План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме.
Предметная:
- формирование умения правильного написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных;
- совершенствование навыков проведения морфемного, словообразовательного анализа слова.
Метапредметная:
- умение определять понятия, создавать обобщения;
- умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное) и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностная:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
-формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mikhaylova_s.p._urok.docx | 76.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Михайлова Светлана Петровна
учитель русского языка и литературы
БОУ г.Калачинска Омской области «Гимназия №1»
План-конспект
урока по русскому языку
УМК: М.М. Разумовская и др. «Русский язык.6класс ».(Дрофа).
Класс: 6а
Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных» (1 урок).
Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме.
Предметная:
- формирование умения правильного написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных;
- совершенствование навыков проведения морфемного, словообразовательного анализа слова.
Метапредметная:
- умение определять понятия, создавать обобщения;
- умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное) и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностная:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
-формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками
- Задачи:
- Познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Н-нн в суффиксах прилагательных».
- Сформировать умения и навыки написания слов с данной орфограммой (уметь находить, писать, обозначать графически).
- Углубить представление учащихся о словообразовательной системе русского языка.
- Сформировать умение осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их, сознательно употреблять на письме.
-Развивать внимание, мышление, речь учащихся.
-Формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму;
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Средства обучения: учебник М.М. Разумовкая . Русский язык. 6 класс, карточки с заданиями, презентация, компьютер, проектор, алгоритм.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать: правило правописания «н- нн в суффиксах прилагательных».
Учащиеся должны уметь: правильно писать прилагательные с изучаемой орфограммой; выделять графически, объяснять правописание; уметь употреблять в речи прилагательные с данной орфограммой.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат этапа |
Организационный момент. | Включение в деловой ритм. Проверка готовности класса к уроку, создание комфортного микроклимата на уроке. Устное сообщение учителя. Эпиграф работы на уроке : «Знания только тогда приносят удовлетворение, когда достигаются собственной мыслью» Критерии оценивания на уроке. | Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. | Формируемые УУД Личностные: действие смыслообразования Коммуникативные: готовность к сотрудничеству |
Актуализация знаний и фиксация затруднений. | На сегодняшнем уроке мы должны повторить все, что узнали о прилагательных .Учитель предлагает учащимся восстановить фразу «В стране прилагательного».
Учитель предлагает образовать имена прилагательные суффиксальным способом от слов Сон Песок Нефть Утка Солома Станция | Учащиеся выполняют задание Записывают слова. Выполняют задание. Сон- сонный Песок- песчаный Нефть- нефтяной Утка - утиный Солома- соломенный. Станция- станционный. Задают вопросы по выполнению заданий, вызвавших затруднения Сверяют со слайдом ответов (приложение№1.) | Личностные: самоопределение. Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: общеучебные: умение строить речевое высказывание в устной форме; логические: анализ объектов с целью восполнение недостающих компонентов. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности. | Учитель просит в выписанных прилагательных выделить суффиксы и ответить на вопрос: Почему в одних словах- н , а в других- нн? Заслушивает и корректирует ответы учащихся, отвечает на их вопросы. Предлагает сформулировать тему урока. Задает вопросы учащимся , обобщает их ответы, подводит с помощью вопросов к формулировке целей и задач урока. Прочитайте тему урока. Как вы думаете, какие цели стоят сегодня перед нами, какие задачи нам нужно решать. Контролирует ответы учащихся и помогает при необходимости в постановке цели и мотивации | Пытаются ответить на вопрос. Формулируют тему урока (Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных). Ставят цель. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель и задачи урока. «Мы узнаем, когда в суффиксах пишется -н-нн. Мы научимся определять и правильно писать- н-нн в суффиксах прилагательных.» | Личностные: действие смыслообразования самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы. |
Изучение нового материала. Мотивация познаватель ной деятельности. | Учитель просит сформулировать проблемный вопрос, который будет решаться на уроке. Учитель предлагает составить план действий по изучению данного вопроса. Организует учащихся к исследованию проблемного вопроса, поиску решения. Задания.
3.Сопоставление выводов, сделанных учащимися, с материалом на слайде (см. в приложении№2) 4.Чтение материала в учебнике стр. 90. Учитель предлагает произвести орфоэпический анализ и морфемный разбор слов ветреный, безветренный. Сделать вывод. Учитель предлагает сделать морфемный анализ слов и сделать вывод, какой суффикс в этих словах.
| Формулируют проблемный вопрос: от чего будет зависеть правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных? Выдвигают гипотезы, обосновывают их. Составляют план. 1) Проанализировать примеры. 2) Сделать выводы. 3)Нарисовать опорные схемы(алгоритмы) 4)Защита опорных схем. 1 группа- слова сон, карман. 2группа - песок, кожа, гусь. 3 группа- лекция, солома. Исследуют проблемный вопрос. Выполняют групповое задание. Защищают алгоритмы. Сравнивают алгоритмы, слушают выступление, делают записи в тетрадях. Анализируют примеры в группах. Делают вывод: В суффиксах - ян, - ан, -ин пиши один Н; В суффиксах –– онн; -енн пиши две НН. Знакомятся с материалом учебника
Проводят морфемный разбор слов безветренный и ветреный; Делают вывод: ветреный произошло от слова ветрить (не от существительного),без-ветренный –от существительного ветер- подчиняется правилу; если есть приставка- пиши –НН. Знакомятся на слайде №2 с информацией о словах-исключениях: оловянный, стеклянный, деревянный; Знакомятся в учебнике со значением суффиксов: - ин – принадлежность живому существу; -ан-, -ян- - материал, из которого сделан предмет; Н – пишется в прилагательных, образованных от существительных, основа которых не оканчивается на Н (зимний – зима) Оценивают работу в группе по оценочным листам. (приложение №5) Выполняют индивидуальную работу: (бессуффиксные прилагательные). Делают морфемный разбор: зелёный, свиной, багряный, бараний, тюлений, фазаний, юный, румяный, буланый, единый, синий; (приложение№3) | Личностные: действие смыслообразования. Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: общеучебные: - выбор наиболее эффективного способа решения проблемы (анализ примеров); - умение структурировать знания; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности. логические: - выдвижение гипотез и их обоснование; - анализ объектов; - выбор оснований и критериев для классификации объектов; - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - решение проблемы, построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
Первичное закрепление. | Учитель направляет, консультирует. | Выполняют типовое упражнение у доски по цепочке (упр.232) | Личностные: действие смыслообразования Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: общеучебные: - умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; -рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Самостоятельная работа (со взамопровер-кой по эталону) .(приложение№4) | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний с целью контроля освоенности материала. Инструктирует учащихся перед выполнением тестирования, просматривает итоги работы, выставленные отметки. | Самостоятельная работа. Решение теста. Прослушивают инструктаж учителя, выполняют тестирование, проводят взаимопроверку, оценивают друг друга Чугун.ая решётка Ветре.ый день Багря.ые закаты Гуси.ый лепки Маши.ое отделение Болезне.ое чувство Дикови.ое происшествие Стари.ые часы Ю.ое лицо Леды.ая гора Холст.ной мешок Петуши.ые бои Жестя.ая коробочка Жизне.ая драма Величестве.ая колонна Лебеди.ая песня. | Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: общеучебные: - поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания. Коммуникативные: - принятие решения и его реализация; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Рефлексия деятельности (итог урока). | Организует рефлексию Анализирует работу класса, дает оценку успешности достижения цели и задач урока. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Я сегодня себя могу похвалить за … сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Оценивают урок (приложение №6) | Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка. Познавательные: рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Домашнее задание. | Инструктирует учащихся. Формулирует задание, комментируя его по необходимости | Анализируют и выявляют степень готовности. Воспринимают информацию, фиксируют задание - упр. 227 или 229 , правило Н и НН в суффиксах прилагательных. | Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности. |
Приложения
слайд – приложение №1.
слайд -(приложение №2)
Слайд- (приложение №3)
слайд -(приложение №4).
(приложение №5)
фамилия | активность | выступление | Помощь другому | лидерство | оценка |
группа |
(приложение№6)
Этап урока | плюс | интересно | минус |
Определение темы | |||
Целеполагание | |||
Исследовательская работа | |||
Выступление групп | |||
Тест | |||
Рефлексия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н -НН в именах прилагательных образованных от существительных
Разработка урока...
интегрированный урок русского языка и литературы "Правописание частицы НЕ с именами существительными" с опорой на рассказ Л.Андреева "Кусака"
Открытый урок русского языка и литературы проводился в 6 классе на базе нашей школы в период моей аттестации. На сайте размещена разработка урока и электронная презентация....
одна и две буквы н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных
материал содержит разработку урока и презентацию к нему на тему " одна и две н в суффиксах прилагательных"...
Конспект-презентация урока русского языка "Закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном".
Конспект - презентация урока русского языка разработан для учащихся коррекционных школ VIII вида 9 класс по учебнику Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. "Русский язык 9 класс", Москва, "Просвещение", 20...
Урок русского языка в 5 классе «Правописание безударных окончаний имен прилагательных»
Конспект урока. Использование системно-деятельностного подхода на урока по ФГОС ООО...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Правописание НЕ с именами прилагательными. Закрепление.(По уч. Рыбченковой)
Урок направлен на закрепление полученных знаний о правописании НЕ с именамии прилагательными....