Итоговый урок по русскому языку в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Толстых Майя Валерьевна

Итоговый урок по русскому языку в форме викторины для закрепления материала. Можно использовать на Неделе русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_itogovogo_uroka_v_7_klasse.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка итогового урока-игры «Его величество слово»

Класс: 7

Цель: в игровой форме повторить изученный материал

Задачи:

  1. Образовательные: формировать владение терминологией, проконтролировать уровень ее усвоения, формировать орфографическую и речевую зоркость учащихся, стимулировать интерес к изучению русского языка.
  2. Развивающие: обогащать словарный запас речи учащихся, формировать грамматически правильную речь, развивать воображение учащихся, формировать умение работать в группе.
  3. Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к родному слову, воспитывать любовь к родине.


Ход урока.

Каждый день слово рядом с тобой,

И убить, и спасти готово.

Так умейте беречь и хранить

Его величество Слово!

-Вы поняли, ребята, какова будет тема нашего сегодняшнего состязания? Его величество Слово!

А эпиграфом к нашей игре станут слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Слово – выражение мысли и может служить соединению и разделению людей; поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним».

1. Конкурс «Разминка»

Вам зачитывается лексическое значение слова. Вы должны отгадать слово. За каждый правильный ответ вы получаете один балл. Отвечать надо сразу. Времени на обдумывание нет.

  • Буквы, выстроенные для переклички алфавит
  • Охотница до чужих мехов моль
  • Канцелярская острячка кнопка
  • Домашний иллюминатор окно
  • Часть лица, которую иногда вешают нос
  • Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла огород
  • Непарнокопытный, гнедой или в яблоках, а иногда в пальто конь
  • Растение, на котором гадают ромашка

2. Конкурс «Лексикографический марафон»

А сейчас приглашаются знатоки словарей русского языка.

Я буду определять назначение словаря, а вы определите его название. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.

• Он дает лексическое значение слова (толковый)

• Он подбирает близкие по значению слова (словарь синонимов)

• Он подбирает противоположные по лексическому значению слова (словарь антонимов)

• Он содержит информацию об истории возникновения слова (этимологический)

• Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях (фразеологический)

• Он указывает на правильное произношение слов (орфоэпический)

• В нем дано правильное написание слов (орфографический)

• Содержит информацию о морфемном составе слова (словообразовательный)

3. Конкурс «Знатоки народной мудрости»

- Подберите русские эквиваленты английским пословицам:

В Риме делай то, что римляне делают. (Не суйся в чужой монастырь со своим уставом)

В королевстве слепых и одноглазый – король (На безрыбье и рак рыба)

Орлы не ловят мух (Не царское это дело)

Похвала не пудинг (Спасибо сыт не будешь)

- Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку)

Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет)

Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец – пригодится воды напиться)

  1. Конкурс «Знатоки ударений»

-В словах необходимо поставить ударение:

Алфавит, портфель, квартал, документ, эксперт, каламбур, свекла, творог, щавель, августовский, магазин, каталог, бармен, арахис, звонит, баловать.

5. «Конкурс полиглотов»

-Ребята, как вы думаете, каков словарный запас обычного человека? Важно ли знать много слов? Почему? Этот конкурс для тех, у кого богатый словарный запас. Я буду называть слово и три варианта лексического значения. Ваша задача – определить правильное значение.

*Табу – это:

1.сокращенно табуретка

2.порода медведей

3. запрет

*Лорнет – это:

1.очки

2. кабинет

3. предмет врача ЛОРа

*Ассорти – это:

1. вид цветов

2.смесь

3. шорты

6. Конкурс «Волшебный сундучок»

- У меня приготовлен сундучок, в котором лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача – за время моего объяснения угадать предмет.

1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (Камень)

2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)

3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)

4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)

5. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в черном ящике. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Это беспозвоночное увековечено в одной из басен Крылова. (Рак)

6. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки. (Колесо)

7. Конкурс «В гостях у Фразеологии».

- В русском языке много фразеологизмов со словом «сердце». С легким сердцем ответьте на наши вопросы, которые, мы надеемся, придутся вам по сердцу. Что же мы говорим в том случае, когда…

-… сильно пугаемся? ( Сердце оборвалось.)

-…придаем чему-то слишком большое значение? (Принимаем близко к сердцу.)

-… испытываем чувство облегчения? (Камень с сердца свалился.)

-… заставляем себя забыть кого-то? (Вырываем из сердца.)

-…говорим совершенно откровенно? (Положа руку на сердце.)

-…что-то сильно нас волнует? (Берет за сердце.)

-…делаем что-то в порыве раздражения? (В сердцах.)

-…пытаемся понять чьи-то намерения? (Заглядываем в сердце.)
-…делаем что-то с большой неохотой? ( Скрепя сердце.)

8. Конкурс «Зазеркалье»

- В Зазеркалье все слова во фразах – перевертыши: каждое слово в давно знакомых вам выражениях заменено на антоним или просто другое слово. Попробуйте опознать известные вам фразы.

  1. Непунктуальность – грубость слуг (точность – вежливость королей.)
  2. Болтовня - символ отказа (молчание знак согласия.)
  3. Незнание – слабость (знание – сила.)
  4. Теряйте мужчину! (Ищите женщину!)

9. Конкурс «Покажите, где у вас:…»

  • Десница – правая рука
  • Шуя, шуйца – левая рука
  • Очи - глаза
  • Чело - лоб
  • Ланиты - щека
  • Вежды - веки
  • Длань - ладонь
  • Уста - губы
  • Перст - палец
  • Пясть – кисть (запястье)

10. Конкурс «Считаете ли вы себя спортсменами?»

- Назовите специализацию спортсмена, используя буквы, составляющие фамилию и имя.

Болдит Ганс – ГАНДБОЛИСТ

Дистелев Осип – ВЕЛОСИПЕДИСТ

Крыжоног Нил – ГОРНОЛЫЖНИК

Латтек Олег – ЛЕГКОАТЛЕТ

Листобой Лев – ВОЛЕЙБОЛИСТ

Отстолиц Ким – МОТОЦИКЛИСТ

Подведение итогов

Закончился конкурс, закончилась встреча,
Настал расставания час.
Мы все чуть устали, но нас согревали
Улыбки и блеск ваших глаз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговый тест по русскому языку 8 класс

Итоговый тест по итогам года за курс русского языка по основным разделам русского языка...

Итоговый урок по русскому языку в 7 классе на тему «Деепричастие»

Презентация к итоговому уроку по теме «Деепричастие» в 7 классе...

«НАША ИГРА» Открытый итоговый урок по русскому языку. 4 КЛАСС

Цель: Проверить и закрепить знания по русскому языку за начальную школу (1-4 класс). Задачи:Познавательные:1)     Познакомить учащихся 4 класса с формой проверки знаний в виде...

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (9 класс) на уроках биологии

Требования к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе тесно перекликаются с методикой работы с устным текстом на уроках биологии....

Буклет. Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (9 класс) на уроках биологии

Буклет с советами учителям, ученикам и родителям при подготовке к итоговой аттестации в 9 классе....

Итоговый урок по русскому языку в 7классе «Причастие»

Урок-экскурсия  в 7 классе «Обобщение и систематизация знаний по теме «Причастие». Цели урока:Обобщить и систематизировать знания о причастии как о части речи, о действительных ...

Итоговый урок по русскому языку по теме: «Имя прилагательное»

quot;Сегодня мы подведем итог знаниям, которые получили ,изучая тему : «Имя прилагательное». Мы увидели какая эта часть речи интересная и многогранная. Сегодня мы не просто будем отвечать...