Технологическая карта урока русского языка "Секреты художественного слова".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС "Секреты художественного слова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_peterburg.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия
Предмет | Русский язык | Класс | 6 | ||
Тема урока | Секреты художественного слова. | ||||
Количество часов | 1 час | ||||
Цель урока | Организовать условия и среду, комфортную для развития речи учащихся, обобщения и систематизации знания о художественном стиле речи. | ||||
Задачи урока | Обучающие: определение функций художественного стиля, роли выразительных средств в нем. Развивающие: развитие речи, мышления, внимания, наблюдательности, умения анализировать. Пробудить внутреннюю мотивацию на ведение здорового образа жизни. Воспитательные: воспитание правил говорения; повышение уровня познавательного интереса к изучению русского языка; формирование у учащихся представления о здоровом образе жизни, стойкого неприятия вредных привычек. | ||||
Тип урока: | урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений, подготовка к сочинению-описанию в художественном стиле | ||||
Планируемые образовательные результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Предметные результаты 1)систематизация и обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках развития речи; умение применять знания о тексте; 2)совершенствование коммуникативных умений и творческих способностей; 3) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение нормам языка и их использованию в речи; 4)обучать навыкам культуры речи и речевого общения; 5)обучать лингвистическому и содержательному анализу текста: - учить соотносить выбор языковых средств, использованных в тексте; - определить систему языковых средств, использованных в тексте; | 1)развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания и чтения; 2)развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи; 3)эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, литературы и т.д. 4)развивать творческие возможности школьников. Включать учащихся в творческую деятельность, результатом которой будут их сочинения. 5)развивать умение использовать знания по истории города на уроках русского языка. | 1)формировать нравственные представления учащихся; формирование целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нём. 2)повышать познавательный интерес учащихся, проявляемый в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время; 3)воспитывать уважительное и бережное отношение к своему городу, к людям, живущим в нём, к памятникам архитектуры; | |||
Решаемые учебные проблемы | Закрепление имеющихся знаний по теории литературы, развитию речи; развитие понятий: текст, типы речи, стили речи; формирование орфографической и пунктуационной зоркости учащихся; диалог о Петербурге. | ||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ | |||||
Микроцель этапа урока | Ход занятия | Деятельность учащихся | Комментарии | ||
I. Организационный этап | |||||
Цель: Включение в деятельность | Учитель приветствует учащихся |
| |||
II. Элемент неожиданности. | |||||
Цель: определение содержательных рамок урока | Учитель выставляет на стол макет корабля – что это? Вы правы: изготовив в Воронеже корабли и спустив их в воды Невы, Слайд 1 Петр принимает решение: Городу быть! Символ этот парит над Санкт - Петербургом в любое время года, во всякий час дня и ночи, в дымке тумана, снежных вихрях и дождевых струях – этот золотой кораблик на шпиле Адмиралтейства. Сколько восторженных слов, поэтических строк написано о Петербурге. | Ученики назовут и Воронеж, и Петербург, и ПетраI | |||
V. Выразительное чтение наизусть (или аудиозапись) | |||||
Цель: Выразительное чтение | Слайд 2 Люблю тебя, Петра творенье… Это Пушкин, ребята! Александр Сергеевич Пушкин! Отрывок из поэмы «Медный всадник», с которой вы непременно познакомитесь на уроках литературы. | Читает заранее подготовленная ученица | |||
Постановка цели и задач урока. | |||||
Этот кораблик будет символом и нашего урока! Слайд 3 . Тема урока «Секреты художественного слова». | |||||
III. Словарная работа | |||||
Изобразить Романы, повести, рассказы, стихотворения, поэмы, басни Художественность, Образность, Эмоциональность Средства выразительности речи
Мы будем описывать фотоиллюстрацию. | Вставляют буквы, затем объясняют правописание, показывая результаты магнитными карточками | ||||
IV. Проблемный диалог. | |||||
Цель: Обогащение активного и пассивного словаря | Как думаете: в каком стиле это сделать лучше всего? А попробуйте, используя словарный диктант, дать определение художественного стиля? - Он помогает создать художественные образы, без которых нельзя написать рассказ, повесть, стихотворение. - Создавая художественные образы, автор воздействует на читателя – учит нас быть добрыми, отзывчивыми, любить природу, чувствовать красоту родного языка. - Чтобы сильнее воздействовать на читателя, сделать произведение ярким, выразительным, автор использует средства выразительности, например метафоры | Дети рассказывают о художественном стиле | |||
VI. Повторение теории литературы(художественно-выразительные средства) | |||||
Цель: Выявление места и причины затруднения Построение проекта выхода из затруднения | Начнем с повторения теории - Индивидуальные задания (на компьютере) получают 2 человека: определить художественно-выразительные средства в строчках о городе на Неве. 1. Санкт-Петербург - гранитный город… (Эпитет.) 2. Звезды падают с неба К миллиону миллион. (Гипербола.) 3. Всюду бело и пусто, Снегом все замело, И так весело-грустно… (Оксюморон.) 4. Где небосвод давно распорот Адмиралтейскою иглой! (Метафора.) 5. Два факела, как две звезды, Горят, чтоб освещались волны Моей сверкающей Невы (Сравнение.) Проект-рассказ «Моя встреча с Петербургом» | Записывают ответы
Два ученика готовятся представить свой проект-рассказ | |||
VII. Определение художественно-выразительных средств. | |||||
Цель: Систематизация знаний о выразительных средствах речи | В это время каждая группа выполняет одно из этих заданий и находит свои примеры из строк стихотворений. | Ответы по карточкам Группы дают ответ и приводят свои примеры. | |||
VIII . Физкультминутка | |||||
Цель: Забота о здоровье учащихся. | Офтальмотренажёр (в кабинете – он размещён стационарно) | Занятие проводят дежурные учащиеся | |||
IX. Проекты «Встреча с Петербургом» | |||||
Цель: Творческий отчет по проекту
| Проект и презентация ( по ним даются задания по группам) 1 группа – художники 2 группа – математики 3 группа – историки 4 группа – архитекторы | Выступление заранее подготовленного ученика. Рисуют, каким они представляют город. Город в цифрах. С какими историческими событиями связано имя города. Из пазлов строят мост | |||
X.Ситуация неожиданности | |||||
Цель: Активизация учебной деятельности | Учитель роняет цветные карандаши (роль цветовых прилагательных в описании картины) | Дети поднимают и дают карандаш каждой группе | |||
XI. Проблемный вопрос | |||||
Цель: Умение рассуждать и делать выводы | Какие цветовые прилагательные чаще других используются при описании картин или фотоиллюстраций. | Дети должны назвать сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета. | |||
ХII. Творческая работа | |||||
Цель: Развитие воображения, творческого мышления. Умение слушать другого. | Выполняется в группах и индивидуально
Игра "Соревнование с поэтом". Введите в стихотворение свои художественные средства Здесь воздух будто бы искрится, Асфальт от листьев золотой, А солнцу хочется умыться Студеной невскою водой. Еще мгновенье и потонет Октябрьский медленный закат.... С. Скаченков
Игра "Я - писатель!" Дети получают прозаический текст на карточках (с пропусками). Нева одарила Петербург особой мощью, широким дыханием, пространственным размахом, гордой морской душой, величественной красотой. | Выполнение творческого задания. получают карточки со стихотворением (с пропусками). получают прозаический текст на карточках (с пропусками). | |||
ХIII. Составление рабочего материала | |||||
Цель: Умение систематизировать материал, оформлять устную речь в письменную | Вспомнив рассказы и ответы своих товарищей, используя свои знания, подбираем рабочий материал: Река Город (здания) Небо Сфинкс | Дети записывают эпитеты, сравнения, метафоры, составляют короткие предложения, Проговаривают из в классе. | |||
ХIV. Задание на дом. | |||||
Цель: нацелить на выполнение творческого домашнего задания | Написать сочинение в художественном стиле «Город на Неве» или сочинение-описание в художественном стиле иллюстрации или выполнить упражнение 52. | Дети сами выбирают задание | |||
ХV. Рефлексия | |||||
Цель: Подведение итогов урока, оценка своей деятельности на уроке. | Дал ли вам что-то сегодняшний урок? Урок подошёл к концу! Он знаний прибавил? Ответы нашёл? Мы стали умнее? Мы стали дружнее? У нас появилась мечта? Какая? Спасибо за урок! | Ученики высказывают свои мнения по уроку. Подошёл? Прибавил! Нашёл! Да! Да! Да! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Технологическая карта урока русского языка в 11 классе «От практики анализа художественного текста к сочинению на ЕГЭ»
Урок развития речи в 11 классе...
Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение" (вводный урок)
Урок русского языка (5 класс)....
Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)"
Технологическая карта урока русского языка Тема: Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)Класс: 5 Цели: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и вы...
Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".
Тема урока: Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах. Презентация.Цель урока: познакомить учащихся с понятием &laq...
Конспект и технологическая карта урока русского языка "Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах."
Урок русского языка в 8 классе....
Технологическая карта урока русского языка "Устаревшие слова"
Урок русского языка в 6 классе по УМК Ладыженской. Подходит также к другим УМК в рамках программы....