Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе Бабайцевой В.В. 5 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме
КТП по русскому языку по программе Бабайцевой В.В. 5 класс предназначено для общеобразовательных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_russkiy_yazyk.docx | 85.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1 имени А.А. Иноземцева»
Рассмотрено Кафедра гум. предметов Протокол № 1 От «__»_______2012г. Руководитель кафедры _____________________ | Согласовано «__»_______2012г Зам директора по УВР ____________________ | Утверждаю Приказ № ________ от «___»_____2012г. Директор МБОУ «Гимназия №1 им. А.А.Иноземцева» ________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Русский язык»
для учащихся 5А класса
Образовательная область: филология
Разработала:
ФИО__Афанасьева В.М.,
учитель русского языка и литературы,
II квалификационной категории.
2012 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Русский язык» разработана на основе авторской программы по русскому языку к УМК для 5-9 классов В. В. Бабайцевой и др., опубликованной в сборнике Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2008. Утвержденной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова –М.: Дрофа, 2008
- Русский язык. Практика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2008
- Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – М.: Дрофа, 2008.
Рабочая программа рассчитана на 204 учебных часов год (в неделю – 6ч). В учебном плане гимназии на данный предмет выделено 204 часа.
Содержание программы учебного предмета
5 КЛАСС
Введение
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку (1 ч). Роль языка в жизни общества (1ч )
ВВОДНЫЙ КУРС
Орфография (9 ч). Орфограмма.
Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Морфология и орфография (24 ч)
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные.
Правописание падежных окончаний.
Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.
Морфологические признаки прилагательных.
Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола.
Правописание гласных перед суффиксом -лив окончании глаголов.
Буква ъ в глаголе 2-го лица единственного числа.
Глаголы с -тся и -тъся.
Наречие. Различение наречий по вопросу.
Правописание наиболее употребительных наречий по списку.
Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.
Раздельное написание местоимений с предлогами.
Дефис в неопределенных местоимениях.
Предлог. Разграничение предлогов и приставок.
Раздельное написание предлогов с именами существительными .
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.
Частица. Частицы не, бы (б), ли (лъ), же (ж) и др. Их значение в предложениях.
Раздельное написание частиц с другими словами.
Синтаксис и пунктуация (46 ч)
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.
Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже).
Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).
Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.
Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.
Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.
Предложения с обращениями.
Знаки препинания в предложении с обращением.
Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).
Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложное предложение.
Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними). Диалог.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.
Краткое содержание программы
Понятие о литературном языке (1ч).
Литературный язык — основа русского национального языка. Нормы литературного языка (произносительные (орфоэпические), морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные и др.).
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (20ч)
Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Элементы фонетической
транскрипции. Гласные и согласные звуки. Слог.
Правила переноса слов.
Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные.
Выразительные средства фонетики.
Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.
Правописание безударных гласных в корне.
Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.
Твердые и мягкие согласные звуки.
Обозначецие мягкости согласных на письме с помощью ъ.
Значение букв я, ю, е, ё.
Правописание разделительных ъ и ь.
Правописание гласных после шипящих. Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов. Правописание гласных и иы после ц. Орфографический словарь.
Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь.
Морфемика. Словообразование. Орфография (42 ч)
Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы.
Словообразовательные и словоизменительные морфемы.
Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка.
Элементы этимологического анализа слова.
Выразительные средства морфемики и словообразования.
Правописание сложных и сложносокращенных СЛОВ.
Чередование звуков в корне слова.
Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание корней с чередованием гласных и — о.
Правописание корней с чередованием гласных г — и.
Правописание согласных и гласных в приставках.
Правописание приставок, оканчивающихся на |(с).
Правописание приставок роз- {рос) —раз-(рас).
Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
Правописание приставок при- и пре-.
Словообразовательные и этимологические словари русского языка.
Лексикология и фразеология (22ч)
Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова. Основные способы его толкования. Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения.
Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных). Словари синонимов и антонимов.
Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка. Старославянизмы. Их стилистические функции.
Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование.
Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших Слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдениезаиспользованием устаревших слов и неологизмов в текстах.
Нейтральные и стилистически окрашенные слона. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи.
Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов.
Повторение (3ч)
Развитие связной речи (35ч).
Устная и письменная формы речи.
Речь диалогическая и монологическая.
Понятие о связном тексте.
Тема.
Основная мысль текста.
Смысловые части текста.
Простой план.
Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте.
Выразительные средства в устной речи.
Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
При сопоставлении Примерной и авторской программ выявлено, что в авторской программе отсутствуют следующие дидактические единицы:
Раздел программы | Дидактические единицы для изучения |
Фонетика Орфоэпия | Орфоэпия как наука о языке. Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слов с помощью элементов транскрипции. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Характеристика отдельного звука речи и анализ звука в речевом потоке. Связь фонетики с графикой и орфографией. Основные выразительные средства фонетики. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. Особенности ударения в русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. |
Морфемика и словообразование | Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Возможность исторических изменений в структуре слова. Основные выразительные средства морфемики. Использование авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности. Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания. |
Лексикология и фразеология | Отличие слова от других языковых единиц. Основные способы передачи лексических значений слов. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов и признаков). Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки. Фразеология как раздел лексикологии. Основные виды тропов. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Смысловые и стилистические различия синонимов. Наблюдение за использованием синонимов в устной и письменной речи. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора. Наблюдение за использованием антонимов в устной и письменной речи. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного уместного и выразительного словоупотребления. |
Названные дидактические единицы включены в изучение в соответствии с Примерной программой. В связи с этим в планирование внесены следующие изменения: раздел Орфография увеличен на 3 часа для проведения диагностического исследования материала, изученного в 1-4 классах, для закрепления орфограммы «Безударная гласная в корне слова»; раздел «Морфология и орфография» - на 2 часа в сторону увеличения практических занятий по орфографии; раздел «Синтаксис и пунктуация» - на 2 часа для углубленной проработки синтаксического разбора предложения; раздел «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» - на 3 часа для включения дидактических единиц, не внесенных в Примерную программу; раздел повторения изученного материала был сокращен.
Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией
В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой:
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикум
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:
- наблюдение, беседа,
- фронтальный опрос,
- опрос в парах,
- практикум,
- диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями),
- тесты,
- комплексный анализ текста,
- устные рассказы по плану на лингвистические темы,
- сочинения,
- изложения,
- решение СФЗ.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 5 класса учащиеся должны уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменные высказывания разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать свое отношение к предмету речи;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарем;
графика:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
- объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки;
- уметь изменять части речи;
орфография:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Календарно-тематическое планирование
№ | Программный материал | Кол-во час. | Формирование информационной компетентности и УУД. | Виды контроля | Дата | Коррекция | |
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
Введение (2 ч.) | |||||||
Введение. Знакомство с учебным комплексом. | 1 | Уметь пользоваться учебным комплексом | Устный развернутый ответ на вопрос. | 1 неделя | |||
Роль языка в жизни общества. | 1 | Обобщить наблюдения, сделанные на уроке; обозначить роль слов «вежливости»»; установить связь между теоретическим и практическим пособием. | Устный развернутый ответ на вопрос. | ||||
Вводный курс. Орфография (9+1) | |||||||
Орфография. Орфограмма. | 1 | Различать букву и звук; распознавать случаи, когда написание буквы не определяется произношением и необходимо применять правило; уметь находить изучаемую орфограмму. | Кроссворд | ||||
Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | Различать букву и звук; распознавать случаи, когда написание буквы не определяется произношением и необходимо применять правило; уметь находить изучаемую орфограмму. Правильно писать слова-исключения. Осознанное применение правила. | Контрольное списывание | ||||
Правописание безударных гласных в приставках. | 1 | Опознавать орфограммы и пунктограммы в соответствии с правилами, изученные в начальных классах; находить орфограммы-гласные буквы в корне, приставке. | Письмо под диктовку с грамматическим заданием | ||||
Правописание и, а, у после шипящих. | 1 | Опознавать орфограммы и пунктограммы в соответствии с правилами, изученные в начальных классах; находить орфограммы-гласные буквы в корне, приставке. | Составление текста с данными учителем словами по изученной орфограмме | ||||
Правописание глухих и звонких согласных. | 1 | Опознавать орфограммы и пунктограммы в соответствии с правилами, изученные в начальных классах; находить орфограммы-согласные (звонкие и глухие); совершенствовать орфографические умения и навыки. | Кроссворд | 2 неделя | |||
Правописание непроизносимых согласных. | 1 | Уметь находить стечение согласных в корне слова, сопоставлять их написание с произношением; уметь пользоваться орфографическим словарем. | Контрольное списывание | ||||
Правописание удвоенных согласных. | 1 | Умение правильно писать словарные слова; умение пользоваться словарем. | Работа по карточкам с заданием вставить пропущенные буквы. | ||||
Закрепление изученного по теме. | 1 | Умение определять изученные орфограммы. | Объяснительный диктант. | ||||
Контрольная работа по изученному материалу. | 1 | Контроль знаний учащихся. | Письмо под диктовку с грамматическим заданием. | ||||
Р/Р | Для чего людям нужна речь? Как различают формы речи? | 1 | Умение пользоваться учебным пособием «Русская речь»; формировать коммуникативные умения; различать формы речи | Устный развернутый ответ на вопрос. | |||
Морфология и орфография (24+4 час.) | |||||||
Морфология и орфография. Части речи. Самостоятельные и служебные. | 1 | Понимать значение терминов «морфология», «орфография»; отличать служебные части речи от самостоятельных; функции самостоятельных и служебных частей речи; понимать связь морфологии с орфографией. | Объяснительный диктант | 3 неделя | |||
Имя существительное. Склонение. Имена существительные собственные. | 1 | Опознавать имя существительное по морфологическим признакам; определять склонение, род, падеж. | Морфологический разбор существительного | ||||
Имя существительное. Правописание падежных окончаний существительных. | 1 | Пользоваться алгоритмом при определении окончаний сущ.; определять род, падеж, склонение. | Аргументированное рассуждение: почему слово чернота является им. сущ. по плану. | ||||
Имя прилагательное. Связь прилагательного с им. сущ. | 1 | Согласовывать прил. с сущ.; устанавливать смысловую связь между прилагательным и существительным. Уметь определять в предложении им. прилагательное, знать его морфологические признаки. | Творческий диктант по тексту упр. 82 | ||||
Имя прилагательное. Правописание падежных окончаний им. прилагательных. | 1 | Пользоваться алгоритмом для определения окончаний прилагательных; знать морфологические и синтаксические признаки прилагательного | Тест. Определить падежные окончания прилагательных. | ||||
Р/Р | Речь диалогическая и монологическая. | 1 | Знать понятия «диалог», «монолог»; различать диалогическую и монологическую речь; строить монологическое высказывание; умение вести разговор. | Составление диалога на заданную тему. | |||
Контрольный диктант. | 1 | контроль повторения. | контрольный диктант | 4 неделя | |||
Анализ к/д. | 1 | анализ контрольного диктанта; работа над ошибками. | Работа над ошибками. | ||||
Глагол. Неопределенная форма глагола. | 1 | Узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; опознавать орфограммы глагола в соответствии с правилами. | Творческое списывание | ||||
Глагол. Прошедшее время. Правописание гласных перед суффиксом -л- и в окончаниях глагола. | 1 | Узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; пользоваться алгоритмом правописания безударных личных окончаний глагола; уметь определять орфограмму «Гласная буква перед суффиксом –л- глагола». | Развернутый ответ на вопрос. | ||||
Глагол. Настоящее и будущее время глагола. Буква –ь в глаголе 2-го лица ед. ч. | 1 | Узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; пользоваться алгоритмом правописания безударных личных окончаний глагола; уметь определять орфограмму «Буква –ь в глаголе 2-го лица ед. ч.». | морфологический разбор глагола | ||||
Р/Р | Понятие о связном тексте | 1 | Знать признаки текста; средства грамматической связи предложений в тексте; умение составлять текст на заданную тему. | Самостоятельная работа. | |||
Глагол. Глаголы с –ться и –тся. | 1 | Узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; пользоваться алгоритмом правописания безударных личных окончаний глагола; определять орфограмму «Правописание –ться и –тся в глаголах»; знать случаи слитного написания НЕ с глаголами. | Тест. Изученные орфограммы по теме «Глагол». | 5 неделя | |||
Закрепление изученного. Урок-практикум. | 1 | Умение и навыки, полученные при изучении темы. | Объяснительный диктант | . | |||
Закрепление изученного. Урок-практикум. | 1. | Умение и навыки, полученные при изучении темы. | Запись под диктовку с грамматическим заданием. | ||||
Наречие. Различение наречий по вопросу. | 1 | Узнавать наречие в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки наречия | Слуховой диктант. | ||||
Наречие. Правописание наиболее употребляемых наречий по списку. | 1 | Узнавать наречие в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки наречия; уметь правильно писать наречия; пользоваться орфографическим словарем. | Словарный диктант. | ||||
Р/Р | Тема | 1 | Понимать , что такое тема текста; уметь определять тему текста. | Составление текста из данных предложений. | |||
Местоимение. Личные я, ты, он и др. Раздельное написание местоимений с предлогами. | 1 | Узнавать местоимения в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки местоимений; уметь правильно писать местоимения с предлогами; уметь склонять личные местоимения. | Творческая работа по упр. 136. | 6 неделя | |||
Местоимения. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. | 1 | Узнавать местоимения в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки местоимений; уметь правильно писать местоимения с предлогами; уметь склонять притяжательные местоимения. | Практическая работа. | ||||
Местоимения. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др. Дефис в неопределенных местоимениях. | 1 | Узнавать местоимения в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки местоимений; уметь правильно писать местоимения с предлогами; уметь склонять неопределенные местоимения; знать признаки правописания неопределенных местоимений. | Тест. | ||||
Служебные части речи. Предлог. Разграничение предлогов и приставок. | 1 | Уметь различать самостоятельные и служебные части речи. Знать морфологические признаки предлога. Уметь писать предлоги со словами. Знать и понимать значение «орфограммы-пробела». Уметь разграничивать предлог и приставку. | Практическая работа. | ||||
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях. | 1 | Знать признаки простого и сложного предложения. Уметь отличать союз от других служебных частей речи; знать функции союза и его роли в предложении. | Творческое списывание | ||||
Р/Р | Тема (продолжение) | 1 | Умение определять тему текста; уметь выборочно излагать материал текста; уметь говорить и писать на заданную тему. | Творческая работа: написать начало сочинения. | |||
Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях. Раздельное написание частиц с другими словами. | 1 | Уметь отличать частицу от других служебных частей речи; писать частицы со словами в соответствии с правилом; понимать их значение в речи. | Объяснительный диктант. | 7 неделя | |||
Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфология и орфография». | 1 | Узнавать основные самостоятельные части речи (сущ., прил., глагол, наречие, местоим.) и служебные слова (предлоги, союзы, частицы), определять их морфологические признаки и роль в предложении; уметь опознавать изученные орфограммы и пунктограммы. | Письмо под диктовку с грамматическим заданием. | ||||
Контрольный диктант. | 1 | Контроль качества повторения. | Контрольный диктант. | ||||
Анализ контрольного диктанта. | 1 | Работа над ошибками. Устранение пробелов знаний | Работа над ошибками. | ||||
Синтаксис и пунктуация. (46+10) | |||||||
Понятие о синтаксисе и пунктуации. | 1 | Умение правильно строить словосочетание и предложение; понимать значения синтаксиса и пунктуации в письменной речи; понимать значение терминов «синтаксис» и «пунктуации»» | Редактирование текста упр. 189. | ||||
Р/Р | Основная мысль текста. | 1 | Понимать значение терминов «основная мысль», «идея»; уметь определять идею текста, основную мысль; различать тему и основную мысль текста. | Самостоятельная работа. | |||
Понятие о синтаксисе и пунктуации. | 1 | Умение правильно строить словосочетание и предложение; понимать значение термина «пунктограмма», «синтаксическая ошибка», «пунктуационная ошибка»; знать знаки препинания и их значение. | Синтаксический разбор предложения. | 8 неделя | |||
Пунктуационный разбор. | 1 | Формировать умение проводить пунктуационный разбор предложения; уметь правильно строить словосочетание и предложение. | Пунктуационный разбор предложения. | ||||
Предложения. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения. Знаки препинания в конце предложения. | 1 | Знать признаки предложения; различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске; находить грамматическую основу предложения; производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях. | Творческое списывание. | ||||
Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения. | 1 | Знать признаки предложения; различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске; находить грамматическую основу предложения; производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях | Диктант с последующей самопроверкой. | ||||
Невосклицательные и восклицательные предложения | 1 | Уметь различать два разных основания деления предложений: по цели высказывания – по эмоциональной окраске; уметь выразительно читать текст. | Диктант с грамматическим заданием (упр. 224) | ||||
Р/Р | Простой план. | 1 | Умение составлять простой план готового текста; понимать значение составление плана; | Составление плана к готовому тексту. | |||
Главные члены предложения. | 1 | Находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого им. существительным в им. падеже или прилагательным) а также грамматическую основу односоставного предложения ( в наиболее ясных случаях); производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях. | Словарный диктант (Упр. 222) | 9 неделя | |||
Синтаксический разбор предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого им. существительным в им. падеже или прилагательным) а также грамматическую основу односоставного предложения ( в наиболее ясных случаях); производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях. Применять изученные правила пунктуации на письме; определять признаки постановки тире в простом предложении. | Выборочный диктант. | ||||
Закрепление изученного материала. | 1 | Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся. | Творческое задание: составить предложения по схемам. | ||||
Главные члены предложения. | 1 | Умение использовать главные члены предложения в самостоятельно составленном тексте; умение правильно строить словосочетание и предложение; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения учащихся. | Редактирование текста. | ||||
Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Совершенствовать умения и навыки учащихся определять способ выражения подлежащего и сказуемого; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения. | Синтаксический разбор предложения. | ||||
Р/Р | Понятие о последовательной связи предложений. | 1 | Признаки последовательной связи предложений в тексте; умение находить последовательную связь предложений в тексте; умение составлять текст и озаглавливать его; | Творческая работа с последующей взаимопроверкой (упр. 60). | |||
Второстепенные члены предложения. | 1 | Уметь находить в предложении второстепенные члены; знать признаки определения, обстоятельства, дополнения; производить синтаксический и пунктуационный разбор предложения. | Синтаксический разбор предложения. | 1 неделя | |||
Определение. | 1 | Уметь находить определения в предложении; знать признаки определения, роль этого второстепенного члена в предложении; использовать определения при построении предложения. | Творческая работа (упр. 261) | ||||
Дополнение. | 1 | Уметь находить дополнение в предложении; знать признаки дополнения, роль в предложении; использовать дополнения при построении предложения; формировать умения и навыки монологического высказывания. | Синтаксический разбор предложения. | ||||
Обстоятельство. | 1 | Уметь находить обстоятельство в предложении, знать признаки обстоятельства, роль в предложении; использовать обстоятельства при построении предложения; совершенствовать монологическую речь. | Мини-диктант с грамматическим заданием. | ||||
Обобщение и систематизация материала по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | Обобщить и систематизировать изученное по теме «Синтаксис и пунктуация». | Различные виды разбора по образцу. | ||||
Р/Р | Обучающее изложение, близкое к тексту. | 1 | Умение писать изложение, близкое к тексту. | Изложение. | |||
Р/Р | Обучающее изложение, близкое к тексту. | 1 | Умение писать изложение, близкое к тексту. | Изложение | 2 неделя | ||
Диктант с грамматическим заданием. | 1 | Контроль знаний учащихся по изученной теме. | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | ||||
Анализ контрольного диктанта. | 1 | Работа над ошибками. | Работа над ошибками. | ||||
Словосочетание. | 1 | Знать признаки словосочетания; уметь отличать словосочетание от предложения; уметь выделять словосочетание из предложения; анализировать значение и строение словосочетаний; уметь строить словосочетания; находить словосочетания к заданным схемам. | Разбор словосочетания. | ||||
Подчинительные и сочинительные словосочетания. | 1 | Уметь правильно выделять словосочетания из предложения; уметь разбирать словосочетание; уметь строить словосочетания; уметь строить монологическое высказывание. | Разбор словосочетания. | ||||
Р/Р | Анализ изложения. | 1 | Работа над ошибками изложения. | ||||
Словосочетание в предложении. Обобщение и систематизация материала по теме «Словосочетание». | 1 | Закрепить и обобщить умения и навыки, полученные в ходе изучения темы «Словосочетание» | Мини-диктант с грамматическим заданием. | 3 неделя | |||
Предложения с однородными членами. | 1 | Уметь правильно интонировать предложения с однородными членами; отличать предложения с однородными членами от сложных предложений; уметь строить схемы предложений с однородными членами; знать признаки однородных членов. | Синтаксический разбор предложения с однородными членами. | ||||
Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Уметь правильно интонировать предложения с однородными членами; отличать предложения с однородными членами от сложных предложений; уметь строить схемы предложений с однородными членами; знать признаки однородных членов. | Запись под диктовку (упр. 294) | |||||
Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. | 1 | Уметь редактировать текст с однородными членами; понимать роль обобщающего слова в предложения с однородными членами; уметь строить предложения с обобщающим словом перед однородными членами; строить схему предложений с обобщающим словом; знать порядок действий по нахождению обобщающего слова в предложении; применять изученную пунктограмму при письме. | Графический диктант. | ||||
Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Закрепление. | 1 | Уметь редактировать текст с однородными членами; понимать роль обобщающего слова в предложения с однородными членами; уметь строить предложения с обобщающим словом перед однородными членами; строить схему предложений с обобщающим словом; знать порядок действий по нахождению обобщающего слова в предложении; применять изученную пунктограмму при письме. | Письмо по памяти (упр. 301). | ||||
Р/Р | Понятие о параллельной связи предложений в тексте. | 1 | Признаки параллельной связи предложений в тексте; умение находить параллельную связь предложений в тексте; умение составлять текст и озаглавливать его; | ||||
Предложения с однородными членами. Обобщение и систематизация материала по теме. | 1 | Уметь редактировать текст с однородными членами; понимать роль обобщающего слова в предложения с однородными членами; уметь строить предложения с обобщающим словом перед однородными членами; строить схему предложений с обобщающим словом; знать порядок действий по нахождению обобщающего слова в предложении; применять изученную пунктограмму при письме. | Словарный диктант. | 4 неделя | |||
Диктант с грамматическим заданием. | 1 | Контроль знаний учащихся по изученной теме. | Диктант с грамматическим заданием. | ||||
Анализ диктанта. | 1 | Работа над ошибками. | Работа над ошибками. | ||||
Предложения с обращениями. | 1 | Знать основные признаки обращения; отличать обращения от подлежащего; уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обращениями; уметь находить обращения в предложении и правильно ставить знаки препинания. Уметь составлять предложения с обращениями, строить схему предложений с обращением. | Самостоятельная работа. | ||||
Знаки препинания в предложениях с обращениями. | 1 | Знать основные признаки обращения; отличать обращения от подлежащего; уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обращениями; уметь находить обращения в предложении и правильно ставить знаки препинания. Уметь составлять предложения с обращениями, строить схему предложений с обращением | Тест. | ||||
Р/Р | Выразительные средства связи устной речи. | 1 | Знать, какие средства называются выразительными, их значение в предложении; уметь находить выразительные средства в тексте; уметь составлять текст по данному началу. | Составление текста по данному началу. | |||
Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому). | 1 | Уметь видеть вводные слова в предложении; правильно интонировать предложения с вводными словами; знать признаки вводных слов; строить предложения с вводными словами по схеме; самостоятельно строить схемы предложений с вводными словами, используя графические обозначения. | Конструирование предложений с вводными словами. | 5 неделя | |||
Знаки препинания в предложениях с вводными словами. | 1 | Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными словами. Уметь видеть вводные слова в предложении; правильно интонировать предложения с вводными словами; знать признаки вводных слов; строить предложения с вводными словами по схеме; самостоятельно строить схемы предложений с вводными словами, используя графические обозначения. | Тест. | ||||
Сложное предложение. Запятая между частям сложного предложения. | 1 | Отличать простое предложение от сложного; знать признаки сложного предложения; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; отличать сложное предложение от простого с однородными членами; уметь составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение. | Мини-диктант с грамматическим заданием (упр. 328) | ||||
Сложносочиненные предложения. Запятая между частям сложного предложения. | 1 | Отличать простое предложение от сложного. Знать признаки ССП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; отличать сложное предложение от простого с однородными членами; уметь составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение | Синтаксический разбор предложения. | ||||
Сложноподчиненные предложения. Запятая между частям сложного предложения. | 1 | Отличать простое предложение от сложного. Знать признаки СПП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; отличать сложное предложение от простого с однородными членами; уметь составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение | Творческая работа (упр. 344). | ||||
Р/Р | Общее понятие о стилях речи. Разговорный стиль речи. | 1 | Иметь общее представление о стилях речи; знать признаки разговорного стиля речи; уметь определять тексты разговорного стиля. | Определить стиль текста. | |||
Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частям сложного предложения. | 1 | Отличать простое предложение от сложного. Знать признаки БСП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; отличать сложное предложение от простого с однородными членами; уметь составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение | Синтаксический разбор предложений. | 6 неделя | |||
Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | Уметь производить синтаксический разбор сложного предложения. | Синтаксический разбор предложений. | ||||
Контрольный диктант. | 1 | Контроль знаний учащихся по изученной теме. | Контрольный диктант. | ||||
Анализ к/д | 1 | Работа над ошибками. | Работа над ошибками. | ||||
Предложение с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними). Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 | Понимать особенности строения предложений с прямой речью; уметь правильно оформлять на письме предложения с прямой речью; отличать слова автора от прямой речи; строить схемы предложений с прямой речью; выразительно читать предложения с прямой речью; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Конструирование предложений. | ||||
Р/Р | Книжные стили речи. Характеристика научного стиля. | 1 | Иметь представление о научном стиле речи, его особенностях; знать понятие «термин»; уметь строить ответ на вопрос научного характера. | Практическая работа. | |||
Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 | Понимать особенности строения предложений с прямой речью; уметь правильно оформлять на письме предложения с прямой речью; отличать слова автора от прямой речи; строить схемы предложений с прямой речью; выразительно читать предложения с прямой речью; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Творческая работа с последующей проверкой (упр. 352). | 7 неделя | |||
Диалог. Знаки препинания при диалоге. | 1 | Уметь различать диалогическую и монологическую речь; знать сферу употребления диалога; пунктуационное оформление диалога; составление диалога. | Самостоятельная работа. | ||||
Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация». | 1 | Закрепить и обобщить материал по теме «Синтаксис и пунктуация». | Творческая работа (упр. 369) | ||||
Зачет по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | Знание теоретического материала по теме «Синтаксис и пунктуация»; умение использовать теоретические знания в практических целях. | Зачет по теме «Синтаксис и пунктуация». | ||||
Контрольный диктант. | 1 | Контроль знаний учащихся по изученной теме. | Контрольный диктант. | ||||
Анализ контрольного диктанта. | 1 | Работа над ошибками. | Работа над ошибками. | ||||
Основной курс. Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.(21+5) | |||||||
Понятие о литературном языке. | 1 | Нормы литературного языка; основные разделы языка; орфоэпические умения. | Тест. | 1 неделя | |||
Звуки речи. Звуки речи и буквы. | 1 | Термины: звуки, слоги, ударение, интонация; понятие «фонетика»; сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов; навыки выразительного чтения. | Выразительное чтение стихотворения (упр. 388). | ||||
Звуки речи и буквы. Алфавит. | 1 | Уметь анализировать звучащую речь; сопоставлять звук и букву; уметь производить частичный анализ слов; знать и правильно произносить алфавит. | Контрольное списывание. | ||||
Гласные и согласные звуки. | 1 | Слышать и различать звуки; различать звуки и буквы; уметь членить слова на слоги. | Проверочная работа. | ||||
Слог. Правила переноса. | 1 | Слышать и различать звуки; различать звуки и буквы; уметь членить слова на слоги. | Самостоятельная работа. | ||||
Р/Р | Характеристика художественного стиля. | 1 | Понятие метафоры; особенности и сфера употребления художественного стиля речи. | Сочинение продолжения сказки. | |||
Ударение. | 1 | Умение различать ударные и безударные слоги; уметь акцентировать ударные слоги; с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме. | Тест. | 2 неделя | |||
Понятие об орфографии. Сильная и слабая позиция звука. | 1 | Понятие сильной и слабой позиции звука; умение видеть орфограмму, определять тип орфограммы. | Письмо по памяти стихотворения С. Маршака (упр. 420) | ||||
Понятие об орфографии. Сильная и слабая позиция звука | 1 | Понятие сильной и слабой позиции звука; умение видеть орфограмму, определять тип орфограммы; навык графического обозначения орфограммы. | Письмо по памяти (упр. 424) | ||||
Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | Умение проверять безударные гласные в корне слова различными способами; навык графического обозначения орфограммы. | Диктант «Проверяю себя» | ||||
Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | Знать звонкие и глухие согласные звуки; уметь различать гласные и согласные звуки; знать алгоритм объяснения орфограммы «Проверяемая согласная в корне слова»; навыки сопоставлять звучащую и письменную речь. | Орфоэпический диктант. | ||||
Р/Р | Изложение, близкое к тексту. | 1 | Умение писать изложение, близкое к тексту. | Изложение. | |||
Р/Р | Изложение, близкое к тексту. | 1 | Умение писать изложение, близкое к тексту | Изложение. | 3 неделя | ||
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными. | 1 | Умение различать звонкие и глухие согласные звуки; знать парные и непарные глухие и звонкие; графически обозначать орфограмму; использовать алгоритм при объяснении орфограммы. | Тест. | ||||
Твердые и мягкие согласные звуки. | 1 | Понимать значение твердости и мягкости на письме; знать непарные по твердости/мягкости; умение читать фонетическую запись; сопоставлять запись слова в транскрипции с орфографической записью. | Словарный диктант. | ||||
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь. | 1 | Понимать значение твердости и мягкости на письме; знать непарные по твердости/мягкости; умение читать фонетическую запись; сопоставлять запись слова в транскрипции с орфографической записью. | Тест. | ||||
Значение букв я, ю, е, ё. | 1 | Понимать роль гласных на письме; умение слышать йотированный при произношении гласных я, е, ё, ю в позиции, когда они обозначают два звука; знать условия появления йотированного звука в словах. | Запись текста с заданием под диктовку. | ||||
Р/Р | Типы речи. | 1 | Умение сопоставлять три типа речи: повествование, описание, рассуждение. | ||||
Правописание разделительных Ъ и Ь | 1 | Орфограмма «Буквы Ь и Ъ разделительные; знать опознавательные признаки орфограммы; умение читать фонетическую запись; сопоставлять запись слова в транскрипции с орфографической записью; различать орфограммы «Буква Ь и Ъ разделительные и «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных». | Тест. | 4 неделя | |||
Правописание гласных после шипящих. | 1 | Знать условия правописания гласных и, а, у после шипящих; уметь графически обозначать орфограмму; понимать условия написания гласных о-ё после шипящих в корне слова; использовать алгоритм при опознавании орфограммы. | Словарный диктант. | ||||
Правописание гласных после шипящих на конце слова. | 1 | Знать условия появления Ь в конце слова; уметь определять орфограмму, обозначать ее графически. | Тест. | ||||
Правописание гласных и-ы после ц. | 1 | Знать условия появления орфограммы; уметь графически ее обозначать. | Письмо под диктовку. | ||||
Основные нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь. | 1 | Понятие «орфоэпия»; уметь пользоваться орфоэпическим словарем и словарем ударений; понимать значение литературного произношения. | Орфоэпический диктант. | ||||
Р/Р | Типы речи. Повествование. | 1 | Умение строить текст повествование. | Сочинение рассказа Плавунчик. | |||
Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия». | 1 | Обобщить и систематизировать изученное в разделе; совершенствовать полученные умения и навыки. | Практическая работа. | 5 неделя | |||
Контрольная работа по теме «Фонетика». | 1 | Проверить знания и умения учащихся по изученной теме. | Контрольная работа. | ||||
Морфемика. Орфография.(42+11) | |||||||
Понятие о морфемике. | 1 | Понятие о морфемике; морфемный состав слов; видеть орфограммы в разных морфемах. | Грамматический ребус. | ||||
Основа слова и окончание. | 1 | Знать морфемы; уметь находить окончания в изменяемых словах; знать определение «окончание»; понимать термин «основа слова»; алгоритм определения окончания в слове; сопоставлять морфемный и фонетический анализ слова. | Самостоятельная работа. | ||||
Р/Р | Типы речи. Описание. | 1 | Умение описывать предмет; использовать описательные элементы в рассказе. | Мини-сочинение. | |||
Основа слова и окончание. | 1 | Знать морфемы; уметь находить окончания в изменяемых словах; знать определение «окончание»; понимать термин «основа слова»; алгоритм определения окончания в слове; сопоставлять морфемный и фонетический анализ слова. | Тест. | 6 неделя | |||
Основа слова и окончание. | 1 | Знать морфемы; уметь находить окончания в изменяемых словах; знать определение «окончание»; понимать термин «основа слова»; алгоритм определения окончания в слове; сопоставлять морфемный и фонетический анализ слова. | Самостоятельная работа. | ||||
Корень слова. | 1 | Знать порядок действия по выделению корня; различать слова-омонимы; владеть элементами этимологического анализа слов; умение выделять морфемы в слове на основе этимологического анализа. | Практическая работа. | ||||
Корень слова. | 1 | Знать порядок действия по выделению корня; различать слова-омонимы; владеть элементами этимологического анализа слов; умение выделять морфемы в слове на основе этимологического анализа. | Тест. | ||||
Корень слова. | 1 | Знать порядок действия по выделению корня; различать слова-омонимы; владеть элементами этимологического анализа слов; умение выделять морфемы в слове на основе этимологического анализа. | Письмо по памяти (упр. 530) | ||||
Р/Р | Выборочное изложение. | 1 | Умение писать выборочное изложение. | Выборочное изложение. | |||
Приставки, суффиксы. | 1 | Знать термины «приставка», «суффикс»; уметь выделять приставку и суффикс в слове; словообразующая и формообразующая роль суффикса; правописание суффикса – тель. | Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. | 7 неделя | |||
Чередование гласных в корне слова. | 1 | Понимать язык как развивающееся явление; выделять в словах корни с чередующимися гласными; умение видеть и обозначать чередование в слове, чередование с нулем звуков. | Самостоятельная работа. | ||||
Чередование согласных в корне слова. | 1 | Выделять в словах корни с чередующимися согласными; умение осознанно производить морфемный разбор слов. | Морфемный разбор слов различных частей речи. | ||||
Полногласные и неполногласные сочетания. | 1 | Понимать явление «полногласие»/ «неполногласие» в русском языке, его историческую основу; умение выделять такие сочетания. | Диктант «Проверяю себя». | ||||
Повторение по теме «Чередование звуков». | 1 | Повторить и обобщить материал по теме «Чередование звуков в корне слова». | Практическая работа. | ||||
Р/Р | Как описать животное? Изложение, близкое к тексту. | 1 | Умение писать изложение, близкое к тексту. | Изложение. | |||
Р/Р | Как описать животное? Изложение, близкое к тексту. | 1 | Умение писать изложение, близкое к тексту. | Изложение | 8 неделя | ||
Морфемный разбор слова. | 1 | Знать порядок полного морфемного разбора слова; производить морфемный разбор слов. | Письмо под диктовку с грамматическим заданием. | ||||
Правописание корней и приставок. | 1 | Уметь выделять корень и приставку в слове. Знать опознавательные признаки правописания корней и приставок. | Выборочный диктант. | ||||
Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | Знать опознавательные признаки орфограммы; графически обозначать ее; уметь подбирать однокоренные слова. | Тест. | ||||
Правописание корней с чередованием гласных А-О | 1 | Уметь отличать слова с чередующими гласными в корне от омонимичных корней; знать чередование гласных в корне; уметь находить корни с чередованием гласных в корне. | Диктант «Проверяю себя». | ||||
Р/Р | Подготовка к сочинению о слове. | 1 | Умение писать сочинение на грамматическую тему. | Обучающее сочинение. | |||
Р/Р | Подготовка к сочинению о слове. | 1 | Умение писать сочинение на грамматическую тему. | Обучающее сочинение. | 9 неделя | ||
| Правописание корней с чередованием гласных А-О. | 1 | Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней –лаг- - -лож-, -кас- - кос-; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее. | Упр. 595, выборочно. | |||
Правописание корней с чередованием гласных А-О. | 1 | Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней –гар- - -гор-, -зар- - зор-; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее. | Выборочный диктант с последующей проверкой. | ||||
Правописание корней с чередованием гласных А-О. | 1 | Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней –клан- - -клон-; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее. | Словарный диктант. | ||||
Правописание корней с чередованием гласных А-О. | 1 | Повторить и систематизировать знания учащихся о правописании корней с чередованием гласных а-о. | Самостоятельная работа. | ||||
Р/Р | Подготовка к сочинению о любимом животном. | 1 | Умение писать сочинение о животном. | Обучающее сочинение. | |||
Р/Р | Сочинение о любимом животном. | 1 | Уметь писать сочинение о животном. | Обучающее сочинение. | 10 неделя | ||
Правописание корней с чередованием гласных А-О. | 1 | Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней –лаг- - -лож-, -кас- - кос-;–гар- - -гор-, -зар- - зор-; –клан- - -клон-; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее. | Тест. | ||||
Правописание корней с чередованием гласных е-и. | 1 | Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней с чередованием – бир- - -бер - - -мир-, -мер- и др.; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее. | Самодиктант. | ||||
Правописание корней с чередованием гласных е-и. | 1 | Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней с чередованием - я(а)//им, ин.; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее. | Самостоятельная работа. | ||||
Контрольный диктант. | 1 | Проверить умения и навыки по теме. | Контрольный диктант. | ||||
Анализ к/д. | 1 | Работа над ошибками. | Работа над ошибками. | ||||
Правописание согласных и гласных в приставках. | 1 | Умение выделять приставку в слове; понимать значение отдельных приставок и варианты их написания при появлении беглых гласных; знать опознавательные признаки орфограммы; умение производить этимологический анализ слов в практических целях; сопоставлять слова с одинаковым подбором начальных букв. | Письмо под диктовку с последующей взаимопроверкой. | 1 неделя | |||
Правописание приставок, оканчивающихся на –з (с). | 1 | Умение выделять приставку в слове; знать опознавательные признаки орфограммы; производить морфемный разбор слов. | Диктант «Проверяю себя». | ||||
Правописание приставок, оканчивающихся на –з (с). | 1 | Умение выделять приставку в слов; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее; учить распознавать глухие согласные перед которыми З меняется на С. | Словарный диктант «По следам выполненных упражнений». | ||||
Правописание приставок роз- (рос-), раз-(рас-). | 1 | Умение выделять приставку в слов; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее; учить распознавать глухие согласные перед которыми З меняется на С. | Письмо под диктовку. | ||||
Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный. | 1 | Уметь писать приставки, оканчивающиеся на согласный; знать опознавательные признаки, изучаемой орфограммы и графически обозначать ее. | Тест. | ||||
Р/Р | Типы речи. Рассуждение. | 1 | Умение строить текст-рассуждение; композиция сочинения-рассуждения; языковые средства связи. | Мини-сочинение. | |||
Правописание приставок пре- и при-. | 1 | Умение выделять приставку в слове; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее. | Словарный диктант | 2 неделя | |||
Правописание приставок пре- и при-. | 1 | Умение выделять приставку в слове; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее; умение сопоставлять пары однокоренных слов с приставками при-, пре- и различать их написание по значению; знать правописание слов, не поддающихся смысловому анализу. | Письмо под диктовку. | ||||
Правописание приставок пре- и при-. | 1 | Умение выделять приставку в слове; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее; умение сопоставлять пары однокоренных слов с приставками при-, пре- и различать их написание по значению; знать правописание слов, не поддающихся смысловому | Диктант «Проверяю себя». | ||||
Правописание приставок пре- и при-. | 1 | Умение выделять приставку в слове; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее; повторить и систематизировать изученное о правописании приставок. | Тест. | ||||
Контрольный диктант. | 1 | Проверить умения и навыки по изученной теме. | Контрольный диктант. | ||||
Р/Р | Тип речи. Рассуждение. | 1 | Умение пересказывать близко к тексту; уметь строить высказывание в форме рассуждения. | Высказывание в форме рассуждения. | |||
Анализ к/д | 1 | Работа над ошибками. | Работа над ошибками. | 3 неделя | |||
Словообразование. Основные способы словообразования. | 1 | Знать основные способы образования слов; уметь выявлять словообразовательные морфемы; уметь производить словообразовательный разбор; уметь сопоставлять и сочетать морфемный и словообразовательный разборы. | Словообразовательный разбор. | ||||
Словообразование. Основные способы словообразования. | 1 | Способы образования сложных слов; термины «сложносокращенные слова»; опознавательные признаки орфограммы «Правописание сложносокращенных слов», графическое ее обозначение. | Морфемный разбор сложносокращенных слов. | ||||
Правописание сложных и сложносокращенных слов. | 1 | Способы образования сложных слов; термины «сложносокращенные слова»; опознавательные признаки орфограммы «Правописание сложносокращенных слов», графическое ее обозначение. | Тест. | ||||
Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». | 1 | Обобщить изученное по теме. | Письмо под диктовку с грамматическим заданием. | ||||
Р/Р | Лексические средства связи предложений в тексте. | 1 | Понимать значение терминов «лексический повтор», «текстовые синонимы», «родовидовые слова»; уметь видеть лексические средства связи в тексте. | Исследование текста. | |||
Контрольный диктант. | 1 | Проверить умения и навыки по теме. | Контрольный диктант. | 4 неделя | |||
Анализ к/д. | 1 | Работа над ошибками. | |||||
Лексика.(25+4) | |||||||
Лексика. Словарное богатство русского языка. | 1 | Понимать значение термина «лексика»; умение употреблять слова с учетом его смысловых, стилистических качеств, лексической сочетаемости; уметь пользоваться толковым словарем. | Составление словарика на тему «Растения». | ||||
Лексическое значение слова. | 1 | Понимать смысл термина «лексическое значение слова»; уметь пользоваться толковым словарем. | Самостоятельная работа. | ||||
Лексическое значение слова. | 1 | Умение пользоваться толковым словарем; Понимать значение термина «стилистическая помета»; уметь выразительно читать; понимать значение термина «паронимы». | Самостоятельная работа. | ||||
Р/Р | Сочинение по картине. | 1 | Обучающее сочинение по картине. | Обучающее сочинение. | |||
Р/Р | Сочинение по картине. | 1 | Обучающее сочинение по картине. | Обучающее сочинение. | 5 неделя | ||
Однозначные и многозначные слова. | 1 | Понимать значение терминов «однозначное» и «многозначное» слово; умение работать с толковым словарем; умение частично анализировать текст. | Творческая работа. | ||||
Однозначные и многозначные слова. | 1 | Знать способы доказательства многозначности слова; умение работать с толковым словарем; выразительное чтение. | Развернутый ответ на вопрос. | ||||
Прямое и переносное значение слова. | 1 | Понимать смысл терминов «прямое значение слова», «переносное значение слова»; уметь работать с толковым словарем; уметь находить в предложении слова с переносным значением. | Выборочное списывание. | ||||
Омонимы. | 1 | Понимать значение термина «омонимы»; уметь пользоваться словарем омонимов; умение работать с толковым словарем; уметь находить в предложении омонимы. | Конструирование предложений. | ||||
Синонимы. | 1 | Понимать значение термина «синонимы»; знать их роль в речи; уметь работать со словарем синонимов; уметь работать с толковым словарем. | Составление синонимических рядов. | ||||
Антонимы. | 1 | Понимать значение термина «антонимы»; знать их роль в речи; уметь работать со словарем антонимов; уметь подбирать антонимы, видеть их в предложении. | Редактирование предложений | 6 неделя | |||
Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. | 1 | Понимать значение терминов: «профессионализм», «диалектизм; знать порядок лексического разбора слова; уметь производить лексический разбор слов; роль профессионализмов и диалектизмов в художественной литературе и в разговорной речи. | Мини-сочинение «Профессия моих родителей». | ||||
Историзмы и архаизмы. | 1 | Понимать значение терминов «историзмы», «архаизмы»; разграничивать данные понятия; роль историзмов и архаизмов в художественной литературе; умение находить историзмы и архаизмы. | Анализ небольшого исторического текста. | ||||
Неологизмы. | 1 | Понимать значение термина «неологизмы»; роль неологизмов в художественной литературе и в разговорной речи; умение находить неологизмы в речи. | Исследование текста. Словарик «Говорят дети». | ||||
Заимствованные слова. | 1 | Понимать происхождение лексики русского языка; смысл заимствований; отличительные признаки заимствований; умение работать с толковым словарем. | Исследование текста. | ||||
Старославянизмы. | 1 | Понимать происхождение лексики русского языка; смысл заимствований; отличительные признаки заимствований; умение работать с толковым словарем. | Исследование текста. | ||||
Нейтральные и стилистически окрашенные слова. | 1 | Понимать термины «нейтральные слова», «стилистически окрашенные слова»; использование стилистически окрашенных слов в художественной литературе и в разговорной речи. | Исследование текста. | 7 неделя | |||
Фразеологизмы. | 1 | Понимать значение термина «фразеологизм»; роль фразеологизмов в речи; историческая основа фразеологических оборотов; их роль в языке; умение пользоваться фразеологическим словарем; умение использовать фразеологические обороты в речи; знать особенности строения фразеологического оборота. | Статья «Из истории фразеологизма». | ||||
Пословицы, поговорки, афоризмы. | 1 | Понимать значение терминов «пословица», «поговорка», «афоризм»; уметь разграничивать эти понятия; знать их роль в языке; уметь использовать пословицы, поговорки, афоризмы в речи. | Словарик пословиц, поговорок, афоризмов (на выбор). | ||||
Толковые словари русского языка. | 1 | Умение работать с различными словарями. | |||||
Р/Р | Текст. Киносценарий. | 1 | Обучать умению составлять киносценарий. | Составление киносценария. | |||
Повторение по теме «Лексика». | 1 | Повторить и обобщить изученное по теме «Лексика». | |||||
Систематизация и обобщение изученного по орфографии и пунктуации. | 1 | Повторить и обобщить изученное по орфографии и пунктуации. | 8 неделя | ||||
Годовой контрольный диктант. | 1 | Контроль умений и навыков. | |||||
Повторение и обобщение изученного по орфографии и пунктуации. | 1 | Повторить и обобщить изученное по орфографии и пунктуации. | |||||
Повторение и обобщение изученного по орфографии и пунктуации. | 1 | Повторить и обобщить изученное по орфографии и пунктуации. | |||||
Повторение и обобщение изученного по орфографии и пунктуации. | 1 | Повторить и обобщить изученное по орфографии и пунктуации. | |||||
Р/Р | Обобщение и систематизация изученного по развитию речи. | 1 | Повторить и обобщить изученное по развитию речи. | ||||
Повторение и обобщение изученного по орфографии и пунктуации. | 1 | Повторить и обобщить изученное по орфографии и пунктуации. | 9 неделя |
Итого: контрольных работ – 1.
Контрольных диктантов – 10.
Изложений – 4.
Сочинений – 3, из них классных – 2; домашних – 1.
Приложение
Контрольное тестирование по теме: «Синтаксис и пунктуация»
Кодификатор проверяемых умений:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- находить орфограммы в морфемах;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.
Тест
1. Укажите, в каком словосочетании главное слово выделено неверно.
- ЗАБОТИТЬСЯ о детях
- площадка для ИГРЫ
- бронзовый ЗАГАР
- громко СМЕЯТЬСЯ
2. Укажите, где надо писать окончание – И:
- говорили об уровн.. жизни
- лечился в госпитал..
- мылся в бан..
- мчался по магистрал...
3. Укажите, где надо писать окончание – ОМ
- с добр.. советом
- за лилов.. туманом
- в свободн.. полёте
- со страшн.. зверем
4. Найдите ошибку в анализе предложения.
Над седой равниной моря ветер тучи собирает.
- это предложение повествовательное
- это предложение простое
- главные члены – тучи собирает
- это предложение распространённое
5. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
- Набежал ветер, и лодки закачались на волне.
- Белка песенки поёт, и орешки всё грызёт.
- Колючий иней тут же стаял с ресниц, с мохнатой шапки, с воротника.
- Ты не пой, косарь, про широку степь.
6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
- В комнате всё смотрелось уютно, чисто, светло.
- В зоопарке живут разные звери: тигры, слоны, львы, крокодилы.
- «Не смей трогать Тотошку!» гневно закричала на Льва Элли.
- Мама вошла в комнату и сказала: «Помогите мне, девочки, вымыть посуду».
Изложение по теме: «Синтаксис и пунктуация»
Кодификатор проверяемых умений:
- подробно пересказывать текст;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.
Текст изложения «Отважный пингвинёнок»
Упражнение 54, стр. 34
Контрольный диктант по теме: «Синтаксис и пунктуация»
Кодификатор проверяемых умений:
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.
Текст диктанта
Ночь в лесу
Быстро наступает вечер в глухом лесу4. Темные тени ложатся под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые ели. Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, опавшей листвой.
Скрылось за дальними деревьями вечернее солнце, но еще не спят птицы в лесу. Слышишь торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червячков. Скоро наступила в лесу темная, непроглядная ночь. Только в полночь замолкнут и заснут дневные птицы.
Глухая, беззвучная ночь накрывает землю. Но вот прошуршала под ногами мышь. И опять тихо.
Потрескивает костер, и колышутся над огнем лохматые еловые ветви. А у огня на смолистой постели беззаботно похрапывает охотник.
Грамматическое задание
- Подчеркните все члены предложения и укажите части речи в первом предложении.
- Найдите сложное предложение, подчеркните грамматические основы.
- Найдите предложение с однородными членами, подчеркните их.
Контрольный диктант по теме: «Фонетика. Орфография»
Кодификатор проверяемых умений:
- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.
Текст диктанта
Деревья1 в плену
Полагаю, что вы не были снежной зимой в холодном лесу1. Там лежат согнутые деревья и так низко, что только зайцу под ними проскакать. Березка вершиной, как ладонью, забирала падающий снег. От этого вырос ком и вершина стала сгибаться. Вершина клонилась, наконец погрузилась в снег1 и примерзла до весны. Под этой аркой проходили звери, пробирались люди на лыжах.
Я знаю волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке*, не наклоняясь. Беру хорошую палочку и стучу по склоненному дереву. Снег валится вниз. Дерево прыгает вверх* и уступает мне дорогу. Медленно иду разгорающимся утром и волшебным ударом с наслаждением освобождаю дерево. (100 слов. По М. Пришвину)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе Бунеева, 5 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе Бунеева, 5 класс....
Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку к УМК Бабайцевой 5 класс 210 часов
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 о...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку (УМК Разумовской М.М.) 6 класс 2013-14 уч.год ФГОС
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс УМК Разумовской М.М. 2013-2014 уч.год ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе В.В.Бабайцевой. 8 класс.
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 кл...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе В.В.Бабайцевой. 6 класс.
Календарно-тематическое планирование состоит из разделов: тема урока, тип урока, применяемые педтехнологии, формы и виды контроля. Перед каждым разделом имеются "Планируемые результаты" (предмет...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе Т.А.Ладыженской 5 класс
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по программе Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова на 204 ч( 6 уроков в неделю) и календарно-тематическое планирование....