Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение" (вводный урок)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Иванова Татьяна Игоревна

Урок русского языка (5 класс).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Тема:  Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)

Класс:

Цели для ученика:

  • Иметь представление о разнообразии лексики русского языка.
  • Знать определения «слово», «лексика», «лексикология», «лексическое значение».
  • Уметь  формулировать и излагать собственную точку зрения.

Цели для учителя:

  • Учить анализировать предложенный материал, делать выводы.
  • Формировать навык раскрытия лексического значения слова
  • Организовать активную работу учащихся с целью получения новых знаний.

Форма проведения: комбинированный урок (индивидуальная, групповая, фронтальная работа)

Учебник: Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 /  [Л.М. Рыбченкова, О. М. Александрова,

 А. В. Глазков, А.Г. Лисицын]. – 5-е издание, испр. – М.: Просвещение, 2015

Опорные понятия, термины: «слово», «лексика», «лексическое значение», «грамматическое значение», «лексикология».

Список ЭОР:

  • Презентация: «Лексика»

http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://festival.lseptember.ru/subjects

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1

Мотивация к учебной деятельности

3 минуты

Информатор – организатор

Учитель предлагает отгадать загадку:

- Отгадайте, что это?

Его можно услышать, произнести, записать, затранскрибировать, прошептать, пропеть, нарисовать;

им можно приласкать, огорчить, приободрить.

Учитель задаёт вопрос:

- О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о слове, его значении)

Слайд1

Активное слушание, отгадывание загадки, объяснение, определение темы

Беседа

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

Определение темы урока

2.Актуализация знаний,

целеполагание

5 минут

Учитель организует работу учащихся, формулирует цель учебной деятельности

1) - Что вы знаете о словах?

2) С какими разделами языкознания мы уже знакомы?

 Найдите соответствия

 Заполнить таблицу (приложение 1)

Учитель предлагает  рассказать, что знают по данной теме и что   предстоит узнать, изучая лексику.

3)-Замечательный русский писатель К.Паустовский, подчеркивая богатство русского слова, писал… Слайд 2

-Все слова языка образуют его словарный запас или лексику 

Активные формы: обсуждение

Исследуют, обсуждают, договариваются, заполняют таблицу

беседа

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей

Определили, что уже знают по данной теме, исходя из изученного в начальной школе

Выявили, что предстоит изучить в 5 классе

3.Содержательный

(практическая деятельность)

7 минут

Первичное закрепление

7 минут

Учитель предлагает группам выполнить следующие задания:

Прочитать статью учебника

Записать в тетрадях значение терминов: слово, лексика, лексикология.

Для каждого человека очень важно обогащать, пополнять свой словарный запас, узнавать новые слова.

Составить в тетрадях кластеры 

Слайд 3

Деятельностные формы:

Читают, выбирают материал, составляют кластеры, договариваются

Групповая работа

Работа с учебником

Составление кластеров

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность

Конкретизировали понятия «слово», «лексика», «лексикология».

4.

Операционно-деятельностный

15 минут

-А как узнать лексическое значение нового, впервые услышанного слова?

Послушайте отрывок из стихотворения А.Прокофьева

Закат налился темной кровью,

И потемнела бирюза

Сначала было предгрозовье,

Потом как грянула гроза!

Значение каких слов вам не знакомо?

 За помощью обратимся к словарям.

Учитель предлагает выполнить упражнения

1.  Определить лексическое значение слов АФИША, АФОРИЗМ, БИОГРАФИЯ.

 Придумать и записать  предложения с данными словами.

2Упр.130 стр.61  Определить слова по их лексическому значению, составить  предложения.

3  Выписать по два существительных, прилагательных, глагола, указать их лексическое значение.

Активно-деятельностные формы: работают со словарем, записывают словосочетания или предложения в тетрадях; определяют слова по лексическому значению, составляют и записывают предложения в тетрадях; определяют грамматическое значение;

Работа с толковыми словарями

Выполнение упражнений

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Планируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Расширение словаря учащихся;

развитие речи;

опыт работы со словарем;

закрепление грамматических понятий;

5.

Рефлексивный

8 минут

Оцените работу свою:

 ставим плюс, если отвечаем «Да», минус «Нет» (отвечает каждый ученик)

1.Я знаю, как называется единица языка.

2.Лексика – это все слова языка.

3.Внешняя сторона слова – это его звуковой состав

4. Лексическое значение – внутренняя сторона слова.

5. Лексическое значение слова изучается в разделе «Морфология»

6.Грамматичекое значение слова изучается в разделе «Лексика»

Проверьте свои ответы

-Понравился ли вам урок? Покажите карточку.

Д.З.1) Составить план параграфа и пересказать по этому плану.

2) исследовать:

- какие словари предлагает Интернет?

- какие словари есть в домашней библиотеке?

Рефлексия и самооценка своей работы и работы группы

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность

Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Развитие аналитических способностей, самооценка

Исследовательские навыки

Приложение 1

Знаем

Не знаем

Слово и его значение

Словари – наши помощники

Слово в словаре

Однозначные и многозначные слова

Синонимы

Антонимы

Эпитет

Метафора

Сравнение

Прямое и переносное значение слова

Омонимы

Кластер 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Лексический калейдоскоп".

Данная разработка урока содержит лексический  материал, который может использоваться на уроке рефлексии в 5 классе....

Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)"

Технологическая карта урока русского языка Тема:  Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)Класс: 5 Цели: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и вы...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Причастие и деепричастие" (урок-закрепления)

Представлен урок русского языка по теме "Причастие и деепричастие", на котором во время уроков отрабатываются знания  благодаря ЦОР...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА Тема урока: Русская красавица

В каждом произведении, в каждой картине были отражены традиции русского народа. Люди верили: красота – это добрая оберегающая сила. Поэтому женщины стремились украсить свой костюм. Русскому наци...