Методические рекомедации по организации и проведению практического занятия по математике. Тема: Матричные уравнения. Вычисление обратной матрицы.
методическая разработка по алгебре по теме
Методические рекомендации по проведению практического занятия по дисциплине «Математика». Тема занятия: Матричные уравнения. Вычисление обратной матрицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 66.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
КОЛЛЕДЖ ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА №1
(ГБОУ КГИС №1)
Методические рекомендации
по проведению практического занятия по дисциплине «Математика»
Практическое занятие №2. Матричные уравнения.
Вычисление обратной матрицы.
Автор-составитель:
преподаватель Пархоменко Е.А.
2012
Практическое занятие №2.
Тема: Матричные уравнения. Вычисление обратной матрицы.
Цель: приобретение базовых знаний в области фундаментальных разделов математики. Проверка усвоения знаний по вычислению обратной матрицы, нахождению алгебраических дополнений, вычислению определителя, решению матричных уравнений. Повторить и систематизировать знания по данной теме.
Задачи:
• развитие творческого профессионального мышления;
• познавательная мотивация;
• овладение языком науки, навыки оперирования понятиями;
• овладение умениями и навыками постановки и решения задач;
• углубление теоретической и практической подготовки;
• развитие инициативы и самостоятельности студентов.
Обеспечение практической работы:
Теоретический материал методической рекомендации к практической работе.
Учебники: Богомолов Н.В. «Математика». – М.: Дрофа, 2009.
Щипачев В.С. Основы вышей математики. - М.: Высшая школа, 2009 - 480с.
Омельченко В.П., Э.В. Курбатова. Математика, – Серия: Среднее профессиональное образование. - Ростов-на-Дону «Феникс»,2008-380с.
Индивидуальные карточки с вариантом практической работы.
Ход практического занятия.
1.Формулирование темы занятия, пояснение связи темы с другими темами учебной дисциплины;
2.Проверка готовности студентов к занятию;
3.Проведение непосредственно занятия согласно тематике и в соответствии с рабочей программой дисциплины:
› Изучить теоретический материал по теме «Матричные уравнения. Вычисление обратной матрицы».
› Рассмотреть примеры решения типовых заданий.
› Выполнить самостоятельную работу по вычислению определителей, выполнению действий над матрицами.
› Ответить на контрольные вопросы.
Теоретические сведения и методические рекомендации
по решению задач.
Обратная матрица.
Определим операцию деления матриц как операцию, обратную умножению.
Определение. Если существуют квадратные матрицы Х и А, удовлетворяющие условию:
XA = AX = E,
где Е - единичная матрица того же самого порядка, то матрица Х называется обратной к матрице А и обозначается А-1.
Каждая квадратная матрица с определителем, не равным нулю имеет обратную матрицу и притом только одну.
Рассмотрим общий подход к нахождению обратной матрицы.
Исходя из определения произведения матриц, можно записать:
AX = E , i=(1,n), j=(1,n),
eij = 0, i j,
eij = 1, i = j .
Таким образом, получаем систему уравнений:
,
Решив эту систему, находим элементы матрицы Х.
Пример. Дана матрица А = , найти А-1.
Таким образом, А-1=.
Однако, такой способ не удобен при нахождении обратных матриц больших порядков, поэтому обычно применяют следующую формулу:
,
где Мji- дополнительный минор элемента аji матрицы А.
Пример. Дана матрица А = , найти А-1.
det A = 4 - 6 = -2.
M11=4; M12= 3; M21= 2; M22=1
x11= -2; x12= 1; x21= 3/2; x22= -1/2
Таким образом, А-1=.
Cвойства обратных матриц.
Укажем следующие свойства обратных матриц:
(A-1)-1 = A;
2) (AB)-1 = B-1A-1
3) (AT)-1 = (A-1)T.
Пример. Дана матрица А = , найти А3.
А2 = АА = = ; A3 = = .
Отметим, что матрицы и являются перестановочными.
Пример. Вычислить определитель .
= -1
= -1(6 – 4) – 1(9 – 1) + 2(12 – 2) = -2 – 8 + 20 = 10.
= = 2(0 – 2) – 1(0 – 6) = 2.
= = 2(-4) – 3(-6) = -8 + 18 = 10.
Значение определителя: -10 + 6 – 40 = -44.
› Выполнить самостоятельную работу по решению матричных уравнений, вычислению обратной матрицы.
Практическая работа №2. Матричные уравнения. Вычисление обратной матрицы. Вариант 1 1.Найти матрицу обратную данной А= 2. Решить матричное уравнение: | Практическая работа №2. Матричные уравнения. Вычисление обратной матрицы. Вариант 2 1.Найти матрицу обратную данной А= 2. Решить матричное уравнение: |
› Контрольные вопросы:
1.Сформулировать свойства определителя.
2.Какую матрицу называют обратной? Условие ее существования. 3.Вычисление определителя с использованием метода Гаусса.
4.Построение обратной матрицы с использованием алгебраических дополнений.
5. Приёмы решения матричных уравнений различных типов.
› Подведение итогов практического занятия. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомедации по организации и проведению практического занятия по математике. Тема: Матричные уравнения. Вычисление обратной матрицы.
Методические рекомендации по проведению практического занятия по дисциплине «Математика». Практическое занятие №1. Выполнение операций над матрицами. Вычисление определителей....
Методические рекомедации по организации и проведению практического занятия по математике. Тема: Вычисление пределов функций с использованием первого и второго замечательных пределов.
Методические рекомендации по проведению практического занятия по дисциплине «Математика». Практическое занятие №7. Вычисление пределов функций с использованием первого и второго замечательного п...
Разработка урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме" Решение уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции"
В основу урока положена модульная педагогическая технология, главным отличием которой является планирование совместной деятельности ученика и учителя.Данный урок 7-8 в системе уроков по теме «Об...
Презентация к уроку математики. Тема: "Решение уравнений 6 класс".
Урок по типу повторения пройденного материала, на котором отрабатываются навыки решения уравнений....
План урока алгебры и начал анализа, 10-11 класс, по теме "Решение уравнений , содержащих обратные тригонометрические функции"
Материал полезен при подготовке к ЕГЭ по математике...
N28 Решение систем линейных уравнений. Метод обратной матрицы. за 20.05.20 для группы Т2
Задание:1. Законспектировать краткий справочный материал.2. Оформить решение типовых задач.3. Решить N1,N2....
Методическая разработка урока алгебры для 8 класса по теме «Квадратные уравнения. Способы их решения» с применением интерактивного конструктора LearningApps.org
Для организации учащихся на совместную учебную деятельность я создаю условия внешней и внутренней психологической готовности к уроку через приветствие и дружелюбный призыв к началу урока с целью созда...