Методическая разработка урока русского языка в 11 классе.
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) на тему
Урок русского языка "Особенности научного стиля речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект. | 22.72 КБ |
Приложение. | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Научить отличать научный стиль от других функциональных стилей речи, находить элементы, указывающие на данный стиль, знать подстили.
Задачи:
- Развивать умение учащихся систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.
- Повысить общий уровень развития и культуры гимназистов.
- Ознакомить с фактами жизни и деятельности Д.И. Менделеева.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор
- Приложения
- Дидактический материал
- Портрет Д.И. Менделеева
- Учебник “Русский язык 10-11” /А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2002.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Орфографическая разминка (работа у доски)
Элемент, периодическая система, прогрессивный, естествознание, диссертация, профессор, член-корреспондент, исследование, классификация, интеллигенция, фундаментальный, монография, эксперимент, эквивалент, объективность, концепция, авторитет, рациональный.
- Значение каких слов вам неизвестны?
Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его.
Классификация – система, по которой что-либо классифицировано
Концепция – система взглядов на что-нибудь; основная мысль.
Естествознание – естественные науки. Науки о явлениях и закономерностях природы
Фундаментальный – основательный, глубокий
Монография – исследование, посвященное какому-либо одному вопросу, теме.
III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала
Учитель
- Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске):
“Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями”
(Г. Солганик)
- Как вы понимаете значение выражения “стили речи”?
- Какие стили речи вам известны?
- К какому стилю речи относятся слова нашей орфографической разминки?
- На каком учебном предмете вы могли бы встретить эти слова?
- Именно с химией будет связан наш урок, на котором узнаете некоторые факты из жизни и деятельности Д.И. Менделеева. Мы поговорим о научном стиле, его жанровых и языковых особенностях.
- Как и любой функциональный стиль, он имеет свои признаки:
- сферу употребления;
- основные функции;
- стилевые черты;
- языковые средства.
Расскажите о научном стиле, опираясь на обучающие схемы, в которых систематизирован материал, изученный вами ранее.( схемы находятся на столах, см. Приложение 1).
Учитель: Чтобы закрепить этот теоретический материал, важно применить его на практике. Перед вами текст о Д.И. Менделееве – великом русском ученом – естествоиспытателе. Вам необходимо доказать, что он принадлежит к научному стилю, то есть выявить его отличительные признаки, опираясь на ранее полученные знания и схему, предложенную в начале урока. Запишите их в тетради (Текст, спроецирован на доску)
Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый. Открыл периодический закон химических элементов. В 1955 году американские физики во главе с Г. Сиборгом синтезировали химический элемент с порядковым номером 101. Они дали ему название “менделевий” - в знак признания заслуг выдающегося русского ученого. Периодическая система, созданная им уже более 100 лет назад, служит ключом к открытию новых элементов. Периодический закон и периодическая система стали важнейшим вкладом Д.И. Менделеева в развитие естествознания. Но они составляют лишь часть огромного творческого наследия ученого. Полное собрание его сочинений – 25 объемистых томов, настоящая энциклопедия знаний. В научной деятельности ученый видел, по его словам, “первую службу Родине”. Вторая служба – педагогическая деятельность. Многогранной и полезной была “третья служба Родине” - на ниве промышленности и сельского хозяйства. “Посев научный взойдет для жатвы народной” - таков был девиз всей деятельности ученого. |
IV. Усвоение новых знаний
Учитель: В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или разновидностей. Ознакомьтесь с ними самостоятельно на странице учебника 207-208 и законспектируйте в виде схемы.
(Один ученик выполняет задание на доске, остальные в тетрадях)
V. Закрепление и проверка знаний.
Учитель: Перед вами на парте тексты. Определите, к какой разновидности научного стиля они относятся, сферу применения, аргументируйте свой выбор.
1. Научная деятельность Менделеева чрезвычайно обширна и многогранна. Среди его печатных трудов (более 500) – фундаментальные работы по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, по вопросам экономике, народного просвещения и многим другим. “ Сам удивляюсь, чего только я не делывал на своей научной жизни. И сделано, думаю, недурно”,- писал в 1899 году М. (Соч., т.25,1952,с.714) |
2.Первое сообщение об открытии закона и первое отражающая его таблица были опубликованы Д.И. Менделеевым в 1869г. Этот год и считается годом открытия закона. К этому времени было достоверно установлено существование 63 химических элементов (какую часть это составляет от известных сейчас?). И вопрос об их систематике стоял очень остро. Ученые разных стран искали закономерности, которые позволили бы объяснить и многообразие элементов, и существование групп сходных по химическим свойствам элементов. |
3. Сто пятьдесят лет назад, когда Д.И. Менделеев создал Периодическую систему химических элементов, самым тяжелым из них был уран. Радиоактивный уран присутствует в природе в заметных количествах, его распространенность в земной коре выше распространенности многих “обычных” химических элементов, например, йода. Химические свойства урана изучают уже более 200лет, и о них известно, пожалуй, больше, чем о свойствах почти всех остальных металлов и неметаллов с большой периодической системы. Долгое время верхняя ее граница проходила через уран. |
VI. Этап подведение итогов урока и выставление оценок
Учитель: Подводя итог, оцените самостоятельно свою работу и на полях выставьте оценки за каждый этап нашего урока, подсчитав затем средний балл. Это оценка результативности нашего урока.
VI. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (Подготовка к ЕГЭ)
Написать рецензию на статью научного стиля “Дмитрий Иванович Менделеев. Жизнь и деятельность” на ст. 187 в учебнике “Химия 8кл.” (под редакцией Л. С. Гузея и др.), опираясь на имеющиеся у вас критерии оценивания. (Приложение 2)
Предварительный просмотр:
Приложение1
Лексика | Состав слова | Морфология | Синтаксис | Основной тип речи |
- термин -однозначность слова -частая повторяемость ключевых слов -отсутствие образных средств | - интернациональные корни. Приставки. Суффиксы - суффиксы, передающие отвлеченные значения | - преобладание существительных - частое использование абстрактных отглагольных существительных - неупотребительность местоимений Я, ТЫ и глаголов 1-2 лица ед. числа - неупотребительность восклицательных частиц и междометий | - прямой порядок слов - широкое использование с/с «сущ. +сущ. в Р.п.» - преобладание неопределенно-личных и безличных предложений - редкое использование неполных предложений - обилие сложных предложений - частое употребление причастных и деепричастных оборотов | Рассуждение, описание |
фера употребления:
- Статья в научных журналах и сборниках
- Монографии
- Диссертации
- Энциклопедии
- Словари
- Справочники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте
Урок разработан в технологии модульного обучения....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»
разработка урока русского языка "Диалог"...