План - конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
В представленном плане - конспекте содержится необходимый материал для повторения ранее изученного, объяснения и закрепления темы урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bsp_so_znacheniem_prichiny_poyasneniya_dopolneniya.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Цели.
- Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.
- Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать; развитие творческих способностей.
- Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.
Задачи личностного развития:
- способствовать формированию правильной устной речи учащихся;
- создавать условия для усвоения новых знаний о БСП, используя элементы исследования;
- развивать умения анализировать языковой материал.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, тестовые задания для учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о красоте, неповторимости, поэтичности, многогранности русского языка.
2. Актуализация знаний.
Слайд №1
- Прочитайте высказывание К.Г. Паустовского, которое является эпиграфом, к нашему сегодняшнему уроку.
“Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания как нотные знаки: они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”.
К.Г. Паустовский
- О чём говорится в этом тексте? Тема высказывания.
- Назначение знаков препинания?
- Как вы понимаете выражение: “Держать текст”?
- Почему это высказывание является эпиграфом к нашему уроку?
3. Объяснение нового материала.
Слайд № 2
1. Поставьте знаки препинания, выделите устно грамматическую основу и объясните постановку знаков препинания.
2. Данные предложения нужно сгруппировать по определенному принципу.
1) Спит вода, спят кувшинки, спят рыбы и птицы.
Кувшинка – водное растение с крупными плавающими листьями и белыми, бело-розовыми или жёлтыми цветками, водяная лилия.
2) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул; мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.
3) Отец любил говорить: «Нет музыки слаще шума дождя и шума реки».
4) Огромный барский дом, утопающий в зелени деревьев и дикого винограда, стоял на холме; он был виден тут всюду.
5) Природа является открытым учебником жизни: она вобрала в себя вечную мудрость жизни.
6) Я скажу: “Не надо рая, дайте родину мою!”.
Ключи.
1 (,) – 1
(;) – 2, 4
(:) – 3, 5, 6
- Давайте вспомним, ребята, когда ставится в БСП запятая? Точка с запятой?
- Ребята, какое предложения вызвало затруднение?
- Природа является открытым учебником жизни: она вобрала в себя вечную мудрость жизни. (5)
- Верно, это предложение лишнее, в нём нельзя поставить запятую или точку с запятой. Оно относится к теме сегодняшнего урока.
- Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Слайд 3
“Двоеточие в БСП”
- Кто попробует сформулировать цель нашего урока?
Цель: изучить особенности постановки двоеточия в БСП.
(Ученики отвечают)
4. Повторение темы "Постановка двоеточия в простом предложении".
- Ребята, какую тему следует повторить, прежде чем перейти к новой?
Постановка двоеточия в простом предложении.
- Я обращаю ваше внимание на следующие предложения, которые даны на слайде .Слайд 4. Читаем предложение, объясняем правило.
Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев.
Стоит ли оспаривать мнение А. П. Чехова, что “в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”
Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие. Давайте начертим схемы к этим предложениям.
- Итак, применяя правило постановки двоеточия, в первую очередь определяем структуру предложения.
Теперь давайте выясним, когда следует ставить двоеточие в БСП.
5. Составление опорной схемы по теме урока на основе анализа предложений, данных на слайде. Слайд 5.
- Итак, двоеточие в БСП ставится в трёх случаях (запись на доске).
Двоеточие в БСП
[ ]:[причина] (= потому что, так как)
[ ]:[пояснение] (= а именно, то есть)
[ ]:[дополнение] (= что (увидел, что…; и услышал, что…; и почувствовал, что…)
- Посмотрим, как составляются схемы в БСП с двоеточием. ( Учебник. Стр. 130 – 131).
6. Формирование умений и навыков. Закрепление.
1) Упражнение 195. Отработка правильной интонации при чтении БСП со значением причины, пояснения, дополнения.
- Ребята, давайте вспомним особенности интонации БСП со значением причины, пояснения.
( Первая часть произносится с неспокойным (предупредительным) понижением голоса, после него имеется значительная пауза; вторая часть заканчивается обычным понижением голоса).
- В упражнении даны предложения из главы «Тамань» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Давайте вспомним о чем эта глава.
- В главе «Тамань» содержатся БСП с изъяснительными и пояснительными отношениями. Их употребление связано с содержанием главы: Печорин попал в непривычную обстановку, которая кажется ему загадочной. Он вторгается в жизнь контрабандистов, ищет объяснения поступкам девочки, слепого мальчика, проявляя при этом зоркую наблюдательность, настойчивость, презрение к опасности.
2) Анализ БСП на слайдах. Слайд 6.
- Проанализируйте предложения. Определите значения частей БСП, сверяясь с опорной схемой “Двоеточие в БСП”.
1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина)
2. Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение)
3. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. (Причина)
4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. (Пояснение)
5. Опомнилась, глядит Татьяна: Медведя нет; она в сенях. (Дополнение, подразумевается в первой части глядит и видит)
6. Странный случай произошел: в дороге совершенно поиздержался. (Пояснение)
Слайд 7. . Взаимопроверка (работа в парах).
3) Объяснительный диктант. Запись предложений по диктовку, составление схем.
1. Трудно заметить залегшего в снегу зайца : он первый замечает человека и быстро убегает. (И.С. Соколов - Микитов).
2. Все было ясно : они спутали направление и шли совсем в противоположную сторону. (А.Ф. Иванов)
3. Вот пишут : существование снежного человека можно считать документально доказанным. (В.С.Пелевин).
4) «Удивительное – рядом”. (Разминка) Слайды 8–11.
Посмотреть слайды и закончить предложения:
Вокруг было прекрасно:
Я оглянулся и увидел:
Перед нами предстала удивительная картина:
5) Конструирование. Слайд 13.
1. Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду..
2. Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше.
3. Я стал прислушиваться. Возле дома ходили.
4. Случалась беда. Селевой поток размыл железнодорожный путь.
6) Тестирование с последующей взаимопроверкой по ключу.
Бессоюзные сложные предложения
1. Закончите предложение: между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится: _________________________
2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то в этих бессоюзных предложениях ставится: _________________________
3. Укажите верные утверждения.
Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:
а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части;
б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов;
в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части;
г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части.
4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):
а) Настанет утро двинемся в путь.
б) Дрова все вышли топить нечем.
в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.
5. Какая схема соответствует предложению
Снизу было хорошо видно колонна машин спускается с перевала (знаки препинания не проставлены):
а) [ ] - [ ]
б) [ ] : [ ]
в) [ ] ; [ ]
6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:
Любите книгу ( ) она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей…
а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;
в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.
7. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Небо очистилось ( ) замелькали звёзды:
а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;
в) ставится двоеточие, т. к. второе предложение дополняет содержание первого.
8. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:
Вдруг я чувствую ( ) кто-то берёт меня за плечо и толкает.
а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;
в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть поясняет содержание первой.
9. Укажите предложение, в котором надо поставить точку с запятой.
а) Однажды проснулся он и видит ( ) против его норы стоит рак.
б) Мы побежали в сад, вбежали в беседку, залитую солнцем, сели в кресла ( ) тут же появились мама и Леонид.
в) Сидеть было неудобно ( ) что-то мешало.
г) Уж темнело ( ) на траве появилась роса.
Ключ
1. Запятая.
2. Точка с запятой.
3. а, б, г; 4. в; 5. б; 6. в; 7. а; 8. в; 9. б.
“5” - 9; “4” - 7 - 8; “3” - 5 – 6.
Выставление отметок за урок.
6. Домашнее задание.
- Параграф 34.
- Выписать шесть БСП из произведений художественной литературы и объяснить постановку знаков препинания.
- Посмотреть по словарю значение слов амфитеатр, палисадник. Составить с данными словами БСП.
4. Задание для тех, кому интересно. Написать сочинение – рассуждение на тему: “Роль двоеточия в предложении”.
7. Итоги урока. Рефлексия.
Что вы узнали нового? Что вам понравилось? Что не получилось?
Спасибо за урок, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
Урок закрепления знаний по теме, где применяется групповая и парная работа....
«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».
Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...
План-конспект урока русского язык, 8 класс
Урок русского языка в 8 классе с использованием сингапурских структур...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
План-конспект урока русского языка. 5 класс. Простое и сложное предложение
Урок-объяснение нового материала....