Методические рекомедации по организации и проведению практического занятия по математике. Тема: Вычисление пределов функций с использованием первого и второго замечательных пределов.
методическая разработка по алгебре по теме
Методические рекомендации по проведению практического занятия по дисциплине «Математика». Практическое занятие №7. Вычисление пределов функций с использованием первого и второго замечательного пределов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7.docx | 177.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
КОЛЛЕДЖ ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА №1
(ГБОУ КГИС №1)
Методические рекомендации
по проведению практического занятия по дисциплине «Математика»
Практическое занятие №7. Вычисление пределов функций с использованием первого и второго замечательного пределов.
Автор-составитель:
преподаватель Пархоменко Е.А.
2012
Практическое занятие №7.
Тема: Вычисление пределов функций с использованием первого и второго замечательного пределов.
Цель: приобретение базовых знаний в области фундаментальных разделов математики. Проверка усвоения знаний по вычислению пределов функций с использованием первого и второго замечательного пределов. Повторить и систематизировать знания по данной теме.
Задачи:
• развитие творческого профессионального мышления;
• овладение языком науки, навыки оперирования понятиями;
• овладение умениями и навыками постановки и решения задач;
• углубление теоретической и практической подготовки;
• развитие инициативы и самостоятельности студентов.
•закрепление вычислительных навыков;
•продолжить работу над математической речью.
•формирование навыков самостоятельной работы, работы с учебником, навыки самостоятельного добывания знаний;
•развитие умения выделять главное при работе с текстом;
•формирование самостоятельности мышления, мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, аналогия;
•показать обучающимся роль систематической работы по углублению и повышению прочности знаний, по культуре выполнения заданий;
•развитие творческих способностей учащихся.
Обеспечение практической работы:
Теоретический материал методической рекомендации к практической работе.
Учебники: Богомолов Н.В. «Математика». – М.: Дрофа, 2009.
Омельченко В.П., Э.В. Курбатова. Математика, – Серия: Среднее профессиональное образование. - Ростов-на-Дону «Феникс»,2008-380с.
Индивидуальные карточки с вариантом практической работы.
Ход практического занятия.
1.Формулирование темы занятия, пояснение связи темы с другими темами учебной дисциплины;
2.Проверка готовности обучающихся к занятию;
3.Проведение непосредственно занятия согласно тематике и в соответствии с рабочей программой дисциплины:
› Изучить теоретический материал по теме «Вычисление пределов функций с использованием первого и второго замечательного пределов».
› Рассмотреть примеры решения типовых заданий.
› Выполнить самостоятельную работу по вычислению пределов функций с использованием первого и второго замечательного пределов.
› Ответить на контрольные вопросы.
Теоретические сведения и методические рекомендации
по решению задач.
Изложение теоретического материала.
Определение. Первым замечательным пределом называется предел
Теорема. Первый замечательный предел равен
Доказательство. Рассмотрим два односторонних предела и и докажем, что каждый из них равен 1. Тогда двусторонний предел также будет равняться 1.
Итак, пусть (этот интервал -- одно из окончаний базы ). В тригонометрическом круге (радиуса ) с центром построим центральный угол, равный , и проведём вертикальную касательную в точке пересечения горизонтальной оси с окружностью (). Обозначим точку пересечения луча с углом наклона с окружностью буквой , а с вертикальной касательной -- буквой ; через обозначим проекцию точки на горизонтальную ось.
Рис. Тригонометрический круг
Пусть -- площадь треугольника , -- площадь кругового сектора , а -- площадь треугольника . Тогда очевидно следующее неравенство:
Заметим, что горизонтальная координата точки равна , а вертикальная -- (это высота треугольника ), так что . Площадь центрального сектора круга радиуса с центральным углом равна , так что . Из треугольника находим, что . Поэтому Неравенство, связывающее площади трёх фигур, можно теперь записать в виде
Все три части этого неравенства положительны, поэтому его можно записать так:
или (умножив на ) так:
Предел постоянной 1 в правой части неравенства, очевидно, равен 1. Если мы покажем, что при предел в левой части неравенства тоже равен 1, то по теореме "о двух милиционерах" предел средней части также будет равен 1.
Итак, осталось доказать, что . Сперва заметим, что , так как равняется длине дуги окружности , которая, очевидно, длиннее хорды . Применяя теорему "о двух милиционерах" к неравенству
при , получаем, что
Простая замена переменной показывает, что и . Теперь заметим, что . Применяя теоремы о линейности предела и о пределе произведения, получаем:
Тем самым показано, что
Сделаем теперь замену ; при этом база перейдёт в базу (что означает, что если , то ). Значит,
но ( -- нечётная функция), и поэтому
Мы показали, что левосторонний предел также равен 1, что и завершает доказательство теоремы.
Доказанная теорема означает, что график функции выглядит так:
Рис. График
Определение: Вторым замечательным пределом называется предел
Число , заданное этим пределом, играет очень большую роль как в математическом анализе, так и в других разделах математики. Число часто называют основанием натуральных логарифмов.
Теорема. Второй замечательный предел существует. Его значение -- число, лежащее между и .
Более подробное изучение числа показывает, что -- иррациональное число, несколько первых десятичных знаков которого таковы:
Для доказательства теоремы 2.15 нам понадобится следующая лемма; формула, в ней полученная, называется формулой бинома Ньютона.
Замечание Можно также показать, что
( |
однако строгое доказательство достаточно тяжело, и мы его здесь пропускаем.
В формуле (2.5) можно сделать замену , при этом база перейдёт в базу , и мы получим
Закрепление изученного материала.
Приведём примеры применения первого замечательного предела для вычисления других родственных пределов.
1.Вычислим предел . Очевидно, что
при этом предел знаменателя -- это первый замечательный предел, равный 1 (и, следовательно, не равный 0). Числитель правой части, равный 1, имеет предел 1. Значит, по теореме о пределе отношения,
2. Вычислим предел . Сделаем замену переменного: пусть . Тогда и база переходит в базу . После замены получаем
3. Вычислим предел . Очевидно, что
при этом предел знаменателя был вычислен в предыдущем примере; он равен 1. Числитель правой части имеет предел 1. Применяя теорему о пределе отношения, получаем
4. Вычислим предел . Преобразуем функцию под знаком предела следующим образом:
Теперь вынесем постоянный множитель за знак предела и применим теорему о пределе произведения:
(Чуть ниже мы увидим, что пределы сомножителей существуют, так что применять эту теорему здесь можно.) Заметим, что при заменах и база переходит в базу и , так что
и
Поэтому
Вот ещё один пример на раскрытие неопределённости вида .
5. Найдём предел .
Здесь основание степени имеет предел
а показатель степени .
Теперь преобразуем функцию, стоящую под знаком предела:
Выражение, стоящее в квадратных скобках, имеет вид и при стремится к числу (это второй замечательный предел), а предел показателя степени мы найдём отдельно:
Поэтому
Закрепление знаний, умений и навыков.
Выполнить самостоятельную работу по вычислению пределов функций с использованием первого и второго замечательного пределов.
Практическая работа №7. Вариант 1 Вычислите предел функции: 1. . 2. . 3. . 4. . 5. . 6. . 7. . 8. 9 10. . | Практическая работа №7. Вариант 2 Вычислите предел функции: 1. . 2. . 3. . 4. . 5. . 6. . 7. 8. 9. 10. |
Практическая работа №7. Вариант 1 Вычислите предел функции: 1. . 2. . 3. . 4. . 5. . 6. . 7. . 8. 9 10. . | Практическая работа №7. Вариант 2 Вычислите предел функции: 1. . 2. . 3. . 4. . 5. . 6. . 7. 8. 9. 10. |
Практическая работа №7. Вариант 1 Вычислите предел функции: 1. . 2. . 3. . 4. . 5. . 6. . 7. . 8. | Практическая работа №7. Вариант 2 Вычислите предел функции: 1. . 2. . 3. . 4. . 5. . 6. . 7. 8. 9. 10. |
Практическая работа №7. Вариант 1 Вычислите предел функции: 1. . 2. . 3. . 4. . 5. . 6. . 7. . 8. 9 10. . | Практическая работа №7. Вариант 2 Вычислите предел функции: 1. . 2. . 3. . 4. . 5. . 6. . 7. 8. 9. 10. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое занятие №6 Вычисление пределов функций с помощью раскрытия неопределённостей.
Методические рекомендации по проведению практического занятия по дисциплине «Математика». Практическое занятие №6 Вычисление пределов функций с помощью раскрытия неопределённостей....
Урок по алгебре и началам анализа в 10 классе "Раскрытие неопределенности при вычислении предела функции"
План-конспект урока по алгебре для профильного 10 класса или с углубленным изучением математики....
Технологическая карта практического занятия по математике на тему: Вычисление пределов функции. Предел функции на . Два замечательных предела. Вычисление числа «е»
В технологической карте содержится описание заняти со всеми необходимыми пояснениями...
Презентация к практическому занятию по математике на тему: Вычисление пределов функции. Предел функции на . Два замечательных предела. Вычисление числа «е»
В презентации содержится материал к занятию...
Разработка открытого урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме: «Окрестность точки. Предел функции в точке. Теоремы о пределах функций. Предел функции при х→0 »
открытый урок по теме "пределы" для старшеклассников (в помощь учителю математики)...
Задания для практических занятий с вариантами ответов по теме "Вычисление пределов функции"
Задания предназначены для использования на уроках математики, изучаемой на 1 курсе техникума. Их можно применять как в процессе отработки навыков вычисления пределов определенного типа, так и при пров...
Использование второго замечательного предела
Статья посвящена практической направленности обучения математике студентов ССУЗов с использованием в процессе обучения современных информационных технологий в целях повышения качества математического ...