Урок русского языка в 5 классе «Правописание безударных окончаний имен прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока. Использование системно-деятельностного подхода на урока по ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pravopisanie_okonchaniy_prilagateltnyh.doc | 51.5 КБ |
russkiy_yazyk_otkrytyy_urok.ppt | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 117
г. Снежинск
Урок русского языка в 5 классе
«Правописание безударных окончаний имен прилагательных»
Учитель русского языка и литературы
Басюк Наталия Сергеевна
2016 год
Тема: «Правописание безударных окончаний имен прилагательных»
Цели:
- (направленные на достижение предметных результатов обучения) добиваться усвоения правильного способа действия при выборе безударного окончания прилагательного
- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы, знакомство с профессией журналиста; воспитание любви к родному краю.
- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности
Оборудование: толковый словарь С. Ожегова, тесты, карточки для словарного диктанта, проектор, компьютер, презентация
Тип урока: открытие нового знания.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый
Начинается урок!
На гостей все посмотрели,
Поздоровались и сели.
- Добрый день. Я рада нашей встрече на уроке русского языка.
-Но сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.
– Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.) (Слайд 1)
– В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова. Какой словарь нам поможет в этом? Обратимся к толковому словарю Ожегова.
(Работа со словарем)
ЖУРНАЛИСТ - литературный работник, занимающийся журналистикой.
ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.) (Слайд 2)
Итак, мы начинаем.
II. Введение в тему урока.
Прежде, чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать. Проверим, насколько хорошо вы владеете изученным материалом. Проведем тестовую работу по изученному материалу по теме «Имя прилагательное»
(Работа в парах)
Посмотрите на тесты, которые у вас на столах. Выполните его совместно, а букву правильного ответа записывайте в клеточки, начерченные внизу.
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.
- Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет с) признак предмета в) действие предмета
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное?
т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? каков? чей?
- Как определить род прилагательного?
м) по вопросу л) по существительному, с ним связанному.
- Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.
- Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным н) второстепенным
- Какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?
а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый
- С чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.
- Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".
а) проводка и) вода е) уводить
- Прилагательное это:
о) часть слова и) член предложения е) часть речи.
-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение)
-Что такое склонение? (Изменение по падежам и числам)
-Какой цели достигли, выполняя тест? (Отгадали ключевое слово и повторили всё об имени прилагательном).
III. Формулировка темы и целей урока.
-Ориентируясь на ключевое слово, сформулируйте тему нашего урока.
-Какая морфема изменяется при склонении?
-Сегодня мы поговорим не столько о склонении, сколько о правописании безударных окончаний имен прилагательных (Слайд 3).
-Какие задачи мы сегодня поставим на уроке? (научиться правильно писать окончание прилагательных)
Запишем тему.
-В конце урока каждый из вас должен определить и закончить предложение
Мне было интересно…
Я сегодня понял,…
Мне было трудно…
IV. Словарно-орфографическая минутка.
Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удается вам - проверим.
(индивидуальная самостоятельная работа)
Побывать на спектакл.., участвовать в экспедиции.., работать на стройк.., подъехать к насып.., добраться до палатк.., гулять по алле.., выступать на собрании…., пробираться по тропинк.., писать в тетрад.., писать в тетрадк.. (Слайд 4).
Оцените свою работы по следующим критериям:
нет ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2-3 ошибки – «3»
4 и более ошибок – «2»
(Взаимопроверка) (Слайд 5).
V. Изучение нового материала.
На доске написаны словосочетания.
На чист..м небе, весенн..м утром (Слайд 6).
– Как вы думаете, почему пропущены буквы в словах? (Здесь можно выбрать разные буквы: е/и, есть орфограмма.)
– Как проверить написание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных?
Ученики выдвигают гипотезы.
- Давайте определим последовательность наших действий (составим алгоритм) (Слайд 7).
- Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (По вопросу).
VI. Закрепление изученного, применение знаний на практике
По небу син…, звёздн…
Под снегом свеж…, пушист…
В листву зелён…, весен… (Слайд 8).
– Журналист внимательно слушает собеседника, запоминает, записывает основную мысль. Будьте внимательными собеседниками.
Работа в парах.
Светит… солнышко. … снег остался только в тени. На …озёрах треснул лёд. Журчат… шумные ручьи. На берёзах надулись … почки.
Слова для справок: яркое, шумные, рыхлый, маленькие, лесных.(Слайд 9).
- О каком времени года говорится в этом тексте? Слова какой части речи делают текст выразительным, ярким? Назовите тип речи, эпитеты.
Физкультминутка.(Слайд 10)
2. Работа с учебником
– Журналист должен уметь работать с разной литературой, с разными источниками информации. Наш неизменный помощник и источник информации – учебник. Откройте учебник на странице 284. (Слайд 11).
Возьмите на заметку!
-Занимательная лингвистика.
. Укажите лишнее слово (подсказка: произношение)
Синего, большого, немного, прекрасного.
Прилично, привычно, скучно, отлично
Строго, старого, берлога, дорога (Слайд 12)
– Журналист должен уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Сейчас работа самостоятельная. Каждый из вас имеет карточку, где даны словосочетания прил+сущ. У прилагательных пропущено окончание, записываете словосочетания в тетрадь через запятую, вставляете окончание, выделяете его, определяете падеж.
с весёл.. плеском
на песчан.. берег
бел.. пену
на горяч.. песке
без обычн.. шума
на свеж… воздухе
больш… снегопада
в дремуч… лесу
о свеж… траве
-Хочу обратить ваше внимание на правописание окончаний прилагательных после шипящих. Что вы заметили при написании таких слов?
На свежем воздухе, большого снегопада, в дремучем лесу, о свежей траве (Слайд 13)
-Упражнение 807 (определить тему, тип речи, стиль) (Слайд 14).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Журналист – литературный работник, занимающийся журналистикой. Журналистика – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.)
Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
побывать на спектакл… участвовать в экспедици… работать на стройк… подъехать к насып… добраться до палатк… гулять по алле… выступать на собрани… пробираться по тропинк… писать в тетрад… писать в тетрадк…
Побывать на спектакл е Участвовать в экспедици и Работать на стройк е Подъехать к насып и Добраться до палатк и Гулять по але е Выступать на собрани и Пробираться по тропинк е Писать в тетрад и Писать в тетрадк е Нет ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2-3 ошибки – «3» 4 и более – «2»
На чист…м небе Весенн…м утром о и
Алгоритм проверки падежных окончаний прилагательных
По небу син…, звёздн… Под снегом свеж…, пушист… В листву зелён…, весенн…
Светит ……. солнышко. ……. снег остался только в тени. На ……. озёрах треснул лёд. Журчат .……. ручьи. На берёзах надулись ………. почки.
физкультминутка
Работа с учебником Страница 284 (прочитайте правило)
Занимательная лингвистика Укажите лишнее слово (подсказка: произношение) Синего, большого, немного, прекрасного Прилично, привычно, скучно, отлично Строго, старого, берлога, дорога
Запомните! на свеж е м воздухе, больш о го снегопада, в дремуч е м лесу, о свеж е й траве. Вывод: После шипящих под ударением – о, без ударения - е
Домашнее задание Параграф 104, упражнение 807 (задание 2) Упражнение 807 (определить тему, тип речи, стиль)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правописание безударных окончаний имен прилагательных»
«Правописание безударных окончаний имен прилагательных»Аннотация. Интегрированный урок проводится по предметам «Русский язык», «Элементарная компьютерная грамотность», «История и культура С...
Урок русского языка на тему: "Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже"
Цели:Обобщить знания об окончаниях существительных 1, 2 и 3- го склонения в дательном падеже.Развивать навык правописания имён существительных в родительном падеже, развивать творческое мышление...
Конспект урока в 6-м классе по русскому языку «Закрепление по теме «Безударные окончания имён прилагательных»
На данном уроке закрепляются умение правильно и осознанно проверять написание родовых окончаний имён прилагательных; умение разбирать прилагательное как часть речи. А так же решаются коррекционно-разв...
Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс
Урок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия для усвоения учебного материала, развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно...
Урок русского языка по теме "Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова" 5 класс
данныйй конспект урока предназначен для использования с сопровождением интерактивной доски и сервиса Wordwall...
Конспект урока по предмету «Русский язык» по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных 3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах в единственном числе», 6 класс, 2019г., для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Конспект урока по предмету «Русский язык» по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных 3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах в единственном числе...
Разработка урока "Правописание безударных окончаний имен прилагательных" (урок повторения темы на основе применения ЭОР и самостоятельной деятельности учащихся).
Урок повторения темы "Правописание безударных окончаний имен прилагательных" на основе ЭОР и самостоятельной деятельности учащихся....