План - конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Гордеева Лидия Федоровна

В представленном плане - конспекте содержится необходимый материал для повторения ранее изученного, объяснения и закрепления темы урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bsp_so_znacheniem_prichiny_poyasneniya_dopolneniya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Бессоюзные  сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Цели.

  1. Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания.
  2. Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать; развитие творческих способностей.
  3. Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

Задачи личностного развития:

- способствовать формированию правильной устной речи учащихся;

- создавать условия для усвоения новых знаний о БСП, используя элементы исследования;

- развивать умения анализировать языковой материал.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, тестовые задания для учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о красоте, неповторимости, поэтичности, многогранности русского языка.

2. Актуализация знаний.

Слайд №1

- Прочитайте высказывание К.Г. Паустовского, которое является эпиграфом, к нашему сегодняшнему уроку.

“Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания как нотные знаки: они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”.

К.Г. Паустовский

- О чём говорится в этом тексте? Тема высказывания. 

 - Назначение знаков препинания?

- Как вы понимаете выражение: “Держать текст”?

- Почему это высказывание является эпиграфом к нашему уроку?

3. Объяснение нового материала.

Слайд № 2

1. Поставьте знаки препинания, выделите устно грамматическую основу и объясните постановку знаков препинания.

2. Данные предложения нужно сгруппировать по определенному принципу.

1) Спит вода, спят кувшинки, спят рыбы и птицы.

Кувшинка – водное растение с крупными плавающими листьями и белыми, бело-розовыми или жёлтыми цветками, водяная лилия.

2) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул; мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.

3) Отец любил говорить: «Нет музыки слаще шума дождя и шума реки».

4) Огромный барский дом, утопающий в зелени деревьев и дикого винограда, стоял на холме; он был виден тут всюду.

5) Природа является открытым учебником жизни: она вобрала в себя вечную мудрость жизни.

6) Я скажу: “Не надо рая, дайте родину мою!”.

Ключи.

1 (,) – 1

(;) – 2, 4

(:) – 3, 5, 6

- Давайте вспомним, ребята, когда ставится в БСП запятая? Точка с запятой?

- Ребята, какое предложения вызвало затруднение?

- Природа является открытым учебником жизни: она вобрала в себя вечную мудрость жизни. (5)

- Верно, это предложение лишнее, в нём нельзя поставить запятую или точку с запятой. Оно относится к теме сегодняшнего урока.

- Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Слайд 3

“Двоеточие в БСП”

- Кто попробует сформулировать цель нашего урока?

Цель: изучить особенности постановки двоеточия в БСП.

(Ученики отвечают)

4. Повторение темы "Постановка двоеточия в простом предложении".

- Ребята, какую тему следует повторить, прежде чем перейти к новой?

Постановка двоеточия в простом предложении.

- Я обращаю ваше внимание на следующие предложения, которые даны на слайде .Слайд 4.  Читаем предложение, объясняем правило.

Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев.

Стоит ли оспаривать мнение А. П. Чехова, что “в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”

Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие. Давайте начертим схемы к этим предложениям.

- Итак, применяя правило постановки двоеточия, в первую очередь определяем структуру предложения.

Теперь давайте выясним, когда следует ставить двоеточие в БСП.

5. Составление опорной схемы по теме урока на основе анализа предложений,  данных на слайде. Слайд 5.

 - Итак, двоеточие в БСП ставится в трёх случаях (запись на доске).

Двоеточие в БСП

[    ]:[причина]                  (= потому что, так как)

[    ]:[пояснение]              (= а именно, то есть)

[    ]:[дополнение]            (= что (увидел, что…; и услышал, что…; и почувствовал, что…)

- Посмотрим, как составляются схемы в БСП с двоеточием. ( Учебник. Стр. 130 – 131).

6. Формирование умений и навыков. Закрепление.

1) Упражнение 195. Отработка правильной интонации при чтении БСП со значением причины, пояснения, дополнения.

-  Ребята, давайте  вспомним особенности интонации БСП со значением причины, пояснения.

( Первая часть произносится с неспокойным (предупредительным) понижением голоса, после него имеется значительная пауза; вторая часть заканчивается обычным понижением голоса).

- В упражнении даны предложения из главы «Тамань» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Давайте вспомним о чем эта глава.

 - В главе «Тамань» содержатся БСП с изъяснительными и пояснительными отношениями. Их употребление связано с содержанием главы: Печорин попал в непривычную обстановку, которая кажется ему загадочной. Он вторгается в жизнь контрабандистов, ищет объяснения поступкам девочки, слепого мальчика, проявляя при этом зоркую наблюдательность, настойчивость, презрение к опасности.

2) Анализ БСП на слайдах. Слайд 6.

- Проанализируйте предложения. Определите значения частей БСП, сверяясь с опорной схемой “Двоеточие  в БСП”.

1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина)

2. Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение)

3. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. (Причина)

4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. (Пояснение)

5. Опомнилась, глядит Татьяна: Медведя нет; она в сенях. (Дополнение, подразумевается в первой части глядит и видит)

6. Странный случай произошел: в дороге совершенно поиздержался. (Пояснение)

Слайд 7. . Взаимопроверка (работа в парах).

3)  Объяснительный диктант. Запись предложений по диктовку, составление схем.  

1. Трудно заметить залегшего в снегу зайца : он первый замечает человека и быстро убегает. (И.С. Соколов  - Микитов).

2. Все было ясно : они спутали направление и шли совсем в противоположную сторону. (А.Ф. Иванов)

3. Вот пишут : существование снежного человека можно считать документально доказанным. (В.С.Пелевин).  

4)   «Удивительное – рядом”. (Разминка) Слайды 8–11. 

Посмотреть слайды и закончить предложения:

Вокруг было прекрасно:

Я оглянулся и увидел:

Перед нами предстала удивительная картина:

5) Конструирование. Слайд 13.

1. Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду..

2. Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше.

3. Я стал прислушиваться. Возле дома ходили.

4. Случалась беда. Селевой поток размыл железнодорожный путь.

6) Тестирование с последующей взаимопроверкой по ключу.

Бессоюзные сложные предложения

1. Закончите предложение: между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится: _________________________

2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то в этих бессоюзных предложениях ставится: _________________________

3. Укажите верные утверждения.

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:

а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части;

б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов;

в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части;

г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части.

4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):

а) Настанет утро двинемся в путь.

б) Дрова все вышли топить нечем.

в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.

5. Какая схема соответствует предложению

Снизу было хорошо видно колонна машин спускается с перевала (знаки препинания не проставлены):

а) [ ] - [ ]

б) [ ] : [ ]

в) [ ] ; [ ]

6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Любите книгу ( ) она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей…

а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.

7. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Небо очистилось ( ) замелькали звёзды:

а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

в) ставится двоеточие, т. к. второе предложение дополняет содержание первого.

8. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Вдруг я чувствую ( ) кто-то берёт меня за плечо и толкает.

а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть поясняет содержание первой.

9. Укажите предложение, в котором надо поставить точку с запятой.

а) Однажды проснулся он и видит ( ) против его норы стоит рак.

б) Мы побежали в сад, вбежали в беседку, залитую солнцем, сели в кресла ( ) тут же появились мама и Леонид.

в) Сидеть было неудобно ( ) что-то мешало.

г) Уж темнело ( ) на траве появилась роса.

Ключ

1. Запятая.

2. Точка с запятой.

3. а, б, г; 4. в; 5. б; 6. в; 7. а; 8. в; 9. б.

“5” - 9; “4” - 7 - 8; “3” - 5 – 6.

Выставление отметок за урок.

6. Домашнее задание.

  1. Параграф 34.
  2. Выписать шесть БСП из произведений художественной литературы и объяснить постановку знаков препинания.
  3. Посмотреть по словарю значение слов амфитеатр, палисадник. Составить с данными словами БСП.

4. Задание для тех, кому интересно. Написать сочинение – рассуждение на тему: “Роль двоеточия в предложении”.

7. Итоги урока. Рефлексия.

Что вы узнали нового? Что вам понравилось? Что не получилось?

Спасибо за урок, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...

План-конспект урока русского язык, 8 класс

Урок русского языка в 8 классе с использованием сингапурских структур...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...