Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение" (вводный урок)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Тема: Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)
Класс: 5Б
Цели для ученика:
| Цели для учителя:
| |||||
Форма проведения: комбинированный урок (индивидуальная, групповая, фронтальная работа) | ||||||
Учебник: Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [Л.М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А.Г. Лисицын]. – 5-е издание, испр. – М.: Просвещение, 2015 | ||||||
Опорные понятия, термины: «слово», «лексика», «лексическое значение», «грамматическое значение», «лексикология». | Список ЭОР:
| |||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) | |
1 Мотивация к учебной деятельности 3 минуты | Информатор – организатор Учитель предлагает отгадать загадку: - Отгадайте, что это? Его можно услышать, произнести, записать, затранскрибировать, прошептать, пропеть, нарисовать; им можно приласкать, огорчить, приободрить. Учитель задаёт вопрос: - О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о слове, его значении) Слайд1 | Активное слушание, отгадывание загадки, объяснение, определение темы | Беседа | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера) | Определение темы урока | |
2.Актуализация знаний, целеполагание 5 минут | Учитель организует работу учащихся, формулирует цель учебной деятельности 1) - Что вы знаете о словах? 2) С какими разделами языкознания мы уже знакомы? Найдите соответствия Заполнить таблицу (приложение 1) Учитель предлагает рассказать, что знают по данной теме и что предстоит узнать, изучая лексику. 3)-Замечательный русский писатель К.Паустовский, подчеркивая богатство русского слова, писал… Слайд 2 -Все слова языка образуют его словарный запас или лексику | Активные формы: обсуждение Исследуют, обсуждают, договариваются, заполняют таблицу | беседа | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей | Определили, что уже знают по данной теме, исходя из изученного в начальной школе Выявили, что предстоит изучить в 5 классе | |
3.Содержательный (практическая деятельность) 7 минут Первичное закрепление 7 минут | Учитель предлагает группам выполнить следующие задания: Прочитать статью учебника Записать в тетрадях значение терминов: слово, лексика, лексикология. Для каждого человека очень важно обогащать, пополнять свой словарный запас, узнавать новые слова. Составить в тетрадях кластеры Слайд 3 | Деятельностные формы: Читают, выбирают материал, составляют кластеры, договариваются | Групповая работа Работа с учебником Составление кластеров | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность | Конкретизировали понятия «слово», «лексика», «лексикология». | |
4. Операционно-деятельностный 15 минут | -А как узнать лексическое значение нового, впервые услышанного слова? Послушайте отрывок из стихотворения А.Прокофьева Закат налился темной кровью, И потемнела бирюза Сначала было предгрозовье, Потом как грянула гроза! Значение каких слов вам не знакомо? За помощью обратимся к словарям. Учитель предлагает выполнить упражнения 1. Определить лексическое значение слов АФИША, АФОРИЗМ, БИОГРАФИЯ. Придумать и записать предложения с данными словами. 2Упр.130 стр.61 Определить слова по их лексическому значению, составить предложения. 3 Выписать по два существительных, прилагательных, глагола, указать их лексическое значение. | Активно-деятельностные формы: работают со словарем, записывают словосочетания или предложения в тетрадях; определяют слова по лексическому значению, составляют и записывают предложения в тетрадях; определяют грамматическое значение; | Работа с толковыми словарями Выполнение упражнений | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Планируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Расширение словаря учащихся; развитие речи; опыт работы со словарем; закрепление грамматических понятий; | |
5. Рефлексивный 8 минут | Оцените работу свою: ставим плюс, если отвечаем «Да», минус «Нет» (отвечает каждый ученик) 1.Я знаю, как называется единица языка. 2.Лексика – это все слова языка. 3.Внешняя сторона слова – это его звуковой состав 4. Лексическое значение – внутренняя сторона слова. 5. Лексическое значение слова изучается в разделе «Морфология» 6.Грамматичекое значение слова изучается в разделе «Лексика» Проверьте свои ответы -Понравился ли вам урок? Покажите карточку. Д.З.1) Составить план параграфа и пересказать по этому плану. 2) исследовать: - какие словари предлагает Интернет? - какие словари есть в домашней библиотеке? | Рефлексия и самооценка своей работы и работы группы | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Развитие аналитических способностей, самооценка Исследовательские навыки |
Приложение 1
Знаем | Не знаем |
Слово и его значение Словари – наши помощники Слово в словаре Однозначные и многозначные слова Синонимы Антонимы Эпитет Метафора Сравнение | Прямое и переносное значение слова Омонимы |
Кластер 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Лексический калейдоскоп".
Данная разработка урока содержит лексический материал, который может использоваться на уроке рефлексии в 5 классе....
Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)"
Технологическая карта урока русского языка Тема: Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)Класс: 5 Цели: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и вы...
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Причастие и деепричастие" (урок-закрепления)
Представлен урок русского языка по теме "Причастие и деепричастие", на котором во время уроков отрабатываются знания благодаря ЦОР...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА Тема урока: Русская красавица
В каждом произведении, в каждой картине были отражены традиции русского народа. Люди верили: красота – это добрая оберегающая сила. Поэтому женщины стремились украсить свой костюм. Русскому наци...