Учебная программа элективного курса по русскому языку 9-11 класс «От истории края к словесности»
элективный курс по русскому языку на тему
Курс «От истории края к словесности» призван обеспечить освоение регионального компонента базисного учебного плана. Для Сибирского федерального округа изучение регионального компонента определено в трёх направлениях: экономическом, экологическом и культурно-историческом.
При этом в своей основе это лингвистический курс, построенный с учётом текстоцентрического принципа обучения: в качестве важнейшей дидактической и речевой единицы отбираются тексты по истории, культуре, экономике, экологии Омской области (региона) и предлагаются для всестороннего изучения, творческой переработки. Ведущими методиками анализа текстов являются разные виды лингвистического анализа, в первую очередь лингвостилистический, риторический, правописный, комплексный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная программа элективного курса по русскому языку
9-11 класс
«От истории края к словесности»
Составитель:
Соболькова Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ « Могильно-Посельская СОШ»
Большереченского района
Омской области
Содержание
I. Пояснительная записка. Стр. 3
II. Содержание программы. Стр. 5
III. Учебно- тематический план. Стр. 9
IV. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу Стр. 11
«От истории края к словесности»
- Список литературы. Стр. 12
Пояснительная записка
Курс «От истории края к словесности» призван обеспечить освоение регионального компонента базисного учебного плана. Для Сибирского федерального округа изучение регионального компонента определено в трёх направлениях: экономическом, экологическом и культурно-историческом. По существу «От истории края к словесности» представляет собой интегрированный курс, включающий все названные аспекты. Он позволит учащимся постепенно развивать лингвистическое, историческое, экологическое, экономическое, художественное мышление, поскольку отражает логику исторического процесса, позволяет установить причинно-следственные связи в изучаемом материале, запомнить наиболее важные даты-вехи, имена выдающихся деятелей в истории Сибири, проявить креативность.
При этом в своей основе это лингвистический курс, построенный с учётом текстоцентрического принципа обучения: в качестве важнейшей дидактической и речевой единицы отбираются тексты по истории, культуре, экономике, экологии Омской области (региона) и предлагаются для всестороннего изучения, творческой переработки. Ведущими методиками анализа текстов являются разные виды лингвистического анализа, в первую очередь лингвостилистический, риторический, правописный, комплексный.
Содержание и структура программы отражают коммуникативную направленность курса, т.е. последовательное и целенаправленное совершенствование речевой деятельности во всех её разновидностях (говорении, слушании, чтении, письме), и учитывают межпредметный характер этой проблемы. Предполагается, что понимание основных закономерностей речевого взаимодействия, знание набора речевых действий и способов создаст условия для совершенствования ведущих компетенций: социальной, культуроведческой, предметной (языковой) и будет способствовать освоению современных форм и итоговой аттестации учащихся.
Интегральным результатом такой направленности, как и требует государственный стандарт общего образования, будет становление человека, «самостоятельно решающего различные проблемы повседневной, профессиональной и социальной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях, открытого для иного мнения и неожиданной мысли.»
Таким образом, цель курса – развитие основных коммуникативно-речевых умений учащихся как важнейшее условие совершенствования языковой личности, осознающей себя частью истории, культуры народа, своего края.
Задачи курса:
- Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой родине; сознательного отношения к языку как первоэлементу истории и культуры региона; воспитание осознанной любви к родному языку, выразительности народной речи, истории и культуре народов родного края и наукам, их изучающим.
- Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты с культуроведческим (национально-региогнальным) компонентом, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстами разных стилей по истории и культуре родного края, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из текстов о родном крае.
- Развивать творческие способности, познавательную самостоятельность учащихся, совершенствовать общеучебные, интеллектуальные, организационные, информационные умения и навыки.
- Влиять на осознание русской языковой картины мира, отрабатывать навыки межкультурного взаимодействия.
Программа строится линейно- концентрическим способом. В каждом блоке программы предполагается повторение и углубление следующих разделов: речь как способ общения людей; требования к речи ; текст как продукт речевой деятельности и его организация; стили речи; особенности текстов различных типов и жанров.
Содержание программы
9-11 классы (34 часа)
Слушаем себя и другого
- Коммуникативный блок
Язык и культура. Язык и речь. Основные функции языка: коммуникативная, мыслительная, функция хранения и передачи информации. Язык – речь – словесность.
Общение, единство двух сторон: передача и восприятие смысла. Виды речевой деятельности, связанные с восприятием чужой речи (слушание и чтение) и связанные с созданием собственного высказывания (говорение и письмо). Сферы и ситуации речевого общения. Речевая ситуация, её компоненты. Участники общения . цели и задачи общения. Обстановка общения.
Виды общения: межличностное (1-1), групповое (1-группа), коллективное (1- много), вербальное – невербальное.
Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная.
Слушание и говорение как взаимообусловленные виды устной речевой деятельности. Понимание как важнейшая цель слушания. Способы слушания, их зависимость от речевой ситуации. Рефлексивное слушание. Виды слушания. Глобальное и детальное слушание. Вербальные и невербальные средства общения при слушании. Поведение слушающего.
Культура речи как наука о качествах хорошей речи. Качества хорошей речи: правильность, точность. Фактическая точность речи.
- Текст
Текст как единица речи. Текст и речевая ситуация. Свойства и признаки текста. Структура и значимые части текста. Информативность текста. Тема, ключевые слова, основная мысль текста. Средства смысловой связи в тексте. Завершённость текста, её признаки: заголовок, начало, конец текста.
Вторичные тексты, пересказ полный и сжатый. Требования к письменному пересказу.
Читаем для себя и других
- Коммуникативный блок
Чтение как вид речевой деятельности. Функции языка и их связь с функциями чтения: познавательная (читаю, чтобы знать), регулятивная (читаю, чтобы научиться что-либо делать, регулировать свою деятельность), эстетическая или ценностно- ориентационная (читаю, чтобы получить удовольствие и научиться ориентироваться в мире эстетических и нравственных ценностей).
Виды чтения: чтение с установкой (определить тип, стиль речи, жанр и т.п.).
Стилистически значимая речевая ситуация (адресант, адресат; информация; коммуникативная задача; коммуникативное намерение; способы выражения, обстановка: официальная/ неофициальная, знакомая/ незнакомая, время общения).
Качества хорошей речи. Богатство и выразительность речи.
- Текст
Основные признаки текста. Тема и основная мысль, тема и микротема, развитие мысли в тексте. Актуальное членение предложения в тексте: данная и новая информация. Деление текста на абзацы, строение абзаца.
Сильные позиции текста: заголовок, эпиграф, посвящение, начало, концовка текста, ключевые (опорные) слова.
Уровни организации текста: фонетический, морфологический, лексический, синтаксический. Звуковая организация художественного текста: аллитерация, ассонансы, звукопись, звукосимволизм, фоносемантика. Графический образ текста: фигурное расположение, шрифты, курсив. Словообразовательный повтор, ложная этимология, слова с суффиксами оценки, окказионализмы. Лексические средства выразительности: тропы (метафора, метонимия, эпитет, олицетворение, гипербола, ирония, аллегория, перифраза), стилистически маркированные и эмоционально-оценочные слова.
Способы выражения субъективной модальности (авторской, рассказчика, персонажей) в тексте (на материале художественных произведений).
- Типы речи
Функционально-смысловые типы речи как основные способы отражения действительности: в статистике – описание, динамике – повествование, в причинно-следственных связях – рассуждение и оценка. Описание предмета (на материале художественных и научно-популярных текстов по истории края).
- Стили речи
Разговорный – книжные стили (художественный, деловой). Их основные признаки, сфера употребления в речи, характерные языковые особенности (на разных уровнях).
Говорим себе и другому
- Коммуникативный блок
Говорение как вид речевой деятельности. Речь говоримая и речь озвученная.
Качества хорошей речи: уместность, доступность, выразительность. Принцип коммуникативного сотрудничества. Принцип гармонизирующего диалога в общении.
- Текст
Изобретение идей. «Размножение» идей по ассоциативным рядам и смысловым моделям (части – целое, определение и т.д.).
- Типы речи
Расположение идей. Повествование. Как рассказать сказку, историю? Рекомендации рассказчику. Этапы повествования и их последовательность.
- Функциональные стили и жанры
Украшение речи: тропы и фигуры речи. Публицистический стиль. Похвальное слово. Речевой этикет. Похвала и комплимент. Требования к поведению говорящего. Интервью. Беседа и спор. Диалог и монолог в беседе. Способы, помогающие избежать непродуктивных моделей беседы.
Пишем для себя и для других
- Коммуникативный блок
Письменная речь как речь фиксированная, с постоянными зрительно-воспринимаемыми знаками на бумаге, коже, ткани и других материалах. Общая характеристика письменной формы речи, её значение как средства сохранения и передачи человеческих знаний. Сведения о происхождении письма как средства общения, о возникновении и развитии русской графики.
Культура письменной речи. Понятие правильной и хорошей речи. Соблюдение норм литературного языка – основной признак правильной речи. Коммуникативная целесообразность – основное свойство хорошей речи. Качества хорошей речи: правильность, точность, богатство, выразительность, уместность. Понятие нормы и отклонения от неё. Виды ошибок. Ошибки и недочёты.
Речевые (нестилистические) ошибки: употребление слова в несвойственном ему значении, искажение значения и структуры фразеологизма, неоправданное словотворчество.
Стилистические недочёты:1) связанные со слабым владением ресурсами родного языка, 2) обнаруживающие недостаточно развитое стилистическое чутьё.
Роль орфографии в письменном общении. Возможности орфографии для более точной передачи смысловой стороны речи. Систематизация орфографических написаний.
Редактирование написанного. Требования к пишущему. Приёмы правки черновика. Требования к оформлению рукописи.
- Текст
Письменная речь как процесс.
Переработка исходного текста: 1) сжатое, подробное, выборочное произведение исходного текста, 2) интерпретация: комментарий, анализ, критика.
Создание первичного текста. Монологическое высказывание как текст. Диалог как разновидность текста. Признаки диалогической речи. Основные свойства и признаки текста. Микротема. Абзац и его строение. Типы зачинов: повествовательный, зачин с временными словами (раз, как-то, однажды), с обобщением в первом предложении, с вопросительным предложением, со словом это, со словом есть, с выделительным оборотом, динамический зачин. Типы концовок: итоговая концовка, оценочная, с изменением временного плана, призывная, в виде последнего действия или сообщения, с открытой перспективой, проблемная концовка. Виды заголовков: 10 по форме выражения (цитатный, нецитатный), 20 по целевой установке и стилистической принадлежности текста (тематический, сообщающий, эмоционально-оценочный, парадоксальный, проблемный, побудительный). План простой и сложный.
Развитие мысли в тексте. Актуальное членение предложений в тексте. Средства связи смысловых частей текста.
- Типы речи
Функционально-смысловые типы речи как основные способы отражения действительности. Способы разграничения типов речи. Семантические разновидности типов речи и их строение: описание места, состояние окружающей среды, состояние человека, героев литературных произведений; повествование о действиях и меняющихся состояниях; рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление, дискуссионное рассуждение с доказательством «от противного».
Ведущие и сопутствующие типы речи. Соединение в тексте фрагментов с разным типовым значением: описание + оценка, повествование + описание, рассуждение + оценка + описание + повествование и др.
Абзац в текстах разных функционально-смысловых типов речи.
- Стили и жанры речи
Основные понятия функциональной стилистики: стилистические ресурсы языка и стили речи (обобщение). Характеристика стилей: обстановка общения, сфера применения, функции речи, характерные языковые и речевые средства.
Стили речи и речевые жанры: заявление, объявление, биография, аннотация, отзыв, рецензия, научный доклад, зарисовка и др.
Виды сочинений: на основе понятия, на основе прочитанного, на основе произведения живописи и музыкального впечатления и т.д. (на краеведческом материале).
Многоаспектовый анализ текста.
Учебно-тематический план
№п/п | Тема | Часы | Форма урока. Виды деятельности. |
1. | Учимся слушать: язык и речь, Общение, речевая ситуация. | 1 | Слушание лекции учителя и её запись. Работа с текстовым материалом краеведческого характера. |
2. | Учимся слушать: диалог и монолог. Слушание и говорение как взаимообусловленные виды устной речевой деятельности. | 1 | Слушание лекции учителя и её запись. Работа с текстовым материалом краеведческого характера. |
3. | Вторичные тексты. Виды пересказа. | 1 | Слушание лекции учителя и её запись. Устный пересказ. |
4. | Обучающее изложение. | 1 | Практикум (написание изложения по краеведческому тексту). |
5. | Учимся читать: чтение как вид речевой деятельности. | 1 | Лекция. Беседа. Чтение текстов по истории родного края. |
6. | Учимся читать: виды чтения, чтение с установкой. | 1 | Лекция. Беседа. Чтение текстов с определённой установкой. |
7. | Текст. Основные признаки текста. | 1 | Лекция учителя и её запись: составление плана, опорных таблиц. Работа с текстами краеведческого характера. |
8-9. | Уровни организации текста. | 2 | Лекция учителя и её запись. Практикум: анализ текстов с различным уровнем организации. (на краеведческом материале) |
10. | Позиция автора, рассказчика, персонажа в тексте. | 1 | Отбор фактического материала. Работа с текстами: отмечаются способы выражения субъективной модальности. |
11. | Функционально-смысловые типы речи как основные способы отражения действительности. | 1 | Описание предмета (на материале художественных и научно-популярных текстов по истории края). |
12. | Стили речи: признаки, сфера употребления, языковые особенности. | 1 | Сообщение учащихся иллюстрированные самостоятельно подобранными текстами. |
13. | Учимся говорить: речь говоримая и речь озвученная. | 1 | Сообщения учащихся. Дискуссия: качества хорошей речи. |
14. | Изобретение идей. | 1 | Изучить рекомендации для изобретения идей к выступлениям, сочинениям, обычному общению. Проведение игры «Бином фантазии». |
15-16 | Как рассказывать историю? | 2 | Беседа. Конкурс на самую удачную концовку истории с возможным началом. Сочинение фантастической истории. |
17. | Похвальное слово и комплимент. | 1 | Лекция . Работа с текстами. Составление похвального слова И. Бухольцу. |
18. | Беседа и спор. | 1 | Создание схемы, отражающей суть общения. Беседа о важности предмета «От истории края к словесности». |
19. | Учимся писать: письменная речь, её характеристика, её значение | 1 | Лекция учителя, её запись: составление опорных таблиц. |
20 | Культура письменной речи. | 1 | Доклады учащихся, иллюстрируемые примерами. |
21. | Норма. Речевые и стилистические ошибки. | 1 | Лекция учителя и её запись. Практическая работа: поиск ошибок в текстах. |
22. | Роль орфографии в письменном общении. | 1 | Лекция. |
23. | Редактирование текста. | 1 | Анализ ошибок, правка готовых работ. |
24-25. | Переработка исходного текста. | 2 | Практическое занятие. |
26. | Изложение. | 1 | Написание изложения по краеведческому тексту. |
27. | Создание первичного текста | 1 | Практикум по выбору темы сочинения, его обоснование, составление планов. |
28. | Сочинение. | 1 | Написание сочинения. |
29-30 | Функционально-смысловые типы речи как основные способы отражения действительности. | 2 | Лекция учителя и её запись. Отбор и систематизация фактического материала (тексты по истории краеведения). |
31. | Соединение в тексте фрагментов с разным типовым значением. | 1 | Практикум: создание текста, в котором должны быть соединены фрагменты с разным типовым значением. |
32. | Основные понятия функциональной стилистики. | 1 | Лекция. Сообщения. Характеристика стилей. |
33. | Стили речи и речевые жанры. | 1 | Подбор фактического материала. Создание текстов определённых речевых жанров. |
34. | Многоаспектный анализ текста. | 1 | Практическое занятие: анализ текста по нескольким аспектам. |
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «От истории края к словесности»
Учащиеся должны знать и понимать:
- основные функции языка; связь языка и истории, культуры русского и других народов России, проживающих на территории Омской области;
- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты; литературный язык; языковая норма и её типы;
- свойства и признаки текста как речевого произведения, закономерности его построения;
- основные особенности функциональных стилей языка.
Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь (владеть способами познавательной деятельности):
- анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, функционально-стилевой целостности;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания в научном, официально-деловом, публицистическом стилях;
- создавать тексты разных стилей, типов речи, жанров;
- извлекать необходимую информацию из разных источников и передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде ключевых слов, плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов;
- владеть приёмами редактирования текста.
Мониторинг качества лингвистического образования, полученного в данном курсе, проводится с помощью измерителей, представленных в образовательных стандартах по русскому языку, на историко-краеведческом материале.
Литература
Научная литература
- Аношин В.Г. Где шумит артынский бор. – Омск: Зап.-Сиб.кн.изд-во, 1986.
- Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачёва Н.М. Омский историко-краеведческий словарь. - Омск,1994
- Долгушин А.П. Сказание о Большеречье. – Омск, 1998.
- Гвоздев Б.С. Ключи от прошлого. – Омск, 2002.
- Гончаренко А.А. Наш край, Природа. Народы. Первобытная история. Культура. – Омск, 2001.
- Города Омской области. – Омск, 1995.
- Коников Б. Тайны древних курганов. – Омск, 1990.
- Палашенков А.Ф. Памятники и памятные места Омска и Омской области.
- Омск, 1967.
Учебная литература
- Омск и история Сибири на уроках развития речи. – Омск, 1999.
- История края в словесности: Учебная хрестоматия, 5кл./ под редакцией М.А.Булавиной.
- Омск: ООИПКРО, 2006.
3. История края в словесности: Учебная хрестоматия, 5кл./ под редакцией М.А.Булавиной.
- Омск: ООИПКРО, 2006.
4. Лосева Л.М. Как строится текст. – М., 1980
5. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М., 1980.
6. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. – М., 2001.
7. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики. – м., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа элективного курса по русскому языку в 11 классе «Употребление тире в простом и сложном предложении».
Элективный курс по русскому языку «Употребление тире в простом и сложном предложении » предлагается для учащихся 11 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа....
Программа элективного курса по русскому языку "Словесная живопись" для 5 класса
Данная программа поможет в игровой форме расширить ,закрепить представления учащихся об ИВС,развить речь,привить любовь к русскому языку.Все это несомненно поможет учащимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ ...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ 9 КЛАССА
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСАПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»ДЛЯ 9 КЛАССА...
Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку .«Синтаксис. Простое предложение» 8 класс
Элективный курс «Синтаксис. Простое предложение.» составлен на основе авторской программы по русскому языку для 5 – 11 классов (базовый уровень): Разумовская М. М., В. И. КапиносС.И.Львов, Н. Н. Серге...
Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку «Рассуждаем. Пишем.» 9 класс
Элективный курс русского языка «Рассуждаем. Пишем (Содержание и языковой анализ текста)» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенци...
Рабочая учебная программа Элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса
Курс ориентирован на подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьник...