Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
Организационный этап Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Мотивация к учебной деятельности | Приветствие детей –Здравствуйте, юные знатоки филологии! Давайте, посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Садитесь. |
Настраиваются на урок
| Личностные : самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; Регулятивные: готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации. |
Актуализация знаний | -Какой раздел о русском языке мы изучаем? Вспомните, как он называется? Что мы знаем о лексике? Проверим, как вы усвоили основные понятия раздела «Лексика» Выполним терминологический диктант По толкованию слова определить слово и записать его в начальной форме. У доски работает ученик 1.Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология) 2.Словарный состав языка называется …(лексика) 3.То, что обозначает слово, называется… (лексическое значение). 4.Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное) 5.Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное) 6.Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)
Давайте составим кластер «Лексика»
|
Пишут терминологический диктант- записывают недостающее слово.
(взаимопроверка)
Дети работают в парах, отвечают, оформляя на доске записи в виде кластера. | Познавательные: работа с заданиями диктанта Регулятивные: проверка правильности выполнения диктанта Коммуникативные: сотрудничество с в паре |
| - Чтобы вы сегодня могли самостоятельно открыть новые знания, вам надо вспомнить материал, который потребуется для открытия, а для этого заполним таблицу. Распределите слова в таблице: парта, нос, арена, бакен, гнездо, шар, айсберг, земля, море, игла, кнопка, ледяной, копировать Однозначные слова | Многозначные слова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Какие слова вы записали в первый столбик, во второй? Какие слова остались? Почему мы их не отнесли в первые два столбика? -Как мы можем озаглавить этот столбик? Не расстраивайтесь, что вы не смогли назвать, просто вы пока этого не знаете, а можете только догадываться. А хотите знать? Значит надо добывать знания. | Выполняют задание Проверяют по ключу
Высказывают предположения. Записывают их в третий столбик. Дети затрудняются
| Регулятивные : понимание учебной деятельности Познавательные: умение обобщать |
Объяснение нового материала
Постановка познавательной задачи | Ребята, послушайте стихотворение «Золотая мама» и определите значение слова «золотой» У мамы сердце золотое, И золотая голова, И руки мамы золотые, И спорятся ее дела. И папа маму называет: Ты человек наш золотой! Сестричка только вот вздыхает: «Ведь золото металл такой, Колечко, правда, есть на пальце, Но руки вовсе не блестят, А на лице у глаз морщинки, Не золотые – штучек пять… И нет на сердце золотого, А сердце… так оно внутри, Оно в груди у мамы бьется, Попробуй пробу разгляди! (авторское) -Проанализируйте сколько раз встречается слово «золотой» в тексте. Определите лексическое значение слова «золотой» в каждом случае. Что общего между всеми словами? Предложите свои варианты названия сегодняшней темы и целей урока. Сделайте вывод о роли этих значений в тексте. (Золотая мама - хорошая мама; золотое сердце – доброе, человеческое, отзывчивое; золотая голова – умная; золотые руки – умелые; золотой человек – хороший, добрый.) -Да, это не прямое значение слов, а переносное. Какой пометой обозначается в словаре? (перен.). В словарной статье переносное значение стоит в конце статьи. | Примерные ответы: Девочка не поняла значение слова «золотой», потому что слово может иметь несколько значений.
Один человек в группе ищет лексическое значение слова «золотой» в словаре С.И.Ожегова Группы отвечают на вопросы.
Предлагают свои варианты названия сегодняшней темы и целей урока.
| Регулятивные: постановка учебной задачи, составление плана решения познавательной задачи. Познавательные: умение видеть языковое средство. Коммуникативные : участие в диалоге
|
Освоение новой информации и первичное усвоение нового материала | -Найдите и прочитайте §66 Какие значения слов называются переносными? Приведите примеры. На чем основано это свойство языка? Проанализируйте словарную статью к слову «ослепительный». -Составьте словарную статью к слову «ледяной». Сравните с образцом ответа Проверьте правильность выполненного задания и оцените свою работу. | Работа с текстом учебника Ответы на вопросы учителя Анализ учебной статьи
Работа с толковым словарем Анализируют словарную статью в учебнике Выполняют задание: составляют словарную статью к слову «ледяной» Самопроверка | Познавательные: умение работать со статьей учебника, с толковым словарем, анализировать полученную информацию Регулятивные: самостоятельное составление словарной статьи к данному слову, Самопроверка |
Усвоение учебного материала | -Распределите словосочетания в два столбика и установите закономерность определения прямого и переносного значения слов. Для этого проанализируйте данные ниже примеры. Прямое значение | Переносное значение |
|
|
Ледяная глыба - ледяной взгляд, море пшеницы - голубое море, копирует чертеж-копирует походку, злой ветер - злой человек, глубокая река - глубокие знания Сходство между: 1.Предметами 2.Действиями 3.Качествами, признаками | Заполнение таблицы
| Познавательные: распределение словосочетаний в таблицу, умение осуществлять по заданным критериям классификацию
Познавательные: умение строить рассуждение, осуществлять анализ и синтез Коммуникативные: умение вести диалог |
Физкультпауза |
| Выполнение зарядки для глаз |
|
Закрепление учебного материала | Анализ стихотворения: 1.Заметает пурга Белый путь. Хочет в мягких снегах Потонуть.
Ветер резвый уснул На пути; Ни проехать в лесу, Не пройти. (С.Есенин) -Подчеркните слова в переносном значении.-Выпишите словосочетание прилагат. + сущ.» Мягкие снега Ветер резвый Это эпитеты. Эпитет – это образное определение, в котором прилагательное употребляется в переносном значении Выполните задание. Подчеркните эпитеты: Ключ холодный, прозрачный, звонкий. Солнце яркое, ласковое, летнее Анализ предложения: В саду горит костер рябины красной… Костер рябины - метафора Метафора – скрытое сравнение. Анализ предложения: Ветер резвый уснул на пути… Уснул-олицетворение. Олицетворение - свойства человека переносятся на животных или неодушевленные предметы. Какой вывод можно сделать из записанных предложений? -Прочитайте предложения и рассмотрите забавные рисунки, сделанные художником. Какие слова он обыграл (упр.351)
Слово | Прямое значение | Переносное | Снег |
|
| Мороз |
|
| Ветер |
|
| Снежинка |
|
| Буря |
|
| Деревья |
|
| Речка |
|
|
-Заполните таблицу. Каким может быть снег, мороз, буря, снежинка, ветер?
|
Называют метафоры, олицетворения
Заполнение таблицы в группе ( группа – 2 человека) Зачитывают свои ответы, отмечают удачные выражения. Работа с предложениями Вывод: слова с переносным значением используются в стихах, в художественных произведениях, в разговорной речи. Переносные значения слов – средства выразительности речи. Они делают текст живым, красочным, выразительным. | Познавательные: умение видеть языковое средство Коммуникативные: работа в группе, взаимное сотрудничество
Познавательные: умение видеть средства выразительности, выделять их в предложении Проводить анализ, строить рассуждение
Коммуникативные : уметь задавать вопрос извлекать информацию из текста, строить высказывание.
|
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности | Подумайте, какие новые задачи стоят перед вами. Как вы думаете, сложна ли наша тема? Чем? Если человек не понимает слова, употребленные в переносном значении, что вы бы ему посоветовали?
Выполнение творческого задания: Попробуйте восстановить стихотворный текст, вставив вместо точек слова в переносном значении. Осень по лесу … Будто пламень лес … Ясень листья осыпает; Дуб … стоит. И берёзка … С каждым часом всё желтей. … ветер, налетая, … косы ей. ( По Н. Найдёновой) -Подберите заголовок. -Определите тип речи. -Какую картину вы бы нарисовали? -Найдите слова, которые сделали это описание образным, выразительным. -Выпишите слова, которые употреблены в переносном значении. Какие средства выразительности использованы в тексте?
Составление синквейна на тему «Слово» 1 строка-существительное 2строка-2 прилагательных
3строка- 3 глагола 4 строка –фраза из 4 слов 5 строка – существительное, итог | Привести к выводу: чтобы правильно понимать слова, которые употреблены в переносном значении, нужно развивать воображение, фантазию.
Анализируют текст, подбирают заголовок, определяют тип речи, доказывают правильность своего ответа Находят слова в перенос-ном значении, определяют, каким средством вырази-тельности являются.
Самостоятельная творческая работа: составление синквейна (памятка составления синквейна у каждого на столе) | Регулятивные: осуществлять контроль за пониманием учебного материала, Познавательные: построение речевого высказывания, смысловое чтение художественного текста уметь формулировать собственное мнение
Познавательные: умение обобщать информацию, Регулятивные: работа с образцом |
Рефлексия деятельности | -Какова тема нашего урока? - Какую цель мы поставили в начале урока - Удалось ли нам достичь поставленных целей? Каким образом? - Что было самым интересным на уроке? Самым трудным? - Над чем вы хотели бы поработать на следующем уроке? - Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)? - Кто доволен своей работой на уроке? - А кто не доволен? -Оцените свою работу.
- Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний. - Какие знания вас приблизили сегодня к открытию? - Поделитесь с товарищами своими открытиями. -Ребята, все вы сегодня молодцы! Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное. | Высказывают свои мысли Оценивают свою работу на уроке
Выставляют оценки в дневники. | Регулятивные: оценка своей деятельности осознание того, что усвоено Познавательные: пост-роение высказывания Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение |
Информация о домашнем задании. | § 66, прочитать, пересказать, выполнить упражнение348, составить небольшое высказывание в художественном стиле по картине И.Грабаря «Февральская лазурь» | Записывают домашнее задание
|
|