Методические рекомедации по проектированию форм контроля реализации образовательных программ в отделении дополнительного образования детей
методическая разработка на тему
Настоящие методические рекомендации были составлены для оказания помощи педагогам дополнительного образования, которые могут быть использованы при оценки качества реализуемых образовательных программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_proetirovaniyu_form_kontrolya.docx | 171.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по проектированию форм контроля реализации образовательных программ
в отделении дополнительного образования детей
Настоящие методические рекомендации были составлены с целью оказания помощи педагогам дополнительного образования, которые могут быть использованы при оценки качества реализуемых образовательных программ.
В связи с возрастающей значимостью в оценке общего уровня образованности школьника результат дополнительного образования постоянно нуждается не только в качественной оценке, но и в количественном выражении. Особенно эта проблема проявилась в связи с введением портфолио как аутентичного средства оценки качества образования.
Кроме того, в связи с процедурами аттестации отсутствие стандартов в дополнительном образовании постоянно вызывает вопросы о способах контроля, предъявления и оценки результатов.
Для родителей ребёнка, обучающегося в отделении дополнительного образования, важным оказывается процесс выхода на определённый уровень усвоения программы. В связи с этим процедуры отслеживания успешности обучения не должны ограничиваться только отчётными концертами, выставками и показательными занятиями.
Практические рекомендации педагогу
При проектировании форм контроля необходимо, прежде всего, уяснить, на какую образовательную цель будет работать создаваемая в детском коллективе система контроля качества дополнительного образования. Иными словами необходимо ответить на вопросы:
- Сформированность каких знаний, умений, навыков будем выявлять и оценивать?
- Как будем отслеживать уровень развития личности учащегося, его умений и способностей?
- Какие основные показатели воспитанности будем отслеживать? Каким образом? Сможем ли мы проследить степень социализации учащегося на разных ступенях освоения программы?
Далее необходимо выбрать формы контроля развития основных компетентностей обучающихся. Для этого можно воспользоваться классификацией форм контроля, заявленных в каждой образовательной программе. Создаваемая педагогом система контроля должна содержать Пакет диагностических методик - компонент учебно-методического комплекса образовательной программы, состоящий из описания форм различных этапов контроля (предварительного, текущего, тематического и итогового), инструкций и методических рекомендаций по их применению.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ И МОНИТОРИНГ
1.ВХОДНОЙ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ) КОНТРОЛЬ – проверка соответствия качеств начального состояния обучаемого перед его обучением.
2.ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА – определение образовательных ожиданий ребёнка, его отношений и образовательных потребностей.
3. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ – организация проверки качества обучения детей по образовательной программе в течение года.
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ – проверка результатов обучения после прохождения темы.
5. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ – проверка результатов обучения после завершения образовательной программы, в конце учебного года.
МОНИТОРИНГ - система отслеживание хода и результатов обучения,
система постоянных наблюдений, оценки и прогноза изменений объекта.
Однако, поскольку стандартов в дополнительном образовании не существует, то перед педагогом возникнет необходимость самостоятельной разработки форм контроля для реализуемой им программы. Умение проектировать (подбирать, разрабатывать, совершенствовать, модифицировать) формы контроля работы по образовательным программам является расширением деятельностной компетентности педагогов.
Формы контроля должны включать в себя не только механизмы отслеживания со стороны педагога, но и самоконтроль со стороны учащегося и должны учитывать мнение родителей. Только таким образом можно получит адекватные представления о качестве результатов, полученных при реализации образовательной программы в дополнительном образовании.
В то же время, необходим механизм отслеживания успехов коллектива на различных уровнях: школьном, районом, городском и выше.
Если педагог дополнительного образования
будет владеть способами проектирования и модернизации форм контроля,
а именно:
- владеть информацией о современных формах контроля;
- уметь отбирать, разрабатывать и совершенствовать формы контроля, наиболее соответствующие образовательному процессу в руководимом им детском объединении;
- включать формы контроля в учебный процесс;
- организовывать итоговый контроль с максимальным обеспечением наглядности достижений образовательного результата,
то это будет способствовать адекватному представлению о результативности образовательного процесса у всех его участников.
Методы исследования: наблюдение, интервьюирование, анкетирование, опрос, беседа, сбор и обработка статистической информации, анализ информации, полученной различными методами, экспертная оценка.
Критерии эффективности системы контроля качества на уровне руководства учреждения могут быть следующими:
- наличие системы контроля качества реализации образовательной программы (наличие в УМК образовательной программы пакета диагностических методик);
- регулярное применение педагогом различных форм контроля, наличие фиксированных результатов (папки достижений коллектива и обучающихся – таблиц результатов контрольных срезов и заданий, аналитических таблиц, рейтинговых карт и др.);
- участие обучающихся в контроле усвоения программы (подтверждается наличием заполненных детьми различных форм диагностических срезов, наличием процедуры сообщения результатов контроля или диагностики, осведомлённостью детей о результатах процедур контроля).
Педагогу необходимо добиваться адекватной удовлетворённости качеством реализации программы дополнительного образования со стороны всех участников УВП – обучающихся, педагога, родителей, администрации. Актуальные запросы рынка образовательных услуг побуждают не только иметь хорошие результаты в работе, но и уметь в любой момент представить их в наглядной, «презентабельной» форме. Одно из важных условий применения форм контроля – это оптимальность по затратам материалов, сил и времени педагога. Важно применять простые и ёмкие показатели, сбор данных по которым не был бы слишком обременительным. При этом необходимо подчеркнуть, что контроль – не самоцель и не модное веяние, а необходимый инструмент в работе педагога.
Таким образом, алгоритм действий педагога по выбору форм контроля реализации образовательной программы может быть следующим:
- Постановка цели и выявление объектов контроля в соответствии с требованиями и целеполаганием образовательной программы.
- Выбор форм контроля из имеющегося методического банка отделения дополнительного образования школы, из сети ИНТЕРНЕТ, из других источников.
- Модификация отобранных форм контроля. Если выбранные формы контроля не удовлетворяют педагога, то педагог дорабатывает, изменяет, модифицирует их под свою программу.
- Пробный запуск разработанной формы диагностики: оценка доступности применения, достоверности и адекватности требованиям программы.
- В случае удовлетворительных результатов проводится регулярное применение контрольных срезов и других процедур оценивания качества, накопления результатов в банк данных диагностических материалов в УМК программы.
- Проведение анализа полученных данных, мотивация обучающихся для новых достижений в освоении программы
( в ходе рефлексивных бесед по итогам диагностики).
- Поиск адекватного решения новых проблем диагностики, при необходимости — разработка новых форм контроля.
При составлении форм контроля образовательной программы в качестве ориентира можно воспользоваться предлагаемой классификацией, выполненной на основании классификации В.С. Кукушина для форм контроля, применяемого в общем образовании.
Основание классификации | Характеристики по данному основанию |
По уровню контроля | На уровне всероссийском и международном уровне, На городском и региональном уровне, На районном уровне и уровне учреждения, На уровне коллектива и личностном уровне. |
По типу измерений | Количественные Качественные интегрированные |
По частоте применения | На каждом занятии, По завершении темы 1 раз в 2 нед – 3 месяца 1 раз в полгода, год |
По дидактическим задачам |
|
По типу взаимодействия субъектов и объектов контроля | Внешние субъекты – детский коллектив, Внешние субъекты – отдельный учащийся, Внешние субъекты – продукты творчества обучающихся, Администрация учреждения - детский коллектив, Администрация учреждения – отдельный учащийся, Администрация учреждения – продукты творчества обучающихся, Педагоги коллектива - детский коллектив, Педагоги коллектива – отдельный учащийся, Педагоги коллектива – продукты творчества обучающихся, Малые группы обучающихся – отдельный обучающийся группы обучающихся – продукт труда Взаимоконтроль (Один обучающийся – другой обучающийся), самоконтроль. |
По способам организации | Традиционные (похожие на школьные) Нетрадиционные (не похожие на школьные или применяющиеся в школе редко) |
По характеру контроля |
|
По факту использования ТСО, ИКТ | Машинный, безмашинный |
По характеру деятельности обучающегося в ходе контроля. | Устный, письменный, практический, концертный, соревновательный, презентационный. |
По времени применения | Предварительный; текущий: начальный, исходный, рубежный, поэтапный; итоговый, заключительный. |
По массовости | Индивидуальный, фронтальный, групповой |
По наличию дидактического материала |
|
Некоторые примеры форм контроля в зависимости от направленности образовательной программы:
- Освоение теоретической информации
- Освоение навыков практической деятельности по содержанию программы
- Приобретение опыта самостоятельной деятельности
- Стремление к обретению опыта творческой деятельности.
Преподавателем в баллах выставляются отметки по показанным выше параметрам. Затем в индивидуальном порядке беседы с воспитанниками эти баллы сравниваются с теми оценками, которые воспитанник поставил себе сам. По результатам сопоставления проводится рефлексивная беседа. Основной целью индивидуального собеседования ставится задача развития критического мышления, экспертных умений, и забота о сохранении такого качества в воспитаннике, как вера в свои силы. Диагностика креативности (стремления к творческой деятельности) проводится по наблюдениям не только во время творческих конкурсов, но и во время участия в работе экспертной комиссии по отбору изделий на творческие выставки.
Примеры различных методик диагностики компетентностей
1.Методики наблюдения за детьми
Вопросы для наблюдения за детьми в процессе творчества
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Увлечен ли занятиями? | Меняет ли идею в процессе работы? | Много ли деталей использует в работе? Есть ли между ними связь? | Много ли делает работ? | Сложна ли работа (интересный сюжет, композиция)? | Что предпочитает в работе? | Поведение во время занятий | ||||||||||||||
Процесс | Результат | Общение с педагогом | Общение с детьми | Эстетическое окружение | Чувствительный | Коммуникативный | Доброжелательный | Раздражительный | Пугается трудностей | Разговорчивый | Общительный | Деятельный | Самостоятельный | Молчаливый | Любит помощь | |||||||
1. | ||||||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||||||||
6. | ||||||||||||||||||||||
7. | ||||||||||||||||||||||
8. | ||||||||||||||||||||||
9. | ||||||||||||||||||||||
10. | ||||||||||||||||||||||
11. | ||||||||||||||||||||||
12. |
Индивидуальная карточка учёта
результатов интеллектуальных умений
Фамилия, имя ребёнка_____________________________________
Возраст__________________________________________________
Название детского объединения_____________________________
Ф.И.О. педагога___________________________________________
Дата начала наблюдения____________________________________
№ п/п | Параметры результативности | Оценка (баллы) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. | Сосредоточенно работать над учебным материалом более или менее интересным | |||||
2. | Сосредоточенно работать, даже если твоя работа не будет иметь успеха | |||||
3. | Ответственно относиться к выполнению различных поручений на занятии | |||||
4. | Выполнять индивидуальные задания на занятии | |||||
5. | Выполнять задания вне занятия, т.е. дома | |||||
6. | Организовывать работу других на занятии | |||||
7. | Помогать другим обучающимся по заданию педагога | |||||
Общая сумма баллов: |
Баллы:
1 – не умею
2 – умею иногда
3 – умею с чьей-то помощью
4 – умею, но в зависимости от сложности материала
5 – умею всегда
Оценка результатов по уровням:
Низкий уровень – 9 – 18 баллов
Средний уровень – 19 – 36 баллов
Высокий уровень – 36 – 45
Индивидуальная карточка учёта
проявления творческих способностей
Фамилия, имя ребёнка________________________________________
Возраст____________________________________________________
Название детского объединения________________________________
Ф.И.О. педагога_____________________________________________
Дата начала наблюдения______________________________________
№ п/п | Параметры результативности | Оценка (баллы) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. | Участие в проведении праздников, концертов | |||||
2. | Участие в конкурсах | |||||
3. | Работа по образцу | |||||
4. | Работа с внесением изменений | |||||
5. | Работа над своим вариантом | |||||
6. | Конструирование | |||||
7. | Владение техникой | |||||
8. | Придумывание композиций | |||||
9. | Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию | |||||
Общая сумма баллов: |
Баллы:
1 – не умею
2 – умею иногда
3 – умею с чьей-то помощью
4 – умею, но в зависимости от сложности материала
5 – умею всегда
Оценка результатов по уровням:
Низкий уровень – 9 – 18 баллов
Средний уровень – 19 – 36 баллов
Высокий уровень – 36 – 45
Программа наблюдения на занятии в детском коллективе
«Уровень овладения общими учебными умениями»
Умения | Уровни | ||
Полностью | Частично | Не владеет | |
Принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель | |||
Прогнозировать результаты работы | |||
Готовить рабочее место в соответствии с требованиями заданием | |||
Планировать ход выполнения задания | |||
Рационально выполнять задание | |||
Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы | |||
Высказываться устно в виде: | |||
1) рассказа; | |||
2) тематического ответа; | |||
3) характеристики; | |||
4) сообщения или доклада; | |||
5) сообщения или доклада; | |||
6) рецензии или аннотации текста; | |||
7) рецензии ответа товарища. | |||
Участвовать в учебном диалоге | |||
Включаться в коллективное обсуждение проблем | |||
Работать со справочной и дополнительной литературой: | |||
1) понимать и пересказывать прочитанное; |
| ||
2) находить нужную информацию в тексте; выделять главное
главное в тексте; | |||
3) представить основное содержание текста в виде тезисов; | |||
4) конспектировать текст; | |||
5) составлять вопросы по тексту. | |||
Усваивать информацию со слов педагога | |||
Усваивать информацию с помощью технических средств |
2.Методики изучения умений и навыков, приобретенных учащимися
Данные методики используются для анализа уровня приобретенных учащимися умений и навыков. Методики могут проводиться как в конце учебного года, так и по окончанию изучения какой-либо темы или раздела программы.
Для проведения методики педагог составляет список умений и навыков учащихся, обозначенных в задачах и в ожидаемых результатах образовательной программы. В карту заносится весь списочный состав группы.
Карта заполняется педагогом на основе наблюдения за выполнением учащимися предложенных им заданий. Результаты в карту заносятся с помощью условных обозначений. Например:
(+) – выполнено самостоятельно и качественно;
(*) - выполнено с помощью педагога;
(-) – не выполнено.
(Условные обозначения педагог может изменять).
После заполнения карты педагог анализирует уровень приобретенных умений и навыков учащихся и делает выводы. Можно представить процентное соотношение «самостоятельно выполненных заданий» к «выполненным с помощью педагога» и «невыполненным». На основе полученных данных педагог корректирует педагогическую деятельность, индивидуальные маршруты учащихся, составляет отчеты по деятельности.
Примеры:
Карта умений и навыков учащихся творческого объединения «…»
1 года обучения
№ | ФИ ребенка | Показатели результатов из программы | Показатели результатов из программы | Показатели результатов из программы | Показатели результатов из программы | Показатели результатов из программы |
Карта умений и навыков учащихся …
Данная методика используется для анализа приобретенных умений и навыков учащимися объединения…. года обучения ….
№№ | Ф.И. ребенка | Показатели результатов из программы | Показатели результатов из программы | Показатели результатов из программы | Показатели результатов из программы | Показатели результатов из программы | Показатели результатов из программы | Показатели результатов из программы | Итого: (%) | |
+ | - | |||||||||
Условные обозначения:
(+) – умеет и делает хорошо;
(*) – делает недостаточно хорошо;
(-) – не умеет.
Карта самооценки учащихся творческого объединения «…»
Данная методика используется для анализа самооценки учащихся. Методика помогает выяснить уровень самооценки учащихся, способствует осознанию учащимися значимости занятий в системе дополнительного образования.
Методика проводится в конце учебного года.
Для проведения методики педагог составляет список умений и навыков учащихся, обозначенных в задачах и в ожидаемых результатах образовательной программы, и заготавливает необходимое количество бланков.
Учащиеся заполняют карту, отмечая свой выбор любым знаком.
После заполнения карты педагог анализирует уровень самооценки учащихся, сопоставляет самооценку учащегося и оценку педагога.
Программа | Я знаю | Я могу | ||||
Не знаю | Немного | Уверенно | Самостоятельно | С подсказ кой педагога | С помощью педагога | |
Показатели результатов из программы | ||||||
Показатели результатов из программы | ||||||
Показатели результатов из программы | ||||||
Показатели результатов из программы |
Карта самооценки учащимся и экспертной оценки педагогом
компетентности учащегося
Данная методика предназначена для диагностики результатов освоения учащимися образовательной программы. Кроме того, методика способствует обучению ребёнка оценивать уровень достигнутых компетентностей (теоретических знаний, опыта практической деятельности, творчества и сотрудничества), позволяет педагогу осуществлять наблюдение за формированием навыка самооценки обучающегося.
Анкета предназначена для учащихся 12-16 лет.
Проведение методики осуществляется в 2 этапа. На первом - учащимся предлагается по пятибалльной шкале отметить уровень определённых компетентностей, приобретенных в процессе освоения программы. Для этого обучающийся зачёркивает в верхней графе цифру, соответствующую той оценке, которую он готов себе поставить. На втором этапе педагог в нижней графе отмечает свою оценку уровня достижений обучающегося.
Для проведения анкетирования потребуется:
- обеспечить каждого обучающегося в коллективе бланком анкеты;
- правильно выбрать время анкетирования (лучше в начале занятия, пока обучающиеся не устали);
- организовать анкетирование в проветренном учебном кабинете, где имеются столы, ручки, необходимое для письменной работы освещение.
Перед началом процедуры анкетирования педагог или психолог объясняет ребятам, для чего проводится опрос и правила заполнения бланков анкет.
Бланк анкеты
Дорогой друг!
Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил, занимаясь в кружке (коллективе) в этом учебном году и зачеркни соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая).
1 | Освоил теоретический материал по разделам и темам программы (могу ответить на вопросы педагога) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Знаю специальные термины, используемые на занятиях | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | Научился использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | Умею выполнить практические задания (упражнения, задачи, опыты и т.д.), которые дает педагог | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | Научился самостоятельно выполнять творческие задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | Умею воплощать свои творческие замыслы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7 | Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8 | Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9 | Научился получать информацию из различных источников | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10 | Мои достижения в результате занятий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Обработка анкет и интерпретация результатов.
При обработке анкеты ответы группируются по следующим категориям:
- освоение теоретической информации - пункты 1, 2, 9;
- опыт практической деятельности - пункты 3, 4;
- опыт творчества - пункты 5, 6;
- опыт сотрудничества - пункты 7, 8.
Самооценка учащегося и экспертные оценки педагога суммируются, вычисляется среднеарифметическое значение по каждой компетентности, и далее по освоению программы в целом.
Подобная логика проведения анкетирования позволяет не только определить уровень компетентностей учащихся, но и выявить особенности их самооценки на основании сравнения мнения детей с мнением педагога.
Итоги анкетирования могут быть учтены педагогом в учебной и воспитательной работе, при предъявлении результатов освоения учащимися образовательных программ. Кроме того, анализ этих данных, их динамики может стать предметом разговора с родителями. По желанию обучающегося данные анкетирования могут включаться в разделы его портфолио, такие как «Оценка достижений», «Портфолио отзывов».
3.Методика «Образовательные потребности»
Данная методика является модификацией методики «Анализ социального заказа системе дополнительного образования» Н.Ю. Конасовой и предназначена для выявления специфики (спектр, качество, удовлетворенность) образовательных потребностей учащихся, занимающихся в УДОД или в ОДОД.
Ребятам предлагается ответить на вопросы анкеты, которые дают возможность выяснить цели посещения детьми объединений и занятий в творческих коллективах.
Анкеты составлены с учетом возрастных особенностей учащихся для двух категорий: 6-11 и 12-16 лет. Если в одном коллективе занимаются учащиеся обеих возрастных категорий, то им соответственно предлагаются разные анкеты.
Для проведения анкетирования необходимо, чтобы каждый учащийся имел индивидуальный бланк с перечнем вопросов. Перед началом процедуры педагог или психолог объясняет детям, для чего проводится опрос и правила заполнения анкет.
Варианты бланков анкет
Анкета для учащихся 6-11 лет
Дорогой друг!
- Внимательно прочитай предложенные ниже утверждения и отметь любым значком свой выбор.
Вариант ответа | Твое мнение |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
2.Благодаря занятиям в коллективе (кружке) я: (отметь любым знаком варианты ответов, которые соответствуют твоему мнению)
Вариант ответа | Твое мнение |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Напиши, пожалуйста:
- Фамилию, имя ____________________________________________________
- Сколько тебе лет____________________________
- В каком коллективе (кружке) ты занимаешься?________________
5. Сколько лет ты занимаешься в этом коллективе (кружке)?______________
Анкета для учащихся 12-16 лет
Дорогой друг!
- Какие цели ты ставишь перед собой, занимаясь в данном коллективе (кружке), и в какой степени можешь их удовлетворить? Внимательно прочитай предложенные варианты и в графе «Выбор» отметь знаком «+» ответы, соответствующие твоим целям. Далее в графе «Степень удовлетворения» постарайся определить, в какой степени твои цели реализуются.
Напиши, пожалуйста:
- Фамилию, имя ____________________________________________________
- Сколько тебе лет____________________________
- В каком коллективе (кружке) ты занимаешься?________________
- Сколько лет ты занимаешься в этом коллективе (кружке)?______________
Обработка анкет и интерпретация результатов.
При обработке анкет ответы учащихся группируются по категориям образовательных потребностей.
Для 6-11 лет:
познавательные потребности |
|
потребности коррекции и компенсации |
|
коммуникативные потребности |
|
потребности эмоционального комфорта |
|
потребности творческого развития, самореализации и самоактуализации |
|
Для 12-16 лет:
познавательные потребности |
|
потребности коррекции и компенсации |
|
коммуникативные потребности |
|
потребности эмоционального комфорта |
|
потребности творческого развития, самореализации и самоактуализации |
|
профориентационные потребности |
|
Логику обработки анкет целесообразно построить следующим образом. Сначала анализируются анкеты каждого учащегося и выявляются индивидуальные потребности детей. На основе этого с помощью метода процентного соотношения определяется рейтинг и особенности потребностей учебной группы, всего детского коллектива.
Следует учитывать, что образовательные потребности учащихся меняются с возрастом, по мере освоения образовательной программы. Поэтому целесообразно проводить данную методику регулярно, не менее одного раза в год.
4.Методика «Ценностные ориентации»
Данная методика, разработанная на основе методик изучения ценностных ориентаций М. Рокича и Л.А. Ясюковой, предусматривает изучение направленности личности ребенка, занимающегося в учреждении или отделении дополнительного образования детей. Методика позволяет выявить систему значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры жизнедеятельности учащихся: отношение ребенка к окружающему миру, к самому себе, которые рассматриваются как ценности-цели.
Как показывает практика, жизненные ценности определяются человеком осознанно только в подростковом возрасте. Поэтому данную методику целесообразно проводить для учащихся 12-16 лет.
Методика основана на приеме прямого ранжирования списка ценностей (перечень из 15 ценностей), когда на первое место ребенку предлагается поставить наиболее значимые для него жизненные ценности, а на последнее место - наименее значимые.
Анкетирование проводится анонимно. Однако, для возможности сопоставления итогов нескольких срезов, целесообразно авторизировать анкету (например, предложить учащемуся указать последние 4 цифры своего телефона).
Обработка и интерпретация данных.
При обработке анкет ответы учащихся группируются по категориям жизненных ценностей, и вычисляется их среднеарифметическое значение:
- Материальные ценности – варианты ответов (1+8)/2;
- Личностные морально-волевые ценности – (2+11+12)/3;
- Личные семейно-бытовые ценности – (3+5+6)/3;
- Ценности познания и творчества – (7+9)/2;
- Духовно-культурные ценности – (4+10+14)/3;
- Коммуникативные ценности – (13+15)/2.
Полученные значения дают возможность выстроить иерархию (рейтинг) ценностных ориентаций воспитанника. Это может стать для педагога основой разработки индивидуального образовательного маршрута учащегося с учетом наиболее значимых для него целей. При этом следует учитывать, что важнейшей педагогической задачей является не только учет ценностных ориентаций ребенка, но и при необходимости их развитие.
Кроме того, проведение методики «Ценностные ориентации» в детском коллективе позволяют определить общие тенденции и специфику ценностей-целей группы учащихся, что позволит педагогу корректировать содержание, формы и технологии учебно-воспитательной работы.
Анкетирование учащихся с целью выявления рейтинга их ценностных ориентаций рекомендуется проводить 1 раз в начале учебного года, либо 2 раза – в начале и, как контрольный срез, в конце учебного года.
Вариант бланка анкеты
Дорогой друг!
Каждый человек выбирает для себя наиболее важные жизненные ценности и стремится к ним.
Выбери, пожалуйста, из приведенных ниже характеристик жизненных ценностей, те которые являются важными для тебя, и пронумеруй их по степени важности от 1 до 15 в соответствии с твоими предпочтениями.
Ценности | Степень важности |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
5.Методика учёта результатов работы объединений ОДОД
Информационная карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня
Данная методика используется для фиксации и оценки результатов участия детей в конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровня, то есть для оценки «внешних» достижений.
Выделяются следующие формы «внешнего» предъявления достижений учащихся:
- конкурсы;
- смотры;
- фестивали;
- выставки;
- соревнования;
- конференции, семинары, круглые столы, чтения;
- олимпиады;
- концерты;
- другое.
При заполнении карты целесообразно указывать названия и даты мероприятий, в которых принимал участие ребенок.
Достижения фиксируются на 3-х уровнях:
- коллектива, учреждения;
- города (района);
- международном и российском.
Также определяются качественные показатели результата:
- участие;
- призовые места, дипломы;
- победитель.
Каждому показателю в зависимости от степени значимости соответствует определенный балл.
Обработка и интерпретация данных.
В соответствии с результатами участия ребенка в конкурсах и фестивалях различного уровня в течение учебного года баллы заносятся в карту и суммируются. По сумме баллов определяется рейтинг учащихся, как в учебной группе, так и в детском коллективе в целом по параметру «внешняя» результативность учебных достижений.
Методика может проводиться, как на основе экспертной оценки (педагогом), так и на основе самооценки учащегося.
Выявление и анализ данных результатов целесообразно проводить 2 раза в год: по итогам первого полугодия и года. При регулярном проведении методика позволяет зафиксировать динамику достижений учащихся, а также стимулировать их творческую активность.
Вариант бланка информационной карты
Фамилия, имя учащегося __________________________________________________
Возраст ________________________________________________________________
Название коллектива _____________________________________________________
Год обучения ___________________________________________________________
Дата заполнения карты ___________________________________________________
№ | Формы предъявления достижений | На уровне коллектива учреждения | На уровне района | На уровне города | На международном и российском уровне | ||||||||
Участие (выступление) | Призер, дипломант | Победитель | Участие (выступление) | Призер, дипломант | Победитель | Участие (выступление) | Призер, дипломант | Победитель | Участие (выступление) | Призер, дипломант | Победитель | ||
1 б | 2 б | 3 б | 2 б | 3 б | 4 б | 3 б | 4 б | 5 б | 4 б | 5 б | 6 б | ||
1. | Конкурсы | ||||||||||||
2. | Смотры | ||||||||||||
3. | Фестивали | ||||||||||||
4. | Выставки | ||||||||||||
5. | Соревнования | ||||||||||||
6. | Конференции, семинары, круглые столы, чтения | ||||||||||||
7 | Олимпиады | ||||||||||||
8 | Концерты | ||||||||||||
9 | Другое | ||||||||||||
Итого: | |||||||||||||
Общая сумма баллов: |
Второй вариант бланка информационной карты
Название коллектива_________________________________________________
Год обучения _______________________________________________________
Дата заполнения карты_______________________________________________
№ п/п | Формы предъявления достижений | На уровне коллектива учреждения | На уровне города (района) | На международном уровне и Российском уровне | ||||||
Участие (выступление) | Призёр, дипломант | Победитель | Участие (выступление) | Призёр, дипломант | Победитель | Участие (выступление) | Призёр, дипломант | Победитель | ||
1. | Конкурсы | |||||||||
2. | Смотры | |||||||||
3. | Фестивали | |||||||||
4. | Выставки | |||||||||
5. | Соревнования | |||||||||
6. | Концерты | |||||||||
7. | Конференции, семинары | |||||||||
8. | Круглые столы, чтения | |||||||||
9. | Олимпиады | |||||||||
10. | Другое (вписать форму предъявления достижения) | |||||||||
ИТОГО (участников) | ||||||||||
Общее количество участников |
В графы вписывается количество участников
6.Методика «Анализ состава учащихся»
Сохранность контингента – один из важнейших показателей результативности работы педагога. Для оценки данного показателя разработана карта анализа состава учащихся.
Карты предлагаются для заполнения педагогам образовательных учреждений. Данные об изменениях в коллективе фиксируются на трех этапах – в начале, середине и конце учебного года.
Данная методика позволяет оценить выполнение педагогами формальных требований к организации образовательного процесса (наполняемость групп в соответствии с программой и санитарно-гигиеническими требованиями) и проследить реальный «отсев» детей в течение года (первая часть карты).
Вторая часть карты дает возможность проанализировать качественный состав учащихся, то есть «текучесть» контингента.
Вариант бланка
Анализ состава учащихся
Фамилия, имя, отчество педагога
Название коллектива_______________________________________
Дата заполнения карты ____________________________________
1. Данные о количественном составе учащихся
Дата | 1 год обучения | 2 год обучения | 3-й и последующие года обучения | Всего | ||||
Кол-во групп | Кол-во детей | Кол-во групп | Кол-во детей | Кол-во групп | Кол-во детей | Кол-во групп | Кол-во детей | |
На 1 октября | ||||||||
На 1 января | ||||||||
На 1 мая |
Общий процент отсева учащихся
2. Данные о качественном составе учащихся
Дата | 1 год обучения | 2 год обучения | ||
Количество новых детей | % | Количество новых детей | % | |
На 1 сентября | - | - | ||
На 1 января | ||||
На 1 мая |
Общий процент обновления состава учащихся______________________________
Обработка данных.
При обработке данных о количественном составе учащихся за 100% принимается исходное количество детей (на 1 сентября).
Эта часть схемы помогает отследить отсев детей, как в группах определенного года обучения, так и в составе всех групп конкретного преподавателя.
При анализе общего процента отсева необходимо помнить, что наполняемость групп первого, второго, третьего и последующих годов обучения должна быть соответственно равна 15, 12 и 10 человекам в группе, если нет особых условий реализации программы.
Анализируя качественный состав учащихся, за 100% принимается количество детей, исходное для подсчитываемых изменений. Так, для изменений на 1 января - 100% - это количество детей на 1 сентября, и для вычисления процента обновления на 1 мая – это количество детей на 1 января.
Таким образом, общий процент обновления – средний процент по всем группам и годам обучения педагога, считается по формуле:
(% + % + %)
Общий % обновления = ------------------------------------------------------------
кол-во подсчитываемых значений,
То есть общий процент обновления состава учащихся рассматривается как среднее арифметическое полученных процентов обновления в указанных группах и периодах. В этом случае мы получаем некую усредненную характеристику динамики изменения качественной характеристики состава.
Однако для расчета общего процента обновления можно использовать и другую формулу. Он может быть посчитан как количество новых детей во всех группах данного педагога по состоянию на 1 мая по отношению к количеству детей на 1 сентября, взятое в процентном отношении.
Использование двух способов расчета общего процента и сравнение полученных результатов дают полную картину изменений в составе учащихся.
Чем ниже общий процент отсева, а также процент обновления состава, тем, соответственно, выше сохранность контингента.
7.Методика оценки результативности реализации образовательной программы
Данная методика предполагает определение педагогом уровня освоения учащимися образовательной программы на основе заполнения информационной карты и представляет собой вариант методики «Информационная карта освоения учащимися образовательной программы»
Педагог по итогам анализа различных диагностических методик (контрольных работ, зачетов, учебных тестов, анкетирования, анализа творческих работ и т.д.), а также участия детей в смотрах, соревнованиях, фестивалях, олимпиадах, концертах и др., в массовых мероприятиях оценивает по 5-балльной шкале освоение учащимися программы по параметрам, указанным в бланке карты.
После оценки каждого параметра результативности освоения программы, все баллы суммируются. На основе общей суммы баллов определяется общий уровень освоения программы за учебный год в соответствии с нижеприведенной шкалой.
Информационная карта может быть использована для оценивания уровня освоения каждой темы, определенного этапа программы или программы в целом. Применение методики в долгосрочном периоде времени позволит педагогу и родителям увидеть динамику личностного развития каждого ребенка в отдельности и детского коллектива в целом.
Если по данной программе обучается сразу несколько групп детей, педагог имеет возможность провести сравнительный анализ уровня освоения программы (темы занятия) между такими группами.
Постоянное использование информационной карты поможет педагогу проводить мониторинг результативности образовательного процесса.
На основе анализа информационных карт, заполненных педагогом, (родителями) дается общая характеристика уровня освоения программы ребенком (учебной группой).
Карта оценки результативности реализации образовательных программ
Название программы, ее длительность ____________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога ________________________________________
Фамилия, имя учащегося _______________________________________________
Год обучения по программе _____________________________________________
Параметры результативности реализации программ | Характеристика низкого уровня результативности | Оценка уровня результативности | Характеристика высокого уровня результативности | ||||
Очень слабо | Слабо | Удовлетворит. | Хорошо | Очень хорошо | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Опыт освоения теоретической информации (объём, прочность, глубина) | Информация не освоена | Информация освоена полностью в соответствии с задачами программы | |||||
Опыт практической деятельности (степень освоения способов деятельности: умения и навыки) | Способы деятельности не освоены | Способы деятельности освоены полностью в соответствии с задачами программы | |||||
Опыт эмоционально-ценностных отношений (вклад в формирование личностных качеств учащегося) | Отсутствует позитивный опыт эмоционально-ценностных отношений (проявление элементов агрессии, защитных реакций, негативное, неадекватное поведение) | Приобретён полноценный, разнообразный, адекватный содержанию программы опыт эмоционально-ценностных отношений, способствующий развитию личностных качеств учащегося | |||||
Опыт творчества | Освоены элементы репродуктивной, имитационной деятельности | Приобретён опыт самостоятельной творческой деятельности (оригинальность, индивидуальность, качественная завершенность результата) | |||||
Опыт общения | Общение отсутствовало (ребёнок закрыт для общения) | Приобретён опыт взаимодействия и сотрудничества в системах «педагог-учащийся» и «учащийся-учащийся». Доминируют субъект-субъектные отношения | |||||
Осознание ребёнком актуальных достижений. Фиксированный успех и вера ребёнка в свои силы (позитивная «Я-концепция») | Рефлексия отсутствует | Актуальные достижения ребёнком осознаны и сформулированы | |||||
Мотивация и осознание перспективы | Мотивация и осознание перспективы отсутствуют | Стремление ребёнка к дальнейшему совершенствованию в данной области (у ребёнка активизированы познавательные интересы и потребности) |
Общая оценка уровня результативности:
7-20 балла – программа в целом освоена на низком уровне;
21-28 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне;
29-35 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне.
Информационная карта освоения учащимися
образовательной программы
Данная методика предполагает определение педагогом уровня освоения воспитанниками образовательной программы на основе заполнения информационной карты.
Педагог по итогам анализа различных диагностических методик (контрольных работ, зачетов, учебных тестов, анкетирования, анализа творческих работ и т.д.), а также участия детей в смотрах, соревнованиях, фестивалях, олимпиадах, концертах и др., в массовых мероприятиях оценивает по 3-х бальной шкале освоение учащимися программы по следующим параметрам:
- опыт освоения теории (теоретические знания в соответствии с требованиями программы);
- опыт освоения практической деятельности (умения и навыки, предусмотренные программой);
- опыт творческой деятельности (динамика от репродукции, имитации к созданию оригинальных самостоятельных «продуктов»);
- опыт эмоционально-ценностных отношений (динамика в проявлении позитивных личностных качеств);
- опыт социально-значимой деятельности (участие ребенка в детском активе группы и коллектива, учреждения, различных мероприятий социально-значимой направленности: благотворительные концерты, акции и т.д.).
После оценки каждого параметра результативности освоения программы, все баллы суммируются. На основе общей суммы баллов определяется общий уровень освоения программы за учебный год в соответствии с нижеприведенной шкалой.
Использование информационной карты при оценке степени освоения воспитанником образовательной программы позволяет провести сравнительный анализ мнения педагога и ребенка. Для этого ребенком заполняется карта самооценки освоения образовательной программы, а педагогом – информационная карта освоения учащимися образовательной программы. Особых различий между бланком карты самооценки воспитанника и информационной картой, которую заполняет педагог, нет.
Информационная карта также может быть использована для оценивания уровня освоения каждой темы, определенного этапа программы или программы в целом. Применение методики в долгосрочном периоде времени позволит педагогу и родителям увидеть динамику личностного развития каждого ребенка в отдельности и детского коллектива в целом.
Методика не имеет возрастных ограничений, однако, самооценку уровня освоения программы рекомендуется проводить с учащимися 12-16 лет.
Для изучения уровня освоения программы в течение года, педагогу необходимо, используя информационную карту, провести 2 контрольных среза – по итогам первого полугодия и в конце учебного года.
Если по данной программе обучается сразу несколько групп детей, педагог имеет возможность провести сравнительный анализ уровня освоения программы (темы занятия) между такими группами.
Постоянное использование информационной карты поможет педагогу проводить мониторинг результативности образовательного процесса.
Для повышения степени достоверности информации об уровне освоения воспитанниками образовательной программы, возможно использовать информационную карту и в работе с родителями. В этом случае информационная карта раздается родителям учащихся в конце полугодия и года.
На основе анализа информационных карт, заполненных педагогом, воспитанниками (родителями) дается общая характеристика уровня освоения программы ребенком (учебной группой).
Варианты бланков карт
Анкета для педагога
Информационная карта освоения учащимися образовательной программы
Название программы, ее длительность______________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога___________________________________________
Фамилия, имя воспитанника______________________________________________
Год обучения по программе______________________________________________
№ | Параметры результативности освоения программы | Оценка педагогом результативности освоения программы | ||
1 балл (низкий уровень) | 2 балла (средний уровень) | 3 балла (высокий уровень) | ||
1. | Опыт освоения теории | |||
2. | Опыт освоения практической деятельности | |||
3. | Опыт творческой деятельности | |||
4. | Опыт эмоционально-ценностных отношений | |||
5. | Опыт социально-значимой деятельности | |||
Общая сумма баллов: |
Обработка анкет и интерпретация результатов.
Оценка педагогом результативности освоения программы в целом (оценивается по общей сумме баллов):
1-4 балла – программа в целом освоена на низком уровне;
5-10 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне;
11-15 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне.
Анкета для учащихся (12-16 лет)
Информационная карта самооценки освоения образовательной программы
Дорогой друг!
Перед тобой анкета, которая позволит тебе узнать, насколько хорошо ты усвоил образовательную программу. Для этого тебе необходимо заполнить информационную карту самооценки. При заполнении карты обязательно указывается название образовательной программы; фамилия, имя, отчество педагога, у которого ты обучаешься по программе; твой год обучения (1-й, 2-й, 3-й год). Когда анкета будет заполнена, проводится обработка данных. Заполнить такую же информационную карту ты можешь попросить своих родителей, а потом сравнить полученные результаты.
Фамилия, имя_________________________________________________________
Дата заполнения_____________________________________________________
Название программы_________________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога_______________________________________
Год обучения по программе___________________________________________
№ | Параметры результативности освоения программы | Самооценка результативности освоения программы | ||
1 балл (низкий уровень) | 2 балла (средний уровень) | 3 балла (высокий уровень) | ||
1. | Опыт освоения теории | |||
2. | Опыт освоения практической деятельности | |||
3. | Опыт творческой деятельности | |||
4. | Опыт эмоционально-ценностных отношений | |||
5. | Опыт социально-значимой деятельности | |||
Общая сумма баллов |
Обработка анкет и интерпретация результатов.
Оценка результативности освоения программы в целом (оценивается по общей сумме баллов):
1-4 балла – программа в целом освоена на низком уровне;
5-10 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне;
11-15 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне.
После того, как педагогом заполнены информационные карты всех учащихся, выстраивается рейтинг уровня освоения воспитанниками образовательной программы. Рейтинг может проводиться как по каждому параметру информационной карты, так и по общей сумме баллов. При этом целесообразно учитывать мнение учащихся и их родителей.
8.Методика изучения удовлетворённости родителей работой объединений дополнительного образования
Анкета «Позиция родителей в образовательном процессе»
Результативность образовательного процесса в определенной степени обусловлена позицией родителей по отношению к занятиям ребенка в ОДОД, которая может проявляться как:
- партнерские отношения;
- ситуативное содействие;
- нейтралитет (отсутствие интереса к занятиям ребенка в дополнительном образовании).
Изучение позиции родителей осуществляется на основе анкеты, разработанной участниками лаборатории педагогов-исследователей. Для проведения анкетирования родителям выдаются индивидуальные бланки с перечнем вопросов. Целесообразно проводить анкетирование во время встреч педагога с родителями (родительские собрания, попечительские советы и т. д.), но при необходимости бланк с вопросами можно дать родителям заполнить дома.
Анкету может заполнить любой представитель семьи. Анкета заполняется анонимно.
Вариант бланка анкеты для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас выбрать один из предложенных ответов на данные вопросы, отметив его галочкой (подчеркнуть) или предложить свой вариант ответа.
- Какую роль в жизни Вашего ребенка играют занятия в нашем учреждении?
- Значительную.
- Второстепенную.
- Практически никакую.
- Ваш ребенок занимается в детском творческом объединении в учреждении дополнительного образования. Какое место занимает в ваших повседневных взаимоотношениях, разговорах, обмене мнениями тема его занятий?
- Вы принимаете активное участие в его занятиях (контролируете посещаемость, интересуетесь успехами ребёнка, морально поддерживаете ребенка).
- Вы соблюдаете «позитивный нейтралитет»; делами ребенка интересуетесь, но на занятия он ходит сам (вы не контролируете, пошел ли он на занятия или нет), с преподавателем встречаетесь редко.
- Вы достаточно равнодушны к занятиям вашего ребенка творчеством; посещаемость занятий не контролируете.
- Иной вариант ________________________________________________
- Дали ли бы Вы согласие на участие ребенка в серьезном проекте (олимпиаде, экспедиции, творческой поездке, фестивале, выставке или конкурсе), если при этом:
- Требуются значительные для вашей семьи материальные вложения?
А) Да.
Б) Нет.
В) По ситуации.
- Требуется напряженный режим занятий в течение определенного времени, и это может привести к снижению активности в школьных занятиях и изменению привычного распорядка?
А) Да.
Б) Нет.
В) По ситуации.
- Мероприятие нарушает Ваши планы на выходные (праздничные или каникулярные) дни?
А) Да.
Б) Нет.
В) По ситуации.
- Участвуете ли Вы в жизни детского коллектива, в котором занимается Ваш ребенок? А именно:
1.Помогаете педагогу в организации и проведении коллективных мероприятий, решении проблем коллектива -
А) регулярно;
Б) иногда;
В) практически никогда.
2.Помогаете педагогу в материально-техническом оснащении образовательного процесса -
А) регулярно;
Б) иногда;
В) практически никогда.
3.Посещаете текущие мероприятия коллектива (концерты, праздники, родительские собрания, встречи с педагогом, консультации для родителей и т.д.) -
А) регулярно;
Б) иногда;
В) практически никогда.
Обработка анкет и интерпретация результатов.
При обработке результатов анкетирования используется следующая таблица баллов, соответствующих различным вариантам ответов родителей на вопросы:
Варианты ответов | Номер вопроса | |||||||
1 | 2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 4.3 | |
1) или А | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
2) или Б | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
3) или В | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Суммарный балл от 10 до 16 характеризует позицию родителей как партнерские отношения (высокий уровень взаимодействия); от 5 до 9 баллов – позиция - ситуативное взаимодействие (средний уровень); менее 5 – нейтралитет (низкий уровень).
Используя метод процентного соотношения, можно также выявить для каждого отдельного детского коллектива процент родителей с различной позицией.
Полученные данные могут стать основой для корректировки плана работы педагога с родителями, помочь в планировании такой работы учреждения в целом, а также стать предметом обсуждения, как на педагогических советах, так и на родительских собраниях и конференциях.
ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
(комплексная методика А. А. Андреева)
Часть I
Цель: получить количественно выраженную информацию об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании у их детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств.
Ход анкетирования
Родителям предлагается заполнить бланк анкеты:
Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают Ваши дети (Ваш ребенок), воспитывает у них (у него) перечисленные ниже качества личности.
При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:
5 - в полной мере;
4 - в значительной степени;
3 - на достаточном уровне;
2 - в незначительной степени;
1 - практически нет.
Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей личной точке зрения.
5 4 3 2 1 1. Аккуратность (умение содержать в порядке вещи).
5 4 3 2 1 2. Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах).
5 4 3 2 1 3. Ответственность (умение держать слово).
5 4 3 2 1 4. Воля (умение не отступать перед трудностями).
5 4 3 2 1 5. Хорошие манеры поведения.
5 4 3 2 1 6. Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни).
5 4 3 2 1 7. Образованность.
5 4 3 2 1 8. Ум (способность здраво и логично мыслить).
5 4 3 2 1 9. Высокие жизненные запросы.
5 4 3 2 1 10. Самостоятельность (способность самому принимать ответственные жизненные решения).
5 4 3 2 1 11. Честность в отношениях с людьми.
5 4 3 2 1 12. Доброта в отношениях с людьми.
5 4 3 2 1 13. Чуткость в отношениях с людьми.
5 4 3 2 1 14. Справедливость в отношениях с людьми.
5 4 3 2 1 15. Терпимость к взглядам и мнениям других.
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
При обработке результатов следует названные в анкете качества личности разделить на три группы:
а) блок поведенческих качеств (1-5);
б) блок жизненной компетентности (6-10);
в) блок морально-психологических качеств личности (11-15).
Необходимо подсчитать средний показатель оценок родителей по каждому блоку, а также общий средний показатель по всей совокупности предложенных 15 качеств. Полученные показатели надо соотнести с использованной при анкетировании шкалой. Если средний показатель окажется ниже 3 баллов, то это свидетельствует об оценке родителями роли образовательного учреждения в развитии перечисленных качеств личности у ребенка как недостаточной.
Часть II
Цель: получить количественно выраженную информацию об оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем.
Ход анкетирования
Родители заполняют опросный лист со следующим текстом:
Утверждения | Совершенно неверно | Едва ли это верно | Скорее всего, верно | Совершенно верно |
Образовательное учреждение помогает ребенку:
2) учиться решать жизненные проблемы; 3) учиться преодолевать жизненные трудности; 4) учиться правильно общаться со сверстниками; 5) учиться правильно общаться с взрослыми | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Обведите, пожалуйста, кружком номер утверждения, наиболее близкого Вашей точке зрения на образовательное учреждение, в котором обучается Ваш ребенок (Ваши дети).
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ Подсчитывается средний показатель оценки родителей по всей совокупности предложенных утверждений. Его значение сопоставляется со шкалой оценивания, использованной в данной методике. Если полученный показатель окажется меньше 3 баллов, то результаты опроса свидетельствуют о низкой оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем.
Часть III
Цель: получить содержательную информацию о степени соответствия жизнедеятельности образовательного учреждения представлениям о жизни и жизненным ценностям родителей.
Родителям предлагается заполнить бланк анкеты (возможно проведение и в устной форме, но с обязательной фиксацией содержания ответов):
- Что больше всего радует Вас в жизни?
- Что больше всего радует в жизни Вашего ребенка (Ваших детей)?
- Какие качества Вы больше всего цените в людях?
- Чего Вы больше всего боитесь в жизни?
- Чего больше всего боится в жизни Ваш ребенок (Ваши дети)?
- Какие качества больше всего ценит Ваш ребенок (Ваши дети) в других людях?
7. Какими видите жизненные перспективы Вашего ребенка (Ваших детей)?
- Каким должно быть хорошее учебное заведение?
- В какой степени учебное заведение, где учится Ваш ребенок (Ваши дети), отвечает этим требованиям?
10. Чем и как Вы помогаете учебному заведению в воспитании Вашего ребенка (Ваших детей)?
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
Проводится качественный анализ ответов конкретного родителя, возможно обобщение содержания ответов на каждый вопрос различных социально-демографических групп родителей.
АНКЕТА «ГОЛОС РОДИТЕЛЯ»
Цель: через родителей собрать и уточнить более подробные сведения об учащихся: их отношение к школе, приоритетность тем или иным учебным дисциплинам, взаимоотношения со сверстниками и педагогами; выявить влияние родителей на своих детей.
Анкета предназначена для родителей подростков.
Ход анкетирования
При анкетировании родителей (на родительских собраниях) важно вначале указать цель анкетирования и показать возможность использования результатов анкеты в работе с подростками.
- С каким настроением Ваш сын (дочь) идет в учебное заведение?
- С какими трудностями сталкивается в учебном заведении Ваш сын (дочь)?
- Бывают ли у него трудности в общении с одноклассниками, учителями?
- Есть ли у него друзья в классе? Знаете ли Вы о них?
- Оказываете ли Вы своему ребенку помощь в подготовке к занятиям, в разрешении конфликтов и т. п.?
- Назовите лучшие качества сына (дочери).
- Какие черты характера сына (дочери) Вас огорчают?
- Всегда ли совпадают мнения в семье по вопросам воспитания сына (дочери)?
- Могли бы Вы поделиться опытом воспитания в семье?
ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
РАБОТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
(методика Е. Н. Степанова)
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.
Ход тестирования
На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 - совершенно согласен;
3 - согласен;
2 - трудно сказать;
1 - не согласен;
0- совершенно не согласен.
Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.
4 3 2 1 0
В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.
4 3 2 1 0
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.
4 3 2 1 0
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребенка
4 3 2 1 0
В классе, где учится наш ребенок, хороший классный руководитель.
4 3 2 1 0
Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.
4 3 2 1 0
Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.
4 3 2 1 0
В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.
4 3 2 1 0
В учебном заведении работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.
4 3 2 1 0
Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.
4 3 2 1 0
В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.
4 3 2 1 0
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (У) определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.
Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.
Анкета, предлагаемая родителям в середине года
Уважаемые родители!
Мы обращаемся к Вам с надеждой выявить проблемы, которые волнуют Вас, детей, педагогов. Мы хотим посмотреть на свою работу Вашими глазами, чтобы усовершенствовать ее с учетом Ваших пожеланий. Просим ответить на наши вопросы, но если Вы на какой-то вопрос затрудняетесь ответить, можете его оставить без ответа.
- Видите ли Вы результаты обучения?
- Делится ли ребенок впечатлениями после занятий, о чем рассказывает
ребенок больше всего? - Какие занятия в ОДОД принесли Вашему ребенку наибольшую пользу?
- Устраивает ли Вас программа, предложенная педагогом?
- Как ощущает Ваш ребенок учебную нагрузку?
- Как влияют занятия в коллективе на учебу в школе?
- Испытывает ли Ваш ребенок на занятиях чувство симпатии к
педагогу? - К чему Ваш ребенок на занятиях в коллективе проявляет устойчивый
интерес, а к чему интерес ослаб? В чем Вы видите причину? - Какие трудности испытывают Ваши дети и Вы:
- в общении с педагогом
- в общении с детьми
- в освоении программы
- другие трудности (укажите какие)
- Удалось ли Вашему ребенку найти интересных друзей среди детей нашего коллектива?
- Ваше мнение о проведенном мероприятии.
- Ваши пожелания педагогу.
Благодарим Вас за сотрудничество!
Анкета для родителей
1 блок — Знакомство с коллективом и программой
- Как (от кого) Вы узнали о нашем коллективе?
- По какому принципу Вы выбрали наш коллектив?
- Что Вас заинтересовало в работе нашего коллектива?
- Какими знаниями, умениями и навыками Вы хотели, чтобы овладел Ваш
ребенок? - Какую форму оценивания Вашего ребенка Вы предлагаете?
- блок — Определение мотива выбора
- Какую цель Вы ставите, отдавая ребенка в наш коллектив?
- Что является главным в занятиях Вашего в коллективе?
- Какая форма занятий для Вашего ребенка является наиболее приемлемой?
3 блок — Информация о ребенке
- Выбрал ли Ваш ребенок наш коллектив самостоятельно или ему кто-то
посоветовал? - Какие проблемы, на Ваш взгляд, есть у Вашего ребенка?
- Какую позицию, на Ваш взгляд, занимает Ваш ребенок в коллективе
сверстников? - Как Ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?
- Занимался ли Ваш ребенок где-то до поступления в наш коллектив?
Задача 1 блока анкеты: «Самореклама коллектива»
Задача 2 блока анкеты: «Мотив выбора ребенком данного коллектива»
Задача 3 блока анкеты: «Определение социального положения ребенка»
Результаты анкетирования позволят нам:
- Выстроить рекламу данного коллектива
- Откорректировать индивидуальный образовательный маршрут учащегося
- Определить уровень коммуникабельности в данном коллективе
- Выяснить социальное положение ребенка
Анкета, предлагаемая родителям в середине года
Уважаемые родители!
Мы обращаемся к Вам с надеждой выявить проблемы, которые волнуют Вас, детей, педагогов. Мы хотим посмотреть на свою работу Вашими глазами, чтобы усовершенствовать ее с учетом Ваших пожеланий. Просим ответить на наши вопросы, но если Вы на какой-то вопрос затрудняетесь ответить, можете его оставить без ответа.
- Видите ли Вы результаты обучения?
- Делится ли ребенок впечатлениями после занятий, о чем рассказывает
ребенок больше всего? - Какие занятия (предмет) принесли Вашему ребенку наибольшую пользу?
- Устраивает ли Вас программа, предложенная нашим коллективом?
- Как ощущает Ваш ребенок учебную нагрузку?
- Соответствует ли форма оценки педагога Вашему представлению об
оценке? - Как влияют занятия в коллективе на учебу в школе?
- Испытывает ли Ваш ребенок на занятиях чувство симпатии к
педагогу? - К чему Ваш ребенок на занятиях в коллективе проявляет устойчивый
интерес, а к чему интерес ослаб? В чем Вы видите причину? - Какие трудности испытывают Ваши дети и Вы:
- в общении с педагогом
- в общении с детьми
- в освоении программы
- другие трудности (укажите какие)
- Удалось ли Вашему ребенку найти интересных друзей среди детей нашего коллектива?
- Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок занимался в другом коллективе или у другого педагога?
- Если бы речь шла о деньгах, согласились бы Вы их безоговорочно платить?
- Ваше мнение о проведенных мероприятиях, открытых уроках, праздниках, концертах.
- Ваши пожелания:
- Педагогу
- Коллективу
- Администрации
- Группе родительского актива
Благодарим Вас за сотрудничество!
Анкета, предлагаемая родителям в конце учебного года
Дорогие родители!
Заканчивается учебный год. Нам очень важно знать, как он прошел, какой след оставил в душе Вашего ребенка, как Вы оцениваете нашу работу. Ваши ответы на предложенные вопросы помогут нам в дальнейшем сотрудничестве с Вами по воспитанию и образованию Вашего ребенка.
- Довольны ли Вы содержанием программы, развивает ли она творческие
способности Вашего ребенка? - Какие дополнительные предметы (темы), по Вашему мнению, необходимо
включить в программу или исключить из нее? - Считаете ли Вы необходимым привлекать других специалистов по
данному направлению (возможно за дополнительную оплату)? - Использует ли Ваш ребенок полученные знания и умения в школе, в быту,
помогли ли они организовать свободное время ребенка и досуг? - На развитие каких качеств характера Вашего ребенка повлияли занятия в
коллективе? - Какие достижения ребенка Вас порадовали?
- С желанием ли ходил Ваш ребенок на занятия, с каким настроением
возвращался после занятий домой? - Устает ли Ваш ребенок после занятий?
- Приобрел ли ребенок, на Ваш взгляд, новых друзей в коллективе,
изменились ли его отношения с друзьями в школе? - Какие качества ценит Ваш ребенок в педагоге?
11.Считаете ли Вы, что полученные знания помогут Вашему ребенку в
выборе профессии? Удалось ли, на Ваш взгляд, Вашему ребенку решить проблемы, о которых Вы сообщали нам в начале года?
Благодарим Вас за сотрудничество!
Пример диагностики
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО СРЕЗА
Диагностика одного из основных умений в туристской подготовке - умения вязать узлы :булинь, встречный, прямой.
Цель: первичный контроль одного из основных умений в туристской подготовке - умения вязать узлы «булинь», «встречный», «прямой».
Форма контроля: соревнование-упражнение с замером времени, затраченного на учебные действия.
Место контроля в программе: после прохождения темы на занятии, на биваке в походе, на соревнованиях в течение года, а также в любое другое свободное время.
Частота применения контроля: от 2-3 раз в год на соревнованиях до желаемого количества.
Функции контроля: обучающая (закрепление умений), мотивационно-стимулирующая.
Вид контроля: текущий контроль.
Табл. 1
Результаты замеров времени, затраченного на выполнение узлов
№ | Участники | Время, затраченное на выполнение узлов | сумма | Среднее время | ||
«булинь», | «прямой». | «встречный» | ||||
А, Туропыт 1 год | 12 | 15 | 28 | 55 | 18 | |
В,Туропыт 2 года | 10 | 11 | 23 | 45 | 15 | |
С,Туропыт 4 года | 8 | 8 | 19 | 35 | 12 |
Рис 1. Результаты диагностического среза ключевых умений обучающихся в объединении туристско-краеведческой направленности. Возможен опыт примения этой методики среди обучающихся в объединении «Зарница»
Применение данной диагностики не ограничено по времени и по форме занятия: возможно в режиме самоконтроля, в режиме взаимного группового контроля, как на занятиях, так и во внеурочное время. Кроме того, являясь ключевым умением, умение вязать узлы на скорость может повысить скорость прохождения трассы. Применение такой формы контроля повысило результативность участия в соревнованиях воспитанников объединения. Ниже приведены результаты диагностики по одеванию и блокировке страховочных систем. ( см. рис. 2)
Примечание: фамилии обучающихся обозначены условно.
Рис.2 Диагностика скорости одевания и блокировки страховочных систем
Одевание и блокировка страховочных систем тоже является ключевым
умением на соревнованиях и регулярная диагностика этих умений в неполевых условиях способна повысить результат на ответственных соревнованиях.
Вид контроля: текущий рубежный контроль.
Самостоятельное проектирование пакета диагностических методик обусловлено отсутствием стандартов в дополнительном образовании, что в свою очередь, определяется большой вариативностью содержания программ и требованиям к уровню их усвоения. Это вызывает определённые трудности при аттестации учреждения. Таким образом, выявляется ведущая роль педагога в разработке собственного инструмента для оценки результата своей деятельности. Повышается также ответственность за этот результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Образовательные программы в системе дополнительного образования детей"
Материал к семинару, раскрывающий основные подходы к созданию образовательной программы в системе дополнительного образования детей....
Программа кружка отделения дополнительного образования детей "Юный зарничник"
Программа "Юный зарничник"...
Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»
Методическая разработка будет интересна педагогам ОДОД для работы с учащимися по формированию представления образа связанного с анималистическими скульптурами Санкт-Петербурга....
Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»
Данная разработка поможет разобраться в символах скульптурных животных Санкт-Петербурга и развить познавательный интерес к изучению истории и культуры Санкт-Петербурга....
Семинар для педагогов «Методология целеполагания образовательной программы в учреждении дополнительного образования детей»
Практический семинар для педагогов МБУ ДО ДДТ «Методология целеполагания образовательной программы в учреждении дополнительного образования детей» помогает педагогам дополнительного ...
«Организация и обеспечение безопасности образовательного процесса в Отделении дополнительного образования детей в образовательной организации»
Описание организации и обеспечения безопасности образовательного процесса в Отделении доплонительного образования детей в образовательной организации.СодержаниеВведение ...