Н -НН в именах прилагательных образованных от существительных
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ Роговская средняя общеобразовательная школа №4 им. С.В.Пешеходько
Урок русского языка в 6 классе
Подготовила:
Сычева Наталья Анатольевна
п. Роговский 2011 год
16 ноября 2011год
Тема: « н –нн в суффиксах имен прилагательных.»
Тип урока: повторительно – обобщающий
Используемые технологии: элементы технологии дифференцированного и проблемного обучения.
Цели: 1) познавательный аспект: углубить и обобщить знания, полученные при
изучении темы; совершенствование умений писать слова с изученной
орфограммой
2) развивающий аспект: развивать мыслительно – речевую деятельность, память;
3) воспитательный аспект: воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: распечатка текстов, презентация ,творческие работы учащихся.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю всем нам!
II.Фронтальный опрос.
У нас на уроке присутствуют гости, Они вас совсем не знают. Но очень хотят узнать. Подберите слова, которые характеризуют вас. Вы какие ученики? ( умные, настойчивые, упрямые, внимательные).
- Характеризуя себя , вы использовали слова какой части речи? (имена прилагательные)
- А что такое прилагательное? (слова объединенные общим грамматическим значением «признак предмета» и отвечающие на вопросы какая? Какие? и др.)
- Скажите, пожалуйста , а от какой части речи чаще всего образуются имена прилагательные? ( от имен существительных)
- Сколько н может писаться в суффиксах имен прилагательных ( н –нн)
- Когда в именах прилагательных будет писаться НН? (-онн; -енн с основой на Н)
- А когда одна? (-ан –ян –ин)
- О каком пункте правила, мы с вами еще не говорили?
III.Формулирование темы и целей урока. Запись в тетради.
IV. Развитие учебно-языковых навыков.
1. Работа с текстом
Выразительно прочитайте текст. Определите тему и основную мысль данного текста . К какому стилю и типу речи относится данный текст. (Карточки с текстом у каждого ученика). Чтение текста на фоне презентации.
Серебряная сказка
Сколько свежести, бодрости и красоты приносит зима.
В звёздные ночи лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями, пересечёнными звериными тропами.
Много красивого в зиме, но самое прекрасное – иней.
Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Я видел такой иней. Деревья, скворечники, провода – всё было в инее и казалось чудесным. Придорожные былинки превратились в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминали ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки казались таинственными призраками.
Вечерело. Багряное солнце уходило за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ, волны сугробов, но в этот вечерний час красивее всего был пушистый иней. Заря, отполыхав, стала меркнуть, и из-за леса вылез серебряный щит луны, который ярко осветил снег.
А утренний ветер погубил серебряную сказку, но в эту зиму она часто возвращалась, и я навсегда полюбил иней – призрачную и хрупкую красоту русской зимы.
(По Скребицкому…..)
- Докажите, что перед вами текст.
- Назовите тему и основную мысль данного текста. (Тема – зима, основная мысль – красота зимнего леса)
- К какому стилю речи относится (к художественному)
- А к какому типу речи можно отнести текст. (Описание)
Найдите в тексте прилагательные образованные от имен существительных при помощи изученных суффиксов.( Буквы вставлены)
Выбранные слова запишите в два столбика Н – НН
Н НН
Звездные лунные
Звериные сонные
Ледяные торжественным
Серебряный стеклянные
таинственный
утренний
Записываем в тетради, обозначая морфемы.
2.Работа в ТСР стр5 упр3 (со слабыми учениками),сильные выполняют упр4 стр6.
V. Творческие отчеты учащихся. Рисунки, презентации, стихи и др.
VI.Итог урока.
Ученик читает стихотворение: Хоть мы умны не по годам, не всё нам ясно и понятно.
А сколько Н писать в -АН-(-ЯН- ) нас мучит всех невероятно.
Как не верти, как не мудри, но с этим суффиксом при встрече
Сначала внимательно прочти, какая встретилась часть речи.
Для прилагательных давно записано в учёных книжках:
Когда -АН-, -ЯН-, то -Н- одно – и больше никаких излишек.
Румяный Дед Мороз взмахнёт серебряною рукавицей –
Здесь -Н- одно лишь подойдёт, а два тут не годится.
А где два -Н-? Ответ простой: в окне с поверхностью стеклянной,
Где оловянный шпингалет и подоконник деревянный.
Туман одно имеет -Н-, но если город стал туманный,
В основе -Н- и суффикс -Н-, и получается два -Н-.
Из данного списка начала предложений выберите для себя, о чем бы вы хотели сказать в заключение нашего урока.
- Мне понравился урок, потому что…
- Мне урок не понравился, потому что…
- Хочется сказать спасибо….
- Эта тема мне показалась…… , потому что….
- Я ничего не понял из данной темы и поэтому нуждаюсь в ….
Запись д/ з. Упр288; или упр289
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Буквы -н- и -нн- в именах прилагательных, образованных от имен существительных"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных» является мультимедийным обеспечением для проведения урока – получения новых знаний ...
Презентация к уроку "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"...
Конспект урока "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"
Конспект урока русского языка в 6 классе с применением технологии встречных усилий "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"...
План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»
Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания Н и Н...
Тема урока «Буквы н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»
Данная разработка представляет собой технологическую карту открытого урока русского языка по теме «Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных», которая изучается в 6 классе, а также дида...
Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных
Цель урока: выяснить условия написания одной и двух Н в суффиксах прилагательных, сформулировать правило правописания одной и двух Н в суффиксах прилагательных; обозначить основные условия ...
Презентация к дистанционному уроку русского языка в 6 классе по теме "Буквы НН и Н в именах прилагательных, образованных от имен существительных"
Презентация к дистанционному уроку русского языка в 6 классе по теме "Буквы НН и Н в именах прилагательных, образованных от имен существительных"...