Итоговый урок по русскому языку в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Итоговый урок по русскому языку в форме викторины для закрепления материала. Можно использовать на Неделе русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_itogovogo_uroka_v_7_klasse.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка итогового урока-игры «Его величество слово»
Класс: 7
Цель: в игровой форме повторить изученный материал
Задачи:
- Образовательные: формировать владение терминологией, проконтролировать уровень ее усвоения, формировать орфографическую и речевую зоркость учащихся, стимулировать интерес к изучению русского языка.
- Развивающие: обогащать словарный запас речи учащихся, формировать грамматически правильную речь, развивать воображение учащихся, формировать умение работать в группе.
- Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к родному слову, воспитывать любовь к родине.
Ход урока.
Каждый день слово рядом с тобой,
И убить, и спасти готово.
Так умейте беречь и хранить
Его величество Слово!
-Вы поняли, ребята, какова будет тема нашего сегодняшнего состязания? Его величество Слово!
А эпиграфом к нашей игре станут слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Слово – выражение мысли и может служить соединению и разделению людей; поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним».
1. Конкурс «Разминка»
Вам зачитывается лексическое значение слова. Вы должны отгадать слово. За каждый правильный ответ вы получаете один балл. Отвечать надо сразу. Времени на обдумывание нет.
- Буквы, выстроенные для переклички алфавит
- Охотница до чужих мехов моль
- Канцелярская острячка кнопка
- Домашний иллюминатор окно
- Часть лица, которую иногда вешают нос
- Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла огород
- Непарнокопытный, гнедой или в яблоках, а иногда в пальто конь
- Растение, на котором гадают ромашка
2. Конкурс «Лексикографический марафон»
А сейчас приглашаются знатоки словарей русского языка.
Я буду определять назначение словаря, а вы определите его название. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.
• Он дает лексическое значение слова (толковый)
• Он подбирает близкие по значению слова (словарь синонимов)
• Он подбирает противоположные по лексическому значению слова (словарь антонимов)
• Он содержит информацию об истории возникновения слова (этимологический)
• Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях (фразеологический)
• Он указывает на правильное произношение слов (орфоэпический)
• В нем дано правильное написание слов (орфографический)
• Содержит информацию о морфемном составе слова (словообразовательный)
3. Конкурс «Знатоки народной мудрости»
- Подберите русские эквиваленты английским пословицам:
В Риме делай то, что римляне делают. (Не суйся в чужой монастырь со своим уставом)
В королевстве слепых и одноглазый – король (На безрыбье и рак рыба)
Орлы не ловят мух (Не царское это дело)
Похвала не пудинг (Спасибо сыт не будешь)
- Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку)
Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет)
Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец – пригодится воды напиться)
- Конкурс «Знатоки ударений»
-В словах необходимо поставить ударение:
Алфавит, портфель, квартал, документ, эксперт, каламбур, свекла, творог, щавель, августовский, магазин, каталог, бармен, арахис, звонит, баловать.
5. «Конкурс полиглотов»
-Ребята, как вы думаете, каков словарный запас обычного человека? Важно ли знать много слов? Почему? Этот конкурс для тех, у кого богатый словарный запас. Я буду называть слово и три варианта лексического значения. Ваша задача – определить правильное значение.
*Табу – это:
1.сокращенно табуретка
2.порода медведей
3. запрет
*Лорнет – это:
1.очки
2. кабинет
3. предмет врача ЛОРа
*Ассорти – это:
1. вид цветов
2.смесь
3. шорты
6. Конкурс «Волшебный сундучок»
- У меня приготовлен сундучок, в котором лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача – за время моего объяснения угадать предмет.
1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (Камень)
2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)
3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)
4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)
5. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в черном ящике. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Это беспозвоночное увековечено в одной из басен Крылова. (Рак)
6. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки. (Колесо)
7. Конкурс «В гостях у Фразеологии».
- В русском языке много фразеологизмов со словом «сердце». С легким сердцем ответьте на наши вопросы, которые, мы надеемся, придутся вам по сердцу. Что же мы говорим в том случае, когда…
-… сильно пугаемся? ( Сердце оборвалось.)
-…придаем чему-то слишком большое значение? (Принимаем близко к сердцу.)
-… испытываем чувство облегчения? (Камень с сердца свалился.)
-… заставляем себя забыть кого-то? (Вырываем из сердца.)
-…говорим совершенно откровенно? (Положа руку на сердце.)
-…что-то сильно нас волнует? (Берет за сердце.)
-…делаем что-то в порыве раздражения? (В сердцах.)
-…пытаемся понять чьи-то намерения? (Заглядываем в сердце.)
-…делаем что-то с большой неохотой? ( Скрепя сердце.)
8. Конкурс «Зазеркалье»
- В Зазеркалье все слова во фразах – перевертыши: каждое слово в давно знакомых вам выражениях заменено на антоним или просто другое слово. Попробуйте опознать известные вам фразы.
- Непунктуальность – грубость слуг (точность – вежливость королей.)
- Болтовня - символ отказа (молчание знак согласия.)
- Незнание – слабость (знание – сила.)
- Теряйте мужчину! (Ищите женщину!)
9. Конкурс «Покажите, где у вас:…»
- Десница – правая рука
- Шуя, шуйца – левая рука
- Очи - глаза
- Чело - лоб
- Ланиты - щека
- Вежды - веки
- Длань - ладонь
- Уста - губы
- Перст - палец
- Пясть – кисть (запястье)
10. Конкурс «Считаете ли вы себя спортсменами?»
- Назовите специализацию спортсмена, используя буквы, составляющие фамилию и имя.
Болдит Ганс – ГАНДБОЛИСТ
Дистелев Осип – ВЕЛОСИПЕДИСТ
Крыжоног Нил – ГОРНОЛЫЖНИК
Латтек Олег – ЛЕГКОАТЛЕТ
Листобой Лев – ВОЛЕЙБОЛИСТ
Отстолиц Ким – МОТОЦИКЛИСТ
Подведение итогов
Закончился конкурс, закончилась встреча,
Настал расставания час.
Мы все чуть устали, но нас согревали
Улыбки и блеск ваших глаз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
итоговый тест по русскому языку 8 класс
Итоговый тест по итогам года за курс русского языка по основным разделам русского языка...
Итоговый урок по русскому языку в 7 классе на тему «Деепричастие»
Презентация к итоговому уроку по теме «Деепричастие» в 7 классе...
«НАША ИГРА» Открытый итоговый урок по русскому языку. 4 КЛАСС
Цель: Проверить и закрепить знания по русскому языку за начальную школу (1-4 класс). Задачи:Познавательные:1) Познакомить учащихся 4 класса с формой проверки знаний в виде...
Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (9 класс) на уроках биологии
Требования к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе тесно перекликаются с методикой работы с устным текстом на уроках биологии....
Буклет. Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (9 класс) на уроках биологии
Буклет с советами учителям, ученикам и родителям при подготовке к итоговой аттестации в 9 классе....
Итоговый урок по русскому языку в 7классе «Причастие»
Урок-экскурсия в 7 классе «Обобщение и систематизация знаний по теме «Причастие». Цели урока:Обобщить и систематизировать знания о причастии как о части речи, о действительных ...
Итоговый урок по русскому языку по теме: «Имя прилагательное»
quot;Сегодня мы подведем итог знаниям, которые получили ,изучая тему : «Имя прилагательное». Мы увидели какая эта часть речи интересная и многогранная. Сегодня мы не просто будем отвечать...