Конспект и технологическая карта урока русского языка и в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О.Савчук, Е.Я.Шмелева]; под ред. А.Д.Шмелева. - М. : Вентана - Граф, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhn._karta_pryamoe_i_perenosnoe_znachenie.docx | 20.59 КБ |
konspekt_uroka_no_70_pryamoe_i_perenosnoe_znachenie_slova.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
УМК: учебник «Русский язык. 5 класс» для ОУ под ред.А.Д.Шмелёва
- Тема урока № 70 Прямое и переносное значение слова
- Цели урока: 1) деятельностная: развивать орфографическую зоркость, развивать способности к мыслительной деятельности.
2) образовательная: повторить и закрепить толкование термина «Лексикология», повторить понятие многозначности слова, изучить возможности использования слов в переносном смысле; закрепить умение определять значения слов; показать, как используются слова в переносном значении в текстах; формировать навыки анализа художественного текста; формировать навык выделения в тексте слов с переносным значением; развитие умения работать со словарем; развитие речи;
3) воспитательная: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.
Тип урока: «изучение нового материала»
Оборудование: ноутбук, аудиоприложение к учебнику
Этапы урока (учебные ситуации) | Содержание (деятельность учителя и ученика) | Планируемые результаты освоения ООП ООО Личностные (Л), метапредметные (М), предметные (П) УУД |
1. Мотивация к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. | Включение в деловой ритм работы. Повторение теоретической части прошлого урока и проверка домашнего задания. | Л 4.2. Р 1.1. П 6.3, 6.6, 6.8 К 9.5 |
2.Актуализация знаний Цель: 1) выявить уровень знаний по пройденному материалу и устранить пробелы в знаниях учащихся; 2) обеспечить развитие познавательного интереса учащихся; 3)повторить пройденный материал, проверить степень усвоения материала; 4) формировать навыки работы с толковым словарем; 5) развивать способность самостоятельно формулировать тему урока. | Работа со словарем (3-я часть учебника «Толковый словарик» на стр.12) Орфографический практикум на повторение пройденного материала и устранение пробелов в знаниях учащихся. Работа над составлением предложения со словом, значение которого ранее было неизвестно: - Значение какого слова вам неизвестно? Узнайте значение этого слова по словарю и составьте с ним предложение. - Определение темы урока. | Л 4.4, 4.5 Р 1.1, 1.3, 2.5, 3.5, 3.8, 4.4 П 6.1, 6.4, 6.11, 8.1 К 9.2, 9.4, 9.5, 10.1 |
3. Постановка учебной задачи Цель: обеспечение восприятия, осмысление темы урока. | Осмысление темы урока. Определение цели урока. Планирование действий. | Л 4.4 Р 1.4, 1.5, 2.5 П 6.7 К 9.1, 9.3, 9.10, 10.1 |
4. Выявление места и причины затруднений Цель: организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации, составить план достижений цели и определить средства достижения обеспечить закрепление темы урока | Работа с учебником (упр. 30) Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации Составление плана достижения цели и определение средств деятельности Работа с ЭОР (проверка по эталону http://www.gramota.ru/) Чтение теоретического материала учебника – стр.242-243. Практическая часть: упр. 25 (устно) | Л 4.4 Р 1.3, 2.1, 2.2, 2.3, 2.7, 3.1, 3.5, 3.6, 5.2 П 6.1, 6.3, 6.6, 6.8, 7.2, 8.3 К 9.2, 9.7, 9.9, 10.1, 10.7, 11.1 |
5. Первичное закрепление Цель: установить осознанное восприятие, сделать первичное обобщение | Решение типовых задач (упр. 27 – работа с фрагментами текста Н.Носова). Работа с «Толковым словариком» (3-я часть учебника – стр.28) Выпишите значение слова «чурбан» и определите, какое значение является первичным (прямым), а какое переносным? Какая часть словарной статьи вам поможет ответить на этот вопрос? (помета перен.) Обсуждение предположений, догадки: - Как вы понимаете выражение распустит свои кулаки? (обращение к параграфу 11 – стр.266) | Л 4.4 Р 1.3, 2.1, 2.2, 2.3, 2.7, 3.1, 3.5, 3.6, 5.2 П 6.1, 6.3, 6.6, 6.8, 7.2, 8.3 К 9.2, 9.7, 9.9, 10.1, 10.7, 11.1 |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: организация деятельности по применению новых знаний, закрепление изученного материала | Работа в парах. Упр.26 (составление текста с использованием одного и того же слова в прямом и переносном значении: для работы с текстом предлагается выбрать любое слово из упр.29) | Л 4.4 Р 2.5, 3.1, 3.2, 3.4, 3.8, 4.1, 4.4,5.1, 5.4 П 6.1, 6.2, 6.14, 7.5, 8.1 К 9.3, 9.4, 9.6, 9.7, 9.11, 9.12, 10.2, 10.5, 10.6, 10.7, 10.10, 11.2 |
7. Подведение итогов урока, рефлексия деятельности. Цель: анализ урока, закрепление и коррекция способов действия, самооценка собственной деятельности | Фронтальный опрос. Беседа по теме урока: Что оказалось трудным, что осталось непонятым? (учащиеся выясняют, что было повторено, что хорошо помним и понимаем, а что предстоит подучить и закрепить) - Достигли ли мы цели, которую поставили перед собой? | Л 4.4 Р 2.9, 3.3, 3.4, 3.6, 3.7, 3.8, 4.4, 4.5, 5.2, 5.4, 5.5 П 6.11, 6.14 К 9.6, 9.9, 10.2 |
8. Домашнее задание | Выучить пар.5-6, упр.31. |
Предварительный просмотр:
Урок № 70. Прямое и переносное значение слова
Цели урока: 1) деятельностная: развивать орфографическую зоркость, развивать способности к мыслительной деятельности; 2) образовательная: повторить значение термина «Лексикология», повторить понятие многозначности слова, изучить возможности использования слов в переносном смысле; закрепить умение определять значения слов; показать, как используются слова в переносном значении в текстах; формировать навыки анализа художественного текста; формировать навык выделения в тексте слов с переносным значением; развитие умения работать со словарем; развитие речи; 3) воспитательная: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: мультимедийное оборудование, «Толковый словарик» (3-я часть учебника под ред. А.Д. Шмелева), выход в интернет (ЭОР)
Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим с вами изучать интересный раздел в русском языке «Лексикология». Что это за раздел? (раздел лингвистики, изучающий слово и лексическую систему языка)
- Вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (Однозначные и многозначные слова).
- Какие слова называются однозначными, а какие многозначными?
- Как слово становится многозначным? (если явления или предметы как-о связаны друг с другом или чем-то похожи, то название одного предмета переносится на другой предмет или явление. Два основных вида смысловой связи – это сходство предметов или явлений либо их смежность.)
2. Актуализация знаний.
Воспользуйтесь толковым словариком 3-ей части учебника (стр.12) и продиктуйте пишущему у доски сначала однозначные, затем многозначные слова на букву «А». Вспомните, как в словаре обозначаются многозначные слова? (1.2.3. – см. сокращения и пометы на стр.12 словарика):
1) адъютант, аллюр, аналогия, артишок, Атлас, атлАс, афоризм;
2) азбука, алфавит, атмосфера.
- Значение какого слова вам неизвестно? Узнайте значение этого слова по словарю и составьте с ним предложение.
Слово учителя:
- Ребята! Однажды я познакомилась с удивительным человеком. Он оказался иностранцем. Мы стали общаться и после разговора я сказала ему, что у него мягкий характер, острый ум, золотые руки. И он светится от счастья. Но, к сожалению, этот человек не понял меня!
А вы, сможете описать его?
Объясните значения слов, которые помогли описать друга? Запись слов на ДОСКЕ!!! (Мягкий характер - хороший характер, острый ум- быстро понимающий, острый как нож; золотые руки- все умеет делать, светится от счастья- очень рад).
- Почему он не смог меня понять? (Он не смог понять значения слов, потому что это были слова с переносным значением).
-Кто догадался, как будет звучать сегодня тема урока? («Прямое и переносное значение слова»).
Запишите ее в тетрадь.
- Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы с вами будем работать по теме «Прямое и переносное значение слова». Какую цель мы поставим себе сегодня на уроке? (узнать, что такое прямое и переносное значение слова, почему в языке появились слова с переносным значением, научимся узнавать такие слова в тексте, составлять со словами в прямом и переносном значении различные синтаксические конструкции, узнаем, какую помету в словаре имеют слова).
- Что мы должны для этого сделать? (познакомиться с материалом учебника, поработать с практическими заданиями; сравнить значения слов в разных предложениях и попробовать самостоятельно в тексте узнать слова, употребленные в переносном значении; поработать со словарем и познакомиться с перечнем сокращений и помет)
4. Работа по теме урока
А) Выявление места и причины затруднения.
- Попробуйте догадаться, что такое прямое значение слова и переносное значение слова? Сколько значений может быть у слова «груша»? (дети высказывают свои предположения).
Попробуйте догадаться, каково прямое значение слова «груша».
Где можно узнать точное толкование и количество значений этого слова? (в словаре)
ЭОР (работа в онлайн с электронным ресурсом) http://www.gramota.ru/
Страничка с сайта «Грамота.ру» (Большой толковый словарь)
ГРУША, -и; ж.
1.
Фруктовое дерево сем. розоцветных с крупными сладкими плодами в виде округлого конуса. Груша-дюшес
2. чего, какая.
О предмете, имеющем форму такого плода.
3. Спортивный снаряд для отработки ударов боксёрами.
Подумайте, какое значение слово «груша» является прямым? (первое)
Упр.24.
Б) Слово учителя.
Чтение теоретичекого материала – стр.242-243. Сверим с теоретической частью наши предположения.
В) Первичное закрепление ( упр. 25 (устно))
Решение типовых задач (упр. 27 – работа с фрагментами текста Н.Носова).
Работа с «Толковым словариком» (3-я часть учебника – стр.28)
- Выпишите значение слова «чурбан» и определите, какое значение является первичным (прямым), а какое переносным?
- Какая часть словарной статьи вам поможет ответить на этот вопрос? (помета перен.)
- Как вы понимаете выражение распустит свои кулаки? (обращение к параграфу 11 – стр.266)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Работа в парах.
Упр.26 (составление текста с использованием одного и того же слова в прямом и переносном значении: для работы с текстом предлагается выбрать любое слово из упр.29)
7. Подведение итогов урока, рефлексия.
Достигли ли мы цели, которую поставили в начале урока?
Что оказалось трудным, что осталось непонятым? (Выясняют, что было повторено, что хорошо помним и понимаем, а что предстоит подучить и закрепить)
Что сегодня вынесли нового для себя? (прямое значение – то, которое дается первое в словаре, все многозначные слова имеют переносное значение, в словаре помета перен. Обозначает переносное значение слова)
Какова роль слов в переносном значении? (украсить речь, сделать ее боле яркой, метафоричной, эмоциональной)
8. Домашнее задание
Выучить пар.5-6, упр.31.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 кл. по теме: "Прямое и переносное значение слова"
Технологическая карта урока русского языка в 5 кл. по теме: "Прямое и переносное значение слова"...
Конспект и технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Тематические группы"
Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему «Слово и его лексическое значение»
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Цели урока: личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связыва...
Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное».
Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. ...
Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 9 классе на тему «Сложносочиненное предложение».
Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 9 классе на тему «Сложносочиненное предложение». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений....
Конспект и технологическая карта урока русского языка "Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах."
Урок русского языка в 8 классе....
конспекты и технологические карты уроков русского языка и литературы
Здесь размещены материалы разработанных мною уроков...