рабочая прграмма для 9 класса в соответствии с ФГОС.
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (9 класс) на тему
Данная прграмма для 9 класса разработана в соответсвии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1480_rprog_info9.doc | 285 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя Общеобразовательная школа №35
Рассмотрено на заседании ШМО учителем математики и информатики ___________________ Протокол №1 от _____2012г | Согласовано зам. директора по УВР Бессолициной С.Н ___________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика»
9 класс
Оренбург
2012-2013 уч.год
Рецензент
Горелик А.А.
Рабочая программа дисциплины «Информатика, 9 класс» /сост.
<Саваровская Елена Анатольевна> – Оренбург, 2012. - <30> с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины <Информатика> в <9> классе.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "число" месяц 20__ г., № ___.
Составитель Саваровская Елена Анатольевна
Дата (подпись)
Содержание
1 Цели и задачи освоения дисциплины…………………......................................... | |
2 Место дисциплины в структуре ООП ООО.......……………................................ | |
3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины........................... | |
4 Содержание и структура дисциплины (модуля)....……....……............................ | |
4.1 Содержание разделов дисциплины...................................................................... | |
4.2 Календарно-тематическое планирование........................................................... | |
4.3 Лабораторные работы......……………………………………….......................... | |
4.4 Практические занятия (семинары)....…….......………………………................. | |
5 Образовательные технологии................................................................................... | |
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях................................................................................................................... | |
6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации............................................................................................................ | |
7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)...............................… | |
7.1 Основная литература……………......………….......………………..................... | |
7.2 Дополнительная литература…………….....………………………………….... | |
7.4 Интернет-ресурсы................................................................................................. | |
8 Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………............... | |
Лист согласования рабочей программы дисциплины…..…………………............. | |
Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины ……………............. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
2 Место дисциплины в структуре ООП ООО
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005).
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.
Рабочая программа по информатике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ООО и ООП ООО.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
- в направлении личностного развития:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
2) в метапредметном направлении
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
3) в предметном направлении
• овладение знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для развития, формирования механизмов мышления.
• овладение конкретными знаниями по информатике, необходимыми в практической деятельности;
• интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления необходимым для продуктивной жизни в обществе;
• формирование представления о информатике как форме описания и методе познания действительности;
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- практикум.
Место предмета в базисном учебном плане
Курс рассчитан на изучение в диапазоне от 7 до 9 классов общеобразовательной средней школы, в нашей школе курс изучается только в 9 классе, что накладывает определённые трудности. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста. Кур изучается по двум вариантам планирования учебного времени: минимальный вариант базового курса – 68 учебных часов и углубленный вариант – 136 часов. Минимальный вариант может изучаться 2 учебных года по 1 часу в неделю (например, в 8-9 классах); углубленный вариант – 2 года по 2 часа в неделю. При общем объеме курса в 136 часов возможно его планирование и на 3 учебных года, т.е. с 7 по 9 классы. В настоящем курс изучается в объеме 68 часов, 2 часа в неделю в 9 классе.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Место и курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения. Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.
Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков ___, зачетов ___, тестов ___ ч.;
Административных контрольных уроков ___ч.
4 Содержание и структура дисциплины (модуля) Содержание программы
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 9 класса
34 недели по 2 часа в неделю
№ урока | Наименова-ние раздела | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Образовательные технологии |
1 | Компьютерные сети – 11 часов | Техника безопас-ности. Компьютер-ные сети. | 1 | Изучение нового материала | Компьютерные сети, назна-чение, принципы работы компьютерных сетей | Знать виды компьютерных сетей; локальная сеть кабинета информатики и ИКТ | Беседа | Технология развивающего обучения Технология разноуровнего обучения Технология компьютерного обучения Технология полного усвоения |
2 | ПР №1 «Работа в локальной сети». | 1 | Формиро-вание ЗУН | Назначение и принципы функционирования компьютерных сетей | Уметь работать в локальной сети кабинета информатики и ИКТ | ПР | ||
3 | Электронная почта телеконференции | 1 | Комбинир. урок | Назначение и принципы работы электронной почты | Уметь пользоваться электрон-ной почтой | Фронталь-ный опрос | ||
4 | ПР №2 «Работа с электронной почтой». | 1 | Формиро-вание ЗУН | Назначение и принципы работы электронной почты; | Уметь пользоваться электронной почтой и файловыми архивами; | ПР | ||
5 | Интернет. Поиск информации в сети Интернет. | 1 | Комбини-рованный урок | Протоколы передачи дан-ных; программы-браузеры; поиск информации. | Сопоставление, отбор и про-верка информации, получен-ной из различных источников | Фронталь-ный опрос | ||
6 | ПР №3 «Работа с WWW». | 1 | Формиро-вание ЗУН | Назначение программы-браузера; отбор и проверка информации. | Знать приёмы работы с WWW | ПР | ||
7 | ПР №4 «Поиск информации в Интернет». | 1 | Формиро-вание ЗУН | Технология поиска информации в сети Интернет | Работа в браузере; уметь осуществлять поиск информации в сети Интернет | Доклад, реферат ПР | ||
8 | Создание Web-страницы в Word | 1 | Комбинир. урок | Создание простейших Web-страниц | Уметь создавать Web-страницы в приложении Word | Тест ПР | ||
9 | Оформление Web-страницы. | 1 | Комбини-рованный | Оформление Web-страницы | знать способы оформления Web-страницы | Тест ПР | ||
10 | ПР №5 «Создание Web-страницы». | 1 | Формиро-вание ЗУН | Этапы создания Web-страницы | Знать и уметь поэтапно создавать Web-страницы | ПР | ||
11 | Контрольная работа №1 | 1 | Проверка ЗУН | Передача информации в компьютерных сетях | КР | |||
12 | Информационное моделирование – 5 часов | Понятие модели. Информационные модели. | 1 | Изучение нового материала | Классификация моделей; основные типы информационных моделей. | Знать понятие модели, классификацию моделей; типы информационных моделей. | Беседа | Технология развивающего обучения Технология разноуровнего обучения Технология компьютерного обучения Технология проблемного обучения Технология полного усвоения |
13 | Табличные модели. | 1 | Изучение нового материала | Табличные модели, элементы и типы данных в табличных моделях. | Знать табличные модели. | Фронталь-ный опрос | ||
14 | Информационное моделирование на компьютере. | 1 | Формиро-вание ЗУН | Основные этапы моделирования и последовательность их выполнения | Разработка схемы моделиро-вания для любой задачи; выделение объекта управления и управляющего воздействия | Тест | ||
15 | ПР №6 «Компьютерный эксперимент». | 1 | Формиро-вание ЗУН | Проведение эксперимента; использование разных видов моделирования. | Построение и исследование информационной модели, в том числе на компьютере | ПР | ||
16 | Контрольная работа №2 | 1 | Проверка ЗУН | Информационное моделирование | КР | |||
17 | Хранение и обработка информации– 10 часов | Базы данных и информационные системы. | 1 | Изучение нового материала | Формы представления дан-ных, понятие базы данных и ее основных элементов. | Иметь представление о базах данных, определять и находить основные элементы БД | Беседа | Технология развивающего обучения Технология разноуровнего обучения Технология компьютерного обучения |
18 | Назначение СУБД. | 1 | Изучение нового материала | Системы управления базами данных, приложение Ms Access. | Знать назначение СУБД, иметь понятие о Ms Access. | Беседа ПР | ||
19 | Создание, заполн-ение и редактиро-вание баз данных | 1 | Формиро-вание ЗУН | Технология создание и редактирования баз данных. | Иметь представление о реляционной базе данных. | ПР | ||
20 | ПР №7 «Создание базы данных». | 1 | Формиро-вание ЗУН | Поиск записей в базе дан-ных. Сортировка записей в готовой базе данных. | Создавать структуру базы дан-ных, просматривать, редакти-ровать, сохранять записи в БД. | ПР | ||
21 | Условия выбора и простые логиче-ские выражения. | 1 | Изучение нового материала | Условия поиска; простые логические значения, операции, выражения | Уметь задавать условия поиска информации; записывать простые логические значения. | Индивиду-альная работа | ||
22 | Условия выбора и сложные логические выражения. | 1 | Изучение нового материала | Условия поиска информации; сложные логические значения, операции, выражения. | Уметь задавать условия поиска информации; записывать сложные логические значения. | Индивиду-альная работа | ||
23 | Хранение и обработка информации– 10 часов | ПР №8 «Формиро-вание простых и сложных запросов | 1 | Формиро-вание ЗУН | Технология поиска, замены, сортировки, группировки, фильтрации данных. | Уметь выполнять поиск записей в готовой базе данных; формировать запросы в БД. | ПР | Технология развивающего обучения Технология разноуровнего обучения Технология компьютерного обучения Технология поэтапного формирования умственных действий Технология проблемного обучения |
24 | Сортировка, добавление и удаление записей. | 1 | Формиро-вание ЗУН | Сортировка, добавление и удаление записей в реляционных БД. | Уметь сортировать данные в таблице, используя СУБД Ms Access. | Работа с карточками | ||
25 | Создание запросов на удаление и изменение. | 1 | Формиро-вание ЗУН | Создание запросов на удаление и изменение. | Уметь создавать запросы на добавление, удаление и изменение данных в БД. | ПР | ||
26 | Контрольная работа №3. | 1 | Хранение и обработка информации в БД. | КР | ||||
27 | Системы счисления- -7 часов | Системы счисления | 1 | Изучение нового материала | Система счисления, пози-циионная система счисле-ния, алфавит, основание системы счисления. | Записывать числа в римской системе счисления, записывать последовательность чисел в заданной системе счисления | Фронталь-ная беседа | Технология развивающего обучения Технология разноуровнего обучения Технология компьютерного обучения Технология поэтапного формирования умственных действий Технология проблемного обучения |
28 | Двоичная и десятичная системы счисления | 1 | Формиро-вание ЗУН | Алгоритмы перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот. | Переводить числа в двоичный код, из двоичной системы счисления в десятичную. | Объясне-ние учителя | ||
29 | Двоичная арифметика. | 1 | Формиро-вание ЗУН | Таблицы сложения и умножения в двоичной системе счисления | Производить арифметические действия над числами, записанными в двоичном коде. | Практикум | ||
30 | Восьмеричная система счисления | 1 | Формиро-вание ЗУН | Алгоритмы перевода чисел из десятичной и двоичной систем счисления в восьме-ричную систему из 8-й системы счисления в десятичную и двоичную. | Переводить числа из десятичной и двоичной систем счисления в восьмеричную и наоборот. | Работа под руковод-ством учителя | ||
31 | Шестнадцатерич-ная система счисления. | 1 | Формиро-вание ЗУН | Алгоритмы перевода чисел из десятичной и двоичной систем счисления в 16-ю систему и обратно | Переводить числа из десятич-ной и двоичной систем счисле-ния в 16-ю и обратно. | Работа под руковод-ством учителя | ||
32 | Представление чисел в компьютере. | 1 | Изучение нового материала | Представление положительных целых чисел в памяти компьютера | Иметь понятие о представле-нии положительных целых чисел в памяти компьютера | Самостоя-тельная работа | ||
33 | Контрольная работа №4. | 1 | Проверка ЗУН | Системы счисления. | Уметь выполнять основные действия в системах счисления | КР | ||
34 | Табличные вычисления на компьютере – 10 часов | Правила ТБ. Повторение темы «Информация и компьютер». | 1 | Актуали-зация ЗУН | Понятие информации и информационного процесса; измерение информации; структурная схема ПК. | Выполнение требований ТБ, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ. | Беседа | Технология развивающего обучения Технология разноуровнего обучения Технология компьютерного обучения Технология полного усвоения Технология проблемного обучения |
35 | Электронные таблицы. | 1 | Изучение нового материала | Назначение табличного процессора, объекты Excel, типы данных Excel. | Уметь создавать электронную таблицу и работать в Excel. | Фронталь-ный опрос | ||
36 | ПР №9 «Правила заполнения Excel». | 1 | Формиро-вание ЗУН | Технология создания, редактирования и форма-тирования таблицы. | Уметь создавать заполнять, редактировать электронную таблицу, форматировать ЭТ. | ПР | ||
37 | Простейшие вы-числения в Excel | 1 | Комбини-рованный | Арифметические операции в Excel, формулы в Excel | Уметь выполнять простейшие вычисления в Excel. | Фронталь-ный опрос | ||
38 | Абсолютная и от-носительная адре-сация. | 1 | Изучение нового материала | Понятия относительной и абсолютной ссылки. | Уметь различать абсолютные и относительные ссылки, записывать формулы. | Тест | ||
39 | ПР №10 «Вычисления». | 1 | Формиро-вание ЗУН | Математические вычисления в электронных таблицах | Уметь проводить математические вычисления в электронных таблицах | ПР | ||
40 | Логические функции. | 1 | Комбини-рованный | Логические функции И, ИЛИ, НЕ | Уметь применять логические функции И, ИЛИ, НЕ | Тест | ||
41 | Деловая графика. | 1 | Формиро-вание ЗУН | графическая обработка данных | знать области применения деловой графики | ПР | ||
42 | Построение диаграмм. | 1 | Формиро-вание ЗУН | Технология создания и редактирования диаграмм; | Уметь создавать и редактировать диаграммы; | ПР | ||
43 | Контрольная работа №5. | 1 | Проверка ЗУН | Табличные вычисления на компьютере | КР | |||
44 | Управление и алгоритмы – 8 часов | Алгоритм. Способы записи алгоритмов. | 1 | Лекция | Алгоритм и его свойства. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. | Знать определение алгоритма, его свойства и способы записи, блок-схемы. | Индивиду-альный | Технология развивающего обучения Технология разноуровнего обучения Технология компьютерного обучения Технология полного усвоения Технология проблемного обучения |
45 | Исполнители алгоритмов | 1 | Лекция | Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). | Иметь представление об исполнителях. Уметь приводить примеры исполнителей. | Массовый контроль | ||
46 | Линейный алгоритм. Структура следование. | 1 | Комбинированный урок | Разработка линейного алго-ритма с использованием математических функций. | Уметь осуществлять разработ-ку линейного алгоритма с использованием математичес-ких функций. | Письмен-ный опрос | ||
47 | Управление и алгоритмы – 8 часов | Разветвляющийся алгоритм. Структура ветвление. | 1 | Комбинированный урок | Разветвляющийся алгоритм. Структура ветвление. Разработка алгоритма, содержащего ветвление. | Знать алгоритмическую кон-струкцию: ветвление. Уметь осуществлять разработку разветвляющегося алгоритма с использованием логических функций. | Экспресс-опрос по карточкам | |
48 | Циклический алгоритм. Структура цикл. | 1 | Комбинированный урок | Циклический алгоритм. Структура цикл. Разработка алгоритма, содержащего цикл. | Знать алгоритмическую кон-струкцию цикл. Уметь осу-ществлять разработку цикли-ческого алгоритма с исполь-зованием операций повтора. | Экспресс-опрос по карточкам | ||
49 | Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. | 1 | Комбинированный урок | Способы разбиения задачи на подзадачи, понятие и использование вспомогательного алгоритма. | Знать понятие вспомогатель-ного алгоритма. Уметь осу-ществлять разбиение задачи на подзадачи, использовать вспомогательный алгоритм. | Самостоя-тельная работа | ||
50 | Решение задач на алгоритмы. | 1 | Обобще-ние ЗУН | Линейный, разветвляю-щийся и циклический алгоритмы в задачах | Уметь решать задачи на алгоритмы | Индивиду-альая работа | ||
51 | Контрольная работа №6. | 1 | Проверка ЗУН | Управление и алгоритмы | ||||
52 | Язык программи-рования Паскаль. | 1 | Изучение нового материала | Назначение языков програм-мирования; алфавит языка программирования Pascal; | Знать алфавит языка Pascal Разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов. | Беседа | ||
53 | Типы данных языка Паскаль. | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с языком программирования Паскаль. Типы данных языка Паскаль. | Знать типы данных, уметь описывать типы данных языка Паскаль. | Тест | ||
54 | Операции языка Паскаль. | 1 | ИНМ | Операции языка Паскаль. | Знать операции языка Паскаль. | Самост. работа | ||
55 | Математические функции языка Паскаль. | 1 | Изучение нового материала | Запись математических выражений на языке Паскаль | Уметь записывать математические функции в языке Паскаль. | Мини-тест | ||
56 | Линейные операторы языка Паскаль. | 1 | Комбини-рованный урок | Общая структура программ-мы на языке Паскаль. Линейные операторы языка Паскаль. | Уметь составлять программы для решения задач на линейные и условные операторы. | Простей-шие программы | ||
57 | Основы языка программирования Паскаль – 12 часов | Условный оператор. Решение задач. | 1 | Комбини-рованный урок | Структура условного оператора. Решение задач на условный оператор. | Знать основную структуру условного оператора. Уметь применять условный оператор для решения задач. | Практическая работа в среде Паскаль. | Технология развивающего обучения Технология разноуровнего обучения Технология компьютерного обучения Технология полного усвоения Технология проблемного обучения |
58 | Составной оператор. Решение задач. | 1 | Комбини-рованный урок | Структура составного оператора. Решение задач. | Знать основную структуру составного оператора. Уметь применять составной оператор для решения задач. | Практическая работа в среде Паскаль. | ||
59 | Оператор выбора. Решение задач. | 1 | Комбини-рованный урок | Структура оператора выбора. Решение задач на оператор выбора. | Знать основную структуру оператора выбора. Уметь применять оператор выбора для решения задач. | Практическая работа в среде Паскаль. | ||
60 | Циклы в Паскале. | 1 | Комбини-рованный урок | Циклы в Паскале. Цикл с предусловием, с постусловием, с параметром. | Знать основные циклические схемы. Уметь составлять программы для решения задач на циклы. | Фронталь-ный опрос. Тестирование. | ||
61 | Решение задач на циклы | 1 | Цикл с предусловием, с постусловием, с параметром. | Знать основные циклические схемы. Уметь составлять про-граммы для задач на циклы. | ПР в среде Паскаль. | |||
62 | Решение задач | 1 | Формиро-вание ЗУН | Программирование на Паскале. | Уметь составлять программы для решения задач. | ПР в среде Паскаль. | ||
63 | Контрольная работа №7. | 1 | Проверка ЗУН | Программирование на Паскале. | КР | |||
64 | Ин6формационные технологии в обществе – 5 часов | Понятие информационного общества | 1 | Комбини-рованный урок | Характерные черты инфор-мационного общества и информационной культуры человека | Умение применять коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности | Беседа, доклад, реферат | Технология развивающего обучения Технология разноуровнего обучения Технология компьютерного обучения Технология полного усвоения Технология проблемного обучения |
65 | Предыстория информационных технологий. | 1 | Комбини-рованный урок | Предыстория информации-онных технологий, история ЭВМ и ИКТ | Умение различать лицензии-онные, условно бесплатные и бесплатные программы | Доклад, реферат | ||
66 | Основы социальной информатики. | 1 | Комбини-рованный урок | Проблемы информационной безопасности; правовые аспекты охраны программ и данных | Умение определять основные компоненты информационной культуры человека | Доклад, реферат | ||
67 | Итоговая работа | 1 | Проверка ЗУН | Информационные технологии в обществе | КР | |||
68 | Итоговый урок | 1 | Урок-игра | Компьютерный турнир |
УУД
Регулятивные | • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • планировать пути достижения целей; • устанавливать целевые приоритеты; • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. |
Коммуникативные | • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; • основам коммуникативной рефлексии; • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. |
Познавательные | • основам реализации проектно-исследовательской деятельности; • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • давать определение понятиям; • устанавливать причинно-следственные связи; • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Модуль 1. Введение в предмет. Компьютерные сети и их типы. Табличные расчёты и электронные таблицы. 11ч (5+6)
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, базы данных и пр. Интернет. WWW - "Всемирная паутина".
Практикум на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; работа а Интернете с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
- что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
- назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
- назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, распределенных баз данных и др;
- что такое Internet; какие возможности предоставляет пользователю “Всемирная паутина” — WWW;
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
- осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
- осуществлять просмотр Web-страниц и поиск информации в Internet с помощью броузеров и поисковых программ;
- работать с одной из программ-архиваторов.
Модуль 2. Информационное моделирование 5ч (4+1)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Учащиеся должны знать:
- что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделью;
- какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры натурных и информационных моделей;
- ориентироваться в таблично-организованной информации;
- описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
Модуль 3. Хранение и обработка информации в базах данных 12ч (6+6)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приёмы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например картой города Саратова в Интернете).
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных, СУБД, информационная система;
- что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
- структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
- что такое логическая величина, логическое выражение;
- что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
- открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
- организовывать поиск информации в БД;
- редактировать содержимое полей БД;
- сортировать записи в БД по ключу;
- добавлять и удалять записи в БД;
- создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Модуль 4. Табличные вычисления на компьютере 10ч (5+5)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчётной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
- что такое электронная таблица и табличный процессор;
- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
- графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Модуль 5. Управление и алгоритмы 10ч (4+6)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Учащиеся должны знать:
- что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
- сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
- что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
- в чем состоят основные свойства алгоритма;
- способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
- назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
- при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
- пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
- выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
- выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Модуль 6. Программное управление работой компьютера 12ч (5-7)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Язык программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задач с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Учащиеся должны знать:
- основные виды и типы величин;
- назначение языков программирования;
- что такое трансляция;
- назначение систем программирования;
- правила оформления программы на Паскале;
- правила представления данных и операторов на Паскале;
- последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
- работать с готовой программой на языке Паскаль;
- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
- составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
- отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
Модуль 7. Информационные технологии и общество 4ч (4+0)
Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной среде.
Учащиеся должны знать:
- основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
- историю способов записи чисел (систем счисления);
- основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
- в чем состоит проблема безопасности информации;
- какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.
Учащиеся должны уметь:
- регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Модуль 8. Итоговое повторение 4 ч
Методика работы
Согласно Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по информатике и ИКТ, основными целями обучения являются:
- Формирование основ научного мировоззрения.
- Развития мышления учащихся.
- Подготовка учащихся к практическому труду, продолжению образования.
Для достижения поставленных целей в своей работе я использую традиционные и нетрадиционные методы преподавания:
- Применяю элементы ИКТ-технологии при проведении уроков информатики:
а) использование мультимедийных презентаций позволяет мне представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала, сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Создавать презентации учащиеся могут индивидуально или группой. Презентации ученики создают как в рамках проекта, так и по конкретным заданиям или по желанию.
б) создание Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекстовых документов HTML является интересным и увлекательным занятием для учащихся старших классов. Для создания сайтов мы с ними используем цифровые фотоаппараты, видеокамеры ( оборудование приносят сами учащиеся). Ребята с огромным интересом вовлекаются в данный процесс. Им интересно и радостно видеть себя и своих друзей на экране.
в) использование на уроках готовых продуктов:
На уроках с использованием мультимедийных продуктов у детей вырабатываются устойчивые практические навыки самостоятельной работы. Например, при изучении темы «Электронные таблицы» удобно использовать CD- диске «Практический курс Excel», некоторые вопросы предлагаю учащимся самостоятельно изучить или использовать данную программу для закрепления пройденного материала.
г) использование Интернета на уроках и во внеурочное время. Ученики учатся искать информацию, анализировать ее, использовать в своих целях. Обязательно на таких занятиях говорим о защите своих и чужих авторских прав. Учителя-предметники, ученики чаще стали искать всевозможные материалы для уроков и конкурсов.
2. Интегрированные уроки. Такие типы уроков использую для изучения большого объема материала, где необходимо показать связь, как информационные технологии позволяют активизировать изучение информатики с другими предметами или с жизненными ситуациями (теория информации, теория алгоритмов, программирование, моделирование и т. д. Данная форма уроков также повышает интерес к предмету. Например, некоторые задачи математики, физики мы решаем с помощью компьютера (строили графики сложных функций с помощью Excel, решали сложные функции, для уроков географии строили различные диаграммы, для уроков технологии обсчитывали количество материалов, необходимое для проведения ремонтных работ и т. д.).
3. Урок – игра. Игра – особая форма взаимодействия ребенка с миром. Такие уроки формируют положительное отношение уч-ся к овладению компьютерной грамотностью. Чаще всего такие уроки я использую в 5-7 классах, но не исключаю данную форму и в старших классах: например проводим имитационные игры, где дети выступают в роли учителя, директора, завуча и т. д.. Например, на уроке по теме «Исполнитель и его система команд» дети выбирают, кто будет роботом, придумывают для него систему команд и робот начинает выполнять те или иные команды. По очереди каждый ребенок может стать роботом. Урок проходит интересно, и никогда у детей не возникает вопрос кто же такой исполнитель.
Система уроков, подчиняющихся определенному плану, предусматривает различные формы организации учебной деятельности школьников. На практике применяю групповую и индивидуальную формы работы с учащимися.
а) Работа в группах. Во время проведения такого урока класс делится на группы, каждая группа получает задание, в процессе обсуждения и выполнения определенной работы ученики достигают поставленной перед ними цели, у них развивается общий интерес – выполнить первыми, победить. Удобно использовать данную форму работы для изучения таких тем, как «История развития ВТ», «Основные устройства компьютера», «Информация и информационные процессы» и т. д.
б) Индивидуальные формы работы позволяют проконтролировать знания ребенка на разных этапах понимания и восприятия информации, ликвидировать пробелы, развивать способности сильных детей.
Использование различных форм деятельности учащихся позволяет мне развивать коммуникативные компетенции: умение работать в группах, находить нужную информацию, обрабатывать ее, хранить, передавать; у учеников формируется понимание о том, что компьютер является мощным и быстродействующим инструментом в руках человека, умение использовать информационные технологии в жизни.
Проектная деятельность требует огромной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны детей. Детям дается задание, начинается огромный процесс в создании проекта: ставятся цели и задачи, ищется материал, создаются поделки, фотографии и т. д. Результат - защита проектов на уроке или во внеурочное время – конкурс, конференция, выступление на классном часе. Идет совместное обсуждение, выставляются оценки. Данная форма работы развивает огромный интерес к предмету и к творчеству ребенка.
Метод проектов на уроках информатики предполагает наличие самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. Самостоятельная деятельность учащихся и творческий подход предполагается на каждом этапе проекта – начиная от выбора темы до получения результата. При работе над проектом должен быть получен осязаемый результат: конкретное решение проблемы или продукт (рисунок, схема, открытка, пиктограмма, тест, презентация, таблица и т.д.), готовый к применению.
Технология работы по методу проектов — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
В основе любого проекта я выделяю три составляющие:
1.Заказчик.
2.Наличие социально-значимой цели, необходимость законченного проекта.
3. Рефлексия по поводу сделанного.
Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.
Применяя метод проектов на уроках информатики, я стремлюсь повысить практическую значимость предмета, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся.
Используемый УМК:
Учебно-методический комплект и дополнительная литература по курсу
Основная литература
1. Семакин И.Г.. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса /
И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.-З-е изд. — М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г..
Дополнительная литература
2. Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для
средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория
Базовых Знаний, 2007.
3. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект
базового курса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
4. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса
информатики в средней школе. М.: БИНОМ — Лаборатория Базовых
Знаний, 2000.
5. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8 9
классы. 2-е изд.,перераб. И доп. М.: ВАК0,2006. 272 с.
Цифровые образовательные ресурсы:
- «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/
- Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/
- www.klyaksa.net Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ
- www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
- www.pedsovet.org Интернет портал для учителей
- http://www.ege.ru/ Задания ЕГЭ
- http://www.on-line-teaching.com/ учебники по Word, Excel
- http://www.problems.ru/inf /задачи по информатике
- http://mega.km.ru/pc/ - Энциклопедия персонального компьютера
Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника [1], задачника-практикума [2]. Учебник построен по двухуровневому принципу: материал, соответствующий минимальному содержанию базового курса, излагается в первой части книги. Часть вторая содержит дополнительный материал, расширяющий содержание разделов первой части учебника и может использоваться при изучении курса по углубленному варианту.
Задачник-практикум дает обширный материал для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся задания, как для теоретического выполнения, так и для практической работы на компьютере. Больное число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и по уровню сложности.
Учебное пособие [3] является приложением к учебнику. В нем содержится конспективное изложение разделов базового курса в схематической форме. Это своеобразные опорные конспекты, которые удобно использовать как при объяснении нового материала, так и при повторении, обобщении уже изученного.
Проблемы методики преподавания базового курса, организации занятий, контроля знаний учащихся рассматриваются в пособии для учителя [4]. Кроме того, пособие содержит дидактический материал, позволяющий организовать изучение базового курса путем использования модульно-рейтинговой технологии.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ НА КОМПЬЮТЕРЕ
Практическое задание №1 Тема: Как устроена компьютерная сеть
Практическое задание №2 Тема: Электронная почта
Практическое задание №3 Тема: Internet и всемирная паутина
Практическое задание №4 Тема: Способы поиска в Internet
Практическое задание №5 Тема: Разработка Web-страницы
Практическое задание №6 Тема: Работа в Internet
Практическое задание №7 Тема: Численные эксперименты с демоверсиями моделей
Практическое задание №8 Тема: Отработка навыков открытия, просмотра и редактирования БД
Практическое задание №9 Тема: Создание и заполнение БД
Практическое задание №10 Тема: Условия выбора и простые логические выражения
Практическое задание №11 Тема: Условия выбора и сложные логические выражения
Практическое задание №12 Тема: Сортировка, удаление и редактирование записей
Практическое задание №13 Тема: Итоговая практическая работа по БД
Практическое задание №14 Тема: Просмотр и редактирование ЭТ
Практическое задание №15 Тема: Работа с диапазонами. Относительная адресация
Практическое задание №16 Тема: Логические функции
Практическое задание №17 Тема: Электронные таблицы и математическое моделирование
Практическое задание №18 Тема: Имитационные модели в электронной таблице
Практическое задание №19 Тема: Линейные вычислительные алгоритмы
Практическое задание №20 Тема: Знакомство с языком Паскаль
Практическое задание №21 Тема: Ветвление в вычислительных алгоритмах
Практическое задание №22 Тема: Ветвления на Паскале. Программирование диалога с компьютером
Практическое задание №23 Тема: Использование циклов в вычислительных алгоритмах
Практическое задание №24 Тема: Программирование циклов на Паскале
Практическое задание №25 Тема: Программирование циклов и ветвлений на Паскале. Алгоритм Евклида
Практическое задание №26 Тема: Обработка массивов
Практическое задание №27 Тема: Обработка массивов на языке Паскаль
Практическое задание №28 Тема: Свойства и поведение объектов
Практическое задание №30 Тема: Поиск наибольшего и наименьшего элемента в массиве
Практическое задание №31 Тема: Сортировка элементов массива
Практическое задание №32 Тема: Датчик случайных чисел. Поиск элементов в массиве
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения
- Простой редактор Web-страниц
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории для 5 класса в соответствии с ФГОС ООО
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №...
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса в соответствии с ФГОС ООО
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №...
Рабочая программа по физической культуре и ОБЖ . 5 класс. Программа соответствует требованиям ФГОС ООО.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по физической культуре, для 5 х классов, разработана на основе примерной про...
рабочая программа по физике 7-11 классы в соответствии с ФГОС
рАБОЧАЯ ПРОГРАМА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 7-11 КЛАССОВ ПО умк Перышкин и МЯКИШЕВ...
Рабочая программа по французскому языку для 5 класса в соответствии с ФГОС (Кулигина А.С. "Твой друг французский язык")
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по биологии для 5 класса (в соответствии с ФГОС ООО нового поколения)
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО второго поколения...
Рабочая программа по немецкому языку для 8 класса в соответствии с ФГОС ООО
Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС основного общего образования и содержит пояснительную записку, основное содержание программы и учебно-тематический план....