Урок русского языка в 5 классе «Правописание безударных окончаний имен прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Басюк Наталия Сергеевна

Конспект урока. Использование системно-деятельностного подхода на урока по ФГОС ООО

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 117

г. Снежинск

Урок русского языка в 5 классе

«Правописание безударных окончаний имен прилагательных»

Учитель русского языка и литературы

Басюк Наталия Сергеевна

2016 год


Тема: «Правописание безударных окончаний имен прилагательных»

Цели:

- (направленные на достижение предметных  результатов обучения) добиваться усвоения правильного способа действия при выборе безударного окончания прилагательного

- (направленные на достижение метапредметных  результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы, знакомство с профессией журналиста; воспитание любви к родному краю.

- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности

Оборудование: толковый словарь С. Ожегова, тесты, карточки для словарного диктанта, проектор, компьютер, презентация

Тип урока: открытие нового знания.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый

Начинается урок!

На гостей все посмотрели,

Поздоровались и сели.

- Добрый день.  Я рада нашей встрече на уроке русского языка.  

-Но сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.

– Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.) (Слайд 1)

– В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова. Какой словарь нам поможет в этом? Обратимся к толковому словарю Ожегова.

(Работа со словарем)

ЖУРНАЛИСТ - литературный работник, занимающийся журналистикой.

ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.) (Слайд 2)

Итак, мы начинаем.

II. Введение в тему урока.

Прежде, чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать. Проверим, насколько хорошо вы владеете изученным материалом. Проведем тестовую работу по изученному материалу по теме «Имя прилагательное»

(Работа в парах)

Посмотрите на тесты,  которые у вас на столах. Выполните его совместно, а букву правильного ответа записывайте в клеточки, начерченные внизу.

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

  1. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет        с) признак предмета          в) действие предмета

  1. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что?  л) что делает? что сделает?    к) какой? каков? чей?

  1. Как определить род прилагательного?

м) по вопросу         л) по существительному, с ним связанному.

  1. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) –ая, -яя        о) –ое, -ее      и) –ый, -ий, -ой.

  1. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным          н) второстепенным

  1. Какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?

а) вежливый       е) аккуратный          о) хлопотливый

  1. С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным          т) с глаголом           с) с наречием.

  1. Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".

а) проводка         и) вода         е) уводить

  1. Прилагательное это:

о) часть слова           и) член предложения          е) часть речи.

-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение)

-Что такое склонение?  (Изменение по падежам и числам)

-Какой цели достигли, выполняя тест? (Отгадали ключевое слово и повторили всё об имени прилагательном).

III. Формулировка темы и целей  урока.

-Ориентируясь на ключевое слово, сформулируйте тему нашего урока.

-Какая морфема изменяется при склонении?

-Сегодня мы поговорим не столько о склонении, сколько о правописании безударных окончаний имен прилагательных (Слайд 3).

-Какие задачи мы сегодня поставим на уроке? (научиться правильно писать окончание прилагательных)

Запишем тему.

-В конце урока каждый из вас должен определить и закончить предложение

 Мне было интересно…

Я сегодня понял,…

Мне было трудно…

IV. Словарно-орфографическая минутка.

Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удается вам - проверим.

(индивидуальная самостоятельная работа) 

Побывать на спектакл.., участвовать в экспедиции.., работать на стройк.., подъехать к насып.., добраться до палатк.., гулять по алле.., выступать на собрании…., пробираться по тропинк.., писать в тетрад.., писать в тетрадк.. (Слайд 4).

Оцените свою работы по следующим критериям:

нет ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2-3 ошибки – «3»

4 и более ошибок – «2»

      (Взаимопроверка) (Слайд 5).

V. Изучение нового материала.

На доске написаны словосочетания.

На чист..м небе,  весенн..м утром (Слайд 6).

– Как вы думаете, почему пропущены буквы в словах? (Здесь можно выбрать разные буквы: е/и, есть орфограмма.)

– Как проверить написание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных?

Ученики выдвигают гипотезы.

- Давайте определим последовательность наших действий (составим алгоритм) (Слайд 7).

- Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных?                  (По вопросу).

VI. Закрепление изученного, применение знаний на практике

По небу син…, звёздн…

Под снегом свеж…, пушист…

В листву зелён…, весен…   (Слайд 8).

– Журналист внимательно слушает собеседника, запоминает, записывает основную мысль. Будьте внимательными собеседниками.

Работа в парах.

Светит… солнышко.  … снег остался только в тени. На …озёрах треснул лёд. Журчат… шумные ручьи. На берёзах надулись … почки.

Слова для справок: яркое, шумные, рыхлый, маленькие, лесных.(Слайд 9).

- О каком времени года говорится в этом тексте? Слова какой части речи делают текст выразительным, ярким? Назовите тип речи, эпитеты.

          Физкультминутка.(Слайд 10)

2. Работа с учебником

– Журналист должен уметь работать с разной литературой, с разными источниками информации. Наш неизменный помощник и источник информации – учебник. Откройте учебник на странице 284. (Слайд 11).

 Возьмите на заметку!

-Занимательная лингвистика.

. Укажите лишнее слово (подсказка: произношение)

Синего, большого, немного, прекрасного.

Прилично, привычно, скучно, отлично

Строго, старого, берлога, дорога (Слайд 12)

– Журналист должен уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Сейчас работа самостоятельная. Каждый из вас имеет карточку, где даны словосочетания прил+сущ. У прилагательных пропущено окончание, записываете словосочетания в тетрадь через запятую, вставляете окончание, выделяете его, определяете падеж.

с весёл.. плеском
на песчан.. берег
бел.. пену

на горяч.. песке
без обычн.. шума

на свеж… воздухе

больш… снегопада

в дремуч… лесу

о свеж… траве

-Хочу обратить ваше внимание на правописание окончаний прилагательных после шипящих. Что вы заметили при написании таких слов?

На свежем воздухе, большого снегопада, в дремучем лесу, о свежей траве (Слайд 13)

-Упражнение 807 (определить тему, тип речи, стиль) (Слайд 14).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Журналист – литературный работник, занимающийся журналистикой. Журналистика – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.)

Слайд 3

Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Слайд 4

побывать на спектакл… участвовать в экспедици… работать на стройк… подъехать к насып… добраться до палатк… гулять по алле… выступать на собрани… пробираться по тропинк… писать в тетрад… писать в тетрадк…

Слайд 5

Побывать на спектакл е Участвовать в экспедици и Работать на стройк е Подъехать к насып и Добраться до палатк и Гулять по але е Выступать на собрани и Пробираться по тропинк е Писать в тетрад и Писать в тетрадк е Нет ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2-3 ошибки – «3» 4 и более – «2»

Слайд 6

На чист…м небе Весенн…м утром о и

Слайд 7

Алгоритм проверки падежных окончаний прилагательных

Слайд 8

По небу син…, звёздн… Под снегом свеж…, пушист… В листву зелён…, весенн…

Слайд 9

Светит ……. солнышко. ……. снег остался только в тени. На ……. озёрах треснул лёд. Журчат .……. ручьи. На берёзах надулись ………. почки.

Слайд 10

физкультминутка

Слайд 11

Работа с учебником Страница 284 (прочитайте правило)

Слайд 12

Занимательная лингвистика Укажите лишнее слово (подсказка: произношение) Синего, большого, немного, прекрасного Прилично, привычно, скучно, отлично Строго, старого, берлога, дорога

Слайд 13

Запомните! на свеж е м воздухе, больш о го снегопада, в дремуч е м лесу, о свеж е й траве. Вывод: После шипящих под ударением – о, без ударения - е

Слайд 14

Домашнее задание Параграф 104, упражнение 807 (задание 2) Упражнение 807 (определить тему, тип речи, стиль)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание безударных окончаний имен прилагательных»

«Правописание безударных окончаний имен прилагательных»Аннотация. Интегрированный урок проводится по предметам «Русский язык», «Элементарная компьютерная грамотность», «История и культура С...

Урок русского языка на тему: "Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже"

Цели:Обобщить знания об окончаниях существительных 1, 2 и 3- го склонения в дательном падеже.Развивать навык правописания имён существительных в родительном падеже, развивать творческое мышление...

Конспект урока в 6-м классе по русскому языку «Закрепление по теме «Безударные окончания имён прилагательных»

На данном уроке закрепляются умение правильно и осознанно проверять написание родовых окончаний имён прилагательных; умение разбирать прилагательное как часть речи. А так же решаются коррекционно-разв...

Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс

Урок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия  для усвоения учебного материала,  развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно...

Урок русского языка по теме "Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова" 5 класс

данныйй конспект урока предназначен для использования с сопровождением интерактивной доски и сервиса Wordwall...

Конспект урока по предмету «Русский язык» по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных 3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах в единственном числе», 6 класс, 2019г., для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Конспект урока по предмету «Русский язык» по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных 3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах в единственном числе...

Разработка урока "Правописание безударных окончаний имен прилагательных" (урок повторения темы на основе применения ЭОР и самостоятельной деятельности учащихся).

Урок повторения темы "Правописание безударных окончаний имен прилагательных" на основе ЭОР и самостоятельной деятельности   учащихся....