Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести в косвенную, найти фактические ошибки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к выполнению части «С»
(1)В конце жизни Гёте сказал: (2)«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. (3) Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели».
(4)Действительно, читать — это осмысливать жизнь, себя в этой жизни. (5)Книги пишут в расчёте на тех людей, которые способны сопереживать и тем соучаствовать в творчестве. (6)А тут многое нужно, в том числе и мудрость, и опыт жизни... (7)Тогда словом ли, фразой ли коснулся чего-то в душе и — «Минувшее проходит предо мною...». (8)«Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, — говорил Пушкин. — (9) Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты».
(10)Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения подарили мне книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением. (11)Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь. (12)Мне кажется, я не только её вид помню, но помню запах, хотя это просто запах клея и коленкора...
(13)Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14)Мне же многое приходилось открывать поздно. (15)Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в конце сороковых — середине пятидесятых годов. (16)А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг.
(17)В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней. (18)Но богом для меня был и остался Лев Толстой...
(19)Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. (20) И если книга причинит вам боль, это боль исцеляющая. (21) Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое. (22)Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.
(23)Я сейчас говорю, по сути, о традициях русской литературы. (24) Толстой, например, едет на голод, едет с дочерью, дочь ходит по избам, где тиф. (25) Ну ладно сам, но пустить дочь?! (26) По-другому совесть не позволяла. (27)А Чехов разве не отправился спасать от холеры, в жуткую эпидемию, как будто не существовало угрозы самому заразиться? (28)Но для него вопрос — лечить или не лечить, разумеется, не возникал. (29)Так всегда было. (30)И не только в России Толстого и Чехова. (31)Какие традиции великой русской литературы продолжает в ХХ веке Светлана Алексиевич? (32)То, что она сделала, её «Чернобыльская молитва», — это творческий и нравственный подвиг. (33)Ездила несколько лет в зону, зная, что неминуемо схватит радиацию, что малые дозы тоже таят опасность, но не остановилась, написала книгу, которая буквально переворачивает душу.
(34)Цена такого слова всегда велика. (35)А сейчас велика особенно, потому что в обществе нашем усталость и тусклое равнодушие. (36)И всё упорней пишут о том, что литература избавилась, наконец, от несвойственного ей — быть совестью, болью, философией, историей человеческой души, а ведь к писателям не только за советом обращались. (37)Исповедовались.
(По Г. Бакланову)
1.Прочитайте текст. Определите, к какому типу относится проблема данного текста.
А. Политическая
Б. Философская
В. Нравственная
Г. Экологическая
Д. Социальная
2. Сформулируйте и запишите проблему текста.
3. Отредактируйте формулировки проблем текста Г. Бакланова.
А. Автор поднимает проблему о роли книги в жизни человека.
Б. Г. Бакланов поднимает проблему выбора книг для чтения и как к ним относиться.
В. Прочитав текст, возникает проблема, как приобщить людей к чтению.
Г. Автор ставит читателю проблему чтения книг.
4. Переведите прямую речь в косвенную.
А. Г. Бакланов пишет: «И всё упорней пишут о том, что литература избавилась, наконец, от несвойственного ей — быть совестью, болью, философией, историей человеческой души, а ведь к писателям не только за советом обращались»
Б. « И если книга причинит вам боль, это боль исцеляющая»,- утверждает автор.
В. Автор вспоминает: «Мне же многое приходилось открывать поздно».
Г. «А потом были годы,- рассказывает Г. Бакланов,- когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг».
5. Укажите утверждение, которое не соответствует позиции автора.
А. Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём.
Б. Необходимо немного времени и труда, чтобы научиться читать.
В. Книги пишут в расчёте на тех людей, которые способны сопереживать.
Г. Сострадание, сочувствие к другому должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое.
6. Соотнесите формулировки проблем текста из левой колонки с позицией автора, указанной справа, и запишите ответ.
1. Проблема чтения в современном А. Книга всегда была большой ценностью
обществе для человека, а сейчас её роль особенно
2. Проблема приобщения людей к чтению. велика, потому что «в обществе нашем
3. Проблема осознания современными усталость и тусклое равнодушие».
молодыми людьми высокой духовной Б. Книга является источником познания
ценности книги. жизни, средством совершенствования
4.Проблема выбора книги для чтения. внутреннего мира человека, поэтому
важно понимать её предназначение как
ориентира в духовных поисках
современных молодых людей.
В. Важно найти среди множества
изданий свою «особенную» книгу,
« много времени и труда необходимо,
чтобы научиться читать».
Г. Чтение хороших книг делает жизнь
ярче, помогает разобраться в себе.
Необходимо помнить, что « великие
книги созданы страданием и любовью
к людям».
7. Подтвердите или опровергните следующие тезисы.
А. « В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней » . (Бакланов Г.)
Б. « Все великие книги созданы страданием и любовью к людям » . (Бакланов Г.)
В. «Действительно, читать — это осмысливать жизнь, себя в этой жизни» . (Бакланов Г.)
8. Постройте аргументацию, опровергающую приведённый тезис.
Литературе несвойственно быть совестью, болью, философией, историей человеческой души.
9. Напишите текст-рассуждение по предложенной теме, развернув данные аргументы и дополнив их своими.
Книга-
А) ориентир в духовных поисках человека
Б) источник познания мира
В) средство совершенствования души
Г) содержит опыт предшествующих поколений
10. Найдите фактические ошибки в предложениях.
А. Ко дню рождения подарили мне книгу Алексея Толстого «Хаджи-Мурат».
Б. Примерами из русской литературы могут служить произведения Бунина, Хемингуэя, Ремарка.
В. И.С. Тургенев писал: « Любите книгу - источник знаний».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему: "Состав слова"
В данной методической разработке представлен конспект урока во втором классе на тему "Состав слова"....
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".
Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....
Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".
Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Методическая разработка по русскому языку 5 класс (ФГОС) «Предложения с обращениями»
УЧЕБНИК: «Русский язык: Учебник для 5 класса» М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др. ПРОГРАММА: Авторская программа по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской,...