одна и две буквы н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
материал содержит разработку урока и презентацию к нему на тему " одна и две н в суффиксах прилагательных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n_i_nn_v_suffiksakh_prilagatelnykh.zip | 291.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6-м классе
Программа для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-9 классы
(М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. - М.: Просвещение. 2008)
Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных (закрепление)
Цели урока:
Образовательная: формировать навык написания Н-НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных.
Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; речевые умения;
Воспитывающая: воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету;
Оборудование: презентация, цветные карандаши, цветные карточки для проведения рефлексии, техническое оборудование урока – компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На экране написаны ряды слов /слайд №2/:
1)лед...ход, осе...ий, лед...кол;
2) юго(западный), серебр...ный, темно(зеленый);
З) пол(листа), пол(апельсина), утре...ий;
4) ..., ..., ....
Учитель. Прочитайте ряды слов. Внимательно их рассмотрите. Сформулируйте свое задание.
Из каждого ряда надо исключить лишнее слово. Исключенные слова написать в четвертую строку. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки:
Учитель. Какое слово можно исключить из первого ряда? Почему?
Из первого ряда можно исключить слово осенний. Это прилагательное, образованное от имени существительного осень с помощью суффикса н. В слове осенний пишутся две буквы н. Слова ледоход и ледокол - сложные имена существительные. В них пишется соединительная гласная о.
Учитель. Какое слово лишнее во втором ряду?
Во втором ряду лишнее слово серебряный. Это простое прилагательное, образованное от существительного серебро, с помощью суффикса -ян. В слове серебряный пишется одна буква н. Юго-западный, темно-зеленый – сложные прилагательные. Они пишутся через дефис.
Учитель. Что можете сказать о третьем ряде слов?
в третьем ряду лишнее слово утренний. Это прилагательное, образованное от существительного утро с помощью суффикса -енн. Суффикс -енн пишется с двумя н. Прилагательные пол-листа и nол-аnельсина пишутся через дефис.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Прочитайте слова, которые вы написали в четвертом ряду. Назовите их главный общий грамматический и орфографический признак. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Слова осенний, серебряный, утренний - это имена прилагательные, образованные от имен существительных, в которых пишется н и нн. Значит тема сегодняшнего урока - «Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных».
Тема высвечивается на экране / слайд №3/
Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.
1) Повторить... ;
2) учиться ... ;
3) находить в …
Цель урока: повторить правило о правописании н и нн в прилагательных, образованных от существительных; учиться писать имена прилагательные с н и нн; находить эти прилагательные в тексте
3. Актуализация знаний учащихся
Учитель. Давайте составим опорный алгоритм, который поможет вам лучше применять правило. /слайд №5/
Учитель. Главное в работе над алгоритмом – убедить учащихся набраться терпения и ничего не пропускать, приучаться к последовательности действий. Учащиеся записывают в тетрадях по ходу объяснения, в каких суффиксах пишется н-нн.
4. Тренировочные упражнения
Упражнение 1 /слайд №6/
Кожа(н,нн)ый портфель; бесчисле(н,нн)ые стаи; лимо(нн,н)ый напиток; жестя(нн,н)ая кружка; мысле(нн,н)ый взор; тыкве(нн,н)ое семя; торфя(нн,н)ые болота; мыши(нн,н)ый писк; песча(нн,н)ый берег; тума(нн,н)ый день; стекля(нн,н)ый шар; глиня(нн,н)ая ваза; были(нн,н)ый герой; голуби(нн,н)ое семейство.
Учитель. Внимательно рассмотрите упражнение. Сформулируйте свое задание. Не забывайте о теме урока.
Нужно списать словосочетания, правильно раскрывая скобки, обозначая условия выбора –н- или –нн-.
Учитель. Кроме того, словосочетания в которых употреблены прилагательные с одной н выписывает первый вариант, а слова с двумя н – второй.
Ученики выполняют задание с последующей проверкой. /слайд №7/ Повторяют правило о правописании н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных.
Кожаный портфель бесчисленные стаи
жестяная кружка былинный герой
торфяные болота лимонный напиток
мышиный писк мысленный взор
песчаный берег тыквенное семя
глиняная ваза туманный день
голубиное семейство стеклянный шар
Учитель. Разговор о правописании н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных, мы продолжим во время синтаксической пятиминутки
- Запишите предложение (отрывок из стихотворения С.Есенина). (1 учащийся работает у доски с объяснением написания слов )
Свет луны таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
— Какова основная мысль этого предложения? (Любовь к родине)
— Объясните лексическое значение слова «отчий». (Родной)
— Выделите грамматическую основу этого предложения, составьте схему.
Физкультминутка.
Упражнение 3/слайд №8/
На экране – запись. Давайте прочтём текст и скажем, какое будет задание
Лес.
Как хорош лес осенью! С синего неба посылает солнце прощальные дружественные лучи. Воздух свеж. Землю покрывает разноцветный ковер из ярко-жёлтых, оранжевых и багрянных листьев. Красивы деревья в золотом лиственном наряде.
Тихо в лесу. Не услышишь осенью соловьинных песен. Птицы улетели в далёкие страны. Только воробьиное чириканье изредка нарушит царственный покой.
Прекрасен лес и в зимний морозный день! Серебрянный иней украсил ветки деревьев. Необыкновенный убор блестит и искриться на солнце. Пушистый снежок покрыл все тропинки. Торжественная тишина стоит в лесу в безветреный день.
Прелестен и летом лес! Не пестрым, а зеленым травяным ковром устлана земля. Сквозь шелковистую траву глядят голубые, словно искусственные, колокольчики, выглядывают розовые кошачьи лапки. Но самая красивая в лесу величественая береза.
Найдите ошибку
Задание: в приведенном ниже тексте допущено 5 орфографических ошибок на правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Найдите ошибки и устраните их. (У всех перед глазами этот текст на карточках)
Лес.
Прекрасен лес и в зимний морозный день! Серебряный иней украсил ветки деревьев. Необыкновенный убор блестит и искриться на солнце. Пушистый снежок покрыл все тропинки. Торжественная тишина стоит в лесу в безветренный день.
Взаимопроверка. /слайд №9/ Учащиеся меняются своими листочками с соседом по парте и проверяют работу. На экране правильный вариант.
Упражнение 4
- Есть ли в нашем Воробьёвском районе леса? А как они называются?
(Высокий, Солёный, Матюшин, Правилов)
- А слово «солёный» будем писать с двумя н или с одной?
С одной.
- Есть ещё прилагательные, которые пишутся с одной буквой н. Посмотрите на слова, данные на полях учебника на странице 31. Давайте их прочитаем. Правописание этих слов нужно запомнить:
зелёный, синий, багряный, пряный, свиной, юный, бараний, фазаний, румяный, тюлений, павлиний.
В них буква н входит в состав корня, поэтому в словах пишется одно н.
(Учащиеся записывают эти слова в тетрадь.)
- Составьте словосочетание с одним из этих слов: существительное + прилагательное в Предложном падеже, в мужском роде, в единственном числе.
- Какие из этих прилагательных обозначают цвет?
Упражнение 5 «Цветной диктант». /слайд №10/
Перед вами на листах фигура, разделённая на секторы. Слушайте внимательно те слова, которые я буду диктовать, если в слове пишется н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если нн– красным.
- Ледяная скульптура
- Былинный богатырь
- Деревянный стол
- Ржаной хлеб
- Румяное яблоко
- Авиационный полет
- Клюквенный сок
- Кожаная куртка
1 2 | 4 3 | 5 6 | 8 7 |
Проверка. (рис. на экране)/слайд №11/
Учитель. Что показал нам этот диктант?
Этот диктант показал нам, как хорошо усвоена тема «Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных»
5. Итог урока
Учитель. Вспомните цель нашего урока. Оцените как мы ее выполнили.
Расскажите правило о правописании н и нн В именах прилагательных, образованных от имен существительных.
Ответы детей.
Учитель объясняет домашнее задание. Оценивает работу учащихся на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Современная концепция образования требует от учителя перехода от традиционных систем обучения на новые технологии. Наша задача – дать не систему знаний, умений и навыков, а набор современных ключевых ...
Презентация " Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных".
Знакомство учащихся с правописанием одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных....
Открытый урок в 6 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"
Конкурс педагогических достижений 2012-2013 учебный годНоминация «Открытие года»II этап «Уроки в незнакомом классе»Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»Тип урока: изу...
Конспект урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»
Данный конспект урока предназначен для 6 класса, используется учебник "Русский язык" М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Урок сопровождается компьютерной презентацией, п...
Урок русского языка в 6 классе по теме " Правописание одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"
Урок предназначен для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений, работающих по программе С.И.Львовой. Данный материал может быть использован и учителем русского языка и литературы .Учитель на д...
Урок русского языка в 6 классе « Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Методическая разработка урока нацелена на ознакомление учащихся с условиями написания одной и двух - н - в суффиксах прилагательных; на развитие навыков самостоятельной работы, мыслительных опер...