Быт и нравы донских казаков ХVIII-ХIХв.в. в произведениях фольклора (литературно- музыкальная композиция) Внеклассное интегрированное занятие для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы .
материал (8, 9, 10, 11 класс)

Знакомство учащихся с бытом и нравами донских казаков ХVIII-ХIХ в.в. , произведениями фольклора этого периода , особенностями лексики и говора донских казаков.Развитие речевые способностей учащихся и эстетического вкуса, умения исследовать произведения фольклора с точки зрения стилистики и исторической ситуации; интереса к истории родного края.Воспитание чувства патриотизма, любви к поэтическому слову, чуткости, внимания к людям; уважения к традициям родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byt_i_nravy_donskih_kazakov.doc65.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Быт и нравы донских казаков ХVIII-ХIХв.в. в произведениях фольклора (литературно- музыкальная композиция)

Внеклассное интегрированное занятие для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы .

План

внеклассного занятия.

I.Вступительное слово учителя.

IIОсновная часть. Знакомство с семейно- бытовыми обрядами донских казаков ХVIII-ХIХв.в.

1.Родильные обряды.

- Рождение ребёнка.

  • Обряд «Бабина каша».

2.Рекрутские обряды.

-Проводы в армию.

3.Свадебные обряды.

-Сватовство, смотрины, сговор, рукобитье в произведении М.А.Шолохова.

-Обряд «Подушки».

-Расплетение косы.

-Большой или княжий стол.

III Заключительное слово учителя.

Цели и задачи внеклассного занятия:

1.Познакомить учащихся с бытом и нравами донских казаков ХVIII-ХIХ в.в. , произведениями фольклора этого периода , особенностями лексики  и говора донских казаков.

2.Развивать речевые способности учащихся и эстетический вкус, умение исследовать произведения фольклора с точки зрения стилистики и исторической ситуации; интерес к истории родного края.

3.Воспитывать чувство патриотизма, любовь к поэтическому слову, чуткость, внимание к людям; уважение к традициям родного края.

Вступительное слово учителя.

   (Гимн Все великого войска Донского: “Православный Тихий Дон”. Ф.И.Анисимов.)

  Учитель литературы: Многие из нас никогда не задумываются о жизненном круге, который проходит незаметно для себя каждый человек. Младенчество, детство, отрочество, юность, молодость, пора возмужания, зрелость, старость и дряхлость сменяют друг друга. Всему было своё время и свой срок, каждая пора жизни имела свои прелести и достоинства.

          Веками складывалась семья, веками формировались семейно-бытовые обряды, со временем укрепившиеся в сознании народа как необходимый ритуал. В семейно-бытовых обрядах выразилась цельность мировоззрения народа, по этим обрядам мы узнаём о том, каковы представления народа о важнейших моментах человеческой жизни: Рождении, вступлении в брак, смерти.

Именно семейно-бытовые обряды оказались наиболее устойчивыми в жизни народа. Ещё в ХIХ они справлялись в большинстве случаев с точным соблюдением установившихся традиций.

         События в жизни человека, с которыми связаны семейно- бытовые обряды, происходят только один раз. Отсюда и пословицы: «Что не родится, то не умирает,» «Один раз мать родила, один раз и умирать».

  1. Основная часть. Знакомство с семейно- бытовыми обрядами донских казаков ХVIII-ХIХв.в.

   Так же, как и календарные обряды, семейно-бытовые обряды у казаков сопровождались исполнением ритуальных песен.  Н.А.Добролюбов писал:

«Ещё в колыбели дети убаюкивались песнями, подрастая, сами выучивались напевать…Собиралась зимой молодёжь на посиделки, и здесь раздавались песни. Приходила весна, выходили поселяне встречать её. Ехал крестьянин пахать землю, и облегчил труд своей песней. Собирался молодец жениться, его сватанье, девичник, свадьба- всё это непременно оглашалось песнями, готовыми на этот случай. Умирал человек- над ним раздавались похоронные, печальные песни».

Учитель литературы: При рождении человека совершались родильные обряды (обряды омовения), омовение ограждало новорождённого от враждебных магических сил и должно было способствовать его правильному и быстрому развитию.

Интересные элементы встречаются в родильной обрядности встречаются и на Дону. Эти обряды сопровождали появление ребёнка на свет, символизировали его принятие в семью и общину, помогали очиститься, защититься от влияния недобрых сил. «Казачьему роду- нет переводу!»- гордо говорили казаки, имевшие сыновей. На свет рождался казак, продолжатель рода, будущий воин и владелец земельного пая. Над кроватью донцы вешали ружьё и саблю, а также нередко вместо подушки клали седло.

(Инсценировка: Отец вешает ружьё, саблю, мать с бабкой – повитухой садятся над люлькой.)

Когда рождался ребёнок бабка-повитуха приговаривала над ним такие слова:

Ученица:

«Ручки, растите, толстейте, ядренейте! Ножки ходите, своё тело носите! Язык, говори, свою голову корми! Как с гуся вода так с тебя боль и хворь!»

Убаюкивая ребёнка, мать пела ему песню, полную любви, ласки,и в то же время тревоги за его будущее.

-

Поёт ученица                                                

 «Казачья колыбельная песня». М.Ю.Лермонтов

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки – баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дреми, закрывши глазки,

Баюшки – баю…

Сам узнаешь, будет время,

Бранное житьё;

Смело вденешь ногу в стремя

И возьмёшь ружьё.

Я седельце боевое

Шёлком разошью…

Спи, дитя моё родное,

Баюшки – баю…

Богатырь ты будешь с виду

И казак душой.

Провожать тебя я выйду-

Ты махнёшь рукой…

Сколько горьких слёз украдкой

Я в ту ночь пролью!

Спи, мой ангел, тихо, сладко,

Баюшки – баю…

Стану я тоской томиться,

Безутешно ждать;

Стану целый день молиться,

По ночам гадать;

Стану думать, что скучаешь

Ты в чужом краю…

Спи ж, пока забот не знаешь,

Баюшки – баю…

Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся богу,

Ставь перед собой;

Да готовясь в бой опасный,

Помни мать свою…

Спи, младенец мой прекрасный

Баюшки – баю…

Учитель литературы:

Среди родильных обрядов низовых донских казаков часто называется и «Бабина каша». Это трапеза, во время которой отец новорождённого должен был попробовать солёную и горькую «Бабину кашу», обычно гречневую.

Инсценировка:

(Отец пробует кашу) «Кладу в колыбель сына зерно, соль, деньги, игрушки. Будь богат, счастлив и тороват! Матери дарю подарок - награду за муки и терпение. А повитуху благодарю за благополучный исход родов. Дарю ей платок, чтоб она им руки вытирала.»

Учитель литературы:

Тем самым подчёркивалось окончательное «вхождение в жизнь» младенца,

«лёгкость» руки, благородство помыслов повитухи. Во время этой трапезы исполняли песни, посвящённые ребёнку.

Песня:

Виноград ты мой,ягодка,

Наливной ты мой яблочек,

Удалой ты будешь молодец!

Уродился ты, хорош, пригож.

Будешь счастливый, талантливый,

На работе ты ретивый да заботливый,

Свет Иван- то Алексеевич!

Ты с людьми говорливый да приветливый,

У родителей любимый да почётливый,

Красны девицы полюбят тебя,

Добры люди позавидуют!

Учитель литературы:

После рождения ребёнка крестили. Крещение – день духовного рождения человека, день его очищения и низведения на него благодатных даров святого духа. В этот день надевали на новорожденного крест, который он должен был носить всю жизнь, давали имя в соответствии со святцами.

Учитель литературы:

Здоровый крепкий сын был огромной гордостью матери –казачки. Когда ему исполнялся год, осуществлялся обряд посвящения в казаки: отец сажал его на коня, привязывал к поясу саблю и впервые подрезал чуб, что подчёркивало мужскую сущность мальчика. С девятнадцатилетнего возраста казаки начинали служить Отечеству, и, нередко, провожая сына в армию, родители не знали, увидят ли они его вновь. Вот почему и проводы на службу, и благополучное возвращение служивых донцов домой давали повод достойно отметить эти события. Самым трогательным моментом считалось родительское благословение, во время которого отец напутствовал иконой, а мать вешала на шею сына образок и мешочек с родной землёй.

(Инсценировка) Мать, отец, сын-«Проводы в армию.»

Песня.

За лесом солнце воссияло,

Там чёрный ворон прокричал.

Прошли часы, мои минуты,

Когда с девчонкой я гулял.

Бывало кончу я работу,

Спешу на улицу гулять.

Весною служба предстояла,

Спешу я коника седлать.

Седлайте мне коня гнедого

Черкесским бархатным седлом.

Я сяду, сяду и поеду

В чужие дальние края.

Прощай, станица дорогая.

Прощай, ребячий хуторок.

Прощай, девчонка молодая.

Прощай, лазоревый цветок.

Бывало от зари до зорьки

Лежал у милой на руке.

Теперь мне от зари до зорьки

Стоять с винтовкою в руке.

 Учитель литературы:        

Важнейшим моментом человеческой жизни является свадьба. Со свадьбой человек связывал мысли о продолжении рода, о непрерывности бытия, о создании семьи, о соединении с суженой, суженым. Это способствовало созданию яркой свадебной обрядности и обрядовой поэзии.

Человек и этот шаг совершал внутренне раз и навсегда. В народе говорили :
“Сужена-ряжена не обойдёшь ,не объедешь ”или “ От судьбы не уйдёшь.”

 Учитель литературы:

 Свадьбы – играются, это сложное, состоящее из нескольких частей драматическое действие. До праздника Покрова Пресвятой Богородицы донцы старались управиться со всеми делами, поскольку затем обычно начинали играть свадьбы, которые занимали первое место в бытовой обрядности казаков.

Знакомство суженых часто происходило на посиделках, в хороводах, игрищах.

(Хоровод).

Как у наших у ворот

Стоит озеро воды.

Ой ли, ой ли, ой люли!

Стоит озеро воды

Стоит озеро воды,

Молодец коня поил.

Ой ли, ой ли, ой люли!

Молодец коня поил.

Молодец коня поил,

К воротечкам подводил.

Ой ли, ой ли, ой люли!

К воротечкам подводил.

“Красна девица-душа,

Сбереги мово коня.

Ой ли, ой ли, ой люли!

Сбереги мово коня:

Сбереги мово коня,

Не порвал бы повода.

Ой ли, ой ли, ой люли!

Не порвал бы повода.

Красна девушка идёт,

Словно павушка плывёт.

Ой ли, ой ли, ой люли!

Словно павушка плывёт.

Словно павушка плывёт,

Таки речи говорит:

Ой ли, ой ли, ой люли!

Таки речи говорит.

“Не твоя , сударь , слуга!

Не держу твово коня.

Когда буду я твоя ,

Сберегу тогда коня”.

Ой ли, ой ли, ой люли!

Сберегу тогда коня.

Учитель литературы:

В свадебном обряде выделяют следующие моменты свадебной игры: сватовство, смотрины , сговор , рукобитье, богомолье, девичник-мальчишник, расплетение косы, утро свадебного дня , сборы свадебного поезда во дворе жениха, приезд жениха, стол в доме невесты, молодые в доме жениха, большой или княжий стол, послесвадебные обряды.

Ярким примером подтверждающим некоторые моменты свадебной игры являются эпизоды романа М.А.Шолохова “ Тихий Дон”.

(Инсценировка).Том I.Книга I, часть I.Глава 15, 18,

Учитель литературы Каждой невесте готовилось приданое, которое за несколько дней до бракосочетания переносили в курень жениха. Этот обряд носил название

“ Подушки”. Подушки, перину, крупные вещи с шутками –прибаутками, песнями несли к жениху.

Разлилась, разлелеялась

По лугам вода,  вода вешняя,

Унесло, улелеяло

Три кораблика по морю.

Первый корабль унесло

С сундуками с окованными;

Второй корабль унесло

С периною пуховою,

Со подушками пуховыми;

Третий корабль унесло

Со душой красной девицей

С Натальей Ивановной.

(песня).

Трава моя, травушка,

Трава зеленая.

По тебе я , травушка,

Хожу не нахожу.

По тебе я , травушка,

Хожу не нахожу,

Кого верно люблю,

Того здесь и нету.

Кого верно люблю,

Того здесь и нету.

Люблю я, люблю

Хорошаю девку.

Люблю я, люблю

Хорошаю девку.

Хорошая девка,

Душа моя, сердца.

Хорошая девка,

Душа моя, сердца.

По двору ходила,

Коника водила.

По двору ходила,

Коника водила.

Коня вороного,

Знать, своего милого.

Коня вороного,

Знать, своего милого.

Шёлком ушито,

Серябром увито.

Все мои товарищи

Коней поседлали,

Коней поседлали,

С двора посъезжали.

Трава моя, травушка,

Трава зеленая.

По тебе я, травушка,

Хожу не нахожу.

После бракосочетания в доме молодого мужа его законную супругу по традиции повивали женским головным убором. При этом дружки держали шаль, за которой свахи расчёсывали одну длинную и полную девичью косу и заплетали две тонкие женские косицы: чья сваха быстрее управится, тот из супругов и будет верховодить в семье.

Ученица:

Раструбилась трубонька рано на заре

Расплакалась девушка по русой косе:

-сегодня мою косоньку сваха расплетёт,

разделят мою косоньку на две косы,

обвертят мою косоньку вокруг головы,

наденут на головушку бабью красу:

красуйся-ко, подруженька, отныне до века.

Поля ли мои, поля чистые,

Лужки мои зелёные,

Травушки шелковые,

Цветки мои лазоревые!

Любила я по вам гулять,

А по вам гулять, красоватися,

Своей путёвою косой выхвалятися;

Уж одна была у меня коса,

Да две волюшки,

Две волюшки, и обе вольные;

Хоть две у меня будут косы.

Да одна волюшка,

Одна волюшка и та невольная.

Учитель литературы:

После обряда повивания начинался пир.

На свадебном пиру звучали тосты, поздравления, гости дарили подарки.

Ученик:

“ Князю молодому с княгине, няжему отцу-матери, дружку с подружьями, свахе с повозником и всему храброму поезду , всем любящим гостям на беседе, привсех поимённо, зато всем покорно! О чём задумали загадали- определи, Господи, талан и счастие! Слышанное – видеть, желанное – получить, в чести и радости нерушимо!”

Все:

“ Определи , Господи!”

  1. Заключительное слово учителя.

 Учитель литературы:

        Трудно себе представить, сколько поколений русских людей отразили в песнях, стихотворениях свои чувства, переживания, мечты.

        Пройдя долгий путь, эти жанры фольклора несут в себе не отдельное, случайное, а многовековое, отстоявшееся в опыте народа. В них печать поколений, дыхание ,трепет миллионов сердец. Донской фольклор – душа нации. В нём наша история и наши вековые традиции.

«Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев».  

Песня.

“Ой , донские казаки.”( казачья плясовая)

Ой , донские казаки    -2 раза

Казаки   -  4 раза

По станице ходили-2 раза

Ходили -  4 раза

Молодушек любили-2 раза

Любили-  4 раза

Подарочек носили-2 раза

Носили-  4 раза

Подарочек непростой-2 раза

Непростой- 4 раза

С руки перстень золотой -2 раза

Золотой-  4 раза

Серебряно колечко-2 раза

Колечко-  4 раза

Болит моё сердечко-2 раза

Сердечко-  4 раза

Болит сердце и живот-2 раза

Ой ,живот-  4 раза

Далеко милый живёт--2 раза

Ой,живёт-  4 раза

Да за речкой за рекой-2 раза

За рекой- 4 раза

Не женатый ,холостой-2 раза

Холостой-  4 раза

Ой , донские казаки    -2 раза

Казаки   -  4 раза

Учитель литературы: Хотелось бы еще раз напомнить, что мы  являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. Только от нас зависит сохранение этого огромного материала., поэтому мы должны бережно хранить традиции донских казаков.

 Вашим домашним заданием будет составить сценарий для учащихся 1-4 классов на тему: «Казачьи пословицы, поговорки о песне, о воинской доблести казаков, о коне, о труде и т.д» (1 группа ) и для учащихся 5-9 классов на тему: «Традиции и обычаи казачества» (2 группа)

 «Казак-донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец»

Литература:

1. Русские народные песни. Составитель: В.П. Аникин. Изд.:”Детская литература.”Москва. 1972 г.

2. С песней по жизни. Составитель:  Л.И. Наседкина. Изд.: РО ИПК и ПРО, г.Ростов –на-Дону2001 г.

3. Журнал .”Литература в школе.” № 2\ 1990г.Н.Н.Костанян “Курс “Народной словесности” .с.122

4. Журнал.”Литература в школе.” № 3\2004г. И.П. Щеблыкин. “Казачья колыбельная песня”. М.Ю.Лермонтова. с. 10.

5. Тихий Дон. М.А.Шолохов Том I.Книга I, часть I.Глава 15, 18. Изд. «ЭКСМО-ПРЕСС»Москва 1997г.  с. 61-79.

6. Н.В.Самарина,О.Г.Витюк. История донского края ХVII-ХIХ в.в. Донской издательский дом .г.Ростов  - на – Дону. 2004 г.

7.И.В.Золотарёва,Т.А. Красова. Поурочные разработки по литературе 8 класс.Москва.Издательство «Вако».2003г.

Оборудование:

Предметы быта  донских казаков,  костюмы донских казаков, ИКТ, декорация к инсценировке отрывка из произведения М.А.Шолохова “Тихий Дон”, СD-диск ( Гимн Ростовской области).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Баскетбол: Рабочая программа занятий спортивной секции для учащихся 5- 9 классов общеобразовательной школы.

Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол с применением принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать содержани...

Программа «Фитнес в школе» первый год обучения для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы

Программа предусматривает практическую и теоретическую деятельность, направленную на овладение навыками и умениями двигательных упражнений.Включает в себя различные виды танцевальные движения, дыхател...

Конспект логопедического занятия с использованием ЭОР по теме «Волшебное путешествие в мир звуков» с учащимися 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи

Подробный конспект урока с использованием современных педагогических технологий и ЭОР для учеников 1-го класса общеобразовательной школы, может быть использован как в логопедической практике, на групп...

Урок эстетики "Мелодии в танцевальных ритмах" для учащихся 3- 5 классов общеобразовательных школ, для учащихся ДШИ и ДМШ.

Учащиеся в увлекательной форме знакомятся с произведениями разных композиторов, разными музыкальными жанрами в исполнении солистов, школьного симфонического оркестра и солистами хореографического отде...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Занятие по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы.

Тема:   Анализ простых  предложений различной   структуры....