"Тайны повестей "Покойного Белкина" Конспект урока литературы в 6 классе общеобразовательной школы
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Проектная групповая работа учителя и учеников 6 класса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы
Класс-6-2
Количество часов-2
Учитель Симачёва Ирина Васильевна
Тема урока: «Путешествие в страну тайн» (по циклу произведений А.С.Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представление о необходимости ведения диалога с писателем и умение проникать в тайны его мироощущения;
- сформировать умение правильно подбирать, использовать и представлять тематический материал;
- обеспечить развитие у обучающихся умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы;
- содействовать развитию грамотной речи, умению творчески подходить к решению учебных задач;
- отрабатывать навыки самостоятельной и групповой работы;
- совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.;
- развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия.
Воспитательные:
- формировать положительное отношение к знаниям.
- воспитывать чувство уважения к богатству родного русского языка.
Планируемые результаты:
Личностные:
- сформировать устойчивый интерес к творческой деятельности и личности писателя;
- воспитать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;
- создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
Предметные:
- осуществлять анализ произведения, исходя из заинтересованности учащихся;
Метапредметные:
- Познавательные: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, чтение и прослушивание с извлечением нужной информации, объясняем языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования.
- Регулятивные: осознание себя как движущей силы своего научения, своих способностей к преодолению препятствий и самокоррекции, принятие учебной задачи, планирование действия в соответствии с поставленной задачей, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватное восприятие оценки учителя и товарищей.
- Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, взаимодействие с партнерами по обмену информацией, обеспечение бесконфликтной совместной работы в группах, выражение готовности к обсуждению разных точек зрения, умение слышать и слушать.
Методы и формы обучения
- частично-поисковый;
- наглядно-словесный;
- методы самостоятельной работы;
- индивидуальная;
- парная;
- групповая.
Технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, педагогика сотрудничества, исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной проектной деятельности обучающихся.
Технологическая карта урока.
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД |
I этап. Мотивационно -ориентированный 1.Организационный момент 2.Актуализация опорных знаний 3.Этап мотивации (определение цели совместной | Демонстрируют готовность к уроку. | Проводит инструктаж, настраивает учащихся на работу. | Задачи: создать условия для положительной мотивации усвоения новых знаний - Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать! Не привыкайте к чудесам, – Дивитесь им, дивитесь. Не привыкайте к небесам Глазами к ним тянитесь, Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам, – Ничто не повторится! За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумленье. Все будет так – и все не так через одно мгновенье! | Принцип психологической комфортности. УУД Регулятивные: научатся контролировать организацию своего рабочего места |
2.Актуализация знаний. Цель: повторение ранее полученных знаний; привлечение учащихся к индивидуальной работе | Формулируют цель; определяют критерии оценивания | Повторяет правила работы в группах | Задачи: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее; устанавливать причинно-следственные связи -Процесс познания каждой группой осуществлялся самостоятельно; -Вы проанализировали свои произведения, каждый поработал над своей частью задания; -Вы обсуждали материалы, помогали друг другу; Что же необходимо, чтобы работа прошла успешно? Выполняя правила работы в группах, вы должны помнить, что во время работы можете взаимодействовать друг с другом, вести диалог, вступать в споры, но помнить, что вы - одно целое и выполняете одни и те же задачи. Работа с маршрутными листами | Принцип деятельности. УУД Личностные: уметь воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата. Познавательные: понимать предметное содержание; уметь применять знания, умения и навыки, изученные ранее; устанавливать причинно-следственные |
II этап Операционно-исполнительный 1.Постановка учебной задачи. Цель: определение темы и целей урока | Работать с информацией, представленной в форме текста. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организует обсуждение проблемных вопросов. | Задачи: Способствовать развитию умения формулировать тему урока, определять учебную задачу с помощью логических подсказок - Сегодня на уроке мы постараемся понять мысль Ф.М.Достоевского: «Пушкин…унёс с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем» Будем оценивать работу друг друга по критериям, указанным в путеводителе по стране тайн (достоинства работы товарищей; возникшие вопросы; информационная значимость презентаций) Моя цель: «Помочь вам раскрыться и развить собственные идеи» | Принцип вариативности. УУД Личностные: проявлять интерес к новому содержанию. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу Познавательные: иметь представление о неизученном предметном содержании и способах его применения. Коммуникативные: выстраивают полные и точные высказывания в соответствии с нормами родного языка. |
2.Совместное исследование проблемы. Цель: активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организовывает инсценировку. Включает обучающихся в обсуждение проблемных вопросов. | Задачи: Содействовать развитию умений использовать научные методы познания (сравнение Осуществление анализа произведений: «Выстрел» «Метель»; «Гробовщик»; «Станционный смотритель»; «Барышня-крестьянка» Каждая группа называла найденные в тексте повести тайны, анализировала материал; задавала проблемные вопросы учащимся. Использовались следующие виды работы: пересказ, чтение, инсценировка, обсуждение проблемных вопросов в группах, работа с презентациями, анализ высказываний. | Принцип творчества УУД Личностные: нравственно-этическое оценивание Регулятивные: целеполагание, контроль, оценка Познавательные: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Коммуникативные: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий |
3.Обобщение и систематизация знаний. Цель: организовать взаимопроверку учащимися своих решений по эталону | Работают с информацией, Работа в парах. Осуществляют самоконтроль Учатся анализировать текст, аргументировать свой ответ Проверяют Подводят итог Участвуют в диалоге с учителем | Организовывает работу в парах, обеспечивает контроль за выполнением задания. Инструктаж по проверке | Задачи: Организовать деятельность уч-ся по Каждая группа задаёт вопросы, возникшие по ходу работы, и получает аргументированные ответы. | Принцип обратной связи. УУД Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Регулятивные: учатся принимать и сохранять учебную задачу, осуществляют контроль своей деятельности, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников. |
4.Физкультминутка | Выполняют движения под музыку |
| Принцип психологической комфортности. УУД Личностные: продолжают формирование культуры здоровья | |
5.Применеие знаний и умений в новой ситуации при работе дома На следующем уроке работа в группах Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка | Выполняют работу в группах Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель результаты, степень их соответствия | Организует деятельность в группах, обеспечивает контроль за выполнением задания. Инструктаж по проверке | Задачи: Организовать деятельность уч-ся по содействовать дифференцированному выбору домашнего задания Разбор домашнего задания: Подобрать тему сочинения, выразив её в виде проблемного вопроса (по роману А.С.Пушкина «Дубровский» или по любой повести, изученной на уроке). Проверка будет осуществлена на следующем уроке. | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать Регулятивные: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения Коммуникативные: осознает познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебных |
III этап. Рефлексивно-оценочный 1.Итог урока. 2.Рефлексия деятельности. Цель: обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель результаты, степень их соответствия | Организует рефлексию | VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. Задачи: содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. 1.Какова тема урока? 2. Какие цели ставили перед собой и достигли ли результатов? 3.Что выполняли на уроке? 4. Какое задание вызвало затруднение при его выполнении? 5.Как оцениваете свою деятельность на уроке? – А сейчас оценим результаты индивидуальной деятельности на уроке (заполнение индивидуальных карт) | Принцип деятельности, вариативности УУД Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осуществляют самоопределение уровня |
2. Оценки, слово экспертам. | Координаторы выставляют оценки с краткими комментариями | Проводит итоги | Задачи: содействовать дифференцированному выбору домашнего задания Вы прекрасно поработали. Приобрели новые знания. Преодолели трудности. Призадумались над тем, что вызвало затруднения. Я получила преогромное удовольствие от общения с вами. Спасибо за активную работу, заинтересованность, чувство товарищества и , самое главное, за любовь к творчеству А.С. Пушкина. | Принцип минимакса УУД Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осуществляют самоопределение уровня |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
США В 1865 – 1914 ГГ. Урок в 8 классе общеобразовательной школы
США в 1865 -1914 гг. Урок в 8 классе по учебнику Ведюшкина. Цели: ознакомить учащихся с основными тенденциями развития США в указанный период, развивать умения работать с учебником, ...
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве и на уроках трудового обучения
Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: «Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения».Организация учебного процесса. Метапредметное обучение....
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок
Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...