«НАША ИГРА» Открытый итоговый урок по русскому языку. 4 КЛАСС
план-конспект урока по русскому языку на тему

Христолюбова Юлия Андреевна

Цель: Проверить и закрепить знания по русскому языку за начальную школу (1-4 класс).

 

Задачи:

Познавательные:

1)     Познакомить учащихся 4 класса с формой проверки знаний в виде командной игры.

2)     Дать представление о том, что такое «Наша игра», изучить правила и критерии оценивания итогов игры.

3)     Закрепить знания по основным правилам русского языка из разделов: имя числительное, местоимение, глагол, сложное предложение.

 

Развивающие:

1)     Развить способность игры в команде – «командного духа».

2)     Совершенствовать навык применения правил русского языка к конкретным примерам.

3)     Помочь развитию, а затем и свободному высказыванию собственного мнения.

4)     Развивать навык этикетного ведения диалога.

5)     Совершенствовать навык анализа сложного предложения.

 

Воспитательные:

1)     Воспитать интерес к правилам русского языка, грамотной речи.

2)     Воспитать способность работать в коллективе, команде.

3)     Воспитать уважение к чужому мнению.

 

Оборудование урока: заранее подготовленные задания на доске, карточки с письменным заданием для команд, карточки с указанием баллов, за правильно данный ответ, призы победителям и участникам игры.

Форма урока: командная игра по русскому языку.

 

Приемы: упражнения - игра с языковым материалом (в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение лингвистического эксперимента).

Скачать:


Предварительный просмотр:

«НАША ИГРА»

Открытый итоговый урок по русскому языку.

4 КЛАСС

Цель: Проверить и закрепить знания по русскому языку за начальную школу (1-4 класс).

Задачи:

Познавательные:

  1. Познакомить учащихся 4 класса с формой проверки знаний в виде командной игры.
  2. Дать представление о том, что такое «Наша игра», изучить правила и критерии оценивания итогов игры.
  3. Закрепить знания по основным правилам русского языка из разделов: имя числительное, местоимение, глагол, сложное предложение.

Развивающие:

  1. Развить способность игры в команде – «командного духа».
  2. Совершенствовать навык применения правил русского языка к конкретным примерам.
  3. Помочь развитию, а затем и свободному высказыванию собственного мнения.
  4. Развивать навык этикетного ведения диалога.
  5. Совершенствовать навык анализа сложного предложения.

Воспитательные:

  1. Воспитать интерес к правилам русского языка, грамотной речи.
  2. Воспитать способность работать в коллективе, команде.
  3. Воспитать уважение к чужому мнению.

Оборудование урока: заранее подготовленные задания на доске, карточки с письменным заданием для команд, карточки с указанием баллов, за правильно данный ответ, призы победителям и участникам игры.

Форма урока: командная игра по русскому языку.

Приемы: упражнения - игра с языковым материалом (в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение лингвистического эксперимента).

Ход урока:

I этап.

В качестве организационного момента учитель объясняет собравшемся, что им сегодня предстоит увидеть.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Я очень рада всех Вас сегодня видеть! Как Вы уже знаете, сегодня нам предстоит проверить - насколько ученики 4 класса хорошо знают свой «любимый предмет» - русский язык! Какие правила русского языка они  усвоили, и что наиболее важно, научились применять на практике, а какие нет – и по итогам нашей сегодняшней игры гостям мероприятия предлагается определить команду победительницу, а также лучшего игрока! Так, что будьте Все очень внимательны!

I этап

Учитель: А сейчас ребята – участники, попрошу Вас поделиться на две команды (в классе 14 человек: 7 девочек и 7 мальчиков. По возможности, предлагается такое деление. Чтобы в одной команде оказались разные ребята, с разным уровнем знаний, с разным уровнем лидерства в классе и т.п., что поможет укрепить командный дух всех ребят, а не только лидеров класса. А также, сможет изменить отношение ребят друг другу, выявить скрытые способности, черты характера и т.п.).

После того, как ребята поделились на команды, им предлагается придумать команде название и выбрать лидера/капитана команды. Далее учитель объясняет правила игры.

На доске заранее написаны четыре блока/раздела по русскому языку, по которым будут заданы вопросы игры:

  1. имя числительное + личные местоимения
  2. глагол (род, форма, лицо)
  3. глагол (число, время, спряжение)
  4. строение предложения

В каждом блоке пять вопросов: на 5, 10, 15, 20 и 25 баллов. Увеличение количества баллов равноценно увеличению сложности вопроса. (Вопросы из разделов см. в Приложении №1).

Учитель: Итак, ребята! Теперь у нас есть две команды: «….» и «…..» и мы можем начать «Нашу игру»! Чтобы определить, какая команда будет отвечать первой, предлагаю нулевой вопрос.  Чья команда ответит первой, та и будет выбирать раздел и количество баллов. На выбор раздела дается не более 10 секунд, на обсуждение ответа – не более 20 секунд, если время вышло, то право ответа переходит к команде сопернице. Если команда не отвечает или отвечает неправильно, то право ответа переходит к команде-сопернице. Ответить должен каждый участник игры, хотя бы, один раз. Если правильный ответ не дает ни одна из команд, возможна помощь наших гостей.

II этап – Ход игры

Учитель: Вот вопрос на определение права первого хода: Назовите два постоянных признака имени существительного.

(ответ: род и склонение)

После того, как определилась команда, которая выбирает первой, мы переходим непосредственно к самой игре. Ребята выбирают разделы и вопросы, советуются, выбирают, кто отвечает на вопрос, и дают ответ. На соседней доске ведется счет, записываются все заработанные командой баллы. (Вопросы и правильные ответы см. в Приложении №1).

III этап – Подведение итогов

Учитель: Итак, ребята! Вот «Наша игра» и подошла к концу. Это было, по-настоящему, здорово! Всем большое спасибо! А сейчас давайте подсчитаем, сколько заработала баллов каждая команда.

Победителем объявляется команда – «…….»! Все ли согласны? Мои поздравления! Ребята Вы молодцы! А теперь, уважаемые гости, Вам предоставляется право - выбрать лучшего игрока!

После обсуждения называется победитель игры!

IV этап – рефлексия.

Учитель: Ну что ребята, понравилась ли Вам сегодняшняя игра?

Что нового Вы узнали о правилах русского языка, а может быть и друг о друге?

Хотите в будущем еще играть в эту игру?

V этап

Учитель: Спасибо всем за отличную и увлекательную игру. А теперь - вручение наград (грамоты, дипломы, символические призы, самодельные медали, сладкие призы и т.п.)

Приложение №1

Раздел №1: имя числительное и личные местоимения.

Вопросы:

  5 баллов – Поставьте числительное в следующем предложении в Предложный падеж. Мой дед Семен Михайлович часто вспоминает тысяча девятьсот сорок пятый год.

10 баллов – Что такое – сложное числительное? Приведите пример.

15 баллов – Какие два вида числительных Вы знаете? И на какие вопросы они отвечают? (Т.е. каким образом мы узнаем, что числительное данного вида) Приведите пример каждого вида.

20 баллов – Когда местоимение называют личным?

25 баллов – Добавьте личное местоимение в конце предложения, чтобы оно было 3 лица множественного числа и Творительного падежа. Я играю с ….

Ответы:

  5 баллов -  Мой дед Семен Михайлович часто вспоминает о тысяча девятьсот сорок пятом годе.

10 баллов – Которое состоит из нескольких цифр. Например: восемьсот тридцать шесть.

15 баллов – Количественные (сколько?) – один, два, три, четыре и т.д. Качественные (какой по счету, который?) – первый, второй, третий, четвертый и т.д.).

20 баллов – Когда местоимение указывает на лицо: я, мы, ты, вы. Или на лицо, о котором идет речь: он, она, оно, они.

25 баллов – Я играю с ними.

Раздел №2: глагол (род, лицо, форма).

Вопросы:

  5 баллов – Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

10 баллов – Когда мы не можем определить лицо у глагола?

15 баллов – Пишется ли мягкий знак в личном окончании глаголов второго лица единственного числа? Приведите примеры.

20 баллов – Какая буква пишется на месте последней безударной гласной у глаголов второго лица множественного числа?

25 баллов – Какие формы глагола Вы знаете? По каким вопросам мы узнаем форму глагола?

Ответы:

  5 баллов – Сказуемое.

10 баллов – Если глагол находится в прошедшем времени.

15 баллов – Всегда пишется. Ты идешь, знаешь, даешь и т.п. (Это орфограмма).

20 баллов – Буква – «е». Вы идете, вы пишете, вы хотите и т.д.

25 баллов – Определенная (что сделать?) и неопределенная форма (что делать?) глагола.

Раздел №3: глагол (время, число, спряжение).

Вопросы:

  5 баллов – В следующем предложении Вам необходимо определить время, число и лицо глагола «черствеет»: Любой хлеб, когда полежит – черствеет.

10 баллов – Скажите, какие времена глагола Вы знаете? Назовите вопросы, по которым мы определяем время глагола.

15 баллов – Образуйте будущее сложное время и будущего простого: Мой кот Васька поспит после обеда.

20 баллов – Назовите глаголы исключения, которые относятся ко второму спряжению. Сколько их?

25 баллов – У доски один из участников игры письменно должен сделать разбор глагола. Без рыбалки папа болеет.

Ответы:

  5 баллов – Настоящее время, единственное число, 3 лицо.

10 баллов - Настоящее время – что делаю, будущее время – что сделаю, прошедшее время – что делал.

15 баллов - Мой кот Васька будет спать после обеда.

20 баллов - на -еть (смотреть, видеть, терпеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, вертеть) и на -ать (гнать, держать, слышать, дышать). Всего 11 глаголов исключений: 4 на – ать и 7 на – еть.

25 баллов – Болеет: глагол - что делает? инфинитив – болеть, 1 спряжение, настоящее время, единственное число, 3 лицо, в предложении является сказуемым.

Раздел №4: строение предложения.

Вопросы:

  5 баллов - Назовите члены предложения, которые Вы знаете.

10 баллов - Что такое однородные члены предложения?

15 баллов - Как Вы определите, что предложение является сложным?

20 баллов - В каких случаях в предложении запятая перед союзом «и» чаще всего ставится, а в каких нет?

25 баллов - Чем отличается главное слово в предложении от зависимого слова? Покажите в следующем предложении главное и зависимое(ые) слово(а): Яркая радуга появилась на небосклоне.

Ответы:

  5 баллов - Главные члены – подлежащее и сказуемое, второстепенные члены предложения – дополнение, определение, обстоятельство.

10 баллов - Члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом (другим членом предложения) и отвечают на один и тот же вопрос, называют однородными членами.

15 баллов - Сложное предложение, в котором несколько основ со своими главными членами (несколько частей).

20 баллов - Если союз «и» соединяет однородные члены предложения, то запятая чаще всего не ставится. А если союз «и» употреблен между частями сложного предложения – запятая обычно нужна.

25 баллов - Радуга – главное слово, Яркая и на небосклоне зависимые слова. Радуга какая? – яркая, где она находится? - на небосклоне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок по русскому языку в 7 классе на тему «Деепричастие»

Презентация к итоговому уроку по теме «Деепричастие» в 7 классе...

Конспект итогового урока по английскому языку по теме «Животные в нашей жизни» в 6 классе

                       Конспект  итогового урока по английскому языку...

Итоговый урок по русскому языку в 7классе «Причастие»

Урок-экскурсия  в 7 классе «Обобщение и систематизация знаний по теме «Причастие». Цели урока:Обобщить и систематизировать знания о причастии как о части речи, о действительных ...

Итоговый урок по русскому языку по теме: «Имя прилагательное»

quot;Сегодня мы подведем итог знаниям, которые получили ,изучая тему : «Имя прилагательное». Мы увидели какая эта часть речи интересная и многогранная. Сегодня мы не просто будем отвечать...

Итоговый урок по русскому языку в 7 классе

Итоговый урок по русскому языку в форме викторины для закрепления материала. Можно использовать на Неделе русского языка...

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9 классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец Конев». Портретный очерк нашего современника»

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9  классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец ...

Технологическая карта урока Предмет Русский язык Класс 7 Тема Деепричастие как часть речи Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Технологическая карта урока Предмет        Русский языкКласс             7Тема              Дееприч...