Тематическое планирование по русскому языку 5 класс (В.В.Бабайцева)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАСС
№ урока | Раздел. Тема урока | Цель урока | Форма урока | Основное содержание уроков | Контроль, мониторинг | Требования к уровню подготовки обучающихся (УУД) |
1 | Введение. Знакомство с учебным комплексом. | Знакомство с учебным комплексом по русскому языку | Комбиниро-ванный | Работа с учебником, словарная работа | Устный развернутый ответ на вопрос. | Умение пользоваться учебным комплексом, словарями и другими изданиями. |
2 | Роль языка в жизни общества. | Углубление знаний учащихся о богатстве русского языка, о его роли в обществе, воспитание бережного отношения к языку. | Комбинированный | Русский язык как один из богатейших языков мира. | Мини-сочинение «Почему необходимо хорошо владеть языком?» | Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, выразительность, богатство русского языка.. |
3-4 | Орфография. Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне слова. | Знакомство с понятиями: орфограмма, орфография, морфема. Систематизация и закрепление знаний по орфограмме б\у гласная в корне. | Комбинированный, с элементами исследования | Понятие о орфограмме, орфографии. Орфограмма. «Ошибкоопасные» места. | Решение кроссворда, , списывание, работа с опорным материалом (кластером) | Умение различать части речи, букву и звук; распознавать случаи, когда написание буквы не определяется произношением и необходимо применять правило; уметь находить изучаемую орфограмму. |
5 | Р.Р. Для чего людям нужна речь? Как различают формы речи? | Знакомство с формами речи, развитие коммуникативных умений учащихся. | Развитие речи | Речевая ситуация. Устная и письменная форма речи. Сравнение. | Уметь пользоваться учебным пособием «Русская речь»; формировать коммуникативные умения; различать формы речи. | |
6 | Правописание безударных гласных в приставках | Углубление представления учащихся об орфограмме-гласной в приставке, закрепление навыка правильно выделять приставку. | Комбинированный, с элементами исследования | Правило написания приставок, работа со словарем. | Тест | Распознавать приставку в слове, применять изученное правило на практике. |
7 | Правописание гласных после шипящих | Совершенствование умений видеть и применять данное правило | Урок -практикум | Правило написания гласных после шипящих | Применять изученное правило на практике. | |
8-10 | Правописание согласных в корне слова | Систематизазия и закрепление правил написания согласных в корне слова | Комбинированный урок | Правила написания звонких и глухих, удвоенных, непроизносимых согласных в корне слова. | Орфографическая диктовка | Распознавать части слова, букву и звук; распознавать случаи, когда написание буквы не определяется произношением и необходимо применять правило; уметь находить изучаемую орфограмму. |
11-12 | Закрепление изученного. | Систематизация и отработка изученных орфограмм. | Урок-практикум | Орфографические правила, работа с текстом | Диктовки, тесты | Различать части слова, букву и звук; распознавать случаи, когда написание буквы не определяется произношением и необходимо применять правило; уметь находить изучаемую орфограмму. |
13 | Контрольная работа по теме: Орфография. | Контроль усвоения знаний по теме. | Контрольный урок | Контрольная работ | Контрольная работ | Различать части слова, букву и звук; распознавать случаи, когда написание буквы не определяется произношением и необходимо применять правило; уметь находить изучаемую орфограмму |
14-15 | Морфология. Понятие о частях речи. Самостоятельные и служебные части речи. | Повторение изученных частей речи, знакомство с понятиями: морфология, служебные и самостоятельные части речи. | Комбинированный | Самостоятельные и служебные части речи. | Работа с учебником, фронтальный опрос по таблице, словарно-орфографическая работа | Различать служебные части речи от самостоятельных; знать функции самостоятельных и служебных частей речи; понимать связь морфологии с орфографией. |
16-17 | Имя существительное. Правописание падежных окончаний существительных. | Повторение изученного по теме, ,закрепление правил написания существительных. | Комбинированный. с элементами исследования | Грамматические признаки имени существительного. Словообразование существительных. Падежные окончания существительных. | Тестовые задания | Опознавать имя существительное по морфологическим и морфемным признакам; определять склонение, род, падеж. пользоваться алгоритмом при правописании окончаний сущ.; определять род, падеж, склонение. |
18 | Имя прилагательное. | Повторение изученного по теме, совершенствование орфографических умений и навыков. | Повторительно-обобщающий | Грамматические признаки имени прилагательного. Словообразование прилагательных, их связь с существительным. | Творческий диктант по тексту | Согласовывать прил. с сущ.; устанавливать смысловую связь между прилагательным и существительным. Уметь определять в предложении им. прилагательное, знать его морфологические признаки. |
19 | Р.Р. Речь диалогическая и монологическая. Как вести беседу? | Знакомство с терминами: диалог, монолог, формирование умений составлять диалог. | Комбинированный | Предложения с прямой речью. Диалог и монолог. | Составление диалога в группе. | Знать понятия «диалог», «монолог»; различать диалогическую и монологическую речь; строить монологическое высказывание; умение вести разговор. |
20-21 | Глагол. Время глагола | Повторение изученного по теме, совершенствование орфографических умений и навыков. | Комбинированный | Неопределенная форма глагола. Грамматические признаки глагола. Времена глагола. | Творческое списывание | Узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; опознавать орфограммы глагола в соответствии с правилами. |
22 | Спряжение глагола. | Повторение спряжения глаголов, зависимость окончания от спряжения. | Комбинированный | 1 и 2 спряжение глагола. Правописание личных окончаний глагола. | Орфографическая диктовка. | Уметь узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; пользоваться алгоритмом правописания безударных личных окончаний глагола; уметь определять орфограмму «Гласная буква перед суффиксом –л - глагола». |
23 | Правописание глаголов. | Совершенствование умений правописания глаголов. | Комбинированный с элементами исследования. | Мягкий знак после шипящих; -тся и –ться. Словообразование глагола. | морфологический разбор глагола | Уметь узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; пользоваться алгоритмом правописания безударных личных окончаний глагола; уметь определять орфограмму «Буква –ь в глаголе 2-го лица ед. ч.». |
24-25 | Наречие. Правописание наречий. | Углубление знаний о наречии. Расширение словарного запаса учащихся. | Урок изучения нового материала. | Грамматические признаки наречия. Словообразование наречий. | Выписать словосочетания наречиями. | Узнавать наречие в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки наречия |
26-27 | Местоимение. Разряды местоимений. | Углубление знаний о местоимении, знакомство с разрядами местоимений по значению. | Урок- исследование | Грамматические признаки местоимений. Разряды местоимений. Правописание местоимений. | Распределительный диктант. | Узнавать местоимения в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки местоимений; уметь правильно писать местоимения с предлогами; уметь склонять личные местоимения. |
28 | Контрольная работа по теме «Самостоятельные части речи» | Контроль усвоения знаний. | Урок контроля. | Самостоятельные части речи. | Контрольная работа по тексту. | Отличать служебные части речи от самостоятельных; знать функции самостоятельных и служебных частей речи; понимать связь морфологии с орфографией. |
29-30 | Р. Р. Что такое текст? Текст и фрагменты текста. Тема текста. | Изучение признаков текста, понятие темы текста. Формировать умение определять тему, составлять текст по теме. | Урок развития речи | Основные средства грамматической связи предложений в тексте. Фрагменты текста. Тема текста. | Составление текста по заданной теме. | Знать признаки текста; средства грамматической связи предложений в тексте; уметь составлять текст на заданную тему. Знать, что такое тема текста; уметь определять тему текста, писать сочинение на заданную тему. |
31 | Служебные части речи. Предлог. | Повторение морфологических особенностей предлога, совершенствование орфографических умений | Комбинированный | Употребление предлогов. Разграничение предлогов и приставок. | Практическая работа с учебником, | Различать самостоятельные и служебные части речи. Знать морфологические признаки предлога, понимать значение «орфограммы-пробела». Разграничивать предлог и приставку, писать предлоги со словами. |
32-33 | Союз. | Повторение изученного о союзе, знаках препинания при союзах, однородных членах предложения | Комбинированный | Употребление союзов. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях. | Составление схем предложений. | Различать признаки простого и сложного предложения. Уметь отличать союз от других служебных частей речи; знать функции союза и его роль в предложении. |
34 | Частица. | Выяснить назначение частиц в русском языке | Комбинированный, с элементами исследования | Употребление частиц. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях. Раздельное написание частиц с другими словами. | Уметь отличать частицу от других служебных частей речи; писать частицы со словами в соответствии с правилом; понимать их значение в речи. | |
35 | Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфология и орфография». | Повторение изученного по теме, подготовка к диктанту. | Повторительно-обобщающий урок | Самостоятельные и служебные части речи. | Игра «Диалог частей речи | Уметь отличать самостоятельные части речи (сущ., прил., глагол, наречие, местоим.) и служебные слова (предлоги, союзы, частицы), определять их морфологические признаки и роль в предложении; уметь опознавать изученные орфограммы и пунктограммы. |
36- 37 | Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. | Контроль усвоения знаний по теме «Морфология» | Контроль и коррекция знаний и умений | Контрольная работа | Контрольный диктант. | |
38 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. | Заинтересовать учащихся данной темой. Изучение новых понятий. | Урок усвоения новых знаний | Значение синтаксиса и пунктуации в письменной речи; понимание значения терминов «синтаксис» и «пунктуация». Синтаксический и пунктуационный разборы предложения. | Редактирование текста, групповая работа, | Умение правильно строить словосочетание и предложение; понимать значение синтаксиса и пунктуации в письменной речи; значение терминов «синтаксис» и «пунктуация», знать знаки препинания и их значение. |
39-40 | Предложение. | Выявление универсальных признаков предложений, совершенствование навыка синтаксического разбора предложений. | Комбинированный, с элементами исследования | Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения. Знаки препинания в конце предложения. | Выделение грамматических основ. | Знать признаки предложения; различать и правильно интонировать предложения различные по цели высказывания и эмоциональной окраске; находить грамматическую основу предложения; производить синтаксический и пунктуационный разбор. |
41 | Виды предложений по цели высказывания. | Повторение видов предложения по цели высказывания. | Урок-исследование | Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. | Знать признаки предложения; различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске; находить грамматическую основу предложения; производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях | |
42 | Невосклицательные и восклицательные предложения. | Изучение различий предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. | Усвоение новых знаний | Эмоциональная окраска предложений. | Составление кластера | Знать признаки восклицательных и невосклицательных предложений; уметь отличать их в письменной и устной речи. |
43-44 | Главные члены предложения. | Повторение изученного по теме. Совершенствование навыка нахождения грамматической основы. | Комбинированный | Грамматическая основа предложения. | Выписать грамматические основы из текста. | Уметь находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого им. существительным в им. падеже или прилагательным, а также грамматическую основу односоставного предложения); производить синтаксический и пунктуационный разбор. |
45-46 | Синтаксический разбор предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. | Совершенствование навыка синтаксического и пунктуационного разборов. Изучение правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. | Урок-практикум. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения, тире между подлежащим и сказуемым. | Разбор предложений | Уметь находить грамматическую основу предложения, производить синтаксический и пунктуационный разбор; применять изученные правила пунктуации на письме; определять признаки постановки тире в простом предложении. |
47-48 | Контрольная работа за четверть. | Контроль усвоения полученных знаний | Урок контроля | Контрольная работа | ||
1-2 | Р.Р. Основная мысль текста. Простой план. Изложение. | Знакомство с понятием основная мысль текста, составление плана, подготовка и написание изложения. | Развитие речи | Идея текста, простой план. Изложение. | Творческая работа | Знать значение терминов «основная мысль», «идея»; уметь определять тему и идею текста, составлять простой план и писать сочинение на заданную тему. |
3-5 | Второстепен-ные члены предложения. | Углубление и совершенствование знаний о второстепенных членах предложения. | Повторительно-обобщающий урок | Определение. Дополнение. Обстоятельство. Распространенные и нераспространенные предложения. | Синтаксический разбор предложений, работа с учебником, тренировочные упражнения. | Знать признаки определения, обстоятельства, дополнения; уметь находить в предложении второстепенные члены; производить синтаксический разбор предложения. |
6-7 | Обобщение и систематизация материала по теме «Предложение. Главные и второстепенные члены предложения».Контрольный срез. | Обобщение и систематизация материала по теме | Повторительно-обобщающий урок | Синтаксический и пунктуационный разбор. | Работа в группах | Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения. |
8-9 | Словосочета-ние. Словосочета-ния в предложении. | Знакомство с термином «словосочетание», особенностями словосочетаний. | Усвоение новых знаний | Подчинительные и сочинительные словосочетания. Синтаксический разбор словосочетания. | Разбор словосочетания | Знать признаки словосочетания; уметь отличать словосочетание от предложения; выделять словосочетание из предложения; анализировать значение и строение словосочетаний; строить словосочетания; находить словосочетания к заданным схемам. |
10-11 | Р.Р.Подготовка и написание подробного изложения «Отважный пингвиненок». | Совершенствовать навык написания изложений, подготовка к ГИА. | Развитие речи | Изложение. | Подробное изложение. | Уметь писать подробное изложение по прочитанному тексту. |
12 | Предложения с однородными членами. | Систематизация знаний об однородных членах. | Комбинированный | Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Синтаксический разбор предложения с однородными членами | Знать признаки однородных членов; уметь правильно интонировать предложения с однородными членами; отличать предложения с однородными членами от сложных предложений; уметь строить схемы предложений с однородными членами; |
13-14 | Обобщающее слово перед однородными членами. | Знакомство с новым понятием, отработка умений видеть и выделять обобщающее слово и однородные члены. | Усвоение новых знаний | Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения. | Конструирование предложений | Знать роль обобщающего слова в предложения с однородными членами; порядок действий по нахождению обобщающего слова в предложении; уметь строить схему предложений с обобщающим словом; применять изученную пунктограмму при письме. |
15. | Контрольная работа по теме «Однородные члены» | Контроль усвоения знаний по теме. | Урок контроля | Контрольная работа | ||
16 | Предложения с обращениями. | Выявление основных признаков обращения в сопоставлении с подлежащим. | Урок-исследование | Понятие «обращение». Знаки препинания в предложениях с обращениями. | Исследование лингвистического текста, работа в группах. | Знать основные признаки обращения; уметь отличать обращения от подлежащего; производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обращениями. |
17-18 | Р.Р. Способы и средства связи предложений в тексте. Обращение как средство связи предложений в тексте. | Знакомство с разными видами связи предложений в тексте. | Усвоение новых знаний | Способы, средства связи предложений. Обращение как средство связи предложений в тексте Наблюдение за средствами и способами связи, анализ текста | Анализ текста | Знать способы и средства связи предложений в тексте и обращение как средство связи предложений в тексте; уметь видеть их в тексте. |
19-20 | Предложения с вводными словами. | Знакомство с понятием «вводных слов», особенностями их выделения. | Усвоение новых знаний | Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому). Знаки препинания в предложениях с вводными словами. | Конструирование предложений с вводными словами, тренировочные упражнения, словарно-орфографическая работа, самостоятельная работа. | Уметь видеть вводные слова в предложении; правильно интонировать предложения с вводными словами; знать признаки вводных слов; строить предложения с вводными словами по схеме; самостоятельно строить схемы предложений с вводными словами, используя графические обозначения. |
21 | Сложное предложение. | Повторение и углубление знаний по теме, знакомство с делением СП по средствам связи. | Комбинированный | Бессоюзные и союзные сложные предложения. Запятая между частями сложного предложения. | Знать признаки сложного предложения; уметь отличать простое предложение от сложного; строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях. | |
22-23 | Сложносочиненные предложения. | Изучение особенностей ССП | Усвоение новых знаний | Сложносочиненные предложения. Запятая между частями ССП | Синтаксический разбор предложения | Знать признаки ССП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания вССП; составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение |
24-25 | Сложноподчиненные предложения. | Изучение особенностей СПП | Усвоение новых знаний | Сложноподчиненные предложения. Запятая между частями сложного предложения. | Синтаксический разбор СПП | Знать признаки СПП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; уметь составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение |
26 | Р.Р.Выразительные средства связи в устной речи | Знакомство с новыми понятиями | Развитие речи | Развития речи | Анализ фрагмента текста | Уметь анализировать текст |
27-28 | Сложные бессоюзные предложения. | Изучение особенностей СБП | Усвоение новых знаний | Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частям исложного предложения. | Синтаксический разбор предложений | Знать признаки БСП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в БСП; уметь составлять схему сложного предложения; правильно его интонировать. |
29 | Синтаксический разбор сложного предложения. Обобщение по теме. | Совершенствование навыка синтаксического разбора | Урок-практикум | Синтаксический разбор сложного предложения. | Карточки, синтаксический разбор предложений | Уметь производить синтаксический разбор сложного предложения. |
30 | Контрольная работа по теме «Сложное предложение» | Контроль усвоения знаний по теме. | Урок контроля | Контрольная работа по теме | Контрольная работа по теме | |
31-32 | Предложения с прямой речью | Знакомство с особенностями строения предложений с прямой речью. | Усвоение новых знаний | Прямая речь после слов автора и перед ними. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Конструирование предложений | Знать особенности строения предложений с прямой речью; уметь правильно оформлять на письме предложения с прямой речью; отличать слова автора от прямой речи; строить схемы предложений |
33 | Диалог и монолог. | Систематизация знаний по теме | Комбинированный | Диалог. Знаки препинания при диалоге. | Творческая работа в группах | Уметь различать диалогическую и монологическую речь; знать сферу употребления диалога; пунктуационное оформление диалога и монолога. |
34-35 | Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация». | Повторение и систематизация изученного | Урок обобщения | Единицы синтаксиса и пунктуации. | Закрепить и обобщить материал по теме «Синтаксис и пунктуация». | |
36-37 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта. | Контроль и коррекция знаний и умений по теме «Синтаксис и пунктуация» | Контроль и оценка знаний | Контрольный диктант. | Контроль знаний учащихся по изученной теме. | |
37-38 Р/Р | Стили русского литературного языка. | Знакомство с понятием «стилистка, стили речи» | Комбинированный | Понятие о стилистике и основных стилях литературного языка. | работав группах по анализу текстов. | Знать характерные черты стилей русского литературного языка, уметь их отличать в устной и письменной речи. |
39 | Русский язык в современном мире. | Знакомство с основными разделами науки о языке, нормами литературного языка. | Усвоение новых знаний | Понятие о литературном языке. Орфографические, морфологические, синтаксические и стилистические нормы. Нормы правописания. | Иметь общее представление о месте русского языка в современном мире и о нормах литературного языка | |
40-42 | Резервные уроки | |||||
1 | Фонетика. Графика. Орфоэпия. Звуки речи. Звуки речи и буквы. | Знакомство с новыми понятиями «Фонетика» ,«Графика». Систематизация изученных знаний по теме. | Комбинированный урок | Понятия «фонетика, графика, орфография, орфоэпия.» Звуки речи и буквы. | Знать термины звуки, слоги, ударение, интонация, понятие «фонетика»; уметь сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов. | |
2 | Звуки речи и буквы. Алфавит. | Совершенствование умений анализировать звучащую речь, Повторение алфавита, отличий букв и звуков. | Комбирован-ный урок | Звуки речи и буквы. Транскрипция. Алфавит. | Транскрипция слов. | Уметь анализировать звучащую речь; сопоставлять звук и букву; производить транскрипцию слов; знать и правильно произносить алфавит. |
3-4 | Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса слов. | Повторение изученного по теме, подготовка к выполнению фонетического разбора слова. | Комбинированный урок с элементами исследования | Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса слов. | Фонетический разбор. | Уметь различать гласные и согласные звуки; звуки и буквы. Знать особенности деления слова на слоги и правила переноса слов, уметь членить слова на слоги. |
5 | Р.Р. Разговорный стиль речи. | Изучение особенностей разговорного стиля речи. | Развитие речи | Стили речи. Разговорный стиль речи. | анализ текстов | Иметь общее представление о стилях речи; знать признаки разговорного стиля речи; уметь определять тексты разговорного стиля. |
6 | Р.Р. Книжные стили речи. Характеристика научного стиля. | Изучение особенностей научного стиля речи. | Развитие речи | Характерные черты научного стиля речи. | Составление кластера | Иметь представление о научном стиле речи, его особенностях; знать понятие «термин»; уметь строить ответ на вопрос научного характера. |
7-8 | Ударение. | Совершенствование навыков правильной постановки ударения. | Усвоение новых знаний | . | Знать понятие сильной и слабой позиции звука; умение видеть орфограмму, определять тип орфограммы. | |
9-10 | Орфография. Сильная и слабая позиции. Орфограмма | Изучение позиций, новых понятий | Усвоение новых знаний | Сильная и слабая позиция звука. Правописание безударных гласных | Орфоэпический диктант, беседа, анализ материала опорной таблицы, комментированное письмо | Знать понятие сильной и слабой позиции звука; умение видеть орфограмму, определять тип орфограммы |
11-13 | Твердые и мягкие, звонкие, глухие согласные. Порядок действий при фонетическом разборе. | Систематизация изученного | Усвоение новых знаний | Твердые и мягкие согласные звуки. Порядок фонетического разбора слова. | Словарный диктант, тренировочные упражнения, фонетический разбор слов. | Понимать значение твердости и мягкости на письме; знать непарные по твердости/мягкости; уметь читать фонетическую запись; сопоставлять запись слова в транскрипции с орфографической записью; знать особенности фонетического разбора слова. |
14 | Значения букв я, ю, е, ё. | Повторение и систематизация знаний по теме, совершенствование умений сопоставлять орфографическую и фонетическую записи. | Усвоение новых знаний | Значения букв я, ю, е, ё. | Орфоэпическая диктовка | Знать значения букв я, ю, е, ё, условия появления йотированного звука в словах; уметь слышать йотированный при произношении гласных я, е, ё, ю в позиции, когда они обозначают два звука. |
15-16 | Мягкий знак после шипящих на конце слова. | Изучение правила написания Ь после шипящих на конце слова. | Усвоение новых знаний | Обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь. | Самостоятельная работа, тренировочные упражнения. | Знать опознавательные признаки орфограммы « Мягкий знак после шипящих на конце слова»; уметь применять орфограммы в письменной речи. |
17-18 | Гласные после шипящих и Ц | Изучение и отработка правил написания гласных после шипящих и Ц. | Усвоение новых знаний | Правописание гласных после шипящих и Ц | Орфографическая диктовка. | Различать условия правописания гласных и, а, у после шипящих и условия написания гласных о-ё после шипящих в корне слова, в суффиксах существительных и прилагательных, условия правописания гласных после ц Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования.. |
19-20 | Р.Р. Художественный стиль. Систематизация материалов к написанию домашнего сочинения по картине В.М.Васнецова «Ковер-самолет» (по упр.151) | Изучение особенностей художественного стиля. | Развитие речи | Характерные особенности художественного стиля речи. Метафора. Олицетворение. | Сопоставление текстов разных стилей | Знать характерные особенности художественного стиля речи, понятия метафора, олицетворение. |
21-22 | Р.Р. Типы речи. Повествование. Написание выборочного изложения (по упр.180). | Знакомство с понятием «Тип речи повествование» | Развития речи | Основные типы речи. Повествование. Изложение | Выборочное изложение. | Строить текст- повествование, составлять свой текст на основе услышанного. |
23-24 | Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия». | Систематизация знаний по теме. | Обобщение и систематизация изученного | Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. | ||
25-26 | Контрольная работа по теме «Фонетика». Анализ контрольной работы. | Контроль усвоения знаний по теме. | Контроль и оценка знаний | Контрольная работа. | Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Анализировать звуки в речевом потоке, проводить фонетический анализ слова | |
27 | Морфемика и словообразование.Понятие о морфеме. | Знакомство с понятиями «морфемика, морфема» | Комбинированный | Значение изучения морфемики и словообразования. | Грамматический ребус. | Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других единиц языка |
28-29 | Основа слова и окончание. | Углубление знаний об окончании, знакомство с понятием «основа слова» | Комбированный | Основа слова и окончание. | Работа в парах. | Знать окончание и основу слова как морфемы, алгоритм определения окончания и основы в слове; уметь находить окончание и основу в словах. |
30-31 | Р.Р. Типы речи. Описание. | Знакомство с типом речи описание. | Развитие речи | Работа с опорной записью, наблюдение над текстами, выявление признаков | Мини-сочинение. | Уметь описывать предмет; использовать описательные элементы в рассказе. |
32-33 | Корень слова. Исторические изменения в составе слова. | Осмысление порядка действий при выделении корня, элементов этимологии слова. | Комбинированный | Корень слова. Исторические изменения в сотаве слова. | Анализ слова. | Знать порядок действий по выделению корня; различать слова-омонимы; владеть элементами этимологического анализа слов. |
34 | Приставка и суффикс. | Систематизация и закрепление знаний по теме. | Комбинированный | Приставка и суффикс. | Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой, «четвертое лишнее», работа с учебником, тренировочные упражнения | Знать термины «приставка», «суффикс»; уметь выделять приставку и суффикс в слове; словообразующая и формообразующая роль суффикса; правописание суффикса – тель. |
35 | Морфемный разбор слова. | Составление алгоритма морфемного анализа слова. | Обобщение и систематизация изученного | Порядок действий при морфемном разборе | Морфемный разбор слова. | Знать порядок действий при морфемном разборе; уметь выполнять морфемный разбор слов. |
36-37 | Словообразование. Словоообразовательные цепочки. | Знакомство с основными способами образования слов, развитие умения определять способ образования. | Усвоение новых знаний | Основные способы образования слов. Словоообразовательные цепочки. Правописание сложносокращенных слов, сложных слов. | Работа с учебником, тренировочные упражнения, самостоятельная работа. | Знать способы образования слов, словоообразовательные цепочки, принципы правописания сложносокращенных и сложных слов; уметь выполнять словообразовательный разбор слов. |
38-39 | Исторические изменения в составе слова. Чередование звуков в корне слова. | Углубление знаний учащихся о родственных связях слов, чередующихся гласных в корне. | Усвоение новых знаний | Чередование звуков в корне слова. Варианты корня как следствие исторических преобразований. | Самостоятельная работа, работа с учебником, тренировочные упражнения. | Понимать язык как развивающееся явление; выделять в словах корни с чередующимися звуками; уметь видеть и обозначать чередование в слове, чередование с нулем звуков. |
40-41 | Правописание корней с чередованием гласных А-О. | Знакомство с чередованием гласных в корне, правилом написания корней с чередованием О_А | Усвоение новых знаний | Правописание корней с чередованием гласных А-О (–лаг- - -лож-, -кас- - кос-;–гар- - -гор-, -зар- - зор-;–клан- - -клон-). | Контрольный срез по теории | Знать опознавательные признаки орфограммы «Чередование гласных а-о в корне»; уметь находить корни с чередованием гласных а-о в корне, отличать слова с чередующими гласными в корне от омонимичных корней. |
42-43 | Р.Р. Типы речи. Рассуждение. | Знакомство с типом речи рассуждение. | Развитие речи | Рассуждение. | Анализ текста | Знать значение термина «рассуждение»; уметь строить высказывание в форме рассуждения. |
44-45 | Правописание корней с чередованием гласных е-и. | Изучение и применение правила написания корней с чередованием Е-И | Усвоение новых знаний | Правописание корней с чередованием гласных е-и. | Составление кластера | Знать опознавательные признаки орфограммы «Правописание корней с чередованием гласных е-и»; уметь находить корни с чередованием гласных ае-и в корне, отличать слова с чередующими гласными в корне от омонимичных корней. |
46-47 | Правописание корней с чередованием а(я)-им, а(я)-ин. | Знакомства с чередованиями, формирование умения их выделять | Усвоение новых знаний | Грамматический турнир, выполнение упражнений, тестовые задания | Тестовые задания | Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописания корней с чередованием - я(а)//им, ин; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее. |
48 | Контрольный срез по теме чередование гласных в корне. | Контроль усвоения знаний по данной теме. | Контроль и оценка знаний | Контрольный диктант. | Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. | |
49-50 | Правописание согласных и гласных в приставках. | Повторение изученного по теме, совершенствование умения выделять приставку. | Комбинированный с элементами исследования | Правописание согласных и гласных в приставках. | Уметь выделять приставку в слове; понимать значение отдельных приставок и варианты их написания при появлении беглых гласных; знать опознавательные признаки орфограммы. | |
51-52 | Правописание приставок, оканчивающихся на –з (с). | Знакомство с новой орфограммой, составление алгоритма ее применения. | Усвоение новых знаний | Правописание приставок, оканчивающихся на –з (с). Правописание приставок роз- (рос-), раз-(рас-). | Диктант «Проверяю себя». | Знать опознавательные признаки орфограммы; уметь выделять приставку в слове и графически обозначать орфограмму; производить морфемный разбор слов. |
53-54 | Р.Р.Систематизация материалов к написанию сочинения-рассуждения на заданную тему. | Обучение основам написания сочинения | Развитие речи | Сочинение-рассуждение | Уметь писать сочинение-рассуждение на заданную тему. | |
55-56 | Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный, приставки роз-рос, раз-рас | Знакомство с новой орфограммой, составление алгоритма ее применения. | Усвоение новых знаний | Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный , правописание приставки роз-рос, раз-рас | Тест. Выборочный диктант | Уметь писать приставки, оканчивающиеся на согласный; знать опознавательные признаки, изучаемой орфограммы и графически обозначать ее. |
57-58 | Правописание приставок пре- и при-. | Знакомство с новой орфограммой, составление алгоритма ее применения. | Усвоение новых знаний | Правила написания приставок пре-при, составление кластера. | Контрольный срез | Знать опознавательные признаки орфограммы; уметь применять знание орфограммы в письменной речи и графически обозначать ее; сопоставлять пары однокоренных слов с приставками при-, пре- и различать их написание по значению; знать правописание слов, не поддающихся смысловому анализу. |
59-60 | Повторение изученного в разделе «Морфемика. Словообразование». | Систематизация и закрепление изученного по теме | Обобщение и систематизация изученного | Фронтальный опрос, тренировочные и игровые упражнения | Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других единиц языка; Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе анализа, характеризовать морфемный состав слова и способ образования слова. | |
61 | Зачетная работа по теме «Морфемика. Словообразование» | Контроль усвоения знаний по теме. | Контроль и оценка знаний | Зачет. | Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других единиц языка; Опознавать морфемы и членить слова на морфемы характеризовать морфемный состав слова и способ образования слова. | |
62 | Лексикология Понятие о слове. Словарное богатство русского языка. | Знакомство с новым термином, развитее интереса к данной теме, расширение словарного запаса учащихся | Усвоение новых знаний | Понятие о слове. Словарное богатство русского языка. | Словарно-орфографическая работа, работа с учебником, тренировочные упражнения. | Овладеть основными понятиями лексикологии. Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон |
63-64 | Лексическое значение слова. | Знакомство с новым понятием, обучение работе со словарем, способам толкования слов. | Комбинированный | Лексическое значение слова | Работа с учебником, тренировочные упражнения, работа в парах. | Объяснять различие лексического и грамматического значений слова; толковать лексическое значение разными способами |
65-66 | Контрольная работа за четверть. Анализ работ. | Контроль усвоения знаний. | Урок контроля | Контрольная работа | Контрольная работа | Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других единиц языка; Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе анализа, характеризовать морфемный состав слова и способ образования слова. Овладеть основными понятиями лексикологии. Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон |
1-2 | Прямое и переносное значение слова. | Сообщение учащимся о прямом и переносном значениях слов. | Усвоение новых знаний | Прямое и переносное значение слова. Тропы. | Работа со словарем | Иметь представление «прямое значение слова», «переносное значение слова»; уметь работать с толковым словарем; находить в предложении слова с прямым и переносным значением. |
3 | Однозначные и многозначные слова. | Знакомство учащихся с понятиями однозначное и многозначное слово, формирование умения работать с толковым словарем. | Усвоение новых знаний | Однозначные и многозначные слова. | Работа со словарем | Знать смысл терминов «однозначные слова», «многозначные слова»; уметь работать с толковым словарем; находить в предложении однозначные и многозначные слова. |
4-5 | Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. | Знакомство с диалектизмами и профессионализмами, порядком лексического разбора. | Усвоение новых знаний | Диалектизмы, профессионализмы, термины. Нейтральная лексика. Роль профессионализмов и диалектизмов в художественной литературе и в разговорной речи. | Лексический разбор слов | Иметь представление о терминах «профессионализм», «диалектизм», «термин», порядок лексического разбора слова; уметь производить лексический разбор слов. |
6-7 | Синонимы. | Знакомство со стилистически-нейтральными, разговорными и текстовыми синонимами. | Усвоение новых знаний | Синонимы. Синонимические ряды. Синтаксические синонимы. | Составление синонимических рядов | Опознавать синонимы. Устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов |
8-9 | Антонимы. | Знакомство с антонимами, антитезой. | Усвоение новых знаний | Антонимы. Роль антонимов в тексте. | Редактирование предложений | Опознавать «антонимы», их роль в речи; уметь работать со словарем антонимов, подбирать антонимы, видеть их в предложении. |
10-11 | Р.Р.Для чего нужны синонимы и антонимы? | Углубление знаний о роли синонимов и антонимов в речи. | Развитие речи | Роль синонимов и антонимов в речи. | Редактирование текстов, работа с учебником | Различать понятия «антонимы» и «синонимы», их роль в речи; уметь использовать синонимы и антонимы в устной и письменной речи. |
12 | Омонимы. | Знакомство с омонимами | Усвоение новых знаний | Омонимы. | Работа со словарем. | Опознавать омонимы; уметь пользоваться словарем омонимов; работать с толковым словарем; находить в предложении омонимы. |
13 | Паронимы. | Знакомство с понятием «паронимы», их отличительными особенностями. | Усвоение новых знаний | Паронимы. Ошибки при употреблении паронимов в речи. | Редактирование предложений работа с учебником, упражнения. | Опознавать паронимы; уметь пользоваться словарем паронимов; работать с толковым словарем; находить в предложении паронимы. |
14 | Понятие об этимологии. | Знакомство с новым понятием, особенностями забайкальского диалекта | Усвоение новых знаний | Происхождение некоторых слов. Понятие о народной этимологии. | Понимать значение термина «этимология»; уметь анализировать происхождение слов; пользоваться этимологическим словарем. | |
15 | Устаревшие слова | Знакомство с историзмами, архаизмами, их различия. | Усвоение новых знаний | Историзмы и архаизмы. | Анализ небольшого исторического текста | Знать значение терминов «историзмы», «архаизмы», роль историзмов и архаизмов в художественной литературе; разграничивать данные понятия; уметь находить историзмы и архаизмы. |
16 | Неологизмы. | Изучение понятия «неологизм» | Усвоение новых знаний | Неологизмы. | Исследование текста. | Знать значение термина «неологизмы», роль неологизмов в художественной литературе и в разговорной речи; уметь находить неологизмы в речи. |
17 | Заимствованные слова. | Знакомство с новым понятием, отличительными особенностями заимствованных слов. | Усвоение новых знаний | Фонетические и морфемные изменения заимствовнных слов в русском языке. | Иметь представление о происхождении лексики русского языка, смысле заимствований и отличительных признаках заимствований; уметь использовать заимствования в речи. | |
18 | Старославянизмы. Правописание полногласных и неполногласных сочетаний. | Знакомство со старославянизмами, их отличительными особенностями. | Усвоение новых знаний | Условия появления старославянизмов в языке. Синонимичные отношения между старославянизмами русизмами. | Исследование текста. | Иметь представление о происхождении лексики русского языка; смысле старославянизмов, знать правописание полногласных и неполногласных сочетаний.; уметь видеть старославянизмы в тексте. |
19-20 | Фразеология. Фразеологизмы. | Знакомство с фразеологизмами и их роли в речи. | Усвоение новых знаний | Фразеологизмы. Фразеологизмы как выразительное средство языка и речи. Фразологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. | Подбор фразеологизмов | Знать значение термина «фразеологизм», знать особенности строения фразеологического оборота, роль фразеологизмов в речи, историческую основу фразеологических оборотов, их роль в языке; уметь пользоваться фразеологическим словарем, использовать фразеологические обороты в речи. |
21 | Р.Р. Почему мы так говорим? | Развитие речи учащихся. | Развитие речи | Употребление фразеологизмов в речи | Исследование текста. Игровые упражнения, работа в парах. | Знать значение термина «фразеологизм», знать особенности строения фразеологического оборота, роль фразеологизмов в речи; уметь использовать фразеологические обороты в речи. |
22 | Пословицы и поговорки. Крылатые слова и выражения. | Развитие речи и лексикона учащихся | Усвоение новых знаний | Пословицы и поговорки. Народный характер пословиц и поговорок. Крылатые слова и выражения. | Мини-сочинение по пословице или поговорке. Тренировочные, игровые упражнения | Знать значение терминов «пословица», «поговорка», «афоризм»; «крылатые слова и выражения», уметь разграничивать эти понятия; знать их роль в языке; уметь использовать пословицы, поговорки, афоризмы в речи. |
23-24 | Повторение по теме «Лексика Фразеология». | Повторение изученного по теме «Лексика. Фразеология» | Обобщение и систематизация изученного | Тестовое задание Игровые упражнения, упражнения проверочного характера | Овладеть основными понятиями лексикологии. Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон. Осознавать основные понятия фразеологии. Опознавать фразеологические обороты по их признакам | |
25-26 | Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология» и ее анализ. | Контроль усвоения знаний по теме. | Контроль и оценка знаний | Контрольная работа. | Контрольная работа. | Овладеть основными понятиями лексикологии. Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон. Осознавать основные понятия фразеологии. Опознавать фразеологические обороты по их признакам |
27 | Р.Р. Лексические средства связи предложений в тексте. | Знакомство с лексическими средствами связи предложений в тексте | Развитие речи | Понятия «лексический повтор», «текстовые синонимы», «родовидовые слова» | Исследование текста. | Различать понятия «лексический повтор», «текстовые синонимы», «родовидовые слова»; уметь видеть лексические средства связи в тексте. |
28-29 | Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Орфография. | Повторение и систематизация изученного по теме. | Упражнения проверочного характера, самостоятельная работа | Фонетика. Орфоэпия. Орфография. | Тестовое задание. Упражнения проверочного характера, самостоятельная работа | Овладеть основными понятиями фонетики, орфоэпии. Осознавать смыслоразличительную функцию звука, звукопись как одно из выразительных средств языка. |
30-31 | Повторение. Морфемика и словообразование. | Повторение и систематизация изученного по теме. | Упражнения проверочного характера, самостоятельная работа | Морфемика и словообразование. | Морфемный анализ слова | Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других единиц языка; роль морфем в слово- и формообразовании. Опознавать морфемы и членить слова на морфемына основе анализа, характеризовать морфемный состав слова. |
32-33 | Повторение. Правописание морфем (орфограммы корня). | Повторение и систематизация изученного по теме. | Повторение и обобщение изученного | Правописание морфем. | Словарный диктант. | |
34-35 | Повторение. Правописание морфем (орфограммы приставок). | Повторение и систематизация изученного по теме. | Повторение и обобщение изученного | Правописание морфем. | ||
36-37 | Повторение. Морфология. Орфография. | Повторение и систематизация изученного по теме. | Повторение и обобщение изученного | Морфология. Орфография. | Составление кластера | Распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте |
38-39 | Повторение. Синтаксис и пунктуация. | Повторение и систематизация изученного по теме. | Повторение и обобщение изученного | Синтаксис и пунктуация | Анализ предложений. | Овладеть основными понятиями синтаксиса. Осознавать (понимать) роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов и др |
40-41 | Повторение и обобщение изученного по культуре речи | Повторение и систематизация изученного по теме. | Повторение и обобщение изученного | Опорная схема, фронтальный опрос, упражнения проверочного характера | Тестовое задание | Осознавать связь русского языка с культурой и историей России. Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны. |
42-48 | Резервные уроки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочно - тематическое планирование по русскому языку. 7 класс комплекс Бабайцевой.
Данное планирование по русскому языку рассчитано на 4 часа в неделю для учащихся 7 класса....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе (по программе Бабайцевой В. В.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе составлено по программе под редакцией В. В. Бабайцевой...
Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку к УМК Бабайцевой 5 класс 210 часов
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 о...
Учебно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс (УМК Бабайцевой)
Программа расширенного уровня, рассчитанная на 210 часов....
Тематическое планирование по русскому языку 10 класс В.В.Бабайцева (профиль)
В данном материале представлено развернутое тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе по УМК В.В.Бабайцевой (профиль)...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе Бабайцевой В.В. 5 класс
КТП по русскому языку по программе Бабайцевой В.В. 5 класс предназначено для общеобразовательных школ....
Тематическое планирование по русскому языку Класс 5
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...