Технологическая карта урока по теме "ПОЗИЦИОННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ. ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Технологическая карта урока по теме "ПОЗИЦИОННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ.  ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozitsionnoe_cheredovanie_zvukov.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка(5 КЛАСС)

Урок59. ПОЗИЦИОННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ.
ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ

Цель деятельности учителя

Работая с текстом, провести наблюдение за чередованием гласных и согласных звуков в словах; познакомить обучающихся с явлением беглого звука; воспитывать живой интерес к языковым явлениям

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные резуль-

таты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать сильные и слабые позиции гласных и согласных, связанные с изученными орфограммами, особенности позиционных чередований гласных (позиционные чередования гласных на письме не отражаются), правило произношения согласных на месте буквосочетаний ЧН, ЧТ в словах типа что, конечно; уметь объяснять правило проверки безударной гласной в корне слова

с точки зрения позиционного чередования гласных, правильно произносить указанные слова.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского

народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net                 http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://www.zavuch.info                http://festival.1september.ru/subjects

http://www.intergu.ru                http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Чередование, беглые звуки

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания

и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
обучающихся

Формы
организации взаимодей-

ствия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Мотивация

(самоопределение)

к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

– Здравствуйте, ребята! Я рада нашей сегодняшней встрече. Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах

Листы обратной

связи

2. Актуализация
и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Беседа. Работа с текстом в сопровождении мультимедийной презентации

– Мы недавно познакомились с такими морфемами, как корень, окончание, суффикс, приставка. А какая морфема самая главная? (Корень.)

– Правильно, корень. А какое определение можете дать морфеме корень? (Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено его основное

лексическое значение, общая часть однокоренных

(родственных) слов.  Однокоренными называют слова с одним и тем же корнем.)

Смотрят презентацию; работают с текстом, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Отвечают

на вопросы

Групповая, фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

3. Выявление места
и причины затруднения

Беседа. Обсуждение результатов предыдущего этапа. Игра

– Ребята, сегодня мы на уроке больше времени  будем обращать внимание на корень. Найдите в стихотворении слова с проверяемым безударным гласным в корне. (На войне, свои, на площадке, крановщиком, слегка, стальная, стрела,  засмеялись, молодой, под ногами, снежок.)

– Почему мы слышим в корнях этих слов звук [а], а пишем букву О? (Потому что можем поставить гласную корня в сильную позицию, под ударение, и проверить:

на войнé – вόйны;

свои – свόй;

на площáдке – плόщадь;

стальнáя – стáль;

молодой – мόлод, молόже;

под ногáми – нόги.)

– Почему в словах слегка, стрела, засмеялись слышим и, а пишем е? (Потому что можем поставить гласную корня в сильную позицию, под ударение, и проверить:

           снежόк – снéг;                 стрелá – стрéлы;

           слегкá – лёгкий;                засмеялись – смéх.)

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Слушают других, рассматривают учебные пособия

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. 

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. 

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

Устные ответы. Вопросы для уточнения информации

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок

И еще разок.

А потом вприсядку

И снова – по порядку.

Побежим мы по дорожке

И похлопаем в ладошки!

И покрутим головами...

Все танцуйте вместе с нами!

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

4. Целе-полагание и постро-ение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Эвристическая беседа. Словесно-иллюстративный рассказ в сопровождении мультимедийной презентации. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся.

Письменная работа, составление схемы-помощницы

Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися, принимающими ее на себя.

– В этих примерах мы наблюдаем позиционные чередования гласных звуков, то есть такие чередования, которые зависят от позиции в слове.

– А почему в словах дед, обед, мы слышим на конце Т, а пишем букву Д? (Потому что это звонкий согласный звук, проверим:

обед – обедать;

дед – деда, дедушка.)

– Здесь мы видим позиционные чередования согласных звуков в корне, что проявляется в сильной позиции перед гласной.

Позиционные чередования не отражаются на письме. Их правописание определяется особыми орфографическими правилами. Эти орфографические правила – основные.

– А почему в однокоренном со словами снег, Снегурочка слове снежный мы слышим и пишем букву Ж, и в однокоренном со словами молод, молодой слове моложе тоже слышится и пишется буква Ж?

– В данном случае мы имеем дело  не с позиционным чередованием. Здесь закономерности сложнее. Мы принимаем как данность подобные чередования, которые встречаются довольно часто. Подберите к слову засмеялись однокоренные слова. (Смех, смешить.)

– Как называется замена одного звука другим?

– Попробуйте сами составить правило: что же такое чередование звуков?

Замена одного звука другим в корне однокоренных слов называется чередованием.

– При образовании новых слов и изменении формы слов может происходить изменение звуков, то есть чередование в пределах одной морфемы, в данном случае корня.

Гласные о, е в корне слова могут чередоваться с нулём звука, например: сон сн-а, день дн-я, окн-о окон. Такие гласные называются беглыми.

Гласные могут чередоваться с нулём звука в приставках и суффиксах: срывать сорвать, скачок скачка.

Организует  и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. 

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. 

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Вопросы для уточнения информации. Опорные записи

5. Твор-ческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Задание 1.

Рассмотрите примеры чередования гласных в корне.

Смыть – мойте ( ), петь – пойте ( ), выть – вой ( ), звенеть – звон ( ), стройка – перестраивать ( ), копать – выкапывать ( ), осмотр – осматривать ( ), пробить – пробоина ( ), кормит – откармливать ( ).

Задание 2.

Подберите слова с чередующимися согласными.

Рука – __ ,  соха – __ , драка – __ , нога – __ , резать – __ ,  друг –  __ , ездить – __ , мотыга – __ , брак – __ , сапоги – __ , ловить – __ , сухой – __ , бегать – __ , любить – __ , облака – __ , берег – __ ,  

поезд – __ , томить – __ , водить – __ , посадить – __ , дробить – __ , кормить – __ .

– Выпишите слова с различными чередованиями в корне по группам (к//г, ч//ш и т. д.;  п//пл, в//вл и т. д.; г//ж//з; д//ж//жд) и составьте на данном материале схемы «Чередование гласных в корне слова», «Чередование согласных в корне слова».

Примеры схем (на слайде).

 В русском языке чередуются в корнях слов такие гласные:

о – е                      возить – везти

о – а                      перебросить – перебрасывать

о – ы                     вой – выть

о – е – и                сбор – соберу – собираю

о – ы – у                сохнуть – засыхать – сухой

В русском языке чередуются в корнях слов и согласные.

Чередование согласных в корне слова:

I.  к – ч                рук-а – руч-к-а – руч-н-ой

     х – ш                сух-ой – суш-и-ть

     г – ж – з        друг – друж-и-ть – друз-ей

     д – ж – жд        вод-и-ть – вож-ак – вожд-ени-е

II. б – бл                люб-и-ть – любл-ю

     п – пл        куп-и-ть – купл-ю, по-куп-к-а –

                               купл-я

     в – вл                лов-и-ть – ловл-ю, ловл-я

     ф – фл        граф-а – граф-и-ть – графл-ю

     м – мл        корм – корм-и-ть – кормл-ю

Примечание. Чередование звуков может быть и в суффиксах: друж-ок – друж-оч-ек.

Организует и сопровождает деятельность детей

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Выполняют упражнения, составляют схему

Фронтальная, групповая

Личностные: стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. 

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. 

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. 

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы.Письмен-ные работы

6. Первичное закрепление с комментирова-

нием

Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, обучающая игра

Проверка схем, сличение с образцом.

Контролирует правильность выполнения задания. Дополняет ответы.

– Выпишите сначала слова с чередующимися в корнях гласными, затем – с согласными.

Гружёный – грузить, назову – называть, лицо – личный, осмотр – осматривать, глухо – заглох, крикнуть – кричу, замок – замыкать – замкну, друг – друзья.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, принимают участие в обучающей игре

Индивидуальная, групповая

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. 

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. 

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы. Опорные записи

Рефлексия

Знакомство
с работами обучающихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Составление отчета  по итогам урока на доске и в тетради совместно с учителем с опорой на записи, сделанные в тетради ранее самостоятельно.

Узнал (а) новое: _______________________________

Знал (а) ранее: ________________________________

Составляют схему, одновременно слушая ответы одноклассников, оценивают их

Фронтальная

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных

на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных сложных действий

Оценивание работы обучающихся на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Буквы е,и в корнях с чередованием"

Технологическая карта урока русского языка с приложением....

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е/и".

Тип урока:  ознакомление с новым учебным материаломЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Обучающий компонент: учащиеся в конце урока должны:-осознанно воспринимать, формулировать правило и чётко запоминать его в ходе пр...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Гласные в корнях с чередованием»

Данный урок является обобщением знаний по теме «Гласные в корнях с чередованием». Проводится в разделе "Словообразование" 6 класс...

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме «Корни с чередованием гласных».

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС                                           ...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...

3 урок русс.яз., 5 кл. Правописание гласных и согласных в корне слова

Урок по учебнику Т.А.Ладыженской и др., 2019 г....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Гласные в корнях с чередованием»

Тема:  «Гласные в корнях с чередованием».Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.Цель урока: сформировать устойчивый навык правописания чередующихся г...