Рабочая прграмма Русский язык 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку  для  9 класса  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по русскому языку Баранова М. Т., Ладыженской Т.А. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_russkiy_yazyk_9_klasss.docx56.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Недоимкиной Аллы Леонидовны

«Русский язык»

Основное общее образование, 9 А класс

(базовый уровень)

        

2013-2014 учебный год

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку  для  9 класса  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по русскому языку Баранова М. Т., Ладыженской Т.А.  

Цель: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Задачи:

- формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций

- развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

В соответствии с учебным планом школы обучение в год составляет 35 недель. В  связи с этим к 68 часам авторской программы основного общего образования добавляется 2 часа. Таким образом, программа рассчитана на достижение учащимися базового уровня владения русским языком и составляет 70 учебных часов в год, что соответствует 2 часам в неделю. Сроки реализации рабочей программы-2013-2014 учебный год.

В основу программы положена методика преподавания Ф. И. Буслаева (уровневая дифференциация; проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии; коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Обучение ведётся по УМК для 9 класса  М.Т. Баранова

Виды и формы контроля: контрольный диктант, контрольное сочинение, контрольное изложение (тексты берутся из книги «Русский  язык. Поурочные планы.  9 класс» Автор – составитель  Т. М. Амбушева.- Волгоград: «Учитель», 2010).

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка диктантов

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Оценка сочинений и изложений

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.  Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексиче5ский и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

2. Содержание тем учебного курса

1. Международное значение русского языка

2.Повторение  изученного  в 5-8 классах. Анализ текста, его стиля, средств его связи Сложное предложение. Культура речи

3. Сложные предложения. Классификация сложных предложений

4. Союзные сложные предложения

5. Сложносочиненные предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения

6. Сложноподчиненные предложения.

Главное и придаточное предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Запятая между главным и придаточным предложениями. Основные виды придаточных предложений.

Строение сложноподчиненного предложения. Средства связи простых предложений  в составе сложноподчиненного. Разграничение союзов и союзных слов в СПП. Указательные  местоименные слова в главном предложении и их роль в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания  в сложноподчиненном предложении.

Основные виды придаточных предложений

7. Бессоюзные сложные предложения.

Связь частей бессоюзного сложного предложения  посредством интонации (перечисления, противопоставления, пояснения). Знаки препинания в бессоюзном сложном  предложении: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Синонимия бессоюзного сложного предложения  с союзными конструкциями

8. Сложные предложения с различными видами связи.

 Разновидности сложных предложений с несколькими видами связи (бессоюзие, сочинение, подчинение). Знаки препинания в них

9. Общие сведения о языке.

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление.

Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения

10. Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи. Систематизация  сведений о признаках текста, средствах связи частей текста, о стилях речи.

Развитие связной речи

3. Учебно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

Р/Р

К/Р

1.

Международное значение русского языка

1

2.

Повторение пройденного в 5-8 классах

7

2

Сложное предложение. Культура речи

3.

Сложные предложения

1

4.

Союзные сложные предложения

6

5.

Сложносочинённые предложения

5

2

1

6.

Сложноподчинённые предложения

24

5

2

7.

Бессоюзные сложные предложения

8

2

8.

Сложные предложения с различными видами связи

7

2

1

9.

Общие сведения о языке

3

10.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

6

2

11.

Резерв

2

Итого

70

15

4

4.Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

-производить все виды разборов:  фонетический, по составу, словообразовательный, морфологический, синтаксический, составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

-соблюдать нормы литературного языка;

- находить в предложениях места для постановки знаков препинания, обосновывать их выбор, исправлять пунктуационные ошибки;

- находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, исправлять орфографические ошибки;

- определять тип и стиль речи; создавать тексты разных стилей и типов речи, составлять тезисы или конспекты небольшой литературно - критической  статьи, писать сочинения публицистического характера, автобиографию, заявление.

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать

• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация  речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки  текста  и  его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные   нормы  русского литературного  языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

• адекватно понимать  информацию устного и письменного  сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать  тексты  разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить  текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• создавать тексты различных стилей  и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен  мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

• адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные  произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно  использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях  общения;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.

5. Перечень учебно-методического обеспечения

1. Русский язык.9 класс. Авторы-составители: Л.А.Тростенцова, Т.А .Ладыженская,А. Д. Дейкина, О. М. Александрова/М.,Просвещение2010;

2. Программы общеобразовательных  учреждений. Русский язык 5-9 классы. Учебное издание. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.,  Шанский  Н.М.;

3. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 9 классе: 4-е изд. - М.: Просвещение 2007;

4. Н.Ю. Кадашникова. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Л.А. Тростенцовой , - М: Издательство «Учитель», 2010.

5. Русский язык. Поурочные разработки 9 класс: Л.А.Тростенцова, А.И.Запорожец. -М.: Просвещение,2011.

Наименования объектов и средств

материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Основная школа

 1

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

Федеральный Закон  «Об образовании»

1

Стандарт основного общего образования по русскому (родному) языку

1

Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку   (базовый уровень)

Стандарт среднего (полного)  общего образования по русскому  языку (профильный уровень)

Примерная программа основного общего образования по русскому языку

1

Авторская  программа по  русскому языку

1

Учебник по русскому языку. 9 класс.

1

Практикум по русскому языку. 9 класс.

К

 Книги для чтения по русскому языку

П

 Школьные словари русского языка

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка.

Бурцева В.В. Словарь иностранных слов.

Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка.

Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Словарь устаревших слов русского языка.

Тихонов А.Н. и др. Комплексный словарь русского языка.

Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи.

Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка

Ф

 Справочные пособия (энциклопедии,    справочники по русскому языку)

П

Дидактические материалы для 5 – 11 классов

Ф

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

1

2.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Таблицы по русскому языку  по всем разделам школьного курса.  

Д /Ф

Схемы по русскому языку по всем разделам школьного курса.

Д/Ф

 Репродукции картин русской живописи для  развития речи.

Д/Ф

Портреты выдающихся русских  лингвистов.

Д

Плакаты с высказываниями о русском языке.

Д

Раздаточный материал по всем разделам курса русского языка.

К

Демонстрационные карточки со словами для запоминания.

Д

Альбомы демонстрационного и раздаточного материала по всем  разделам курса    

Ф

3.

  ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКЦИОННЫЕ СРЕДСТВА

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса русского (родного) языка.

Д/П

Мультимедийные    тренинговые,  контролирующие программы  по всем разделам  курса русского  языка

Д/П

Электронные библиотеки по курсу русского  языка

Д

Игровые компьютерные программы (по разделам курса русского языка)

Д

4.

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

Видеофильмы по разным разделам курса русского  языка.

Д

Аудиозаписи и фонохрестоматии по разным разделам курса русского  языка.  

Д

5.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ   (ТСО)

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц 

Д

Экспозиционный экран (на штативе или навесной)

Д

Мультимедийный  компьютер

Д

Мультимедийный проектор

Д

Средства телекоммуникации: локальная сеть, выход в Интернет

1

6.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Подставка для книг

Д

Ящики для хранения таблиц

Д

Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет, диапозитивов, фолий и др.)

П

Шторы для затемнения

Д

Укладка для каталожных ящиков

П

7.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ

Компьютерный стол

Д

Штатив для карт и таблиц 

Д

Шкаф

П

 


Приложение

Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата проведения 9М

Дата проведения 9А

Примечания

план

факт

план

факт

1.

Международное значение русского языка

Повторение пройденного в 5-8 классах /5+2РР/

2

Устная и письменная речь. Монолог и диалог

3.

Простое предложение. Грамматическая основа

4.

Простое предложение. Грамматическая основа

5.

Предложение с обособленными членами

6.

Предложение с обращениями, вводными словами

7.

Р/Р. Стили речи

8.

Р/Р. Изложение с продолжением

Сложное предложение. Культура речи

Сложные предложения /1/

9.

Понятие о сложном предложении

Союзные сложные предложения /6/

10.

Строение союзных сложных предложений

11.

Знаки препинания между частями союзных сложных предложений

12.

Интонация союзного сложного предложения

13.

Отличие союзных предложений от бессоюзных

14.

Средства связи между частями союзных сложных предложений

15.

Синтаксический разбор союзных сложных предложений

Сложносочинённые предложения /3+2РР/

16.

Сложносочинённое предложение и его особенности.

17.

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненных предложений с общим второстепенным членом.

18.

Контрольный диктант по теме «Союзное сложное предложение»

19.

Р/Р. Подготовка к сочинению-рецензии на литературное произведение

20.

Р/Р. Написание сочинения-рецензии на литературное произведение

Сложноподчинённые предложения/19+5РР/

21.

Строение сложноподчиненного предложения, средства его связи

22.

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

23.

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении

24.

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении

25.

Р/Р. Подготовка к изложению с элементами сочинения

26.

Р/Р. Написание изложения с элементами сочинения

27.

Виды придаточных предложений.

28.

Придаточное определительное

29.

Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными

30.

Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными

31.

Р/Р. Сжатое изложение

32.

Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными времени и места

33.

Сложноподчиненное предложение с придаточными причины условия, уступки

34.

Сложноподчиненное предложение с придаточными образа действия, меры, степени

35.

Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненное предложение»

36.

Работа над ошибками

37.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

38.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

39.

Обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение»

40.

Обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение»

41.

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»

42.

Работа над ошибками

43.

Р/Р. Сжатое изложение

44.

Р/Р. Сжатое изложение

Бессоюзное сложное предложение/6+2РР/

45.

Интонация в бессоюзном сложенном предложении.

46.

Запятая и точка с запятой

47.

Двоеточие в бессоюзном сложенном предложении

48.

Тире в бессоюзном сложенном предложении

49.

Р/Р. Подготовка к сжатому изложению

50.

Р/Р. Написание сжатого изложения

51.

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения

52.

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения

Сложное предложение с разными видами связи/5+2РР/

53.

Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи

54.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

55.

Р/Р. Подготовка к сжатому изложению/упр.219/

56.

Р/Р. Написание сжатого изложения/упр.219/

57.

Публичная речь/упр.175/

58.

Обобщение материала по теме «Сложное предложение с разными видами связи»

59.К/д

Итоговый диктант по теме «Сложное предложение»

Общие сведения о языке /3/

60.

Роль языка в жизни общества

61.

Русский язык – первоэлемент русской литературы

62.

Русский язык как национальный язык русского народа

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию , культуре речи /4+2РР/

63.

Фонетика и графика

64.

Лексикология и фразеология

65.

Морфемика. Словообразование

66.

Морфология. Синтаксис

67.

Р/Р. Подготовка к сжатому изложению

68.

Р/Р. Написание сжатого изложения

69.

Резерв

70.

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая прграмма. Алгебра. 8 класс. заочная форма обучения

Рабочая прграмма. Алгебра. 8 класс. заочная форма обучения...

рабочая прграмма для 9 класса в соответствии с ФГОС.

Данная прграмма для 9 класса разработана в соответсвии с федеральным государственным образовательным стандартом....

Рабочая прграмма Русский язык 7 класс

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, на основе авторской программы по русскому яз...

Рабочая прграмма 10-11 класс

Рабочая программа по английскому языку 10-11 класс ( В.П. Кузовлев)...

Рабочая прграмма 9 -10 класс

Рабочая программа  по английскому языку по курсу "Подготовка в ГИА и ЕГЭ" 9-10 класс....

Рабочая прграмма 2 а класс

Рабочая программа 2 класс  для школ с углубленным изучением английского языка УМК И.Н.Верещагина К.А.Притыкина...

рабочая прграмма для 8 класса

Программа для второго иностранного языка ( второй год обучения)...