Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку к УМК Бабайцевой 5 класс 210 часов
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к УМК для 5-9 классов В. В. Бабайцевой и др., опубликованной в сборнике Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5—9 кл., 10—11 кл. / сост. Е. И. Харитонова. – 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010.
Принцип построения программы линейный.
Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.
Цели обучения
Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации состоят в следующем: формирование у учащихся на базе усвоения ими определённой системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный словарный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________/_____________________/ «______» ______________ 20____ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № ___» _______________ / ______________/ «______» ______________ 20____ г. |
СОГЛАСОВАНО
на заседании РМО
протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Директор МОУ ДППОС «ВНМЦ»
__________/Маскаева О.В./
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
для 5 класса
Составитель
Рослякова Е.В., учитель русского языка и литературы
г. Воскресенск
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к УМК для 5-9 классов В. В. Бабайцевой и др., опубликованной в сборнике Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5—9 кл., 10—11 кл. / сост. Е. И. Харитонова. – 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010.
Принцип построения программы линейный.
Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.
Цели обучения
Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации состоят в следующем: формирование у учащихся на базе усвоения ими определённой системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный словарный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
При сопоставлении Примерной и авторской программ выявлено, что в авторской программе отсутствуют следующие дидактические единицы:
Раздел программы | Дидактические единицы для изучения |
Фонетика Орфоэпия | Орфоэпия как наука о языке. Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слов с помощью элементов транскрипции. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Характеристика отдельного звука речи и анализ звука в речевом потоке. Связь фонетики с графикой и орфографией. Основные выразительные средства фонетики. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. Особенности ударения в русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. |
Морфемика и словообразование | Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Возможность исторических изменений в структуре слова. Основные выразительные средства морфемики. Использование авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности. Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания. |
Лексикология и фразеология | Отличие слова от других языковых единиц. Основные способы передачи лексических значений слов. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов и признаков). Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки. Фразеология как раздел лексикологии. Основные виды тропов. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Смысловые и стилистические различия синонимов. Наблюдение за использованием синонимов в устной и письменной речи. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора. Наблюдение за использованием антонимов в устной и письменной речи. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного уместного и выразительного словоупотребления. |
Названные дидактические единицы включены в изучение в соответствии с Примерной программой.
Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой:
Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова –М.: Дрофа, 2008.
Русский язык. Практика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2011.
Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – М.: Дрофа, 2011.
Рабочая программа рассчитана на 210 (176+34) учебных часов, в неделю – 6.
Особенности организации учебного процесса по предмету
При реализации программы используются элементы технологий:
-личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
-развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника;
-объяснительно- иллюстративного обучения, суть которого в информации, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний;
-проектной деятельности;
- дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, интерес к изучению предмета;
-учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик, и учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:
наблюдение, беседа,
фронтальный опрос,
опрос в парах,
практикум,
диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями),
тесты,
комплексный анализ текста,
устные рассказы по плану на лингвистические темы,
сочинения, изложения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС (176 ч + 34 ч)
Введение
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку (1 ч).
Роль языка в жизни общества (1ч).
ВВОДНЫЙ КУРС
Орфография (6 ч). Орфограмма.
Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Морфология и орфография (22 ч)
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные.
Правописание падежных окончаний.
Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.
Морфологические признаки прилагательных.
Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола.
Правописание гласных перед суффиксом -л и в окончании глаголов.
Буква ь в глаголе 2-го лица единственного числа.
Глаголы с -тся и -ться.
Наречие. Различение наречий по вопросу.
Правописание наиболее употребительных наречий по списку.
Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.
Раздельное написание местоимений с предлогами.
Дефис в неопределенных местоимениях.
Предлог. Разграничение предлогов и приставок.
Раздельное написание предлогов с именами существительными .
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.
Частица. Частицы не, бы (б), ли (лъ), же (ж) и др. Их значение в предложениях.
Раздельное написание частиц с другими словами.
Синтаксис и пунктуация (44 ч)
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.
Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже).
Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).
Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.
Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.
Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.
Предложения с обращениями.
Знаки препинания в предложении с обращением.
Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).
Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложное предложение.
Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними). Диалог.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.
ОСНОВНОЙ КУРС
Понятие о литературном языке (1ч).
Литературный язык — основа русского национального языка. Нормы литературного языка (произносительные (орфоэпические), морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные и др.).
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (17 ч)
Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Элементы фонетической транскрипции. Гласные и согласные звуки. Слог.
Правила переноса слов.
Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные.
Выразительные средства фонетики.
Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.
Правописание безударных гласных в корне.
Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.
Твердые и мягкие согласные звуки.
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ъ.
Значение букв я, ю, е, ё.
Правописание разделительных ъ и ь.
Правописание гласных после шипящих.
Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов.
Правописание гласных и и ы после ц.
Орфографический словарь.
Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь.
Морфемика. Словообразование. Орфография (42 ч)
Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы.
Словообразовательные и словоизменительные морфемы.
Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка.
Элементы этимологического анализа слова.
Выразительные средства морфемики и словообразования.
Правописание сложных и сложносокращенных слов.
Чередование звуков в корне слова.
Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание корней с чередованием гласных а — о.
Правописание корней с чередованием гласных е — и.
Правописание согласных и гласных в приставках.
Правописание приставок, оканчивающихся на з(с).
Правописание приставок роз- (рос) — раз-(рас).
Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
Правописание приставок при- и пре-.
Словообразовательные и этимологические словари русского языка.
Лексикология и фразеология (22 ч)
Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка.
Лексическое значение слова. Основные способы его толкования.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения.
Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных). Словари синонимов и антонимов.
Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.
Старославянизмы. Их стилистические функции.
Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование.
Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в текстах.
Нейтральные и стилистически окрашенные слона. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи.
Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов.
Повторение (14 ч)
Развитие связной речи
Устная и письменная формы речи.
Речь диалогическая и монологическая.
Понятие о связном тексте.
Тема.
Основная мысль текста. Смысловые части текста.
Простой план.
Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте.
Выразительные средства в устной речи.
Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи.
Типы речи. Представление о повествовании, описании, рассуждении.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 5 класса учащиеся должны уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеть техникой чтения;
выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
правильно расставлять логические ударения, паузы;
выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя;
подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
создавать письменные высказывания разных типов речи;
составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
делить текст на абзацы;
писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
выражать свое отношение к предмету речи;
находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
находить в художественном тексте явления звукописи;
правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита;
свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
распределять слова на тематические группы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
различать прямое и переносное значение слов;
отличать омонимы от многозначных слов;
подбирать синонимы и антонимы;
выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи;
правильно указывать морфологические признаки;
уметь изменять части речи;
орфография:
находить орфограммы в морфемах;
группировать слова по видам орфограмм;
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении;
определять главное и зависимое слово;
составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
выделять основы предложений с двумя главными членами;
конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.
I. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями,
учитывать:
1) полноту и правильность ответа,
2) степень осознанности, понимания изученного,
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала..
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
II. Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в передаче авторской пунктуации;
5) в переносе слов.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок.
Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная[1].
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок( исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трёх и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.
Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.
Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.[2]
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Ш. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 100-150 слов.
При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок[3].
Отметка «1» ставится, если:
в работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов;
имеется более 7 грамматических ошибок.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебные пособия для учащихся
Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – 11-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Русский язык. Практика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н.Пименова, А.П.Еремееева, А.Ю.Купалова и др.; под редакцией С.Н.Пименовой. – 11-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – 16-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
Литература для учителя
Основная литература
Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2010.
Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – 11-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Русский язык. Практика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н.Пименова, А.П.Еремееева, А.Ю.Купалова и др.; под редакцией С.Н.Пименовой. – 11-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – 16-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
Дополнительная литература
Богданова Г.А. Сборник диктантов повышенной сложности (Книга для учителя).-М.: Издательский Дом «Генжер»,2002.- 96 с.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Единый государственный экзамен. Русский язык: Учебное пособие.- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2006.- 256 с.
ЕГЭ. Русский язык. Тематические тренировочные задания. Уровень А,В, С/ Г.Т.Егораева, Е.М.Сергеева.- М.: Издательство «Экзамен», 2010.- 142 с.
Зайцева О.Н. Уроки русского языка в школе: Предпрофильное обучение. 9 класс: Методическое пособие для учителя. – М.:Вербум-М, 2005. – 199 с.
Козулина М.В. Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум.- Саратов: Лицей,2006.- 320 с.
Методические рекомендации к учебному комплексу «Русский язык.Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»: 5 класс./ А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; Под ред. А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа, 2001.- 224 с.
Поурочное планирование: к учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 кл./А.Ю.Купалова, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов.-5-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2002.- 384 с.
Розенталь Д.Э. Русский язык. Для поступающих в вузы: Учеб.пособие.- М.Дрофа, 994.-288 с.
Розенталь Д.Э. Русский язык. Справочник-практикум: Управление в русском языке. Практическая стилистика.- М.:ООО «Издательство Оникс: ООО «Издательство «Мир и образование», 2007. – 752 с.
Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку: учебное пособие.- М.: Астра,1997.-192 с.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация.-2-е изд., перераб. – М.:ООО «Издательство Оникс: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008.-256 с.
Трунцева Т.Н. Как научиться писать сочинения-повествования. Практикум для 5-9 классов.-М.: «Грамотей», 2008 г.-72 с.
Трунцева Т.Н. Как научиться писать сочинение-описание. Практикум для 5-9 классов. – М.: «Грамотей», 2008 г.- 72 с.
Угроватова Т.Ю. Русский язык. 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации: пособие для учащихся.- 3-е изд.- М.: Просвещение,2007.- 263 с.
Черкасова М.Н., Черкасова Л.Н. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Практикум. Тесты.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.-320 с.
Шапиро Н.А., Волкова А.В., Кузнецова Е.В., Шувалова Е.Ю. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября»,2010.-72 с.
Шапиро Н.А., Волкова А.В., Кузнецова Е.В., Шувалова Е.Ю. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября»,2010.-56 с.
Шклярова Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для школьников и абитуриентов. Книга 3. Синтаксис и пунктуация.-М.:Грамотей,2007.-200 с.
Шклярова Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для школьников и абитуриентов. Книга 2. Морфология и орфография. -М.:Грамотей,2007.-240 с.
Шклярова Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для школьников и абитуриентов. Книга 1. Фонетика, графика и орфоэпия. Орфография. Лексика, фразеология и стилистика. Морфемика и словообразование. - М.:Грамотей,2007.-56 с.
Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов (пособие для средней школы). – М.: Грамотей, 2004.- 368 с.
Образовательные электронные ресурсы:
http://e-v-roslyakova.narod.ru/ - сайт учителя русского языка и литературы Росляковой Елены Владимировны.
http://www.fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://pedsovet.org/ -Всероссийский августовский педсовет
http://1september.ru/газета «Первое сентября»
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
Словесник http://slovesnik-oka.narod.ru/
Русское письмо http://character.webzone.ru
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
Русское слово http://www.rusword.com.ua
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Книгопечатная продукция:
-учебники-хрестоматии 7-11 классы;
-учебные издания, соответствующие данным комплектам учебников (рабочие тетради);
-дидактические материалы по курсу русской и зарубежной литературы;
-методические пособия для учителя русского языка и литературы;
-справочно-энциклопедическая литература.
Печатные пособия:
-таблицы по русскому языку и литературе (Теория литературы. Комплект из 20 таблиц);
-портреты русских писателей и лингвистов;
-альбомы демонстрационного материала (по творчеству писателей, литературным направлениям и проч.).
Информационно-коммуникативные средства:
-справочно-энциклопедическая литература на электронных носителях;
-электронные библиотеки по курсу «Литература», «Русский язык».
Экранно-звуковые пособия:
- аудиозаписи и фонохрестоматии по литературе XVIII-XX вв.;
-видеофильмы по основным разделам курса литературы;
-слайды по русскому языку и литературе.
Технические средства обучения:
-мультимедийный компьютер;
-мультимедиапроектор;
-диапроектор;
-экран навесной.
[1] Примечание. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
[2] Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
[3] Примечание.
1. При оценке сочинений необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного, речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: «4» ставится при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенных в разделе «Оценка диктантов».
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/_____________________/
«______» ______________ 2012 г.
Календарно - тематическое планирование
по русскому языку
на 2012 - 2013 учебный год.
№ п/п | Дата проведения урока | № урока в разделе, теме | Тема урока | Повторение | Развитие речи | Примечание | |
1. | 1 | Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. | |||||
2. | 2 | Роль языка в жизни общества. | |||||
3. | 3 | Речь как деятельность. | |||||
ВВОДНЫЙ КУРС | |||||||
Орфография (6) | |||||||
4. | 1 | Орфограмма. | |||||
5. | 2 | Правописание безударных гласных в корне слова. | |||||
6. | 3 | Правописание безударных гласных в приставках. И, А, У после шипящих | |||||
7. | 4 | Правописание глухих и звонких согласных | |||||
8. | 5 | Правописание непроизносимых и удвоенных согласных в корне слова | |||||
9. | Устная и письменная формы речи | ||||||
10. | 6 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Орфография» | |||||
Морфология и орфография (22) | |||||||
11. | 1 | Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. | |||||
12. | 2 | Имя существительное. | |||||
13. | 3 | Морфологические признаки имени существительного. | |||||
14. | 4 | Правописание падежных окончаний сущ. | |||||
15. | Речь диалогическая и монологическая | ||||||
16. | 5 | Имя прилагательное. Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных. | |||||
17. | 6 | Глагол. Морфологические признаки глагола. | |||||
18. | 7 | Прошедшее время глагола. | |||||
19. | 8 | Правописание гласных перед суффиксом –л- и в окончании глаголов. | |||||
20. | 9 | Настоящее и будущее время. Буква ь в глаголе 2 л.ед.ч. | |||||
21. | Культура общения и правила речевого поведения | ||||||
22. | 10 | Спряжение глагола | |||||
23. | 11 | Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени. | |||||
24. | 12 | Глаголы с –ться и –тся | |||||
25. | 13 | Наречие. Различение наречий по вопросу. | |||||
26. | 14 | Правописание наиболее употребительных наречий. | |||||
27. | Текст. Тема текста. | ||||||
28. | 15 | Местоимение. Раздельное написание местоимений с предлогами. | |||||
29. | 16 | Дефис в неопределенных местоимениях. | |||||
30. | 17 | Предлог. Разграничение предлогов и приставок. | |||||
31. | 18 | Союз. Союзы и, а, но между однородными членами предложения и в сложных предложениях. | |||||
32. | 19 | Частица. Раздельное написание частиц с другими словами. | |||||
33. | 20 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфология и орфография» | |||||
34. | 21 | Контрольный диктант №1 по теме: «Морфология и орфография» | |||||
35. | 22 | Анализ контрольного диктанта. Правописание гласных и согласных в корне слова. | |||||
Синтаксис и пунктуация (44) | |||||||
36. | 1 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. | |||||
37. | 2 | Средства связи слов в предложении: изменение формы слова, порядок слов, интонация. | |||||
38. | 3 | Пунктуационный разбор. | |||||
39. | Идея. Основная мысль текста. Подготовка к подробному изложению. | ||||||
40. | Написание подробного изложения по тексту Г. Снегирёва «Отважный пингвинёнок» | ||||||
41. | 4 | Предложение. Грамматическая основа предложения. | |||||
42. | 5 | Виды предложений по цели высказывания. | |||||
6 | Невосклицательные и восклицательные предложения. | ||||||
7 | Главные члены предложения. | ||||||
8 | Подлежащее. Способы выражения подлежащего. | ||||||
Простой план. | |||||||
9 | Сказуемое. Способы выражения сказуемого. | ||||||
10 | Тире между подлежащим и сказуемым. | ||||||
11 | Второстепенные члены предложения. | ||||||
12 | Определение. | ||||||
13 | Дополнение. | ||||||
Параллельная и последовательная связь предложений в тексте. | |||||||
14 | Обстоятельство. | ||||||
15 | Словосочетание. | ||||||
16 | Подчинительные и сочинительные словосочетания. | ||||||
17 | Словосочетания в предложении. | ||||||
18 | Предложения с однородными членами. | ||||||
19 | Знаки препинания в предложении с однородными членами. | ||||||
Обращение как средство связи предложений в тексте. | |||||||
20 | Знаки препинания в предложении с однородными членами, соединёнными повторяющимся союзом И. | ||||||
21 | Обобщающее слово перед однородными членами. | ||||||
22 | Знаки препинания в предложении с обобщающим словом перед однородными членами. | ||||||
23 | Предложения с обращениями. | ||||||
24 | Знаки препинания в предложении с обращением. | ||||||
25 | Предложения с вводными словами. | ||||||
Текст и фрагменты текста | |||||||
67. | 26 | Синтаксический разбор простого предложения. | |||||
68. | 27 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис простого предложения». | |||||
69. | 28 | Контрольная работа №2 по теме «Синтаксис простого предложения». | |||||
70. | 29 | Анализ контрольной работы. Знаки препинания в предложениях с обращением и вводными словами. | |||||
71. | 30 | Сложное предложение. | |||||
72. | Особенности ознакомительного и изучающего чтения. | ||||||
73. | 31 | Сложносочиненное предложение. | |||||
74. | 32 | Пунктуация в сложносочинённом предложении. | |||||
75. | 33 | Сложноподчиненное предложение. | |||||
76. | 34 | Пунктуация в сложноподчинённом предложении. | |||||
77. | 35 | Сложные бессоюзные предложения. | |||||
78. | 36 | Запятая между частями сложного предложения. | |||||
79. | 37 | Синтаксический разбор сложного предложения. | |||||
80. | 38 | Предложения с прямой речью. | |||||
81. | Особенности выразительного чтения: темп, тон, логическое ударение, интонация. | ||||||
82. | 39 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | |||||
83. | 40 | Диалог. | |||||
84. | 41 | Оформление диалога на письме. | |||||
85. | 42 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». | |||||
86. | 43 | Контрольный диктант № 3 по теме «Синтаксис и пунктуация». | |||||
87. | 44 | Анализ контрольного диктанта. Пунктуация в сложном предложении. | |||||
ОСНОВНОЙ КУРС | |||||||
88. | 1 | Понятие о литературном языке. | |||||
89. | Звукопись как способ усиления выразительности речи. | ||||||
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. (17 ч) | |||||||
90. | 1 | Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. | |||||
91. | 2 | Элементы фонетической транскрипции. | |||||
92. | 3 | Гласные и согласные звуки. | |||||
93. | 4 | Слог. Правила переноса слов. | |||||
94. | 5 | Ударение, его особенности в русском языке. Орфоэпические нормы литературного произношения. | |||||
95. | Типы речи. Повествование Подготовка к выборочному изложению. | ||||||
96. | Написание выборочного изложения по рассказу Б.Житкова «На льдине». | ||||||
97. | 6 | Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука. | |||||
98. | 7 | Правописание безударных гласных в корне. | |||||
99. | 8 | Правописание гласных после шипящих. | |||||
100. | 9 | Правописание гласных И и Ы после Ц. | |||||
101. | 10 | Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные. | |||||
102. | Стили речи. Разговорный стиль. Сферы речевого общения. | ||||||
103. | 11 | Звонкие и глухие согласные звуки. | |||||
104. | 12 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | |||||
105. | 13 | Значение букв Я, Ю, Е, Ё. | |||||
106. | 14 | Правописание разделительных Ъ и Ь. | |||||
107. | Книжные стили. Научный стиль. Сферы речевого общения. | ||||||
108. | 15 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Фонетика» | |||||
109. | 16 | Контрольный диктант №4 по теме «Фонетика». | |||||
110. | 17 | Анализ контрольного диктанта. Правописание Ь в различных частях речи. | |||||
Морфемика. Словообразование. Орфография (42) | |||||||
111. | 1 | Понятие о морфемике. | |||||
112. | 2 | Основа слова и окончание. | |||||
113. | 3 | Окончание как словоизменительная морфема. | |||||
114. | Художественный стиль. | ||||||
115. | 4 | Корень слова. | |||||
116. | 5 | Элементы этимологического анализа слова. | |||||
117. | 6 | Приставки. | |||||
118. | 7 | Суффиксы. | |||||
119. | Описание предмета. | ||||||
120. | 8 | Словообразовательные и словоизменительные морфемы. | |||||
121. | 9 | Чередование гласных звуков в корне слова. | |||||
122. | 10 | Правописание корней с чередующимися и безударными гласными в корне | |||||
123. | 11 | Чередование согласных звуков в корне слова. | |||||
124. | 12 | Полногласные и неполногласные сочетания. | |||||
125. | Описание произведений мастеров художественных народных промыслов. | ||||||
126. | 13 | Порядок морфемного разбора. | |||||
127. | 14 | Правописание корней с чередованием гласных а-о в корнях –лаг- / -лож- | |||||
128. | 15 | Правописание корней с чередованием гласных а-о в корнях –кас- / -кос-. | |||||
129. | 16 | Правописание корней с чередованием гласных а-о в корнях –раст- / -ращ- / -рос-. | |||||
130. | 17 | Правописание корней с чередованием гласных а-о в корнях –гор- / -гар-, -зор- / -зар. | |||||
131. | 18 | Правописание корней с чередованием Е-И. | |||||
132. | 19 | Правописание корней с чередованием -а(я)- / -им-, -ин-. | |||||
133. | 20 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание корней с чередованием» | |||||
134. | 21 | Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова». | |||||
135. | 22 | Анализ контрольного диктанта. Правописание корней с чередованием. | |||||
136. | Описание животного Подготовка к обучающему сочинению по теме «Описание животного» | ||||||
137. | Написание обучающего сочинения по теме «Описание животного». | ||||||
138. | 23 | Правописание гласных в приставках, не изменяющихся на письме. | |||||
139. | 24 | Правописание согласных в приставках, не изменяющихся на письме. | |||||
140. | 25 | Правописание приставок, не изменяющихся на письме. Приставка С-. | |||||
141. | 26 | Правописание приставок, оканчивающихся на З(С) | |||||
142. | 27 | Правописание приставок роз- (рос-) –раз- (рас). | |||||
143. | Типы речи. Рассуждение. | ||||||
144. | 28 | Значение приставок и их роль в образовании новых слов. | |||||
145. | 29 | Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный. | |||||
146. | 30 | Правописание приставки при- с учётом лексического значения слова. | |||||
147. | 31 | Правописание приставки пре- с учётом лексического значения слова. | |||||
148. | 32 | Правописание приставок при- и пре-. | |||||
149. | Толковый словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи. | ||||||
150. | 33 | Правописание приставок при- и пре- в словах с трудно определяемым значением приставок. | |||||
151. | 34 | Основные способы словообразования. | |||||
152. | 35 | Определение основных способов словообразования. | |||||
153. | 36 | Словообразовательные и этимологические словари русского языка. | |||||
154. | 37 | Богатство словообразовательной системы русского языка. | |||||
155. | 38 | Выразительные средства морфемики и словообразования. | |||||
156. | 39 | Правописание сложных и сложносокращенных слов. | |||||
157. | 40 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография» | |||||
158. | 41 | Контрольный диктант №6 по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография» | |||||
159. | 42 | Анализ контрольного диктанта. Правописание приставок пре- и при-. | |||||
Лексикология и фразеология (22 ч) | |||||||
160. | 1 | Словарное богатство русского языка. | |||||
161. | 2 | Лексическое значение слова. | |||||
162. | 3 | Основные способы толкования лексического значения слова. | |||||
163. | Значение синонимов и антонимов в речи | ||||||
164. | 4 | Однозначные и многозначные слова. | |||||
165. | 5 | Роль однозначных и многозначных слов в речи. | |||||
166. | 6 | Прямое и переносное значение слов. | |||||
167. | 7 | Основания для переноса значения слов. | |||||
168. | 8 | Омонимы. | |||||
169. | Значение фразеологизмов в речи | ||||||
170. | 9 | Синонимы. | |||||
171. | 10 | Текстообразующая роль синонимов. | |||||
172. | 11 | Лексический разбор слова. | |||||
173. | 12 | Антонимы. | |||||
174. | 13 | Текстообразующая роль антонимов. | |||||
175. | 14 | Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. | |||||
176. | 15 | Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. | |||||
177. | 16 | Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. | |||||
178. | 17 | Историческая изменчивость словарного состава языка. | |||||
179. | 18 | Фразеологизмы. | |||||
180. | Описание картины. Написание контрольного сочинения по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». | ||||||
181. | Написание контрольного сочинения по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». | ||||||
182. | 19 | Особенности употребления фразеологизмов в речи. | |||||
183. | 20 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Лексикология и фразеология». | |||||
184. | 21 | Контрольная работа №7 по теме «Лексикология и фразеология» | |||||
185. | 22 | Анализ контрольной работы. Закрепление основных понятий по лексике. | |||||
186. | Текст. Лексические средства связи предложений в тексте. | ||||||
Повторение (14 ч) | |||||||
187. | 1 | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение. | |||||
188. | 2 | Знаки препинания в простом предложении. | |||||
189. | 3 | Знаки препинания в сложном предложении. | |||||
190. | 4 | Правописание гласных в корне. | |||||
191. | 5 | Правописание согласных в корне. | |||||
192. | Контрольное подробное изложение | ||||||
193. | Контрольное подробное изложение по тексту К.Паустовского «Первый снег» | ||||||
194. | 6 | Правописание имён существительных. | |||||
195. | 7 | Употребление синонимов, антонимов и фразеологизмов в речи. | |||||
196. | 8 | Соблюдение норм современного русского языка. Употребление в речи этикетных слов. | |||||
197. | 9 | Правописание приставок. | |||||
198. | 10 | Правописание окончаний существительных, прилагательных и глаголов. | |||||
199. | Киносценарий. Структура киносценария. | ||||||
200. | 11 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор. | |||||
201. | 12 | Обобщение и систематизация знаний за курс 5 класса. | |||||
202. | 13 | Итоговый контрольный диктант №8 | |||||
203. | 14 | Анализ контрольного диктанта. Синтаксический разбор простого и сложного предложения. | |||||
204. | Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафора. | ||||||
Резервные часы (6 ч) | |||||||
205. | 1 | Резервный урок | |||||
206. | 2 | Резервный урок | |||||
207. | 3 | Резервный урок | |||||
208. | 4 | Резервный урок | |||||
209. | 5 | Резервный урок | |||||
210. | 6. | Резервный урок | |||||
Итого количество часов: | |||||||
По программе | 210 | 140 | 36 | 34 (2 сочин.+3 излож.) | |||
Выполнено |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 общеобразовательном классе
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 общеобразовательном классе (6 часов в неделю, 204 часа в год) по программе Т.А.Ладыженской и учебнику Т.А.Ладыженской...
Рабочие программы, календарно- тематическое планирование по русскому языку для 5, 9-11 классов
Рабочие программы, календарно- тематическое планирование по русскому языку 5,9-11 классов...
рабочие программы и тематическое планирование уроков русского языка 6-10 классы
рабочие программы и тематическое планирование уроков русского языка 6-10 классы...
Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку
Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку для 10-11 классов по программе Н.Г. Гольцовой рассчитано на 2 часа в неделю (68 часов в год)....
Рабочая программа + календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс, Н. Г. Гольцова)
Рабочая программа + ктп по русскому языку, 11 класс, по учебнику Н. Г. Гольцовой...
Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку для 11 класса
Тематическое планирование по русскому языку для 11 класса рассчитано на 102 часа в год (3 часа в неделю)....