Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка
Тема: Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)
Класс: 5
Цели: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств; формирование умений объяснять лексическое значение слов разными способами.
Формируемые УУД:
личностные: формирование мировоззренческих понятий, формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков
предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.
метапредметные:
регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;
познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;
коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью; слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
Применяемые технологии: развивающее обучение
проблемное обучение
обучение в группах и в парах
самодиагностики (коррекции)
Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентации
Методическое назначение средств ИКТ: усилить мотивацию, наглядность в обучении
Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь
Оборудование: презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_leksikologiya._leksicheskoe_znachenie_slova.docx | 22.51 КБ |
leksikologiya_lzs.pptx | 628.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Тема: Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)
Класс: 5
Цели: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств; формирование умений объяснять лексическое значение слов разными способами.
Формируемые УУД:
личностные: формирование мировоззренческих понятий, формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков
предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.
метапредметные:
регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;
познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;
коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью; слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
Применяемые технологии: развивающее обучение
проблемное обучение
обучение в группах и в парах
самодиагностики (коррекции)
Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентации
Методическое назначение средств ИКТ: усилить мотивацию, наглядность в обучении
Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь
Оборудование: презентация
Структура и ход урока
Основные этапы урока, цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Этап мотивации. Самоопределение к деятельности | Приветствует учащихся. Мотивирует на учебную деятельность. | Приветствуют учителя. | Коммуникативные: взаимодействие в процессе обсуждения, формулирование простых выводов. Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию |
Постановка учебной задачи. Целеполагание | Отгадайте загадку: что это? Его можно услышать, произнести, записать, затранскрибировать, прошептать, пропеть, нарисовать; им можно приласкать, огорчить, приободрить. - О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о слове, его значении) А какой раздел лингвистики изучает слова и их значение? Отгадывают ребус (слайд) | Отгадывают загадку. Озвучивают тему урока, ставят цель и задачи. Оформляют тетради. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера) |
Первичное усвоение новых знаний | Как вы думаете, а для чего нужны нам слова? Чтобы ответить на этот вопрос, поработайте в парах с упр.122. Что узнали из текста? (у каждого слова есть значение) Что такое лексическое значение слова? | Работают с упр.122 в парах, читают, называют группы слов. Отвечают, формулируют понятие. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность |
Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания), коррекция | Взгляните на слайд. Подумайте, как появились эти названия? По внешнему виду, сходству.
Давайте обратимся к упр.124. Рассмотрите схему. Какие еще способы толкования можно использовать? Пятиминутка: Как вы думаете, может ли быть у слова не одно значение, а два и более? Как называются такие слова? Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы хлопать, если оно имеет одно значение, топать – если два и более. брюки, крем, перпендикуляр, ручка, торт, гардероб, прелестный, шляпка. Дайте толкование одному из слов на слайде. Упр.130. | Рассматривают картинки, анализируют их, сопоставляют название с ЛЗ. Работаю по схеме учебника. Выясняют такие способы толкования, как рисунок, близкое значение (синоним), описать это слово. Вспоминают, какие слова являются однозначными, какие – многозначными. На слух распределяют слова на однозначные и многозначные. Дают толкование слову. Выполняют упр. 130 | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Планируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Что нового вы сегодня узнали? У каждого слова есть ЛЗ? А сколько значений может иметь слово? Можете ли вы попробовать растолковать слово? Оценки за урок: | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | |
Д.з. | п.17(определение, теор. материал), упр.132 | Записывают домашнее задание |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лексикология - ? это раздел лингвистики, который изучает словарный состав языка.
Как появились эти названия? шиповник рыжики лисички черника
Брюки перпендикуляр торт прелестный Крем ручка г ардероб шляпка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Урок по теме: "Слово и его лексическое значение"
Презентация содержит материал для проведения урока русского языка в 5 классе по теме "Слово и его лексическое значение"....
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение" (вводный урок)
Урок русского языка (5 класс)....
Обобщающий урок по теме"Слово и его лексическое значение"
Материалы данног урока могут быть использованы для изучения темы в 5 классе, повторения и обобщения в 6-9 классах. Задания подобраны с учетом интересов пятиклассников....
Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Слово и его лексическое значение".
План урока:1) Организационный момент – 2 мин.2) Актуализация знаний – 3 мин.3) Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. С...