Программа элективного курса по литературе "Тайны словесного мастерства"
элективный курс (литература, 11 класс) по теме
Содержит программу курса,обоснование целей и задач, а также тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_po_literature_11_klass.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 39
Программа элективного курса по литературе
для учащихся 11-х классов
«Тайны словесного мастерства»
Автор Пьянова М.Н.
Тверь
2011
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Тайны словесного мастерства» предназначена для учащихся 11-х классов и рассчитана на 34 часа. Она затрагивает лингвистические и литературоведческие проблемы, являющиеся наиболее сложными для старшеклассников. Знания, умения и навыки, которые учащиеся приобретают в процессе изучения курса, помогут им успешно подготовиться к ЕГЭ.
Цель программы – передать определенную совокупность знаний и при этом сформировать у ученика собственную эстетическую установку, в соответствии с которой он, читая художественное произведение, постигает художественный текст, создает собственное видение, собственную интерпретацию.
Для эффективной работы по достижению главной цели программа предлагает решить следующие задачи:
- обобщить знания, накопленные учащимися в 5-9 классах;
- систематизировать знания по литературе и русскому языку, наблюдая реализацию явлений языка в искусстве слова;
- освоить глубокий теоретический материал и приобрести опыт внимания к художественному слову, к художественному образу, индивидуальному мастерству художника;
- перейти к кропотливой работе с текстом;
- совершенствовать навык целостного филологического анализа литературного произведения.
За время изучения курса учащиеся знакомятся с рядом выдающихся произведений русской литературы и повторяют ранее изученные. Программа предполагает изучение 12 содержательных блоков.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- читать, воспринимать, анализировать, истолковывать произведение в единстве содержания и формы на основе соотнесения личных и авторских представлений о мире и человеке;
- характеризовать приемы и средства создания образа и образности в литературном произведении;
- воспринимать и характеризовать слово как средство образности;
- характеризовать речь автора, речь рассказчика, различать голос автора и голос персонажей в произведении;
- характеризовать манеру и стиль разных писателей;
- характеризовать композицию и сюжет произведения;
- отвечать на вопросы проблемного характера;
- выполнять письменные работы различных жанров.
Содержание программы
1. Слово в народном употреблении
Формирование общенародного языка. Архаизмы, функции архаичной лексики в современном языке. Неологизмы и заимствованные слова. Просторечная и вульгарная лексика, профессионализмы, жаргонизмы. Диалектизмы. Фразеологизмы и их классификация. Идиомы.
2. Особенности языка литературного
Слово, стиль образность. Функциональные стили. Публицистический стиль. Стиль художественной литературы. Многозначность. Роль А.С. Пушкина в развитии русского литературного языка. Идеал «нагой простоты».
3. Слово как средство создания образности
Образ и образность. Явления многозначности. Сумма предметных значений слов и образность. Грамматический фактор возникновения образности. Композиция, ритмика, мелодика. Творческая личность художника слова.
4. Образ и характер (индивидуализация)
Художественный образ как особая форма познания действительности. Характер литературного героя. Индивидуализация в романтическом и реалистическом произведении.
5. Речевая характеристика героев
Приемы речевой характеристики героев. Модернизация и архаизация речи героев.
6. Создание образности в прозе
Художественная структура повести И.С.Тургенева «Первая любовь», три плана повествования. Зависимость стиля повествования от художественной структуры произведения. Взаимодействие различных стилеобразующих факторов в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». «Персонажные стили» в «Герое нашего времени». Изображение героев в развитии. Деталь и образность. Принцип «тайной психологии» И.С.Тургенева. «Диалектика души» Л.Н.Толстого. Прием «срывания маски» как средство создания образа в развитии.
7. Роль авторов и рассказчиков (многообразие стилей)
Роль авторских лирических отступлений в прозаических произведениях. Пейзаж. Деталь. Градация и антитеза. «Помощь» других видов искусства. Рассказчик и автор.
8. Образность в драматургии
Особенности драмы как литературного рода. Средства изображения психологических коллизий в драме. Намеки, реплики, паузы, ремарки. «Подводное течение». «Двойной диалог» И.С.Тургенева. «Параллельные монологи» А.П.Чехова.
9. Образность в поэзии
Реализация пушкинского идеала «нагой простоты» в поэзии. Приемы достижения гармонии в поэзии. Художественные достижения и новаторство Н.А.Некрасова в области поэтической речи. Эмоциональный фактор воздействия поэтической речи на читателя. Внутренний мир лирического героя. Влияние социального контраста, лежащего в основе содержания, на всю образную систему произведения. Прием символизации. Принцип художественного лаконизма.
10. Гармония чувства и слова (поэзия С.Есенина)
Проявление поэтического дара С.Есенина в анималистических стихотворениях. «Лирическое чувствование» С.А.Есенина.
11. Финальные аккорды тургеневской лиры
Философско-лирические миниатюры И.С. Тургенева – «Стихотворения в прозе», их художественное своеобразие. Многообразие тем, жанров, стилей, проявляющееся в «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева.
12. Письменные работы разных жанров на филологические темы
Реферат. Сравнительная характеристика. Комплексный литературоведческий анализ. Рецензия. Интерпретация стихотворения, рассказа. Изложение фрагмента текста статьи с творческим заданием. Изложение фрагмента художественного произведения с творческим заданием. Сочинение. Тестирование.
Тематическое планирование
№ темы | Формулировка темы | Кол-во часов |
1 | Слово в народном употреблении | 4 |
2 | Слово, стиль, образность | 1 |
3 | Стиль художественной литературы | 1 |
4 | Слово как средство создания образности | 2 |
5 | Речевая характеристика героев | 1 |
6 | Создание образности в прозе | 4 |
7 | Многообразие стилей автора и рассказчиков | 4 |
8 | Образность в драматургии | 4 |
9 | Реализация пушкинского идеала «нагой простоты» в поэзии | 2 |
10 | Художественные достижения и новаторство Н.А.Некрасова в области поэтической речи | 1 |
11 | Эмоциональный фактор воздействия поэтической речи на читателя | 1 |
12 | Принципы и приемы создания образности в поэзии | 3 |
13 | Гармония чувства и слова в поэзии С.А.Есенина | 2 |
14 | Философско-лирические миниатюры И.С.Тургенева- «Стихотворения в прозе», их художественное своеобразие | 2 |
15 | Письменные работы разных жанров на филологические темы | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа элективного курса по русскому языку 9-11 класс «От истории края к словесности»
Курс «От истории края к словесности» призван обеспечить освоение регионального компонента базисного учебного плана. Для Сибирского федерального округа изучение регионального компонента определено в тр...
Рабочая программа элективного курса «УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ»
Основная цель курса состоит в организации систематического и целенаправленного наблюдения за использованием в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей языковых единиц разных уровн...
Программа элективного курса "Русская словесность" в 9 классе
Цель курса - подготовка учащихся 9 класса к успешной сдаче ГИА по русскому языку. Программа включает четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание, учебно-тематический план и требования к...
Программа элективного курса по русскому языку "Словесная живопись" для 5 класса
Данная программа поможет в игровой форме расширить ,закрепить представления учащихся об ИВС,развить речь,привить любовь к русскому языку.Все это несомненно поможет учащимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ ...
Программа элективного курса. «Уроки словесности» 9 класс.
Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: знакомство с изобраз...
Рабочая программа. Элективный курс "Уроки словесности" (9 класс)
9 класс. Элективный курс "Уроки словесности"...
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для класса.
Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010. Общее количество часов — 34, в неделю ...