Технологическая карта урока русского языка в 5 кл. по теме: "Прямое и переносное значение слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка в 5 кл. по теме: "Прямое и переносное значение слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_i_khod_uroka.docx | 35.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 –м классе по теме: «Прямое и переносное значение слова»
- Тип урока: урок изучения нового материала.
- Цель: создать условия для совместной познавательной деятельности в процессе изучения материала по теме «Прямое и переносное значение слова», в которых обучающиеся смогут решать следующие задачи
- повторить и обобщить знания о лексике, лексическом значении слова;
-- при выполнении заданий, доказать, что слова могут иметь как прямое, так и переносное значение ;
- закрепить правописание;
- познакомиться с понятиями «эпитет», «олицетворение», «метафора»
- развивать умение правильно строить устный ответ;
- формировать и воспитать аккуратность, внимание и взаимопомощь
УУД
Познавательные- уметь формулировать тему урока; устанавливать причинно- следственные связи; осознанно строить устный ответ; доказывать, аргументировать свою точку зрения, сравнивать полученные результаты.
Коммуникативные- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; давать адекватную оценку выполненного действия; слушать в соответствии с целевой установкой;
Регулятивные- формировать свое мнение с учетом высказывания других членов группы; понимать и принимать возможность различных позиций других людей; ориентироваться на позицию партнера; владеть элементами коммуникативной рефлексии
Прогнозируемые результаты
Личностные:
- - осознание практической важности умения определять прямое или переносное значение слова;
- - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- - осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
- сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
- освоить правила поведения при работе в малых группах;
- способность вести диалог, достигать взаимопонимания
Метапредметные:
- уметь принимать и сохранять цель урока;
- уметь определять понятия, устанавливать аналогии, создавать обобщения, делать вывод;
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знать понятия «прямое» и «переносное» значение слова;
- применять знания в жизненных ситуациях;
Структура и ход урока | ||||
Этап урока | ИКТ оборудование | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
Ι. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Психологический настрой детей на урок. -Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | |
Ι Ι. Обобщение ранее изученного. Актуализация знаний ΙΙΙ.1 Постановка учебной цели | Терминологический диктант. Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология) Словарный состав языка называется …(лексика) То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение) Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное) Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное) Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь) 1.Послушайте стихотворение У мамы сердце золотое И золотая голова, И руки мамы золотые, И спорятся ее дела. И папа маму называет:
Сестричка только вот вздыхает:
Колечко, правда, есть на пальце, Но руки вовсе не блестят, А на лице у глаз морщинки, Не золотые – штучек пять… И нет на сердце золотого, А сердце… так оно внутри, Оно в груди у мамы бьется, Попробуй, пробу разгляди! - Какое слово встречается в этом стихотворении чаще всего?
Как вы уже знаете, при изучении лексики нашими верными помощниками являются Толковые словари. Обратимся к одному из них 2.Словарно-орфографическая работа Таким образом, какова тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте цель урока (узнаем понятие «прямое и переносное значение слов»). Запись темы «Прямое и переносное значение слова».
| Пишут терминологический диктант Проверяют записанные термины Слушают стихотворение, отвечают на вопрос формулируют тему урока. Запись темы урока Формулируют цель урока | Самоопределение, личностные: смыслообразование регулятивные: Целеполагание коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества Определение темы и учебной цели в результате исследования УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование), воспитательные (Л) Планирование учебного сотрудничества (К) Целеполагание Коллективное добывание знаний Коммуникативные: формулирование темы; Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; регулятивные: целеполагание, Решение проблемной ситуации | |
2.Усвоение новых знаний. | Слайд5 Слайд 6 |
( на основе высокого качества металла – золота. Золотая мама – ценная, дорогая.) Вывод: Таким образом, многозначные слова могут иметь прямые и переносные значения. Заполнение схемы Значение слова ззначение сл | Отвечают на вопрос Работают с материалами учебника Заполняют схему | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). Познавательные: добывание знаний в ходе чтения теоретического материала Коммуникативные: развивать умения применять новые знания; Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения Регулятивные Решение проблемной ситуации Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения |
3.Первичное закрепление знаний. 4.Закрепление | Работа в парах 1.Найдите в толковом словаре (можно использовать ксерокопию словарных статей разных из Толкового словаря Ожегова) еще два-три слова, имеющие переносные значения. Один называет слово в прямом – другой называет в переносном, затем называется в переносном, другой называет прямое. Затем меняются 2. Коллективная работа. Работа с пословицами 3. Работа с литературоведческими терминами Слово учителя. На основе переноса значения по сходству рождаются выразительные средства языка – боевой арсенал поэта, писателя, литературоведа, лингвиста и наш боевой арсенал, который поможет научиться красиво писать и говорить на русском языке, грамотно проанализировать любое литературное произведение. Прочтем стихотворения о маме и выпишите из данных стихотворных строк встретившиеся эпитеты, метафоры и олицетворения. Мама! глянь-ка из окошка - Не колючий, светло-синий Мама Мама, мама - милая девчушка Синие глаза волшебной лаской Я сплету венок из всех цветов (Татьяна Снежина) Индивидуальная работа с текстом Ребята, все вы знаете, что ближе матери у нас нет никого. Никто кроме мамы не сможет понять нас и поддержать в трудную минуту. Сердце матери бездонно, именно оно может простить нам все. Об этом повествует нам легенда о сердце матери. Внимательно прочтите ее и выполните задание к тексту. | Работают со словарем Распределяют слова Осмысление теоретического материала Работают с изобразительно-выразительными средствами Выполняют задание Самостоятельно выполняют задание | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное) коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). Коммуникативные: формирование навыка работы в парах Формирование адекватной оценки, самооценки (Л), адекватного восприятия чужой оценки (Р) Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся); Познавательные(осмысление полученных сведений) Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Познавательные (осмысление полученных сведений) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Познавательные: употребление языковых понятий, Регулятивные: осознание самого себя как движущуюся силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий. Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) | |
ν Рефлексия | Подведение итогов работы. Продолжите фразу: Слово имеет …… и …. значение Перенос названия происходит, если…. Заполните анкеты, продолжив фразу:
Оцените свою работу, продолжив фразу:
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок. | Продолжают фразу. Подведение итогов в ходе заполнения анкеты Оценивают свою работу | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) Формирование адекватной положительной самооценки. | |
νΙ Домашнее задание. |
| Запись учащимися задания дневники. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Конспект и технологическая карта урока русского языка и в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"
Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Предложения с обобщающим словом при однородных членах" ФГОС.
В данном сценарии прописаны все этапы урока, деятельность учителя, учеников, УУД....
Технологическая карта урока русского языка по теме «Соединительные гласные О,Е в сложных словах» (ФГОС) 6 класс
В материале представлена технологическая карта открытого урока в 6 классе по теме "«Соединительные гласные О,Е в сложных словах» (ФГОС)Авторы учебника : Баранов М.Т., Ладыженская Т. А. Тростенцо...
Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение" (вводный урок)
Урок русского языка (5 класс)....
Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)"
Технологическая карта урока русского языка Тема: Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)Класс: 5 Цели: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и вы...
Урок русского языка в 5 классе Тема «Прямое и переносное значение слова»
Урок объясняет языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе исследования слов с прямым и переносным значением,учит пользоваться толковым словарем...