Методическая разработка пропедевтического интегрированного урока "Занимательные опыты по физике и химии" (Физика, химия, ОБЖ) для 7 класса общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) школы VIII вида
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
Учитель физики Колобухов А.В.
Учитель химии ОБЖ Якимчик Е.Е.
ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)"
Пропедевтический интегрированный урок «Лаборатория на кухне» проводился для учащихся 7-х классов общеобразовательной и коррекционной школы VIII вида в рамках недели физики, химии и ОБЖ «Безопасная физика и химия вокруг нас», которая проходила в соответствии с учебным планом школы в период с 11 декабря по 20 декабря мая 2012 года.
На уроке демонстрировались занимательные опыты, которые, с одной стороны, учащиеся могут потом самостоятельно поставить в домашних условиях, а с другой стороны, позволяют ознакомить учащихся с физическими и химическими явлениями. Опыты по физике в основном охватывали материал курса физики за 7 класс, которые учащиеся еще не изучали на уроках (раздел «Давление твердых тел, жидкостей и газов»).
Для демонстрации использовались оборудование, посуда, материалы, продукты и вещества, которые можно найти на кухне или купить в магазине и аптеке. Урок проходил в форме открытого урока с участием педагогических работников школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное казенное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением
«Специальная общеобразовательная школа № 1 (закрытого типа)»
Методическая разработка
пропедевтического интегрированного урока
Занимательные опыты по физике и химии
«Лаборатория на кухне»
Физика, химия, ОБЖ
7 класс (общеобразовательная школа),
7 класс (коррекционная школа VIII вида)
Учитель физики Колобухов А.В.
Учитель химии и ОБЖ Якимчик Е.Е.
Санкт-Петербург
2012
Пояснительная записка
Пропедевтический интегрированный урок «Лаборатория на кухне» проводился для учащихся 7-х классов общеобразовательной и коррекционной школы VIII вида в рамках недели физики, химии и ОБЖ «Безопасная физика и химия вокруг нас», которая проходила в соответствии с учебным планом школы в период с 11 декабря по 20 декабря мая 2012 года.
На уроке демонстрировались занимательные опыты, которые, с одной стороны, учащиеся могут потом самостоятельно поставить в домашних условиях, а с другой стороны, позволяют ознакомить учащихся с физическими и химическими явлениями. Опыты по физике в основном охватывали материал курса физики за 7 класс, которые учащиеся еще не изучали на уроках (раздел «Давление твердых тел, жидкостей и газов»).
Для демонстрации использовались оборудование, посуда, материалы, продукты и вещества, которые можно найти на кухне или купить в магазине и аптеке.
Урок проходил в форме открытого урока с участием педагогических работников школы.
Конспект урока
Дата проведения: 13 декабря 2012 года.
Тема урока: Занимательные опыты по физике и химии «Лаборатория на кухне».
Класс: 7 (общеобразовательная школа), 7 (коррекционная школа),
Общая цель урока: Научить учеников различать физические и химические явления в процессе демонстрации физических и химических опытов.
Цели урока:
Познавательная: Формирование исследовательской мотивации изучения практической направленности предметов через постановку эксперимента в домашних условиях;
Воспитательная: Развитие познавательной активности учащихся, расширение их кругозора, популяризация предмета физики и химии на начальной стадии их изучения;
Развивающая: Способствовать развитию умений и навыков при постановке домашних опытов и по обеспечению техники безопасности при их проведении;
Коррекционно-развивающая: Развитие зрительных восприятий в процессе наблюдения демонстрационных опытов, развитие мыслительной деятельности при установлении логических и причинно-следственных связей в процессе выявления различий физических и химических явлений.
Задачи урока:
1. Приобретение знаний о домашних физических и химических опытах, знакомство с практическим применением знаний по физике и химии в домашних условиях, систематизация знаний о правилах безопасности дома, полученных на уроках ОБЖ, в процессе наблюдения демонстрационных опытов.
2. Развитие умений различать физические и химические явления, формирование общих умений по постановке опытов в домашних условиях и по обеспечению техники безопасности при их проведении.
3. Формирование навыков постановки домашних опытов, безопасного обращения с приборами, посудой, материалами и химическими веществами.
Тип урока: Нестандартный, пропедевтический, бинарный, интегрированный.
Методы обучения: Демонстрация, эвристическая беседа.
Форма организации познавательной деятельности: групповая.
Продолжительность урока: сдвоенный урок.
Место проведения: кабинет физики.
План урока:
- Вступительное слово учителя о теме и форме урока – 5 мин.
- Правила техники безопасности при постановке опытов – 5 мин.
- Демонстрация опытов по физике и химии – 65 мин.
- предварительные замечания к опыту;
- состав оборудования и материалов для опыта;
- описание опыта
- требование техники безопасности при проведении опыта;
- демонстрация опыта;
- обсуждение и объяснение опыта.
- Подведение итогов урока – 10 мин.
Оборудование и материалы урока: интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, лабораторное и демонстрационное оборудование, материалы, химические вещества, необходимое для демонстрации опытов, банки экспертного заключения.
Перечень опытов:
1. Опыт 1. Как отличить сырое яйцо от вареного?
2. Опыт 2. Будет ли яйцо плавать?
3. Опыт 3. Как твердую скорлупу сделать мягкой?
4. Опыт 4. Можно ли вареное яйцо просунуть в бутылку?
5. Опыт 5. Какой запах у смеси уксусной кислоты и этилового спирта?
6. Опыт 6. Как надуть шарик, не дуя в него?
7. Опыт 7. Как заставить зубочистки разбегаться?
8. Опыт 8. Волшебные растворы?
9. Опыт 9. Как достать монету из воды, не замочив пальцы?
10. Опыт 10. Как заставить сахар гореть?
11. Опыт 11. Волшебная пробирка.
12. Опыт 12. Дырявая бутылка и вода.
Ход урока:
Учитель химии. Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами проведем урок в лаборатории. Лаборатория – это место где ставятся научные эксперименты. Мы будем экспертами-наблюдателями при проведении разных научных опытов. Но мы с вами будем наблюдать непростые опыты, а те которые каждый из вас может потом самостоятельно поставить в дома. Именно поэтому мы назвали наш урок «Лаборатория на кухне». Для постановки опытов мы будем использовать оборудование, посуду, материалы, продукты и вещества, которые всегда можно найти на кухне. А отсутствующие продукты и вещества вы всегда можно купить в магазине или в аптеке.
Учитель физики. В этом году вы начали изучать предмет «физика», а в следующем году будете изучать предмет «химия». И тот, и другой предмет изучают различные явления, происходящие в природе и технике. На первом уроке физики вы узнали, что физика изучает физические явления. Явления, которые изучает химия, называются химическими. При этом существует два метода изучения этих явлений – наблюдение либо опыт. Цель данного урока не только посмотреть разные забавные опыты, которые можно поставить в домашних условиях, но также научиться различать, в каких опытах мы наблюдаем физические, а в каких - химические явления. Физические явления - это явления, при которых происходит изменение положения тела в пространстве или взаимодействие тел, тело меняет свои геометрические размеры, агрегатное состояние или физические свойства. При этом химический состав вещества, из которого состоит тело, не меняется.
Учитель химии. Как же отличить физические явления от химических явлений, которые называют также химическими реакциями. Любое химическое явление характеризуются наличием одного из четырех признаков:
- выделение тепла или света
- выпадение или растворение осадка
- изменение запаха или цвета
- выделение газа
Используя эти признаки, вы сможете различать физические и химические явления друг от друга, установить, какие из проведенных опытов относятся к физическим опытам, а какие – к химическим.
Учитель физики. Перед тем как перейти к демонстрации опытов, мы должны с вами повторить общие правила техники безопасности при проведении опытов в домашних условиях, которыми мы должны руководствоваться в работе. С некоторыми вы уже познакомились на уроках физики и ОБЖ, а с другими – при подготовке к конкурсу плакатов «Техника безопасности на уроках химии».
1. Опыты необходимо проводить в специально подготовленном месте, обеспечивающем технику безопасности и пожарную безопасность.
2. На рабочем столе должны находится только предметы, которые используются при проведении опыта.
3. Перед проведением опыта необходимо ознакомится с инструкцией по его проведению.
4. Опыт необходимо проводить строго в соответствии с инструкцией, используя рекомендуемые количества вещества.
Учитель химии. С остальными правилами техники безопасности мы будем знакомиться перед проведением каждого опыта, с учетом его особенностей.
Часть 1. «Опыты с Куринным яйцом»
Учитель физики. С этим продуктом вы очень знакомы. Но его можно использовать не только для еды, но и для постановки простых опытов. Это – куриное яйцо.
Опыт 1. Как отличить сырое яйцо от варенного?
Перечень оборудования: сырое куриное яйцо, куриное яйцо, сваренное вкрутую.
Описание опыта:
1. Положить сырое яйцо на поверхность стола и крутануть его. Яйцо очень быстро остановится.
2. Положить вареное яйцо на поверхность стола и крутануть его. Яйцо долго будет вращаться.
Демонстрация опыта:
Учитель физики. Очень часто на кухне возникает потребность отличить сырое яйцо от сваренного. У меня в руках два куриных яйца – сырое и варенное. Можете ли вы их отличить, не разбив? Только, рассматривая их, помните, что они хрупкие.
Учащиеся. Рассматривают яйцо, трясут и слушают. Нет.
Учитель физики. С помощью простого опыта я легко могу определить, какое яйцо сырое, а какое сваренное. Для этого мне потребуется два этих яйца и горизонтальная поверхность. Мы будем их вращать.
Учитель химии. Но для начала определим правила техники безопасности при проведении этого опыта. Они просты:
1. Надо помнить, что яйцо это хрупкий предмет, поэтому требует осторожного обращения.
2. Вращаться яйцо должно не очень быстро, так как оно может упасть с поверхности стола.
Учитель физики. А теперь смотрим опыт. Вращает первое яйцо. Оно быстро останавливается. Теперь запустим второе яйцо. Вращает второе яйцо. Оно долго вращается.
Обсуждение и объяснение опыта:
Учитель физики. Как вы думаете, какое яйцо сырое, а какое вареное.
Учащиеся. Выдвигают свои версии.
Учитель физики. Правы те, кто считает долго вращающееся яйцо – вареным, а быстро останавливающееся – сырым. А как вы думаете, почему сырое и вареное яйцо вращаются по-разному.
Учащиеся. Выдвигают свои версии.
Учитель физики. Все дело в том, что сырое яйцо внутри – какое?
Учащиеся. Жидкое.
Учитель физики. А сваренное яйцо, внутри – какое?
Учащиеся. Твердое.
Учитель физики. На уроках физики, мы уже познакомились со свойством тела – инертность. Инертность характеризует способность тела менять свою скорость, а именно противодействовать этому изменению. Мы уже знаем, что тела с большей массой более инертны, чем тела с меньшей массой. Однако инертность тела зависит не только от массы, но и от агрегатного состояния вещества, из которого состоит тело. Жидкое тело более инертно, чем твердое. Дело в том, что в твердом теле движение передается от одной части тела к другой сразу, так как они жестко связаны. В жидком теле, каждый слой жидкости подвижен относительно другого, поэтому изменение скорости одного слоя не сразу изменяет скорость соседнего.
В этом мы можем убедиться на другом опыте, пытаясь остановить вращающееся яйцо. Сначала возьмем вареное яйцо. Вращает вареное яйцо. Затем резко ставит палец на яйцо сверку и убирает его. Яйцо останавливается. А теперь посмотрите, что будет происходить с сырым яйцом. Вращает сырое яйцо. Затем резко ставит палец на яйцо сверку и убирает его. Остановившееся яйцо опять начинает вращаться. Мы остановили вращение верхних слоев яйца, а внутренние слои продолжают двигаться, заставляя яйцо снова вращаться.
Опыт 2. Будет ли яйцо плавать?
Перечень оборудования: куриное яйцо, сваренное вкрутую – 2 шт., поваренная соль 300 г, пресная вода 2 л, две пластиковых бутылки 1 л, одна пластиковая бутылка 1,5 л, два стеклянных стакана 1000 мл (банка стеклянная), фарфоровый стакан 1,5 л (металлическая емкость), стеклянная палочка для размешивания, мерная ложка, фильтровальная бумага.
Предварительные работы: Приготовить концентрированный раствор соленой воды:
1. Налить в металлическую (фарфоровую) посуду 1 л крутого кипятка.
2. Добавить в воду 5 столовых ложки поваренной соли (150 г) и мешать раствор до полного растворения соли, затем далее добавлять по одной столовой ложке соли до момента, когда соль перестанет растворяться.
3. Дать остыть раствору и, профильтровав его, перелить в полимерную бутылку 1 л.
4. Налить в две другие бутылки пресной воды.
Описание опыта:
1. Налить в первый стакан 0,4 л концентрированного раствора соленой воды, а во второй – 0,4 л пресной воды.
2. Положить вареное яйцо в стаканы с водой. В первом стакане яйцо будет плавать у поверхности, а во втором – утонет, опустившись на дно.
3. Добавим в первый стакан, постоянно размешивая, пресную воду. Через некоторое время яйцо начнет погружаться. Перестаем добавлять воду в момент, когда яйцо будет плавать внутри жидкости, не опускаясь на дно.
4. Продолжаем добавлять в первый стакан пресную воду до момента, когда яйцо опускается на дно стакана.
Демонстрация опыта:
Учитель физики. Как вы думаете, что будет с яйцом, если его опустить в воду.
Учащиеся. Утонет.
Учитель физики. Давайте проверим. Возьмем два вареных яйца. Проверим, оба ли они вареные. Крутит яйца. Они одинаково вращаются. Кроме этого нам потребуется два стакана и вода. Ставит на стол два пустых стакана и две бутылки с пресной и соленой водой.
Учитель химии. Но для начала определим правила техники безопасности при проведении этого опыта. Они также просты:
1. Надо помнить, что стеклянная посуда – это хрупкие предметы, которые легко могут разбиться, поэтому они требуют осторожного обращения.
2. Воду в посуду надо наливать аккуратно, не разбрызгивая по сторонам. Если вода попала на стол, ее надо сразу вытереть. Поэтому при работе с водой, рядом надо всегда держать тряпку для вытирания стола.
3. Если надо определить запах жидкостей, то это надо делать, подгоняя рукой воздух от емкости с жидкостью.
4. На вкус можно пробовать только те жидкости, у которых известен их состав, и они безопасны для здоровья. Категорически запрещено пробовать на вкус не известные вещества.
Учитель физики. Нальем в стаканы воду. Наливает в первый стакан соленую воду, а во второй – пресную. Опустим в них яйцо. Опускает в стаканы яйца. В первом стакане яйцо плавает у поверхности, а во втором тонет, опускаясь на дно.
Обсуждение и объяснение опыта:
Учитель физики. Как вы думаете, почему одно яйцо утонуло, а другое плавает.
Учащиеся. Выдвигают свои версии.
Учитель физики. В опыте использовались одинаковые яйца, в этом мы убедились, вращая их. Жидкость в обоих стаканах – это вода. Прошу двух экспертов-добровольцев убедится в этом. Вы можете определить запах у жидкостей, соблюдая правила техники безопасности.
Учащиеся. Два ученика подходят и определяют запах жидкостей. Нет, они без запаха.
Учитель физики. Я разрешаю вам попробовать на вкус эти жидкости, так как они безопасны для здоровья.
Учащиеся. Два ученика опускают в жидкости стеклянные палочки и определяют вкус жидкостей.
Учитель физики. Вы подтверждаете, что обе жидкости – это вода.
Учащиеся. Да, только первая – очень соленая, а вторая – пресная.
Учитель физики. Спасибо экспертам, вы можете садиться. Действительно в обоих стаканах находится вода, но если во втором – обычная пресная вода, то в первом – концентрированный раствор соленой воды. Именно по этому яйцо в первом стакане плавает, а во втором тонет. Мы уже с вами знаем, что любое вещество, из которого состоит тело, характеризуется физической величиной называемой плотностью. Во втором полугодии на уроках физики мы узнаем, что тело будет плавать, если плотность жидкости больше плотности тела, и будет тонуть, если плотность жидкости меньше плотности тела. А это значит, что, меняя плотность жидкости, мы можем одно и тоже тело заставить либо плавать, либо тонуть, а также плавать внутри жидкости. И в этом мы с вами прямо сейчас убедимся. Добавим в стакан с соленой водой пресную воду. Наливает в первый стакан, постоянно размешивая, пресную воду. Через некоторое время яйцо начнет погружаться. Перестает добавлять воду в момент, когда яйцо будет плавать внутри жидкости, не опускаясь на дно. Когда плотность жидкости стала равна плотности яйца, оно стало плавать внутри жидкости. Если мы дальше будем уменьшать плотность жидкости, то яйцо утонет. Продолжает добавлять в первый стакан пресную воду до момента, когда яйцо опускается на дно стакана. А если во второй стакан мы будем добавлять, постоянно размешивая, поваренную соль, то через некоторое время яйцо всплывет. Но в этом, вы можете убедиться самостоятельно уже дома. Кстати, в знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Опыт 3. Как твердую скорлупу сделать мягкой?
Перечень оборудования: куриное яйцо, сваренное вкрутую – 2 шт., стеклянный стакан 500 мл, банка стеклянная 500 мл с п/э крышкой, пищевая уксусная кислота 0,5 л, стеклянная палочка для размешивания, фильтровальная бумага.
Предварительные работы: Так как процесс взаимодействия скорлупы яйца с уксусной кислотой длительный, необходимо заранее провести опыт с одним яйцом:
1. Положить в стеклянную банку куриное яйцо, сваренное вкрутую и залить его 200 мл пищевой уксусной кислоты.
2. Закрыть банку п/э крышкой и оставить на двое суток. Через двое суток скорлупа станет мягкой.
3. Достать яйцо из банки, промыть его в проточной воде, положить на салфетку и дать просохнуть.
Описание опыта:
1. Положить в стакан твердое яйцо и залить его 200 мл раствора пищевой уксусной кислоты. От скорлупы будут подниматься пузырьки газа.
2. Показать яйцо, которое находилось в уксусной кислоте двое суток, демонстрируя надавливанием стеклянной полочкой, что скорлупа у яйца мягкая.
Демонстрация опыта:
Учитель физики. Ребята, какая у куриного яйца скорлупа. Демонстрирует вареное яйцо.
Учащиеся. Твердая.
Учитель физики. А как вы думаете, можно сделать ее мягкой?
Учащиеся. Выдвигают свои версии.
Учитель физики. Правы те, кто считает, что это возможно. Для этого опыта нам потребуется вареное яйцо, пустой стакан и уксусная кислота. Ставит на стол пустой стакан и бутылку с уксусной кислотой.
Учитель химии. Но для начала определим правила техники безопасности при проведении этого опыта:
1. Надо помнить, что уксусная кислота – это опасное вещество с резким характерным запахом, в концентрированном виде обладает разъедающим и обжигающим действием, опасность представляет при попадании на открытую кожу, слизистую оболочку глаз и носоглотки, вовнутрь организма. При работе с кислотой рекомендуется использовать резиновые перчатки, избегать вдыхания паров кислоты.
2. Мы уже знаем, что стеклянный стакан – хрупкий предмет, поэтому требует осторожного обращения.
3. Мы также помним, что если надо определить запах жидкостей, то это надо делать, подгоняя рукой воздух от емкости с жидкостью.
Учитель физики. Надевает латексные перчатки. Положим вареное яйцо в стакан и зальем его уксусной кислотой. Кладет в стакан яйцо и наливает в стакан уксусную кислоту. Что происходит с яйцом? Демонстрирует учащимся стакан. Вы можете убедиться в том, что в стакане уксусная кислота, соблюдая правила безопасности.
Учащиеся. Наблюдают процесс, происходящий в стакане, определяют запах жидкости. На скорлупе появились пузырьки, которые поднимаются вверх.
Обсуждение и объяснение опыта:
Учитель физики. Газовые пузырьки, которые поднимаются от яичной скорлупы, - это углекислый газ. Он является результатом взаимодействия кислоты и основного вещества скорлупы, которое обеспечивает ее твердость – карбоната кальция. Когда это вещество исчезнет, скорлупа станет мягкой. Правда, этот процесс не быстрый, потребуется почти двое суток, чтобы закончился. Поэтому я ранее провел этот опыт, и вы можете увидеть, что получилось. Демонстрирует яйцо с мягкой скорлупой. Если вместо яйца в кислоту положить кости, например куриные, то они из твердых превратятся в гибкие и мягкие. Кстати, наши зубы также состоят и карбоната кальция, а процесс развития кариеса аналогичен тому процессу, который мы только что наблюдали.
Опыт 4. Можно ли вареное яйцо просунуть в бутылку?
Перечень оборудования: сваренное вкрутую и очищенное от скорлупы куриное яйцо небольшого размера, стеклянная бутылка из-под сиропа с достаточно широким горлышком, полоски бумаги, спички или зажигалка, растительное масло.
Описание опыта:
1. Смазать горлышко бутылки растительным маслом.
2. Поджечь бумагу и быстро опустите ее в бутылку.
3. После этого сразу же положить яйцо на горлышко бутылки.
4. Через секунду горящая бумага потухнет, а яйцо окажется в бутылке.
Демонстрация опыта:
Учитель физики. Ребята, можно ли не разрушая вареное яйцо. Демонстрирует вареное яйцо. Протолкнуть в эту бутылку. Ставит на стол бутылку, а на горло кладет яйцо, которое больше по диаметру.
Учащиеся. Нельзя.
Учитель физики. С помощью нового опыта, я докажу, что это можно сделать. Для этого кроме яйца и бутылки нам потребуются постное масло, спички и полоски бумаги. Ставит на стол бутылку с маслом, показывает спички и полоски бумаги.
Учитель химии. Но для начала определим правила техники безопасности при проведении этого опыта:
1. В этом опыте мы будем работать с открытым огнем, поэтому мы должны обеспечить пожарную безопасность. Для этого на стол положим влажную ткань или металлический лист, а под рукой будем держать влажную салфетку.
2. Поджигая полоски бумаги и кидая их в бутылку надо соблюдать аккуратность, чтобы не обжечь пальцы.
3. Если горящие полоски упали мимо бутылки и продолжают гореть, надо остановить проведение опыта и быстро с помощью влажной салфетки погасить горящую бумагу.
Учитель физики. Чтобы яйцо легче прошло через горловину, смажем ее постным маслом. Смазывает горловину маслом. Поджигает полоски бумаги и кидает их в бутылку. Быстро на горловину ставит яйцо, которое проходит через горловину и падает на дно бутылки.
Обсуждение и объяснение опыта:
Учитель физики. Как вы думаете, что заставило яйцо пройти через горловину, которая имеет меньший диаметр, чем диаметр яйца.
Учащиеся. Выдвигают свои версии.
Учитель физики. На самом деле это делает атмосферное давления. Если оно действует со всех сторон, то мы его не замечаем. Но стоит в какой-нибудь области давлению уменьшится, то с наружи атмосферное давление пытается эту область сжать, чтобы заполнить окружающим воздухом. Сжигая полоски бумаги, мы сжигаем кислород, который содержит воздух в бутылке. В результате этого количество воздуха в бутылке уменьшается, при этом уменьшается и давление в бутылке. Атмосферное давление снаружи сразу же пытается бутылку сдавить. Стекло бутылки более прочное, чем закрывающее горловину легко деформируемое яйцо. Именно поэтому яйцо под действием повышенного давления снаружи проталкивается вовнутрь, когда окружающий бутылку воздух пытается заполнить более пустое пространство внутри бутылки.
Часть 2. «Опыты с уксусной кислотой»
Учитель физики. С этим веществом вы уже познакомились в опыте по размягчению скорлупы. Оно имеет неприятный резкий запах, но без него нельзя обойтись на кухне. С его помощью консервируют овощи и маринуют грибы. Его добавляют в салаты и майонез. Без него нельзя приготовить рассыпчатое тесто для пирогов и блины. Это вещество – уксусная кислота. Но ее можно использовать не только для приготовления пищи, но и для постановки простых опытов.
Опыт 5. Какой запах у смеси уксусной кислоты и этилового спирта?
Перечень оборудования: Емкость с 20% раствором уксусной кислоты 150 мл, Емкость с 50% раствором этилового спирта 200 мл (или водкой – 250 мл), два стеклянных стакана 500 мл, стеклянная палочка для размешивания, питьевая сода 100 г, мерная ложка.
Описание опыта:
1. Налить в первый стакан 100 мл 20% раствора уксусной кислоты.
2. Налить во второй стакан 150 мл 50% раствора этилового спирта или 200 мл водки.
3. Добавить в первый стакан, постоянно помешивая, раствор этилового спирта, до момента исчезновения запаха уксусной кислоты и этилового спирта.
4. Добавить в первый стакан две чайных ложки питьевой соды. В стакане происходит бурная реакция с выделением газа. В стакане появляется запах этилового спирта.
Демонстрация опыта:
Учитель физики. С запахом уксусной кислоты и этилового спирта вы знакомы. А как вы думаете, будет пахнуть смесь этих жидкостей?
Учащиеся. Выдвигают свои версии.
Учитель физики. Проверим это на опыте. Для этого нам потребуется два пустых стакана. Ставит стаканы на стол. Растворы уксусной кислоты и этилового спирта. Ставит емкости с растворами на стол.
Учитель химии. Но для начала определим правила техники безопасности при проведении этого опыта:
1. Мы уже знаем, что уксусная кислота – это опасное вещество с резким характерным запахом, в концентрированном виде обладает разъедающим и обжигающим действием. Поэтому она требует аккуратного с ней обращения.
2. Этиловый спирт легко испаряющаяся жидкость со специфичным запахом, в концентрированном виде является огнеопасным, вызывает алкогольное опьянение при проникновении вовнутрь организма, включая вдыхание паров. Поэтому он требует также аккуратного с ним обращения.
3. Мы также помним, что если надо определить запах жидкостей, то это надо делать, подгоняя рукой воздух от емкости с жидкостью
Учитель физики. Нальем в первый стакан раствор уксусной кислоты. Наливает в первый стакан уксусную кислоту. А во второй стакан раствор этилового спирта. Наливает во второй стакан этиловый спирт. Попрошу двух экспертов, убедится в том, что в стаканах находятся уксусная кислота и этиловый спирт, соблюдая при этом технику безопасности.
Учащиеся. Два ученика подходят и определяют запах жидкостей. В этом стакане уксусная кислота, а в этом – этиловый спирт.
Учитель физики. Спасибо экспертам, вы можете садиться. Добавим в стакан с уксусной кислотой этиловый спирт. Добавляет в первый стакан, постоянно помешивая, раствор этилового спирта, до момента исчезновения запаха уксусной кислоты и этилового спирта. Прошу экспертов определить запах получившейся жидкости.
Учащиеся. Два ученика подходят и определяют запах жидкости. Жидкость не чем не пахнет. Она без запаха.
Учитель физики. Спасибо экспертам, вы можете садиться. А как вы думаете, можно ли восстановить один из пропавших запахов.
Учащиеся. Выдвигают свои версии.
Учитель физики. Убедимся в этом на опыте. Добавим в нашу жидкость питьевую соду. Добавляет в стакан питьевую соду. В стакане происходит бурная реакция с выделением газа. В стакане появляется запах этилового спирта. Прошу экспертов определить запах жидкости.
Учащиеся. Два ученика подходят и определяют запах жидкости. Пахнет спиртом.
Учитель физики. Спасибо экспертам, вы можете садиться.
Обсуждение и объяснение опыта:
Учитель физики. Как вы думаете, почему в первом опыте запах исчез, а во втором появился пропавший запах?
Учащиеся. Выдвигают свои версии.
Учитель физики. Когда мы добавили этиловый спирт в уксусную кислоту, они вступили во взаимодействие друг с другом и образовали новое вещество, которое не имеет запаха. Когда мы добавили в жидкость питьевую соду, она разрушила это вещество с восстановлением первоначальных веществ, а затем сама вступила в реакцию с уксусной кислотой. В результате новой реакции выделился углекислый газ, и образовалось новое вещество, не имеющее запаха. Единственным веществом в стакане, обладающим запахом, остался только этиловый спирт. Поэтому жидкость в стакане им и пахнет.
Опыт 6. Как надуть шарик, не дуя в него?
Перечень оборудования: Воздушный шарик, питьевая сода 60 г, уксусная кислота 150 мл, лимонная кислота 20 г, полимерная бутылка 2 л, пробка для бутылки с отверстием, два стеклянных стакана 200 мл, стеклянная палочка для размешивания, мерная ложка, воронка, узкий скотч или изолента, ножницы.
Описание опыта:
1. Налить в первый стакан 100 мл воды, добавить в нее три столовых ложки (60 г) питьевой соды. Размешать раствор до полного растворения соды.
2. Налить во второй стакан 50 мл воды, добавить в нее 10 г лимонной кислоты, размешать раствор. Добавить в него 10 столовых ложек (150 мл) уксусной кислоты.
3. Перелить через воронку раствор питьевой соды в полимерную бутылку.
4. Надеть на пробку бутылки воздушный шарик и плотно обмотать его скотчем или изолентой.
4. Добавить в бутылку через воронку раствор лимонной и уксусной кислоты и быстро закрыть бутылку крышкой с воздушным шариком. В бутылке происходит бурная реакция с выделением газа, а шарик надувается.
Демонстрация опыта:
Учитель физики. Иногда для праздников возникает необходимость надуть резиновые шарики. Для этого мы дуем в них воздух. А можно ли надуть шарик, не дуя в него?
Учащиеся. Выдвигают свои варианты.
Учитель физики. С помощью простого опыта, используя известные вещества, находящиеся на кухне, мы легко надуем шарик, не дуя в него. Для этого нам потребуется два стакана. Ставит на стол два стакана. Воздушный шарик. Показывает воздушный шарик. Бутылка с дырявой пробкой. Ставит на стол бутылку с пробкой. Скотч или изолента. Показывает скотч. Питьевая сода. Ставит на стол пачку с питьевой содой. Лимонная и уксусная кислота. Ставит на стол бутылку с уксусной кислотой и пакет с лимонной кислотой.
Учитель химии. Но для начала определим правила техники безопасности при проведении этого опыта:
1. Мы уже знаем, что уксусная кислота – это опасное вещество с резким характерным запахом, в концентрированном виде обладает разъедающим и обжигающим действием. Поэтому она требует аккуратного с ней обращения.
2. Лимонная кислота, которая содержится в соке лимона, опасна при попадании на слизистую оболочку глаза. Поэтому она также требует аккуратного с ней обращения.
3. Питьевая сода относительно безопасное вещество, но при попадании вовнутрь организма может вызвать рвотный рефлекс. Поэтому раствор соды применяют для промывания желудка при пищевом отравлении. Слабый раствор соды также используют для нейтрализации действия кислоты, при ее попадании на слизистую глаз.
Учитель физики. Наливаем в первый стакан воду и растворяем в ней питьевую соду. Наливает в первый стакан воду, добавляет в него питьевую соду, размешивает раствор. Во второй стакан мы также наливаем воду и растворяем в ней лимонную кислоту. Наливает во второй стакан воду, добавляет в него лимонную кислоту, размешивает раствор. Теперь добавим в раствор лимонной кислоты уксусную кислоту. Добавляет во второй стакан уксусную кислоту, размешивает жидкость. Чтобы быстро надеть на бутылку шарик, закрепим его на пробке. Надевает на пробку бутылки воздушный шарик и плотно обматывает его скотчем. Нальем в бутылку сначала раствор питьевой соды. Ставит в бутылку воронку и переливает раствор из первого стакана. Теперь добавим в бутылку раствор кислот. Быстро выливает в бутылку раствор из второго стакана, убирает воронку и закрывает бутылку пробкой с шариком. В бутылке происходит бурная реакция с выделением газа, а шарик надувается.
Обсуждение и объяснение опыта:
Учитель физики. Как вы думаете, что произошло в бутылке, и почему надулся шарик?
Учащиеся. Выдвигают свои версии.
Учитель физики. Правильно, похожую реакцию мы уже наблюдали в предыдущем опыте. Питьевая сода вступила в реакцию с кислотами, в результате начался выделяться углекислый газ, который под давлением выше атмосферного начал заполнять резиновый шарик, надувая его.
Часть 3. «Научные фокусы»
Учитель физики. В заключительной части нашего урока, мы познакомимся с опытами, в которых привычные для нас предметы и вещества начинают вести себя странно. Но эти фокусы не связаны с ловкостью рук или обманом, за ними стоят физические и химические явления.
Опыт 7. Как заставить зубочистки «разбегаться»?
Перечень оборудования: Десять зубочисток, стеклянная миска, вода, моющее средство.
Описание опыта:
1. Налить в миску воду, разместить в центре миски по радиусам зубочистки.
2. Капнуть в центр миски моющего средства. Зубочистки отплывут от центра миски к ее краям.
Демонстрация опыта:
Учитель физики. В первом фокусе я не трогая зубочистки, и не дуя на них, заставлю их «разбежаться» от центра миски к ее краям. Для этого опыта мне потребуются зубочистки. Показывает зубочистки. Стеклянная миска. Вода. Ставит бутылку с водой. И обычное моющееся средство. Ставит бутылку c моющим средством на стол.
Учитель химии. Но для начала определим правила техники безопасности при проведении этого опыта. Они просты и уже вам знакомы:
1. Помним, что стеклянная посуда – это хрупкие предметы, поэтому они требуют осторожного обращения.
2. Воду в посуду надо наливать аккуратно, не разбрызгивая по сторонам. Если вода попала на стол, ее надо сразу вытереть. Поэтому при работе с водой, рядом надо всегда держать тряпку для вытирания стола.
Учитель физики. Нальем в миску воду и разместим в ее центре зубочистки. Наливает в миску воду, размещает в центре миски по радиусам зубочистки. А теперь воспользуемся волшебным веществом. Капает в центр миски моющего средства. Зубочистки отплывают от центра миски к ее краям.
Обсуждение и объяснение опыта:
Учитель физики. Как вы думаете, почему зубочистки «разбежались» от центра миски?
Учащиеся. Выдвигают свои версии.
Учитель физики. Разгадка этого фокуса, как говорится «лежит на поверхности», а именно поверхности воды. Дело в том, что если на поверхность одной жидкости попадает капля другой жидкости, более легкой и слаборастворимой, эта капля начинает растекаться по этой поверхности, стараясь занять максимальную площадь. Это мы можем наблюдать, капнув постного масла на поверхность воды, через некоторое время на ней мы увидим тонкую пленку жирного пятна. Капля моющего средства, попав на поверхность воды, также начинает растекаться во все стороны по ее поверхности, а, дойдя до зубочисток, начинает отодвигать их от себя. Поэтому создается впечатление, что зубочистки «разбегаются» сами.
Опыт 8. Волшебные растворы?
Перечень оборудования: 3 емкости для жидкости (пробирки 100 мл), 2 емкости для опыта (стаканы 150 мл), таблетка или порошок (1000 мг) витамина С, раствор йода спиртовой 5%, перекись водорода 3%, крахмал, стеклянные палочки для размешивания, мерные ложки, мерные чашки, штатив для пробирок.
Предварительные работы: Приготовить раствор аскорбиновой кислоты № 1, раствор йода № 2, раствор крахмала и перекиси водорода № 3:
1. Взять таблетку витамина С и растереть ее в порошок или взять готовые 1000 мг порошка аскорбиновой кислоты. Добавить в порошок 60 мл теплой воды, тщательно перемешать как минимум в течение 30 секунд. Раствор № 1 (прозрачный бесцветный раствор).
2. Взять 60 мл теплой воды и добавить в него 5 мл спиртового раствора йода. Раствор № 2 (прозрачный коричневый раствор).
3. Смешать 60 мл теплой воды, пол чайных ложки (25 мл) крахмала и одну столовую ложку (15 мл) перекиси водорода. Раствор № 3 (мутный белый раствор).
Описание опыта:
1. Перелить в пустой стакан Раствор № 2.
2. Добавить 1 чайную ложку (5 мл) Раствора № 1 в стакан с Раствором № 2. Раствор № 2 станет бесцветным, превратившись в Раствор № 4.
3. Перелить в пустой стакан Раствор № 3.
4. Перелить весь Раствор № 4 в стакан с Раствором № 3. Несколько раз перелить полученную жидкость из одного стакана в другой и обратно. Через какое-то время жидкость из бесцветной превратится в темно-синюю.
Демонстрация опыта:
Учитель физики. В этом фокусе мы будем смешивать разные жидкости и увидим, что из этого получится. Для этого опыта мне потребуются три волшебных раствора. Ставит на стол штатив с тремя пробирками. В первой пробирке находится раствор аскорбиновой кислоты, во второй – раствор йода, а в третьей – раствор крахмала и перекиси водорода. Демонстрирует пробирки. Мне также потребуется два пустых стакана. Ставит стаканы на стол. Мерная ложка. Показывает мерную ложку.
Учитель химии. Но для начала определим правила техники безопасности при проведении этого опыта. Они просты и уже вам знакомы:
1. Помним, что стеклянная посуда – это хрупкие предметы, поэтому они требуют осторожного обращения.
2. Аскорбиновая кислота или витамин С – безопасное вещество, которое широко используется в медицине, в качестве лекарства.
3. Спиртовой раствор йода – темно коричневая жидкость со специфичным запахом, широко используется в медицине наружно, в качестве бактерицидного средства. При попадании на поврежденный кожный покров вызывает жжение и боль, при попадании на слизистую может вызвать ожог, При попадании вовнутрь организма может вызвать отравление.
4. Перекись водорода – бесцветная жидкость без запаха, широко используется в медицине наружно, в качестве кровоостанавливающего и бактерицидного средства. При попадании вовнутрь организма может вызвать отравление.
5. Крахмал – белый плохо растворимый в воде порошок, в больших количествах содержится в картофеле, при термообработке превращается в студенистое вещество, используется для приготовления киселя.
6. Мы уже знаем, чтобы определить запах жидкостей, то это надо делать, подгоняя рукой воздух от емкости с жидкостью.
7. Мы также помним, что на вкус можно пробовать только те жидкости, у которых известен их состав, и они безопасны для здоровья. Категорически запрещено пробовать на вкус не известные вещества.
Учитель физики. Прошу двух экспертов-добровольцев убедится, что во второй пробирке находится раствор йода. Вы можете определить запах жидкости, соблюдая правила техники безопасности.
Учащиеся. Два ученика подходят и определяют запах жидкостей во второй пробирке. Пахнет йодом.
Учитель физики. Я разрешаю вам попробовать на вкус жидкость в первой пробирке, так как она безопасна для здоровья.
Учащиеся. Два ученика опускают в жидкости стеклянные палочки и определяют вкус жидкостей. Она кислая.
Учитель физики. Спасибо экспертам, вы можете садиться. Нальем в первый стакан раствор йода. Переливает в первый стакан раствор из второй пробирки. Добавим в него немного раствора аскорбиновой кислоты. Добавляет в стакан одну чайную ложку раствора из первой пробирки. Жидкость в стакане меняет свой цвет, из коричневой становится бесцветной. Нальем во второй стакан раствор крахмала и перекиси водорода. Переливает во второй стакан раствор из третьей пробирки. А теперь смешаем жидкости из первого и второго стакана. Переливает весь раствор из второго стакана в первый стакан. Несколько раз переливает полученную жидкость из одного стакана в другой и обратно. Через какое-то время жидкость из бесцветной превращается в темно-синюю.
Обсуждение и объяснение опыта:
Учитель физики. Разгадка этого фокуса, связана с взаимодействием исходных веществ. Сначала аскорбиновая кислота взаимодействует с йодом, образуя новое бесцветное вещество. Затем это вещество взаимодействует с перекисью водорода, при этом восстанавливается йод, который вступает в реакцию с крахмалом, образуя темно-синее вещество. Взаимодействие крахмала с йодом - это особая реакция, такие реакции называют качественными. С их помощью определяют наличие тех или иных веществ. С помощью йода можно определить, есть ли в составе исследуемого вещества крахмал. Давайте убедимся в этом, капнув раствор йода на срез картофеля. Капает йод на срез картофеля. Коричневое пятно на картофеле становится темно-синим. Благодаря этой реакции, мы можем точно сказать, что в картофеле содержится крахмал.
Опыт 10. Как достать монету из воды, не замочив пальцы?
Перечень оборудования: Стеклянное блюдо, монета, бутылка с водой, емкость с ровным краем 2000 мл (или стеклянная банка 2 л), маленькая спиртовка (свечка в металлической формочке), спички.
Описание опыта:
1. Кладем на стеклянное блюдо монету и заливаем ее водой, так, чтобы монета находилась немного под водой.
2. Сбоку от монеты ставим в блюдо спиртовку и поджигаем ее.
3. Накрываем спиртовку емкостью, оставляя небольшую щель между краем емкости и дном блюда. По мере горения спиртовки в емкости, вода из блюда засасывается в емкость.
4. Когда вода полностью уйдет из блюда в емкость, опустить край емкости на дно блюда. В результате монета лежит в мокром блюде без воды, а в емкости находится вся вода из блюда.
Демонстрация опыта:
Учитель физики. Для этого фокуса нам потребуется стеклянное блюдо, монета и вода. Положим в блюдо монету и зальем ее водой. Как достать монету из воды, не замочив пальцы? При этом трогать монету нельзя.
Учащиеся. Выдвигают свои варианты.
Учитель физики. Чтобы это сделать, мне потребуется емкость с ровным краем, спиртовка и спички.
Учитель химии. Но для начала определим правила техники безопасности при проведении этого опыта. Они просты и уже вам знакомы:
1. Помним, что стеклянная посуда – это хрупкие предметы, поэтому они требуют осторожного обращения.
2. Воду в посуду надо наливать аккуратно, не разбрызгивая по сторонам. Если вода попала на стол, ее надо сразу вытереть. Поэтому при работе с водой, рядом надо всегда держать тряпку для вытирания стола.
3. В этом опыте мы будем работать с открытым огнем, поэтому мы должны обеспечить пожарную безопасность. Поэтому под рукой будем держать влажную салфетку.
Учитель физики. Поставим сбоку в блюдо спиртовку и зажжем ее. Сбоку от монеты ставит в блюдо спиртовку и поджигает ее. Накроем спиртовку емкостью. Накрывает спиртовку емкостью, оставляя небольшую щель между краем емкости и дном блюда. По мере горения спиртовки в емкости, вода из блюда засасывается в емкость. Смотрите, вода уходит из блюда и собирается в банке. Когда вода полностью уйдет из блюда в емкость, опускает край емкости на дно блюда. В результате монета лежит в мокром блюде без воды, а в емкости находится вся вода из блюда. А теперь, не замочив рук, монету можно взять с блюда. Берет монету с блюда.
Обсуждение и объяснение опыта:
Учитель физики. Как вы думаете, почему вся вода из блюда ушла в емкость.
Учащиеся. Выдвигают свои версии.
Учитель физики. В этом фокусе действуют те, же явления, которые мы ранее наблюдали в опыте по заталкиванию яйца в бутылку. При горении спиртовки, в емкости сгорает кислород, и давление в ней падает. Под действием атмосферного давления, наружный воздух пытается проникнуть вовнутрь сосуда через небольшую щель, оказывая давление на воду, которая мешает ей это сделать. Поэтому вода заталкивается вовнутрь сосуда через эту щель, которая исчезает, когда я опускаю край сосуда на дно блюда. Атмосферное давление сильно прижимает емкость к дну блюда, не давая воздуху проникнуть вовнутрь сосуда. Одновременно повышенное давление снаружи не дает вытекать воде из емкости.
Опыт 11. Как заставить сахар гореть?
Перечень оборудования: Два куска сахара, металлическая банка, пепел сигареты, длинные спички, пинцет.
Описание опыта:
1. Кладем на банку первый кусок сахара и пытаемся его поджечь с края длинной спичкой. Сахар плавится, обугливается, но не горит.
2. Кладем на банку второй кусок сахара, предварительно натертый пеплом. Поджигаем его с края длинной спичкой. Сахар начинает гореть синевато-желтым пламенем.
Демонстрация опыта:
Учитель физики. Скажите ребята, можно ли зажечь сахар.
Учащиеся. Выдвигают свои версии.
Учитель физики. Действительно, в обычных условиях сахар не горит. Но сейчас я покажу вам фокус, в котором сахар будет гореть. Для этого нам потребуется два куска сахара. Показывает сахар. Металлическая банка. Ставит на стол банку. И длинные спички. Показывает спички.
Учитель химии. Но для начала определим правила техники безопасности при проведении этого опыта. Они просты и уже вам знакомы:
1. В этом опыте мы будем работать с открытым огнем, поэтому мы должны обеспечить пожарную безопасность. Для этого на стол положим влажную ткань или металлический лист, а под рукой будем держать влажную салфетку.
2. Держа зажженную спичку надо соблюдать аккуратность, чтобы не обжечь пальцы.
Учитель физики. Прошу двух экспертов-добровольцев убедится, что это точно сахар. Я разрешаю вам попробовать его на вкус.
Учащиеся. Два ученика подходят и пробуют куски сахара на вкус. Это сахар.
Учитель физики. Спасибо экспертам, вы можете садиться. Положим на банку кусок сахара и попытаемся его зажечь. Кладет на банку первый кусок сахара и пытается его поджечь с края длинной спичкой. Сахар плавится, обугливается, но не горит. Мы видим, что сахар гореть не хочет. Он только плавится и обугливается. Учитель химии берет пинцетом кусок сахара и проходя мимо учащихся демонстрирует им его состояние после опыта.
Учитель физики. Положим на банку второй кусок сахара, произнесем волшебные слова «Кемикал плиз, сахар загорись» и попытаемся теперь его зажечь. Кладет на банку второй кусок сахара, предварительно натертый пеплом. Поджигает его с края длинной спичкой. Сахар начинает гореть синевато-желтым пламенем.
Обсуждение и объяснение опыта:
Учитель физики. Вы верите в мое волшебство.
Учащиеся. Нет
Учитель физики. И это правильно, второй кусок сахара загорелся, потому что я его натер особым веществом, которое само не горит, но заставляет гореть сахар. Такое вещество называют катализатором. В нашем фокусе катализатором выступает вещество, содержащиеся в пепле сигареты, которым я незаметно натер сахар.
Опыт 12. Волшебная пробирка.
Перечень оборудования: Измерительный цилиндр 200 мл, две пробирки 100 мл, растительное масло 200 мл, тканевая салфетка, небольшой молоток, пинцет, стеклянный стакан 200 мл.
Предварительные работы: Для создания иллюзии необходимо:
1. В одну пробирку налить растительное масло и аккуратно под наклоном помесить ее в измерительный цилиндр.
2. Заполнить цилиндр маслом до момента, когда масло немного скроет погруженную в цилиндр пробирку. В цилиндре, заполненном маслом, пробирка не видна.
Описание опыта:
1. Ставим на стол, предварительно подготовленный цилиндр с маслом и пробиркой, и добавляем в него еще масла до 2/3 объема цилиндра.
2. Заворачиваем в салфетку вторую пробирку и разбиваем ее молотком на мелкие осколки.
3. Пересыпаем осколки на согнутый лист бумаги, а затем высыпаем их в цилиндр.
4. Опускаем в цилиндр пинцет и, растянув концы пинцета внутри утопленной пробирки, медленно вытаскиваем целую пробирку из цилиндра.
Демонстрация опыта:
Учитель физики. Вы продолжаете утверждать, что я не обладаю волшебными силами.
Учащиеся. Да.
Учитель физики. Сейчас я докажу вам, что вы не правы. Для этого мне потребуется измерительный цилиндр. Ставит на стол подготовленный цилиндр с маслом. Стеклянная пробирка. Показывает пробирку. Растительное масло. Ставит на стол масло. Молоток. Кладет на стол молоток. Салфетка. Кладет на стол тканевую салфетку. Пинцет. Показывает пинцет.
Учитель химии. Но для начала определим правила техники безопасности при проведении этого опыта. Они очень просты:
1. В этом опыте мы будем разбивать стеклянную пробирку. Для того, что бы осколки ни разлетались, пробирку предварительно надо завернуть в тканевую салфетку.
2. Работая с осколками надо соблюдать аккуратность, чтобы не порезаться и не просыпать осколки на пол.
Учитель физики. Заполним цилиндр растительным маслом. Добавляет в цилиндр еще масла до 2/3 объема цилиндра. Завернем пробирку в салфетку и разобьем ее. Заворачивает в салфетку вторую пробирку и разбивает ее молотком на мелкие осколки. Теперь поместим осколки в измерительный цилиндр. Пересыпает осколки на согнутый лист бумаги, а затем высыпает их в цилиндр. Теперь произносим волшебные слова «физика, химия с нами всегда, пробирка снова стала цела». Опускает в цилиндр пинцет и, растянув концы пинцета внутри утопленной пробирки, медленно вытаскивает целую пробирку из цилиндра
Обсуждение и объяснение опыта:
Учитель физики. А вы не верили, что я настоящий волшебник. Я, только что на ваших глазах, сделал пробирку снова целой.
Учащиеся. Выдвигают свои версии.
Учитель физики. Конечно, это был фокус. На самом деле в измерительном цилиндре находилась целая пробирка. Но ее не было видно из-за оптических свойств стекла и масла. В старших классах на уроках физики вы узнаете, что видимы только те тела, которые могут отражать и преломлять лучи света, а эти способности очень зависят от свойств вещества, через которое проходят лучи света. Преломляющие и отражающие способности масла выше, чем у стекла, поэтому стеклянная пробирка в масле становится невидимой. А дальше, мне надо было ее достать и показать вам. Возникает вопрос, а где тогда осколки. Там, куда они были насыпаны – в измерительном цилиндре и в целой пробирке Просто в масле невидимыми становятся и осколки стекла. Если вылить масло, то вы можете убедиться, что осколки пробирки никуда не делись. Выливает в стакан масло из пробирки, а затем из измерительного цилиндра. На их дне видны осколки стекла.
Опыт 13. Дырявая бутылка и вода.
Перечень оборудования: Полимерная бутылка 1,5 л с крышкой, емкость с водой 2 л, шило, поддон, воронка.
Описание опыта:
1. С помощью шила делаем отверстие в полимерной бутылке.
2. Зажимаем отверстие пальцем, вставляем воронку и наливаем в бутылку воду. Вытаскиваем воронку и сверху слегка накручиваем пробку. Открываем отверстие, из отверстия вытекает вода.
3. Зажимаем отверстие пальцем, снимает пробку, вставляем воронку и доливаем в бутылку воду под край горловины. Удаляем воронку и плотно закручиваем на бутылку пробку. Освобождаем отверстие. Вода из отверстия в бутылке не вытекает.
4. Отворачиваем крышку у бутылки. Вода начинает течь из отверстия в бутылке.
Демонстрация опыта:
Учитель физики. Как вы думаете, если в бутылке сделать отверстие и заполнить водой, будет ли из бутылки вытекать вода.
Учащиеся. Да.
Учитель физики. В этом фокусе, я вам покажу, что можно сделать так, чтобы из дырявой бутылки вода не вытекала. Для этого нам потребуется бутылка. Ставит на стол бутылку. Шило. Кладет на стол шило. Емкость с водой. Ставит на стол емкость с водой. Поддон. Ставит на стол поддон. Воронка. Кладет на стол воронку.
Учитель химии. Как всегда для начала определим правила техники безопасности при проведении этого опыта. Они очень просты:
1. Этот опыт связан с водой, поэтому ее надо наливать аккуратно, не разбрызгивая по сторонам.
2. Если вода попала на стол, ее надо сразу вытереть. Поэтому при работе с водой, рядом надо всегда держать тряпку для вытирания стола.
Учитель физики. Сначала сделаем в бутылке отверстие. С помощью шила делает отверстие в полимерной бутылке. Закроем отверстие и нальем в бутылку воду. Зажимает отверстие пальцем, вставляет воронку и наливает в бутылку воду. Вытаскивает воронку и сверху слегка накручивает пробку. Откроем отверстие. Открывает отверстие, из отверстия вытекает вода. Да-а, почему-то фокус не удался. Ну конечно, я же не произнес волшебные слова. Зажимает отверстие пальцем, снимает пробку, вставляет воронку и доливает в бутылку воду под край горловины. Удаляет воронку и плотно закручивает на бутылку пробку. А теперь заклинание «если по физике сдашь ты зачет, то из бутылки вода не течет». Освобождает отверстие. Вода из отверстия в бутылке не вытекает.
Обсуждение и объяснение опыта:
Учитель физики. А вы не верили, что я настоящий волшебник. Я, только что на ваших глазах совершил чудо, заставил воду не вытекать из дырявой бутылки. Или вы можете это объяснить, как-то по-другому?
Учащиеся. Выдвигают свои версии.
Учитель физики. Да, сознаюсь, это был просто фокус. За меня все сделало атмосферное давление. В первом опыте, я слегка закрыл горловину пробкой, и воздух легко мог проникать в бутылку на место вытекшей воды, поэтому вода под действием своего веса свободно вытекала из отверстия. А во втором опыте пробка плотно закрывала горловину, поэтому, когда вода начала вытекать из бутылки, под пробкой образовалось пустое пространство и давление внутри бутылки стало меньше атмосферного. А оно, как говорится «не терпит пустоты». Наружный воздух стал пытаться проникнуть через открытое отверстие в бутылку, давя на воду, и поэтому вода не смогла дальше вытекать. Но стоит мне отвернуть пробку и дать проникнуть воздуху сверху, вода снова будет течь из бутылки. Отворачивает крышку у бутылки. Вода начинает течь из отверстия в бутылке. Кстати, если эту бутылку повесить на дерево, то летом мы получим готовый рукомойник, правда отверстий надо сделать несколько.
Подведение итогов урока
Учитель химии. На этом наши опыты на сегодня закончились. Вы хорошо поработали и активно участвовали в научном эксперименте. Вам понравились, показанные опыты и эта форма урока.
Учащиеся. Дают оценку опытам и форме урока.
Учитель химии. Но мы помним, что вас пригласили сюда в качестве экспертов. Поэтому, вы должны оформить свои экспертные заключения по результатам ваших наблюдений. Сейчас вы получите бланки, в которых вы должны указать напротив каждого опыта, какой вид явления – физическое или химическое – вы наблюдали. Раздает бланки.
Учащиеся. Заполняют бланк экспертного заключения.
Учитель химии. В конце бланка укажите свою фамилию и имя, поставите подпись.
Учащиеся. Сдают заполненные экспертные заключения.
Учитель физики. На этом наш урок окончен. Всем спасибо
Приложения:
1. Бланк экспертного заключения.
2. Список литературы.
3. Фотоотчет урока.
4. Презентация к уроку.
Приложение 1
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о результатах наблюдения опытов на уроке «Лаборатория на кухне»
г. Санкт-Петербург 13 декабря 2012 года
Рассмотрев и проанализировав продемонстрированные мне опыты физических и химических явлений на уроке «Лаборатория на кухне», считаю, что ниже перечисленные опыты отмеченные, как физ., демонстрировали физические явления, а опыты отмеченные, как хим., – химические явления.
№ опыта | Название опыта | Вид явления |
Опыт 1. | Как отличить сырое яйцо от вареного? | |
Опыт 2. | Будет ли яйцо плавать? | |
Опыт 3. | Как твердую скорлупу сделать мягкой? | |
Опыт 4. | Можно ли вареное яйцо просунуть в бутылку? | |
Опыт 5. | Какой запах у смеси уксусной кислоты и этилового спирта? | |
Опыт 6. | Как надуть шарик, не дуя в него? | |
Опыт 7. | Как заставить зубочистки разбегаться? | |
Опыт 8. | Волшебные растворы? | |
Опыт 9. | Как достать монету из воды, не замочив пальцы? | |
Опыт 10. | Как заставить сахар гореть? | |
Опыт 11. | Волшебная пробирка. | |
Опыт 12. | Дырявая бутылка и вода. |
Эксперт _______________________________________ Подпись ________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Использование информационных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ VIII вида (из опыта работы)
Происходящие сегодня в России глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности затрагивают самые основы школьного образования. Существующий плюрализм образовательных концепций, безусловно, отражает...
Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа факультатива "Элеметы физики" содержит основные темы из курса физики средней школы, но в более сжатой и упрощенной форме. Курс предусматривает изучение элементарных сведений, доступн...
Тесты для 5-6 классов по математике для общеобразовательных специальных (коррекционных) школ VIII вида
В данном пособии приводятся тестовые задания по математике, предназначенные для выполнения в 5-6 классах коррекционной школы.Пособие открывается с титульного листа,внизу листа есть ссылки на страниц...
Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида (из опыта работы)
В данной статье рассматривается психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей СКШ 8 вида...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ по общеобразовательным предметам для индивидуального обучения по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида для 2 класса ( по обучению детей с тяжелой умственной отсталостью)
по общеобразовательным предметам для индивидуального обучения по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида для 2 класса ( по обучению детей с тяжелой умственной отсталостью)...