Методические рекомедации по подготовке к ЕГЭ (ОГЭ)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (5 класс) на тему

Чикчит Александра Вячеславовна

Непрерывная подготовка - залог успешной сдачи экзаменов!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл непрерывная подготовка к ЕГЭ22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Непрерывная подготовка к ЕГЭ как условие успешной сдачи экзаменов.

Единый государственный экзамен – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. ЕГЭ по русскому языку является обязательным, и поэтому передо мной как учителем стоит важная задача: в старших классах  целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к сочинению и т.д.

Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ  начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ.

Условием реализации следующего этапа является  обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года организованно  приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика.

Обязательно изучаю анализ результатов прошлогоднего экзамена. На уроках обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников. Работе с орфографическими и пунктуационными правилами посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия. Традиционным стало проведение в начале каждого урока в старших классах орфографических или пунктуационных пятиминуток. Обязательна работа и по орфоэпии. Отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю на уроках уже с 6-го класса. Как уже сказала, при подготовке к Единому Государственному Экзамену по русскому языку используется разнообразный дидактический материал, демонстрационные тесты Минобразования РФ. По наиболее трудному материалу выдаются домашние задания.

Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков  я включаю в учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ.

Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет учителю быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. Процесс систематизации  будет более эффективным, если выпускники постоянно имеют возможность применять уже полученные знания  и умения, «прокручивая» их каждый раз в новых ситуациях.

Тестовые формы контроля я применяю не только на уроках русского языка, но и литературы.

Но следует помнить, что полной информации о состоянии практической грамотности учащихся тесты не дают, так как проверяют орфографические и пунктуационные умения, но не навыки.

Настоящая же грамотность – это письмо почти автоматическое, без раздумий о том, как и почему надо писать то или иное слово. В данном случае более эффективным способом проверки являются традиционные измерители - диктант, изложение, сочинение. Два последних вида работы (изложение и сочинение) позволяют, помимо грамотности, проверить ещё и речевое развитие учащихся, их коммуникативную компетенцию, предполагающую способность свободно владеть речью в разных условиях общения.

В процессе работы стараемся чаще обращаться к словарям, что позволяет развивать навыки работы со справочной литературой. Я сознательно не даю готовых ответов, а подсказываю, где их можно самостоятельно найти, а потом рассказать об этом классу.

При подготовке к ЕГЭ немалую роль играет то, что принято называть тренировкой. Небольшая работа на 5-7 минут бывает очень полезной. Разрабатываю небольшие тесты в форме ЕГЭ, включающие задания по орфографии, пунктуации, микротексту, фонетике, орфоэпии, культуре речи. Как правило, такие тесты не занимают много времени, зато позволяют на каждом уроке проверять знания.

Одним из основных требований к разработке проверочных заданий в рамках Единого государственного экзамена является обязательная соответственность с основными целями школьного курса и содержанием образовательного стандарта по предмету. В связи с этим определяется уровень соответствия освоенных учащимися знаний, умений и навыков основным целям курса русского языка.

Уровень подготовки по русскому языку определяю с помощью устного опроса, диктанта, изложения, сочинения, многоаспектного анализа текста, тестирования и др.

Тестовые задания использую главным образом  для проверки знаний учащихся, понимание изученного материала, способности опознавать языковые единицы, классифицировать их, выявлять соответствие (или несоответствие языковым нормам)

Подготовка к ЕГЭ требует обобщения и систематизации изученного в школе. Особое внимание обращаю на то, какие пробелы есть в знаниях ученика, продумываю способы их устранения.

Цель подготовки к Единому государственному экзамену – дать возможность старшеклассникам потренироваться в выполнении заданий, которые включены в ЕГЭ, проверить себя по всем темам школьного курса русского языка.

В предлагаемые контрольно-измерительные материалы включаю задания,  проверяющие четыре компетенции: языковую, лингвистическую, коммуникативную, культуроведческую.

В тесты включаю задания по всем содержательным линиям школьного курса. Следовательно, с их помощью выясняю:

· освоил ли выпускник систему знаний о языке и его устройстве;

· овладел ли учащийся основными нормами русского литературного языка, умениями опознавать, анализировать, сопоставлять;

· умеет ли выпускник работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и интерпретировать необходимую информацию;

· обладает ли одиннадцатиклассник  необходимым уровнем развития речевой деятельности, достаточным словарным запасом.

Что же необходимо знать, понимать и уметь выпускнику, чтобы успешно сдать единый государственный экзамен по русскому языку?

Задания по лексике предполагают работу со словом, а следовательно, проверяют знание не только основных понятий, связанных с лексической системой, но и общий уровень развития учащегося, его кругозор, который проявляется, естественно, в активном словарном запасе учащегося. Поэтому я стараюсь расширять словарный запас учащихся, но, прежде всего, прививаю стремление и вырабатываю умение пользоваться справочной литературой, добывать знания самостоятельно. Ученик должен знать, в каком словаре он может получить необходимую справку.

Задание по фонетике, несмотря на кажущуюся простоту, предполагает знание как звуков, так и букв, знание тех фонетических процессов, которые происходят со звуками в потоке связной речи, а также владение основными произносительными нормами. Процент ошибок в этом задании бывает велик, поэтому, чтобы избежать их, необходимо иметь четкое представление о соотношении букв и звуков и не смешивать эти понятия.

И еще большое количество ошибок связано с ударением. Это происходит потому, что ударение в русском языке разноместное и подвижное. Поэтому мы стараемся проработать с учащимися ударение в словах, наиболее часто встречающихся  в тестах, а также объяснить основные закономерности постановки ударения в прилагательных, глаголах и причастиях, поскольку именно эти словоформы нередко составляют задание, связанное с постановкой ударения.

Задания по словообразованию предназначены для проверки производить морфемный и словообразовательный анализ, который начинается с определения принадлежности слова к той или иной части речи и выделения в нем окончания. Именно этот первый шаг является самым трудным для большинства учащихся. Здесь необходимо усвоить знания об изменяемых и неизменяемых частях речи. Следующий этап морфемного анализа – вычленение морфем в основе. Трудности в выделении корней кроются в исторических чередованиях звуков, их наличие способно до неузнаваемости видоизменить облик корня. Поэтому необходимо дать список основных исторических чередований звуков в русском языке.

Трудности в определении способа словообразования кроются в неумении учащихся строить словообразовательную цепочку. Ведущим принципом здесь является «принцип матрешки», в которой самая маленькая матрешка – это корень, сразу «достать» который невозможно: надо снять с нее последовательно другие матрешки – служебные морфемы.

В тестах всех предыдущих лет морфология представлена в очень сокращенном виде, основное количество заданий носит орфографическую направленность. Поэтому материал здесь лучше представить в виде таблиц, поскольку учащиеся уже располагают необходимой теоретической базой в объеме средней школы.

Синтаксису и пунктуации в тестах уделяется гораздо больше внимания, чем морфологии. Здесь при повторении также используется форма таблиц для систематизации имеющихся знаний. Особое внимание уделяется таким «ошибкоопасным» темам, как «Обособленные члены предложения», отграничение сравнительных оборотов от придаточных сравнительных предложений.

Сложными для учащихся считаются  задания, которые предполагают проверку речеведческих знаний. Это означает, что учащиеся должны владеть понятийным и терминологическим аппаратом: хорошо знать стили речи, типы текстов, средства и способы связи предложений в тексте и языковые средства выразительности.

При работе над частью С  подробно прорабатываем критерии оценки  этого задания. Именно там кроется план работы над сочинением. Анализируя  текст, учащиеся должны рассматривать его в 4-х аспектах:

1. Проблема, поставленная в исходном тексте.

2. Комментирование проблемы относительно исходного текста

3. (комментарий – рассуждение, пояснительные и критические замечания о чем-либо).

4. Авторская позиция.

5. Собственное мнение, подкрепленное тремя развернутыми аргументами.

При выполнении части С учащиеся должны четко помнить составляющие части любого сочинения:

1. Вступление (Обозначение темы, круга проблем, затронутых в исходном тексте; выражение отношения автора сочинения к данным проблемам, их общественной значимости).

2. Основная часть (Отражение и комментирование основных суждений автора исходного текста; приведение аргументов, подкрепляющих эти суждения и связанные с ними собственные соображения автора сочинения; анализ средств выразительности, которые помогли автору исходного текста сделать свою позицию более убедительной. Приведение возможных возражений оппонентов автора и аргументированный ответ на эти возражения, в котором могут быть использованы как аргументы автора исходного текста, так и собственные доводы экзаменуемого. Выражение мнения, не совпадающего с мнением автора (в отношении того или иного конкретного вопроса или нескольких вопросов, затронутых в тексте) или уточняющего, развивающего его мысль).

3. Заключение (Итог рассуждения с выражением личного мнения о тексте и проблеме).

Одной из важнейших задач обучения школьников в условиях текстового подхода становится формирование умений сворачивать текст до ключевых слов и разворачивать текст на базе ключевых слов. Ключевые слова, выступая в качестве единиц внутренней речи, обеспечивают информационный поиск. Заголовок, содержащий ключевое слово, становится пусковым механизмом восприятия текста.

Работа с текстом может проходить в следующих формах:

1. Речеведческий анализ текста, связанный с развитием речи учащихся и способствующий повышению их коммуникативной компетенции.

2. Лингвистический анализ текста, основанный на знаниях и умениях учащихся в различных областях родного языка и способствующий повышению их лингвистической и языковой компетенции.

3. Творческие упражнения на развитие языкового чутья, интерпретация текста изложения, написание своего сочинения.

Диапазон приемов, связанных с использованием текста, достаточно широк. В первую очередь он предполагает беседу с учащимися. Вопросы по тексту могут задаваться не только учителем, но и самими учащимися.

Неотъемлемой частью на каждом уроке должна стать словарная работа. Следует продумать работу по анализу лексики, характерной для языка и стиля того или иного писателя. Особое место в данном случае будут занимать вопросы типа:

· В каком предложении все слова употреблены  в прямом значении?

· Укажите предложения, где употреблены контекстуальные синонимы?

· В каком из перечисленных предложений есть фразеологизм? и т.п.

На уроках русского языка больше внимания следует уделять использованию и характеристике изобразительных ресурсов языка: языковых средств художественной изобразительности, фигур речи – помогающих охарактеризовать эстетическую ценность текста, наиболее важных для раскрытия темы и основной мысли высказывания, свойственных тому или иному типу речи. Традиционными на уроке должны стать задания типа:

· В каком предложении используется метафора?

· В каком из данных предложений обратный порядок слов служит средством выразительности, актуализации значения того или иного слова?

· Какое средство выразительности является ведущим в этом тексте? и т.п.

Систематическое проведение на уроках тренингов следующего типа поможет учащимся красочно и выразительно сформулировать свою точку зрения по данному тексту:

Прочитайте текст и пример сочинения к нему. Отметьте в сочинении удачные, с вашей точки зрения, приемы краткого пересказа и анализа предложенного текста. Оцените степень глубины и точности анализа средств выразительности, логику изложения материала, уместность вступления и заключения. Напишите свое сочинение по предложенному тексту.

Очень хороши такие задания, как «Составляем план», «Записываем свои мысли», «Дописываем текст».

 основе методики лежит принцип «от простого к сложному», разнообразные задания и упражнения рассчитаны на последовательную, поэтапную подготовку к написанию Части С: от анализа исходных текстов – к успешному ответу на задания Частей А и В, где присутствует такой анализ, от записи своих размышлений – к сочинению-рассуждению.

Чтобы подготовиться к написанию сочинения-рассуждения, нужно решить следующие задачи. Вспомнить, что такое сочинение-рассуждение и в чем его особенности, определить последовательность анализа исходного текста, представить, какие требования предъявляются к сочинению-рассуждению на основе исходного текста, познакомиться с основными темами и проблемами, которые рассматривают авторы текстов, пополнить свой словарный запас словами и выражениями, необходимыми для успешного написания сочинения-рассуждения, научиться анализировать исходные тексты и писать собственные сочинения. Познакомиться с основными видами ошибок, которые допускают выпускники в сочинениях, и узнать способы их исправления

Первая памятка о требованиях к сочинению-рассуждению находится в КИМах по русскому языку, которую надо тщательно проработать.

Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет: каждый педагог сам определит для себя и своих учеников путь к успеху.

Большую помощь оказывают элективные занятия с учащимися. Занятия позволяют повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую структуру. Задания, которые выполняют учащиеся, схожи с теми, которые им придётся решать во время прохождения экзамена. Таким образом, складывается четкое и ясное представление о том, как им подходить к каждому типу заданий ЕГЭ. Кроме этого, можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.

Для учеников  готовлю папки-памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании.

Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.

 

Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомедации по организации и проведению практического занятия по математике. Тема: Матричные уравнения. Вычисление обратной матрицы.

Методические рекомендации по проведению практического занятия по дисциплине «Математика». Практическое занятие №1. Выполнение операций над матрицами. Вычисление определителей....

Методические рекомедации по организации и проведению практического занятия по математике. Тема: Матричные уравнения. Вычисление обратной матрицы.

Методические рекомендации по проведению практического занятия по дисциплине «Математика». Тема занятия: Матричные уравнения. Вычисление обратной матрицы....

Методические рекомедации по организации и проведению практического занятия по математике. Тема: Вычисление пределов функций с использованием первого и второго замечательных пределов.

Методические рекомендации по проведению практического занятия по дисциплине «Математика». Практическое занятие №7.  Вычисление пределов функций с использованием первого и второго замечательного п...

Методические рекомедации по проектированию форм контроля реализации образовательных программ в отделении дополнительного образования детей

Настоящие методические рекомендации были составлены для оказания помощи педагогам дополнительного образования, которые могут быть использованы при оценки качества реализуемых образовательных программ....

Методическое пособие. Силовая подготовка боксеров как часть физической подготовки.

Хорошо подготовленный боксер должен обладать высокоразвитой быстротой и силой, которые проявляются в тесной связи друг с другом. Если качество быстроты в успехе боксера признано всеми, то качество сил...

Методическое пособие "Силовая подготовка борцов как часть физической подготовки"

В процессе подготовки юных борцов чрезвычайно важное значение придается разносторонней физической подготовленности, гармоническому развитию основных двигательных качеств. Чем выше уровень развития дви...

Методические рекомедации учителю географии по работе с детьми ОВЗ

Процесс формирования элементарных географических понятий — одна из основных образовательных задач курса географии для детей с ОВЗ. Усвоение знаний о природе школьниками с ОВЗ невозможно без сист...