Технологическая карта урока по теме "ПОЗИЦИОННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ. ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока по теме "ПОЗИЦИОННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ. ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozitsionnoe_cheredovanie_zvukov.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка(5 КЛАСС)
Урок59. ПОЗИЦИОННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ.
ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ
Цель деятельности учителя | Работая с текстом, провести наблюдение за чередованием гласных и согласных звуков в словах; познакомить обучающихся с явлением беглого звука; воспитывать живой интерес к языковым явлениям |
Тип урока | Комбинированный урок |
Планируемые образовательные резуль- таты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать сильные и слабые позиции гласных и согласных, связанные с изученными орфограммами, особенности позиционных чередований гласных (позиционные чередования гласных на письме не отражаются), правило произношения согласных на месте буквосочетаний ЧН, ЧТ в словах типа что, конечно; уметь объяснять правило проверки безударной гласной в корне слова с точки зрения позиционного чередования гласных, правильно произносить указанные слова. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы | http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия | Чередование, беглые звуки |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность | Формы ствия | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. – Здравствуйте, ребята! Я рада нашей сегодняшней встрече. Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах | Листы обратной связи |
2. Актуализация | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Беседа. Работа с текстом в сопровождении мультимедийной презентации | – Мы недавно познакомились с такими морфемами, как корень, окончание, суффикс, приставка. А какая морфема самая главная? (Корень.) – Правильно, корень. А какое определение можете дать морфеме корень? (Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных (родственных) слов. Однокоренными называют слова с одним и тем же корнем.) | Смотрят презентацию; работают с текстом, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы | Групповая, фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
3. Выявление места | Беседа. Обсуждение результатов предыдущего этапа. Игра | – Ребята, сегодня мы на уроке больше времени будем обращать внимание на корень. Найдите в стихотворении слова с проверяемым безударным гласным в корне. (На войне, свои, на площадке, крановщиком, слегка, стальная, стрела, засмеялись, молодой, под ногами, снежок.) – Почему мы слышим в корнях этих слов звук [а], а пишем букву О? (Потому что можем поставить гласную корня в сильную позицию, под ударение, и проверить: на войнé – вόйны; свои – свόй; на площáдке – плόщадь; стальнáя – стáль; молодой – мόлод, молόже; под ногáми – нόги.) – Почему в словах слегка, стрела, засмеялись слышим и, а пишем е? (Потому что можем поставить гласную корня в сильную позицию, под ударение, и проверить: снежόк – снéг; стрелá – стрéлы; слегкá – лёгкий; засмеялись – смéх.) | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Слушают других, рассматривают учебные пособия | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье | Устные ответы. Вопросы для уточнения информации |
Физкультминутка | Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, А потом прыг-скок И еще разок. А потом вприсядку И снова – по порядку. Побежим мы по дорожке И похлопаем в ладошки! И покрутим головами... Все танцуйте вместе с нами! | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | |||
4. Целе-полагание и постро-ение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Эвристическая беседа. Словесно-иллюстративный рассказ в сопровождении мультимедийной презентации. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Письменная работа, составление схемы-помощницы | Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися, принимающими ее на себя. – В этих примерах мы наблюдаем позиционные чередования гласных звуков, то есть такие чередования, которые зависят от позиции в слове. – А почему в словах дед, обед, мы слышим на конце Т, а пишем букву Д? (Потому что это звонкий согласный звук, проверим: обед – обедать; дед – деда, дедушка.) – Здесь мы видим позиционные чередования согласных звуков в корне, что проявляется в сильной позиции перед гласной. Позиционные чередования не отражаются на письме. Их правописание определяется особыми орфографическими правилами. Эти орфографические правила – основные. – А почему в однокоренном со словами снег, Снегурочка слове снежный мы слышим и пишем букву Ж, и в однокоренном со словами молод, молодой слове моложе тоже слышится и пишется буква Ж? – В данном случае мы имеем дело не с позиционным чередованием. Здесь закономерности сложнее. Мы принимаем как данность подобные чередования, которые встречаются довольно часто. Подберите к слову засмеялись однокоренные слова. (Смех, смешить.) – Как называется замена одного звука другим? – Попробуйте сами составить правило: что же такое чередование звуков? Замена одного звука другим в корне однокоренных слов называется чередованием. – При образовании новых слов и изменении формы слов может происходить изменение звуков, то есть чередование в пределах одной морфемы, в данном случае корня. Гласные о, е в корне слова могут чередоваться с нулём звука, например: сон – сн-а, день – дн-я, окн-о – окон. Такие гласные называются беглыми. Гласные могут чередоваться с нулём звука в приставках и суффиксах: срывать – сорвать, скачок – скачка. Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач | Вопросы для уточнения информации. Опорные записи |
5. Твор-ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Задание 1. Рассмотрите примеры чередования гласных в корне. Смыть – мойте ( ), петь – пойте ( ), выть – вой ( ), звенеть – звон ( ), стройка – перестраивать ( ), копать – выкапывать ( ), осмотр – осматривать ( ), пробить – пробоина ( ), кормит – откармливать ( ). Задание 2. Подберите слова с чередующимися согласными. Рука – __ , соха – __ , драка – __ , нога – __ , резать – __ , друг – __ , ездить – __ , мотыга – __ , брак – __ , сапоги – __ , ловить – __ , сухой – __ , бегать – __ , любить – __ , облака – __ , берег – __ , поезд – __ , томить – __ , водить – __ , посадить – __ , дробить – __ , кормить – __ . – Выпишите слова с различными чередованиями в корне по группам (к//г, ч//ш и т. д.; п//пл, в//вл и т. д.; г//ж//з; д//ж//жд) и составьте на данном материале схемы «Чередование гласных в корне слова», «Чередование согласных в корне слова». Примеры схем (на слайде). В русском языке чередуются в корнях слов такие гласные: о – е возить – везти о – а перебросить – перебрасывать о – ы вой – выть о – е – и сбор – соберу – собираю о – ы – у сохнуть – засыхать – сухой В русском языке чередуются в корнях слов и согласные. Чередование согласных в корне слова: I. к – ч рук-а – руч-к-а – руч-н-ой х – ш сух-ой – суш-и-ть г – ж – з друг – друж-и-ть – друз-ей д – ж – жд вод-и-ть – вож-ак – вожд-ени-е II. б – бл люб-и-ть – любл-ю п – пл куп-и-ть – купл-ю, по-куп-к-а – купл-я в – вл лов-и-ть – ловл-ю, ловл-я ф – фл граф-а – граф-и-ть – графл-ю м – мл корм – корм-и-ть – кормл-ю Примечание. Чередование звуков может быть и в суффиксах: друж-ок – друж-оч-ек. Организует и сопровождает деятельность детей | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Выполняют упражнения, составляют схему | Фронтальная, групповая | Личностные: стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы.Письмен-ные работы | |
6. Первичное закрепление с комментирова- нием | Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, обучающая игра | Проверка схем, сличение с образцом. Контролирует правильность выполнения задания. Дополняет ответы. – Выпишите сначала слова с чередующимися в корнях гласными, затем – с согласными. Гружёный – грузить, назову – называть, лицо – личный, осмотр – осматривать, глухо – заглох, крикнуть – кричу, замок – замыкать – замкну, друг – друзья. | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, принимают участие в обучающей игре | Индивидуальная, групповая | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы. Опорные записи |
Рефлексия | Знакомство | Составление отчета по итогам урока на доске и в тетради совместно с учителем с опорой на записи, сделанные в тетради ранее самостоятельно. Узнал (а) новое: _______________________________ Знал (а) ранее: ________________________________ | Составляют схему, одновременно слушая ответы одноклассников, оценивают их | Фронтальная | Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных сложных действий | Оценивание работы обучающихся на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Буквы е,и в корнях с чередованием"
Технологическая карта урока русского языка с приложением....
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е/и".
Тип урока: ознакомление с новым учебным материаломЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Обучающий компонент: учащиеся в конце урока должны:-осознанно воспринимать, формулировать правило и чётко запоминать его в ходе пр...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Гласные в корнях с чередованием»
Данный урок является обобщением знаний по теме «Гласные в корнях с чередованием». Проводится в разделе "Словообразование" 6 класс...
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме «Корни с чередованием гласных».
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ...
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...
3 урок русс.яз., 5 кл. Правописание гласных и согласных в корне слова
Урок по учебнику Т.А.Ладыженской и др., 2019 г....
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Гласные в корнях с чередованием»
Тема: «Гласные в корнях с чередованием».Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.Цель урока: сформировать устойчивый навык правописания чередующихся г...