрессивная стороны содержания текста и их словесное выражение | 1 | 1 | Сравнительный анализ стихотворения и прозаического отрывка | ||||
Возможность различного словесного выражения одной темы | 1 | 1 | Работа в группах | ||||
Принадлежность словесного произведения к художественной или нехудожественной словесности. | 1 | 1 | Сообщения учащихся | ||||
Литературные направления | 1 | 1 | Сообщения учащихся | ||||
Композиция словесного произведения | 1 | 1 | Работа в группах | ||||
Понятие словесного ряда | 1 | 1 | Анализ текста | ||||
Образ автора и образ рассказчика в словесном произведении | 1 | ||||||
Образ автора и «авторское я». Образ автора и лирический герой | 1 | 1 | Сообщения учащихся | ||||
Различия между образом автора и образом рассказчика | 1 | 1 | Работа в группах | ||||
Видоизменения авторского повествования | 1 | ||||||
Понятие авторского повествования и его субъективизации | 1 | 1 | Работа в группах | ||||
Эстетическая функция языка в произведениях художественной словесности | 1 | 1 | Анализ текста | ||||
Нормы языка художественной литературы | 1 | 1 | Сообщения учащихся | ||||
Строение словесного образа | 1 | 1 | Сообщения учащихся | ||||
Структура текста | 1 | 1 | Анализ текста | ||||
Система категорий, образующих структуру текста | 1 | 1 | Работа в группах | ||||
Лингвостилистический анализ текста. Предмет. Пути. Приемы | 1 | 1 | Итоговая конференция | ||||
Итого | 34 | 7 | 27 |
Литература для учителя
1. Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. - М.: Просвещение, 2002.
2.Горшков А. И. Русская словесность: 10-11 кл.: метод. рекомендации к учеб. Сб. задач и упражнений. - 3-е изд. - М.:Просвещение, 2006.
3.Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2000.
4.Предпрофильная подготовка. Гуманитарные дисциплины: (Текст): учебно-методическое пособие. Часть 2/ Авторы-сост.: Л.В.Артемчик, Л.П.Бабенко, В.В.Бригадина и др.; науч. Редактор Н.А.Заруба; под общей ред. И.Г.Вертилицкой. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005. – 120 с.
Литература для обучающихся
- Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010.
- Горшков А. И. Русская словесность: Сборник задач и упражнений к учебнику «Русская словесность»: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Изд.3-е дораб. М.:Просвещение, 2006.
- Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. - М.: Рольф, 2006.
- Солганик Г. Я. От слова к тексту. - М.: Просвещение, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по литературе "Тайны словесного мастерства"
Содержит программу курса,обоснование целей и задач, а также тематическое планирование...
Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классе Пособие для учителя
Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классеПособие для учителя Предлагаемое пособие – попытка оказать конкретную помощь учителю ...
Элективный курс "Уроки русской словесности"
Спецкурс «Уроки русской словесности» ориентирован на формирование грамотной языковой личности, воспитание интереса к русской словесности. Создан для учащихся 9-ых классов общеобразовательной шко...
Презентации к элективному курсу "Уроки русской словесности" 9 класс
Грамматические трудности, связанные с образованием слов. Словотворчество.Неправильный выбор приставки. Неправильный выбор суффикса. Ошибки в корне слова. Уместность употребления слов различных с...
Учебная программа элективного курса по русскому языку 9-11 класс «От истории края к словесности»
Курс «От истории края к словесности» призван обеспечить освоение регионального компонента базисного учебного плана. Для Сибирского федерального округа изучение регионального компонента определено в тр...
Рабочая программа элективного курса «УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ»
Основная цель курса состоит в организации систематического и целенаправленного наблюдения за использованием в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей языковых единиц разных уровн...
Программа элективного курса "Русская словесность" в 9 классе
Цель курса - подготовка учащихся 9 класса к успешной сдаче ГИА по русскому языку. Программа включает четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание, учебно-тематический план и требования к...