Конспект интегрированного урока "Деепричбург - город мастеров" в 7 классе общеобразовательной школы.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Интегрированный урок (русский язык, история) в 7 классе общеобразовательной школыю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deeprichburg.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕЕПРИЧБУРГ – ГОРОД МАСТЕРОВ.
Конспект интегрированного урока в 7 классе общеобразовательной школы.
Цели и задачи:
- повторение и обобщение по теме «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» (история);
- повторение по теме «Деепричастие» (русский язык);
- подготовка к сочинению-описанию действий человека; выявление значения деепричастий в описании действий (развитие речи).
Знать (русский язык): определение деепричастия и его грамматических признаков.
Уметь: находить в тексте деепричастие; образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида; выделять суффиксы деепричастий; выделять запятыми деепричастия и деепричастные обороты, исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий.
Межпредметные связи: знакомство с произведениями зарубежной литературы.
Ход урока
- Оргмомент.
- Учитель: - Сегодня наш урок проходит в необычном городе. В городе, который мы назвали Деепричбург – город мастеров.
На этом уроке мы повторим многое, что узнали о жизни средневекового города в Западной и Центральной Европе (по истории), повторим и покажем свои знания о деепричастии (по русскому языку) и будем готовиться к сочинению с описанием действия (по развитию речи).
Но чтобы погрузиться в атмосферу Средневековья, мы услышим историю возникновения и роста одного из крупнейших городов.
- Попробуйте ответить, что это за город, который возник на древнем острове Ситэ, имеющем форму колыбели? (Париж).
3. Слушаем отрывок из романа выдающегося писателя XIX века Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» (В.Гюго. Собор Парижской богоматери. – М.: Художественная литература, 1981 – С.94).
- Мы услышали только одну историю, но многие из вас готовили сообщения об образовании других городов. (Индивидуальные задания по дополнительной литературе - 3-4 человека).
- А теперь давайте вспомним, где и почему стали возникать города? Как причины и место возникновения городов отразилось в их названиях?
- Наш город называется Деепричбург. Попробуйте объяснить его название.
(«Дееприч» - от слова «деепричастие», «бург» - в немецк.яз. – «крепость, город»).
(Новые города возникали в различных местах: вокруг замков феодалов («бург»), вокруг монастырей (названия этих городов обычно начинаются словами «санкт», «сан», «сен» - т.е. «святой»); при переправах через реки («фурт» (нем.) – брод, «форд» (англ.)); у мостов («бридж» (англ) – «мост», в удобных гаванях («хафен» (нем.) – «гавань», «честер» (англ.) - от лат. «каструм» - «лагерь»).
Задание. Каждая группа находит города, возникшие в Европе в средние века, пользуясь картой. Кто больше назовет? (Ученики находят и называют города).
- – Наш Деепричбург – город мастеров или свободный город Что это значит?
(Горожане, завоевав независимость, создали самоуправление, которое осуществляется городским советом во главе с мэром или бургомистром).
- Наш город – средневековый, и в нём узкие улочки, на домах висят барельефы. Что они обозначают?
(Мастерская (дом) ремесленника по роду его занятий).
- Для чего они нужны?
(Нет номеров домов).
- У нас таких мастерских четыре: оружейники, гончары, булочники и швеи.
- Кто работает в этих мастерских?
(Мастер, подмастерья, ученики).
- Мы с вами произносим слова «образование», «создание», «возникновение». Как в русском языке называются такие слова? (Синонимы).
- А раз наш город Деепричбург, поговорим об образовании деепричастий. Как образуются деепричастия?
При ответе каждый ученик приводит примеры и все записывают деепричастия, которые могут употребляться в описании работы в мастерских, обозначить вид деепричастия и суффиксы.
(Это задание заранее дается на дом: описать свои действия в мастерской).
- - У нас четыре мастерские. Можем ли мы объединиться? Как называли такие объединения? Почему и для чего они возникали?
(4 мастерские не могут объединиться, потому что представляют разные ремёсла).
6. - На картине «Средневековый город» мы видим шествие одного из цехов. Что ещё мы видим? (Устное описание картины).
7. - Ещё одно задание должно определить, насколько хорошо вы знаете жизнь города. Прослушав текст, определите, что в этом рассказе правда, а что вымысел?
(Задание из рабочей тетради по истории).
- Ещё на одной картине изображена средневековая ярмарка. Каждой мастерской предоставляется возможность рассказать о том, что там производится. Пока одна группа рассказывает, остальные должны оценить, как правильно будут подмастерья или мастера употреблять причастия и деепричастия в описании своих изделий.
- Какую роль играют в описании причастия и деепричастия?
(Помогают описать действия).
8. – А сейчас дадим возможность мастерским поработать. (Мастера берут задания для всей мастерской). Задания будут выполняться в два этапа.
1-ый этап. Вы производите прекрасные товары для продажи в других городах и даже странах. Но вы все хотите стать мастерами и должны знать, где лучше будет продаваться ваш товар, поэтому для каждого есть индивидуальное задание на контурной карте, связанное с развитием торговли в средневековой Европе. (Ученики выполняют индивидуальные задания на контурных картах).
2-ой этап. Обучение мастерству – мастерству употребления деепричастий. (Все задания выполняются индивидуально). «Мастера» работают с картой, затем – на доске.
Подберите и составьте предложения, которые соответствовали данным схемам (по 5 предложений с деепричастиями в начале, середине и конце предложения). Желательно, чтобы предложения рассказывали о работе вашей мастерской. «Мастера» после выполнения своей работе могут помочь подмастерьям и ученикам в своей мастерской.
Примерные задания.
Спишите, один из глаголов заменяя деепричастием.
- Туристы не стали дожидаться восхода солнца и двинулись в путь. 2. Высоко в небе парил орёл и медленно кружился над озером. 3. Сильный ветер гнул ветки деревьев и срывал увядшие листья. 4. Утки услышали шум и взлетели. 5. Из-за облаков выглядывала луна и освещала бледным светом луга и леса. 6. Лунные тени постепенно теряли голубой цвет и бесследно таяли.
Расставьте знаки препинания, раскройте скобки.
- (Не)зажигая огня они пробрались в дом. 2. Брат поднял (в)верх фонарь приветствуя новых гостей. 3. После этого он держась за шляпу быстро убежал. 4. Спокойно (не)изменившись в лице мальчик разорвал записку. 5. Французское войско стянувшись крепче от опасности продолжало равномерно тая всё тот же гибельный путь к Смоленску.
Образуйте от данных глаголов деепричастия и составьте с ними отрицательные словосочетания или предложения.
Прикасаться, одеться, улыбнуться, испугаешься, смутиться, недоумевать, глядеть, переписать, спешить, обдумать, приготовить, смотреть.
9. – Каждая мастерская поработала на славу. Но чтобы каждый подмастерье стал мастером, ему необходимо сдать экзамен. Другими словами, нужно изготовить такое изделие, которое по праву будет считаться шедевром.
Работать над своим шедевром вы будете дома, а на следующем уроке мы его оценим.
Итак, домашнее задание – «изготовление шедевра».
«Мастера» и те «подмастерья», которые считают, что уже близко к званию мастера, пишут сочинение на тему «Один день в городе мастеров».
Описывая события, произошедшие в этот день в городе, вы должны использовать деепричастия и деепричастные обороты.
Те «подмастерья», которые считают это задание трудным, пишут сочинение на тему «Мой день в мастерской». Также используя деепричастия и деепричастные обороты, вы описываете от своего имени, от имени «подмастерья», свою работу в мастерской оружейника, гончара, булочника или швеи.
Сочинение на 1-ую тему можно написать от имени мастера (или подмастерья), купца, приехавшего в наш Деепричбург за товарами, путешественника, может быть, даже путешественника во времени.
- А для того, чтобы попрощаться с нашим городом, мы послушаем ещё одно описание средневекового Парижа, прекраснейшего города Европы, из романа В.Гюго «Собор Парижской богоматери» (описание Парижа под музыку читает учитель).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект интегрированного логопедического занятия в классе детей со сложной структурой дефекта "Наш город"
Цель занятия – развитие коммуникативных функций речи у детей с тяжелыми нарушениями психической деятельности на материале ознакомления с окружающим миром, включает краеведение и культурное досто...
Методическая разработка пропедевтического интегрированного урока "Занимательные опыты по физике и химии" (Физика, химия, ОБЖ) для 7 класса общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) школы VIII вида
Учитель физики Колобухов А.В. Учитель химии ОБЖ Якимчик Е.Е. ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" Пропедевтический интегрированн...
Проект учащихся 7 А класса "Улица, на которой я живу" ГБОУ города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа №14 имени И.С. Пьянзина"
Проект учащихся 7 А класса "Улица, на которой я живу" ГБОУ города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа №14 имени И.С. Пьянзина". Данный материал представляет собой о...
план конспект классного часа для 6 класса общеобразовательной школы
данная работа предназначена для классных руководителей 6х классов общеобразовательных учреждений.Цели: расширить кругозор детей, сформировать положительную мотивацию к саморазвитию; побуждать к участи...
"Тайны повестей "Покойного Белкина" Конспект урока литературы в 6 классе общеобразовательной школы
Проектная групповая работа учителя и учеников 6 класса....
Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 3-го класса общеобразовательной школы с применением ЭОР по теме «Дифференциация строчных прописных букв х-ж в предложениях»
Формирование межпредметных связей и навыка дифференциации оптико-кинетически сходных букв х- ж на материале предложений....
Быт и нравы донских казаков ХVIII-ХIХв.в. в произведениях фольклора (литературно- музыкальная композиция) Внеклассное интегрированное занятие для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы .
Знакомство учащихся с бытом и нравами донских казаков ХVIII-ХIХ в.в. , произведениями фольклора этого периода , особенностями лексики и говора донских казаков.Развитие речевые способностей учащихся...