Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Гласные в приставках при- и пре-"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
Создание технологической карты урока сопряжено с определенными трудностями. Возможно, представленная разработка поможет учителям в составлении технологических карт других уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologich.karta_uroka.docx | 31.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Учитель ГБОУ СОШ 1460 Гильманова С. С.
Тема урока – «Гласные в приставках при- и пре-» | |||||
Тип урока – закрепление знаний | |||||
Дата урока – 11. 11. 2014 г. | |||||
Образовательные ресурсы: 1. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2013. 2. Презентация. 3. Раздаточный дидактический материал (карточки). 4. «Справочник ученика» | |||||
План урока: I. Организационный момент. II. Формулировка учениками темы и цели урока. III. Актуализация знаний: 1. Устное рассказывание правила друг другу (работа в парах, взаимооценка). 2. Монологическое высказывание одного из учеников. 3. Приведение примеров на данное правило из домашнего задания с объяснением лексического значения слов (самооценка). 4. Практическая работа с последующей самопроверкой. IV. Анализ предложений (предложения составлены со словами, выбор приставки в которых зависит от умения различать значения слов). V. Запись трудных слов в «Справочник ученика»; комментарий учеников и учителя. VI. Динамическая пауза (физкультминутка). VII. Творческое задание: составление предложений с записанными словами. VIII. Итоговый контроль: самостоятельная работа (оценивает учитель). IX. Рефлексия: 1. Игра «Голосование». 2. Мини-анкета. X. Домашнее задание. XI. Итоговое слово учителя. | |||||
Цели урока: - организовать процесс закрепления правила правописания гласных в приставках при- и пре- (формировать представление о зависимости написания гласных в приставках при- и пре- от их лексического значения); закрепить правописание слов с трудно определяемым значением приставок при- и пре-; - мотивировать на определение лексического значения приставок; учить объяснять значение слов с приставками при- и пре- и правильно писать их; различать значения и правописание слов с данными приставками; - способствовать расширению словарного запаса. | |||||
Формы и методы обучения – 1. Форма: урок-практикум. 2. Методы: словесный, наглядный, практический (источник знаний); активизация познавательной деятельности, работа по применению ЗУН (дидактические задачи); аналитический (логика обучения); частично-поисковый (характер деятельности обучаемых) | |||||
Основные термины и понятия: орфограмма, морфема, приставка, лексическое значение, чередующиеся гласные, предложение | |||||
Планируемые образовательные результаты: | |||||
Научатся: - применять правило правописания гласных в приставках при- и пре- (выбирать гласную в зависимости от лексического значения слова); писать слова с трудно определяемым значением приставок при- и пре-; - определять лексическое значение приставок; объяснять значение слов с приставками при- и пре- и правильно писать их; различать значения и правописание слов с данными приставками | Получат возможность научиться: - строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем в устной форме (коммуникативные УУД); - проектировать путь преодоления затруднений в обучении (регулятивные УУД); - объяснять языковые явления, выявляемые в ходе закрепления знаний (познавательные УУД); - осуществлять самоанализ результатов обучения (личностные УУД) | ||||
Организационная структура урока | |||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | УУД Коммуникативные (К) Регулятивные (Р) Познавательные (П) Личностные (Л) | |
Организационный момент | 1. Задает вопросы: - Какую тему изучали вчера? - Достаточно одного урока для усвоения материала? - Какова цель сегодняшнего урока? - Зачем современному человеку знать правила орфографии? 2. Формирует позитивный настрой: - Желаю всем в конце урока получить оценку «5» за самостоятельную работу. | 1. Формулируют тему и цель урока; объясняют значимость изучения орфографии. 2. Подписывают карточки с дидактическим материалом, которые сдадут в конце урока, записывают дату урока. | Фронтальная беседа | 1. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме (П). 2. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдают правила речевого поведения, высказывают и обосновывают свою точку зрения (К). 3. Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляют самоопределение (Л). | |
Актуализация знаний | 1. Организует работу в парах: рассказать правило, поставить друг другу оценку в тетрадь. 2. Спрашивает, кто получил «5», и слушает выступление одного ученика; соглашается или не соглашается с оценкой. 3. Просит привести примеры из домашнего задания и объяснить условия выбора орфограммы в приставках при- и пре-; предлагает объяснить выбор чередующейся гласной в корнях слов; предлагает оценить свою домашнюю работу. 4. Дает задание выполнить работу на карточке № 1. Затем просит осуществить самопроверку (демонстрирует слайд), прокомментировать выполнение задания. Карточка № 1. Вставьте буквы и най и найдите четвертое лишнее. 1. Пр…бавить, пр…лечь, пр…морский (парк), пр…подаватель. 2. Пр…мудрая, пр…кратил, пр…тих, пр…града. 3. Пр…болел, пр…землился, пр…езд (домой), пр…слонился. 4. Пр…сытился, непр…рывный, пр…восходный, пр…неприятный. | 1. Устное рассказывание правила друг другу. 2. Монологическое высказывание одного из учеников, получивших «5». 3. Приведение примеров на данное правило из домашнего задания (по цепочке) с объяснением лексического значения слов (далее - самооценка выполнения домашнего задания); попутное повторение: объяснение выбора чередующейся гласной в корнях слов. 4. Практическая работа с последующей самопроверкой: ученики поочередно комментируют выбор гласных в приставках, сравнивают результат своей работы с изображением на слайде; осуществляют самооценку (карточка № 1). | Работа в парах, взаимооцен-ка. Индивидуаль-ное задание. Коллективная работа, самооценка Самостоятель-ная работа аналитического характера, самопроверка и самооценка | 1. Осуществляют целеполагание, планирование, оценивают результа-ты работы, вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (Р). 2. Объясняют языковые явления, выявляемые в ходе закрепления знаний (П). 3. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдают правила речевого поведения, высказывают и обосновывают свою точку зрения (К). 4. Осуществляют самоанализ результатов обучения (Л). | |
Изучение нового материала | 1. Дает задание записать предложения, выполнить пунктуационный разбор; (попутное повторение: предложение простое, сложное, с прямой речью); объяснить лексическое значение одинаковых по звучанию слов в каждой паре предложений и сделать вывод о правописании приставок в этих словах (предложения составлены со словами, выбор приставки в которых зависит от умения различать значения слов). 1. Ученики пр…ступили к выполнению задания и справились с ним без ошибок. 2. Герой фильма пр…ступил закон, и от этого пострадали другие люди. 3. «Внучка, пр…твори дверь и пр…крой окно»,- попросила бабушка. 4. Человечество мечтало о полете в космос, и Юрий Гагарин пр…творил эту мечту в жизнь. 2. Предлагает познакомиться с другими парами слов, похожими по звучанию, но имеющими разное лексическое значение и разные гласные в приставках при- и пре-. (Демонстрирует слайд.) | 1. Выполняют пунктуационный разбор предложений; объясняют лексическое значение одинаковых по звучанию слов и выбор гласной в приставках при-, пре-; делают вывод о зависимости правописания данных слов от их лексического значения. 2. Объясняют значение слов на слайде презентации; делают записи в «Справочнике ученика»: 1. Приступить (к работе) = начать Преступить (закон, черту) 2. Притворить (дверь) = прикрыть Претворить (мечту в жизнь) = осуществить 3. Прибывать (в город) = приезжать Пребывать (в городе) = находиться 4. Приклонить (ветку) = пригнуть Преклоняться = восхищаться 5. Придать (значение, форму) = добавить Предать (друга) 6. Приходящая (няня) Преходящее (явление) = временное 7. Приёмник Преемник (директора) 8. Призреть (сироту) = приютить Презирать (обманщиков) | Самостоятель-ная работа. Индивидуаль-ные ответы. Самопровер-ка Коллективная работа | 1. Строят продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем в устной форме (К). 2. Проектируют путь преодоления затруднений в обучении (Р). 3. Объясняют языковые явления, выявляемые в ходе закрепления знаний (П). 4. Осуществляют самоанализ результатов обучения (Л). | |
Первичное осмысление и закрепление | 1. Динамическая пауза (физкультминутка): учитель демонстрирует видеоролик. 2. Предлагает творческое задание: составить предложения с записанными в «Справочник» словами. 3. Организует самостоятельную работу. Карточка № 2. Вставьте буквы и укажите в скобках значение приставки. Пр … ехать ( ), пр … восходя-щие силы противника ( ), пр … -волжский город ( ), пр … быть вовремя ( ), пр … -образить дачный участок ( ), пр … рвать рассказ ( ), пр …везти подарки ( ), пр …глушить звук ( ), пр…рывистая линия ( ), пр …клонение потомков ( ), пр … странный вид ( ), пр … клонить к земле ( ), пр … поднять голову ( ), пр … брежные водоросли ( ), пр … скверный характер ( ), пр … бывать в горах ( ), опасный пр … ступник ( ), пр … творить мечту в жизнь ( ), пр … влекать к работе ( ), пр … любопытные дети ( ), пр … лечь на диван ( ). | 1. Выполняют физические упражнения. 2. Составляют предложения с новыми словами. 3. Выполняют самостоятельную работу (карточка № 2), сдают на проверку учителю. | Творческая работа в парах Самостоятель-ная работа (контроль учителя) | 1. Анализ, синтез, выбор основания для сопоставления информации, выдвижение гипотез (П). 2. Строят продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем в устной и письменной форме (К). 3. Проектируют путь преодоления затруднений в обучении (Р). | |
Итоги урока. Рефлексия | 1. Предлагает игру «Голосование». Задание: проголосовать за слово, если уверен, что можешь объяснить его значение и написание (на доске записаны 4 слова с разными значениями приставок при- и пре-, а также 2 словарных слова). 2. Просит ответить на вопросы мини-анкеты. 3. Дает общую позитивную оценку деятельности учеников на уроке; ставит оценки за синтаксический разбор предложений; выражает уверенность, что все успешно справились с самостоятельной работой. | 1. Играют: голосуют за то слово, в котором могут объяснить выбор гласной в приставке; делают вывод о наличии словарных слов, предназначенных для запоминания (тема следующего урока). 2. Отвечают на вопросы анкеты. Оцени себя и подчеркни нужное. 1. Я усвоил правило правописания гласных в приставках при- и пре- … а) хорошо; б) не совсем хорошо; в) плохо. 2. Допускаю ошибки, потому что … а) не записал таблицу в «Справочник» (первый урок изучения темы); б) не выучил правило; в) небрежно делал домашнее задание; г) не понял объяснение учителя; д) бываю невнимательным на уроке, отвлекаюсь; е) мне требуется дополнительное время. | Коллективная работа в игровой форме Самоанализ деятельности | 1. Рефлексия способов и условий действий (П). 2. Самооценка. Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л). 3. Строят продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем в устной форме (К). | |
Домашнее задание | 1. Дает задание: прочитать слова в рамках на стр. 115, 116, составить с ними словосочетания, постараться запомнить написание слов. 2. Дополнительное задание (по желанию): выписать из толкового словаря другие слова с трудно определяемым значением приставок при- и пре-. | Записывают задание в дневник. Обсуждают уровень сложности домашнего задания. | Самоанализ деятельности. Обсуждение в парах | 1. Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляют самоопределение (Л). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Разработка технологической карты урока русского языка в 6 классе на тему: «Гласные в приставках пре- и при-»,
Разработка технологической карты урока русского языка в 6 классе на тему: "Гласные в приставках пре- и при-". Задачи: Образовательные:- с формировать представление о правописании приставок п...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Приставки как словообразующие морфемы"
технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Приставки как словообразующие морфемы" соответствует требованиям ФГОС. Урок разработан по учебнику Л.М.Рыбченковой...
Технологическая карта урока русского языка по теме"Правописание приставки пре и при"
Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся шестого класса по теме" Правописание приставки пре и при"....
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Буквы о, а на конце наречий с приставками»
На русского языка на тему: «Буквы о, а на конце наречий с приставками» были использованы информационно-коммуникационные технологии....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-"
Представлена технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-" Урок открытия новых знаний.Учащимся представляется возможность - извлекат...
Технологическая карта урока русского языка «Приставки»
Технологическая карта урока русского языка «Приставки»Тема урока: Приставки5 классЦель: Обучающая: актуализация знаний о приставке как словообразующей морфеме; об отличии приставки от пред...